Экологически ориентированы государственные инвестиции

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ

Экономическая экология (или экологическая экономика) – раздел социальной экологии, разрабатывающий методы регулирования взаимоотношений человека и природы на основе экономических механизмов, которые способствуют уменьшению загрязнения среды, ресурсосбережению, энергосбережению, охране биологического разнообразия и преодолению потребительского подхода. В результате внедрения принципов экономической экологии антиэкологичное природопользование становится экономически невыгодным. В составе экономической экологии несколько основных разделов.

Оценка стоимости ресурсов. Является основой платного природопользования. Стоимость исчерпаемых источников энергии, сырья для промышленности и биологических ресурсов определяется затратами на их добывание, транспортировку, переработку в конечный продукт и ценой этого продукта. Все, что проще добыть и ближе расположено к месту потребления, стоит дешевле. На рыночную стоимость ресурса, кроме того, влияет его исчерпаемость: чем ресурса меньше, тем он дороже. Например, цены на сырье для производства фосфорных удобрений непрерывно растут вследствие дефицита этого ресурса. Как ресурс рассматривается и самоочистительная способность, а также и рекреационная емкость экосистем. При этом для определения стоимости ресурса оцениваются затраты на восстановление экосистем. Плата за загрязнение окружающей среды (принцип «загрязняющий платит») включает:

оплату предприятием выделенной квоты на загрязнение;

штрафные платежи за загрязнение сверх установленных квот (как правило, штрафы во много раз выше, чем оплата в пределах квоты).

Определение стоимости экологического ущерба, понимаемого как вся совокупность изменений окружающей среды при использовании ресурсов, включая затраты на ее восстановление. Так, при оценке ущерба, нанесенного окружающей среде загрязнением, учитываются затраты на восстановление окружающей среды, на изменение технологий с целью снижения загрязнения, на профилактику и лечение населения. Могут учитываться также затраты на расход воды для разбавления сбрасываемого потока до безопасной концентрации загрязняющего вещества. Все это подталкивает предприятия к разработке технологий, наносящих минимальный вред окружающей среде.

Разработка системы экологически ориентированных государственных инвестиций.Государства инвестируют выполнение различных экологических программ. Например, правительство ФРГ взяло на себя 50% расходов на модернизацию оборудования предприятий, расположенных в бассейне реки Рейн. Правительство Японии широко использует инвестиции в предприятия вторичной переработки сырья в тех случаях, когда производство на этой основе оказывается менее выгодным, чем использование первичного сырья (предприятия по выпуску батареек получают дотации за сложность переработки старых батареек). В США государство выкупило у фермеров на 20 лет каждый пятый гектар пашни и засадило эти земли лесом, прекратив тем самым эрозию почвы.

Значительную роль во внедрении экономических механизмов рационального природопользования в нашей стране должен сыграть “Закон об охране окружающей среды в РФ”, принятый в 1992 г.

1. Перечислите основные разделы экономической экологии.

2. Какие экологически ориентированные инвестиции вы считаете целесообразными для вашего района?

В табл. 7 приведены примеры оценки экологического ущерба при уничтожении некоторых представителей биоты. Из таблицы видно, что такса зависит от численности популяций уничтожаемых видов и возможности их восстановления.

Примеры такс для исчисления размера взыскания за

Виды промысловых животных Размер взыскания ущерба в кратности от минимальной месячной оплаты труда
Рыбы
Белуга, калуга
Севрюга, гибриды осетровых рыб
Лосось, семга, кета, нельма, таймень
Сом, кефаль
Лещ, щука, карп 0,5
Тугун, ряпушка, карась, плотва, голавль, подуст 0,2
Палтус, камбала-калкан, зубатка, акула 0,7
Морские млекопитающие
Киты: гренландский, синий, серый, горбатый, японский
Моржи: атлантический, лаптевский
Морской котик
Водные беспозвоночные
Крабы: камчатский, синий, равношипый, полярный 1,26

В разных странах природоохранные затраты имеют разную структуру. Так, на охрану водных ресурсов, атмосферного воздуха, рекультивацию земель и обеззараживание отходов в Японии затрачивается соответственно 23, 50, 7 и 26%, в США – 41, 39, 7 и 20%, а в РФ – 66, 14, 13 и 4%. Столь высокая доля затрат на охрану водных ресурсов в РФ связана с несовершенством технологий на большинстве предприятий, что заставляет идти на расходы по созданию очистных сооружений. Значительная доля расходов на рекультивацию земель связана с широким распространением в РФ открытого способы добычи полезных ископаемых.

Читайте также:  Драйвер rx590 для майнинга

В развитых странах в настоящее время доля экологических инвестиций составляет 1,5–2,0% от валового национального продукта, планируется довести долю затрат “на экологию” до 10%. В РФ в разных регионах на экологические цели затрачивается от 0,5 до 3% бюджета. Однако эффективность этих инвестиций низка.

Источник

15.2. Экологически ориентированные государственные инвестиции

Государства за счет средств налогоплательщиков инвести­руют выполнение различных экологических программ, что улучшает условия жизни тех, кто дал деньги на реализацию лих мероприятий. Например, правительство Германиило на себя 50% расходов на модернизацию оборудования пред­приятий, расположенных в бассейне реки Рейн (см. разд. 2.2.2). Правительство Японии широко использует инвестиции в предприятия вторичной переработки сырья в тех случаях, когда производство на этой основе оказывается менее выгод ным, чем использование первичного сырья (предприятия по выпуску батареек получают дотации за сложность переработки старых батареек). В США государство периодически выкупает у фермеров пашню и засаживает эти земли лесом, что восстанавливает плодородие почв и улучшает общую эколо­гическую ситуацию на сельскохозяйственных землях.

В развитых странах в настоящее время доля экологических инвестиций составляет 1,5-2,0% ВВП, планируется до­вести долю затрат «на экологию» до 10%. В России в разных регионах на экологические цели затрачивается от 0,5 до 3% бюджета. Однако эффективность этих инвестиций низка, и в целом объемы экологических инвестиций по сравнению с 1990 г. снизились в 4-5 раз [37].

В разных странах природоохранные затраты имеют разную структуру. Так, на охрану водных ресурсов, атмосферного воз­духа, рекультивацию земель и обеззараживание отходов в Япо­нии затрачивается соответственно 23, 50, 7 и 26% от всей сум­мы затрат, в США — 41, 39, 7 и 20%, а в России — 69, 14, 13 и 4%. Высокая доля затрат на охрану водных ресурсов в нашей стране связана с несовершенством технологий на большин­стве предприятий, что заставляет идти на расходы по созда­нию очистных сооружений. Значительная часть расходов на рекультивацию земель связана с широким распространением в России открытого способа добычи полезных ископаемых.

В целом в мире происходит сокращение субсидий, поощ­ряющих антиэкологичные технологии. Так, к примеру, в се­редине 1980-х гг. Бельгия, Франция, Япония, Испания и Ве­ликобритания полностью ликвидировали субсидии на уголь­ную отрасль энергетики. В 1988 г. Бразилия прекратила предоставление инвестиций крестьянам, которые расчищают земли в районе Амазонки.

В Российской Федерации важной частью экономических механизмов природопользования являются экологические фонды, которые формируются за счет платного природопользования, т.е. средств, поступающих от предприятий, организа­ций и граждан. Экологические фонды позволяют осуществлять негосударственные инвестиции в экологические проекты.

15.3. Экологические налоги

Взимание налогов за антиэкологичную деятельность (с последующим их использованием для экологических инвестиций) широко распространено в развитых странах. В США, к при­меру, взимаются высокие налоги за моторное масло и парковку автотранспорта, что стимулирует снижение отрицатель­ною влияния автотранспорта на окружающую среду (см. разд. 12.2). Сверхвысокие налоги на бензин (60 центов на литр!) введены во многих европейских странах (Германии, Италии, Нидерландах). В ряде стран сформировались системы экологического налогообложения (табл. 15.3).

Примеры отдельных систем экологического налогообложения [68]

Читайте также:  Доход от фермы для майнинга 2021

Меры политики, страна, год введения____

Налогообложение токсичных отходов, Германия, 1991 г.

Налоги на загрязнение воды, Нидерланды, 1970 г.

Производство токсичных отходов сни­зилось за 3 года более чем на 15%

Налоги на выбросы оксидов серы, Швеция, 1991 г.

Налоги на вещества, разрушаю­щие озоновый слой, США, 1990г. Налог на выбросы диоксида углерода, Норвегия, 1991 г.

Налоги — главный фактор сокращения на 72-99% промышленных выбросов тяжелых металлов в воды, контролируемые регионами.

Одна треть 40%-го сокращения выбросов в течение 1989-1995 гг. за счет введения налога________

Сокращение и принудительное посте­пенное прекращение производства

Выбросы на 3-4% меньше, чем они были бы в отсутствие налога

Во всех развитых странах постоянно увеличиваются экологические налоги за выбросы углерода. Так, за 1 т углерода изымается плата, доллары: в Дании — от 2,1 до 24,3; в Швеции в Норвегии — от 4,6 до 15,3; в Финляндии — 1,9; в Ни­дерландах — от 1,2 до 1,6.

Кроме того, в большинстве стран мира приняты налоги, ориентированные на создание стиму­лов для перехода на использование энергии из нетрадицион­ных источников (табл. 15.4).

Налоговые стимулы, поощряющие использование энергии из возобновимых источников, 1997 г. [80]

Налоговая скидка для произ­водителей фотоэлектрических элементов

Надбавки в некото­рых районах

15%-й кредит на ВЭУ; льготы в размере 4,2 цента за 1 кВт-ч; скидки с налогов на энергию, СО2, НДС

85% розничной цены за энергию, произведенную на ВЭУ

Налоговые скидки при ис­пользовании фотоэлектриче­ских элементов и ВЭУ

Надбавки в размере 4,8 цента за 1 кВт-ч энергии, произведен­ной на ВЭУ

(50-67)%-й кредит для приобретения фотоэлектриче­ских элементов

65-90% розничной цены за энергию фотоэлектрических элементов и ВЭУ (10 центов за 1 кВтч^

(50-67)%-й кредит для приоб­ретения фотоэлектрических элементов

100% розничной це­ны за энергию фото­электрических эле­ментов и ВЭУ (18 центов за 1 кВтч]

Льготы в размере 8 центов за 1 кВт-ч энергии, полученной на ВЭУ; уменьшение энергетиче­ского налога на 11,5%; освобо­ждение от налога на СО2; нало­говое освобождение для инве­сторов в экологический фонд

35%-й кредит для приобрете­ния ВЭУ; льготы в размере 1,2 цента за 1 кВтчас энергии, полученной на таких установках

15. Развитие экономических и правовых механизмов

Льготы в размере 1,5 цента за 1 кВт-ч энергии, полученной на ВЭУ и биотехнологических ус­тановках; 1,4 цента за 1 кВт-ч энергии, полученной на ВЭУ и биотехнологических установках с «замкнутым циклом», принад­лежащих штатам или муниципа­литетам; 10%-я скидка на ин­вестиции для фотоэлектрических элементов, геотермальных уста­новок; льготы по ускоренной амортизации на федеральном и местном уровнях

Имеется опыт использования экологических налогов для регулирования роста народонаселения в Китае (см. разд. 8.3), однако эта система стимулирование малодетных семей вызывает серьезные возражения мирового сообщества в виду на­рушения прав человека.

При построении общества устойчивого развития общей тенденцией является частичное перемещение налогов с доходов населения на ущерб окружающей среде [9]. Будут повышаться налоги на выбросы углерода и диоксида серы, продажу иско­паемого топлива (нефти, газа), электроэнергии, автомобиль­ного топлива, пестицидов, хлорсодержащих растворителей и батареек, сжигание отходов и размещение их на свалках.

Источник

15.2. Экологически ориентированные государственные инвестиции

Государства за счет средств налогоплательщиков инвести­руют выполнение различных экологических программ, что улучшает условия жизни тех, кто дал деньги на реализацию этих мероприятий. Например, правительство Германии взя- ло на себя 50% расходов на модернизацию оборудования пред* приятий, расположенных в бассейне реки Рейн (см. разд. 2.2.2). Правительство Японии широко использует инвестиции в предприятия вторичной переработки сырья в тех случаях, когда производство на этой основе оказывается менее выгод­ным, чем использование первичного сырья (предприятия по выпуску батареек получают дотации за сложность переработ­ки старых батареек). В США государство периодически вы­купает у фермеров пашню и засаживает эти земли лесом, что восстанавливает плодородие почв и улучшает общую эколо­гическую ситуацию на сельскохозяйственных землях.

Читайте также:  Чиа черная как употреблять

В развитых странах в настоящее время доля экологичес-‘ ких инвестиций составляет 1,5-2,0% ВВП, планируется до­вести долю затрат «на экологию» до 10%. В России в разных регионах на экологические цели затрачивается от 0,5 до 3% бюджета. Однако эффективность этих инвестиций низка, и в целом объемы экологических инвестиций по сравнению с 1990 г. снизились в 4-5 раз [37].

В разных странах природоохранные затраты имеют разную структуру. Так, на охрану водных ресурсов, атмосферного воз­духа, рекультивацию земель и обеззараживание отходов в Япо­нии затрачивается соответственно 23, 50, 7 и 26% от всей сум­мы затрат, в США — 41, 39, 7 и 20%, а в России — 69, 14, 13 и 4%. Высокая доля затрат на охрану водных ресурсов в нашей стране связана с несовершенством технологий на большин­стве предприятий, что заставляет идти на расходы по созда­нию очистных сооружений. Значительная часть расходов на рекультивацию земель связана с широким распространением в России открытого способа добычи полезных ископаемых.

В целом в мире происходит сокращение субсидий, поощ­ряющих антиэкологичные технологии. Так, к примеру, в се­редине 1980-х гг. Бельгия, Франция, Япония, Испания и Ве­ликобритания полностью ликвидировали субсидии на уголь­ную отрасль энергетики. В 1988 г. Бразилия прекратила предоставление инвестиций крестьянам, которые расчищают земли в районе Амазонки.

В Российской Федерации важной частью экономических механизмов природопользования являются экологические

фонды, которые формируются за счет платного природополь­зования, т.е. средств, поступающих от предприятий, организа­ций и граждан. Экологические фонды позволяют осуществлять негосударственные инвестиции в экологические проекты.

15.3. Экологические налоги

Взимание налогов за антиэкологичную деятельность (с пос­ледующим их использованием для экологических инвестиций) широко распространено в развитых странах. В США, к при­меру, взимаются высокие налоги за моторное масло и пар­ковку автотранспорта, что стимулирует снижение отрицатель­ного влияния автотранспорта на окружающую среду (см. разд. 12.2). Сверхвысокие налоги на бензин (60 центов на литр!) введены во многих европейских странах (Германии, Италии, Нидерландах). В ряде стран сформировались системы эколо­гического налогообложения (табл. 15.3).

Таблица 15.3 Примеры отдельных систем экологического налогообложения [68]

Меры политики, страна, год введения

Налогообложение токсичных отходов, Германия, 1991 г.

Производство токсичных отходов сни­зилось за 3 года более чем на 15%

Налоги на загрязнение воды, Нидерланды, 1970 г.

Налоги — главный фактор сокращения на 72-99% промышленных выбросов тяжелых металлов в воды, контроли­руемые регионами

Налог на выбросы оксидов серы, Швеция, 1991 г.

Одна треть 40%-го сокращения выбросов в течение 1989-1995 гг. — за счет введения налога

Налог на вещества, разрушаю­щие озоновый слой, США, 1990 г.

Сокращение и принудительное посте­пенное прекращение производства

Налог на выбросы диоксида углерода, Норвегия, 1991 г.

Выбросы на 3-4% меньше, чем они были бы в отсутствие налога

Во всех развитых странах постоянно увеличиваются эко­логические налоги за выбросы углерода. Так, за 1 т углерода взимается плата, доллары: в Дании — от 2,1 до 24,3; в Швеции — 13,1; в Норвегии — от 4,6 до 15,3; в Финляндии — 1,9; в Ни­дерландах — от 1,2 до 1,6. Кроме того, в большинстве стран мира приняты налоги, ориентированные на создание стимул лов для перехода на использование энергии из нетрадицион­ных источников (табл. 15.4).

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Оцените статью