- Двусторонние соглашения иностранных инвестиций
- Двусторонние соглашения иностранных инвестиций
- Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
- Оставить комментарий
- Министерство иностранных дел Российской Федерации
- О двусторонних соглашениях Российской Федерации с зарубежными странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений
Двусторонние соглашения иностранных инвестиций
Департамент торговых переговоров координирует работу федеральных органов исполнительной власти по заключению договоров Российской Федерации по вопросам инвестиций.
На данный момент Российской Федерацией заключено 82 двусторонних соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
До 2016 года переговоры по таким соглашениям проводились на основании типового соглашения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2001 года № 456. 30 сентября 2016 года было утверждено постановление Правительства Российской Федерации № 992 «О заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций». В соответствии с данным постановлением соглашения по вопросам инвестиций должны заключаться исходя из экономической целесообразности и особенностей регулирования инвестиционных вопросов на каждом конкретном рынке.
В целом двусторонние инвестиционные соглашения предусматривают определенный набор гарантий и инструментов защиты прав инвесторов. Так, соглашениями по общему правилу запрещается дискриминация иностранных инвесторов (посредством предоставления им режима наибольшего благоприятствования). Также соглашениями предусматривается предоставление национального режима, однако такой режим, по общему правилу, может быть ограничен в случаях, предусмотренных законодательством принимающего государства.
Соглашениями устанавливается обязанность государств компенсировать инвесторам убытки, если такие убытки вызваны действиями государств. С точки зрения соглашений такие действия могут квалифицироваться в качестве экспроприации активов инвестора. Экспроприация бывает прямой (следствием является лишения инвестора его прав в отношении капиталовложений) или косвенной (к примеру, формальное сохранение инвестором своих прав в отношении капиталовложениями при фактической потере инвестора возможности свободно распоряжаться или управлять ими).
Наиболее действенным инструментом защиты инвестором своих прав являются механизмы по урегулированию споров с государством, принимающим капиталовложения. Так, в случае ущемления прав российских инвесторов на иностранных рынках, инвесторы имеют возможность использовать инструмент международных арбитражей.
Соглашения предусматривают перечень различных арбитражей, в которые инвесторы имеют право обратиться для защиты своих прав. Набор таких арбитражей является индивидуальным для каждого соглашения, однако подавляющее большинство из них содержит, к примеру, возможность передачи споров на рассмотрение арбитража adhoc, создаваемого и функционирующего на основании правил ЮНСИТРАЛ.
Международные арбитражи являются международными инстанциями, независимыми от государств, решения которых обязательны для исполнения такими государствами. Вопросы приведения таких решений в исполнение регулируются Нью-Йоркской конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.
Источник
Двусторонние соглашения иностранных инвестиций
Библиографическая ссылка на статью:
Зайцева А.Г. Правовой режим двусторонних соглашений об иностранных инвестициях и его значение // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70702 (дата обращения: 08.06.2021).
Инвестиции являются важным элементом становления государственной экономики, особенно развивающихся стран. Зачастую зарубежные инвесторы стремятся вкладывать средства в наиболее прибыльные отрасли экономики, что позволяет государству, помимо получения прибыли, осуществлять эффективное перераспределение бюджетных средств. С другой стороны, инвестиции обычно носят краткосрочный характер, что требует от государства установления сбалансированной инвестиционной политики, защищая одни отрасли и стимулируя другие [1].
Ряд ученых определяют иностранные инвестиции как «материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли» [2, с.64-65; 3]. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» к иностранным инвестициям относит вложение иностранного капитала в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуг и информации [статья 2, 4].
Основой привлечения иностранных инвестиций выступает закрепление их благоприятного правового режима. Инвестор в первую очередь заинтересован в безопасности и защите своих инвестиций. В связи с тем, что данный вопрос регулируется правом государства, на территории которого осуществляются инвестиции, правовое обеспечение эффективной защиты капиталовложений играет исключительно важную роль. Данный вопрос усложняется и сложным субъектным составом, так как охватывает отношения между государствами, международными организациями, юридическими и физическими лицами [5, с.63].
Как подчеркивает Селим Р.А., научная категория правового режима иностранных инвестиций означает «предоставление совокупности юридических принципов, норм и правил, регулирующих защиту и обеспечение благоприятных хозяйственных условий для зарубежного предпринимателя» [6].
Изначально правовая база для осуществления инвестиций создавалась на национальном уровне, с развитием же международных экономических связей заключение международных соглашений стало необходимостью. Инвестор получает стабильность правоотношений и гарантию от односторонних изменений норм (например, национализации или конфискации без выплат компенсации). Наиболее распространенными благодаря своей гибкости и возможности индивидуализации стали двусторонние соглашения государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений (BIT – bilateral investment treaty) (далее – ДС) [7, с.157]. Первое современное ДС является европейским по происхождению и было заключено между Федеративной Республикой Германии и Пакистаном 25 ноября 1959 года [8]. На сегодняшний день по данным Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) подобных действующих соглашений насчитывается свыше 2300 [9].
В результате сравнения различных ДС можно выделить общую структуру:
- Вступительное заявление о целях соглашения, выражающее намерения сторон обеспечить взаимную защиту инвестиционных потоков между двумя государствами;
- Перечень видов собственности, подлежащих защите;
- Режим взаимоотношений, устанавливающийся для сторон;
- Юридические гарантии и порядок компенсации возможного ущерба, понесенного стороной;
- Гарантии свободного перевода в связи с капиталовложениями;
- Порядок разрешения возможных инвестиционных споров между договаривающейся стороной и инвестором другой договаривающейся стороны.
Тем не менее, несмотря на схожую структуру, содержание каждого ДС достаточно уникально. Как отмечает Министерство иностранных дел РФ, в расчет необходимо принимать характер торгово-политических отношений государств, результаты переговоров в рамках многосторонних процессов, особенности интересов инвесторов в доступе на рынки, инвестиционный потенциал государств и его возможное влияние на различные секторы экономики [10].
Ключевую роль любого ДС играет установление режима инвестиционных взаимоотношений между сторонами [11, с.201]. Наиболее лояльным является национальный режим, суть которого заключается в предоставлении по договору иностранным инвесторам максимально широких прав, аналогичных правовому положению отечественных инвесторов. По режиму наибольшего благоприятствования предоставляются отдельные права и льготы, столь же благоприятные, которые государство «предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству» [12, с.392]. Режим недискриминации предполагает установление условий, общих для всех государств, однако, не требует договорного закрепления, так как вытекает из принципа равенства суверенных государств [13].
Юридические гарантии предоставляют инвесторам уверенность в стабильности и сохранности своих капиталовложений. Среди подобных гарантий в ДС закрепляются гарантии от экспроприации и национализации, гарантии эффективной компенсации ущерба, суброгации и др.
Активное развитие международных отношений в сфере инвестиций предопределило создание Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (ISCID) (далее – МЦУИС), действующего на основании Вашингтонской конвенции 1965 года [14], по разрешению споров между государствами, принимающими инвестиции, и иностранными лицами. Стоит отметить, что за 2015 год 60 процентов дел, рассмотренных МЦУИС, связанны именно со спорами по ДС [15].
Ряд исследователей подчеркивают, что иностранные инвесторы в России все чаще используют международные двусторонние соглашения как источник права, гарантирующий их защиту [16, с.86]. Постановлением Правительства №456 от 09.06.2001 было утверждено Типовое соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений [17]. В нем МЦУИС выбран одним из приоритетных органов для разрешения споров.
В настоящее время в России действуют 78 двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, из которых 14 были заключены еще во времена СССР. Как отмечает законодатель, данные соглашения имеют особое значение в условиях незавершенности национального законодательства РФ по вопросам инвестирования, так как в силу конституционного приоритета международных договоров «позволяют компенсировать недостатки российского законодательства» [18].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что регулирование инвестиционных отношений является комплексным вопросом. При этом заключение двусторонних инвестиционных соглашений, предоставление ряда гарантий, а также эффективное функционирование органа по разрешению споров позволяют государствам увеличить свою привлекательность для иностранных инвесторов как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Библиографический список
- Борозов Б.Р. Двусторонние соглашения «О поощрении и взаимной защите инвестиций» как источник международного правового регулирования инвестиционных отношений// Наука и новые технологии. 2011. №9. С.184-188.
- Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право: Учебное пособие. Москва: МГИУ. 2008. 184с.
- Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. Litres. 2014. 775с.
- ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» №160-ФЗ от 09.07.1999/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 08.08.2016).
- Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М.: Волтерс Клувер. 2005. 404с.
- Селим Р.А. Правовые режимы иностранных инвестиций (вопросы теории)// ЕврАзЮж. Инвестиционное право. 2009. №3/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.eurasialaw.ru/index.php?option=com_jcontentplus&view=article&id=3903:2013-02-12-08-34-25 (дата обращения 08.08.2016).
- Тюкавкин-Плотников А.А., Бенедичук Д.А. Международние двустороннние соглашения о поощрении и защите капиталовложений как источник правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации// Культура. Наука. Образование. 2013. №2. С.155-162.
- Dolzer R., Stevens M. Bilateral Investment Treaties. Martinus Nijhoff Publishers. 1995. 330p.
- United Nations UNCTAD. Investment Policy HUB. International Investment Agreements Navigator. URL: http://investmentpolicyhub.unctad.org/IIA (дата обращения 08.08.2016).
- МИД РФ. Двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений (справочная информация). 2010/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.mid.ru/investicionnoe-sotrudnicestvo/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/id/261524 (дата обращения 08.08.2016).
- Sornarajah M. The International Law on Foreign Investment. Cambridge University Press. 2010. 524p.
- Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учебно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер. 2006. 432с.
- Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право и процесс: Учебник. М.: Проспект. 2010. 416 с.
- Вашингтонская конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 года / [Электронный ресурс]: URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_524/doc52a720x543.htm (дата обращения 08.08.2016).
- ICSID. The ICSID Caseload – Statistics. 2015. URL: https://icsid.worldbank.org/apps/ICSIDWEB/resources/Documents/ICSID%20Web%20Stats%202015-2%20(English).pdf (дата обращения 08.08.2016).
- Доронина Н.Г., Симелютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец-издат. 2003. 272с.
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2001 №456 «О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений»/ [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32070/ (дата обращения 08.08.2016).
- Государственная Дума РФ. Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений как источник правового регулирования международной инвестиционной деятельности. 2005/ Информационно-аналитические материалы Государственной Думы [Электронный ресурс]: URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4741/17039 (дата обращения 08.08.2016).
Количество просмотров публикации: Please wait
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
Источник
Министерство иностранных дел Российской Федерации
О двусторонних соглашениях Российской Федерации с зарубежными странами о поощрении и взаимной защите капиталовложений
Привлечение иностранного капитала в российскую экономику является одним из приоритетных направлений реализации внешнеэкономической стратегии Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Наращивание инвестиционного потенциала и улучшение инвестиционного климата в стране во многом зависят от совершенствования законодательной базы и инвестиционной политики, направленных на защиту прав и интересов как отечественных, так и зарубежных инвесторов.
Международно-правовое регулирование инвестиционных отношений России с основными торгово-экономическими партнерами осуществляется на основе межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Государства, заключающие такие соглашения, во-первых, приобретают возможность обеспечить эффективную реализацию прав своих физических и юридических лиц на территории другого государства–подписанта и, во-вторых, гарантируют применение предусмотренного таким соглашением режима для инвестиций вне зависимости от возможных изменений, в том числе в сфере законодательства, в стране-реципиенте.
Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, как правило, заключаются государствами на основе утвержденных ими проектов типовых соглашений, которые содержат определенный стандартный перечень гарантий защиты иностранных инвесторов. Типовые соглашения позволяют обеспечить единообразие их содержания, однако не исключают внесения в них изменений и дополнений при наличии письменного взаимного согласия сторон.
Подобные типовые соглашения разработаны в Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Нидерландах и в некоторых других странах.
Российская Федерация при заключении такого рода соглашений также руководствуется типовым соглашением, утвержденным постановлением Правительства от 9 июня 2001 г. № 456 (в редакции постановлений Правительства от 11 апреля 2002 г. № 229, от 17 декабря 2010 г. № 1037), которое заменило ранее действовавшее типовое соглашение, утвержденное постановлением Правительства от 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 1995 г.).
Новое типовое соглашение учитывает требования ВТО и содержит ряд важных положений, касающихся механизма разрешения инвестиционных споров.
Другим его главным отличием является ужесточение положений статьи, связанной с режимом капиталовложений. В частности, в ней предусматривается сохранение каждой договаривающейся стороной права применять и вводить в соответствии с законодательством своего государства изъятия из национального режима (НР) в отношении инвестиций инвесторов государства другой договаривающейся стороны при условии, что такие изъятия не применяются и не вводятся на дискриминационной основе по сравнению с режимом, применяемым или вводимым в отношении инвестиций инвесторов любого третьего государства.
Кроме того, ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на инвестиции инвесторов государства другой договаривающей стороны преимущества, которые она предоставляет инвестициям инвесторов любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или валютном союзе, общем рынке и любых аналогичных экономических интеграционных образованиях, а также на основе соглашений об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
Отдельным положением в новой редакции предусмотрены ограничения применения режима наибольшего благоприятствования (РНБ) и НР. Предоставляемый Россией режим не может быть лучше, чем тот, который наша страна готова предоставить в рамках обязательств по ВТО, включая обязательства по Генеральному соглашению по торговле и услугами (ГАТС). Однако по завершении переговорного процесса о присоединении России к ВТО нашей стране удалось зафиксировать в «Списке изъятий из статьи II (РНБ)» ГАТС «меру в отношении инвестиционной деятельности и имеющейся защиты инвестиций» во всех секторах сферы торговли услугами, что отражено в «Протоколе от 16 декабря 2011 г. о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.». Это означает, что Россия, включив такую оговорку, выполнит все обязательства по имеющимся двусторонним межправительственным соглашениям и соглашениям, которые могут быть заключены в будущем, о взаимной защите и поощрении инвестиций.
Действующая модель типового соглашения в основном отвечает общим стандартам, выработанным международной договорной практикой в области защиты инвестиций. Вместе с тем ряд стран настаивает на включении в проекты соглашений статей, содержащих положения о РНБ и НР без изъятий, что создает определенные трудности при проведении переговоров.
По состоянию на 1 марта 2016 г. действуют 80 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Российской стороной выполнены внутригосударственные процедуры в отношении 68 соглашений, вступили в силу 63 соглашения.
МИД России активно взаимодействует с Минэкономразвития России, оказывая в рамках своей компетенции необходимое содействие в проведении переговоров с зарубежными странами о заключении указанных соглашений.
Источник