Для чего нужен коэффициент возврата инвестиций

Показатель ROI или возвратность инвестиций

Коэффициент возврата инвестиций (ROI) – это один из основополагающих факторов, на который обращает внимание инвестор. Именно он помогает отследить, насколько эффективно приносит доход тот или иной актив, бизнес или иной финансовый инструмент.

С этим понятием соседствует окупаемость инвестиций, так как оба они помогают увидеть, насколько быстро и эффективно окупятся вложения, а значит, и определить их необходимость.

Естественно, когда вы на самом старте, о подобных аналитических инструментах вспоминается крайне редко, слишком уж велик соблазн быстрее инвестировать и ждать дохода. Однако такой подход, особенно если речь идет о крупных финансовых вложениях, сложно назвать разумным.

Самое время определиться, что же такое показатель ROI, как он рассчитывается, и как определить, какова возвратность ваших инвестиций.

Для чего высчитывать рентабельность инвестиций

Итак, рентабельность или возвратность необходима для определения эффективности вложений. Сам коэффициент возврата инвестиций – ROI – является универсальным способом, чтобы выяснить:

  • насколько оправдывает себя улучшение или расширение бизнеса;
  • стоит ли вкладывать капитал в тот или иной проект или стартап;
  • как эффективно работает реклама;
  • есть ли смысл приобретать ценные бумаги конкретной компании;
  • стоит ли приобретать паи в определенном ПИФе и так далее.

Иными словами, он помогает понять, нужна или не нужна в ваших инвестициях конкретная операция.

При этом для вычисления ROI используется информация, даваемая в открытом доступе, никакого скрытого смысла и подтекста, порой достаточно посмотреть статистику и отчетность компании.

Данные, необходимые для расчетов

Если по вашим вычислениям ROI будет больше 100%, то ваш инструмент эффективен, если меньше 100, то, соответственно, не эффективен. При этом для вычислений обычно используется ряд данных:

  • себестоимость продукта;
  • доход от реализации одной единицы продукта;
  • сумма инвестиций полностью;
  • цена актива в момент приобретения и продажи.

Если мы говорим об инвестиционном аудите, то здесь расчет возвратности особенно важен, так как позволяет среди множества объектов, даже схожих по показателям, выбрать наиболее эффективный для вложений. И даже если по отчетам компаний все отлично, более детальный анализ может показать, что дело обстоит с точностью до наоборот.

В свою очередь, рассчитав ROI, можно корректировать стратегию, приобретать далее те активы, которые обладают высоким уровнем возвратности, то есть, усилить позиции, или подтянуть или закрыть позиции слабые.

Формула для расчета коэффициента возврата ROI

На самом деле формул несколько. Самая простая выглядит следующим образом:

  • ROI = (доход – себестоимость) / сумма инвестиций * 100%.

Если оцениваются активы, цена которых изменяется со временем, например, акции, то (доход-себестоимость) заменяется на (прибыль-сумма) инвестиций.

Подобный расчет подходит для расчета в данное время, на краткосрочную перспективу. Когда необходимо оценить перспективу, на определенный срок, в формулу добавляется период. В этом случае используется одна из нижеприведенных формул:

  • ROI = (Сумма инвестиции к концу периода + Доход за выбранный период – Размер осуществленной инвестиции) /Размер осуществленной инвестиции * 100%.
  • ROI = (Прибыль + (Цена продажи – Цена покупки)) / Цена покупки * 100%.

Как можно заметить, эти формулы для расчета достаточно гибкие, а значит, могут быть использованы для различных финансовых инструментов в работе. Часто в результате доказывается принцип Парето, актуальный для работы, в том числе, на финансовом рынке.

Преимущества и недостатки коэффициента ROI

Одно из наиболее весомых достоинств предварительного расчета коэффициента является помощь инвесторам в выборе наиболее эффективных активы. Чем выше коэффициент, тем более привлекательным актив будет для вложений. Однако это далеко не все преимущества.

  • При расчетах учитывается время и изменения актива за заданный период.
  • Учитывается не только краткосрочная прибыль, но и прибыль на долгосрочную перспективу.
  • Адекватно оцениваются проекты с различным масштабом производства и продажи – актуально при оценке бизнеса.
  • Учитываются также проценты, которые необходимо будет отдавать в случае использования заемных средств.
  • Используются различные показатели, благодаря гибкости формулы.
Читайте также:  Методы расчета текущей стоимости инвестиций

При этом помним, что не существует ни одного универсального инструмента, который бы не имел слабых сторон. В случае с коэффициентом возврата инвестиций, это:

  • не учитывается обесценивание денег со временем;
  • сам по себе коэффициент не дает оценку прибыльности;
  • долгосрочные прогнозы остаются достаточно туманными, а уровень инфляции не учитывается.

Так что подобные расчеты не стоит воспринимать как некую волшебную палочки при выборе направлений для инвестиций. А вот в комплексе с иными вычислениями инструмент показывает себя как здравый способ оценить рентабельность, окупаемость и доход в будущем.

Нужен ли вам расчет коэффициента ROI

Если оценивать работу современных инвесторов и бизнесменов, то их условно можно поделить на три группы:

  • кто-то в принципе не слышал о ROI, и их это не беспокоит;
  • вторые слышали, но не пробовали самостоятельно рассчитывать возвратность инвестиций;
  • наконец, третья группа – это те люди, которые знают, понимают и используют формулу в своей работе.

Кто-то уверен в эффективности такого подхода, кто-то предпочитает иной способ анализа, иные формулы и расчеты. Как вы уже догадались, работа каждого инвестора достаточно индивидуальна для того, чтобы иметь право делать выбор.

Мы перечислили сильные и слабые стороны такой оценки, однако, выбор инструментов для инвестиционного анализа всегда остается за вами, так что вам и решать, что использовать, а что – оставить без внимания.

Приглашаю вас на обучающие мероприятия «Академии Частного Инвестора», если вы, как и я, интересуетесь финансами. В Личном кабинете вы уже сейчас можете узнать подробности!

Источник

Для чего нужен коэффициент возврата инвестиций

На предыдущих уроках вы узнали, как и зачем считать конверсию и стоимость целевого обращения/заказа. Мы подошли к главному — как понять:

  • достаточно ли у вас заказов по приемлемой цене;
  • окупились ли вложения в рекламу;
  • какую прибыль вы получили.

Коэффициент возврата инвестиций (return on investment, ROI) — это отношение заработанных денег к потраченным. ROI показывает:

  • окупились ли вложения;
  • получили ли вы прибыль.

Так выглядит самая простая формула для оценки ROI:

Если ROI меньше 100% — вы понесли убытки. Если равен 100% — вложения окупились, но прибыли нет. Если больше 100% — вы получили прибыль.

Пример. Интернет-магазин продаёт розы, орхидеи и тюльпаны. Для рекламы каждого вида цветов в Директе была создана рекламная кампания. Вот результаты:

РК Расход Заказы Себестоимость Доход
Розы 2670 8 600 1000
Орхидеи 4310 9 600 1100
Тюльпаны 2810 7 500 950

В столбцах «Доход» и «Заказы» лидируют орхидеи. Поэтому на первый взгляд кажется, что больше всего прибыли мы получили от их продажи. Проверим, так ли это: посчитаем ROI. Начнём с роз:

ROI = (1000 – 600) × 8 × 100% = 119,9%
2670

Как видите, ROI рекламной кампании «Орхидеи» находится на грани окупаемости инвестиций: чуть более 100% (104,4%), а результаты кампании «Розы» — лучшие.

Важно! Чтобы безошибочно определить ROI вычитайте из выручки все затраты. Например, если у вас магазин цветов считайте стоимость не только цветов, но и упаковки, доставки, зарплату сотрудникам. Помните не только о заказах с сайта, но и о звонках, офлайн-продажах и т. п.

Иначе картина исказится и вы сделаете неверные выводы об эффективности.

Чем выше коэффициент конверсии (CR) и ниже стоимость обращения (CPA), тем выше ROI. Значит, вы можете:

  • Оптимизировать рекламу.
  • Улучшать качество сайта и трафика.

Чем больше средний чек (Average Order Value, AOV), тем выше ROI. AOV вычисляется так: общий доход делится на количество заказов.

Чтобы увеличить средний чек, вы можете:

  • Оптимизировать цены на товары, разрабатывать акции и спецпредложения.
  • Увеличивать кросс-продажи и дополнительные продажи.
  • Внедрять и улучшать программы лояльности.

Анализируйте ROI систематически (например, раз в месяц). Можно считать ROI для рекламных каналов, кампаний в Директе, форматов рекламы, товаров или услуг, регионов и т. д. Зная ROI, вы вовремя и грамотно распределите вложенные в рекламу средства и увеличите их эффективность.

Пример. Вы запустили две рекламные кампании. ROI кампании А — 120%, а Б — 90%. Значит, вы можете:

  • перераспределить бюджет, отдав больше кампании А;
  • выяснить, почему кампания Б менее успешна, изменить её и вновь измерить ROI.

Источник

ROI (Коэффициент возврата инвестиций)

Продолжаем рассматривать финансовые характеристики. И в рамках данного обзора речь пойдет о ROI или коэффициенте возврата инвестиций. Звучит сложно и громостко, но вы увидите, что, как говорится, «не так страшен черт, как его малюют».

Но, обо всем по порядку.

Примечание: Данный материал является субъективным мнением, носит чисто информативный характер, не является претензией или иным порочащим действием и ни к чему не призывает.

ROI (Коэффициент возврата инвестиций) это

ROI (Коэффициент возврата инвестиций) — это коэффициент, отображающий уровень доходности или убыточности бизнеса относительно сделанных в него инвестиций за определенный период и выражаемый в процентном или дробном виде. Простыми словами, какой был прирост (убыток) денег после вложений. Например, если ROI равно 200%, то это означает, что каждый вложенный рубль не только вернулся, но и дополнительно принес еще 2 рубля.

В общем смысле, формула выглядит следующим образом:

ROI = ( [Выручка] — [Расходы] ) / [Расходы] * 100%

где [Выручка] — это полученная выгода,

[Расходы] — это расходы.

В инвестициях формула выглядит иначе:

ROI = ( [Стоимость инвестиций] + [Доход] — [Инвестиции] ) / [Инвестиции] * 100%

где [Стоимость инвестиций] — это стоимость инвестиций к концу периода,

[Доход] — это полученная дополнительная выгода,

[Инвестиции] — это первоначальные инвестиции (или общие инвестиции за весь период).

А вот в маркетинге применяется иной параметр.

ROMI (Коэффициент возврата маркетинговых инвестиций) — аналогичен ROI, но учитываются только маркетинговые расходы, а в верхней части используется доход (или прибыль).

Формула выглядит следующим образом:

ROMI = ( [Доход] — [Маркетинговые расходы] ) / [Маркетинговые расходы] * 100%

где [Доход] — это полученный доход,

[Маркетинговые расходы] — это расходы на маркетинг.

Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим несколько примеров.

Примеры расчета ROI и ROMI

Пример 1. Расчет ROMI и ROI для рекламы

Допустим, вы захотели оценить насколько выгодно проводить рекламную акцию в интернете. Первоначальные инвестиции в Директ или AdWords были 5 000 рублей. Так же вы знаете, что для настройки компаний и прочего вам потребовалось некоторое время. Оценим его в 1 000 рублей. Как результат, были привлечены клиенты, которые купили товара на 20 000 рублей. Прибыль с этих 20 000 составила 10 000 рублей.

ROMI = ( ( 20000 — 10000 ) — 1000 — 5000 ) / ( 5000 + 1000) * 100% = 66,66%.

Окупаемость рекламы составила 66,66% — вполне неплохо. Обратите внимание, что 1000 рублей прибавлялась к расходам, так как это относилось к маркетинговым тратам.

А вот если рассчитывать ROI, то значение будет иным:

ROI = ( 20000 — 10000 — 1000 — 5000) / (10000 + 5000 + 1000) * 100% = 25%.

Как видите, разница существенна. Об этом стоит помнить!

Пример 2. Расчет ROI при создании дела

Допустим, вы решили создать свое дело. Необходимые первоначальные инвестиции для приобретения техники равны 200 000 рублей. Считаем, что техника за год обесценится на 50%. Первые полгода выручка будет составлять 10 000 рублей в месяц, а расходы 5 000 рублей. Вторые полгода выручка будет 40 000 рублей, а расходы 25 000 рублей. Остальные затраты для простоты не учитываем и считаем, что прибыль равна разнице между выручкой и расходами.

ROI = ( 200000 * 1/2 — 200000 + 10000 * 6 + 40000 * 6 — 5000 * 6 — 25000 * 6 ) / ( 200000 + 5000*6 + 25000 * 6 ) * 100% = ( 20000 ) / ( 380000 ) * 100% = 5,26%.

И даже если считать по 100% предоплате, что расходы оплачиваются клиентами, то коэффициент не сильно лучше.

ROI = ( 200000 * 1/2 — 200000 + 10000 * 6 + 40000 * 6 — 5000 * 6 — 25000 * 6 ) / ( 200000 ) * 100% = ( 20000 ) / ( 200000 ) * 100% = 10%.

Если не учитывать вещи вида «круто, у меня свое дело. «, то эффективность вложений сравнима с безрисковыми или низкорисковыми финансовыми инструментами, что не очень хорошо для бизнеса (не говоря уже о том, что расчет был упрощен). Суть в том, что существует много нюансов вида «а вдруг продажи будут ниже», «а если нужны будут еще деньги» и так далее. Продолжая тему, советую ознакомиться с обзором — типичные ошибки в бизнесе.

Справедливости ради, стоит отметить, что с процентами всегда непросто — та же относительность размеров капиталов. Например, если цифры измеряются в миллиардах или триллионах, то 5% это огромное значение.

Пример 3. Расчет ROI в инвестициях

Допустим, вы приобрели акцию по цене 100 рублей. Через год ее стоимость подросла до 110 рублей, а так же были дивиденды в размере 10 рублей.

ROI = ( 110 + 10 — 100 ) / 100 * 100% = 20%.

Как видите, вполне неплохая доходность.

Почему с ROI нужно быть аккуратным

Как бы не приукрашивали значение ROI, стоит знать о нескольких важных моментах, из-за которых этот коэффициент нередко используют только как вспомогательный.

1. Коэффициент возврата инвестиций рассчитывается для уже прошедших периодов. Это означает, что ROI никак не гарантирует аналогичные результаты в последующих периодах. Это частая ошибка начинающих — считать что значение не изменится. Так, например, вполне возможно, что был просто удачный период или же произошло некое масштабное событие, которое позволило достигнуть высоких результатов.

Если же ROI рассчитывается для будущих периодов, то стоит учитывать, что в основе используются предполагаемые цифры!

2. Не учитываются риски и прочие аспекты. Коэффициент отражает только полученную прибыль или убыток, и никак не учитывает риски и прочие аспекты. Поэтому его использование, как самостоятельной величины для анализа, возможно только в простых ситуациях.

3. Несмотря на то, что вначале было несколько формул, стоит учитывать следующее: нередко применяются различные виды расчетов. Это означает, что в одних расчетах может считаться доход, во вторых прибыль, в третьих учитываться только одни виды расходов и так далее. Поэтому стоит уточнять формулу расчета перед анализом (хотя бы тот же пример с рекламой и разницей между ROI и ROMI).

4. Нюансы расчета ROI в периодах. Это как с расходами и затратами, из-за разницы в рассматриваемых периодах, может получится так, что ROI будет выглядеть привлекательно, хотя если рассматривать более длительный период, реальное значение может быть меньше.

Пример для понимания. Допустим, вы инвестировали 1 млн рублей. В течение года вложения уменьшились на 100 тысяч. Однако в следующем году они принесли вам 300 тысяч. Если считать ROI только за второй год, то получится 33,33% = 300 / 900 * 100% (в первый же год это -10%). Но, если считать ROI за 2 года, то получится уже 20% = (300 — 100) / 1000 * 100%. При этом средняя ROI за год будет только 10%.

Дополнительно обращаю внимание читателей, что ROI может рассчитываться для произвольного периода, поэтому его необходимо уточнять.

5. Может не учитывать дополнительные расходы. Это как с ПИФами, их ROI может выглядеть привлекательно, но только вот коэффициент рассчитывается относительно купленных паев. А ведь ПИФы обычно подразумевают несколько комиссий, так что реальный ROI может быть меньше.

6. Длительные вложения. Чем более длительные периоды вложений, тем меньше толку от ROI. Пример для понимания. Допустим, вы торгуете тракторами. Этот товар приобретают редко и для длительного использования. Поэтому вполне возможно, что причиной приобретения клиентом трактора могла стать рекламная акция, проводившаяся пяток другой лет назад. Банально завалялась брошюрка.

7. Не учитывается дисконтирование. Чтобы лучше понять суть, советую ознакомиться с обзором простой и дисконтированный срок окупаемости.

Как видите, хоть ROI и может быть полезным для анализа, его стоит аккуратно использовать и, желательно, только в комплексе с иными метриками.

И, как обычно, всегда помните про здравую логику и то, что у вас своя голова.

Источник

Читайте также:  Хорошие биткоин краны 2021
Оцените статью