- Червь, поедающий изнутри
- Для успешного завершения дела скрывайте это дело ибо поистине у каждого блага есть свой завистник
- Версия Му’аза:
- Версия ‘Али:
- Версия ибн ‘Аббаса:
- Версия Абу Хурайры:
- Версия Абу Бурды:
- Исламский форум
- Достоверность хадиса: «У каждого обладателя блага есть завистник»
- Достоверность хадиса: «У каждого обладателя блага есть завистник»
Червь, поедающий изнутри
О человеческих пороках рассуждать можно часами. Главная цель в жизни каждого верующего – добиться довольства своего Создателя, и борьба с отрицательными качествами человеческой души может послужить прекрасным началом этого пути.
Одним из самых распространённых пороков, пожалуй, является зависть. Ею поражены как мужчины, так и женщины. Сегодняшний мир пропитан злобой, ненавистью и негативом. Мысли людей, поражённых такими душевными недугами, легко мотивируются и несут в себе отрицательные эмоции. Если вы находитесь рядом с ними, вас может начать преследовать уныние и даже ухудшиться состояние здоровья. Лишь часть людей оберегает себя от всего этого благим нравом и добротой по отношению к окружающим.
Зависть же подобна червю, который поедает изнутри. Она, как болезнь, истощает завидующего человека, делая его самого слабым и беспомощным. Завистник сам не замечает, как губит себя: мало того, что ему нет от этого недуга никакой пользы, так он ещё сам себя нагружает негативом и в этом состоянии совершает множество грехов. Зависть ослепляет человека, лишает его покоя, делает нрав скверным, подталкивает людей к несправедливости. Завистник, желающий лишения благ, дарованных Всевышним другому человеку, обретает спокойствие лишь, когда это осуществиться. Разве такой человек может хотя бы когда-нибудь искренне испытать счастье? Люди, пораженные завистью, идут на такой мерзкий поступок, как злословие, очерняя честь человека, которого многие хвалят и любят, и даже становятся способны на убийство.
Хорошую характеристику завистливым людям дал Д. Аркадин, сказав: «Завистливые люди – самые большие бездельники». Ведь по сути дела это бесполезное занятие, которое забивает голову, не оставляя места для чего-то более важного. Существует мнение, что есть так называемая «белая» зависть… На самом деле это лишь иное название чувства радости и восхищения, причём искреннего, чьим-то успехом.
Зависть по своей сути является конкуренцией. Только вот подоплёка у такого соперничества, мягко говоря, чёрная. Вы, наверняка, слышали что-то наподобие «Мадина, с того дома, купила себе ковер, а я поеду и куплю себе ещё лучше и красивее, чтоб она обзавидовалась. » На самом деле в данный момент завистником стала та, кому принадлежат эти слова… Зачем гнаться за кем-то? Чтобы удовлетворить свои пороки? Вам на то время станет легче, пока не найдётся очередной повод для зависти. Пожалуй, это – замкнутый круг.
Обычно у людей, поражённых таким пороком, сильно занижена самооценка, поэтому первым советом по борьбе с этим, думаю, станет попытка повысить её. Но нельзя забывать – где высокая самооценка там и высокомерие. А тот, в чьём сердце есть хотя бы пылинка высокомерия, не войдёт в Рай. Этот хадис известен практически всем, так что будьте осторожны. Второй, но, думаю, более важный совет по борьбе с завистью — прекратите сравнивать себя с другими! Не смотрите на тех, чьё положение лучше! Радуйтесь тем благам, которые Аллах даровал вам. У кого-то нет не то что еды, но и воды! Если же ваше сердце имеет хотя бы немного мягкости и сочувствия, позаботьтесь о тех, кому действительно тяжело, может, тогда по воле Всевышнего вам легче будет избавиться от зависти.
Если вам тяжело, попробуйте на минуту успокоиться и подумать, так ли вам нужно то, что вызывает в вас это чувство? Соизмеримы ли ваши потребности с вашими желаниями? Может, и не самый лучший из советов, но всё же – пробуйте себя дискредитировать, например, человек добился успехов в спорте, но получил травму. Так вы будете понимать, что у достижения цели не всегда есть только плюсы. Вызывайте у себя сочувствие к другим. Так вы будете отвлекать себя от дурных мыслей и качеств.
Если рассматривать зависть с религиозной точки зрения, то Аллах нам указывает на то, что мы должны просить у Него защиты от этой скверны: «Скажи (о Мухаммад!): «Прибегаю я к Господу рассвета, который наступает после ухода ночи, прося у Него защиты… от зла завистника, который желает, чтобы другие люди лишились милости и благоденствия».
(Сура «аль-Фалак», аят 1-5).
Нужно иметь ввиду, что всё то, что есть у нас и у кого-либо во Вселенной дано Всевышним, щедрым Аллахом – это милость, ниспосланная нам, за которую мы должны быть благодарными. Завидуя кому-то, люди, сами того не понимая, идут против предопределения своего Создателя, совершая тем самым тяжкий грех. Вспомните о том, что из чувства зависти и гордости Иблис пошёл против повеления Всевышнего, каков теперь его удел? Иными словами зависть не должна поражать верующего человека, ведь Сатана – главный из вероотступников имел в себе это качество. Конечно же, только искренние люди смогут признать, что они в той или иной мере завистливы. Аллах в Коране нам указал, что сотворил людей склонными к чувству ревности и зависти, таково естество людей, но это нам дано лишь как часть мирского испытания. Аллах предупредил нас, что те, которые уверовали, обязаны избегать возникновения в душе этого качества: «. но если вы будете творить благое, и будете богобоязненными, истинно, Аллах ведает о том, что вы вершите» (Сура 4, аят 128).
Люди и не задумываются над тем, какой смысл скрыт под словом «зависть». Чувство зависти — это нежелание признать превосходство другого человека. Это легко может породить сглаз. А ведь он приносит множество бед и неприятностей. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что сглаз — это не выдумка, а реальность и даже в повелительной форме, порой, говорил Айше о необходимости найти человека, снимающего сглаз. (Хадисы вы сможете найти в сборнике аль-Бухари и ан-Навави.)
«Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть (свой) завистник» – этот хадис от нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, показывает нам, что завистливые люди могут сглазить какое-либо из задуманных вами дел.
Коран, пожалуй, лучший помощник для богобоязненных. Он очищает сердца, смягчает их. Коран – лучшее лекарство, исцеляющее от тревог и печали. Поэтому верующему стоить жить неразлучно с Кораном: заучивать, слушать, читать и размышлять над его содержанием. Обычно те, кто проводит своё свободное время именно так, избегает пустого, бесполезного и, в первую очередь, греховного. А ведь пороки человеческой души требуют лечения, как и все болезни. Люди всю жизнь могут заниматься исцелением души. Всевышний дарует каждому человеку ровно столько, сколько Он пожелает, и никто не может изменить Его Волю. Нам остаётся только быть довольными Его решением, мы обязаны искать защиты у Него и надеяться на милость.
Одни из самых известных слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о зависти это, то что зависть пожирает завидующего также, как огонь пожирает сухие ветки. Также передано нам в хадисе со слов Абу-Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не питайте друг к другу ненависти и зависти, не испытывайте алчности и не нарушайте правил торговли между собой. Живите как братья и будьте рабами Аллаха».
Ибн Вафа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ни в коем случае не завидуйте тому, кого удостоил своей щедростью Всевышний Аллах – наделил благом и поднял его уровень выше вашего. Ибо из-за зависти вы можете навлечь на себя недовольство Аллаха. Тогда ваше положение может измениться, и вас ожидает печальная учесть, подобная участи Иблиса (шайтана), который из-за зависти к Адаму, будет доволен им Аллах, стал проклятым».
Завидующие люди не способны искренне дружить, они в большинстве случаев являются лицемерами. Зависть – своеобразный корень всех пороков человеческой души, она рождает сплетни, ложь, вероломство, клевету, алчность, жажду власти, надменность, в общем, можно долго перечислять.
В заключение хочется привести слова имама Газали: «Знай, что одной из серьёзнейших болезней сердца является зависть. Болезни сердца лечатся только знанием и соблюдением Шариата. Лекарством от зависти является знание того, что зависть лишь приносит ущерб, как в этом мире, так и в будущем. Человеку, которому завидуют, от неё нет никакого вреда в обоих мирах, а наоборот, быть может, есть некая польза. Если человек поразмышляет о вреде зависти, то поймёт, насколько большой урон она наносит завистнику. Потому что через неё он становится врагом самому себе и другом своего врага».
Лечите свои души совершением благих поступков, поминанием Аллаха. Самая сложная борьба – это борьба с самим собой. Совершенству нет предела, важно об этом не забывать. Вера гонит все тревоги, она – отрада и сладость для богобоязненных. Просите прощения у господа как можно чаще, ведь мы за собой порой не замечаем многих, пусть даже и мелких прегрешений. Человек, очищающий себя духовно, имеет от этого пользу как в этом мире, так и в будущем по воле Аллаха. Пусть наше поклонение приносит нам пользу, избавляет нас от дурного. Единобожие — главное лекарство от пороков человеческой души.
Источник
Для успешного завершения дела скрывайте это дело ибо поистине у каждого блага есть свой завистник
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними, а затем:
Несколько раз встретил этот хадис в русскоязычной среде, и никто не указал на его достоверность.
Пришло в хадисе, что посланник Аллаhа ﷺ сказал:
استعينوا على إنجاح الحوائج بالكتمان فإن كل ذي نعمة محسود
«Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть (свой) завистник»
Я скажу: перевод хадиса не мой, но он правильный.
Его передают от ‘Али бин Аби Талиба, Му’аза ибн Джабаля, Абу Хурайры, ибн ‘Аббаса и Абу Бурды.
Версия Му’аза:
От него передал Халид ибн Ми’дан, а от него Саур аш-Шами, от него передали трое: Са’ид бин Саллям аль-‘Аттар, Хусейн ибн ‘Ульуан и ‘Амр аль-Къураши.
А от последних по цепочке передал Абу Джа’фaр аль-‘Укъуейли в “ад-Ду’афа”, ат-Табарани всех трех книгах, ибн ‘Ади в “аль-Камиль”, аль-Байхакъи в “Шу’аб”, Абу Ну’айм в “Хилья” и другие.
Что касается Халида, то он не слышал этот хадис от Му’аза. Сказал аль-Хайсами в “Маджма’у Зауаид”: “Халид ибн Ми’дан не слышал этот хадис от Му’аза”.
Что касается Ибн Салляма, то аль-Хайсами а “Маджма’у Зауаид” сказал: “Сказал аль-‘Иджли: нет в нем проблем. А Ахмад обвинил его во лжи”
Шейх аль-Альбани сказал, что все ученые единогласны в слабости Ибн Салляма, кроме аль-‘Иджли. Шейх аль-Альбани на это сказал: “Не стоит обращать внимание на слова аль-‘Иджли в (его словах о Ибн Салляме).
Его также послабил имам ибн ‘Ади и аль-‘Укъейли. Аль-Бухари сказал: “Са’ида обвиняют в том, что он выдумывал хадисы” . Во лжи его обвинил Ахмад и ибн Нумейр (учитель аль-Бухари и Муслима).
Хадис послабил имам Зейн аль-‘Иракъи, ас-Суюти в “аль-Джами’ ас-Сагъир” и аль-‘Аджилюни в “Кашшафу аль-Хифа”.
Имам ас-Сан’ани в своем шархе “Ат-Танвир” на “аль-Джами’ ас-Сагъир” имама ас-Суюти сказал: “Са’ида бин Салляма послабили по причине этого хадиса, так как не известна основа этому хадису”.
Вообщем данный хадис слабый. Имам Абу Хатим сказал о хадисе: “Мункар” – отвергаемый. Ибн аль-Джаузи считал данный хадис выдуманным.
Имам аз-Зайля’и передал у себя, что имам Ахмад и ибн Ма’ин сказали об этом хадисе: “Это выдуманный хадис, нет у него основы”.
Во-вторых: Хусейн ибн ‘Ульуан. Ибн ‘Ади сказал: “Все его хадисы выдуманные. Он числится среди тех, кто выдумывает хадисы”.
В-третьих: ‘Амр аль-Къураши. Сказал Абу Ну’айм: “Его хадисы оставлены” . Т.е он матрук. Аз-Заhаби сказал: “Передал хадисы, похожие на выдуманные”.
Версия ‘Али:
Передал Абу аль-Хасан ‘Али аль-Халь’и. В цепочке Ахмад аль-Джувейбари, лжец!
Версия ибн ‘Аббаса:
Передал аль-Хатиб аль-Багъдади. В цепочке аль-Хусейн ‘АбдуЛла. Лжец, развратник.
Версия Абу Хурайры:
От него передал племянник ‘Аиши – ‘Уруа. От него по цепочке Суhейль ибн ‘Абдирахман, а от него по цепочке ибн Хиббан в “Раудату аль-‘Укъаля” и ас-Саhми в “Тариху Джурджан”
Какой Суhейль здесь имеется ввиду? Шейх аль-Альбани считал, что это ас-Синди ибн ‘Абдавей. Это тот, кого хвалил Абу Дауд ат-Таялиси. Его также удостоверил Ибн Хиббан. А Абу Хатим сказал: “Шейх”. Что означает третий или четвертый уровень достоверности. Этого недостаточно для принятия его хадиса.
Хвала ат-Таялиси в адрес ас-Синди еще не означает, что он считал его точным. Сам ат-Таялиси иногда перепутывал хадисы. Хвала Ибн Хиббана еще не означает точность ас-Синди. Ибн Хиббан известен своей снисходительностью. Но вот слова Абу Хатима “Шейх” указывают на слабость. Эти слова означают, что он сам по себе большой ученый, праведный раб Аллаhа, но не точный в передачи. Как сказал аль-Хатиб: такие передатчики нуждаются в подтверждении других передатчиков этого уровня (мутаба’аты). Но все мутаба’аты этого хадиса очень слабые и даже лживые.
Также говорят, что Ибн Хиббан считал его неизвестным. Абу Хатим не писал его хадисы.
Версия Абу Бурды:
Эта версия также является слабой, оборванной.
Вывод:
Как вы поняли, данный хадис не достигает степени хасан, не говоря уже о степени сахих. Самая нормальная версия, это версия Абу Хурайры. Но и она должна иметь свидетельство других путей хадиса. Остальные пути этого хадиса никак не годятся в качестве свидетельства.
Единственно что правильное в этом хадисе, так это слова: “…у каждого обладателя блага есть (свой) завистник»
По смыслу это правильно. Поэтому, каждый муслим обязан читать все азкары после намазов. Утренние и вечерние азкары. Азкары перед и после сна. Это защитит его отв всякого зла, иншаАлла.
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними.
Источник
Исламский форум
Знание прежде всего
Достоверность хадиса: «У каждого обладателя блага есть завистник»
Достоверность хадиса: «У каждого обладателя блага есть завистник»
Сообщение Наиля » 19 мар 2019, 21:00
Ассаляму аляйкум уа рахматуЛлахи уа баракатух.
Сегодня наткнулась на одну статью об одном хадисе, где автор приводит его в качестве недостоверного хадиса, и разбирает его, приводя доводы со слов ученых.
Вот сам хадис:
«Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник»
Тем временем на сайте hadis.info нашла этот хадис, но уже в качестве достоверного)
Разберите пожалуйста, этот вопрос, дабы понять, на что ссылаться и почему послабляют его достоверность.
БаракаЛлаху фикум.
Сообщение A’mash » 22 мар 2019, 18:32
Уа алейкум салям уарахмату-Ллахи уабаракатух
Уже какой раз встречаю разговоры по поводу этого хадиса и его недостоверности, что в арабоязычных просторах инета, так и в русскоязычных. Такое ощущение складывается, что некоторые мусульмане поставили себе цель, во что бы то ни стало отвергнуть этот хадис, словно его выдумали еретики и будто его смысл противоречит устоявшимся положениям религии. А некоторые люди умудряются сделать этот хадис предметом для упрёка некомпетентности шейха аль-Альбани в науке хадисоведения, якобы за всю историю он был единственным, кто посчитал этот хадис достоверным.
Этот хадис передаётся со слов нескольких сподвижников: ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али ибн Аби Талиба, Му’аза ибн Джабаля, Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса и Бурайды (да будет доволен ими Аллах), и через них передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник».
— Со слов ‘Умара этот хадис приводит аль-Хараиты в “И’тиляль аль-къулюб” 680.
— Со слов ‘Али его приводит аль-Хиля’и в “аль-Фауаид” 2/58.
— Со слов Му’аза его приводят ар-Руяни в “аль-Муснад” 1449, ат-Табарани в “аль-Кабир” 20/94, Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 5/215, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 6655.
— Со слов Ибн ‘Аббаса его приводят ат-Табарани в “аль-Аусат” 7273, а также аль-Хатыб в “Тарих Багъдад” 8/56 через другой иснад.
— Со слов Абу Хурайры его приводит Абу Хатим Ибн Хиббан в “Раудатуль-‘укъаля” 618.
— Также у этого хадиса есть редкая передача со слов Бурайды, которую приводит Ибрахим ибн ‘Али ибн Бальуайх, о чём передавал хафиз аз-Зайля’и в “Тахридж аль-ахадис аль-Кашшаф” 2/362.
— Также этот хадис приводится со слов Абу Бурды в форме мурсаль, что передал Абу ‘Абду-р-Рахман ас-Сулями в “Адаб ас-сухба” 24.
Итак, это и есть всё, что передаётся по поводу данного хадиса.
Да, относительно этого хадиса многие великие имамы высказывались жёстко. Кто-то считал этот хадис просто слабым, а кто-то отвергаемым и даже ложным, однако не со стороны его смысла, а со стороны его иснада.
Так, Муханна сказал: “Я спросил Ахмада и Яхью ибн Ма’ина о словах людей: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его», и они ответили: «Это ложь, нет у этого хадиса основы»”. См. “аль-Мунтахаб мин аль-‘Иляль” 83.
Абу Хатим сказал: “У этого хадиса неизвестна основа”. Ибн Аби Хатим в “аль-‘Иляль” 2/255.
Этого уже достаточно для того, чтобы усомниться в достоверности данного хадиса.
Что же касается шейха аль-Альбани, то он также считал этот хадис недостоверным, а некоторые его версии — ложными. Например, причина жесткой оценки этого хадиса многими имамами была в двух лживых передатчиках: Са’иде ибн Саляме аль-‘Аттаре и Хусайне ибн ‘Ульуане, передававших этот хадис со слов Му’аза. Однако аль-Альбани усилил данный хадис в совокупности по причине различных его путей, в которых не было ни этих, ни других ложных передатчиков. Поэтому он назвал его достоверным в своей книге «Сахих аль-Джами’» № 943.
А что касается заявлений, что шейх аль-Альбани был единственным, кто усилил этот хадис, то это не соответствует действительности.
Например, этот хадис усилил также хафиз ас-Сахауи, который жил задолго до шейха аль-Альбани. Так, разобрав недостоверность версии этого хадиса от Му’аза, а затем, упомянув версию от ‘Али, которая также недостоверна, ас-Сахауи сказал: “Но достаточно того, что привёл ат-Табарани в «аль-Аусат» со слов Ибн ‘Аббаса, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, у обладателей милости есть завистники, так остерегайтесь же их»”. См. “аль-Макъасыд аль-хасана” 112.
Кстати, версия, о которой говорит хафиз ас-Сахауи от Ибн ‘Аббаса – это не та, что приводит аль-Хатыб, в которой содержится лживый передатчик. Про версию, которую усилил ас-Сахауи, хафиз аль-Хайсами сказал: “В его иснаде передатчик по имени Исма’иль ибн ‘Амр аль-Баджали, который является слабым. Но Ибн Хиббан считал его надёжным”. См. “Маджма’у-ззауаид” 16/685.
Также и хафиз аз-Зайля’и, разбирая все версии обсуждаемого хадиса, сказал: “Что же касается хадиса от Бурайды, то его привёл Ибрахим ибн ‘Али ибн Бальуайх, сказавший: «Если с передатчиком ат-Талиби всё в порядке, так как я не знаю его, то это самое сильное, что передаётся в этой главе»”. См. “Тахридж аль-ахадис аль-Кашшаф” 2/362.
Более того, имам Абу Хатим Ибн Хиббан, который жил и до аль-Альбани и до ас-Сахауи сказал о версии этого хадиса от Абу Хурайры, приведя его в своей книге «Раудатуль-‘укъаля» 618: “Иснад этого хадиса достоверный, хороший, а эта передача – редкая”. См. “Раудатуль-‘укъаля” 2/712.
Затем Ибн Хиббан упомянул распространённую передачу этого хадиса через Са’ида ибн Саляма аль-‘Аттара, передающего его от Му’аза, и сказал: “А что касается Са’ида ибн Саляма, то я не считаю, что он заучил этот хадис, по этой причине я отстранился от его упоминания”. См. “Раудатуль-‘укъаля” 2/713.
Только этого достаточно для того, чтобы опровергнуть слова некоторых современников, заявлявших, что до шейха аль-Альбани никто не усиливал этого хадиса.
Когда шейха Машхура ибн Хасана спросили об этом хадисе, он сказал: “Этот хадис посчитал хорошим наш шейх – аль-Альбани, да смилуется над ним Аллах. Но среди учёных с давних пор есть разногласие на его счёт”.
http://meshhoor.com/fatwa/%D9%87%D9%84- . %83%D9%85/
Что же касается обсуждаемого хадиса, то даже если и принять однозначную его слабость, то смысл его правильный, который подтверждается Кораном, Сунной, а также действительностью, и на этот хадис опирались признанные имамы и использовали его в качестве довода.
И этот хадис никак не противоречит аяту: «И возвещай о милости своего Господа» (93: 11).
Как и не противоречит следующим хадисам:
Со слов ‘Имрана ибн Хусайна, ‘Абдуллаха ибн ‘Амра и Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если Аллах оказал милость Своему рабу, то Он любит, чтобы эту милость видели на нём». ат-Тирмизи 2819, ан-Насаи в “аль-Кубра” 6/481, Ибн Хиббан 12/235, ат-Табарани в “аль-Кабир” 5/237. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» 254, 1712, 1742, 1887.
Со слов ан-Ну’мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Говорить о милостях, оказанных Аллахом – это проявление благодарности, а оставление этого – неблагодарность». Ахмад 4/278, аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 9119. Хадис хороший. См. «Сахих аль-Джами’» 3014.
Итак, между этими текстами нет противоречия. Так, например, о последнем хадисе аль-Мунауи сказал: “Этот хадис касается случаев, когда за рассказыванием о милостях Аллаха не последует вреда, как зависть, в таком случае сокрытие этого будет лучше”. См. “Файдуль-Къадир” 3/369.
А ас-Сахауи про обсуждаемый хадис: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник», сказал: “Что же касается хадисов, в которых говорится о том, что следует рассказывать о милостях Аллаха, то их следует отнести к тем, которые уже произошли, а следовательно между этими хадисами нет противоречия. Да, если за рассказыванием о милостях Аллаха последует зависть, то оставление этого будет лучше”. См. “аль-Макъасыд аль-хасана” 112.
И потом, аят: «И возвещай о милости своего Господа» (93: 11) , не ограничивается возвещением лишь о материальных благах, напротив, это касается как мирских милостей, оказанных Аллахом, так и религиозных, как говорил шейх ‘Абду-р-Рахман ас-Са’ди. См. “Тафсир ас-Са’ди” 928.
Всевышний Аллах сказал: «Вот Юсуф сказал своему отцу: “О мой отец! Я видел одиннадцать звезд, солнце и луну. Я видел, как они склонились предо мной”. Он (Я’къуб) сказал: “О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, шайтан – явный враг человеку”» (12: 4-5).
Хафиз Ибн Касир в толковании к этому аяту сказал: “Я’къуб, мир ему, стал опасаться того, что если Юсуф расскажет о своём сне кому-либо из своих братьев, то они по причине зависти причинят ему зло, по этой причине он сказал ему: «Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное». Т.е. замыслят против тебя козни. И это установлено в Сунне от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/370.
Затем он упомянул некоторые из следующих хадисов:
Со слов Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-нибудь из вас видит такие сны, которые ему нравятся, это только от Аллаха Всевышнего. Так пусть же он воздает Аллаху хвалу за это и не рассказывает об этом никому, кроме тех, кого он любит». Муслим 2261(3).
Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не рассказывайте сон никому, кроме учёного или искреннего наставника!» ат-Тирмизи 2280, ад-Дарими 2194. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 119.
Со слов Абу Разина (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сон словно привязан к ноге птицы, пока не будет истолкован, а если он будет истолкован, то он произойдёт». Абу Дауд 5020, Ибн Маджах 3914. Достоверность хадиса подтвердили имамы Ибн Хиббан, Ибн Дакыкъ аль-‘Ид, Ибн Хаджар, ас-Суюты, аль-Альбани, Шу’айб аль-Арнаут.
Упомянув эти хадисы, Ибн Касир сказал: “Из этого извлекается веление скрывать о благах, пока они не произойдут и не станут явными, как на это указывает хадис: «Для успешного завершения задуманного дела, скрывайте его, ибо, поистине, у каждого обладателя блага есть завистник»”. См. “Тафсир Ибн Касир” 4/370.
Таким образом, в обсуждаемом хадисе нет никаких проблем со стороны его смысла, напротив, его смысл правильный и подтверждается другими шариатскими текстами.
Кстати, шейх Ибн ‘Усаймин, который считал, что этот хадис недостоверный, говорил: “Но, тем не менее, иногда лучше для человека открыто сказать о задуманном благом деле, чтобы люди подражали ему в этом. А иногда лучше скрывать это, особенно в наше время, когда увеличилось число завистников и число тех, кто покушается на людей. Может быть так, что если ты поведаешь о своих делах людям, то они обернут это для тебя бедой. В любом случае, человеку следует смотреть на пользу, и если он пожелает, то скрывает свои дела, а если пожелает, то открывает их, исходя из пользы”. Сл. “Ликъа аль-Баб аль-мафтух” № 135.
Следует понимать, что среди оказанных милостей Аллахом есть явные, которые не скрыть, как обильное имущество, дом, машина, и т.п. Нет нужды врать и говорить людям, что это не твоё, что ты взял в долг, и т.п. Напротив, следует возвещать о милости Господа и благодарить за них Аллаха. Прибегая при этом к Аллаху за защитой от сглаза и вреда завистников.
А что касается задуманных человеком дел, которые ещё не воплотились и не стали явными и открытыми, то нет никаких проблем в том, чтобы он скрывал это, не рассказывая об этом никому, кроме близких и праведных людей, которые лишь поддержат и обратятся с мольбой, не говоря об этом всем подряд. Тем более, в наше время, когда среди людей и даже многих мусульман стало нормой такое явление, что если тебе плохо и ты в затруднительном положении, тебя жалеют, а если тебе хорошо и ты во благе, тебе завидуют.
Да упасёт нас Аллах от зависти и сглаза!
Источник