- Федеральная система весогабаритного контроля
- Принцип работы пункта весогабаритного контроля
- Цели создания системы
- Дорожные весовые рампы принцип работы
- Информация об используемом на АПВГК оборудовании
- График проведения плановых метрологических поверок и калибровок оборудования АПВГК на 2020 год
- Принцип работы и состав системы АПВГК
- Процедура взвешивания на АПВГК
- Административная ответственность и порядок обжалования
- Контакты
- Все, что нужно знать о весогабаритном контроле
- «Опасно! Низкий мост! Газель не проедет!»
- Значения габаритов и массы и разрешение на передвижение
- Какие еще законы регулируют весогабаритный контроль?
- Как проходит весогабаритный контроль?
- Но есть вопросы к автоматизированному весогабаритному контролю
- Штрафы и ответственность
- «За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности, с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями».
Федеральная система весогабаритного контроля
Помимо введённой в эксплуатацию системы Платон в последнее время на федеральных автотрассах активно создаётся система автоматического весогабаритного контроля. С 1 октября текущего года Росавтодор объявил о запуске автоматической системы весогабаритного контроля в промышленную эксплуатацию. Пилотным регионом для старта проекта избрали Вологодскую область, отличившуюся наибольшим числом нарушений.
До октября систему обкатывали в тестовом режиме (штрафы не выписывались). Выявленные в процессе предварительной эксплуатации замечания позволили доработать систему до приемлемых эксплуатационных характеристик. Тем не менее, по замечаниям ряда экспертов, у автоматической системы до сих пор имеются узкие места. Так была расширена зона контроля на всю полосу дороги с захватом краевых полос и обязательным наличием ограничителей со стороны обочины, исключающих возможность объезда измерительной аппаратуры. Также установка аппаратуры должна производиться на участках дороги, исключающих объезд по второстепенным дорогам. Однако, как отмечают эксперты, ничто не мешает, к примеру, перед проездом через пункт контроля сделать автомобильный регистрационный знак нечитаемым.
Принцип работы пункта весогабаритного контроля
Цели создания системы
Система весогабаритного контроля является дополнением к системе Платон и призвана выявлять нарушителей. По данным Росавтодора за прошедшие период текущего года зарегистрировано более 1 млн. нарушений весовых параметров большегрузных автомобилей на федеральных автотрассах. Несмотря на то, что разрешённый максимум грузоперевозки был поднят до 44 тонн.
Перегруз приводит к ускоренному изнашиванию дорожных покрытий. Эти нарушения сейчас вынуждены покрывать за счёт транспортного налога, акцизов на бензин. Для нарушителей предусматриваются штрафные санкции в диапазоне 150 – 500 тысяч руб.
По итогам внедрения в Вологодской области автоматической системы весогабаритного контроля планируется за 5 лет развернуть 387 пунктов весогабаритного контроля на федеральных автотрассах по всей стране. Ориентировочно пункт контроля через каждые 100 – 150 км.
Источник
Дорожные весовые рампы принцип работы
Инспекция государственного технического надзора Пермского края
Ссылка на карту:
Информация об используемом на АПВГК оборудовании
Наименование: Система весового и габаритного контроля
Производитель: АО «Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М», 140050, Московская область, г.о. Люберцы, дп. Красково, ул. Вокзальная, 38
Плановая поверка АПВГК осуществляется 1 раз в год, по факту окончания срока действия текущей поверки (указан в свидетельстве о поверке). Также, в случае ремонта или замены датчиков СВК, осуществляется повторная поверка комплекса с выдачей нового свидетельства.
График проведения плановых метрологических поверок и калибровок оборудования АПВГК на 2020 год
К — работы по калибровке и юстировке
П — работы по поверке
Принцип работы и состав системы АПВГК
СВК предназначена для автоматических измерений осевых нагрузок движущегося транспортного средства (далее – ТС), вычисления его полной массы, габаритных размеров (длины, ширины, высоты), межосевых расстояний, подсчета числа колес на оси, определения класса ТС, распознавания государственных регистрационных знаков (далее – ГРЗ), а также фотофиксации ТС.
Процедура взвешивания на АПВГК
При прохождении транспортного средства (ТС) через АПВГК происходит проверка весогабаритных параметров и формируется АКТ измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
При осуществлении контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных ТС с применением АПВГК происходит измерение: СВК в автоматическом режиме выполняет следующие основные функции:
измерение осевых нагрузок, нагрузок от группы осей и полной массы ТС;
вычисление количества осей ТС
измерение межосевых расстояний ТС;
вычисление числа колес (скатов) на оси ТС;
измерение габаритных размеров ТС (длина, ширина, высота);
определение класса ТС (в соответствии с классификациями EUR 13 или RUS 12);
измерение скорости ТС;
фотографирование ТС в момент измерения системой его параметров;
распознавание ГРЗ ТС;
определение даты и времени следования ТС через СВК;
выявление нарушителей Правил перевозки грузов автомобильным транспортом в части допустимой массы ТС, допустимых осевых нагрузок ТС и предельно допустимых габаритов ТС (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272);
сохранение и накопление данных о ТС, проследовавших через СВК;
передача данных о ТС, проследовавших через СВК, во внешние информационные системы.
В случае наличия специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного ТС осуществляется сравнение измеренных значений с параметрами, указанными в специальном разрешении.
В целях учета погрешности оборудования фактически измеренное значение уменьшается на:
· 5,0% по общей массе,
· 10,00% по осевым нагрузкам,
· 0,600 метра по длине,
· 0,100 метра по ширине,
· 0,060 метра по высоты.
Административная ответственность и порядок обжалования
Напоминаем, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» перевозчикам грузов и грузоотправителям необходимо обеспечить контроль весовых параметров транспортных средств перед выездом на дороги общего пользования.
В соответствии со ст. 12.21.1 КоАП РФ движение крупногабаритного и (или) тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимых габаритов либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства, в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото и киносъемки, видеозаписи, — влечет наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере от ста пятидесяти до пятисот тысяч рублей. В связи с этим напоминаем о необходимости обеспечения контроля весовых параметров транспортных средств перед выездом на автомобильные дороги общего пользования. Постановление об административном правонарушении выносится ЦАФАП не позднее 15 дней со дня получения актов о взвешивании транспортного средства.
Копия постановления с суммой выписанного штрафа направляется владельцу транспортного средства не позднее 3 дней с момента вынесения.
В случае несогласия с вынесенным постановлением (постановлениями) собственник транспортного средства, либо представитель, имеющий от этого лица надлежаще оформленную доверенность (ст.25.5 КоАП РФ) могут обратиться с жалобой на имя начальника ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю, либо в суд по месту фиксации административного правонарушения. В жалобе необходимо изложить причины несогласия с фактом привлечения к административной ответственности. Жалоба подается отдельно на каждое постановление в течение десяти суток со дня получения копии этого постановления.
Порядок и срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении установлен статьями 30.1 — 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Направить жалобу в ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю можно следующими способами:
1. личное посещение ЦАФАП ГИБДД;
2. через оператора почтовой связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»: «Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату».
Учитывая, что в соответствии с примечанием к статье 1.5 КоАП РФ «Презумпция невиновности», в случае фиксации административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, обязанность по доказыванию своей невиновности лежит на лице, привлекаемом к административной ответственности, собственнику транспортного средства необходимо предоставить соответствующие доказательства невиновности.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления в законную силу постановления о его наложении. В случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении, штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного штрафа.
Контакты
1) ГКУ «Центр безопасности дорожного движения Пермского края».
(Полномочия — оператор системы весогабаритного контроля, отвечает за корректность работы и эксплуатацию системы.)
Адрес: 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Пермская, д. 164
Тел./факс: +7 (342) 236-00-20
пн-чт: с 8:30 до 17:30
пт: с 8:30 до 16:30
перерыв: с 12:00 до 13:00
сб, вс – выходные
2) Центр автоматической фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД ГУ МВД России по Пермскому краю.
(Полномочия – на основании актов взвешивания транспортных средств на АПВГК выносит постановления об административных правонарушениях.)
Адрес: 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Пермская, д. 164
Тел./факс: +7 (342) 236-01-69, 282-18-21
вт, ср: с 9:00 до 18:00 (перерыв: с 12:00 до 13:00)
чт: с 10:00 до 16:00 (перерыв: с 12:00 до 14:00)
пн, пт, сб, вс – выходные
3) Инспекция государственного технического надзора Пермского края.
(Полномочия — осуществляет формирование и подписание актов о взвешивании транспортных средств на АПВГК.)
Адрес: 614990, Пермский край, г. Пермь, бульвар Гагарина, д. 10
Тел.: +7 (342) 260-11-27, 212-12-70, 260-11-61
Источник
Все, что нужно знать о весогабаритном контроле
8 февраля 2018 г. 03:00
Безусловно, весогабаритный контроль — это та тема, которая задевает за живое все грузовое сообщество. В первую очередь перевозчиков, но не в последнюю — грузовладельцев и экспедиторов. Касается она, кроме того, и «легковых» автолюбителей, которые передвигаются рядом с внушительными по размерам грузовыми транспортными средствами. По одним и тем же многострадальным разбитым дорогам.
Поэтому мы постарались собрать в одном материале все, что известно на данный момент о системе весогабаритного контроля в России.
Впрочем, что такое весогабаритный контроль, вряд ли нужно объяснять. Хотя бы потому, что определение заложено уже в самом понятии. Для чего такой контроль проводится, тоже понятно: чтобы защитить дороги от сверхнормативного, убивающего их воздействия.
Это по официальной версии, по версии же перевозчиков, главное, чего хотят добиться надзорные органы, — пополнить казну за счет штрафов и попутно «спихнуть» всю вину за некачественные дороги на владельцев большегрузов.
Однако если уж объективно, то хороши обе стороны. Одни, действительно, словно и не понимают, что дороги — это прежде всего экономический ресурс и предназначены они уж точно не для того, чтобы на них любоваться: они изначально должны быть рассчитаны на то, что по ним регулярно будут перевозиться грузы в большом количестве, а не так, как в 50-70-х годах прошлого столетия.
Другие, руководствуясь лишь личной сиюминутной выгодой и надеясь исключительно на пресловутое «авось», нередко не берегут хотя бы то, что есть, и сокращают сроки эксплуатации того, что, в принципе, могло бы выстоять несколько дольше. И речь не только о выбоинах и проделанных колеях.
Чего стоит только мост на Софийской улице на окраинах Санкт-Петербурга, прозванный «мостом глупости» из-за того, что водители «Газели» регулярно застревают под ним, несмотря на наличие четырех предупреждающих знаков и плаката, где крупным по белому написано:
«Опасно! Низкий мост! Газель не проедет!»
А может, все-таки проеду.
Недавно, кстати, мост отметил своеобразный юбилей — 140-го застрявшего. Среди них был даже рейсовый автобус.
Впрочем, чему тут удивляться: автобус-то действительно не «Газель»!/Фото: neva.today
Но если данный мост пока еще способен выстоять под напором целеустремленных водителей, то другие, в конце концов, рушатся или, при более удачном стечении обстоятельств, прогибаются под тяжестью большегруза.
Мост в Бурятии между между населенными пунктами Старая Курба и Новая Курба. Водитель тягача решил перевезти груз в 53 тонны по мосту с ограничением в 10 тонн
Росавтодор посчитал, что каждый третий грузовик нарушает нормативы по массе, а перегруз, в среднем, составляет 30%.
Дабы искоренить эту вредную тенденцию, перевозчиков решили напугать большими суммами штрафов и в 2015-м году внесли соответствующие изменения в КоАП. Однако, во-первых, тут же появились обходные пути, разработанные, кстати, самими надзорными органами (по словам дальнобойщиков, которые подтверждались расследованиями СМИ, сотрудники ГИБДД за отдельную плату разработали специальную систему пропусков и предупреждающих СМС-рассылок), а во-вторых, технические средства сами по себе позволяли проводить проверку не более 10% грузовых транспортных средств.
И тогда появилась следующая инициатива от Росавтодора — автоматизированные пункты весогабаритного контроля.
Однако об этом чуть позже… Потому что, говоря о весогабаритном контроле, прежде всего нужно отталкиваться от предельных значений массы и габаритов, которые позволяют транспортному средству «вписаться» в этот контроль и со спокойной совестью передвигаться по российским дорогам.
Значения габаритов и массы и разрешение на передвижение
Предельно допустимые значения габаритов и массы грузового автомобиля регламентированы «Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденными Постановлением Правительства от 15.04.2011 г.
Так, транспортное средство считается негабаритным, если его ширина превышает 2,55 метров (для изотермических кузовов — 2,6 метров), высота — 4 метра, а длина — 12 метров для прицепа и одиночного автомобиля и 20 метров для автопоезда. Кроме того, негабаритным будет считаться и автомобиль меньшей длины, если груз в нем «свешивается» более чем на 2 метра.
Что касается массы, то имеет значение, во-первых, количество осей транспортного средства, во-вторых, вид транспортного средства — одиночный автомобиль или автопоезд (предел для двухосного одиночного автомобиля — 18 тонн, для шестиосного автопоезда — 44 тонны), а в-третьих, размещение груза, выражающееся в значениях допустимой нагрузки на оси.
Все эти величины, повторимся, прописаны в соответствующих Правилах.
Если же транспортное средство не проходит по габаритам и массе, то для его передвижения по дорогам необходимо получить специальное разрешение. Разрешение выдает Росавтодор (когда хотя бы часть пути проходит по трассам федерального значения) или тот орган исполнительной власти, в чьем непосредственном ведении находятся пролегающие по маршруту дороги.
Для получения разрешения необходимо написать заявление, указав в нем маршрут передвижения, характеристики груза, количество поездок, сведения о грузовом автомобиле (масса, количество осей, расстояние между ними и пр.), а также предъявить документы на транспортное средство (паспорт или свидетельство о регистрации), схему крепления груза и данные о технических требованиях к перевозке груза.
Разрешение может быть одноразовым или многоразовым (максимум — 10 поездок). Последнее подразумевает перевозку однотипного груза по одному и тому же маршруту.
Если транспортное средство вместе с грузом выше 4,5 метров, шире 5 метров или длиннее 35 метров, то ему для выезда на дороги понадобится не только разрешение, но и согласование маршрута с другими ведомствами или разработка специального проекта.
Транспортному средству, которое тяжелее 44 тонн, придется еще подождать, пока будет проведена оценка технического состояния всех дорог по маршруту или даже усиление дорожных покрытий.
Все шаги по согласованию маршрута, разработке проекта, оценке состояния дорог и пр. предпринимает, кстати, тот орган, который ответственен за выдачу разрешения.
Впрочем, не стоит рассчитывать на то, что разрешение можно получить на любой перегруз или «свес». Выезжать на дороги транспортным средствам, превышающим предельные значения габаритов и массы, можно только в том случае, если они перевозят неделимый груз. Если же груз без вреда для его качества можно с легкостью разобрать, то именно в таком, разобранном, виде он и должен перевозиться. Если понадобится, то и на нескольких машинах.
Единственное исключение составляет тот случай, когда габариты и/или масса транспортного средства, перевозящего делимый груз, превышают допустимые значения менее чем на 2 процента. (Разрешение на проезд ему, кстати, все равно требуется.)
А вот если масса транспортного средства вместе с неделимым грузом (или значение осевых нагрузок) лишь на 2 процента (или менее) превосходят установленные законом значения, то оно вполне может ехать и без наличия соответствующего разрешения. Если же превышение составляет более 2-х, но менее 10 процентов, то разрешение выдается по упрощенному порядку.
Какие еще законы регулируют весогабаритный контроль?
Что касается международных автомобильных перевозок, то они подчиняются Федеральному закону №127 «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (статья 3).
Сам же порядок проведения весогабаритного контроля прописан в Приказе Министерства транспорта №125 от 27.04.2011 г. Правда, этот приказ был подготовлен раньше, чем на российских трассах появились автоматизированные пункты весогабаритного контроля, а потому особенности такого вида проверок он не учитывает.
К слову, отсутствие законодательного регулирования — это как раз таки один из наиболее раздражающих перевозчиков факторов. Потому что законодательного регулирования нет, а работающие уже в штатном режиме автоматизированные пункты весогабаритного контроля имеются. Как и приходящие «от них» штрафы.
Министерство транспорта уверяет, что уже подготовило соответствующий законопроект, однако он еще должен быть рассмотрен Правительством и утвержден Государственной Думой — и только после этого сможет появиться на свет.
В 2015-м году Федеральным законом №248 в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», а также в другие законодательные акты были внесены некоторые изменения, касающиеся в том числе и передвижения негабаритных и/или тяжеловесных транспортных средств. Так, они затронули статью 12.21.1. КоАП РФ, существенно увеличив размеры штрафов за превышение установленных значений габаритов и массы.
Кроме того, есть еще распоряжение Росавтодора №1328-р от 20.07.2016 г., устанавливающее единые технические требования к оборудованию автоматических пунктов весогабаритного контроля, находящихся на автомобильных дорогах федерального значения.
Как проходит весогабаритный контроль?
До недавнего времени с прохождением весогабаритного контроля было, в принципе, все ясно и понятно. Сотрудник Ространснадзора или ГИБДД вылавливал из «толпы» кажущееся ему нарушителем транспортное средство, проверял имеющиеся у водителя документы и для подтверждения своих предположений отправлял автомобиль на весы и «под рулетку». Если предположения оправдывались, а разрешение на движение отсутствовало, оформлял протокол об административном правонарушении.
Выхватывать из потока транспортных средств нарушителя ему помогали либо его глаза (автомобиль загружен «по самые борта», едет медленнее, чем мог бы, имеет больше пяти осей и т.д.), либо измерительные приборы — специальные рамки, установленные на дороге. Эти рамки измеряли вес и габариты транспортного средства и, обнаружив «отступника» от правил, предупреждали о нем пост ГИБДД, который находился аккурат за рамками. Информация, полученная благодаря таким измерительным приборам, носила исключительно предупредительный характер и полномочиями по выписыванию штрафов не обладала. Она всего лишь указывала, кого необходимо остановить и чьи документы с габаритами нуждаются в тщательной проверке.
Впрочем, такую форму весогабаритного контроля еще никто не отменял — она по-прежнему действует. Однако теперь к таким пунктам добавились более усовершенствованные — автоматизированные. И если первым для точного измерения необходимо, чтобы автомобиль снизил скорость, то вторые способны «снять» все необходимые параметры и тогда, когда большегруз движется со скоростью больше 100 км/ч. Данные при этом передаются не на пост ГИБДД, а в единый информационный центр, где транспортное средство идентифицируется, устанавливается его владелец, проверяется наличие разрешения, а при отсутствии разрешения составляется «письмо счастья».
Система автоматизированного весогабаритного контроля заработала в России с 1-го октября 2016-го года в Вологодской области. До того она на протяжении четырех лет, с 2012-го года, тренировала свои навыки в тестовом режиме.
Автоматизированный весогабаритный контроль на федеральной трассе «Северный обход Новосибирска»/Фото: its-sib.ru
Вологодская область была выбрана в качестве пилотной по той простой причине, что именно этот регион, по информации Росавтодора, являлся на тот момент лидером по количеству весовых и габаритных нарушений. За год функционирования система, по данным все того же Росавтодора, позволила уменьшить число нарушений на 17%, а общая сумма штрафов составила, кстати, 175 млн. рублей.
На данный момент «умными весами» оснащены дороги более чем в 17 регионах России. В этом году количество автоматизированных пунктов весогабаритного контроля должно достигнуть 125, в 2020-м — 387. Ими будут охвачены все федеральные трассы из расчета на каждые 100-150 километров. После чего автоматизированный контроль, скорее всего, начнет распространяться и на региональные дороги.
Помогать распространению автоматизированного весогабаритного контроля, не исключено, будет компания «РТ-Инвест транспортные системы» — оператор хорошо известной перевозчикам (и не только) системы «Платон». По крайней мере, в конце прошлого года в СМИ прошел слух о том, что компания подала в Правительство заявку с частной концессионной инициативой на разработку автоматической системы весогабаритного контроля. Правда, ранее, в мае прошлого года, компания уже отзывала такую же свою заявку, отказываясь от предоставления своих услуг. Так что об окончательном решении говорить пока не приходится…
Справедливости ради, вероятное участие в этом деле оператора «РТ-Инвест транспортные системы» выглядит вполне оправданным: при интеграции с «Платоном» затраты составят 22,5 млрд. рублей, без него — 36,5 млрд. рублей. Экономия возможна за счет совмещения уже существующих динамических рамок «Платона» с механизмами измерения веса и габаритов транспортного средства и использования уже функционирующих информационного и call-центра.
Помимо стационарных пунктов весогабаритного контроля на дорогах России действуют также и мобильные посты. Они представляют собой подкладные поосные весы, входящие в комплект особого сертифицированного транспортного средства, которое и делает эти посты мобильными. Для водителя встреча с ними является своего рода неожиданностью: пункты могут курсировать по различным дорогам. Единственное: площадки, где устанавливаются мобильные весы, должны быть аттестованы, потому что для точного измерения транспортного средства требуется, как минимум, ровная дорога.
Предполагается, что разросшаяся к 2020-му году автоматизированная система весогабаритного контроля вместе с мобильными постами охватит большую часть дорожной сети страны и добровольно-принудительно вернет в правовое поле того каждого третьего, кто сейчас ездит с перегрузом.
Но есть вопросы к автоматизированному весогабаритному контролю
В принципе, в том, что к этому виду контроля есть вопросы, ничего удивительного нет: система только-только вводится, а значит, как и все новое, требует времени для сглаживания шероховатостей и выбора оптимального варианта работы. Тем более что зачастую многие нюансы нельзя увидеть иначе, как только начав процесс эксплуатации.
Как раз для этого, правда, существует тестовый период, а потому кажется несколько странным, что автоматизированная система весогабаритного контроля тестировалась чуть ли не четыре года, однако к моменту ее запуска в пилотном регионе (Вологодская область) все, что было готово, — статистика по снижению нарушений и количеству собранных штрафов. Хотя за это время можно было обнаружить практические недостатки, постараться устранить их, а также разработать законодательное сопровождение. А не отдавать соответствующий законопроект на рассмотрение Правительства в то время, когда в некоторых регионах система функционирует в штатном режиме уже полтора года как и так же давно собирает штрафы.
Отсутствие законодательного регулирования в этой сфере, повторимся, главное, что тревожит перевозчиков.
Так, нет четких единых требований к оборудованию автоматизированных пунктов контроля. Есть, правда, рекомендации от Росавтодора, однако рекомендации на то и рекомендации, что не обязывают, а только высказывают пожелания.
При этом установка «умных весов» возможна также на основании государственно-частного партнерства, а потому крайне легко понять опасения перевозчиков. Частные компании берутся за оборудование таких пунктов контроля явно не из благотворительных целей: они вкладывают в них свои деньги и, естественно, ждут, что это вложение окупится. А окупаться оно будет именно за счет штрафов. Спрашивается: не возникнет ли (в отсутствии-то стандартизированных требований) соблазн эту самую «окупаемость» ускорить.
Перевозчики уже сегодня указывают на то, что данные по «умным» весам, во-первых, разнятся от пункта к пункту, а во-вторых, не сходятся с данными, полученными при взвешивании транспортного средства с помощью обычных, стационарных то бишь, весов.
Так, перевозчикам Нижегородской области за период с января по октябрь прошлого года пришло более 3,5 тысяч «писем счастья», треть постановлений обжаловалась в судах. Правда, отменить штраф удалось единицам: очень и очень трудно доказать, что как раз в момент автоматического взвешивания машина шла без перегруза.
Тем более что немногие автоматизированные пункты оборудованы информационными табло, отображающими результаты взвешивания. И это даже странно. Ведь приоритетная цель, которую провозглашают, внедряя и повсеместно распространяя систему весогабаритного контроля, — это сохранность дорог. А тут получается, что водителя, который может быть даже не в курсе, что едет с перегрузом, не останавливают, а позволяют ему ехать дальше и дальше «разбивать» дороги.
Как-то нелогично. Хотя… Если вспомнить о том, что на ходу он подхватывает еще и штрафы (по сути, за одно и то же нарушение), то выходит несколько логичнее…
И если в тех случаях, когда автоматическое взвешивание используется для того, чтобы выхватить возможного нарушителя из потока, его результаты потом перепроверяются на стационарных весах, то новая «умная» система такого шанса перевозчику не дает. Несмотря на то, что зарегистрированный перевес на самом деле может никак не зависеть от злой воли перевозчика и быть просто следствием воли случая.
Например, после «скачки» по российским дорогам ослабевает крепление груза. В итоге, груз смещается — и оп-па! нагрузка на одну из осей увеличивается. Знай водитель, что у него несоответствие по осям, и будь рядом с пунктом контроля специальная площадка со стационарными весами, где можно было бы проверить результаты замеров и, если возможно, устранить нарушение, было бы больше вероятности, что он не поедет с перегрузом дальше, продолжая без своего ведома и злого умысла наносить вред дорогам. А так…
Еще больше проблем с наливными грузами: при движении центр тяжести смещается — и взвешивание показывает сверхнагрузку на оси. Хотя если «запустить» это же транспортное средство на стационарные весы, дать жидкости время успокоиться, то никакого перегруза весы вполне могут и не «запротоколировать».
Для этого случая перевозчики предлагают либо отменить взвешивание автомобилей, перевозящих наливной груз, ссылаясь на опыт европейских стран, либо увеличить для них допустимую погрешность измерения.
Министерство транспорта, правда, говорит о том, что в подготовленном им законопроекте были учтены пожелания участников рынка, но в какой мере и все ли они после рассмотрения Правительством и Государственной Думой останутся в силе, пока неизвестно…
Самое же главное, что волнует перевозчиков, — размер штрафов и тот факт, что «письмо счастья» приходит именно им, в то время как в перегрузе может быть виноват грузовладелец.
Штрафы и ответственность
Размеры штрафов за нарушение правил движения тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства прописаны в статье 12.21.1. Кодекса об административных правонарушениях. Они дифференцированы в зависимости от степени превышения допустимых габаритов и веса. Так, за превышение на величину от 2-х до 10 процентов при измерении в автоматическом режиме собственник транспортного средства может получить «счет» на 150 000 рублей, за превышение на величину более 50 процентов — на 500 000 рублей.
И хотя в этой же статье в пунктах 8-9 указано, что за предоставление недостоверных сведений о массе и габаритах груза грузовладелец также наказывается штрафом, при фиксации нарушения автоматизированным пунктом весогабаритного контроля штраф, повторимся, приходит только собственнику транспортного средства.
Отношения между грузоотправителем и перевозчиком по поводу массы и габаритов груза регламентируются «Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом». Глава IV (пункт 53) четко говорит о том, что масса груза определяется грузоотправителем, который и указывает ее в транспортных документах. Перевозчик может потребовать (пункт 55) перепроверить достоверность указанных данных непосредственно при нем. Однако на практике нередко водитель даже лично не присутствует при погрузке и получает к перевозке уже опломбированный, например, контейнер и заполненные грузоотправителем документы.
Тем более что погрузка зачастую происходит на территории грузоотправителя и не всегда эта территория оборудована весами. Масса же груза, определенная в соответствии с технической документацией и пр., может отличаться от реальных величин.
Кроме того, за погрузку, которая подразумевает и крепление груза, тоже отвечает грузовладелец: согласно Приказу Министерства транспорта №7 от 15.01.2014 г., перевозчик должен только утвердить схему размещения и крепления грузов. А неправильное крепление, в свою очередь, может сказаться на значениях осевых нагрузок, за превышение которых при автоматизированном весогабаритном контроле все равно ответит владелец транспортного средства.
«За неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности либо за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе, габаритах, состоянии и степени опасности, с грузоотправителя взыскивается штраф в размере двадцати процентов провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причиненного перевозчику такими нарушениями».
Однако на деле даже наличие акта взвешивания транспортного средства не всегда помогает доказать вину грузоотправителя, а уж если транспортное средство с грузом отметилось на автоматизированном пункте и не взвесилось сразу после него, то и подавно. Убедить суд в том, что водитель не подхватил по дороге «левый» груз и вез только то, что получил от грузоотправителя, нереально.
В массовом сознании почему-то тоже четко укрепилась мысль, что виноват в перегрузе исключительно перевозчик. Это, дескать, он, стремясь сэкономить, «набрал» груз сверх всякой меры и подставил еще и грузовладельца. И нередко так оно и бывает. Однако и тот, кто заказал перевозку, тоже может схитрить: ему тоже выгоднее «впихнуть» все в одну машину, чем оплачивать проезд еще одной.
Чаще же всего на нарушение идут по обоюдной договоренности, а отвечает перед «автоматизированным» законом пока только одна сторона…
Источник