- Регулирование иностранных капиталовложений
- Методы регулирования инвестиционной деятельности. «Добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций. Экономическая свобода как критерий привлечения внешних инвестиций. Подготовка инвестиционных решений по капиталовложениям. Расчет денежного потока.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Таблица 1 — Состав притоков и оттоков
- Прямые иностранные инвестиции
- Прямые иностранные инвестиции
- Роль прямых иностранных инвестиций
- Причины прямых инвестиций
- Масштабы и географическое распределение ПИИ
- Государственное и международное регулирование ПИИ
- Государственное регулирование ПИИ
- Международное регулирование ПИИ
Регулирование иностранных капиталовложений
Методы регулирования инвестиционной деятельности. «Добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций. Экономическая свобода как критерий привлечения внешних инвестиций. Подготовка инвестиционных решений по капиталовложениям. Расчет денежного потока.
Рубрика | Финансы, деньги и налоги |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 26.06.2010 |
Размер файла | 34,3 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Методы регулирования инвестиционной деятельности
2. «Добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций
3. Экономическая свобода как критерий привлечения внешних инвестиций
4. Подготовка инвестиционных решений по капиталовложениям
Список использованной литературы
1. Методы регулирования инвестиционной деятельности в зарубежных странах
Воздействие промышленно развитых стран на движение капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта-импорта капитала на национальном межгосударственном уровнях. Политика государства в отношении перемещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении прямых иностранных инвестиций государство оставляет за собой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характерно, что вывоз капитала за границу регулируется в меньшей степени, чем приток иностранных капиталов.
Государство использует следующие меры регулирования:
1) методы финансового воздействия: ускоренная амортизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, займов, страхование и гарантирование кредитов;
2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, оказание технической помощи.
В этой связи весьма показателен опыт США, являющихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых инвестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регламентация иностранных инвесторов. Главное здесь — защита интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения американских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.
На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных угодий. Существенны полномочия и в антитрестовском законодательстве. В целом же возможности местных администраций по регламентации деятельности иностранных инвесторов невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важнейших механизмов по привлечению иностранных инвестиций в США являются зарубежные представительства, содействующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 подобных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны предусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, займы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осуществляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; совершенствование транспортной сети; оборудование участка под застройку предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных инвесторов.
2. «Добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций
Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта), «добровольный кодекс» прямых иностранных инвестиций. В этом «кодексе», который как полагают специалисты, будет в перспективе использован Всемирной торговой организацией, заключены следующие инвестиционные принципы:
— недискриминационный подход к странам-донорам;
— национальный режим для иностранных инвесторов;
— инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения безопасности и охраны окружающей среды;
— минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;
— отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;
— обеспечение регистрации и конвертируемости;
— устранение барьеров при вывозе капитала;
— избежание двойного налогообложения;
— соблюдение иностранным инвестором, наравне с национальным, законов, административных правил и положений страны-реципиента;
— разрешение на выезд и временное пребывание ключевого иностранного персонала в связи с реализацией инвестиционного проекта;
— разрешение споров путем консультаций и переговоров сторонами, либо через арбитраж.
3. Экономическая свобода как критерий привлечения внешних инвестиций
Как свидетельствует практика, политика стимулирования оказывает на привлечение инвестиций меньшее влияние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспрепятственное действие рыночных механизмов являются важнейшими критериями в привлечении внешних инвестиций.
Разработанный американскими экономистами интегральный показатель экономической свободы представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных показателей того, насколько в той или иной стране государство активно вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов.
Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуацию в следующих областях, где возможно подобное вмешательство:
— функционирование банковской системы;
— правовое регулирование иностранных инвестиций;
— доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;
— политика экономического стимулирования;
— масштабы существующего в стране черного рынка;
— ценообразование и регулирование заработной платы.
По каждому из десяти показателей страна может получить оценку от 1 до 5 баллов, соответствующую наименьшей и наибольшей степени вмешательства государства в экономику.
По результатам исследования за 2001 год наиболее свободной признана экономика Гонконга, получившего единицу по всем показателям, кроме банковского дела и монетарной политики. В то же время Китай в представленной таблице занимает последнее место Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — с. 119. . Однако это не мешает ему ежегодно привлекать многомиллиардные суммы иностранных инвестиций. В данном случае, степень экономической свободы не является существенным препятствием зарубежного капитала для которого установлен особый инвестиционный режим.
4. Подготовка инвестиционных решений по капиталовложениям
В соотношениях между лицами, вовлеченными в деятельность по осуществлению крупных капиталовложений, одни исходно находятся в позиции субъекта инвестиции, другие — инвестора. Причем, как правило, лица, использующие инвестиции в своих интересах (реципиенты), вынуждены доказывать инвесторам (заинтересованным фирмам — партнерам, банкам, иностранным инвесторам, федеральным и региональным органам государственного управления) целесообразность их участия в инвестициях. Согласно общепринятой мировой практике лучшим доказательством является ознакомление инвестора со сценарием капитальных вложений, который готовится реципиентом как инвестиционное предложение или инвестиционный проект (по содержанию эти формы сценария не одинаковы).
Инвестиционное предложение — это результат технико-экономических исследований инвестиционных возможностей, предшествующих принятию решения о выполнении инвестиционного проекта.
Инвестиционный проект — это систематизированная совокупность расчетно-финансовых и организационно — правовых документов (актов регистрации, протоколов о намерениях, контрактов, лицензий и т. п.), содержащих развернутый план развития событий с оценками реализуемости и эффективности капиталовложений. В контексте методических материалов, когда речь не идет о содержания инвестиционного проекта непосредственно, понятие «инвестиционный проект» употребляется в смысле «дело, деятельность или хозяйственное мероприятие, предполагающие осуществление комплекса каких — либо действий, обеспечивающих достижений определенных целей (получение определенных результатов)».
Инвестиционное предложение подготавливается реципиентом в виде краткого описания идеи будущего инвестиционного проекта. Но содержание предложения должно быть настолько насыщено информацией (оценками, прогнозами, суждениями, аналогиями, выводами), что, ознакомившись с ним, становилась очевидной мера коммерческой (финансово-экономической) состоятельности замысла проекта.
Методика ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) рекомендует следующую форму инвестиционного предложения.
Раздел I. Общие условия осуществления проекта и его исходные данные.
Раздел II. Рынок и мощность предприятия.
Раздел III. Материальные факторы производства.
Раздел IV. Расположение предприятия и площадка.
Раздел V. Проектно-конструкторская документация.
Раздел VI. Организация предприятия и накладные расходы.
Раздел VII. Трудовые ресурсы.
Раздел VIII. Предполагаемые сроки осуществления проекта.
Раздел IХ. Финансово-экономическая оценка проекта.
Раздел Х. Социально-экономическая оценка проекта.
В данной форме инвестиционное предложение выступает в качестве рекомендации того, как должна быть организована совокупность сведений об инвестиционном проекте. Причем все сведения представляют собой либо прогнозную качественную оценку, либо точечный прогноз состояния важнейших параметров проекта. Иначе говоря, допускается, что развитие инвестиционного проекта в течение всего срока его реализации полностью описывается итоговыми (суммарными) числовыми значениями расходов и доходов. Вместе с тем предполагается, что этого достаточно, чтобы потенциальный инвестор мог прийти к предварительному заключению о целесообразности продолжения и углубления анализа данного инвестиционного предложения. На основании этих допущений и предложений строится система оценок эффективности вложений, для получения которых используется так называемые простые (или статистические) методы. К их числу относятся:
— расчет простой нормы прибыли (другое название — рентабельность инвестиций);
— расчет срока окупаемости;
— расчет минимального оборота для сохранения ликвидности (точка безубыточности);
— расчет удельных инвестиционных издержек по реализации проекта (капиталоемкость);
— расчет удельных производственных издержек.
В течение всего расчетного периода в жизни любого инвестиционного проекта наблюдается неравнозначность денежных потоков (доходов и расходов) в различные моменты времени. Чтобы названные показатели могли оценивать весь проект, в расчет берутся величины только того периода, в котором достигнут планируемый уровень производства или полностью освоены производственные мощности, но продолжается погашение кредитов (ведь кредитора интересует доходность проекта не вообще, а именно в период погашения задолженности).
Простая норма прибыли (ПНП) оценивают ту часть инвестиционных затрат, которая возмещается (возвращается) в виде прибыли в течение установленного времени и рассчитывается как отношение чистой прибыли (ЧП), полученной обычно за год, к общему объему инвестиционных затрат (ИЗ):
Срок окупаемости (ОК) определяет теоретически необходимое время, в течение которого инвестиционный проект будет работать как бы на себя, т. е. компенсировать чистыми доходами (суммой чистой прибыли и амортизационных отчислений) первоначально инвестированные затраты.
Выручка от реализации: 490 + 395. Выручка задается двумя цифрами: первая — выручка в первом интервале планирования, вторая — шаг наращения выручки в каждый последующий интервал.
Инвестиционные затраты — 9 050, 1 416. Инвестиционные затраты заданы несколькими цифрами последовательно, начиная с «0» интервала планирования.
Собственный капитал — 409
Количество интервалов планирования — 8.
Норма дисконта — 23%.
Стоимость заемных средств — 23%.
Производственный затраты: 1-й год — 57%; 2-й год — 43%; 3-й год — 41%; 4-й и т.д. — 40 %.
1. Группируем притоки и оттоки денежных средств для проекта в целом и для участника проекта.
Таблица 1 — Состав притоков и оттоков
Источник
Прямые иностранные инвестиции
Прямые иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.
Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.
Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.
Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.
Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:
- дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
- ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
- филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.
Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.
В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.
Роль прямых иностранных инвестиций
Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.
Причины прямых инвестиций
ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.
Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.
Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
Масштабы и географическое распределение ПИИ
ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.
Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).
В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.
Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.
Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.
Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.
Государственное и международное регулирование ПИИ
Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.
Государственное регулирование ПИИ
Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.
Государственное стимулирование ПИИ включает:
1. Предоставление государственных гарантий
В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.
В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.
2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.
3. Страхование зарубежных инвестиций
4. Урегулирование инвестиционных споров
5. Исключение двойного налогообложения
Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.
Международное регулирование ПИИ
Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.
Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.
Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.
Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.
При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).
Источник