Инвестиционная безопасность РФ в современных условиях
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 30.12.2014 2014-12-30
Статья просмотрена: 11238 раз
Библиографическое описание:
Филатова, А. С. Инвестиционная безопасность РФ в современных условиях / А. С. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14655/ (дата обращения: 12.06.2021).
В статье раскрывается понятие инвестиционной безопасности, приводятся основные факторы, оказывающие на нее влияние. Проанализированы показатели РФ и дана их оценка с точки зрения инвестиционной безопасности, а также приведены рекомендации по улучшению данной составляющей экономики РФ в современных условиях санкций.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная безопасность, санкции, экономическая безопасность.
В настоящее время, в связи с обострившимися внешнеполитическими разногласиями, экономика России находится в непростой ситуации. Под угрозу ставится экономическая безопасность, так как основной проблемой в условиях санкций является зависимость нашей экономики, ее самодостаточность. В таких условиях, вопрос инвестиционной безопасности, которая является составной часть экономической безопасности, становится наиболее актуальным.
Понятие экономической безопасности руководитель администрации Президента С. Нарышкин определяет как «состояние национальной социально-экономической системы, при котором она поступательно развивается, становясь все более устойчивой к воздействию непредсказуемых или плохо предсказуемых эндогенных и экзогенных факторов». Таким образом, чем выше устойчивость производства, занятости, инвестиций, и одновременно больше возможности дальнейшего увеличения роста экономики, ее модернизации и развития, повышения конкурентоспособности, тем выше экономическая безопасность страны. Исходя из определения видно, что экономическая безопасность включает в себя и инвестиционную безопасность. Ее можно охарактеризовать, как способность национальной хозяйственной системы воздействовать на инвестиционный процесс, который может оказывать влияние на стратегическую конкурентоспособность экономики и устойчивый рост.
Обеспечение мер по усилению инвестиционной безопасности может происходить по следующим направлениям:
— обеспечение экономики достаточным количеством инвестиций для поддержания ее устойчивого развития;
— формирование оптимальной отраслевой и территориальной структуры инвестиций;
— максимальное осуществление всех реализуемых инвестиционных проектов на инновационном уровне.
При реализации инвестиционных проектов необходимо учитывать ряд факторов, которые оказывают влияние на деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации (см. рисунок 1) [7, c.105].
Рис. 1. Условия и факторы, влияющие на инвестиционную безопасность
Для осуществления инвестиционной безопасности, учитывая вышеуказанные условия и факторы, стоит уделять особое внимание сфере правового регулирования инвестиционной деятельности, ее законодательной базе. В РФ инвестиционная безопасность упомянута в Указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г»., где отмечены основные направления инвестиций, необходимых для обеспечения национальной безопасности. В частности, в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах, необходимо сосредотачивать основные усилия на развитии науки, технологий и образования, совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов [3].
Среди международных нормативно-правовых актов, касающихся обеспечения инвестиционной безопасности можно выделить Конвенцию о защите прав инвестора, которая была заключена в Москве 28 марта 1997 года. В соответствии с положениями Конвенции, «инвестор имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему решениями и действиями (бездействием) государственных органов, либо должностных лиц, противоречащими законодательству страны-реципиента и нормам международного права» [1]. Данный договор направлен на создание общего инвестиционного пространства и эффективную защиту прав инвестора, тем не мене, Российская Федерация выразила намерение не участвовать в Конвенции [2].
Для оценки уровня инвестиционной безопасности можно выделить направления:
— оценка показателей инвестиционной активности субъектов хозяйствования;
— анализ динамики и структуры инвестиций в основной капитал (по видам экономической деятельности, по функциональной структуре инвестиций, в территориальном разрезе, а также по источникам их финансирования);
— оценка масштаба и результативности инновационных процессов в экономике в целом.
Эти факторы сильно влияют и на процесс формирования производственной базы российской экономики. В настоящее время, в структуре российского импорта из экономически развитых стран преобладает продукция машинотехнической отрасли, причем за счет кредитов этих же развитых стран, предоставленных для финансирования инвестиционных проектов или получения иностранных инвестиций. Это приводит к тому, что РФ закупает у кредитующей стороны технологическое оборудование, к сожалению, уже устаревшее и отстающее от лучших мировых образцов (зачастую предоставляется оборудование 10–15 летней давности). Таким образом, Россия содействует развитию модернизации производства более развитых стран, что откидывает ее саму от инновационных процессов и приводит к утрате национальной конкурентоспособности.
Поэтому анализ инвестиционной безопасности очень важен, его проведение включает в себя следующие шаги [7]:
— определение угроз инвестиционной безопасности и составление их классификации;
— составление объектов мониторинга инвестиционной безопасности;
— формирование совокупности показателей, необходимых для диагностики инвестиционной безопасности;
— формирование индикативных показателей и блоков диагностики инвестиционной безопасности;
— проведение индикативного анализа по каждому индикативному блоку инвестиционной безопасности;
— проведение индикативного анализа по ситуации инвестиционной безопасности в целом; обобщение и анализ результатов состояния инвестиционной безопасности.
Также при исследовании проблем инвестиционной безопасности особенно остро встает вопрос об определении границ безопасного функционирования страны и разработки пороговых значений, которые бы позволили объективно оценить пределы изменения параметров развития народного хозяйства, безопасных для национальной экономики.
Оценить уровень инвестиционной безопасности позволят индикаторы инвестиционных рисков — предельные показатели отражающие воздействие экономических факторов на инвестиционную безопасность. Индикаторы инвестиционных рисков должны соответствовать критериям инвестиционной безопасности и определять ее параметры на различных уровнях:
— макроуровне — для экономики в целом,
— на мезоуровне — в регионах и отраслях экономики,
— на микроуровне — на предприятиях, в компаниях и корпорациях с учетом факторов инвестиционных рисков.
Для предвидения, анализа и предупреждения инвестиционных рисков необходимо учитывать действия многообразных факторов, в том числе инвестиционные и операционные затраты. В инвестиционной деятельности факторы рисков подвергаются дополнительной мультипликации, так как сохраняется их взаимозависимость с общесистемными факторами экономической деятельности на макро-, микро- и мезоуровнях. В таблице представлены основные индикаторы инвестиционной безопасности с учетом факторов инвестиционных рисков [6].
Динамика и качество экономического роста — переход к инновационной экономике
1) доля накопления валовых инвестиций в ВВП и ВРП
2) соотношение темпов прироста инвестиций и ВВП в отраслях и регионах
3) уровень обновления и модернизации основного капитала
Стратегические приоритеты экономического развития
1) отраслевые приоритеты инвестирования наукоемкого производства
2) региональные приоритеты размещения и инвестирования хозяйствующих объектов и развития социальной сферы
3) межрегиональные и межотраслевые приоритеты развития рыночных связей
Мезоэкономические (региональные и отраслевые)
Приоритеты роста доходов (рентабельности) и эффективности производства
1) окупаемость и рентабельность инвестиционных проектов с учетом дисконтирования
2) вклад в прирост ВВП и в бюджетную эффективность
3) повышение конкурентоспособности
Для того чтобы оценить степень инвестиционной безопасности России достаточно проанализировать макроэкономические факторы:
1. Доля накопленных валовых инвестиций в ВВП. Это комплексный фактор инвестиционной безопасности. В 2012 г. доля валового накопления выросла до 17,5 % [4], что, на мой взгляд, не является достаточным, учитывая тот факт, что в структуре экономики РФ преобладают капиталоемкие отрасли.
2. Отношение темпов роста инвестиций к темпам роста ВВП. Данный индикатор характеризует превышение темпов прироста инвестиций над темпами прироста ВВП. В 2013 г. по данным Госкомстата рост ВВП составил 1,3 %, а прирост инвестиций снизился на 0,2 %. Для благоприятной ситуации необходимо, чтобы темп роста инвестиций превышал темп роста ВПП. Принимая во внимание капиталоемкость инноваций, необходимо обеспечивать более высокие темпы прироста инвестиций, так как чем быстрее будут развиваться в структуре экономики наукоемкие и обрабатывающие отрасли промышленности, тем выше темп прироста инвестиций для увеличения ВВП на 1 %. Например, для достижения 5 % прироста ВВП необходимо закладывать плановый прирост инвестиций в 10–15 % в среднем за год, а для обеспечения 6–7 % прироста ВВП потребуется не менее 15–20 %, при преобладании инвестиций в наукоемкие и обрабатывающие отрасли промышленности.
3. Уровень обновления и модернизации основного капитала. Об обновлении можно говорить тогда, когдаbотношение инвестиций в обновление основного капитала к инвестициям в выбытие (списание) по причине предельного старения имеет значение выше единицы. Центр инвестиций и инноваций ИЭ РАН составил прогноз, что для создания наукоемкой инновационной экономики к 2025 г. потребуется порядка 2500–3000 млрд долл. В настоящий момент Россия не располагает достаточными инвестиционными ресурсами для полномасштабной реализации программы модернизации и обновления основного капитала.
Приведенный анализ показывает, что инвестиционные риски в России высоки. Однако сейчас они еще усиливаются наложенными на РФ санкциями, так как они ставят под угрозу многие проекты, что отрицательно сказывается на притоке иностранных инвестиций. Например, приостановлена работа на арктическом шельфе, так как партнерство ExxonMobil и Роснефти поставлено под угрозу из-за решения американских властей запретить поставку товаров и технологий, необходимых для освоения нефтяных месторождений на арктическом шельфе и глубоководных участках, а также сланцевых пластах. В результате, РФ осталась без технологий, необходимых для начала добычи нефти в таких трудных условиях.
Таким образом, проблема инвестиционной безопасности стоит очень остро. Для защиты нашей экономики необходим комплекс мер. Во-первых, следует провести настройку инструментов инвестиционной политики на расширенное воспроизводство и усиление в нем инновационной составляющей. Во-вторых, необходимо улучшение делового и инвестиционного климата, прежде всего по таким направлениям, как институциональная среда, защита прав собственности, инфраструктурное обеспечение, проблемы взаимодействия государства и бизнеса, зрелость финансового рынка, снижение организационных, информационных, регулятивных и технологических барьеров. Также необходимо пересмотреть существующие инвестиционные проекты с США и Западной Европой. Начало новому сотрудничеству уже положено, в частности, Россия приостановила свое участи в проекте «Южный поток» и переговоры с Турцией о постройке другого трубопровода для поставок газа в Южную Европу. На мой взгляд, при принятии быстрых действий в ответ на санкции, совершенствовании инвестиционного климата внутри страны, РФ удастся сохранить свою инвестиционную безопасность и выйти на путь устойчивого экономического роста.
1. Конвенция о защите прав инвестора (г. Москва 28.03.1997)
2. Распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2007 г. № 166-рп
3. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г».. — Электрон.текстовые дан. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». — Загл. с экрана
4. Федеральная служба государственной статистики
5. Нарышкин, С. Е. Инвестиционная безопасность как фактор устойчивого экономического развития / С. Е. Нарышкин //Вопросы экономики. — 2010. — № 5. — С. 16–25.
6. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность. Геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. — М.: Финстатинформ, 2002.
7. А. Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций. — СПб: АНО ИПЭВ, 2008. — 606 с.
Источник
Экономическая безопасность России: риски инвестиционной привлекательности
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Цитировать:
Земсков В.В. Экономическая безопасность России: риски инвестиционной привлекательности // Экономическая безопасность. – 2019. – Том 2. – № 3. – С. 179-187. – doi: 10.18334/ecsec.2.3.100636.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42918054
Цитирований: 1 по состоянию на 06.02.2021
Аннотация:
В работе рассмотрена экономическая безопасность России в контексте рисков инвестиционной привлекательности. Сделан вывод, что одним из основных направлений инвестиций в России является участие государства в финансировании социально значимых проектов. При этом основной задачей в данном бизнес-процессе является обеспечение полной прозрачности финансовой системы и движения финансовых потоков.
Ключевые слова: экономическая безопасность, риски, инвестиции, инвестиционная привлекательность
В последние годы Россия находится на этапе структурных реформ, связанных с наличием диспропорций между отраслями экономики, уровнями государственного и корпоративного управления финансами. Однако реформирование, имеющее целью формирование рыночной хозяйственной системы и правового демократического государства, осуществляется порой весьма противоречиво и даже болезненно. «Одной из основных причин, тормозящих созданию эффективной экономики, ориентированной на обеспечение конкурентоспособности национальной экономики государства и общества, их защищенности от экономических угроз, является снижение инвестиционной привлекательности из‑за нестабильности финансовой системы России» [4, с. 33]. Все это породило необходимость разработки дополнительных стимулов для привлечения инвестиций, как от зарубежных, так и отечественных инвесторов в целях обеспечения финансовой безопасности России.
Под инвестиционной привлекательностью в контексте данного исследования понимается потенциальная возможность экономики страны и регионов привлекать свободные инвестиционные средства для получения экономического эффекта, как со стороны субъектов управления, так и со стороны инвесторов.
Опыт современной мировой экономики показывает, что «основными факторами инвестиционной привлекательности являются:
— стабильные макроэкономические показатели (риск-индикаторы, характеризующие общеэкономические показатели);
— сбалансированная денежно-кредитная политика регулятора;
— развитая инфраструктура (доступность к средствам коммуникации, информационная безопасность, доступные транспортные пути);
— наличие высоких квалифицированных кадров;
— низкий уровень коррупции;
— неагрессивная налоговая политика государства и др.» [3, с. 70].
Анализ показателя прямых инвестиций в экономику России позволяет выделить основную тенденцию сегодняшнего дня – сокращение объема прямых инвестиций, который отражен в таблице 1.
Прямые инвестиции Российской Федерации, млн долл. США
Показатели | I квартал 2017 | II квартал 2017 | III квартал 2017 | IV квартал 2017 | 2017 | I квартал 2018 |
Прямые инвестиции | 3 400 | — 5 207 | 1 709 | 10 462 | 10 365 | 6 225 |
За границу | 8 680 | 7 807 | 9 856 | 12 704 | 39 049 | 13 270 |
В Россию | 5 280 | 13 014 | 8 147 | 2 242 | 28 684 | 7 045 |
Источник: Банка России. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/.
Как видно из таблицы 1, в I квартале 2017 объем инвестиций, вывезенных за границу, составил 8 680 млн долл. США, а уже в I квартале 2018 – 13 270 млн долл. США. При этом снижалась доля прямых иностранных инвестиций в экономику России. Данные о снижении доли прямых иностранных инвестиций приведены на рисунке 1.
Как видно из рисунка 1, по сравнению с 2016 годом в 2017 доля иностранных инвестиций снилась с 10,74 % до 9,52 %. Наивысшее значение этой доли было в 2011 году. Снижение доли иностранных инвестиций в экономику России объясняется ужесточением санкционного давления ряда европейских стран и США.
Рисунок 1. Доля иностранных инвестиций
Источник: Банка России. Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics.
«По мнению иностранных инвесторов, инвестиционный климат в России ощущает внешнее давление со стороны западных стран и США в виде введения ограничительных мер во внешней торговле, санкций на привлечение иностранных заемных средств на глобальном финансовом рынке, что негативно повлияло на рост расходов по обслуживанию внутренних заемных средств, ухудшению макроэкономической ситуации в России, повышению инфляции, нестабильному курсу рубля» [6].
Кроме внешних ограничений на инвестиционную привлекательность России отрицательно также влияют внутренние факторы. К ним можно отнести «проблемы, связанные с государственным управлением и излишней бюрократизацией на федеральном и региональных уровнях управления, несбалансированной экономической политикой» [2, с. 96].
Анализ мнений иностранных инвесторов показывает, что 77 % опрошенных респондентов считают, что основным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность, является частые изменения нормативно-правового поля, а 90 % респондентов считают текущую ситуацию неблагоприятной для осуществления инвестиций. Иностранные инвесторы выступают за введение моратория на разработку и вступление в силу новых законодательных инициатив, существенно меняющих условия ведения бизнеса в России.
Мероприятия по «дорожной карте», направленные на улучшение инвестиционной привлекательности, были рассмотрены на Государственном совете Российской Федерации, организованном в конце 2017 года. Участники отметили, что непременным условием ускоренного развития экономики является активизация инвестиционной деятельности и создание комфортных условий для ведения бизнеса, как на федеральном, так и региональном уровнях.
Основными инструментами повышения инвестиционной привлекательности стали:
— реализация мероприятий Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации («дорожные карты» НПИ), направленных на улучшение инвестиционного климата в России – упрощение, удешевление, ускорение процедур ведения бизнеса;
— внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, предполагающего создание в субъектах Российской Федерации ключевых институтов и инструментов содействия и развития инвестиционной деятельности;
— проведение Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, имеющего целью оценку усилий региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявление лучших практик.
«В целях повышения инвестиционной привлекательности Правительством Российской Федерации было разработано и утверждено 12 мероприятий («дорожных карт»), реализация которых направлена на повышение качества среды для бизнеса» [1].
1. Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
2. Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.
3. Повышение доступности энергетической инфраструктуры.
4. Повышение качества услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества, регистрации прав на него и сделок с ним.
5. Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.
6. Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики.
7. Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта.
8. Совершенствование таможенного администрирования.
9. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием.
10. Совершенствование оценочной деятельности.
11. Совершенствование налогового администрирования.
12. Совершенствование корпоративного управления.
Таким образом, совокупность мероприятий, представленных в «дорожной карте» представляют собой взаимоувязанный комплекс мер, направленных на то, чтобы повысить инвестиционную привлекательность ведения бизнеса в России путем согласования интересов государства, общества и бизнеса.
По данным Агентства стратегических инициатив, благодаря Национальной предпринимательской инициативе, исключены 50 избыточных административных процедур, совокупная продолжительность прохождения по которым занимала 435 дней. В частности, с 2012 по 2017 год срок регистрации собственности сокращён с 43 до 13 дней, регистрации предприятий с 30 до 10 дней, подключение к электросетям сократилось с 281 до 83 дней. а «с 2015 по 2017 год время на подготовку документов и прохождение границы при экспорте товаров сократилось со 139 до 97 часов» [7].
В настоящее время приоритетными отраслями экономики Росси для привлечения инвестиций являются энергетика, промышленность, сельское хозяйство и машиностроение, здравоохранение и спорт.
По мнению одного из управляющих Всемирным Банком главным инвестиционным приоритетом в настоящее время в России, является, прежде всего, частный сектор. «Потенциал этого сегмента для инвестиций огромен, а сам сегмент в значительной степени обойден вниманием инвесторов, как международных, так и внутренних» [5, с. 58].
Одним из основных направлений инвестиций в России является участие государства в финансировании социально значимых проектов. При этом основной задачей в данном бизнес-процессе является обеспечение полной прозрачности финансовой системы и движения финансовых потоков.
Отдельно стоит отметить проявленный интерес со стороны зарубежных стран к региональным инвестиционным проектам России, связанным с развитием сельскохозяйственной отрасли. Например, такие страны, как Франция, Бельгия, Нидерланды на период до 2025 года собираются реализовать строительство крупных ферм по развитию мясного и молочного хозяйства в таких регионах России, как Саратовская, Пензенская, Тамбовская, Липецкая, Воронежская области.
Подробнее об авторе:
Земсков Владимир Васильевич
профессор кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Источник