Экономический университет создал предприятие

Экономические институты в экономической системе

Экономическая система непосредственным образом с институтами. Порой экономическую систему трактуют через понятие «институт». Так, П. Грегори и Р. Стюарт дают такое определение экономической системе: экономическая система – это совокупность механизмов институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории.

Ф. Прайор подходит несколько иначе, но тоже с позиций института: экономическая система включает все институты, организации, законы и правила, традиции, убеждения, позиции, оценки, запреты и схемы поведения, которые прямо или косвенно воздействуют на экономическое поведение и результаты. Таким образом, необходимо выяснить связь экономической системы и института и роль института в экономической системе.

Понятие «экономический институт» введено в научный оборот институционально-социологическим направлением экономической теории. Представителей институционализма интересуют две основные проблемы: экономической власти и контроля над экономикой, в связи с чем они и используют концепцию «институты». Институт (от лат. institutum – установление, учреждение) понимается как корпорация, профсоюзы, государство, а также как психологические, этические, правовые, технические и другие социальные явления.

Экономические институты – «правила игры» в обществе или формально созданные людьми ограничения, формирующие взаимодействие людей.

По мнению Дж. Найта, институты – это набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества. Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или экономического. Институты являются как формальными законами (конституции, законодательства, права собственности), так и неформальными правилами (традиции, обычаи, кодексы поведения).

Институты создавались людьми с целью обеспечения определенного порядка и устранения неопределенности в обмене (для упорядочения экономической системы). Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике, способствовали формированию определенного экономического поведения, обеспечивали вероятность привлечения большего или меньшего количества субъектов к той или иной хозяйственной деятельности, способствовали созданию экономической структуры общества.

Формальные институты – это институты, созданные властью, они часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует институциональные изменения в смешанной экономике. Погоня за собственными интересами одних может иметь негативный эффект у других.

Неформальные (общественные) институты – это институты, которые не создаются властью, а развиваются стихийно. Они реализуют идеологические и духовные потребности, влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства манипулировать общественными институтами в своих целях не всегда имеют успех. Общественные институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через обесценение и новые инвестиции.

Формальные законы могут меняться быстро, но неформальные правила меняются медленно. Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому институты, бывшие эффективными, со временем могут стать неэффективными и длительное время такими оставаться, поскольку трудно быстро повернуть общество с исторического пути, установленного много времени назад.

Нельзя путать институты с организациями. Организации могут быть институтами. Но институты – это набор правил и законов, определяющих взаимодействие, действие отдельных лиц. А организации – это группы людей (действующие лица), которые сами могут быть объектами институциональных ограничений.

Организации имеют внутреннюю структуру, институциональные рамки, определяющие взаимодействие людей, составляющих организации. Поэтому некоторые объединения людей могут быть как институтами, так и организациями, например, церковь, правительство, учебное заведение, фирма.

Важнейшим институтом в экономической системе является собственность.

Источник

История университета

Предшественники НИНХа

Первый экономический вуз в Сибири

8 ноября в Новосибирске в бывшем здании госучреждений состоялось торжественное открытие Сибирского института народного хозяйства и рабфака (подготовительного отделения при институте). 1 декабря 1929 года в институте народного хозяйства начались занятия. Ректором института народного хозяйства утвержден товарищ Чудинов Дмитрий Константинович (декабрь 1929 — ноябрь 1930гг.).

3 января 1931 года межведомственная комиссия Наркомпросса РСФСР приняла постановление о реорганизации СИНХа и создании на его базе Сибирского планового института и Сибирского института потребительской кооперации. Новые экономические вузы начали свою работу 1 июля 1931 года.

В 1932 году Сибирский плановый институт переименован в Урало-Сибирский плановый институт, с таким названием вуз просуществовал до 1935 года, а 13 августа 1935 года УСПИ объединили и институтом потребительской кооперации (УСТТИ) в один – Урало–Сибирский институт народного хозяйства. В 1936-1937-годах большинство преподавателей и студентов были отстранены от работы и учебы в институте, и вуз был расформирован.

Читайте также:  Не могу открыть бизнес ватсап

В начале 1940- х годов вновь встает вопрос об организации экономического института в Новосибирске из-за отсутствия квалифицированных кадров и в целом кадрового голода в стране и регионе. 3 августа 1940 года Совнарком СССР постановил открыть в Новосибирске Плановый институт, подчиненный Госплану РСФСР. В 1941 году вуз закрыли в связи с начавшейся Великой Отечественной войной.

Становление НИНХа

Новосибирский институт народного хозяйства (НИНХ) был создан в 1967 г. на базе филиала Всесоюзного заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ), функционировавшего в Новосибирске с 1958 г.

Открытие НИНХа связано с возникшей в 1960-х гг. потребностью в высококвалифицированных кадрах экономического профиля — плановиках, финансистах, бухгалтерах, нормировщиках. Из 3600 экономистов, работавших в 1962 г. на промышленных предприятиях Новосибирска и области, только 770 человек имели специальное высшее и среднее образование.

С самого начала НИНХ установил тесные контакты с крупными отраслевыми предприятиями, имеющими союзное значение (в частности, с заводами «Электросигнал», «Экран», Бердским радиозаводом и другими), организовав на их базе учебный процесс в вечернее время.

План приема в вуз быстро увеличивался. В 1968 г. было принято 250 человек, на второй год существования института — уже 800 человек.

За 1968-1971 гг. НИНХ выпустил 1139 экономистов, через 5 лет выпускников было уже 3805, а всего за 45-летний период работы из стен вуза (включая филиалы) вышло около 55 тысяч специалистов, подготовленных для работы в различных отраслях и сферах хозяйства, государственных, коммерческих и банковских структурах России и стран СНГ.

В 1994 г. по решению Государственного комитета РФ по высшему образованию институт получил статус академии (НГАЭиУ), а в 2004 г. — университета (НГУЭУ).

С первых лет существования института в нем активно развивалась научно-исследовательская работа. Вуз внес заметный вклад в решение ряда проблем в промышленности. Так, уже в 1968 г. выполнялись хоздоговорные работы по проблемам совершенствования системы внутризаводского хозрасчета и стимулирования в условиях новой системы планирования и перевода предприятий на иные условия работы. В 1980-е гг. НИНХ принимал активное участие в разработке перспективных планов социально-экономического развития города. В 1990-е — в переходе городского хозяйства на работу в рыночных условиях.

Новейшая история. Академия экономики и управления

В 1994 году создан Центр подготовки, аттестации и повышения квалификации аудиторов Министерства финансов РФ, аккредитованный Аудиторской палатой России, Московской Аудиторской палатой, Институтом профессиональных аудиторов, Аудиторской ассоциацией «Содружество». На сегодняшний день в Центре осуществляется подготовка и повышение квалификации аудиторов по направлениям:

  • общий аудит;
  • аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

В 1996 году, сразу после того, как вуз получил аккредитацию при Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству (ранее — ФУДН, ФСДН) на право обучения специалистов по арбитражному управлению по программам, утверждаемым Федеральной службой, был создан Центр подготовки антикризисных управляющих.

С использованием потенциала Центра антикризисной подготовки в 2000 году была открыта специальность «Антикризисное управление» и создана профильная кафедра антикризисного управления.

В 1997 году началось осуществление Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ. Проведение программы контролирует федеральная комиссия, созданная указом президента. После завершения обучения по данной программе слушатели стажируются в России или в одной из зарубежных стран-участниц проекта (Германия, Канада, Швеция, Япония, США, Нидерланды, Дания, Финляндия, Италия, Франция, Австралия, Великобритания).

В этом же году был создан Центр информационных технологий (ЦИТ) в целях формирования корпоративной информационной системы университета, развития дистанционных форм проведения учебного процесса, представительства университета в сети Интернет. В настоящее время ЦИТ является полигоном для освоения новых информационных технологий, внедряемых в учебный процесс.

В период с 2001 по 2004 гг. НГУЭУ осуществлял совместный российско-голландский проект «Инновационные методы управления городом». Его целью было распространение в России идеологии управления через подготовку первой пилотной группы слушателей (50 человек) — представителей общественных организаций, бизнеса, городской и районной администраций. Результатом проекта стала презентация ряда локальных инициативных программ, разработанных слушателями («Социальное жилье», «Муниципальный грант», «Женское сообщество как ресурс развития города», «Партнерство как возможность влияния на ситуацию в области благоустройства дворовых и городских территорий», «Городской центр общественных организаций инвалидов как модель центра устойчивого развития территории» и др.).

Читайте также:  Прибыльные бизнес идеи для маленьких городов

В 2004 году студентами Высшей школы экономики был создан Кейс-клуб НГУЭУ, деятельность которого направлена на развитие умения студентов находить наиболее оптимальные решения в сложных профессиональных ситуациях. Кейс-клуб использует бизнес-кейсы (бизнес-задачи), где всесторонне описываются обстоятельства, в которых когда-то оказалась реальная компания. Студентам необходимо определить, какие шаги следует предпринять для решения возникшей проблемы, и объяснить, почему этот путь является на их взгляд наилучшим.

В 2005 году в НГУЭУ создана Международная бизнес-школа, реализующая на сегодняшний день следующие образовательные программы:

  • российско-американская образовательная программа, реализуемая совместно с колледжами Университета штата Нью-Йорк (SUNY);
  • российско-американский бакалавриат по профилям: «Мировая экономика» (SUNY-НГУЭУ), «Менеджмент организации», «Управление малым бизнесом»;
  • международная образовательная программа «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (МВА)», реализуемая совместно с Колледжем менеджмента Mancosa (ЮАР);
  • дополнительная профессиональная образовательная программа «Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (МВА)»;
  • краткосрочные семинары и тренинги;
  • курсы делового английского языка «Business Talk»;
  • корпоративное обучение.

В этом же году начал свою работу международный центр компьютерного образования АРТЕСН НГУЭУ — один из авторизованных центров корпорации АРТЕСН WORLDWIDE — лидера в области компьютерного образования, имеющего обширную сеть из 3240 центров в 54 странах мира. Наряду с полными 4-5-семестровыми программами обучения в МОЦ АРТЕСН НГУЭУ имеется ряд краткосрочных программ по отдельным направлениям, позволяющим получать международные сертификаты специалистов в области компьютерной графики, веб-дизайна, анимации и т. д.

Начиная с 2006 года НГУЭУ выступает соорганизатором Сибирского коммуникационного форума «NovoPRsk», в котором ежегодно принимают участие около 250 студентов различных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Екатеринбурга, Твери, Иркутска, Барнаула, Саратова, Кирова, Оренбурга, Томска, Омска, Красноярска и других городов России.

В 2007 году начала работать Детская компьютерная школа мультимедиа, ориентированная на обучение детей и подростков современным информационным технологиям.

В этом же году в стенах университета в рамках инновационного образовательного проекта «Подготовка молодых управленцев нового поколения» начал свою работу клуб «Финансист». Основная цель работы клуба — подготовка конкурентоспособных специалистов в сфере финансов.

В 2009 году основана Школьная академия, призванная решить следующие задачи:

  • помощь учащимся в подготовке к ЕГЭ через подготовительные курсы, интернет-курсы, проекты «Тренинг» и «Репетитор»;
  • помощь в определении сферы профессиональных предпочтений в рамках работы в школах-лабораториях или проекта «Профориентатор»;
  • проведение олимпиад и конференций для школьников (Всероссийская олимпиада школьников по экономике; Межрегиональная олимпиада по математике и криптографии; Межвузовская олимпиада школьников Сибирского федерального округа «Будущее Сибири»; Сибирский региональный отборочный тур Международного конкурса компьютерных работ «Цифровой ветер»; Региональная профильная олимпиада школьников «На пути к профессии» (проводится в рамках Сибирского кадрового форума); Городская олимпиада школьников по информационным технологиям; Областная олимпиада по мультимедийным технологиям; Предметная олимпиада НГУЭУ).

В том же, 2009-м, году была создана кафедра информационной безопасности. Наряду с подготовкой студентов по программам высшего профессионального образования кафедра осуществляет дополнительные образовательные программы: для специалистов и преподавателей организуются курсы повышения квалификации, для школьников — мастер-классы, обучающие школы-лаборатории, ежегодная Межрегиональная олимпиада школьников по математике и криптографии.

Кафедра принимает участие в реализации проектов в рамках внутренних грантов университета («Внедрение системы электронного документооборота НГУЭУ» (2009-2010 гг.); «Создание системы защиты персональных данных в НГУЭУ» (2010-2011 гг.)) и активно сотрудничает с профильными организациями и предприятиями. В рамках заключенных соглашений о сотрудничестве кафедра имеет возможность использовать в образовательном процессе современное специализированное программное обеспечение и оборудование, обеспечивать студентов местами практики, учитывать потребности потенциальных работодателей при подготовке будущих специалистов по защите информации.

Плодотворным в плане новых начинаний стал для университета 2010 год. В этом году:

  • было создано Студенческое проектное бюро для развития креативного мышления студентов, магистрантов, аспирантов НГУЭУ; выявления, отбора и поддержки перспективных инновационных проектов; формирования базы данных проектов; содействие их реализации, коммерциализации в другие структуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, банки, компании и фирмы);
  • началось проведение ежемесячного Межкафедрального научного семинара, основная цель которого — освещение актуальных научных проблем мира, результатов теоретических и практических исследований в области финансов, банковского дела, статистики, аудита и бухгалтерского учета (участвуют преподаватели, докторанты и аспиранты НГУЭУ);
  • был создан Центр содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ), сотрудники которого взаимодействуют с различными предприятиями — потенциальными работодателями для студентов и выпускников, оказывают помощь учебным подразделениям в организации стажировок и практик, осуществляют мониторинг профессиональной деятельности выпускников, проводят анализ эффективности их трудоустройства и т. д.;
  • началось проведение Банковского форума, где обсуждаются вопросы развития финансово-банковского сектора, углубления теоретических исследований в области его совершенствования и адаптации уровня экономического образования банковских специалистов требованиям современности;
  • вуз вступил в сетевой образовательный проект «Учебные фирмы России». Обучение в учебно-тренировочной фирме основано на имитации деятельности специалиста на рабочем месте. Сеть учебных фирм функционирует в моделируемой рыночной среде, соответствующей реальной экономико-правовой ситуации в государстве. Помимо того, что фирма вступает в деловые отношения с виртуальными фирмами, созданными на базе других учебных заведений, на нее также воздействуют иные внешние организации (налоговые органы, коммерческие банки, поставщики, потребители и т. д.), роль которых исполняет Центральный офис учебных фирм России.
Читайте также:  Где продавать свой бизнес

С 2011 году НГУЭУ в сотрудничестве с Исследовательским центром публичного права и Фондом поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова проводит ежегодную международную деловую игру «Новосибирская модель ООН» — синтез конференции и ролевой игры, в ходе которой в течение нескольких дней студенты и учащиеся старших классов имитируют работу органов Организации Объединенных Наций, пытаясь находить компромиссные решения наиболее актуальных проблем международных отношений.

В этом же году в рамках III Международного молодежного инновационного форума «Интерра-2011» в НГУЭУ прошел научно-образовательный бизнес-симпозиум «Сибирское Сколково: тройная спираль». В нем приняли участие представители университетов, корпораций и инновационных компаний, региональных и федеральных органов власти. Целью симпозиума была выработка гибридной сетевой модели, в которой образование, власть и бизнес выстраивают совместную сетевую схему взаимодействия при подготовке профессиональных кадров для инновационной экономики и одновременно, посредством этой модели, выращивают инновационную среду.

В НГУЭУ регулярно выходят издания, освещающие наиболее значимые результаты научной деятельности университета. В них рассматриваются проблемы развития рыночных отношений в стране, надежности функционирования хозяйственных объектов; теории и практики управления; вопросы менеджмента, формирования кадрового потенциала и кадровой политики, эффективности региональной экономики и рационального использования территориального ресурсного потенциала; проблемы взаимодействия личности и общества, рынка труда, мобильности и эффективного использования человеческих ресурсов, социальной защиты населения в условиях становления рыночных отношений, формирования налоговой и кредитной политики, перспектив развития фондового рынка России.

Важное место в деятельности вуза занимает сотрудничество с образовательными учреждениями и организациями ближнего и дальнего зарубежья, в рамках которого осуществляется несколько программ студенческих обменов, долгосрочных и краткосрочных.

Годовые программы реализуются совместно с Синьцзянским университетом финансов и экономики (г. Урумчи, КНР) и Даляньским университетом иностранных языков (г. Далянь, КНР). По каждой из этих программ ежегодно два студента НГУЭУ имеют право поехать в университет-партнер для изучения китайского языка.

Что касается краткосрочных программ, то одна из них осуществляется совместно с двумя университетами г. Урумчи, КНР (Синьцзянский университет, Синьцзянский университет финансов и экономики). Студенты НГУЭУ (12 человек) едут в Китай на две недели. Программа поездки предусматривает экскурсии и обучение китайскому языку, ознакомление с культурой и историей.

Другая краткосрочная программа, рассчитанная на месяц изучения специальных предметов на английском языке, осуществляется в партнерстве с корейским университетом (Кенгбук университет, Дэгу, Республика Корея). Воспользоваться данной программой ежегодно имеют возможность два студента НГУЭУ.

Немало внимания уделяется в НГУЭУ здоровому образу жизни. С 1969 году в вузе функционирует кафедра физической культуры и спорта, на базе которой работают секции по 12 видам спорта (легкой атлетике, волейболу, баскетболу, настольному теннису, футболу, плаванию, аэробике, пауэрлифтингу, шахматам и др.). В 2011 году в НГУЭУ состоялось открытие университетского бассейна «Водолей».

Учебные программы «Финансы и кредит», «Международные отношения», «Связи с общественностью», «Организация и технология защиты информации» вошли в список «Лучших образовательных программ инновационной России».

В 2012 году НГУЭУ стал лауреатом Межрегионального конкурса «Лучшие вузы РФ», вошел в «Топ-100 российских вузов» по оценке рейтингов агентства «Эксперт»; ввод в эксплуатацию нового учебного корпуса площадью более 15 тыс. м 2 .

Постоянный режим работы :
понедельник — четверг с 9:00 до 18:00,
пятница – с 9:00 до 17:00.

Режим работы в летний период
(с 14 июня прием документов от поступающих):
понедельник — пятница с 9:00 до 18:00,
суббота с 10:00 до 15:00.

Источник

Оцените статью