Экономическая сущность виды иностранных инвестиций

§ 3. Сущность и виды иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах.

Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.

Частные (негосударственные) инвестиции — это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяются на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложение иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

К разряду портфельных инвестиций относятся вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.

Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Количественные границы между прямыми и портфельными инвестициями довольно условны.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом.

Тем не менее следует отметить, что в привлечение иностранных инвестиций часто складываются перекосы. Одно время мы увлекались компенсационными сделками. Затем стали модными совместные предприятия. Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, сто существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов. Приоритетными среди них можно назвать следующие: —

международная кооперация производства, сопровождающаяся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности; —

получение зарубежных кредитов; —

получение иностранного оборудования на основе лизинга; —

получение кредитов на компенсационной основе; —

привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвестором акций; —

создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу; —

сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица; —

привлечение иностранного капитала на основе концессий или договора о разделе продукции; —

создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Все приведенные формы привлечения иностранных инвестиций носят долгосрочный стратегический характер. Они способны при правильной постановке дела помочь России в решении проблем структурных отраслевых и межотраслевых изменений экономики страны с меньшими инвестиционными (особенно инвалютными) затратами, в значительно более короткие сроки, чем это удалось бы сделать, опираясь только на финансовые ресурсы страны. Кроме того, они могут содействовать ускорению сокращения технологического разрыва с ведущими индустриальными странами.

Источник

Иностранные инвестиции — сущность и виды иностранных инвестиций

О том, что иностранные инвестиции очень важны для отечественной экономики, хоть раз, но слышал каждый из нас. Но вот что это такое, и каким образом они попадают в Россию, знают немногие. Ведь инвестиции — это не просто деньги.

Это также имущественные, а иногда и интеллектуальные ценности, которые попадают в нашу страну из-за границы. В рамках этой статьи я постараюсь восполнить пробелы в этой области для тех, кто давно хотел это сделать.

Оглавление:

Иностранные инвестиции

Вообще понятий иностранных инвестиций существует довольно много, наверное, несколько десятков. Я же постараюсь дать самое из них общее и понятное. Под иностранными инвестициями понимают сумму вложений (имущественных, финансовых и интеллектуальных), которую зарубежные инвесторы, а также иностранные филиалы российских компаний вкладывают в отечественные компании для получения дохода в будущем.

Количество таких вложений определяют инвестиционный климат страны, то есть насколько привлекательна страна для подобных вложений иностранными субъектами. В качестве иностранных инвесторов могут выступать и частные лица, однако, чаще всего в их роли выступают фонды, компании, транснациональные корпорации или даже сами другие государства.

Все иностранные инвестиции разделяются на прямые и портфельные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Прямые инвестиции из-за рубежа направлены на покупку контрольных пакетов акций отечественных предприятий с целью участвовать в их управлении. Как правило, такие инвестиции самые желанные для государства, поскольку, чаще всего, инвестируемые компании проходят модернизацию, люди работающие на них повышают свою квалификацию, создаются новые рабочие места и т.д.

Портфельные же инвестиции направляются на покупку акций российских компаний с целью получения прибыли от последующей перепродажи их акций. К краткосрочным инвестициям экономическая наука относит инвестиции на срок до 2 лет, к среднесрочным — 2 — 5 лет, а к долгосрочным — инвестиции со сроком вложения более 5-ти лет.

Иностранные инвестиции — необходимый фактор развития любой национальной экономики. Благодаря им появляется возможность ускорить экономический рост, создать новые рабочие места и получить доступ к передовым мировых технологиям.

Об иностранных инвестициях в Российской Федерации

Иностранные инвестиции в России регулируются одноименным федеральным законом, который был принят почти 20 лет назад, в 1999 году. В нем содержатся юридические гарантии сохранения и беспрепятственного вывода финансовых средств зарубежными инвесторами. Кроме того, закон предусматривает отдельные условия для вложения в некоторые сектора экономики, например, нефтегазовую отрасль, банковский сектор и т.д. Причем, нужно заметить, что такая практика существует и в других странах, где государство также ограничивает зарубежные инвестиции в ключевые отрасли национальной экономики.

Еще одной особенностью нашей страны является то, что даже кредиты, которые получены отечественными компаниями от зарубежных финансовых организаций, также считаются иностранными инвестициями. Причем доля именно таких инвестиций сегодня составляет более 90%. Хуже всего, что большинство таких кредитов — краткосрочные и срок их выплаты составляет менее года. Около 9% всех получаемых из-за рубежа кредитов приходится на прямые иностранные инвестиции, и менее процента — портфельные. Основными экономическими сферами, куда зарубежные инвесторы стремятся вкладывать свои деньги в российскую экономику являются информационные технологии и финансовый сектор. Причем эти отрасли в числе лидеров по привлечению иностранного капитала и в других странах.

Стимулирование инвестиций

Поскольку инвестиции оздоравливают национальную экономику, любое государство стремится привлекать зарубежных инвесторов, создавая для них выгодные условия для вложения своих денег. Это может происходить несколькими способами. Причем страны конкурируют между собой в привлечении инвестиций, ведь инвестор также будет выбирать самое выгодное для себя предложение. Самыми распространенными способами, которыми производится стимулирование инвестиций:

  1. Внедрение новых технологий и способов производства, которые позволяют при вложении инвесторских денег получать достаточно большую прибыль, что может заинтересовать потенциальных зарубежных инвесторов.
  2. Развитие информационно-технологической и банковской сферы, которые наиболее популярны среди инвесторов сегодня, в том числе и среди иностранных. В область IT-технологий сегодня нередко вкладываются венчурные инвестиции, то есть инвестиции, практически полностью финансирующие проекты, находящиеся иногда еще на уровне «идеи». И хоть такой способ вложений позволяет инвестору приобрести значительную долю стартапа, это реальный шанс воплотить в жизнь бизнес-идею.
  3. Создание благоприятных условий для функционирования межнациональных корпораций и совместных предприятий.
  4. Обеспечение юридических гарантий инвесторам — понятность и прозрачность законодательства, гарантия сохранности введенных в государство средства, стабильность законодательной базы, ее неизменность в худшую для инвесторов сторону.
  5. Экономическая стабильность — стабильная национальная экономика, демонстрирующая рост на протяжении нескольких лет.
  6. Политическая стабильность — крепкая политическая система без встрясок и с развитыми демократическими институтами.

Одним из основных и самых распространенных способов стимулирования инвестиций в национальную экономику является создание специальных свободных экономических зон. Как правило, действие такой зоны распространяется на административный участок государства (район, область, регион). Здесь устанавливается льготный режим функционирования предприятий с иностранным капиталом, а также для иностранных инвесторов.

Такие льготы включают в себя разнообразные налоговые уменьшения и упрощения прохождения обязательных в государстве процедур для ведения бизнеса. Частным случаем свободных экономических зон являются, так называемые, оффшорные зоны, где иностранные инвесторы вообще избавлены от необходимости платить местные налоги и сборы. Как правило, для своей деятельности на такой территории они должны один раз заплатить регистрационный сбор, а также раз в год платить фиксированную плату, размер которой не зависит ни от вида деятельности компании, ни от размера ее прибыли. Поскольку размер таких сборов гораздо ниже налогов в своих родных странах иностранные инвесторы массово выбирают оффшоры для своих инвестиций.

Читайте также:  Величина требуемых инвестиций по проекту равна предполагаемые доходы оцените целесообразность

Правовые гарантии для иностранных инвестиций

Естественно, что ни один инвестор не будет вкладывать деньги в государство, которое не сможет гарантировать ему юридическую поддержку такой деятельности. Инвестор, осуществляющий портфельные инвестиции, кредитующий компании другой страны или покупающий контрольный пакет ее акций, преследует единственную цель — получить прибыль. Сделать это можно только при уверенности в том, что свои средства он сможет беспрепятственно и в любой момент вывести из другой страны. То есть государство должно ему это гарантировать и законодательно закрепить такую возможность. Никто не будет вкладывать свои деньги в экономику страны с нестабильным политическим режимом, в котором законы не соблюдаются.

Вот поэтому для привлечения иностранных инвестиций разные страны разрабатывают законы, которыми гарантируют безопасность средств иностранных инвесторов. В нашей стране об этом говорится в уже упомянутом Федеральном Законе, а также других законодательных актах, в том числе и в указах Президента РФ. В частности, наша страна гарантирует беспрепятственный вывод иностранных инвестиций после оплаты инвесторами всех установленных налогов и сборов в той валюте, в которой эти инвестиции совершались.

Наличие государственных гарантий беспрепятственного вывода инвестиций и полученной прибыли из страны, в которую они вводились, является одним из главных факторов привлечения иностранных финансовых потоков.

Подводя итоги нашему разговору про иностранные инвестиции можно отметить, что сегодня их использование является объективной необходимостью для любого государства. Они позволяют решить целый ряд задач, обусловленных глобализацией и интернационализацией мировой экономики. Иностранные инвестиции создают условия в государстве, куда они приходят, от которых выигрывает не только сам инвестор, но и все участники этого процесса. Благодаря развитию производства и повышению конкурентоспособности национальных товаров, прибыль получает и само государство. Именно поэтому страны заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, для чего создают привлекательные для инвесторов из-за рубежа условия.

Источник

1.1. Экономическая сущность и виды иностранных инвестиций

Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ино­странные инвестиции определяются как вложение иностран­ного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданс­ких прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не огра­ничены в обороте в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и российской валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих де­нежную оценку исключительных прав на результаты интеллек­туальной деятельности (интеллектуальная собственность), а так­же услуг и информации.

Согласно ст. 128 Гражданского кодекса РФ к объектам граж­данских прав относятся: ^ вещи;

^ иное имущество (в том числе имущественные права); ^ результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная соб­ственность); ^ работы и услуги; ^ нематериальные блага; ^ информация.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций входят: ^ движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения,

оборудование и другие материальные ценности); ^ ценные бумаги (акции, облигации, паи, вклады и др.);

^ права на результаты интеллектуальной деятельности, ча­сто определяемые как права на интеллектуальную соб­ственность;

^ права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе договора или закона.

В общем случае иностранные инвестиции могут быть клас­сифицированы по различным признакам: отношению к отдель­ным странам, видам собственности на ресурсы, характеру учас­тия в инвестировании, формам инвестирования и т.д.

По отношению к отдельным странам выделяют инвестиции:

• иностранные — вложения иностранных капиталов в эко­номику данной страны;

• зарубежные — вложения капиталов местных экономичес­ких субъектов за рубежом.

В зависимости от форм собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть:

• государственными — средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных и межправительственных организаций;

• частными (негосударственными) — средства частных ин­весторов, вложенные в объекты инвестирования, разме­щенные вне территориальных пределов данной страны;

• смешанными — вложения, осуществляемые за рубеж со­вместно государством и частными инвесторами.

Исходя из характера использования иностранные инвести­ции подразделяют:

• на предпринимательские, представляющие собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, на­правленные на получение тех или иных прав на извлече­ние прибыли в виде дивиденда;

• ссудные, связанные с предоставлением средств на заем­ной основе с целью получения процента.

Наибольшее распространение получила классификация ин­вестиций в зависимости от доли собственности в акциях и ак­ционерном капитале организаций. Согласно методике Росста- та иностранные инвестиции подразделяются:

• на прямые — инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами, полностью владеющими органи­зацией или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала организации;

• портфельные, связанные с покупкой акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале организации;

• прочие — инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных. Сюда входят торговые и прочие кредиты, банковские вклады и т.д.

В табл. 1.1 приведены данные по объему и структуре иност­ранных инвестиций за 2001—2007 гг.

Объем инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики России от иностранных инвесторов, по видам, млрд долл.*

Иностранные инвестиции 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Всего 14,258 19,780 29,739 40,509 53,651 55,109 120,941
В том числе:
прямые 3,980 4,002 6,781 9,420 13,072 13,678 27,797
портфельные 0,451 0,472 0,401 0,333 0,453 3,182 4,194
прочие 9,827 15,306 22,557 30,756 40,126 38,249 88,950
Из них:
торговые кредиты 1,835 2,243 2,973 3,848 6,025 9,258 14,012
прочие кредиты 7,903 12,928 19,220 26,416 33,745 28,458 73,765
банковские вклады 0,023 0,036 0,045
прочее 0,052 0,090 0,364 0,492 0,356 0,533 1,173
Зарубежные
инвестиции 16,841 19,891 23,264 33,733 31,128 52,000 74,630
* Российский статистический ежегодник: стат.

Данные приведены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые поступления, пере­считанные в доллары США.

Основные формы инвестиций иностранного капитала в оте­чественную экономику включают:

^ инвестиции в форме государственных заимствований Рос­сийской Федерации, образующих ее государственный долг; ^ инвестиции в форме вклада в акционерный капитал рос­сийских предприятий; ^ инвестиции в форме вложения в ценные бумаги; ^ иностранные кредиты; ^ лизинговые кредиты;

^ финансовые кредиты российским предприятиям.

Отношение к иностранным инвестициям в стране во мно­гом зависит от тех целей, которые она при этом ставит. Напри­мер, Правительство РФ долгое время считало, что кредиты Меж­дународного валютного фонда (МВФ) не только служат непос­редственному назначению — финансированию бюджетного дефицита, но и укрепляют престиж России как заемщика на ми­ровых финансовых рынках.

Иностранные инвестиции могут содействовать ускорению и росту транснациональных корпораций (ТНК). Это вполне нор­мальное явление, которое укладывается в тенденцию к интег­рации национальных экономик и интернационализации хо­зяйственных связей. В начале 1990-х гг. в мире насчитывалось около 40 тыс. ТНК, которые контролировали до 200 тыс. пред­приятий в разных странах. Штаб-квартиры ТНК, как правило, расположены в промышленно развитых капиталистических странах, причем больше половины — в пяти странах: США, Германии, Японии, Великобритании и Франции. Подавляющая часть ТНК — 60% их общего числа — занята преимущественно в обрабатывающей промышленности, 37% — в торговле и ус­лугах и только 3% — в добывающей промышленности. Для 100 крупнейших ТНК более ‘/3 их глобальных активов прихо­дилось на зарубежные предприятия.

Хотя глобализация производства дает немалые экономиче­ские выгоды как самим ТНК, так и экономике различных стран, в экономической литературе высказываются серьезные опасе­ния, связанные с непомерным ростом влияния ТНК на прави­тельства, особенно небольших и слаборазвитых стран.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую эко­номику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

• освоение невостребованного научно-технического потен­циала России, особенно на конверсионных предприяти­ях военно-промышленного комплекса;

• продвижение российских товаров и технологий на вне­шний рынок;

• содействие расширению и диверсификации экспортно­го потенциала и развитию импортозамещающих произ­водств в отдельных отраслях;

• содействие притоку капитала в трудоизбыточные регио­ны и районы с богатыми природными ресурсами для ус­корения их освоения;

• создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

• освоение опыта цивилизованных отношений в сфере пред­принимательства;

• содействие развитию производственной инфраструктуры.

В 2007 г. в Россию поступило иностранных инвестиций на

сумму 120,9 млрд долл., что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г. Пря­мые инвестиции составили 27,8 млрд долл. (рост на 100%), или 2,2% ВВП. Взносы в капитал составили 14,8 млрд долл. (рост на 68,7%), кредиты, полученные от зарубежных совладельцев орга­низаций, составили 11,7 млрд долл. (рост на 200%). В виде порт­фельных инвестиций в 2007 г. из-за рубежа поступило 4,2 млрд долл. (рост на 31,8%). Прочие инвестиции поступили в 2007 г. на сумму 88,95 млрд долл. (рост на 130%), из них: торговые кре­диты — 14 млрд долл. (рост на 51,3%), прочие кредиты (креди­ты международных финансовых организаций, выпуски еврооб­лигаций) — 73,8 млрд долл. (рост на 160%).

Общая сумма накопленных инвестиций в экономике России на конец декабря 2007 г.

По видам экономической деятельности накопленные иност­ранные инвестиции в России на конец декабря 2007 г. распреде­лялись следующим образом. На обрабатывающие производства приходилось 66,588 млрд долл.; на сферу оптовой и розничной торговли, а также ремонт транспортных средств и бытовой тех­ники — 58,146 млрд долл.; на добычу полезных ископаемых — 41,281 млрд долл.; на операции с недвижимостью, аренду и пре­доставление услуг — 20,634 млрд долл.; на транспорт и связь — 16,107 млрд долл.; на финансовую деятельность — 9,11 млрд долл.; на строительство — 3,583 млрд долл.; на сельское хозяй­ство, охоту и лесное хозяйство — 1,407 млрд долл.

В табл. 1.2 и 1.3 приведены данные по объему и структуре иностранных инвестиций в российскую экономику соответ­ственно за 1995—2004 гг. и за 2006—2007 гг.

Общий объем инвестиций из России, накопленных за рубе­жом, на конец 2007 г. составил 32,061 млрд долл. В структуре накопленных российских инвестиций за рубежом 13,944 млрд долл. составляли прямые инвестиции, 2,398 млрд долл. — порт­фельные и 15,719 млрд долл. — прочие. Крупнейшими получа­телями российских инвестиций являются Кипр, Нидерланды и Виргинские острова, на долю которых приходится соответствен­но 31,1%, 23,1% и 14,6% всех накопленных российских инвес­тиций за рубежом.

В 2007 г. российские компании инвестировали за рубеж 74,63 млрд долл., что на 43,6% больше, чем в 2006 г. Объем пога­шенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, равнялся 58,5 млрд долл. — на 29,4% больше, чем годом ранее.

Наиболее крупными операциями, повлиявшими на рост ПИИ отечественных компаний, были сделка по выкупу «Газ­промом» у иностранных инвесторов контрольного пакета ком­пании Sakhalin Energy — оператора проекта «Сахалин-2» за 7,45 млрд долл., покупка «Норникелем» канадской компании LionOre Mining Int.

В настоящее время, как и прежде, в экономику России по­ступают инвестиции из 117 стран. 3начительный объем в струк­туре ПИИ составляли средства российских же компаний, кото­рые вкладывались в предприятия через нерезидентов, зарегис­трированных в офшорных зонах. Это подтверждается тем, что по итогам первого полугодия 2007 г. список крупнейших стран- инвесторов в российскую экономику возглавлял Кипр, но к концу года лидером инвестиций в Россию стала Великобрита­ния. Основные страны-инвесторы в 2007 г.: Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирлан­дия, Германия, США. На долю этих стран приходится 84% об­щего объема накопленных иностранных инвестиций в нашей экономике.

Распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики России за 1995—2004 гг.*, млн долл.
Отрасль экономики 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Всего иностранных инвестиций 2 983 6 970 12 295 11 773 9 560 10 958 14 258 19 780 29 699 40 509
В том числе:
В промышленность 1 291 2 278 3 610 4 698 4 876 4 721 5 662 7 332 12 330 19 639
Из них:
топливную 262 513 1 677 1 880 1 700 621 1 023 1 943 5 305 8 150
химическую и нефтехимическую 174 103 82 52 103 243 275 334 503 879
машиностроение 197 194 274 305 395 470 703 490 769 1 582
лесную, деревообрабатывающую
и целлюлозно-бумажную 174 313 203 240 193 257 241 312 599 990
пищевую 296 779 704 1 473 1415 1 786 1 557 1 210 1 024 967
Строительство 217 96 268 237 97 86 95 126 255 413
Транспорт 11 86 50 318 521 1 020 758 174 402 643
Связь 88 183 145 271 386 927 501 436 681 1 369
Торговлю и общественное
питание 507 375 733 1 201 1 622 1 954 5 290 8 800 10 516 12 987
Финансы, кредит, страхование,
пенсионное обеспечение 406 2 024 4 763 900 114 274 127 130 640 838
Общую коммерческую деятель­
ность по обеспечению функцио­
нирования рынка 145 1 629 2 299 1 426 190 271 792 1 355 3 403 1 215
Прочие отрасли 318 299 427 2 722 1 754 1 705 1 033 1427 1472 3 405

* Данные приведены без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных бан­ков, включая рублевые поступления, пересчитанные в доллары США.

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по отраслям экономики

за 2006—2007 гг., млн долл.

Отрасль экономики 2006 г. 2007 г.
Иностранные инвестиции В том числе Иностранные инвестиции % к итогу
прямые портфельные прочие
Российская Федерация — всего 55 109 13 678 3 182 38 249 120 941 100
В том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное
хозяйство 325 190 8 127 468 0,4
рыболовство, рыбоводство 23 4 0 19 49 0
добыча полезных ископаемых 9 152 4 521 2 4 629 17 393 14,4
из них:
добыча топливно-энергетических
полезных ископаемых 7 772 4 313 2 3 457 15 860 13,1
добыча полезных ископаемых,
кроме топливно-энергетических 1 380 208 0,1 1 172 1 533 1,3
обрабатывающие производства —
всего 15 148 2 602 907 1 639 31 948 26,4
из них:
производство пищевых продуктов,
включая напитки и табак 1 393 629 3 761 2 907 2,4
производство текстильное и швей­
ное, изделий из кожи и обуви 14 10 6 57 0
обработка древесины и производ­
ство изделий из дерева 535
целлюлозно-бумажное производ­
ство; издательская и полиграфи­
ческая деятельность 482
производство кокса и нефтепро­
дуктов 3 957
химическое производство 1 570
производство пластмассовых
и резиновых изделий 350
производство прочих неметалличе­
ских минеральных продуктов 624
металлургическое производство
и готовых металлических изделий 3 723
производство электрооборудова­
ния, электронного и оптического
оборудования 182
производство транспортных
средств и оборудования 1 426
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды 307
Строительство 713
Оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных средств,
мотоциклов, бытовых изделий
и предметов личного пользования 13 089
296 0,4 239 528 0,4
81 70 331 934 0,8
7 29 3 921 4 353 3,6
282 205 1 083 1 637 1,4
208 0 142 324 0,3
481 6 137 865 0,7
221 568 2 934 15 229 12,6
34 3 145 276 0,2
172 21 1233 3 015 2,5
50 109 148 822 0,7
271 0,2 442 2 911 2,4
840 2 12 247 47 310 39,1
Отрасль экономики 2006 г. 2007 г.
Иностранные инвестиции В том числе Иностранные инвестиции % к итогу
прямые портфельные прочие
Гостиницы и рестораны 32 21 11 59 0,1
Транспорт и связь 5 297 379 141 4 777 6 703 5,5
Финансовая деятельность 4 698 1 502 1 852 1 344 4 450 3,7
Операции с недвижимым имущест­
вом, аренда и предоставление услуг 5 998 3 210 160 2 628 8 414 7,0
Здравоохранение, предоставление
социальных услуг и образование 53 27 26 68 0,1
Предоставление прочих коммуналь­
ных, социальных и персональных
услуг 273 60 1 212 295 0,2
Иностранные инвестиции в экономику России по странам-инвесторам в 2001—2005 гг.*

В табл. 1.4 и 1.5 показаны структура иностранных инвести­ций по основным странам-инвесторам в 2001—2005 гг. и объем иностранных инвестиций, поступивших от иностранных инве­сторов за 2001—2007 гг.

Таблица 1.4
Поступило В том числе
Страна Год инвестиций
всего % прямые порт- прочие
фельные
Всего 2001 14 258 100 3 980 451 9 827
инвестиций 2002 19 780 100 4 002 472 15 306
2003 29 699 100 6 781 401 22 517
2004 40 509 100 9 420 333 30 756
2005 53 651 100 н.д. н.д. н.д.
Кипр 2001 2 331 16,3 512 153 1 666
2002 2 327 11,8 571 115 1 641
2003 4 203 14,15 977 334 2 892
2004 5 473 13,51 2 688 95 2 690
2005 5 115 9,53 н.д. н.д. н.д.
США 2001 1 604 11,2 1 084 4 516
2002 1 133 5,7 603 4 526
2003 1 125 3,8 632 14 479
2004 1 850 4,57 419 44 1 387
2005 1 554 2,15 н.д. н.д. н.д.
Велико­ 2001 1 553 10,9 273 92 1 188
британия 2002 2 271 11,5 371 4 1 940
2003 4 620 15,55 747 5 3 868
2004 6 988 17,25 192 42 6 754
2005 8 588 16,01 н.д. н.д. н.д.
Швейцария 2001 1 341 9,4 51 1 1 289
2002 1 349 6,8 67 1 1 281
2003 1 068 3,6 292 0,4 776
2004 1 553 3,8 341 83 1 134
2005 2 014 3,75 н.д. н.д. н.д.
Нидерланды 2001 1 249 8,8 575 4 670
2002 1 168 5,9 504 664
2003 1 743 5,9 818 925
2004 5 107 12,6 3 479 1 628
2005 8 898 16,58 н.д. н.д. н.д.
* Инвестиции в России. 2005: стат. сб./Росстат. М., 2006.
Поступило В том числе
Страна Год инвестиций
всего % прямые порт- прочие
фельные
Германия 2001 1 237 8,7 495 0,2 742
2002 4 001 20,2 410 1 3 590
2003 4 305 14,5 687 1 3 617
2004 1 733 4,28 428 1 1 304
2005 3 010 5,61 н.д. н.д. н.д.
Франция 2001 1 201 8,4 50 1 151
2002 1 184 6,0 49 1 135
2003 3 712 12,5 75 3 637
2004 2 332 5,8 157 6 2 169
2005 1 428 2,66 н.д. н.д. н.д.
Британские 2001 604 4,2 63 71 470
Виргинские 2002 1 307 6,6 137 247 923
острова 2003 1 452 4,9 278 18 1 156
2004 805 2,0 375 41 389
2005 1 211 2,26 н.д. н.д. н.д.
Австрия 2001 423 3,0 36 0,3 387
2002 376 1,9 34 342
2003 394 0,9 35 359
2004 811 2,0 62 749
2005 н.д. н.д. н.д. н.д. н.д.
Япония 2001 408 2,9 184 224
2002 441 2,2 260 181
2003 1 005 3,4 828 177
2004 н.д. н.д. н.д. н.д. н.д.
Люксембург 2005 13 841 25,8 н.д. н.д. н.д.
Таблица 1.5

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику России, по странам в 2001—2007 гг., млн долл.

Страна 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Всего
инвестиций 14 258 19 780 29 699 40 509 53 651 55 109 120 941
В том числе
из стран:
США 1 604 1 133 1 125 1 850 1 554 1 640 2 839
Германия 1 237 4 001 4 305 1 733 3 010 5 002 5 055
Страна 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Кипр 2 331 2 327 4 203 5 473 5 115 9 851 20 654
Велико­
британия 1 553 2 271 4 620 6 988 8 588 7 022 26 328
Нидерланды 1 249 1 168 1 743 5 107 8 898 6 595 18 751
Швейцария 1 341 1 349 1 068 1 558 2 014 2 047 5 340
Франция 1 201 1 184 3 712 2 332 1 428 3 039 6 696
Япония 408 441 1 005 н.д. н.д. 695 н.д.
Другие страны 3 334 5 906 7 918 15 468 23 016 19 218 35 278

Как любое сложное экономическое явление вложения ино­странных капиталов могут оказывать на экономику страны и положительное, и отрицательное воздействие.

Так, к положительным последствиям относятся:

• увеличение объема реальных капиталовложений, ускоре­ние темпов экономического развития и улучшение пла­тежного баланса страны;

• поступление передовой иностранной технологии, орга­низационного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицен­зиях, ноу-хау и т.д.;

• повышение уровня занятости, квалификации, произво­дительности местной рабочей силы;

• развитие импортозамещающего производства и сокраще­ние валютных расходов на оплату импорта;

• расширение экспорта и поступление иностранной валюты;

• увеличение налоговых поступлений, позволяющее рас­ширить государственное финансирование социальных и других программ;

• повышение уровня жизни и покупательной способности населения;

• использование более высоких стандартов качества окру­жающей среды, расширение доступа к более чистой тех­нологии, снижение общего уровня загрязнения окружа­ющей среды;

• развитие инфраструктуры и сферы услуг;

• повышение доверия к стране, что позволит привлечь но­вых иностранных инвесторов;

• усиление конкуренции в национальной экономике и сни­жение уровня ее монополизации;

• оздоровление социально-культурной обстановки в стра­не, распространение международных стандартов не толь­ко в производстве, но и в потреблении.

Отрицательные последствия привлечения иностранных ка­питалов заключаются в следующем:

• репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивиденды, проценты, роялти и др.), что ухуд­шает состояние платежного баланса принимающей сто­роны;

• увеличение импорта оборудования, материалов и комп­лектующих, требующее дополнительных валютных рас­ходов;

• подавление местных производителей и ограничение кон­куренции;

• усиление зависимости национальной экономики от ино­странных государств, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

• игнорирование иностранными инвесторами местных ус­ловий и особенностей;

• возможная деформация структуры экономики;

• упадок традиционных отраслей национальной эконо­мики;

• усиление социальной напряженности и дифференциации (в частности, за счет более высокой оплаты труда на ино­странных предприятиях);

• ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранных технологий, что в конечном счете может привести к усилению технологи­ческой зависимости;

• ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

• негативное воздействие на социально-культурные усло­вия, связанное с игнорированием национальных тради­ций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых нацио­нальных стандартов, ценностей и форм организации про­изводства, потребления, образа жизни и др.

29 апреля 2008 г. был принят Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления в Российской Федерации иностран­ных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие страте­гическое значение для обеспечения обороны страны и нацио­нальной безопасности государства». Этот Закон разрабатывал­ся в целях защиты основ конституционного строя. Он направ­лен на всестороннее обеспечение безопасности и укрепление финансово-экономического суверенитета нашей страны. В дан­ном Законе сформулированы следующие положения.

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осу­ществлением иностранных инвестиций в форме приобретения долей (акций) коммерческих организаций, учрежденных в Рос­сийской Федерации и осуществляющих виды деятельности, имеющие стратегическое значение для национальной безопас­ности Российской Федерации, а также совершением сделок, имеющих целью установление контроля над указанными ком­мерческими организациями, имеющими стратегическое значе­ние для национальной безопасности.

2. Иностранные государства, иные иностранные публично- правовые образования, международные организации, а также находящиеся под их контролем юридические и физические лица не вправе совершать сделки, влекущие установление контроля над организациями, имеющими стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации.

3. Совершаемые иностранными государствами, иными ино­странными публично-правовыми образованиями и междуна­родными организациями сделки, в результате которых они приобретают право прямо или косвенно распоряжаться бо­лее чем 25% общего количества голосов, приходящихся на го­лосующие доли (акции), либо составляющих уставный капитал организации, имеющей стратегическое значение для нацио­нальной безопасности, или приобретают иную возможность блокировать решения органов управления коммерческих орга­низаций, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности, подлежат предварительному согласованию.

В Законе перечислены ограничения иностранных инвести­ций, связанные с определенными видами деятельности.

1. Ограничения, связанные с обязательным сохранением в соб­ственности российских организаций определенных активов: Фе­деральный закон от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государствен­ном регулировании развития авиации» — максимальный предел для участия иностранных инвесторов в российских организа­циях авиастроения — 25%; Воздушный кодекс РФ — максималь­ный предел для участия иностранных инвесторов в российских организациях, осуществляющих перевозки воздушным транс­портом, — 49%; Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» — мак­симальный предел для участия иностранных инвесторов в стра­ховых организациях — 25%.

2. Ограничения, связанные с обязательным сохранением в фе­деральной собственности определенных активов: Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» — сохранение в федеральной собственности 75% + 1 акция органи­зации по управлению Единой национальной (общероссийской) электрической сетью и Системного оператора; Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Россий­ской Федерации» — сохранение в федеральной собственности и собственности ОАО принадлежащих Российской Федерации 50% + 1 акция организаций, собственника Единой системы га­зоснабжения; Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» — сохранение в федеральной собственности 100% акций ОАО «Российские железные доро­ги»; Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. № 1009 «Об утверж­дении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»; Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».

Сюда относятся: производство специальной техники, про­изводство вооружения и специальной техники, авиастроение и космическая область, деятельность по использованию атомной энергии. Кроме того, ограничения затрагивают естественные монополии и разработку крупных месторождений нефти, газа, золота и меди. Ограниченно разрабатываться смогут те полез­ные ископаемые, которые имеют стратегическое значение для оборонной промышленности.

В табл. 1.6 представлена рекомендуемая структура иностран­ных инвестиций в промышленность России, исходя как из со­ображений национальной безопасности, так и из желания по­лучить максимальную отдачу для экономики страны от вложе­ний иностранных инвесторов.

Источник

Читайте также:  Сроком окупаемости с учетом дисконтирования называется
Оцените статью