Доходность научно технических разработок

Ключевые финансовые показатели отрасли «Научные исследования и разработки»

Ниже приведены ключевые финансовые показатели отрасли и их сопоставление с общероссийскими показателями во всем отраслям. Данные получены на основе анализа бухгалтерской отчетности организаций за 2012 — 2020 год. См. также полный список показателей отрасли «Научные исследования и разработки» (ОКВЭД: 72).

Рентабельность продаж

Рентабельность продаж показывает, сколько копеек прибыли от продажи содержится в каждом рубле полученной предприятием выручки. Ниже на графике представлена средняя (медианная) рентабельность предприятий отрасли в сравнении с данными по всем отраслям.

Как видно на графике, в 2020 году рентабельность продаж отрасли «Научные исследования и разработки» составила +7,8 %; в целом по стране рентабельность продаж предприятий всех отраслей равнялась +4,6 %. Информацию о рентабельности продаж по каждому виду деятельности можно посмотреть здесь.

Норма чистой прибыли

В отличии от рентабельности продаж, норма прибыли показывает, какую прибыль предприятие получает в итоге после вычета не только производственных расходов, но и процентов по кредитам, результата от изменения валютных курсов, налогов и прочих доходов и расходов. В 2020 году данный показатель для отрасли составил +4,5 %. Сравнить отраслевой показатель с данными по всем предприятиям РФ можно на графике:

Как видно, норма чисто прибыли в отрасли по итогам 2020 существенно выше чем в общем по РФ. Сравнить норму чистой прибыли в данной отрасли с другими отраслями можно в отдельной таблице.

Структура активов

Существенной характеристикой вида деятельности является структура активов. Так, в фондоёмких отраслях велика доля внеоборотных активов, а, например, в торговле – оборотных. На диаграммах ниже приведена структура активов предприятий, занимающихся видом деятельности «Научные исследования и разработки» и в целом российских предприятий, кроме банков и страховых компаний (среднее арифметическое).

Доля основных средств, нематериальных и прочих долгосрочных (внеоборотных) активов для предприятий отрасли составляет 17%. Это меньше показателя по РФ — 88%

Доля собственных средств

Важным показателем финансовой устойчивости выступает показатель соотношения собственных и заемных средств предприятия. Чем выше доля собственных средств в общем капитале, тем надежней финансовое положение предприятий отрасли. В то же время на этот показатель могут влиять макроэкономические факторы (общий финансовый кризис) и особенности того или иного вида деятельности, поэтому рекомендуется изучить динамику этого соотношения по годам.

Последние данные показывают, что в рассматриваемой отрасли более половины предприятий располагают долей собственных средств не менее 47%.

Коэффициент текущей ликвидности

Соотношение ликвидных (оборотных) активов и краткосрочных обязательств характеризуют способность предприятия своевременно отвечать по своим финансовым обязательствам. Этот важный для любой организации показатель – коэффициент текущей ликвидности – во многом зависит от отраслевых особенностей бизнеса. Ниже представлено, как изменялся этот коэффициент в последние годы у предприятий отрасли и всех российских организаций.

Сравнить коэффициент текущей ликвидности в данной отрасли с другими видами деятельности можно здесь.

Оборачиваемость активов

Существенной характеристикой вида деятельности является показатель того, как быстро объем вложенных в бизнес средств возвращается в виде полученной выручки. Отношение годовой выручки к стоимости всех активов – это показатель оборачиваемости активов. Он не свидетельствует о скорости или размере получения прибыли, но отражение отраслевую специфику, показывает насколько много нужно вложить в предприятие средств относительно ежегодно получаемой выручки.

Как видно на графике, типичное предприятие, занимающиеся видом деятельности «Научные исследования и разработки», получают выручку, равную всем своим активам за 228 дней. В целом по отраслям этот показатель равен 153 дня. Оборачиваемость очень сильно зависит от характера деятельности, что видно, если сравнить этот показатель для разных отраслей.

Приведенные выше данные получены по результатам анализа финансовой отчетности 12301 предприятия отрасли «Научные исследования и разработки» и 1355098 предприятий Российской Федерации. В качестве усредненных значений использован показатель медианы, как более точно характеризующий совокупность изучаемых данных (кроме показателя структуры активов, где взято среднеарифметическое значение).

Источник

Влияние научно-технического прогресса на увеличение прибыли и повышение уровня рентабельности производства

Научно-технический прогресс — признанный во всем мире фактор экономического развития. Значение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в деятельности предприятия и их влияние на показатели его прибыли и рентабельности.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.12.2012
Размер файла 509,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ВОСТОЧНОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»

МРИПК при ВСГУТУ

Кафедра «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»

по дисциплине Экономика организации на тему:

«ВЛИЯНИЕ НТП НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА»

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НТП НА ПРИБЫЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность и необходимость НТП в деятельности производственных предприятий

1.2 Методические подходы к организации НИОКР на производственных предприятиях

1.3 Практические аспекты реализации НТП на предприятиях авиационной промышленности

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НИОКР НА ОАО «УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД»

2.1 Краткая характеристика предприятия

2.2 Анализ реализации НИОКР на предприятии

2.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире фактор экономического развития. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. В этом состоит актуальность данной темы.

Предмет исследования — сфера экономических отношений возникающих в процессе реализации результатов НТП в деятельности производственных предприятий.

Объект исследования — Открытое акционерное общество «Улан-Удэнский авиационный завод»

Цель исследования — провести анализ теоритических и практических аспектов осуществления НИОКР на производственных предприятиях в целях увеличения прибыли.

Исходя из поставленной цели, были определенны следующие задачи исследования:

Определить сущность и направления НТП на современном этапе развития;

— Определить сущность и направления НТП на современном этапе развития;

— Определить методические подходы к осуществлению НИОКР на предприятиях;

— Определить взаимосвязь между НТП и уровнем прибыли и рентабельности;

— Изучить практические аспекты НИОКР в авиационной промышленности;

— Провести анализ деятельности ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» за период 2009-2011г.;

— Изучить особенности НИОКР на ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» за период 2009-2011г.;

— Определить перспективы НИОКР на ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод».

Информационной базой исследования такие труды ученых, как: Налетова И.А., Артеменко В.Г., Баканов М.И., Сергеев Э.А., Гольдштейн Г.Я., Дронов Р.И., Резник А.И., Савицкая Г.В., Е.И. Бородина, Ю.С. Голикова, Н.В. Колчина, З.М. Смирнова и т.д.

Основными методами исследования при подготовке курсовой работы послужили: метод системного анализа, факторный метод и статистический метод.

Цель и задачи курсовой работы обуславливают ее структуру.

Во введении обоснована актуальность темы, определены предмет, объект, цель и задачи исследования.

В первой главе раскрыты теоретические аспекты влияния НТП на прибыльность предприятия, сущность и необходимость НТП в деятельности производственных предприятий, методические подходы к организации НИОКР на производственных предприятиях, практические аспекты реализации НТП на предприятиях авиационной промышленности

Во второй главе приведены краткая характеристика предприятия, результаты анализа НИОКР на ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», анализ прибыли и рентабельности предприятия

В заключении представлены основные результаты проведенного исследования.

Курсовая работа представлена на 41 странице машинописного текста, содержит 7 рисунков, 4 графика и 2 приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ НТП НА ПРИБЫЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность и необходимость НТП в деятельности производственных предприятий

Научно-технический прогресс (НТП) — это процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества.

Говорить об этом процессе начали с конца XIX — начала XX в. в связи с укреплением взаимосвязи развития крупного машинного производства с наукой и техникой.

Эта взаимосвязь породила противоречия НТП. Противоречия сразу сказались как на технической, так и на социальной стороне общественного развития. Поэтому в экономической науке противоречия научно-технического прогресса принято подразделять на технические и социальные.

Массовый выпуск одних и тех же изделий в течение многих лет позволяет создавать дорогостоящие автоматические системы машин. Это объясняется тем, что за длительный срок службы техники все затраты легко окупаются. Ускоренные темпы НТП требуют непрерывного совершенствования самих объектов производства, заставляя либо модернизировать, либо вовсе заменять выпускаемую продукцию. Вот здесь и проявляется противоречие развития техники — противоречие между сроком службы и сроком окупаемости, или техническое противоречие НТП.

Социальные противоречия НТП связаны с человеческим фактором: с одной стороны, технические новшества должны облегчать условия труда, а с другой — они провоцируют монотонность, однообразие, поскольку основываются на автоматизированных процессах, конвейерном производстве.

Разрешение этих противоречий напрямую связано с возрастанием требований к научно-техническому прогрессу. Эти требования воплощаются в социальном заказе. Социальный заказ — форма выражения стратегических интересов общества на длительную перспективу в области НТП.

Научно-технический прогресс, другими словами, прогресс науки и техники, сопровождается множеством факторов, влияющих в той или иной степени на общественное развитие. Совокупность этих факторов обусловила две формы научно-технического прогресса: эволюционную и революционную.

Эволюционная форма научно-технического, прогресса представляет собой сравнительно медленное совершенствование традиционных научно-технических основ производства. Речь идет не о скорости, а о темпах роста производства: они могут быть низкими при революционной форме и высокими при эволюционной. Например, если рассматривать темпы роста производительности труда, то, как показывает история, быстрое развитие можно наблюдать при эволюционной форме научно-технического прогресса и медленное в начале революционного этапа.[16]

Читайте также:  Основные критерии классификации инвестиций

В настоящее время преобладает революционная форма, обеспечивающая более высокий эффект, крупные масштабы и ускоренные темпы воспроизводства. Эта форма научно-технического прогресса воплощается в научно-технической революции, или НТР.

Термин «научно-техническая революция» ввел Дж. Бернал в своей работе «Мир без войны».

Научно-техническая революция — это коренные преобразования в системе научного знания и в технике, совокупность взаимосвязанных переворотов в различных отраслях материального производства, основанных на переходе на новые научно-технические принципы.

Научно-техническая революция проходит три этапа в соответствии с изменениями, совершающимися в материальном производстве. Такие изменения касаются не только эффективности производства, включая производительность труда, но и факторов, обусловливающих ее рост. Принято определять следующие этапы развития научно-технической революции:

— современный (перестройка технической и отраслевой структуры национального хозяйства);

— крупного автоматизированного машинного производства.

Первый этап можно отнести к началу 30-х г. XX в., когда разработки новых научных теорий машинной техники и новых принципов развития производства предшествовали созданию принципиально новых типов машин, оборудования, технологии, нашедших впоследствии применение в период подготовки ко второй мировой войне.

В этот предвоенный период в науке произошел коренной переворот во многих фундаментальных представлениях об основах окружающей природы; в производстве наблюдался бурный процесс дальнейшего развития техники и технологии.

Эпоха второй мировой войны совпала с началом второго этапа НТР. Наиболее передовой в научно-техническом отношении страной были в то время Соединенные Штаты Америки. США не вели военных действий на собственной территории, не имели устаревшего оборудования в промышленности, располагали богатейшими и исключительно благоприятно расположенными природными ископаемыми и в избытке квалифицированной рабочей силой.

Наша страна к 40-м г. XX в. по техническому уровню не могла претендовать на серьезную роль в области научно- технического прогресса. Поэтому второй этап научно-технической революции у нас из-за Великой Отечественной войны и огромных потерь начался позже — после восстановления разрушенного войной хозяйства. Намного раньше вступили во второй этап НТР главные страны Западной Европы — Англия, Франция, ФРГ, Италия.

Сущность второго этапа заключалась в технической и отраслевой перестройке, когда в материальном производстве создавались материальные предпосылки для последующего коренного переворота в системе машин, технологии производства, в структуре ведущих отраслей промышленности и всего национального хозяйства.

На третьем этапе НТР возникло крупное автоматизированное машинное производство. Последние десятилетия отмечены выпуском множества разнообразных автоматических станков и автоматических станочных линий, созданием участков, цехов и даже отдельных заводов.[12]

Говоря о третьем этапе развития НТР, надо отметить, что создаются предпосылки для последующего перехода к крупному автоматизированному производству и в области предметов труда и технологии: новые технологические методы вызывают к жизни новые предметы труда и наоборот. Новые технологические методы (вместе с автоматическими орудиями производства) как бы открыли новые потребительные (с точки зрения потребностей материального производства) стоимости у «старых» предметов труда.

Научно-технический прогресс нельзя представить как простую сумму составляющих его элементов или форм их проявления. Они находятся в тесном органическом единстве, взаимно обусловливая и дополняя друг друга. Это непрерывный процесс возникновения научных и технических идей и открытий, их реализации в производстве, морального старения техники и замены ее новой, более производительной.

Понятие «научно-технический прогресс» достаточно широкое. Оно не ограничивается формами развития науки и техники, а включает все прогрессивные сдвиги как в производственной сфере, так и в непроизводственной. Нет такой сферы экономики, производства или социальной стороны жизни общества, развитие которой не было бы связано с научно-техническим прогрессом.

1.2 Методические подходы к организации НИОКР на производственных предприятиях

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) — совокупность работ, направленных на получение новых знаний и их практическое применение при создании нового изделия или технологии.

Новое изделие — это продукт сложного и многоэтапного процесса, включающего проектирование, изготовление макетов, опытных и экспериментальных образцов, их испытания, составление рабочей документации. Этот процесс содержит две основные стадии: опытно-конструкторские работы и конструкторскую подготовку производства новой продукции.[8]

Опытно-конструкторские работы (ОКР.) представляют собой комплекс действий по созданию новой продукции в виде ее опытного образца и рабочей документации для последующего промышленного производства и использования этой продукции.

На рис. 1 приведена схема включения технологии в формирование позиции конкурентного успеха фирмы, но модернизированная применительно к инновациям (НИОКР).

Рис. 1.1. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы

Обычно опытно-конструкторские работы проводятся в порядке реализации прикладных научно-исследовательских работ, подтвердивших техническую возможность и экономическую целесообразность изготовления новой продукции. Такие работы могут производиться также непосредственно по техническому заданию без предшествующей научно-исследовательской работы. Главная цель опытно-конструкторских работ — создание конкурентоспособной продукции высокого научно-технического уровня, способной удовлетворить потребительский спрос рынка.

Опытно-конструкторские работы проводятся, как правило, в три этапа: подготовительный, а также разработка проектной и рабочей документации.

На подготовительном этапе обосновывается необходимость создания нового изделия и передачи его в сервисное производство, согласовываются основные технико-экономические параметры изделия. Обосновываются варианты конструкторских и технологических решений, составляется перечень работ, уточняются их объем, затраты, исполнители, сроки исполнения. Оценивается соответствие технического уровня нового изделия отечественным и зарубежным эталонам. Определяется ориентировочная стоимость опытного и серийного образцов изделия, срок их предоставления заказчику.

На этом этапе изучается рыночная ситуация, проводятся маркетинговые исследования, прогнозируется спрос на новую продукцию. Подготовительный этап заканчивается утверждением технического задания, содержащего наиболее важные характеристики проектируемого продукта (состав изделия, требования по его комплектации, назначение, уровень надежности, технологичности, безопасности, долговечности, унификации и т.п.).

При разработке проектной документации выбирается оптимальный вариант изготовления изделия и его частей с учетом стоимости, эффективности и масштабов производства. Определяются общие конструкторские и технологические решения, проводятся экспериментальные работы и испытания узлов и компоновочных решений, макетируются наиболее сложные и ответственные части изделия. Обосновываются заявки на разработку и освоение новых материалов, новых комплектующих изделий и др.

На данном этапе разрабатываются техническое предложение, эскизный проект и технологический проект с оформлением соответствующей проектной документации.[14]

Разработка рабочей документации является заключительным этапом проектирования нового продукта. Осуществляется подготовка комплекса конструкторской документации, необходимой для материального воплощения проектируемого продукта. Готовятся чертежи деталей, сборочных единиц и узлов, осуществляется теоретическая и экспериментальная проверка схемных, конструкторских и технологических решений; проверяются новые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, разрабатывается рабочая документация.

На этой стадии составляются сводные спецификации деталей и узлов проектируемого изделия, представляющие собой специальные ведомости этих деталей и узлов или графики, отражающие иерархическую структуру создания нового изделия.

Перечисленная документация сдается в отдел технической документации для размножения и передачи в производство. Предварительные заводские испытания изделия проводятся при участии представителя заказчика по программе и методике, составленным разработчиком. Затем проводятся государственные испытания, оформляемые соответствующим актом.

Научно-техническая разработка считается законченной, если изделие прошло испытание, принято ведомственной или межведомственной комиссией и рекомендовано к освоению в производстве. При этом данная разработка должна обладать новизной и перспективностью (использование в ней современных отечественных и зарубежных достижений науки и техники), экономической эффективностью в случае ее промышленного применения, патенто- и конкурентоспособностью.

По всем законченным и рекомендованным для использования разработкам заказчик принимает решение о сроках и объемах промышленного освоения изделия.

Разработчик, как правило, принимает участие в освоении нового изделия наряду с заказчиком и несет ответственность за достижение гарантированных им технико-экономических показателей.

Главная цель опытно-конструкторских работ — обеспечение высокого научно-технического уровня создаваемого продукта и его конкурентоспособности на рынке.

Научно-технический уровень (НТУ) — это показатель, представляющий собой характеристику комплекса основных технико-экономических параметров создаваемого изделия в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными аналогами (эталонами).[2]

На практике в оценке НТУ используют многокритериальный подход с использованием набора частных характеристик технических, эксплуатационных, экономических, эргономических, эстетических и других параметров, сводимых в итоговую интегральную характеристику.

При установлении научно-технического уровня продукции используется как количественная, так и качественная оценка. Для выбора показателей, оценки их весомости, отбора аналогов (эталонов) привлекаются эксперты. В число критериев (обычно 5—7 параметров) включаются, прежде всего, целевые характеристики продукта, преимущественно количественно измеримые, определяемые на ранних стадиях проектирования и взаимно независимые. Коэффициенты весомости отражают относительную ценность и сложность каждого из отобранных параметров. В качестве эталонов могут использоваться либо значения параметров лучших отечественных или зарубежных аналогов, либо параметры лидирующих по продажам образцов.

Помимо обеспечения высокого научно-технического уровня и конкурентоспособности конструкция нового продукта должна учитывать масштабы и условия его производства, ориентироваться на минимально возможные производственные затраты. Эту задачу решает конструкторская подготовка производства.

Стратегия НИОКР играет для сферы НИОКР в компании примерно ту же роль, что стратегия корпорации для компании в целом (рис. 2).

Рис. 1.2. Процесс принятия решений относительно НИОКР

1.3 Практические аспекты реализации НТП на предприятиях авиационной промышленности

Вступление Российской Федерации в XXI в. ознаменовано началом перехода к инновационной экономике и формированием основных институтов, необходимых для ее эффективного функционирования. При этом ни у кого не вызывает сомнение, что инновации становятся ключевой, движущей силой экономического роста, базирующегося на интеллектуализации экономики. В отличие от сырьевых источников, наука и технология — это ресурсы, созданные человеком и поэтому возможности их использования непрерывно повышаются, возрастает их значение с точки зрения будущих перспектив экономического развития. В связи с этим в современных условиях конкурентоспособной может быть только инновационная, а именно наукоемкая экономика, основанная на знаниях, воплощенных в высокотехнологичном производстве и квалифицированной рабочей силе. [20]

Преодоление инновационного и технологического отставания — одна из основополагающих целей модернизации национальной экономики Российской Федерации. Модернизация в широком смысле слова и технологическая независимость страны в XXI веке будут определяться ее производственным и научно-технологическим потенциалами, прежде всего, высокотехнологичного сектора экономики, к которому по праву относится авиационная промышленность Российской Федерации (АП РФ).

Читайте также:  Как заработать биткоин без майнинга

АП РФ — одно из основных отраслевых образований социально-экономической системы страны, имеющее значительный научный и производственный потенциал. АП РФ является высокотехнологичной, многопрофильной научно-производственной отраслью российской экономики, производящей конкурентоспособную, а по ряду позиций и превосходящую западные аналога, авиационную продукцию.

Однако современное состояние предприятий авиационной промышленности Российской Федерации можно охарактеризовать как кризисное. Основными причинами сложного экономического положения АП РФ, наряду с неудовлетворительным состоянием производственной базы, являются неэффективное управление инновационным развитием, и, как следствие, отсутствие программ активизации инновационной деятельности, дефицит инвестиционных и иных ресурсов.

Инновационная деятельность предприятий авиационной промышленности является решающим фактором их стабильного развития. Но, к сожалению, инновационная активность как в национальной экономике, так и в АПРФ остается на крайне низком уровне.

В этой связи, для предприятий АП РФ актуальными являются задачи обеспечения стабильного и эффективного функционирования, создания новых перспективных видов продукции на основе новейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), развития материально-технической базы, модернизации производства, маркетингового продвижения, сбыта, ремонтно-сервисной деятельности, интеграции имеющегося экономического потенциала, достижения и удержания благоприятного конкурентного положения на мировом рынке.

Решение этих задач во многом связано с эффективным решением проблем управления инновационным развитием предприятий АП РФ, с поиском новых форм взаимодействия их структурных подразделений, с выработкой приоритетов и инструментов управленческих решений, принимаемых руководством предприятий.

Именно поэтому, в настоящее время очевидна необходимость разработки и научного обоснования направлений совершенствования управления инновационной деятельностью предприятий авиационной промышленности на основе эффективного использования производственного, научно-технического и экспортного потенциалов.[5]

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

Во-первых, недостаточной теоретической разработанностью проблем модернизации экономики Российской Федерации;

Во-вторых, важностью анализа современного состояния авиационной промышленности Российской Федерации и выявления особенностей ее инновационной деятельности в условиях модернизации экономики;

В-третьих, объективной потребностью в исследованиях, направленных на поиск дополнительных источников финансирования перспективных проектов по средствам реализации инновационно-инвестиционных программ на предприятиях АП РФ.

В-четвертых, недостаточной теоретической и практической разработкой наиболее эффективных форм организации управления инновационной деятельностью интегрированных структур АП РФ;

В-пятых, практической значимостью исследований, связанных с поиском и обоснованием конкретных мер совершенствования управления инновационным потенциалом предприятий авиационной промышленности России в современных условиях.

научный технический прогресс рентабельность

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НИОКР НА ОАО «УЛАН-УДЭНСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ЗАВОД»

2.1 Краткая характеристика предприятия

История предприятия берет свое начало в 1939 году, когда в Улан-Удэ был построен завод по ремонту истребителей И-16 и скоростных бомбардировщиков СБ. Через полтора года завод наряду с ремонтными работами приступил к производству фюзеляжа и оперения самолета Пе-2. Новым этапом в истории завода стало самостоятельное производство в 1944-1946 годах истребителей Ла-5 и Ла-7. С 1946 года на предприятии стали выпускать истребители Ла-9 и Ла-9УТИ. С переходом советской военной авиации на реактивные двигатели началось производство реактивных истребителей МиГ-15УТИ. В 1956 году в истории завода началась эпоха производства вертолетов. Предприятие освоило выпуск различных модификаций легких вертолетов Ка-15 и Ка-18, а также палубных вертолетов Ка-25.

Большую страницу в истории Улан-Удэнского авиационного завода занимает производство вертолетов Ми-8, начатое в 1970 году. Одновременно с постройкой вертолетов продолжалась и «самолетная» тематика предприятия. В 1961-1965 годах на заводе выпускались высотные самолеты-разведчики и самолеты-мишени Як-25РВ, а в конце 60-х годов пассажирские самолеты Ан-24Б. В 1977 году предприятие начало выпуск сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М.

Восьмидесятые годы были ознаменованы началом сотрудничества с ОКБ Сухого. Завод освоил производство учебно-тренировочных самолетов-штурмовиков Су-25УБ и палубных самолетов Су-25УТГ. Важным этапом стало освоение в начале 90-х годов производства вертолетов Ми-171. Этот вертолет является глубокой модернизацией всемирного известного вертолета Ми-8. В 1996 году завод приступил к производству военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш. Разнообразие выпускаемой продукции диктовало необходимость создания гибкого производства, способного в короткие сроки освоить выпуск новых моделей, совмещать изготовление как опытных, так и серийных моделей авиатехники. С этой целью создана эффективная служба подготовки производства, а также гибкая структура управления производством на основе современных технологий. 28 февраля 1994 года на основании распоряжения Совета Министров — Правительства РФ № 1347-р от 29 июля 1993 года государственное предприятие «Улан-Удэнский авиационный завод» было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Улан-Удэнский авиационный завод». В структуру ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» входят несколько заводов и производств и крупный инженерный комплекс, обеспечивающий современный уровень решения конструкторских и технологических задач по всем видам выпускаемой продукции.

В октябре 1994 года создано Представительство в г. Москве. Для проведения лечебной и оздоровительной работы среди рабочих и служащих Общества в июле 1999 года по решению Совета директоров создан филиал «Санаторий-профилакторий «Здоровье» на базе одноименного подразделения Общества. ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» — единственное в России предприятие, имеющее опыт работы практически со всеми российскими авиационными ОКБ (за исключением ОКБ имени Туполева).

Кредо коллектива — качество и надежность выпускаемой авиатехники. Оно успешно воплощается в жизнь, что подтверждается востребованностью продукции завода на всех континентах мира.

Положение общества в отрасли: Российские производители авиационной техники, в том числе вертолетов, продолжают работать в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках. Укрупнению и интеграции ведущих мировых авиастроительных корпораций соответствует адекватный процесс в России. В последние годы государство последовательно проводит структурную реорганизацию отрасли для повышения эффективности деятельности предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Консолидация вертолетной отрасли России вошла в финальную стадию. На базе Корпорации «ОПК «Оборонпром» сформирован вертолетостроительный холдинг полного цикла, включающий:

· разработку вертолетов — конструкторские бюро ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», ОАО «Камов», ОАО «Казанский вертолетный завод»;

· серийное производство вертолетной техники — ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Роствертол», Кумертауское авиационное предприятие, ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина»;

· производство комплектующих — ОАО «Московский машиностроительный завод «Вперед», ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие», ОАО «Авиационные редуктора и трансмиссии — Пермские моторы»;

· производство вертолетных тренажеров — ЗАО «Р.Е.Т. Кронштадт»;

· ремонт вертолетов — ОАО «Новосибирский авиаремонтный завод»;

· сервис и маркетинг — «Вертолетная сервисная компания», сервисные центры за рубежом.

На протяжении последних пяти лет вертолетостроительный холдинг имеет положительную производственную динамику. ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» остается одним из значимых производителей российской вертолетной техники, в т.ч. для мирового рынка. Доля экспорта по итогам года составила 62 % от всего объема продукции, выпущенной предприятием.

По данным национального рейтингового агентства «Эксперт РА» на 1 сентября 2009 года из двухсот крупнейших компаний России ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» занимает 118 место по рыночной стоимости (капитализации) в списке «Капитализация-200». В рейтинге 400 крупнейших компаний Сибири 2009 года ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» занял 71 место по объему реализации продукции, в том числе 4 место среди машиностроительных компаний. 9 июня 2009 Министерство промышленности и торговли РФ подвело итоги конкурса на звание «Лучший российский экспортер 2008 года». По его результатам Общество было признано самым динамично развивающимся экспортером 2008 года в отрасли авиастроения. В 2009 году Общество, заняло 3-е место среди лучших публичных компаний России в рейтинге делового журнала «Секрет фирмы». Рейтинг был составлен по результатам анализа динамики котировок акций российских компаний в период с сентября 2008 года по сентябрь 2009 года. Стоимость акций Общества росла более быстрыми темпами, чем биржевой индекс.

Сведения об обществе:

Полное фирменное наименование: открытое акционерное общество «Улан-Удэнский Авиационный Завод». Сокращенное наименование: ОАО «У-УАЗ».

Адрес страницы в сети Интернет, на которой раскрывается информация об Обществе: www.uuaz.ru/emitter.html. Дополнительная существенная информация: На годовом общем собрании акционеров 27 мая 2008 года было принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества по договору открытому акционерному обществу «Вертолеты России». ОАО «ОПК «Оборонпром» осуществляет с 9 ноября 2009 года функции единоличного исполнительного органа ОАО «Вертолеты России» — управляющей организации ОАО «У-УАЗ».

Рис. 2.1. Структура акционерного капитала

Лицом, имеющим право действовать от имени ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» без доверенности является Генеральный директор ОАО «ОПК «Оборонпром» Реус Андрей Георгиевич. Остальные должностные лица Общества имеют право действовать на основании доверенностей, выданных управляющей организацией

На сегодняшний день действует Устав Общества и следующие внутренние документы, принятые на годовом общем собрании акционеров 27 мая 2008 года: положение об Общем собрании акционеров в новой редакции; положение о Совете директоров в новой редакции; положение об единоличном исполнительном органе; положение о ревизионной комиссии в новой редакции; положение о вознаграждениях, выплачиваемых членам Совета директоров. На основании решения Совета директоров и приказа о приеме на работу Белых Леонид Яковлевич назначен с 03.06.2008 года Управляющим директором ОАО «У-УАЗ». Управляющий директор имеет статус заместителя руководителя организации. Управляющей организацией образован постоянно действующий консультативно-совещательный орган — Директорат, в состав которого входят работники, занимающие должности, предусмотренные Перечнем руководящих должностей, назначение на которые согласовывается с Советом директоров. 11 декабря 2009 г. Общество переведено на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика в налоговую инспекцию № 8 города Санкт-Петербурга.

Организационная структура ОАО «У-УАЗ» по типу является линейно-функциональной структурой. Руководство осуществляется Управляющим директором при поддержке Совета директоров. На иерархическую ступень ниже стоят заместители управляющего директора, осуществляющие руководство подразделениями.

В организационной структуре ОАО «У-УАЗ» можно выделить следующие уровни управления. Первый уровень — управляющий директор. Второй уровень — заместители директора. Третий уровень — начальники отделов или цехов. Четвёртый уровень — начальники бюро.

Организационная структура ОАО «У-УАЗ» разветвляется по функциональным областям. Так, после Управляющего директора стоят заместитель по производству, заместитель по кадрам, заместитель по экономике, заместитель по маркетингу и сбыту, главный инженер, главный бухгалтер. Каждый из них отвечает за свою функциональную область, в их подчинении находятся соответствующие отделы и цеха (см. приложение 2).

Читайте также:  Где зарегистрировать биткоин кошелек

Организационная структура ОАО «У-УАЗ» сходна с типичной организационной структурой крупных промышленных предприятий и предпочтительна тем, что проста в построении, удобна распределением обязанностей и ответственности. Централизованное управление позволяет эффективно осуществлять контроль за деятельностью предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод что для крупного промышленного предприятия, каким является ОАО «У-УАЗ», использующаяся организационная структура линейно-иерархического типа с разветвлением по функциональным областям является оптимальной.

Общий вывод по организации управления на ОАО «У-УАЗ» следующий: организационная структура ОАО «У-УАЗ», система взаимодействия являются приемлемыми и построены рационально.

На предприятии ведется целенаправленная работа в области экономических ресурсов. Ежегодно разрабатываются мероприятия по экономии энергоресурсов. Проводится отчетность и анализ выполненных мероприятий. По всем подразделениям завода, в т.ч. по энергоемким установкам, предусмотрен технический учет расхода электроэнергии с ежемесячным рассмотрением у руководства объемов потребления, с выявлением нерационального и неэффективного ее использования.

На предприятии энергохозяйство подразделяется на две части: цеховую и общезаводскую. В состав цехового энергохозяйства входят первичные энергоприемники, аппаратура, распределительные сети на территории цехов и т.д.

Рисунок 2.2. Организационная структура энергохозяйства.

Энергетическое хозяйство выполняет ряд функций:

1. Производство энергии: отопление, горячую воду, водоснабжения, сжатый воздух.

2. Преобразование электроэнергии, обеспечение цехов, участков, и рабочих мест энергией на потребительском напряжении.

3. Передачу и распределение энергии по общим заводским сетям, распределительным устройствам и доведение ее до потребителей.

4. Организация связи между подразделениями предприятия.

5. Организация потребления энергии.

6. Надзор за всеми энергоустановками, а также их ремонт и модернизацию.

7. Организацию хранения топлива.

Предприятие потребляет большое количество электричества , газа , тепла, сжатого воздуха. Внедрение новой технологии широко опирается на применении электроэнергии. При этом затраты на энергию и топливо являются одним из важнейших слагаемых себестоимости продукции, существенно влияют на ее уровень. В этом решении значительная роль принадлежит энергетическому хозяйству предприятия.

2.2 Анализ реализации НИОКР на предприятии

Были определены три этапа развития вертолетной отрасли, в т.ч. и ОАО «У-УАЗ». Первый этап — 2009-2011 годы. Это проведение «локального» технического перевооружения и обеспечение производственно-технологической безопасности предприятия. На этом этапе ликвидируются «узкие места» и производится замена изношенного оборудования в производственных переделах (производствах).

Второй этап — 2012-2015 годы. Проведение реструктуризации предприятий, внедрение мероприятий по снижению издержек и повышению энергоэффективности производства с созданием центров компетенции и специализированных производств. ОАО «У-УАЗ» будет развиваться как предприятие полного цикла производства изделий.

В этот период на нашем предприятии должны выйти на новый уровень технологии и производства, обеспечивающий возможность производства в будущем новой авиационной техники (вертолета Ми-171М, ПСВ), конкурентоспособной на мировом рынке. Это механообрабатывающее, заготовительно-штамповочное, агрегатно-сборочное, гальваническое и малярное производства, цех окончательной сборки, ЛИС, энергетика и, конечно, информационные технологии, без которых вообще невозможно представить развитие любого производства. В его развитии уже делаются конкретные шаги: осуществляется переход на объемную «3Д» увязку конструкции летательных аппаратов, планируется создание электронного макета изделия Ми-171М.

Третий этап (2016-2020гг.) — это переход на высокотехнологичный уровень производства.

Реальная работа по техперевооружению производства предприятия началась в 2009 году и тогда не удалось в полном объеме реализовать запланированные мероприятия. В 2009 году было освоено 269 млн. руб. или 60% от запланированного. Часть мероприятий перешла на 2010 г. и реализуются в текущем году. Сказались недостаточная квалификация соответствующих служб в проведении работ по тех. перевооружению и реорганизация части служб предприятия. Нельзя сбросить со счета и финансовые трудности, длительные сроки проработки контрактов, которые неизбежны при тщательной работе с поставщиками оборудования и исполнителями работ с целью оптимизации расчетов по договорам.

В 2010 году многие недочеты были учтены. Однако и объем поставленных задач увеличился вдвое. В течение года необходимо освоить 820 млн. рублей. На сегодня на цели техперевооружения затрачено 430 млн. руб. или 52 проц. от плана. Но набранный темп и наработки по договорам позволяют рассчитывать в этом году на высокий результат.

В 2011 года должны приступить к комплексному техническому перевооружению производства или развитию отдельных видов производств, поднятию их на качественно новый технический и технологический уровень. Приказом по предприятию определенны ответственные руководители по разработке технических заданий на комплексные проекты. В ближайшее время они должны представить технические задания в постоянно действующую комиссию по техническому перевооружению производства для обсуждения и принятия решения по реализации проектов.

Комплексное перевооружение — задача сложная и интересная. Должна произойти не только смена оборудования на более высокопроизводительное. Должны измениться условия эксплуатации оборудования, измениться качественно условия труда персонала, система планирования и управления производством на основе развития цифровых технологий и программных продуктов, а также система обслуживания и обеспечения работы оборудования. Сегодня, как никогда ранее, для эффективной работы на новом оборудовании актуальны подготовка и привлечение специалистов — операторов, инженеров-технологов-программистов. Сложность задач по техническому перевооружению предприятия обусловлена не только новизной технических проблем. (Хотя в определенной мере отсутствие должной информации о передовых технологиях сказывается). Главное — это необходимость привлечения на эти цели в ближайшие годы значительных финансовых средств, источники которых предприятию еще предстоит определить. Тем не менее, руководство предприятия не собирается снижать темпы техперевооружения. Один из способов решения поставленной задачи — это разработка проекта комплексного технического перевооружения предприятия и включение его в Государственную программу «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года». С этой целью следует провести технологический, энергетический аудит производства предприятия, разработать технические задания и проект модернизации производственных мощностей и реконструкции предприятия, обеспечить прохождение государственной экспертизы проекта. Это была актуальнейшая задача 2011 года, на выполнение которой направлен план ТППП. Его реализация позволит предприятию поступательно развиваться, а коллективу — быть уверенным в своем будущем.[17]

2.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач на Улан-Удэнском авиационном заводе.

Рассмотрим и проанализируем технико-экономические показатели ОАО «У-УАЗ»

Рисунок 2.3-2.5. Технико-экономические показатели ОАО «У-УАЗ»

План по выпуску товарной продукции в рублях за отчетный период выполнен на 115,8 %.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг предприятия за 2011 год в сравнении с 2010 годом увеличилась на 4.729.457 тыс. руб. или на 62,1 % и составила 12.343.613 тыс. рублей. Увеличение выручки произошло за счет увеличения объема реализации на 11 машин, и за счет повышения курса доллара на 2,7 %, поскольку экспорт в общем объеме составляет 62,1 %. Чистая прибыль за отчетный период увеличилась на 1.090.011 тыс. рублей или в 1,8 раза и составила 2.519.824 тыс. рублей.

Полная себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие расходы, увеличилась на 49,6 %, в том числе за счет увеличения объема реализованной продукции.

Затраты на 1 рубль товарной продукции составили 71,9 коп. и в сравнении с 2009 годом уменьшились на 4,6 коп. В 2010 году в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличение валовой продукции повысило производительность труда на 1 работающего ППП на 250,7 тыс. рублей, а увеличение реализованной продукции повысило объем реализованной продукции на 1 работающего ППП на 778,7 тыс. рублей. Объем платных услуг населению в 2010 году увеличился на 4.372 тыс. рублей или на 10,8 %. Выпуск товаров неавиационного профиля (ТНП) за отчетный период снизился на 10.506 тыс. рублей или в 5,6 раза за счет инвентаризации номенклатур (ТНП). В отчетном году потребление электроэнергии на собственное производство составило 49.908 тыс. квт/ч., отпущено на сторону 2.671 тыс. квт/ч. Доходы от продажи электрической энергии составили 5.203 тыс. рублей без учета НДС. В 2010 году выработано тепловой энергии 340.330 Гкал., что на 15.354 Гкал. или на 4,7 % больше, чем в 2009 году, из них продано на сторону — 160.049 Гкал. на сумму 107.212 тыс. рублей без учета НДС или на 18.622 тыс. рублей больше, чем за аналогичный период предыдущего года. Рост доходов составил 21,0 %. Основной причиной увеличения объемов выработки и соответственно объемов реализации являются рост тарифа на 16,9 % к тарифу прошлого года и рост объемов реализации на сторону на 3,19 %. Доходы от реализации услуги водоснабжения за отчетный год составили 18.432 тыс. рублей без учета НДС, что на 963 тыс. рублей больше, чем в прошлом году. Увеличение доходов обусловлено ростом тарифа на 15,5.

В 2011 году среднесписочная численность персонала Общества составила 6010 человек, в том числе 5813 человек промышленно-производственного персонала. В течение отчетного года было принято 961 человек, уволено 865 человек, в т.ч. по причине неудовлетворенности заработной платой — 71 человек. Согласно плану подготовки и повышения квалификации рабочих, руководителей и специалистов в отчетном году прошли подготовку по рабочим специальностям 292 человека. Обучение на курсах повышения квалификации прошли 991 рабочих, руководителей и специалистов, что в 1,4 раза больше, чем в 2010 году. В ВУЗах от предприятия на контрактной основе обучается 236 человек, что на 13 % больше, чем в 2010 году, в т.ч. 8 стипендиатов предприятия. После окончания ВУЗов приняты на работу 68 молодых специалиста. После окончания школ, колледжей принято на работу 12 человек.

Среднегодовая зарплата промышленно-производственного персонала возросла на 12,3 % за счет увеличения стоимости единицы тарифного коэффициента с 01.07.2009 года, сложившейся более высокой заработной платы в 1 полугодии 2011 года по отношению к 1 полугодию 2010 года и увеличения квартальной премии за выполнение контрактов.

Таблица 2.1 Среднегодовая заработная плата одного работающего

Источник

Оцените статью