Информация о базовом уровне доходности вкладов
В соответствии с частью 7.2 статьи 36 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» Банк России рассчитывает базовый уровень доходности вкладов для целей установления банков, уплачивающих дополнительную ставку или повышенную дополнительную ставку страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов.
Базовый уровень доходности вкладов определяется Банком России как среднее значение максимальной доходности по привлеченным вкладам в банках, привлекших за истекший календарный месяц в совокупности две трети общего объема соответствующих вкладов в банках Российской Федерации.
Базовый уровень доходности вкладов определяется Банком России по видам вкладов, сгруппированным по одному или нескольким условиям их размещения в банках Российской Федерации, на основе ежемесячно представляемой банками в Банк России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» информации о максимальной доходности по привлеченным вкладам.
Порядок расчета банками максимальной доходности по привлеченным вкладам исходя из процентных ставок с учетом иной материальной выгоды и иных условий привлечения вклада в целях представления в Банк России информации о максимальной доходности по привлеченным вкладам устанавливается нормативным актом Банка России.
В соответствии с частью 7.3 статьи 36 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» базовый уровень доходности вкладов ежемесячно определяется Банком России и раскрывается неограниченному кругу лиц.
Привлечение банком денежных средств по договору банковского вклада (счета) при его заключении (изменении, продлении) на условиях доходности (полная стоимость вклада) в размере, отличном от соответствующего базового уровня доходности вкладов для текущего месяца, не свидетельствует о нарушении им требований законодательства.
Привлечение банком в течение любого месяца квартала хотя бы одного вклада и (или) заключение договора об изменении условий договора банковского вклада на условиях, определенных пунктами части 7.4 и пунктами части 7.5 статьи 36 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», за исключением случаев, указанных в части и статьи 36 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», влечет признание банка соответствующим критериям уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки.
Информация об установлении и о размере дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов доводится до банка государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» на основании сведений, предоставленных Банком России (часть 8 статьи 27 и часть 10 статьи 36 Федерального закона «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»).
Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» устанавливает базовую, дополнительную и повышенную дополнительную ставки страховых взносов.
Источник
Управление ликвидностью банковского сектора и процентными ставками денежного рынка
Основным параметром денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Ее уровень влияет на уровень процентных ставок в экономике, включая ставки по банковским кредитам и депозитам и доходности финансовых активов. Ставки и доходности по операциям с финансовым сектором, в свою очередь, сказываются на решениях домохозяйств и предприятий о потреблении, инвестировании и сбережении. Таким образом, изменения ключевой ставки влияют на спрос и предложение в экономике и, как следствие, на инфляцию.
Чтобы транслировать свое решение об уровне ключевой ставки в экономику, Банк России регулярно проводит с банками операции, предоставляя или привлекая у них денежные средства. Этот процесс называется управлением банковской ликвидностью, а соответствующие операции Банка России с банками относятся к инструментам денежно-кредитной политики. Применяя их, Банк России влияет на ставки по краткосрочным сделкам кредитования, которые банки заключают друг с другом, добиваясь их сближения с ключевой ставкой.
Ниже представлены ответы на наиболее часто возникающие вопросы об управлении ликвидностью банковского сектора и процентными ставками денежного рынка. Более подробно этот процесс рассматривается в материале.
Управление банковской ликвидностью и ставками денежного рынка представляет собой неотъемлемый этап проведения денежно-кредитной политики. В дополнение к основной цели — поддержанию ценовой стабильности — Банк России устанавливает операционную цель — сближение ставок в сегменте «овернайт» денежного рынка с ключевой ставкой. Управляя банковской ликвидностью и ставками денежного рынка через операции с банками, Банк России достигает операционной цели и таким образом транслирует свои решения об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики в экономику.
В контексте денежно-кредитной политики под ликвидностью понимаются средства на корреспондентских счетах (корсчетах) банков в Банке России. Банки используют эти средства для расчетов друг с другом и с Банком России через его платежную систему. В некоторых случаях расчеты можно провести только через корсчета в центральном банке. Поэтому в определенном смысле можно сказать, что ликвидность — это деньги банков.
Некоторые платежи приводят к перераспределению средств между корсчетами разных банков, при этом общий объем ликвидности банковского сектора не меняется. Но есть и операции, которые приводят к изменению совокупного объема корсчетов — это платежи, одной стороной по которым является банк, а другой — Банк России или его клиент. Такие операции принято называть факторами формирования ликвидности. К ним относятся автономные факторы — те операции, на которые Банк России не может повлиять (по крайней мере в рамках проведения денежно-кредитной политики), и собственно операции Банка России по управлению ликвидностью.
В течение дня банки проводят очень большой объем платежей. Для этого они используют как остатки средств на корсчетах, так и внутридневной кредит Банка России. Банк России устанавливает обязательные резервные требования — требования поддерживать на счетах в Банке России определенные остатки средств. Банки могут поддерживать часть обязательных резервов на корсчетах в Банке России, одновременно используя их для проведения платежей. При этом корсчет банка за каждый день может быть любым, — главное, чтобы средний корсчет за установленный Банком России период усреднения превышал объем обязательных резервов, который нужно поддержать на корсчетах.
В результате перетока средств между корсчетами разных банков, они регулярно сталкиваются с недостатком или избытком ликвидности. Для того, чтобы разместить лишние средства или привлечь необходимую ликвидность, банки заключают друг с другом краткосрочные сделки кредитования. Предпосылкой для активного межбанковского рынка являются обязательные резервные требования, благодаря которым на корсчетах банков всегда есть свободные средства, которые можно разместить на рынке в случае наличия спроса по высоким ставкам. Активности участников рынка также способствуют операции Банка России по управлению ликвидностью, поскольку с их помощью Банк России обеспечивает наличие как спроса, так и предложения практически в любой ситуации. Таким образом, Банк России, сам являясь участником межбанковского денежного рынка, влияет на его ставки и тем самым — на экономику.
Объем ликвидности банковского сектора постоянно изменяется в результате действия автономных факторов. Поэтому, чтобы обеспечивать баланс спроса и предложения средств на межбанковском денежном рынке, Банк России проводит операции по управлению ликвидностью. Для этого Банк России оценивает ожидаемые изменения спроса на ликвидность и ее предложения и на основании этих оценок определяет, какой объем средств необходимо предоставить или привлечь у банков, чтобы компенсировать таким образом дефицит или избыток ликвидности в банковском секторе. При этом Банк России не учитывает ситуацию с ликвидностью у отдельных банков, предполагая, что банки смогут перераспределить средства через операции на денежном рынке. Банк России проводит операции в основном в форме аукционов по ставкам, близким к ключевой. Однако при необходимости банки всегда могут обратиться к операциям постоянного действия Банка России по менее выгодным ставкам.
Система инструментов денежно-кредитной политики и операции Банка России по управлению ликвидностью создают предпосылки для формирования краткосрочных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки. В условиях равенства спроса и предложения ликвидности в банковском секторе, ставки по операциям постоянного действия ограничивают колебания ставок межбанковского рынка и одновременно формируют для кредиторов и заемщиков равные альтернативные издержки от заключения сделок по ключевой ставке. Аукционы Банка России, проводимые по ставкам, близким к ключевой, создают для банков альтернативу операциям на денежном рынке. Наконец, механизм усреднения обязательных резервов позволяет банкам отказаться от операций на невыгодных для них условиях, гибко изменяя предложение или спрос на рынке в зависимости от уровня ставок.
Структурный дефицит или профицит ликвидности — это состояние баланса центрального банка, которое формируется за счет длительного накопленного действия факторов формирования ликвидности. Структурный дефицит или профицит характеризует направление и объем требований центрального банка к банкам (или соответствующих обязательств) по возвратным операциям денежно-кредитной политики. Структура баланса центрального банка определяется как долгосрочными макроэкономическими тенденциями, такими как динамика спроса населения на наличные средства в обращении, так и тактическими решениями центрального банка или его клиентов, такими как покупка активов на внутреннем рынке или использование ранее накопленных средств для финансирования дефицита бюджета. Сам по себе структурный дефицит или профицит не характеризует состояние экономики или финансового сектора и определяет только то, как именно центральный банк управляет ликвидностью и ставками денежного рынка.
Банки выполняют важную функцию в экономике — они создают деньги. Выдавая кредит, банк зачисляет средства на расчетный счет клиента, поэтому корсчета в центральном банке в процессе кредитования не задействуются. Банковское кредитование практически (за исключением некоторых небольших вторичных эффектов) не влияет на ликвидность банковского сектора. Аналогично и ситуация с ликвидностью не влияет на кредитование: структурный дефицит ликвидности не заставит банки отказаться от вложений в доходные активы, а в условиях структурного профицита банки не будут готовы размещать средства на менее выгодных условиях (то есть, по более низким ставкам), чем им готов предложить центральный банк.
Источник
Управление ликвидностью банковского сектора и процентными ставками денежного рынка
Основным параметром денежно-кредитной политики Банка России является ключевая ставка. Ее уровень влияет на уровень процентных ставок в экономике, включая ставки по банковским кредитам и депозитам и доходности финансовых активов. Ставки и доходности по операциям с финансовым сектором, в свою очередь, сказываются на решениях домохозяйств и предприятий о потреблении, инвестировании и сбережении. Таким образом, изменения ключевой ставки влияют на спрос и предложение в экономике и, как следствие, на инфляцию.
Чтобы транслировать свое решение об уровне ключевой ставки в экономику, Банк России регулярно проводит с банками операции, предоставляя или привлекая у них денежные средства. Этот процесс называется управлением банковской ликвидностью, а соответствующие операции Банка России с банками относятся к инструментам денежно-кредитной политики. Применяя их, Банк России влияет на ставки по краткосрочным сделкам кредитования, которые банки заключают друг с другом, добиваясь их сближения с ключевой ставкой.
Ниже представлены ответы на наиболее часто возникающие вопросы об управлении ликвидностью банковского сектора и процентными ставками денежного рынка. Более подробно этот процесс рассматривается в материале.
Какое отношение к денежно-кредитной политике имеет управление ликвидностью банковского сектора и ставками денежного рынка, которое осуществляет Банк России?
Управление банковской ликвидностью и ставками денежного рынка — неотъемлемый этап проведения денежно-кредитной политики. В дополнение к основной цели — поддержанию ценовой стабильности — Банк России устанавливает операционную цель — сближение ставок в сегменте «овернайт» денежного рынка с ключевой ставкой. Управляя банковской ликвидностью и ставками денежного рынка через операции с банками, Банк России достигает операционной цели и таким образом транслирует свои решения об ужесточении или смягчении денежно-кредитной политики в экономику.
Источник
Эффективность операций Центральных банков на открытом рынке
В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке, которые воздействуют на объем ликвидности, прежде всего посредством изменений в денежной базе.
Покупая или продавая государственные облигации, или иностранную валюту Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда.
Экономический смысл операций на открытом рынке заключается в том, что Центральный банк, проводя политику расширения (экспансии) осуществляет покупку ценных бумаг или иностранной валюты, тем самым увеличивает денежную массу в обращении.
Это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора. В результате повышается ликвидность у банков, что с одной стороны дает им возможность увеличить объемы кредитования предприятий и населения, стимулирует потребление, что в определённой степени провоцирует рост инфляции.
Суть скупки ценных бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка.
Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту.
Обратные операции, которые называют политикой рестрикции Центрального банка представляют собой изъятие излишка денежной массы через продажу как собственных, так и государственных облигаций, что влечет за собой сокращение банковских резервов, снижение объемов выданных кредитов и повышение их стоимости, тем самым стимулируется снижение инфляции.
Операции на открытом рынке отличаются от других инструментов денежно-кредитного регулирования относительной простотой и гибкостью, что позволяет оперативно оказывать крупномасштабное воздействие на состояние денежного рынка и банковского кредитования, а через них на экономику страны в целом.
Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе, которые называют- сделки РЕПО.[1]
В мировой практике можно выделить два типа операций на открытом рынке –динамические и защитные.
Динамичные операции направлены на изменение объема финансовой базы банка и резервов банка. Такие операции как правило проводятся на постоянной основе для обеспечения финансовой стабильности или стимулирования экономического роста.
В частности, ФРС США, ЦБ Канады, Австралии и др. проводят такие операции на ежедневной основе.
Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов и предназначены для поддержания стабильности финансовой системы в целом. В частности, в периоды финансовых кризисов при проведении политики количественного смягчения, при снижении физического объема доли монетарного золота в составе официальных золото-валютных резервов и др. Для совершения таких операций как правило используются сделки РЕПО
Близкими к операциям на открытых рынках по целям и характеру проведения можно отнести валютные интервенции – покупку или продажу Центральным Банком иностранной валюты, для корректировки курса национальной валюты к валютам других стран. В результате таких операций происходит прирост денежной массы или ее стерилизация.
Разновидностью валютных интервенций являются валютные свопы, к которым Центральные Банки прибегают для корректировки несущественных колебаний валютных курсов. Такие операции оказывают влияние на ликвидность на валютном рынке без серьезного давления на курсы валют.
Операции на открытых рынках Федеральной системы США
Традиционно ФРС США активно использует операции на открытом рынке для управления денежной массой в финансовой и банковской системе США.
В частности, в период и после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. для сохранения устойчивости финансовой сферы и преодоления экономического спада монетарные власти США стали активно использовать механизм эмиссионного фондирования, официально провозгласив политику так называемого «количественного смягчения» (Quantitative Easing — QE).
Первая программа «QE 1» начала осуществляться в США в ноябре 2008 г. и была завершена через год в декабре 2009 г. За время ее реализации ФРС на открытом рынка было выкуплено обесцененных ипотечных облигаций и других долговых обязательств компаний и банков на общую сумму в 1,7 трлн. долл. США, что позволило избежать их финансового банкротства.
Вторая стимулирующая программа количественного смягчения «QE 2», которая получила название «крупномасштабная покупка активов» (Large-scale Asset Purchase (LSAP) была объявлена ФРС США 2 ноября 2010 г.
Программа предполагала покупку на открытом рынке государственных казначейских облигаций США (US Treasuries)[2] на общую сумму в 600 млрд долл. в течение 8 месяцев в среднем по 75 млрд долл. в месяц.
В процессе реализации этой программы американские денежные власти использовали так называемые операции «твист» (operation «twist»)[3], которые считаются одним из финансовых инструментов денежного регулятора по монетарному стимулированию экономики.
Как правило, покупка облигаций или других активов на открытом рынке оказывает влияние на процентную ставку. Растущий спрос вызывает повышение рыночной цены облигации и других ценных бумаг соответственно снижается доходность облигации к выплате.
Таким образом доходность, выраженная в процентной ставке, становится ниже, чем до покупки облигаций на открытом рынке со стороны ФРС.
Для достижения этих целей, ФРС может реализовывать на открытом рынке ценные долговые бумаги с коротким сроком погашения из своего портфеля и покупать аналогичные государственные облигации с более длительным сроком погашения.
Такие финансовые операции как правило приводят к выравниванию ставок по коротким и длинным казначейским облигациям США и не приводят к увеличению баланса ФРС.
В рамках реализации программы «твист» ФРС США приобрела на открытом рынке казначейские обязательства на сумму 400 млрд долл. со сроками погашения от 72 до 360 месяцев и соответственно продала равную сумму облигаций со сроками погашения в диапазоне от 3 до 36 месяцев.
При этом объем денежной базы увеличилась почти в 5 раз, государственный долг США превысил размер ВВП.
За всю историю США такого масштабного финансового вливания в банковский сектор США не было. Причем денежные ресурсы распределялись адресно. Большую их часть получили банки, которые считают основными акционерами ФРС США.
В отличие от двух предыдущих программ количественного смягчения, программа «QE3» (сентябрь 2012-октябрь 2014) не имела ни определенных сроков реализации, ни ограничения по операциям на открытом рынке.
Первоначально программа предусматривала скупку ипотечных облигаций (mortgage-backed securities, MBS) на сумму 40 млрд. долл. ежемесячно в течение неограниченно времени.
Позднее было принято решение о покупке ценных бумаг Казначейства США. Как и во второй программе количественного смягчения при покупке на открытом рынке «трежарис» денежными властями использовались операции «тwist», которые предполагают замещение в инвестиционном портфеле краткосрочных ценных бумаг долгосрочными.
Всего в рамках реализации программы «QE3» ФРС США приобрела на открытом рынке государственных облигаций США и других ценных бумаг, обеспеченные ипотечными активами на общую сумму порядка 1,7 трлн. долл.[4]
Таким образом, всего за период реализации трех программ количественного смягчения 2008-2014 гг. ФРС скупила на открытом рынке ценных бумаг и других активов, в том числе и весьма токсичных на общую сумму около 4,5 трлн долларов, что соответствовало почти трети ВВП США.
После мирового финансового кризиса политику количественного смягчения с операциями на открытом рынке кроме ФРС США активно проводили Европейский ЦБ, Банк Англии, Банк Японии и др.
В результате в мировой финансовой системе сложилась парадоксальная ситуация — Центральные банки ведущих промышленных стран стали крупнейшими институциональными инвесторами в мире.
У крупнейших мировых ЦБ на балансах скопились огромные объемы государственных ценных бумаг, причем среди них преобладают облигации с отрицательной доходностью. В 2019 г. мировой рынок государственных ценных бумаг с отрицательной доходностью оценивался примерно в 13,7 трлн долл.
Операции на открытом рынке Банка России
Правовой основой проведения Банком России операций на открытом рынке является Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с соответствующими изменениями и дополнениями.
Согласно статье 39 этого закона под операциями Банка России на открытом рынке понимаются «купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России».
Кроме того, к операциям на отрытом рынке также относят «заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами, и купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением Совета директоров, при условии их допуска к обращению на организованных торгах, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами».[5]
Торговлю государственными бумагами Банк России может осуществлять через соответствующие секции на Московской международной валютной бирже (ММВБ), либо на внебиржевом рынке, при этом контрагентами должны выступать только российские кредитные организации.
Покупать государственные облигации Банк России может только на вторичном рынке в целях недопущения прямого финансирования государственного бюджета РФ.
Банк России также имеет возможность совершать операции с корпоративными облигациями и акциями, с последними только в рамках операций РЕПО.
Операции РЕПО
Наиболее значимыми для денежно-кредитного регулирования являются операции РЕПО и операции по покупке или продаже облигаций Банка России.
Использование операций РЕПО как для повышения ликвидности, так и для стерилизации избыточной ликвидности является одним из наиболее гибких и эффективных механизмов регулирования ликвидности банковской системы.
Операции РЕПО Банка России, представляя собой двустороннюю сделку на основе соглашения о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, используются для предоставления кредитным организациям рублевой ликвидности под обеспечение в виде ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России[6].
Заключение сделки РЕПО осуществляется в два этапа. На первом этапе одна сторона (продавец) обязуется в срок, установленный договором РЕПО, передать в собственность другой стороне (покупателю) ценные бумаги, а покупатель обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму.
На втором этапе покупатель обязуется в срок, установленный этим договором, возвратить ценные бумаги в собственность продавца, а продавец обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму.
Таким образом, договор РЕПО представляет собой две сделки — это операция с наличными ценными бумагами на момент заключения сделки и форвардный контракт на эти же активы в будущем.
В зависимости от того, кто выступает инициатором сделки, операции РЕПО бывают двух видов:
- прямое РЕПО, при этом первоначальным продавцом ценных бумаг является банк, а покупателем — Банк России;
- обратное РЕПО (анг. reverse repo), при этом первоначальным продавцом ценных бумаг является Банк России.[7]
В момент продажи ценных бумаг Банк России осуществляет абсорбирование избыточной ликвидности банковского сектора, а в момент выкупа по более высокой цене — увеличивает его текущую ликвидность.
В настоящее время Банком России проводятся сделки прямого РЕПО в форме аукциона заявок на заключение сделок прямого РЕПО и в форме торгов по заключению сделок прямого РЕПО на условиях фиксированной ставки прямого РЕПО, устанавливаемой Банком России.
Объем предоставленных средств по итогам операций РЕПО с Банком России в первом квартале 2015 г. составил около 27 млрд. рублей
Если у инвестора имеются надёжные и ликвидные бумаги, государственные облигации и акции «голубых фишек», он может за счёт операций РЕПО привлекать суммы, многократно превышающие его собственные средства.
Это позволяет инвестору выстраивать целую «пирамиду РЕПО» (перамидинг РЕПО) из ценных бумаг, на каждом новом уровне используя только что приобретённые бумаги для получения дополнительного капитала.
При этом пирамида будет постепенно сужаться за счёт вычета дисконта, ставки РЕПО и брокерской комиссии. Размер дисконта зависит от того, какие бумаги участвуют в сделке.
Однако не всегда перамидинг РЕПО даёт преимущество: выигрывая за счёт кредитного плеча, инвестор теряет на ставке РЕПО. Кроме того, существует опасность изменения ставки РЕПО и ставки купона, если облигация с переменным купоном.
Однако благодаря ликвидности облигаций инвестор, имеет возможность закрыть сделку без больших потерь.
Основное преимущество состоит в минимальности риска. Если одна из сторон не сможет исполнить свои обязательства на втором этапе, в распоряжении другой стороны останутся или денежные средства, или иные ценности на точно такую же сумму.
Единственным источником опасности может стать излишне высокая динамика изменения стоимости данных ценностей. В зависимости от ситуации этот фактор может принести как некоторую дополнительную прибыль, так и определенные убытки.
Кроме того, в числе преимуществ, которыми обладают РЕПО-сделки, – гибкость условий. Стороны могут выбрать подходящий им срок и договориться о цене, которая будет приемлема для каждой из них.
Наряду с операциями РЕПО, к числу операций на открытом рынке относятся также операции по покупке/продаже облигаций Банка России (ОБР).
Гибкость этого инструмента регулирования банковской ликвидности заключается в предоставлении кредитным организациям-держателям облигаций Банка России возможности использования этих ценных бумаг не только для реализации их Банку России или на вторичном рынке, но и в качестве обеспечения по операциям межбанковского кредитования и привлечения рефинансирования со стороны Банка России.
Размещение облигаций Банка России производится только среди российских кредитных организаций в порядке, устанавливаемом Комитетом Банка России по денежно-кредитной политике в соответствии с утвержденным Советом директоров Банка России решением о выпуске облигаций Банка России (в том числе в форме аукциона).
В последние годы на фоне дефицита ликвидности банковского сектора эмиссия облигаций Банком России не осуществляется, что во многом обусловлено их абсорбирующим характером по отношению к ликвидности кредитных организаций.
В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и устоявшимися формами формирования государственного долга, у денежных властей России до сих пор не сформировался достаточно эффективный инструмент контроля за предложением денег в экономике.
В современном арсенале Банка России операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, занимают незначительное место.
Основными причинами ограниченности применения операций на открытом рынке являются небольшой размер и невысокая ликвидность рынка российских ценных бумаг, в том числе государственных облигаций, а также небольшой собственный портфель облигаций у Банка России, что ограничивает возможность расширения масштабов операций на открытом рынке.
Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,
бывший помощник Председателя Правительства РФ
[1] РЕПО (от англ. repo – repurchase agreement) — сделка купли (продажи) ценных бумаг с обязательством обратного выкупа через определённый срок по заранее определённым условиям. Сделку РЕПО условно может рассматриваться как краткосрочный заём денежных средств под залог ценных бумаг (облигаций, векселей, депозитных сертификатов), принадлежащих продавцу. Юридически, сделки РЕПО оформляется как купля и продажа ценных бумаг, а не как предоставление и возврат кредитных ресурсов. В бухгалтерской отчетности сделка РЕПО отображается с использованием оценки ценных бумаг в диапазоне от 98 до 102% стоимости.
[2] Ценные бумаги Казначейства США бумаг (US Treasuries — «трежарис») — государственные ценные бумаги, являются инструментом государственного долгового финансирования и выпускаются Министерством финансов США (Казначейство США). Непосредственная организация выпуска ценных бумаг возложена на Бюро государственного долга Министерства финансов США. Выпускаются четыре основных видов казначейских ценных бумаг:
- краткосрочные казначейские векселя (Bills);
- среднесрочные казначейские облигации (Notes);
- долгосрочные казначейские облигации (Bonds);
- казначейские облигации, защищенные от инфляции (TIPS).
[3] Такие финансовые операции получили название «twist» от названия модного танца, который был популярен в Америке в 60-е прошлого столетия, когда этот финансовый инструмент был впервые был использован ФРС США для стимулирования экономического роста в 1961 г.
[4] Иван Ткачёв. Триллионы из воздуха: ФРС свернула историческую программу «QE3». Rbc.Ru 30 октября 2014 г.
[5] Федеральный закон от 27.06.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с дополнениями и изменениями)
[6] Список представляет собой перечень ценных бумаг, которые Банк России соглашается брать в качестве залога от коммерческих и госструктур при кредитовании. Данный перечень утверждается Советом директоров ЦБ и пересматривается каждый месяц. Перечень государственных и частных структур, чьи ценные бумаги входят сегодня в ломбардный список ЦБ: Юридические лица, резиденты РФ; Министерство финансов РФ; Субъекты РФ; Международные финансовые организации (МФО); Ипотечные агентства (типа АИЖК); Банковские структуры РФ.
[7] Копылов В. О. Операции Банка России на открытом рынке. Экономика, управление, финансы: материалы IV Международной. Научной конференции. Пермь: Зебра, 2015.
Источник