- Доходность передача электрической энергии
- Расчет тарифа на производство и передачу электрической энергии
- Виды тарифов
- Расчет тарифов на передачу электрической энергии
- Расчет тарифов на передачу электроэнергии методом экономически обоснованных расходов
- Этапы формирования тарифного предложения для установления тарифа на передачу электрической энергии
- Этап 1. Проверка на соответствие сетевой организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям
Доходность передача электрической энергии
Топ-10 крупнейших по выручке компаний России в сфере передачи электроэнергии
Информационное агентство Credinform представляет рэнкинг крупнейших российских компаний в сфере передачи электроэнергии. Эксперты Агентства, используя Информационно-аналитическую Систему Глобас, отобрали Топ-10 организаций, основной деятельностью которых является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям по максимальному показателю выручки за 2019 год, проанализировали финансовое состояние каждого предприятия и оценили состояние данного рынка.
Электроэнергетика в России — отрасль экономики, которая подразумевает наличие системы экономических отношений, возникающих в различных процессах, связанных с электрической энергией — производство, передача, управление, сбыт и потребление. Главной целью данной отрасли является обеспечение электрификации на основе рациональности в производстве и использовании электроэнергии.
Рынок электроэнергии в России имеет сложную систему и организации в данной отрасли подразделяются на:
— генерирующие компании (производство электрической энергии);
— сбытовые компании (продажа электроэнергии);
— сетевые компании (передача электроэнергии).
В составлении данного рэнкинга учитывались только сетевые компании, то есть фактической деятельностью которых по данным Credinform является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
По данным Информационно-аналитической системы Глобас, Топ-10 компаний занимают всего 58,2% рынка по совокупной годовой выручке, которая по итогам 2018 года составила 989,5 млрд руб., что говорит о высокой концентрации в сфере передачи электроэнергии и затруднительной ситуации для новых участников данного рынка.
№ | Наименование | Выручка за 2019 г., млрд руб. | Размер чистой прибыли за 2019 г., млрд руб. | Индекс платежеспособности | |
1 | ПАО ФСК ЕЭС г. Москва | 242,7 | + 1,0 % | 58,1 | 150 Наивысший |
2 | ПАО МОЭСК г. Москва | 160,3 | + 2,5 % | 6,6 | 178 Наивысший |
3 | ПАО МРСК ЦЕНТРА И ПРИВОЛЖЬЯ г. Нижний Новгород | 96,3 | + 2,6 % | 5,1 | 194 Наивысший |
4 | ПАО МРСК ЦЕНТРА г. Москва | 94,5 | + 0,7 % | 0,214 | 251 Высокий |
5 | ОАО МРСК УРАЛА г. Екатеринбург | 94,0 | + 4,9 % | 2,1 | 203 Высокий |
6 | ПАО ЛЕНЭНЕРГО г. Санкт-Петербург | 82,3 | + 7,8 % | 12,7 | 199 Наивысший |
7 | АО РОССЕТИ ТЮМЕНЬ г. Сургут | 63,4 | + 8,3 % | — 0,533 | 203 Высокий |
8 | ПАО МРСК ВОЛГИ г. Саратов | 62,8 | — 1,1 % | 2,6 | 194 Наивысший |
9 | ПАО МРСК СИБИРИ г. Красноярск | 57,4 | + 3,4 % | — 0,735 | 276 Высокий |
10 | ПАО КУБАНЬЭНЕРГО г. Краснодар | 51,0 | + 9,9 % | 2,4 | 214 Высокий |
Примечательно, что топ-10 сетевых компаний в отрасли электроэнергетики являются дочерними компаниями ПАО «Россети». Холдинг «Россети» без учета доли в ФСК являются оператором энергетических сетей и смежного оборудования. По сути это холдинг, который контролирует 15 межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК). То есть это те линии электропередач, которые мы привыкли видеть в городской инфраструктуре.
Крупнейшей сетевой компанией в России является ПАО ФСК ЕЭС с показателями выручки за 2019 год — 242,7 млрд руб. Предприятие расположено в Москве и на его долю приходится более 14 % выручки всех организаций отрасли. Величина чистой прибыли 58,1 млрд руб., что в сравнении с выручкой говорит о доходности компании. За год оборот компании повысился на 1%, а объем отрасли на 10,07%.
Увеличение выручки многих сетевых компаний в России связано с увеличением потребления электроэнергии (Рисунок 1). С 2010-2018 гг. потребление выросло на 9%, а по предварительным итогам 2019 года следует ожидать продолжения сложившейся тенденции. Что касается прогнозов на 2020 год, то в связи с пандемией коронавируса следует ожидать резкого снижения общего потребления электроэнергии.
Источник: ЕМИСС, расчеты Credinform
С помощью инструмента Информационно-аналитической системы Глобас – Анализ отрасли, удалось выяснить ещё одну причину увеличения выручки у топ-10 сетевых компаний в России. Объем анализируемой отрасли постоянно растет и в 2018 году составил более 1,6 трлн руб. Рост выручки у топ-10 компаний в 2019 году свидетельствует о прогнозируемом росте объемов в отрасли.
По сравнению со списком топ-10 сетевых компаний за 2018 год, значительный рост выручки на 8,3% в 2019 году, показала компания АО РОССЕТИ ТЮМЕНЬ, переместившаяся с 9 на 7 место. Однако показатели чистого убытка второй год подряд свидетельствуют о наличии проблем в финансовом аспекте компании, на что также указывает приближающийся к среднему значению индекс платежеспособности.
Единственная компания в топ-10, которая показала снижение объемов выручки в 2019 году это ПАО МРСК ВОЛГИ, в результате чего по сравнению с 2018 годом, организация опустилась в списке с 7 на 8 место. Однако компания по-прежнему остается платежеспособной на что указывает наивысший индекс платежеспособности.
Результаты рэнкинга показали, что сфера передачи электроэнергии продолжает оставаться стратегически важной для страны, на что указывают темпы роста потребления электроэнергии. Объемы отрасли постоянно растут, что также указывает на доходность данного рынка. Однако для начинающих предпринимателей данная отрасль вряд ли будет являться приоритетной из-за чересчур высокой концентрации отрасли, на что указывает факт того, что топ-10 компаний занимают более 90% рынка.
Источник
Расчет тарифа на производство и передачу электрической энергии
Виды тарифов
ООО «Энерго Тарифный Холдинг» выполняет расчеты тарифов на производство и передачу электрической энергии, в том числе долгосрочных тарифов.
Специалисты нашей компании производят корректировку установленных долгосрочных тарифов.
При формировании тарифной заявки производится расчет показателей надёжности и качества оказываемых услуг, а также формируется программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Расчеты производятся в соответствии с действующим законодательством и методиками.
ООО «Энерго Тарифный Холдинг» осуществляет полное сопровождение по сформированным тарифным предложениям (заявкам) при утверждении тарифов в регулирующих органах, а также при оспаривании утвержденных тарифных решений в ФАС России и судах.
Расчет тарифов на передачу электрической энергии
ООО «Энерго Тарифный Холдинг» производит расчет тарифа на передачу электрической энергии следующими методами:
- методом экономически обоснованных расходов (затрат);
- методом доходности инвестированного капитала;
- методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Выбор метода регулирования в отношении конкретной сетевой организации производится регулирующим органом.
Расчет тарифов на передачу электроэнергии методом экономически обоснованных расходов
Для вновь созданных территориальных сетевых организаций, для которых тариф на передачу электрической энергии ранее не устанавливался, расчет тарифа на передачу электрической энергии (на первый год тарифного регулирования) производится методом экономически обоснованных затрат.
Если тариф для сетевой компании устанавливается не в первые, то устанавливаются долгосрочные тарифы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или метода доходности инвестированного капитала. Долгосрочные тарифы на услуги по передаче электрической энергии впервые устанавливаются не менее чем на три года. Следующий долгосрочный период – тарифы устанавливаются на срок не менее чем пять лет, отдельно на каждый финансовый год в течение этого долгосрочного периода.
Утвержденные на долгосрочный период регулирования тарифы на передачу электрической энергии ежегодно корректируются регулирующим органом на основании тарифной заявки сетевой организации и действующего законодательства.
Таким образом, для вновь созданной в 2017г. сетевой компании, тарифы на передачу электрической энергии будут установлены:
- на 2017 г. методом экономически обоснованных расходов (затрат) — на один год;
- на 2018 г. – 2020 г. методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или методом доходности инвестированного капитала — на три года;
- на 2021 г. – 2025 г. методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или методом доходности инвестированного капитала — на пять лет.
Этапы формирования тарифного предложения для установления тарифа на передачу электрической энергии
Этап 1. Проверка на соответствие сетевой организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям
Не все сетевые организации могут претендовать на получение тарифа на передачу электрической энергии.
12.03.2015г. вступило в действие постановление Правительства РФ от 28.02.2015 №184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям», в котором утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с редакцией №4 от 17.10.2016 г. указанного постановления № 184, в 2017г. цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются при условии соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее – критерии ТСО). Если организация, владеющая объектами электросетевого хозяйства не соответствует нижеперечисленным критериям, тариф на передачу электрической энергии для них не устанавливается.
Такими критериями ТСО являются:
- Организация должна владеть силовыми трансформаторами в административных границах субъекта Российской Федерации, суммарная номинальная мощность которых составляет не менее 10 МВА. Если, трансформаторы взяты в аренду, то срок аренды должен быть не менее периода регулирования, а при установлении долгосрочных тарифов – не менее долгосрочного периода регулирования на который устанавливаются тарифы (3 года или 5 лет).
- Организация должна владеть воздушными и/или кабельными линиями электропередачи, расположенными в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными указанными в пункте 1 критериев, сумма протяженностей которых составляет не менее 15 км, так же должно быть подтверждено не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
- 110 кВ и выше (высокое напряжение (ВН));
- 35 кВ (среднее первое напряжение (СН1));
- 1 — 20 кВ (среднее второе напряжение (СН2));
- ниже 1 кВ — трехфазных участков линий электропередачи (низкое напряжение (НН)).
- Отсутствие за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных. Соблюдение этого критерия необходимо при установлении долгосрочных тарифов.
- Организация должна выделить телефонный номер для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
- Организация должна иметь официальный сайт в сети «Интернет».
- У организации должны отсутствовать во владении и (или) пользовании объекты электросетевого хозяйства, расположенные в административных границах субъекта Российской Федерации и используемые для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии. Данный пункт устанавливает запрет на одновременное владение имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по передаче электроэнергии, и имуществом, непосредственно используемым при осуществлении деятельности по ее производству.
Сетевая организация должна подтвердить свое соответствие критериям ТСО, для этого в орган государственного регулирования тарифов направляется информация, подтверждающая соответствие данным критериям, с приложением обосновывающих документов (свидетельства на право собственности и/или выписки из Единого государственного реестра недвижимости на линии электропередач, паспорта на трансформаторы, договоры аренды электросетевого оборудования, ведомости и карточки учета и др.).
В случае выявления несоответствия сетевой организации одному или нескольким критериям орган государственного регулирования тарифов, направляет сетевой организации уведомление об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электроэнергии (с указанием критериев, которым сетевая организация не соответствует).
Источник