Эффект вытеснения инвестиций проявляется если

Теории вытеснения и мультипликативного эффекта государственного стимулирования

Во время рыночного спада, рецессии или депрессии правительства обычно вмешиваются в экономику, чтобы помочь стимулировать рост и предоставить финансирование и помощь там, где это крайне необходимо. Есть много подходов к стимулированию экономики государством, которые поддерживаются разными экономистами; эффект вытеснения и эффект умножения – это два варианта. Выбор наилучшего варианта стимулирования зависит от множества факторов, относящихся как к внутренней, так и к глобальной экономике.

Эффект вытеснения и мультипликативный эффект можно рассматривать как два конкурирующих воздействия государственного экономического вмешательства, которые финансируются за счет дефицитных расходов.

В традиционной экономической теории эффект вытеснения, в какой бы степени он ни происходил, снижает мультипликативный эффект финансируемых за счет дефицита государственных расходов, направленных на стимулирование экономики. Некоторые экономисты даже предполагают, что эффект вытеснения полностью сводит на нет эффект мультипликатора, так что с практической точки зрения эффект мультипликатора, вызванный государственными расходами, отсутствует.

Что такое мультипликативный эффект?

Эффект мультипликатора относится к теории, согласно которой государственные расходы, предназначенные для стимулирования экономики, вызывают увеличение частных расходов, что дополнительно стимулирует экономику.

По сути, теория состоит в том, что государственные расходы дают домохозяйствам дополнительный доход, что приводит к увеличению потребительских расходов. Это, в свою очередь, приводит к увеличению доходов бизнеса, производства, капитальных затрат и занятости, что дополнительно стимулирует экономику.

Теоретически мультипликативный эффект достаточен для того, чтобы в конечном итоге привести к увеличению общего валового внутреннего продукта (ВВП), превышающему величину увеличения государственных расходов. Результат – рост национального дохода.

Что такое эффект вытеснения?

Теоретически эффект вытеснения является конкурирующей силой с эффектом мультипликатора. Это относится к государственному «вытеснению» частных расходов за счет использования части общих доступных финансовых ресурсов. Короче говоря, эффект вытеснения – это сдерживающий эффект на расходную активность частного сектора, который является результатом расходной активности государственного сектора.

Теория вытеснения основана на предположении, что государственные расходы в конечном итоге должны финансироваться частным сектором либо за счет увеличения налогообложения, либо за счет финансирования. Следовательно, государственные расходы эффективно расходуют частные ресурсы, и это становится расходом, который необходимо сопоставлять с возможными выгодами, полученными от них. Однако определить эту стоимость может быть сложно, поскольку она включает оценку объема экономической выгоды, которую частный сектор мог бы получить, если бы его ресурсы не были перенаправлены правительству.

Часть теории вытеснения также основывается на идее о том, что существует ограниченная денежная масса, доступная для финансирования, и что любые займы, которые делает правительство, сокращают заимствования частного сектора и, следовательно, могут отрицательно повлиять на инвестиции бизнеса в рост. Но существование фиксированных валют и глобального рынка капитала усложняет эту идею, ставя под сомнение само понятие конечной денежной массы.

Аргументы экономиста

Теоретически, поскольку эффект вытеснения снижает чистое воздействие государственных расходов, он, соответственно, снижает степень умножения государственных расходов на стимулирование.

Между экономистами ведутся интенсивные дебаты, особенно после массовых государственных расходов, начатых после финансового кризиса 2008 года, относительно обоснованности как эффекта мультипликатора, так и эффекта вытеснения.

Классические экономисты утверждают, что эффект вытеснения является более значительным фактором, в то время как кейнсианские экономисты утверждают, что эффект мультипликатора более чем перевешивает любые потенциальные негативные воздействия, возникающие в результате вытеснения деятельности частного сектора.

Однако оба лагеря в основном согласны в одном: меры государственного стимулирования экономики эффективны только на краткосрочной основе. Они считают, что, в конечном счете, экономика не может поддерживаться правительством, которое постоянно погрязло в долгах.

Теории вытеснения и мультипликативного эффекта – это два противоположных подхода к государственному вмешательству с целью стимулирования экономики. Это обе формы финансирования дефицита, что приводит к увеличению государственных расходов. Размер государственных расходов и источник государственных средств являются ключевыми предметами споров между сторонниками и критиками того и другого.

Обе теории имеют свои преимущества и недостатки, но определение наилучшего выбора требует тщательного анализа конкретных причин спада экономики, роли глобального рынка и других конкретных финансовых показателей.

Источник

Эффект вытеснения инвестиций проявляется если

Суть эффекта вытеснения: налогово-бюджетная экспансия, направленная на стимулирование деловой активности, приводит к росту процентной ставки и вытеснению государственными расходами частных инвестиционных расходов (или других компонентов совокупного спроса).

Но насколько полным будет это вытеснение? Сократятся ли частные инвестиции точно на такую же величину, на какую возрастут государственные расходы, призванные стимулировать деловую активность? Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, находится ли экономика в условиях неполной или полной занятости.

В экономике, функционирующей на уровне ниже своего потенциального ВВП, эффект вытеснения не может быть полным. Заимствования правительства на кредитном рынке с целью налогово-бюджетной экспансии, конечно, вызовут повышение процентной ставки.

Но государственные расходы, благодаря эффекту мультипликатора, одновременно вызовут и повышение дохода. Следовательно, возрастут и сбережения, которые в кейнсианской модели общего равновесия являются функцией дохода. В этих условиях даже растущий бюджетный дефицит может финансироваться без полного вытеснения частных инвестиций.

Другая ситуация происходит в условиях полной занятости. Рост государственных расходов в экономике с полным использованием ресурсов усиливает конкуренцию на рынке товаров и ведет к росту цен. Рост цен ведет к уменьшению реальной денежной массы (М/Р). Это, в свою очередь, уменьшает объем финансовых активов, доступных для предъявления спекулятивного спроса на деньги. Далее следует падение цен на облигации и рост ставки процента.

Чувствительные к ставке процента частные инвестиционные и потребительские расходы будут вытеснены. Сторонники неоклассического подхода и, особенно, монетаристы, настаивают именно на полном вытеснении. Увеличение государственных расходов, призванное стимулировать рост дохода, полностью компенсируется, по их мнению, сокращением частных инвестиций, чувствительных к процентной ставке.

Долгосрочные последствия внутренних заимствований для покрытия дефицита госбюджета могут оказаться более серьезными, чем может показаться на первый взгляд, Главное, что они чреваты такими же инфляционными последствиями, как и монетизация, о которой говорилось выше.

Во-первых, сокращение совокупного предложения (перелив частных инвестиций из реального сектора в финансовый вследствие высоких ставок процента по государственным ценным бумагам) при неизменном, а тем более растущем совокупном спросе вызывает давление на общий уровень цен в сторону его повышения.

Читайте также:  Гражданство мальты за инвестиции условия

Во-вторых, наращивание новых займов может привести к тому, что львиная доля расходов госбюджета будет идти на выплату процентов по государственным облигациям. На другие же статьи расходов — социальные выплаты, здравоохранение, просвещение — средств будет все меньше и меньше, и тогда государству придется включать печатный станок, чтобы избежать социальных конфликтов. А эмиссия всегда несет в себе инфляционную заразу, сколько бы ни говорилось о «точечной», «контролируемой» эмиссии и прочих видах денежной накачки.

В-третьих, неспособность государства справиться с обслуживанием внутреннего и внешнего долга может привести к девальвации национальной валюты. В условиях, когда значительная доля потребительского рынка представлена импортными товарами, девальвация может сопровождаться повышением общего уровня цен в стране (российский опыт лета-осени 1998 г. наглядно подтверждает это).

Таким образом, можно сделать вывод о тесной связи между налогово-бюджетной и кредитно-денежной политикой.

Бюджетный дефицит и способы его покрытия влекут за собой необходимость продуманной координации налогово-бюджетных и монетарных мероприятий.

Источник

Эффект вытеснения

Эффект вытеснения (Crowding-out) – это тенденция к сокращению объема частных инвестиций в результате роста ставки процента, вызываемого экспансионистской фискальной политикой.

Рост правительственных расходов или сокращение чистых налогов приводят к росту структурного дефицита, который, в свою очередь, увеличивает реальный национальный продукт. Увеличение количества товаров и услуг потребует большего количества денег, необходимых для обращения, что приведет к росту ставки процента за счет возрастания спроса на деньги. Возросшая ставка процента приведет к сокращению инвестиций.

Графически процесс вытеснения можно представить с помощью IS-LM-инструментов, где кривая IS инвестиций, равных сбережениям, отражает зависимость объема реального национального продукта от ставки процента (I — планируемые инвестиции, равные планируемым сбережениям S). Кривая LM показывает отношение объема национального производства к ставке процента по мере изменения спроса на деньги — L, равного денежному предложению — M. На кривую IS оказывает влияние фискальная политика, в то время как на кривую LM влияет монетарная политика. В нашем примере кривая LM имеет позитивный наклон. В результате увеличения правительственных расходов и их мультипликационного возрастания, планируемые расходы возросли на 500 млрд. ден. ед. Но, в конечном итоге, национальный продукт возрастет только лишь на 250 млрд.ден.ед. за счет вытеснения инвестиций ростом ставки процента.

Эффект вытеснения связан, в первую очередь, со структурным дефицитом, т.е. с дефицитом, вызванным фискальной политикой, а не с циклическим дефицитом, при котором общий спад приводит к сокращению ставки процента и, таким образом, поощрению инвестиций.

По поводу размера вытеснения инвестиций существуют разные мнения. Представители монетаристской школы считают, что полное вытеснение наблюдается даже в краткосрочном периоде, следовательно, вся фискальная политика целиком уходит в рост ставки процента и не приводит к увеличению национального продукта. Эмпирические исследования показывают, что уже в течение одного года около половины всех фискальных мероприятий вытесняются ростом ставки процента, а в течение 3-4 лет вытесняются полностью. Это подтверждает мнение, что в долгосрочном периоде реальный национальный продукт возвращается к своему естественному уровню.

Источник

Эффект вытеснения инвестиций проявляется если

ЭФФЕКТ ВЫТЕСНЕНИЯ ( crowding-out effect ) — увеличение государственных расходов, которое приводит к уменьшению уровня расходов частного сектора. Финансовое вытеснение, описываемое в примечании к рис. 148, обусловлено лишь постоянством денежной массы, которое вызывает недостаток дополнительных заёмных средств для финансирования добавочных государственных расходов.

Если денежная масса фиксирована, то связанное с дополнительными государственными расходами увеличение потребностей государственного сектора в займах будет по мере роста государственных займов приводить к росту ставок процента, что уменьшит стимулы к инвестициям частного сектора. С другой стороны, если бы дополнительные заёмные средства можно было бы получить, скажем, из-за границы, то финансирование дополнительных займов правительства ненамного повысило бы процентные ставки и оказало бы незначительное влияние на частные инвестиции.

Термин «вытеснение» используется также в более широком смысле для описания последствий крупных государственных расходов при ограниченных национальных ресурсах, которых, таким образом, остаётся меньше для осуществления частных потребительских расходов, инвестиций частного сектора и экспорта. Такое реальное вытеснение будет иметь место лишь в той степени, в которой общий объём национальных ресурсов фиксирован и они полностью используются, так что увеличение спроса государственного сектора на ресурсы уменьшает их количество, остающееся в распоряжении частного сектора. Когда же можно привлечь недоиспользуемые ресурсы, есть возможность удовлетворить спрос как государственного, так и частного секторов.

«МИРНЫЙ ДИВИДЕНД» ( «peace dividend» ) — дополнительные ресурсы, которые могут быть получены в результате урезания национального военного бюджета вследствие улучшающихся политических отношений между странами Запада и странами Восточного блока.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ( government (public) expenditure ) — текущие расходы и инвестиции центрального правительства и местных властей, осуществляемые с целью предоставления общественных благ и услуг (здравоохранение, образование, оборона, пути сообщения и т. д.), рыночных товаров и услуг (уголь, почтовые услуги и т. д.) и трансфертных платежей (пособия по безработице, государственные пенсии и т. д.). В модели кругооборота национального дохода трансфертные платежи исключаются из государственных расходов, поскольку они не являются вознаграждением за производительские услуги (т. е. не увеличивают общий выпуск), но представляют собой простое перераспределение поступлений от одних домашних хозяйств к другим.

Государственные расходы финансируются путём налогообложения и заимствований (см. потребность государственного сектора в займах).

Государственные расходы — важный компонент совокупного спроса в кругообороте доходов (расходов). Они используются в качестве инструмента фискальной политики при регулировании уровня расходов в экономике. Однако изменение государственных расходов в коротком периоде нелегко осуществить из-за административных и политических трудностей, особенно в тех случаях, когда сокращение расходов направлено на уменьшение совокупного спроса. Например, в коротком периоде трудно добиться сокращения расходов на здравоохранение, образование и т. д. (из-за высокой трудоемкости этих видов деятельности при низкой доходности), не подрывая системы общественных услуг; в то же время сокращение трансфертов беднейшим членам общества политически непопулярно. Кроме того, если главный удар перемен падает на государственные инвестиционные расходы, это может серьёзно подорвать долгосрочные инвестиционные проекты, в то же время сокращение расходов приводит к разрушению социальной инфраструктуры. Вдобавок к этому, если государственные расходы включают закупку товаров и услуг у предпринимательского сектора, изменения могут оказать сильнейшее воздействие на положение частного сектора.

Читайте также:  Факторы роста объема инвестиций

«Современная денежная теория» — неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. ( П.И.Гребенников )

ПРАВИТЕЛЬСТВО ( government ) — верховный руководящий орган страны, который отвечает за национальную безопасность, поддерживает порядок и законность и т. д. Экономическая роль правительства (государства) зависит от общественно-политической системы данной страны, варьируя между двумя полярными типами экономики — централизованно планируемой экономикой и экономикой частного предпринимательства .

В первом случае правительство играет всеобъемлющую роль, зачастую являясь собственником большей доли экономических ресурсов и определяя, какие продукты следует производить.

Во втором случае, когда ресурсы находятся в частных руках и рынки служат главным механизмом размещения ресурсов, правительство играет более ограниченную роль, влияя лишь на общий уровень экономической активности путём управления спросом и перераспределения дохода и богатства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БРОКЕР ( government broker ) — фирма, уполномоченная правительством на размещение государственных ценных бумаг. В 1986 г. Банк Англии осуществил продажу таких ценных бумаг через сеть «одобренных» дилерских фирм.

ЛИМИТЫ НАЛИЧНОСТИ ( cash limits ) — средство контроля над расходами государственного сектора, заключающееся в установлении для департаментов правительства или национализированных отраслей максимума общих расходов, причём льготы в связи с инфляцией сознательно не делаются.

ПОТРЕБНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА В ЗАЙМАХ ( public-sector borrowing requiriment (PSBR) ) — превышение государственных расходов над доходами от налогообложения, требующее от правительства компенсировать разницу с помощью займа денег у банковской системы (посредством эмиссии казначейских векселей) или у общества (посредством эмиссии долгосрочных облигаций), бюджетный дефицит используется в качестве инструмента фискальной политики как средство увеличения общих расходов (совокупного спроса) в экономике.

Размер номинальных займов государственного сектора зависит не только от планируемых расходов государства и его дохода от налогообложения (т. е. от фискальной позиции), но также и от уровня экономической активности и темпа инфляции.

Колебания экономической активности ведут к изменениям потребностей в займах. Эти потребности имеют тенденцию увеличиваться во время спада, когда общая сумма налоговых поступлений падает, а выплаты пособий по социальному обеспечению растут в ответ на снижение доходов и рост безработицы, и уменьшаться во время экономического подъёма, когда общая сумма налоговых поступлений растёт, а выплаты пособий по социальному обеспечению сокращаются в ответ на рост доходов и снижение безработицы (см. автоматические (встроенные) стабилизаторы). Для того чтобы устранить воздействие на потребности в займах со стороны циклических колебаний экономической активности, связанных с деловыми циклами, необходимо подсчитать циклически скорректированные заёмные потребности. Устраняя воздействие эффекта циклических колебаний на состояние государственного бюджета, циклически скорректированные заёмные потребности характеризуют их возможный уровень при «трендовом» уровне экономической активности.

Инфляция также воздействует на номинальные потребности государственного сектора в займах, так как если большая часть долга государственного сектора определена в номинальном выражении, его реальная ценность падает обратно пропорционально темпу инфляции, снижая реальную ценность государственных обязательств. Реальный уровень заёмных потребностей определяется по текущему с учётом воздействия инфляции на реальную стоимость запаса долга государственного сектора (потребности государственного сектора в займах, скорректированные с учётом инфляции). Таким образом, для данных реальных заёмных потребностей более высокий темп инфляции подразумевает высокий номинал этих потребностей. При учёте эффекта инфляции 1970-х гг. высокий номинальный уровень займов (обозначающий большой финансовый дефицит) показывает достаточно скромный уровень реальных заёмных потребностей (обозначающий финансовый избыток). Государственный сектор накапливает номинальный запас своего долга с темпом меньшим, чем темп, с которым инфляция фактически уменьшает ценность займов, полученных в прошлом.

Существуют три основных способа, с помощью которых государство может финансировать свои заёмные потребности:

( а ) заём денег у частных лиц, фирм и финансовых структур частного сектора путём продажи государственных облигаций и векселей; установление высоких процентных ставок по этим ценным бумагам сделает государственный долг привлекательным для кредиторов;

( б ) заём денег у зарубежных кредиторов путём продажи государственных ценных бумаг; такие займы воздействуют на платёжный баланс;

( в ) краткосрочный денежный заём у системы коммерческих банков путём продажи им казначейских векселей. Это способствует увеличению резервных активов банков, позволяя им, в свою очередь, увеличивать предоставляемые ими кредиты.

Первые два способа финансирования заёмных потребностей государственного сектора (продажа облигаций небанковскому частному сектору) могут привести к увеличению процентных ставок, но из-за того, что они обеспечивают стабильное (как правило, долгосрочное) финансирование государственных займов, они не оказывают влияния на предложение денег. Напротив, если государство не может финансировать все свои финансовые потребности из двух первых источников, оно должно обратиться за займом к банковской системе. Это практически аналогично дополнительной денежной эмиссии и ведёт к увеличению предложения денег.

Займы государственного сектора могут способствовать вытеснению (см. эффект вытеснения) частного сектора. Во-первых, с помощью облегчения большой части государственных расходов эти займы могут привести к реальному вытеснению, так как государственный сектор использует большую часть национальных ресурсов, оставляя меньшую на частные потребительские расходы, инвестиции и экспорт. Во-вторых, дополнительный государственный заём приведёт к увеличению процентных ставок и, таким образом, вызовет финансовое вытеснение, так как частные инвестиции снижаются из-за высоких процентных ставок.

Начиная с 1980 г. британское правительство публиковало среднесрочную финансовую стратегию, которая предусматривает определение ежегодных целевых показателей для заёмных потребностей государственного сектора, выраженных в процентах от валового национального продукта, хотя в 1990 г. эта стратегия стала иметь меньшее значение.

Если доходы государства от налогообложения превышают его расходы, то это приводит к отрицательным заёмным потребностям или к погашению долга государственного сектора (осуществляется погашение долгов прошлых лет).

«Современная денежная теория» — неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. ( П.И.Гребенников )

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ ( public finance ) — раздел экономической науки, изучающий расходы и доходы органов государственной власти и воздействие, которое они оказывают на экономику. Когда сторонники классической экономической теории обратились к предмету государственных финансов, их внимание было сконцентрировано в основном на «доходной стороне» государственного бюджета — налогообложении. Начиная с 1930-х гг. (в эпоху господства кейнсианства) гораздо больший акцент был сделан на «расходной стороне» бюджета и на том воздействии, которое оказывает на экономику фискальная политика.

Читайте также:  Создатель биткоина снова шокировал мир

Государственный сектор является настолько значительной частью большинства экономических систем, что влияет фактически на все аспекты экономической жизни. Это происходит либо через расходы на товары и услуги, произведённые частным сектором, либо через выплату заработной платы работникам, занятым в государственном секторе, либо через выплату социальных пособий (пенсий, пособий по болезни и безработице). Финансирование этих расходов с помощью различных налогов (подоходного, на добавленную стоимость, на прибыль корпорации и т. д.), в свою очередь, влияет на уровень и структуру расходов частных лиц и организаций.

Государство планирует свои доходы и расходы на каждый финансовый год путём составления бюджета. Оно может планировать равенство доходов и расходов, стремясь к сбалансированному бюджету, или же оно может планировать превышение доходов от налогообложения над расходами, стремясь получить бюджетный излишек, который будет использован для погашения ранее накопленных долгов государственного сектора (см. государственный долг). Государство также может планировать превышение расходов над доходами, создавая бюджетный дефицит, который должен быть финансирован с помощью займов (см. потребность государственного сектора в займах).

Являясь инструментом выполнения правительством своих экономических и социальных обязательств, бюджет играет интегрирующую роль в фискальной политике, особенно при осуществлении политики по управлению спросом для снижения уровня безработицы и замедления темпов инфляции.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ ( national debt or government debt ) — задолженность центрального правительства отечественным и иностранным кредиторам. Государственный долг возникает в результате превышения государственных расходов над доходами от налогообложения и других поступлений (бюджетный дефицит). Этот разрыв может возникать как следствие единичного события (например, финансирование ведения войны) или же отражать осуществление правительством стимулирующей (экспансионистской) фискальной политики.

Государственный долг в Великобритании оформляется в виде следующих финансовых инструментов: прежде всего краткосрочных казначейских векселей и долгосрочных облигаций, а также национальных сберегательных сертификатов. Процент по государственному долгу выплачивается из текущих бюджетных поступлений. |

Иногда размеру государственного долга придаётся слишком большое значение. Например, в 1991 г. государственный долг Великобритании составил 163 000 млн ф. ст. тогда как текущий валовой внутренний продукт составлял 574 000 млн ф. ст. Однако причин для тревоги нет, поскольку большую часть государственного долга составляет задолженность отечественным резидентам и институтам. С точки зрения модели кругооборота национального дохода выплаты процентов по государственному долгу отечественным кредиторам представляют собой трансфертные платежи и не являются чистым уменьшением реальных ресурсов экономики, т. е. не снижают её возможности по производству товаров и услуг. В 1991 г. 94% государственного долга Великобритании оставалось внутри страны, а выплаты на его обслуживание составляли всего 7% от общей суммы государственных расходов.

ПОГАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА ( public-sector debt repayment (PSDR) ) — превышение государственных доходов от налогообложения над государственными расходами, что позволяет погасить некоторые займы, полученные в прошлом. бюджетный излишек используется в качестве инструмента фискальной политики как средство уменьшения общих расходов (совокупного спроса) в экономике. О том, как колебания уровня экономической активности и темпы инфляции влияют на состояние государственного бюджета, см. потребность государственного сектора в займах.

См. государственный долг

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗА СЧЁТ ЗАЁМНОГО КАПИТАЛА ( debt financing ) — финансирование фирм и дефицита государственного бюджета путём выпуска ценных бумаг, таких как краткосрочные переводные векселя компаний и государственные казначейские векселя, а при займах государства — долгосрочные облигации.

БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ ( budget deficit ) — превышение государственных расходов над государственными доходами за какой-либо финансовый год. Государственные поступления — это прежде всего поступления от налогообложения физических и юридических лиц, но имеются и другие источники доходов, например продажа долей государства в частных или общественных предприятиях. Управление дефицитом госбюджета (финансирование дефицита) является инструментом фискальной политики , дающим возможность государству воздействовать на уровень совокупного спроса и занятости в стране. Такого рода политика пропагандировалась в 1930-х гг. Дж. Кейнсом как способ выхода из имевшей место депрессии. До того господствовало мнение, что государство должно проводить политику сбалансированного бюджета, не вмешиваясь в положение дел в экономике. Дж. Кейнс утверждал, что государству следует вмешиваться в экономику, сознательно идя на разбалансированность бюджета с тем, чтобы «влить» дополнительный совокупный спрос в экономику, находящуюся в состоянии депрессии, и наоборот.

После второй мировой войны большинство государств Запада использовало бюджетный дефицит для поддержания высокого уровня занятости и стимулирования экономического роста. При повышении потребности государственного сектора в займах бюджетный дефицит финансировался за счёт выпуска казначейских векселей и долгосрочных облигаций. Такая политика приемлема до тех пор, пока экономика растёт и процентные платежи по этим займам не стали непропорционально велики по сравнению с общим уровнем государственных расходов. Если государство берёт взаймы больше, чем необходимо для поддержания долгосрочного экономического роста и для осуществления антициклической политики, это в конце концов приводит к инфляции . Следовательно, ключевое значение имеет то, как долго и насколько расходы больше (или меньше) доходов.

Бюджетный излишек (избыток) — противоположное явление, т. е. превышение государственных доходов над расходами.

«Современная денежная теория» — неортодоксальная макроэкономическая теория, в соответствии с которой полная занятость и контролируемая инфляция обеспечиваются за счет изменения объемов государственных расходов, финансируемых продажей государственных облигаций Центральному банку страны. ( П.И.Гребенников )

БЮДЖЕТНЫЙ ИЗЛИШЕК (ИЗБЫТОК) ( budget surplus ) — превышение поступлений от налогообложения над государственными расходами. Бюджетный излишек используется как инструмент фискальной политики для понижения уровня совокупного спроса в экономике.

БРЕМЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ( burden of debt ) — процентные платежи по долгу, возникающие в результате займа, взятого индивидами, фирмами и государствами.

Процентные платежи по государственному долгу выплачиваются за счёт доходов от налогообложения и прочих поступлений. Понятие «бремя», казалось бы, подразумевает, что государственная задолженность — это «плохо», ибо финансовые обязательства от нынешних поколений (расходующих чрезмерно много) переходят к будущим поколениям. Однако здесь важно подчеркнуть, что процент, выплачиваемый по национальному долгу, представляет собой трансфертный платёж и не является чистым вычетом из объёма производства товаров и услуг при условии, что большая часть этой задолженности есть долг перед гражданами страны.

Инфляция уменьшает реальное бремя задолженности, если долг выражен в номинальных величинах.

КАЗНАЧЕЙСТВО ( Exchequer ) — государственный орган в составе министерства финансов Великобритании, отвечающий за сбор, хранение и выпуск правительственных финансовых ресурсов.

Поиск терминологии, биографических материалов, учебников и научных работ на сайтах Экономической школы:

Источник

Оцените статью