Привлечение иностранных инвестиций
Интернационализация и глобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию роли иностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционной деятельности.
Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.
Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными.
Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи.
Частные (негосударственные) инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.
Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.
В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.
Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.
Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.
Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.
Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или «материнская фирма») с их контролем за хозяйственной организацией, расположенной в принимающей стране. Соответственно к ним рекомендуется причислять:
- приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;
- реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;
- внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.
К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.
В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг.
Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.
Количественные границы между прямыми и портфельными инвестициями довольно условны. Обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20% и выше акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20% — портфельными. Однако так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, различаются, такое деление представляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано со спецификой вложений.
Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:
- в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;
- в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу (в отличие от спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);
- в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;
- в активизаций конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;
- в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;
- в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;
- в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.
Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.
В настоящее время на международном финансовом рынке можно выделить три полюса мирохозяйственных связей: европейский, североамериканский и азиатско-тихоокеанский.
Европейский полюс объединяет индустриально развитые страны, входящие в Европейский союз, а также страны Восточной Европы. Ближнего Востока, традиционно тяготеющие к финансовому рынку Швейцарии. Этот рынок характеризуется годовыми объемами капитала в 9 трлн. долл., наличием наиболее дешевых и долгосрочных ресурсов, предоставляемых иностранным инвесторам из расчета 2-4% годовых.
Североамериканский полюс охватывает в основном рынки США и Канады с годовыми объемами капитала в 18 трлн. долл. Финансовым центром является США. Рынок отличается существенной долей импортируемых финансовых ресурсов, большим объемом сделок с ценными бумагами с иностранными инвесторами. Для распространения ценных бумаг иностранных эмитентов применяются различные схемы депонирования ценных бумаг в иностранных банках с последующим выпуском в США депозитарных расписок.
Азиатско-тихоокеанский полюс (АТП) мирохозяйственных связей представлен странами Юго-Восточной Азии и Океании. Финансовые ресурсы АТП концентрируются на рынке Японии, годовые объемы капитала превышают 6 трлн. долл. Этот рынок в основном базируется на собственных ресурсах и по сравнению с рынком США характеризуется невысокой долей заемного капитала. Крупнейшими импортерами ресурсов рынка Японии являются Китай, страны Океании и Юго-Восточной Азии, а также в последние годы – страны Латинской Америки и Западной Европы. В настоящее время отмечается рост тяготения ДТП к европейскому рынку, все большая часть финансово-хозяйственных связей сосредоточивается между Японией и Швейцарией.
Мировой опыт показывает, что инвестиции в производительной форме направляются в основном в те страны, которые характеризуются динамично и эффективно развивающимися рыночными отношениями. Глобальная триада – США, Европейский союз и Япония – концентрирует основную долю общего объема вывоза и ввоза инвестиций. В рамках самой триады идет интенсивное движение капитала, активными участниками которого являются ТНК, которым принадлежит 90% прямых зарубежных инвестиций.
Распределение объемов прямых инвестиций между различными группами стран выглядит следующим образом: около 65% приходится на индустриально развитые страны, более 30% – на развивающиеся страны и менее 5% – на страны Центральной и Восточной Европы.
В настоящее время происходит постепенное изменение основных условий международной экономической деятельности. Суть этих изменений в наиболее общем виде заключается в следующем:
- возникают условия для более легкого доступа к иностранным рынкам, факторам производства за рубежом, широкого выбора способов проникновения на иностранные рынки: торговля, прямое инвестирование, соглашения подрядного типа, франчайзинг;
- расширение рынков создает благоприятные возможности для экономического роста компаний, но в то же время усиливает конкуренцию в региональном и глобальном масштабах, побуждая фирмы к постоянному поддержанию своей конкурентоспособности;
- ТНК получают возможность маневрировать принадлежащими им материальными и нематериальными активами в разных странах, добиваясь их максимально эффективного использования в интересах всей структуры.
Возможности привлечения иностранных инвестиционных ресурсов во многом зависят от того, какие условия для деятельности иностранных инвесторов созданы в принимающей стране, насколько благоприятен ее инвестиционный климат.
Источник
Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 13.05.2019 2019-05-13
Статья просмотрена: 2647 раз
Библиографическое описание:
Ступакова, В. Е. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации / В. Е. Ступакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58852/ (дата обращения: 12.06.2021).
В данной статье рассматриваются проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Всем известно, что инвестиции являются очень важным фактором в успешном экономическом развитии страны. Поэтому разобраться в этой проблемы и найти пути ее решения является одной из первостепенных задач.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, привлечение инвестиций, проблемы инвестирования.
This article discusses the problems of attracting foreign investment in the economy of the Russian Federation. Everyone knows that investment is a very important factor in the successful economic development of the country. Therefore, to understand this problem and find ways to solve it is one of the primary tasks.
Keywords: foreign investment, foreign direct investment, attracting investment, investment problems.
Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].
Важность привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации на сегодняшний день очевидна. Желание завоевать доверие на мировом рынке, добиться того, чтобы отечественное производство повысило свою конкурентоспособность, рвение к открытости экономики и к нежеланию оставаться безучастным в международном финансовом обмене — все это говорит о том, что есть необходимость в создании благоприятной среды для привлечения иностранных капиталовложений.
Отойдя немного в прошлое и рассмотрев развитие социалистических стран, следует заметить, что именно появление иностранных инвесторов, желающих и имеющих возможность мобилизовать ресурсы для реструктуризации организаций, было одним из важных моментов для экономического роста в этих странах. В бывших социалистических странах, в связи с пониженным реальным спросом или вовсе с его отсутствием, активы казались не оцененными по достоинству — их стоимость на рынке, как правило, ниже стоимости по балансу. И вот тогда нужен приток иностранных капиталовложений так, как именно он в силах повлиять на ситуацию и поспособствовать значительному спросу на активы.
Основной проблемой является то, что в РФ у организаций нет средств из-за практически отсутствия финансирования из государственного бюджета, поэтому возникает потребность привлечения в страну иностранного капитала под видом инвестиций. Естественно, это только лишь на время облегчит положение, но не станет кардинальным решением проблемы и может в итоге привести к тому, что наша страна станет зависима от мировых держав.
Основной проблемой иностранных компаний является перенасыщение национальных рынков, и чтобы решить ее, им выгодно сотрудничать с Россией. Огромные возможности открываются при развитии взаимоотношений, к примеру, можно расширить масштабы своей деятельности и поддержать конкурентоспособность. Усиление позиций России как важной экономической платформы отразилось в росте интереса, проявляемого к ней западными транснациональными корпорациями (ТНК).
Объединение с компаниями, которые являются лучшими на западном рынке, должно привести к развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, инновационных товаров и производственных технологий, человеческих ресурсов, управления качеством, ориентации на потребителя.
Можно выделить ряд проблем по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации:
1) недостатки правового регулирования, в том числе проблемы усовершенствования законодательства об иностранных инвестициях в отношении гарантирования безопасности прибыли инвесторам [2];
2) частые изменения инвестиционного законодательства [2];
3) отсутствие практически действенного законодательства [2];
4) неразвитость банковской и налоговой систем и нестабильность рынка ценных бумаг [2];
5) отсутствие международного доверия к России как к заемщику [2];
6) экономическую нестабильность: резкое и долговременное снижение производственной деятельности [2];
7) нездоровую социальную обстановку, в том числе коррупцию и преступность [2];
8) отсутствие достоверной и своевременной информации о российском инвестиционном климате [2];
9) неразвитость инфраструктуры и связанные с этим трудности приобретения сырья и материалов [2];
10) неясность в разделении полномочий федеральных и местных властей [2];
11) неэффективную систему страхования [2].
Чтобы решить эти проблемы и добиться существенного качественного и количественного увеличения ПИИ (прямых иностранных инвестиций) стоит начать с того, что создать программу на государственном уровне в поддержку иностранных инвесторов, которая поспособствует привлечению иностранного капитала в страну.
Анализируя опыт прошлых лет, а также опыт зарубежных стран, ясно то, что одной такой программы будет мало. К необходимым мерам, помимо государственной программы, следует отнести такие, как:
1) создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон) [3];
2) четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами [3];
3) создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства [3];
4) снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов [3];
5) введение частной собственности на землю [3];
6) создание механизмов страхования иностранных инвестиций [3].
За последние несколько лет России стало очень сложно, конечно на это повлияла позиция нашей страны в конфликте Украины. На «нас» были возложены санкции, как в политическом, так и в экономическом аспекте и, неудивительно, что это также отрицательно повлияло на инвестиционный климат. Сильный спад вложений произошёл в отрасли металлургического производства, в отрасли машиностроения. Это отражено на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, в млрд долл.
Важность привлечения иностранного капитала для Российской Федерации заключается не только в возможности увеличения спроса на реальные активы, скорее всего, для нас инвесторы как-бы привносят новую, другую культуру бизнеса, они являются некими «пришельцами из завтрашнего дня». В сравнении с отечественными инвесторами, которые ограниченны правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам.
Источник