Инвестиции в России
В течение нескольких десятилетий тема инвестирования активно обсуждается. Считается, что средства иностранных государств способны улучшить ситуацию с занятостью населения. Попробуем разобраться, насколько важны вложения других стран в отечественную экономику, приносят ли они пользу, и какие шаги необходимо предпринять для роста инвестиций.
Что понимают под инвестициями
Инвестиции – это капиталовложения на длительный срок в различные отрасли, с целью получения прибыли. В зависимости от источника принят выделять следующие виды:
- государственные, выделяемые из средств бюджета;
- частные, поступающие от отдельно взятого лица или фонда;
- производственные, которые направлены на развитие индустрии;
- интеллектуальные (вложения в человеческий капитал);
- иностранные, поступающие из-за рубежа.
Однако это не просто финансовый инструмент. Значимость инвестиций для экономики гораздо выше. Для государства наиболее важными являются именно иностранные инвестиции, поскольку они способствуют привлечению ресурса в страну. Как правило, вложения в любую отрасль дают возможность ее развития: растет темп строительства предприятий, реализуются социально значимые программы, увеличивается производительность труда.
Иностранный инвестор может рассчитывать на экономические и законодательные преференции. Капиталовложения способствуют налаживанию внешних экономических связей и привносят новый опыт менеджмента и управления. Особенно велика роль прямых иностранных инвестиций – поступающих непосредственно в конкретный проект или компанию, зачастую путем приобретения активов предприятия. Прямой инвестор способен значительно улучшить экономическую ситуацию в стране.
Инвестиции в России в 2019 году
Многим российским предприятиям, сохранившимся со времен советской эпохи, необходима модернизация. Собственники не имеют ресурсов для перезапуска производства, кроме того на состоянии ряда компаний негативным образом сказались экономические кризисы. Из-за этого РФ заинтересована в инвестированных капиталах на всех уровнях:
- начальные вложения (запуск новых предприятий);
- реинвестиции, при которых в бизнес вкладываются средства прибыли от него;
- расширение существующего бизнеса;
- частичное изменение бизнеса (модернизация, реорганизация).
По данным статистики, несмотря на действие санкций, приток иностранных капиталов в экономику нашей страны увеличивается с каждым годом. В таблице ниже приводятся средние значения за прошедшие годы.
Инвестиции в российскую экономику
год
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Входящие инвестиции (триллионы рублей)
Статистика говорит, что за минувший год наиболее активный рост инвестиций наблюдается в отраслях пищевой промышленности, химического производства, добычи полезных ископаемых, а также сельского хозяйства. При этом основная часть вложений – 43,3% была направлена на улучшение земель и производственные здания. 34,6% капиталов были инвестированы в оборудование (машины, хозяйственный инвентарь и прочее). На строительство жилых зданий было направлено лишь 12,7%, в интеллектуальную собственность – 3,1%.
В целом, в последние годы Россия достигла определенных успехов. Эксперты зафиксировали улучшение инвестиционного климата. Не так давно РФ вошла в десятку наиболее привлекательных для инвесторов стран. Рейтинг был составлен с учетом количества проектов, на развитие которых были направлены инвестиции, а также число новых рабочих мест, возникших благодаря этому.
Что необходимо для роста инвестиций
Для привлечения потенциальных инвесторов необходимо, чтобы страна имела определенную привлекательность. При этом учитываются следующие факторы:
- потенциал занимаемой территории;
- уровень законодательной базы;
- в какой экономической ситуации находится регион;
- степень коррупции;
- наличие квалифицированных кадров.
При этом отечественная экономика имеет тенденции к кризису. Вкупе с нестабильным законодательством это способно оттолкнуть вложение иностранных капиталов. Эксперты придерживаются мнения, что интересы инвесторов защищены лишь на бумаге. По факту же всегда присутствует риск утратить протекцию властей.
Кроме того, к области законодательства относится и проблема налогообложения в стране. Налоговая нагрузка на иностранные вложения возрастает с каждым годом. При этом инвесторы, осуществляющие деятельность в регионах страны, не получают отсрочек по уплате налогов.
Но чаще всего инвесторов беспокоит отсутствие стабильности законодательства в целом. Новые поправки в российский Налоговый Кодекс принимаются слишком быстро, и так же быстро происходит отказ от них. Инвестор же рассчитывает на реализацию проекта в тех же условиях, при которых он был запущен. Поэтому для увеличения количества иностранных капиталовложений правительству чаще всего рекомендуют внести изменения в действующее законодательство, а также снизить величину налога на прибыль.
Заключение
Инвестиции в российскую экономику способны принести положительный результат только при условии их грамотного использования. Если деньги вкладывать нерационально, направлять их на устаревшее производство, итог может стать плачевным. Износ зданий и оборудования, снижение эффективности труда, исчезновение конкурентоспособности, и, как следствие – банкротство предприятия. Чтобы избежать подобной ситуации, необходимо тщательно прорабатывать стратегию привлечения иностранных капиталов.
Источник
Экономическое развитие россии инвестиции
Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.
Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Источник
Экономическое развитие россии инвестиции
Минэкономразвития России разработало отраслевой раздел Плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в ВВП (далее — План роста инвестиций), в рамках которого представлены меры повышения инвестиций в нефтегазовой отрасли, в сфере геологии и недропользования, в электроэнергетике, промышленности, транспортной отрасли, сельском хозяйстве, в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также в обновление и модернизацию коммунальной энергетической инфраструктуры.
Целевым показателями реализации Плана роста инвестиций (включая отраслевой раздел) является достижение 25% доли инвестиций в основной капитал от ВВП. Для достижения данной цели планируется рост инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий с 12,3 трлн. рублей в 2017 г. до 23,6 трлн. рублей в 2024 году. Достижение 25 % доли инвестиций в основной капитал от ВВП (из государственных и частных источников) позволит предприятиям обновить материально-техническую базу и инфраструктуру, создать новые производства и наладить выпуск инновационной конкурентоспособной продукции. Данный План роста инвестиций был утвержден Председателем Правительства Российской Федерации Медведевым Д.А. от 13 февраля 2019 г. № 1315п-П13.
Источник
Минэкономразвития предложило меры для роста инвестиций в РФ на 70%
Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU — Минэкономразвития РФ сформировало пакет предложений, которые должны обеспечить рост инвестиций в основной капитал не менее чем на 70% к 2030 году по сравнению с показателем 2020 года (это задача является одной из национальных целей).
Соответствующий перечень мер содержится в письме первого замминистра Минэкономразвития Андрея Иванова первому вице-премьеру Андрею Белоусову. С текстом документа ознакомился «Интерфакс», в Минэкономразвития подтвердили подлинность письма. В письме отмечается, что предложения обсуждались на совещаниях с бизнес-ассоциациями.
«По итогам 2019 года объем инвестиций в основной капитал составил 19,3 трлн рублей, в 2020 году указанный объем прогнозируемо составит 19,1 трлн рублей в текущих ценах (что соответствует 18,03 трлн рублей в ценах 2019 года). Для обеспечения роста показателя к 2030 году в соответствии целевым уровнем потребуется увеличить объем инвестиций в основной капитал не менее чем на 12,6 трлн рублей (в ценах 2019 года)», — численно описывают в Минэкономразвития национальную цель.
Большой блок предложений касается модной в этом году темы – соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Минэкономразвития для привлечения финансирования в проекты СЗПК в частности предлагает включать облигации, выпущенные под реализацию СЗПК-проектов, в ломбардный список Банка России.
Кроме того, предлагается предусмотреть возможность стабилизации ставок НДПИ на уровне 2020 года в отношении отдельных твердых полезных ископаемых в части:
— СЗПК-проектов, реализуемых на новых месторождениях, — на весь срок СЗПК;
— СЗПК-проектов, реализуемых на действующих месторождениях, где степень выработанности превышает 1%;
— компаний, реализующих СЗПК-проект, который одновременно является предметом специального инвестиционного контракта, заключенного до 31 декабря2020 года;
— стабилизации условий налогообложения по обратным акцизам на этан, СУГ и нафту.
Минэкономразвития предлагает распространить «стабилизационную оговорку» СЗПК на проекты в рамках концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, специальных инвестиционных контрактов, соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и других соглашений путем расширения перечня соглашений, которые могут быть признаны связанными с СЗПК.
Кроме того, предлагается внедрить разновидности СЗПК для стимулирования реализации проектов в приоритетных направлениях экспорта, инфраструктуры, цифровой экономики и технологического развития и предусмотреть для них расширение перечня возмещаемых за счет налогов затрат.
Дополнительно в целях сохранения инвестиционных программ компаний, инвестирующих в СЗПК-проекты в сфере нефтегазохимии, министерство предлагает предусмотреть налоговый вычет по НДПИ на углеводороды, в объеме не более 50% капиталовложений фактически осуществленных материнской компанией.
Одним из предложений по привлечению финансирования является «разработка и внедрение механизма целевой проектной эмиссии (денежная эмиссия, осуществляемая Банком России в целях возмещения капитальных затрат инвестора экономически значимого инвестиционного проекта, в том числе с использованием цифрового рубля) для инвестиционных проектов общенационального значения с использованием счетов эскроу». В 2019 году такой законопроект уже обсуждался, и тогда ЦБ выступил против, увидев в этом риски для инфляции и макроэкономической стабильности и угрозу своей независимости.
В целях развития инструментов акционерного финансирования в частности предлагается отменить законодательные ограничения для размещения привилегированных акций более 25% процентов от уставного капитала непубличного акционерного общества и отменить данные ограничений для создаваемых публичных обществ.
Минэкономразвития РФ также предлагает ввести регрессивную шкалу налогообложения дивидендов для физических лиц, инвестирующих свои средства в акции или доли компаний на длительный срок. Например, министерство предлагает при инвестировании в акции сроком более 3 лет облагать дивиденды НДФЛ по ставке 8%, более 5 лет – по ставке 3%, более 7 лет – по нулевой ставке.
Всего в пакете мер Минэкономразвития оценивается 149 предложений, поступивших от бизнес-объединений и агентства инвестиционного развития, по росту инвестиций в основной капитал, при этом министерство оценивает по трехбалльной шкале их эффективность и сложность реализации.
В письме министерства также говорится, что «в качестве ответственных за организацию работы по разработке и реализации предлагаемого комплекса мер по стимулированию роста инвестиций в основной капитал предлагается определить Минэкономразвития России и Агентство инвестиционного развития».
Источник