Доходы местных бюджетов от инвестиций

Доходы местных бюджетов

Доходом местного бюджета признаются денежные средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в распоряжение органов местного самоуправления (статья 6 БК РФ). Бюджетный кодекс Российской Федерации все допустимые действующим законодательством доходы бюджетов подразделяет на три вида, характерных и для местных бюджетов:

  • налоговые
  • неналоговые
  • безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы местных бюджетов в зависимости от вида налогов разделяются на три группы: федеральные, региональные и местные.

Этот подход закреплен в статье 55 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая относит к собственным доходам местных бюджетов:

а) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 указанного Федерального закона;

б) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 указанного Федерального закона;

в) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 указанного Федерального закона.

В 2004 году перечень налогов и сборов, подлежащих взиманию на территории Российской Федерации, устанавливался в статьях 19-21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 8 . В силу прямого указания норм названного закона в местные бюджеты подлежат зачислению:

Из местных налогов – земельный налог (в части) 9 ; налог на имущество физических лиц (полностью); налог на рекламу (полностью);

Из региональных налогов – отсутствуют;

Из федеральных налогов – налог на прибыль организаций (в размере 2% налоговой базы) 10 ; налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения (полностью); государственная пошлина (в части) 11 .

Из федеральных платежей (специальных налоговых режимов) – платежи, взимаемые в рамках упрощенной системы налогообложения (в части) 12 ; платежи, взимаемые в рамках единого налога на вмененный доход (в части) 13 .

Названные налоговые доходы являются наиболее устойчивыми и стабильными доходами местных бюджетов, поскольку они (и их размеры) предусмотрены федеральными законами.

Кроме названных федеральных налогов в местные бюджеты зачисляются также и иные федеральные налоги и сборы, а также региональные налоги и сборы, однако, их перечень и размер определяется ежегодными законами субъектов Российской Федерации о бюджете и, следовательно, различается в зависимости от возможностей регионального бюджета и потребностей местных бюджетов в получении финансовой поддержки.

Как показывает анализ законов об утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации на 2003 год, наиболее часто в местные бюджеты отчисляются доходы от налога на доходы физических лиц путем установления единого норматива отчислений либо каждому муниципальному образованию определяется индивидуальный норматив. Практически во всех регионах в местные бюджеты передаются акцизы, нормативы отчислений по которым, как правило, едины для всех местных бюджетов, но различны по видам подакцизных товаров (норматив колеблется от 100% до 2 %). Налог на прибыль (региональная доля) передается довольно редко и, как правило, индивидуально для местных бюджетов. Земельный налог (региональная доля по земельному налогу за земли городов и поселков) передается крайне редко; земельный налог на сельскохозяйственные земли обычно передается полностью в местные бюджеты, исключение составляет, пожалуй, только, Ставропольский край, где весь налог остается в региональном бюджете;

При характеристике налоговых доходов законодатель употребляет понятия «собственные доходы» и «регулирующие доходы». Регулирующие налоговые доходы, согласно, статье 48 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подлежат зачислению во все либо некоторые бюджеты бюджетной системы в размерах, определенных именно Бюджетным кодексом Российской Федерации, для обеспечения сбалансированности всех бюджетов. Собственные доходы местных бюджетов, предусмотренные в статьях 55, 57-59 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», включают в себя все возможные доходы местных бюджетов, в том числе и регулирующие, таким образом, понятие «собственные доходы» применительно к местным бюджетам означает перечень любых доходов, предназначенных к зачислению в местные бюджеты в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством.

Читайте также:  Формирование инвестиций по отраслям экономики

Неналоговые доходы местных бюджетов перечислены в статьях 42, 43 БК РФ и включают в себя доходы от муниципального имущества; суммы принудительного изъятия и финансовую помощь.

Доходы от муниципального имущества довольно разнообразны и могут проявляться в форме:

а) арендной либо иной платы за сдачу муниципального имущества во временное пользование или владение;

б) процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях (кроме случаев, предусмотренных в статье 236 БК РФ);

в) платы за сдачу муниципального имущества в залог или доверительного управления (исключение составляют бюджетные средства, в силу запрета статье 236 БК РФ);

г) возвратных бюджетных средств, в том числе, средств, полученных в порядке обеспечения выданных бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, муниципальных гарантий;

д) платы за пользование возвратными бюджетными средствами;

е) прибыли, приходящейся на долю в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальному образованию;

ж) части прибыли муниципальных унитарных предприятий,

и) иных доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации от использования муниципального имущества.

В качестве иных доходов в местные бюджеты могут зачисляться средства, полученные от реализации находки, безнадзорных животных или безхозяйных вещей, в силу прямого указания статей 225, 228, 231 ГК РФ.

На практике чаще всего в качестве неналоговых доходов местных бюджетов встречается арендная плата и доходы от реализации муниципального имущества, реже – часть прибыли унитарных муниципальных предприятий.

Суммы принудительного изъятия в отношении местных бюджетов оборачиваются чаще всего штрафами, предусмотренными статьей 46 БК РФ.

Статья 46 БК РФ предусматривает общее правило о зачислении штрафов в местные бюджеты, если иное не предусмотрено самим БК РФ или иными законодательными актами. Иное правило БК РФ устанавливает в отношении налоговых штрафов (часть 3 статьи 46), попадающих во все бюджеты, однако, доля местных бюджетов не определена, а зависит от решения субъекта Российской Федерации.

Другие законодательные акты, предусматривающие взыскание штрафов (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Таможенный кодекс Российской Федерации и др.), обычно, не содержат положений относительно зачисления штрафов 14 . Однако в Федеральном законе «О пожарной безопасности» предусмотрено зачисление штрафов именно в местные бюджеты 15 .

Иногда федеральный законодатель в ежегодных федеральных законах включает указание на зачисление сумм принудительного изъятия в местные бюджеты. Так, в статье 15 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» предусмотрено зачисление в местные бюджеты средств, взысканных по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (если природный объект, которому причинен вред, находится в общем пользовании).

В части неналоговых доходов органы местного самоуправления обладают достаточно обширными полномочиями, они имеют право определять, например:

  • размер и порядок зачисления в местный бюджет дохода в виде арендной и иной платы за использование муниципального имущества;
  • размер и порядок зачисления в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий 16 ;
  • условия предоставления, размер и порядок зачисления в местный бюджет доходов от предоставления в пользование средств местного бюджета;
  • порядка зачисления в местный бюджет доходов от реализации муниципального имущества;
  • др.

Финансовая помощь, формы которой названы в статье 44 БК РФ (дотации, субвенции и субсидии) зачисляется в местные бюджеты в качестве дохода в размере и порядке, определенном в законе субъекта Российской Федерации. В федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год финансовая помощь предусматривается только закрытым административно-территориальным образованиям (ЗАТО) и городу-курорту Сочи.

Читайте также:  Криптовалюта как вложить деньги

Безвозмездные перечисления, предусмотренные в статье 45 БК РФ, в местные бюджеты поступают в форме:

— безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств,

— безвозмездных перечислений по взаимным расчетам.

Как правило, поступления в местные бюджеты от физических, юридических лиц, а тем более от международных организаций или правительств иностранных государств не находят своего отражения в местных бюджетах, даже если они существуют в действительности. Безвозмездные перечисления по взаимным расчетам – более реальный источник дохода, однако, нередко такие поступления учитываются не в качестве самостоятельного источника, а в составе финансовой помощи.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает в качестве самостоятельного дохода местных бюджетов – средства самообложения граждан (статья 56). Указанные средства представляют собой, по мысли законодателя, разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, они возникают в рамках публичных отношений и отличаются свойством обязательности, не являясь при этом налоговыми платежами, поскольку не предусмотрены в перечне местных налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации. Представляется, что в рамках местного бюджета такие средства должны образовывать целевые бюджетные фонды (статья 17 БК РФ).

Оценивая в целом доходы местных бюджетов, следует признать существование как проблем правового регулирования доходов местных бюджетов, так и проблем экономического характера, проявляющихся в очевидной недостаточности объема этих доходов. Доходы, предназначенные для зачисления в местные бюджеты в соответствии с действующим законодательством, не обеспечивают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения 17 .

Источник

Средства местных бюджетов как источник финансирования инвестиций

Средства местных бюджетов как источник финансирования инвестиций

На сегодняшний день наблюдается значительное ухудшение финансовых результатов хозяйствования. Это связано с кризисной экономической ситуацией в стране. В связи с этим происходит резкое снижение инвестиционной активности, а это означает, что в будущем не следует ожидать возобновления экономического роста. Финансирование возможно с помощью бюджетных средств, а на уровне регионов – это средства местных бюджетов. Фактически неисследованными остаются вопросы по совершенствованию использования средств местных бюджетов в качестве источника финансирования инвестиционной деятельности. Таким образом приоритетным направлением местных бюджетов должно стать формирование и исполнение местных бюджетов с учетом необходимости увеличения их значение в качестве источника финансирования инвестиционной деятельности в регионах.

Для того, чтобы уменьшить негативные последствия экономического кризиса в стране, органы государственной власти вынуждены выделять средства на субсидии, тем самым оставляя инвестиционные проекты без должного финансирования.

Такая тенденция свидетельствует прежде всего об отсутствии обоснованных приоритетов бюджетной политики по финансированию инвестиций, как следствие отсутствие реалистичных долгосрочных бюджетных стратегий и эффективного механизма среднесрочного планирования бюджетов разных уровней.

В большинстве стран доходная часть бюджетов регионов на 70-90% состоит из налоговых поступлений

Они непосредственно влияют на уровень экономической конъюнктуры и инвестиционную активность региона. Если создать систему поддержки роста производства за счет средств местного бюджета, то это положительно отразится не только на макроэкономическом уровне, но и позволит увеличить объем налоговых поступлений в местные бюджеты.

К мерам инвестиционной направленности местного бюджета можно отнести: в расходной части – увеличение объемов расходов на развитие экономики, науки, образования; в доходной части – снижение уровня налогообложения и применения льгот по налогам, которые влияют на мобилизацию инвестиционных ресурсов. Также целесообразным было бы ввести механизм разработки методических документов бюджетного планирования, которые будут иметь среднесрочный характер и будут содержать определенные показатели, характеризующие финансирования инвестиций. С помощью вышеприведенных мер будет повышена эффективность использования средств местного бюджета, а также позволит предприятиям более точно планировать свою хозяйственную деятельность.

Читайте также:  Когда падает криптовалюта когда растет

Для того, чтобы повысить доверие к среднесрочным целей бюджетной политики необходимо реформировать и повысить ответственность местных органов власти за функционирование распорядителей бюджетных средств и результатов их деятельности.

Дополнительные средства местных бюджетов привлечь для финансирования инвестиционных проектов можно с помощью местных займов

Однако осуществлять местные займы могут только органы местного самоуправления областного уровня, а также крупные города. В настоящее время этот инструмент используется ограниченно, так как для его использования нужно выполнить ряд административных процедур со стороны центральной власти. Для того, чтобы правильно использовать средства местных займов нужно проработать опыт развитых стран мира.

Финансирование инвестиционных и инновационно-технологических проектов за счет местных бюджетов по отдельным производственным направлениям есть, по своему экономическому содержанию, инвестированием на безвозвратной основе. Хотя взаимосвязь между государственными и местными инвестиционными расходами с одной стороны и экономическим ростом с другой стороны недостаточно изученным. Предполагается, что публичные расходы, в том числе в виде централизованных инвестиций, способствующих достижению цели экономического роста. Экономическое обоснование вмешательства органов государственной и местной власти в экономику в условиях

Формирование инновационной инфраструктуры в условиях европейского вектора развития национальной экономики неэффективного функционирования рыночного механизма и для распределения ресурсов. Получаемых в результате компенсационных мер, основывается именно на этом предположении.

Привлечение средств местного бюджета как источника инвестиций в развитие региона является оправданным при условии эффективного их использования

Примеры рационального вложения средств побуждают предприятия и организации, малый и средний бизнес к внедрению новых проектов их развития (в связи с региональными приоритетами). Что будет способствовать увеличению доходной базы бюджета и возможности пополнения его инвестиционного ресурса и развития его инвестиционного потенциала.

За счет средств местного бюджета развития имеют финансирования прорывные инвестиционные и инновационные проекты. Реализуемые в рамках соответствующих территорий и имеют принципиально важное значение для поддержания динамики и качества экономического роста на уровне региона. Решение его специфических социальных, демографических, экологических и инфраструктурных проблем.

Пока не созданы реальные экономические предпосылки для поддержки роли местного бюджета в качестве влиятельного источника финансирования инвестиционной и инновационной деятельности на уровне региона. Это в первую очередь связано с искусственным сужением доходной базы местных бюджетов, ограничением экономической самостоятельности органов управления местного уровня. А также концентрации внимания местных финансовых органов на обеспечении бюджетным финансированием в первую очередь бюджетных и коммунальных учреждений, отсутствия соответствующего методически инструктивного обеспечения соответствующей бюджетной политики на уровне региона.

Актуальной задачей на данном этапе должен стать поиск эффективных способов использования инструмента местных заимствований в качестве дополнительного источника бюджетных доходов

В дальнейшем будут направлены на финансирование инвестиционной деятельности. Соответствующее финансирование в случае использования инструмента местного заимствования может осуществляться на принципах государственно-частного партнерства. На практике позволит сократить расходы местного бюджета и повысить привлекательность соответствующего инвестиционного проекта. В этом вопросе следует обработать опыт развитых стран, а также учесть рекомендации и методики ЕС.

Итак, на основе обобщения ряда научных источников следует прийти к выводу, что нужно внедрять элементы программно-целевого планирования и выполнения местных бюджетов. В том числе с применением современного эконометрического инструментария. В частности, целесообразно определение объема и структуры бюджетных расходов, направляемых на реализацию инвестиционных программ. С обязательным расчетом показателей эффективности, рациональности, эффективности и др.

Средства местного бюджета имеют важное значение для финансирования инвестиционных проектов. Поэтому нужно разрабатывать методическую документацию бюджетного планирования. В котором будет содержаться информация о финансировании инвестиционной деятельности. Снижать налоговое бремя для стимулирования инвестирования и использовать инструмент местных заимствований.

Источник

Оцените статью