- Минэкономразвития предложило меры для роста инвестиций в РФ на 70%
- Как власти планируют ускорить рост инвестиций
- Деловой климат
- Инфраструктура
- Конкуренция
- Финансы и отрасли
- Инвестирование в рост (growth investing)
- Что такое инвестирование в рост?
- Акции компаний с малой капитализацией
- Технологические акции и акции здравоохранения
- Спекулятивные инвестиции
- Основные понятия инвестирования в рост
Минэкономразвития предложило меры для роста инвестиций в РФ на 70%
Москва. 9 декабря. INTERFAX.RU — Минэкономразвития РФ сформировало пакет предложений, которые должны обеспечить рост инвестиций в основной капитал не менее чем на 70% к 2030 году по сравнению с показателем 2020 года (это задача является одной из национальных целей).
Соответствующий перечень мер содержится в письме первого замминистра Минэкономразвития Андрея Иванова первому вице-премьеру Андрею Белоусову. С текстом документа ознакомился «Интерфакс», в Минэкономразвития подтвердили подлинность письма. В письме отмечается, что предложения обсуждались на совещаниях с бизнес-ассоциациями.
«По итогам 2019 года объем инвестиций в основной капитал составил 19,3 трлн рублей, в 2020 году указанный объем прогнозируемо составит 19,1 трлн рублей в текущих ценах (что соответствует 18,03 трлн рублей в ценах 2019 года). Для обеспечения роста показателя к 2030 году в соответствии целевым уровнем потребуется увеличить объем инвестиций в основной капитал не менее чем на 12,6 трлн рублей (в ценах 2019 года)», — численно описывают в Минэкономразвития национальную цель.
Большой блок предложений касается модной в этом году темы – соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Минэкономразвития для привлечения финансирования в проекты СЗПК в частности предлагает включать облигации, выпущенные под реализацию СЗПК-проектов, в ломбардный список Банка России.
Кроме того, предлагается предусмотреть возможность стабилизации ставок НДПИ на уровне 2020 года в отношении отдельных твердых полезных ископаемых в части:
— СЗПК-проектов, реализуемых на новых месторождениях, — на весь срок СЗПК;
— СЗПК-проектов, реализуемых на действующих месторождениях, где степень выработанности превышает 1%;
— компаний, реализующих СЗПК-проект, который одновременно является предметом специального инвестиционного контракта, заключенного до 31 декабря2020 года;
— стабилизации условий налогообложения по обратным акцизам на этан, СУГ и нафту.
Минэкономразвития предлагает распространить «стабилизационную оговорку» СЗПК на проекты в рамках концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, специальных инвестиционных контрактов, соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и других соглашений путем расширения перечня соглашений, которые могут быть признаны связанными с СЗПК.
Кроме того, предлагается внедрить разновидности СЗПК для стимулирования реализации проектов в приоритетных направлениях экспорта, инфраструктуры, цифровой экономики и технологического развития и предусмотреть для них расширение перечня возмещаемых за счет налогов затрат.
Дополнительно в целях сохранения инвестиционных программ компаний, инвестирующих в СЗПК-проекты в сфере нефтегазохимии, министерство предлагает предусмотреть налоговый вычет по НДПИ на углеводороды, в объеме не более 50% капиталовложений фактически осуществленных материнской компанией.
Одним из предложений по привлечению финансирования является «разработка и внедрение механизма целевой проектной эмиссии (денежная эмиссия, осуществляемая Банком России в целях возмещения капитальных затрат инвестора экономически значимого инвестиционного проекта, в том числе с использованием цифрового рубля) для инвестиционных проектов общенационального значения с использованием счетов эскроу». В 2019 году такой законопроект уже обсуждался, и тогда ЦБ выступил против, увидев в этом риски для инфляции и макроэкономической стабильности и угрозу своей независимости.
В целях развития инструментов акционерного финансирования в частности предлагается отменить законодательные ограничения для размещения привилегированных акций более 25% процентов от уставного капитала непубличного акционерного общества и отменить данные ограничений для создаваемых публичных обществ.
Минэкономразвития РФ также предлагает ввести регрессивную шкалу налогообложения дивидендов для физических лиц, инвестирующих свои средства в акции или доли компаний на длительный срок. Например, министерство предлагает при инвестировании в акции сроком более 3 лет облагать дивиденды НДФЛ по ставке 8%, более 5 лет – по ставке 3%, более 7 лет – по нулевой ставке.
Всего в пакете мер Минэкономразвития оценивается 149 предложений, поступивших от бизнес-объединений и агентства инвестиционного развития, по росту инвестиций в основной капитал, при этом министерство оценивает по трехбалльной шкале их эффективность и сложность реализации.
В письме министерства также говорится, что «в качестве ответственных за организацию работы по разработке и реализации предлагаемого комплекса мер по стимулированию роста инвестиций в основной капитал предлагается определить Минэкономразвития России и Агентство инвестиционного развития».
Источник
Как власти планируют ускорить рост инвестиций
План ускорения инвестиций, который поручил подготовить президент Владимир Путин, будет предусматривать несколько направлений — от улучшения инвестклимата до развития инфраструктуры и финансовой поддержки компаний. Такие меры включены в проект документа, который подготовило Минэкономразвития (есть у РБК).
Задачу увеличить долю инвестиций до 25% ВВП (сейчас она составляет около 21%) Путин поставил в Послании Федеральному собранию — правительство и ЦБ должны подготовить соответствующий план действий до середины июля. Нарастить инвестиции нужно «во что бы то ни стало» ради обеспечения устойчивого экономического роста, подчеркивал российский президент.
Минэкономразвития предлагает разогнать инвестиционную активность за счет мер, распределенных на пять ключевых блоков, следует из документа. Это улучшение инвестклимата и снижение издержек для бизнеса, развитие инфраструктуры, повышение эффективности госкомпаний и развитие конкуренции, увеличение финансового обеспечения инвестактивности, а также рост инвестиций в секторе энергетики, промышленности и транспорта.
«Важно понимать, что рост инвестиционной активности с 21 до 25% — это качественные изменения всей структуры расходов экономики. Он не может произойти только за счет роста инвестиций. В ближайшие три—шесть лет должно произойти изменение структуры расходов», — сказал журналистам в среду министр экономического развития Максим Орешкин. Единственный способ достичь целевых уровней сейчас — это рост нормы сбережений и увеличение инвестиционного спроса со стороны предприятий, подчеркнул он. Это означает, что для ускорения инвестиций необходима положительная динамика реальных доходов и зарплат граждан.
«Уровень инвестиций к ВВП входил и в предыдущие майские указы (в 2012 году их планировалось нарастить до 25% к 2015 году и до 27% к 2018-му. — РБК), и показатель не был достигнут», — напомнила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Важно, чтобы инвестиции совершались частными компаниями, сейчас же драйверами инвестиций являются государственные проекты. «У нас на данный момент инвестиции растут на трех очень крупных опорах — это инвестиции на юге России, инфраструктура Крыма и Краснодарского края, это инвестиции в жилищное строительство в Москве и газопроводная инфраструктура в Китай на Дальнем Востоке. Все эти три оазиса инвестиционного роста — это государственные инвестиции», — сказала РБК Орлова.
Деловой климат
Первый блок предложений касается улучшения инвестклимата. Минэкономразвития предлагает пользоваться инструментом «Трансформация делового климата». Этот механизм, как писал РБК, означает не готовый набор конкретных предложений, спущенных сверху, а формат их обработки — перечень мер будет обновляться каждые полгода. Рассматривать поступающие предложения будут в Агентстве стратегических инициатив — экспертной площадке, работу которой курирует, в частности, помощник президента по экономическим вопросам Андрей Белоусов.
Минэкономразвития к 1 октября также представит законопроект по снижению уголовно-правовых рисков ведения бизнеса, говорится в проекте плана министерства. Он будет предусматривать переквалификацию некоторых экономических преступлений (вместо уголовных они станут административными), а также исключение меры наказания в виде лишения свободы за совершение отдельных экономических преступлений, в том числе за счет кратного увеличения пороговых размеров ущерба.
К сентябрю также будет готов закон о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс, а в следующем июне — постановление правительства о закрытом перечне таких платежей с едиными правилами их уплаты (эта мера уже давно обсуждается в правительстве и Госдуме), говорится в проекте плана. Кроме того, в июне 2019 года ведомства подготовят законопроект по реструктуризации долгов испытывающих трудности компаний-должников.
Инфраструктура
Инфраструктурные инвестиции должны расти на 1,5 трлн руб. в год, сказал Орешкин. Для этого правительство с 2019 года создаст специальный фонд инфраструктурных инвестиций, который планируется наполнять за счет внутренних заимствований, напомнил он. Объем фонда, по плану властей, должен достичь 3% ВВП за шесть лет.
Механизм ГЧП (государственно-частного партнерства) и концессий для инфраструктурных проектов будет упрощен, следует из плана Минэкономразвития. Министерство вместе с другими ведомствами планирует усовершенствовать конкурсные процедуры, а также порядок налогообложения операций, связанных с реализацией таких проектов.
Для модернизации генерирующих объектов электростанций будет создан специальный инструмент привлечения инвестиций — проекты будут отбираться по критерию конечной стоимости электроэнергии для потребителей. Минэнерго совместно с Минэкономразвития представят его уже в сентябре, следует из документа. «Если в генерирующие мощности не будет волны инвестиций в перспективе шести—десяти лет, можно столкнуться с дефицитом электроэнергии и существенным ростом тарифов», — сказал Орешкин.
Для регионов будут сформированы единые правила создания, финансирования и оценки эффективности особых инвестиционных режимов. Кроме того, Минфин и Минэкономразвития представят в сентябре 2019 года новые подходы к предоставлению льгот по уплате налогов и страховых взносов для компаний, реализующих инвестпроекты. Регионам с сентября будет предоставляться господдержка для возмещения затрат на создание объектов инфраструктуры особых экономических зон.
Конкуренция
Третий блок плана будет включать меры по развитию конкуренции и повышению эффективности госкомпаний — эта часть документа перекликается с планом по развитию конкуренции, который в конце прошлого года утвердил президент. Минэкономразвития предлагает ограничить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, запретить государству приобретать акции компаний, которые работают на конкурентных рынках. Доля госсектора в ВВП, по оценке Центра стратегических разработок (ЦСР), составляет 46% по итогам 2016 года. Но этот показатель растет: глава совета ЦСР Алексей Кудрин, сейчас возглавляющий Счетную палату, говорил, что, например, санация «ФК Открытие», Бинбанка и Промсвязьбанка увеличила долю госсектора на 0,2–0,3%.
Минэкономразвития в своих предложениях по конкуренции предлагает Центробанку разработать детальный план выхода из капитала санируемых банков. Такая мера, как следует из предложений МЭР, приведет к снижению присутствия государства в банковском секторе. По мнению Орешкина, найти покупателя на санируемые банки вполне возможно. «Это вопрос цены. При приведении балансов банков в порядок, обеспечении достаточной капитализации и построении эффективной модели, конечно, [покупатели] найдутся», — сказал он.
МЭР предлагает также разработать меры по определению дивидендной политики компаний с государственным участием. Подход к дивидендам у правительства и госкомпаний традиционно разный — например, как следует из заключения Счетной палаты, в 2018 году федеральный бюджет недополучит дивидендов госкомпаний на 43,2 млрд руб. Дело в том, что, согласно оценкам Росимущества, в 2018 году такие поступления составят 207,3 млрд руб., что на 43,2 млрд руб. меньше цифры, которую в поправках в бюджет закладывает Минфин.
В России уже сейчас действует гибкий набор инструментов по развитию конкуренции, говорит зампред комитета РСПП по развитию конкуренции Александр Ситников, это видно по регулированию рынка производства бензина, ограничению «произвола торговых сетей» и снижению цен на лекарства, перечисляет он. «Наиболее серьезным фактором, ограничивающим экономический рост и интенсивность конкуренции, выступает неопределенность, связанная с внешнеполитическими условиями», — говорит Ситников.
Финансы и отрасли
Одна из ключевых мер блока финансового обеспечения наращивания инвестиций затрагивает кредитование малого и среднего бизнеса (МЭР ранее уже предлагало «перезагрузку» механизма поддержки малого бизнеса, в частности снижение норм резервирования по кредитам небольшим компаниям).
Кроме того, министерство напоминает о концепции индивидуального пенсионного капитала, разработанной Минфином и ЦБ (ее ключевым элементом была автоподписка граждан на отчисления на пенсию, нарастающие с 1 до 6% с зарплаты в течение пяти лет).
Еще одна мера — развитие «фабрики проектного финансирования», оператором которой станет ВЭБ. Пятое — отраслевое — направление плана Минэкономразвития касается мер поддержки промышленности (для этого, в частности, планируется создать 50 региональных фондов поддержки), транспортной отрасли (ей помогут субсидированием кредитов) и энергетического сектора.
Основной упор в плане Минэкономразвития делается на государственные инвестиции и существенное привлечение частных инвесторов, считает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. «И то и другое может и не сработать», — говорит он. Предыдущий опыт показывает, что выделение денег государством происходит медленно и процедура очень забюрократизирована, указал экономист. «Даже если средства [на развитие инфраструктуры] будут выделены через новые заимствования, не факт, что эти средства будут быстро поступать в экономику», — отметил экономист.
Инвестиции в инфраструктуру связаны с «относительно низкой нормой рентабельности и большими рисками, потому что это длинный период окупаемости», напомнил Тихомиров. С учетом геополитического фактора и ситуации на мировых рынках есть сомнения в том, что удастся привлечь частные инвестиции в необходимых масштабах, а без них инфраструктурные проекты могут осуществляться очень медленно и планы по увеличению доли инвестиций в ВВП до 25% могут не реализоваться, подчеркнул собеседник РБК.
Источник
Инвестирование в рост (growth investing)
Когда дело касается денег, люди придерживаются различных стилей и вкусов, но заставить деньги расти – это, как правило, наиболее фундаментальная инвестиционная цель. Лучший путь для достижения этой цели будет зависеть от таких факторов, как склонность инвестора к риску и временной горизонт.
Что такое инвестирование в рост?
Инвестирование в рост обычно считается «активной» частью инвестиционного портфеля, тогда как «защитная» часть относится к получению стабильных доходов, снижению налогов или сохранению капитала. Когда дело касается акций, то «рост» означает, что компания обладает значительным потенциалом для увеличения стоимости капитала, в отличие от стоимостных (value) инвестиций, когда аналитики считают, что цена на акции компании торгуется ниже, чем должна, по временным причинам, которые могут изменится в обозримом будущем. Morningstar классифицирует все акции и фондовые взаимные фонды, как растущие, стоймостные или смешанные (рост + стоимость) инвестиции.
Несколько основных категорий активов исторически показывали наибольший потенциал роста. Все они включают акции в той или иной форме, и, как правило, обладают более высоким уровнем риска.
Акции компаний с малой капитализацией
Размер компании основан на ее рыночной капитализации или чистой стоимости. Нет точного и универсального определения того, какая компания считается компанией с малой капитализацией по сравнению с микро (micro), средней (mid) или большой (large) капитализацией, но большинство аналитиков относит любую компанию с капитализацией от $300 млн. до $2 млрд. к компаниям с малой капитализацией (small-cap). Компании этой категории часто все еще находятся на начальной стадии роста, и их акции имеют потенциал существенного роста цены. Small-cap акции исторически приносят более высокую доходность, чем их коллеги «голубые фишки», но они также значительно более волатильные и несут в себе более высокую степень риска. Small-cap акции также часто обгоняют large-cap акции в периоды восстановления после рецессии.
Технологические акции и акции здравоохранения
Компании, разрабатывающие новые технологии или предлагающие инновации в области здравоохранения, могут быть отличным выбором для инвесторов, которые хотят от своих портфелей получения хорошей прибыли за короткий срок. Акции компаний, которые разрабатывают популярные или революционные продукты, могут расти в цене в геометрической прогрессии в течение относительно короткого периода времени. Например, в 1994 году цена на акции компании Pfizer была чуть менее $5 за акцию, прежде чем они выпустили на рынок препарат Виагра. Этот успешный препарат в течение следующих пяти лет поднял курс акций компании выше $30 за акцию благодаря одобрению препарата в 1998 году Управлением по контролю качества продуктов питания и лекарственных средств (Food and Drug Administration, FDA).
Спекулятивные инвестиции
Искатели острых ощущений и спекулянты выбирают высокорисковые инструменты роста, такие как копеечные (penny) акции, фьючерсные и опционные контракты, иностранная валюта и рискованная недвижимость, например, незастроенные участки. Для агрессивных инвесторов в высокодоходные группы существуют также нефтяные и газовые буровые партнерства и частные инвестиции (private equity). Тот, кто делает правильный выбор в этой области, может получить доходность от капитала, во много раз превышающую свои первоначальные инвестиции, но часто они могут и потерять всю свою основную сумму.
Основные понятия инвестирования в рост
Существует несколько ключевых факторов, которые необходимо учитывать при оценке инвестирования в рост. Темпы роста, объем и тип риска, и другие элементы инвестирования играют существенную роль. Что касается акций, то инвесторы в рост и аналитики рассматривают следующие показатели:
Доходность капитала (Return on Equity, ROE)
ROE является математическим выражением того, насколько эффективно компания может получать прибыль. Он выражается в процентах. Значение ROE обозначает чистый доход компании (который в данном случае означает доход, оставшийся после того, как было заплачено привилегированным акционерам, но до того, как были выплачены дивиденды по обыкновенным акциям), деленный на общий капитал акционеров. Например, если одна компания имеет общий акционерный капитал в размере $100 млн., а другая – $300 млн., и обе компании имеют чистый доход за год $75 млн., то компания с меньшим акционерном капиталом предоставляет большую доходность от капитала, потому что она получает такой же чистый доход с меньшего капитала.
Прибыль на акцию (Earnings Per Share, EPS)
Хотя существует несколько видов показателя EPS, а количество денег, заработанных в расчете на акцию, не расскажет всю историю о том, на сколько хорошо управляют компанией, но если прибыль компании в расчете на акцию с течением времени увеличивается, то, вероятно, все идет хорошо. Инвесторы часто ищут компании, имеющие большее EPS, но необходимо провести дальнейшее исследование, чтобы удостовериться, что значение EPS является результатом настоящего денежного потока, источником которого являются законные деловые отношения.
Прогноз прибыли (Projected Earnings)
Многие внутридневные трейдеры и краткосрочные инвесторы обращают пристальное внимание на объявления о прогнозе прибыли, потому что они могут иметь как немедленное, так и будущее влияние на стоимость акций компании. На самом деле, многие инвесторы зарабатывают деньги, торгуя на основании объявлений о прибыли. Например, когда прогнозируемая прибыль компании оказывается выше ожидаемой, то цена акций часто быстро растет, а затем в последующие дни спускается обратно. Но постоянные положительные отчеты о прогнозируемой прибыли помогут акциям расти с течением времени.
Источник