- Диссертация по инвестициям
- Темы диссертаций по инвестициям
- Основные понятия диссертации по инвестициям
- Стратегии инвестирования российских промышленных предприятий
- Научно-производственная кооперация как фактор развития инновационного потенциала предприятий обрабатывающей промышленности РоссииКандидатская диссертация
- Анализ связей структуры собственности, финансовой устойчивости и смены руководителей российских компаний и банковКандидатская диссертация
- Стохастическая граница производственных возможностей и факторы технической эффективности предприятий российской обрабатывающей промышленностиКандидатская диссертация
- Иностранные инвестиции в обеспечении развития региональной промышленности тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
- Автореферат диссертации по теме «Иностранные инвестиции в обеспечении развития региональной промышленности»
Диссертация по инвестициям
Инвестиции — неотъемлемая часть экономики любой страны, и каждый специалист в области экономики просто обязан хорошо в этом ориентироваться. Диссертация по инвестициям помогает восполнить пробелы в знаниях и решает существующие проблемы.
Темы диссертаций по инвестициям
Инвестиции — многогранный предмет экономических отношений, и тем можно выбрать великое множество, например:
- инвестиционная политика в различных областях народного хозяйства;
- оценка инвестиционной привлекательности какого-либо проекта или проектов в совокупности;
- оценка и анализ инвестиционной привлекательности активов;
- способы привлечения инвестиций из международных финансовых институтов;
- финансирование инвестиционных проектов;
- корпоративные инвестиционные стратегии;
- формы и методы финансирования инвестиционных проектов.
Основные понятия диссертации по инвестициям
Финансовые инвестиции — это вложение денег, капитала с целью получения дохода.
Капитал — это сумма благ в виде материальных, интеллектуальных и финансовых средств, используемых в качестве ресурса с целью получения дохода.
Финансы — это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Народное хозяйство — исторически сложившийся комплекс отраслей производства данного государства или страны, взаимосвязанных между собой разделением труда.
Финансовый институт — организация, которая собирает средства отдельных лиц, организаций или правительственных органов и инвестирует их или дает взаймы.
Источник
Стратегии инвестирования российских промышленных предприятий
В диссертации выявлены инвестиционные стратегии российских промышленных предприятий и предложена их типология. В работе проведен анализ влияния инвестиционных стратегий на объёмы инвестиций предприятий обрабатывающей промышленности. Основными инструментами анализа выступают методы регрессионного и кластерного анализа, в том числе модели стохастической границы, системы уравнений, модели Хекмана. В диссертационном исследовании получены оценки воздействия различных инвестиционных стратегий на объемы и динамику инвестиций предприятий. Показано, что отрасли российской промышленности неоднородны с точки зрения связи инвестиций и стратегий инвестирования в основной капитал. Влияние стратегий инвестирования на инвестиции в основной капитал за период с 2003 по 2014 гг. выявлено в следующих отраслях: пищевой, деревообрабатывающей, металлургической, производстве машин и оборудования, производстве автотранспортных средств.
Объявление о защите (дата размещения 13.10.2016):
защита диссертации состоится 16 декабря 2016 г. в 14-30 по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20, ауд. 309.
См. на ту же тему
Научно-производственная кооперация как фактор развития инновационного потенциала предприятий обрабатывающей промышленности РоссииКандидатская диссертация
Анализ связей структуры собственности, финансовой устойчивости и смены руководителей российских компаний и банковКандидатская диссертация
Стохастическая граница производственных возможностей и факторы технической эффективности предприятий российской обрабатывающей промышленностиКандидатская диссертация
Соискатель: Щетинин Евгений Игоревич
Руководитель: Пересецкий Анатолий Абрамович
Дата защиты: 6/15/2017
Источник
Иностранные инвестиции в обеспечении развития региональной промышленности тема диссертации по экономике, полный текст автореферата
Автореферат диссертации по теме «Иностранные инвестиции в обеспечении развития региональной промышленности»
На правах рукописи
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Специальность 08 00 05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами- промышленность, управление инновациями и инвестиционной деятельностью)
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
Научный руководитель -Официальные оппоненты-
доктор экономических наук, профессор
Карлик Александр Евсеевич
доктор экономических наук, профессор
Аркин Павел Александрович,
кандидат экономических наук
Кох Владимир Алексеевич
Институт проблем региональной экономики
Защита состоится « ¿¡^ъ 2007 г в ¿¿часов на заседа-
нии диссертационного совета Д 212.237 10 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов» по адресу 191023, Санкт-Петербург, ул Садовая, 21, ауд. тг
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
Автореферат разослан 2007 I
диссертационного совета В Д Морозова
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования В современных условиях инвестиции становятся важнейшим стратегическим ресурсом развития промышленного производства, что обуславливается их особой ролью в экономике и противоречиями, складывающимися между необходимостью развития промышленного комплекса и существующими условиями и возможностями привлечения инвестиционных ресурсов для этих целей
Одними из факторов, обусловивших развитие инвестиционно!о кризиса в российской экономике в форме инвестиционного «голода» промышленного производства, являются недостаточная институциональная, концептуально-методологическая, методическая и организационная обеспеченность инвестиционной деятельности на уровне локальных региональных промышленных комплексов
Не всегда стабильная социально-экономическая ситуация в регионах существенно снижает инвестиционную привлекательность промышленного комплекса для внешних инвесторов, а ограниченность внутренних источников финансовых ресурсов (в первую очередь, прибыли предприятий) и наличие целого комплекса проблем стратегического развития промышленности повышают риски инвестирования Неустойчивость инвестиционной сферы ряда регионов обусловлена, в частности, ее высокой зависимостью от бюджетных источников финансирования (что характерно для доIанионных регионов), используемых преимущественно для решения текущих задач, связанных с поддержанием отраслей жизнеобеспечения населения Ситуация же с инвестициями в промышленное производство продолжает оставаться достаточно сложной
Дефицит инвестиционных ресурсов ограничивает возможности активизации деятельности промышленных предприятий, приводит к деградации имеющегося производственного и научно-инновационного потенциала
На наш взгляд, в последнее время особую актуальность приобретает привлечение прямых иностранных инвестиций в промышленный комплекс регионов, эффективность которых уже проявилась в ряде субъектов федерации, в частности при размещении на их территории сборочных производств наиболее известных автомобильных фирм В то же время, при имеющихся тенденциях роста инвестиций в основной капитал отраслей реального сектора экономики, роста деловой активности во многих отраслях, позитивной динамики финансовых результатов деятельности промышленных предприятий, на развитие инвестиционных процессов негативно влияют- высокая стоимость кредитов, высокие риски инвестирования как отечественными, так и иностранными инвесторами, недостаточная правовая защита инвесторов при реализации проектов и ДР
Проведенный автором анализ позволяет сделать вывод о том, что экономические преобразования в России достшли такого уровня, когда сложились условия для совершенствования механизмов привлечения иносфанных инвестиций в промышленный комплекс Именно поэтому актуальность приобретает решение проблем развития инвестиционной поли гики в промышленном секто-
ре экономики, тем более, что она является основной составляющей промышленной политики на макро-, мезо- и микроуровне
Степень разработанности проблемы. Методологические и теоретические проблемы управления инвестиционной деятельностью предприятий разработаны в научных трудах В Бернса, А Вебера, Дж. Гордона, Э Долана, Л. Гитмана, Ф. Хайека У. Шарпа и др В отечественной экономической литературе в этом отношении следует выделить работы А.И Анчишкина, В.В Бочарова, Л Л Иго-ниной, В Леонтьева, Д С. Львова, А Е Карлика, В Г Цогоева, Н X Токаева и др Инвестиционным проблемам реализации региональной промышленной политики регионов и разработке инвестиционной политики как ее важнейшей составляющей посвящены исследования Г А Акимова, А Водянова, С Ю Глазьева, В В Ивантера, В С Кабакова, А Е. Карлика, Г Б Клейнера, А Г Свинарен-ко, А И Татаркина, К А. Титова, А Чеченова, 3 Хадонова и других российских ученых
Следует отметить, что в теории инвестиционной политики промышленных комплексов регионального уровня разработаны теоретические основы и обоснованы концептуальные подходы, предложены различные классификации и понятийный инструментарий Вместе с тем, недостаточно проработаны вопросы формирования и реализации эффективной инвестиционной политики, как составляющей промышленной политики, и механизма привлечения инвестиций, в частности, иностранных, в промышленный комплекс проблемных регионов, что и определяет актуальность диссертационного исследования.
Цель исследования заключается в формировании комплекса предложений по развитию инвестиционной деятельности в промышленном комплексе региона, обосновании и разработке ее основных направлений, анализа предпосылок и разработка механизма привлечения иностранных инвестиций в промышленность региона (в частности, в Республику Северная Осетия-Алания)
Поставленная цель определила необходимость решения следующего комплекса задач
• анализ проблем развития промышленного производства в тч в проблемных регионах,
• рассмотрение методологических проблем формирования инвестиционной политики в экономике России и мирового опыта стимулирования иностранных инвестиций,
• исследование теоретических аспектов, роли и места инвестиционной политики в формировании и реализации региональной экономической и промышленной политики,
• комплексный анализ факторов и условий формирования инвестиционного потенциала промышленного комплекса региона, влияющих на объемы привлечения инвестиций в промышленность,
• определение основных источников промышленных инвестиций на уровне региона,
• обоснование организационно-экономических основ совершенствования инвестиционной политики в рамках региональной промышленной политики,
• система предложений, методических рекомендаций и мероприятий, способствующих улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций в промышленность региона с ограниченными финансово-кредитными ресурсами,
• разработка организационной модели инвестиционной политики в регионе как составляющей региональной промышленной политики Предметом исследования являются теоретические, методические и практические вопросы управления инвестиционным обеспечением развития регионального промышленного комплекса
Объект исследования — промышленный комплекс региона, а также совокупность организаций и учреждений, обеспечивающих инвестиционную деятельность в регионе (кредитно-финансовые учреждения, региональные органы управления и др) и связей между ними по поводу привлечения прямых иностранных инвестиций в промышленный комплекс.
Теоретической базой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых и экономистов — практиков в области региональной промышленной политики и инвестиционной деятельности, определившие как направление самого исследования, так и целостность методологии исследования и восприятия полученных результатов.
Нормативно-информационная база работы представлена законодательными и нормативными документами государственных органов Российской Федерации и субъектов РФ
Эмпирической базой исследования послужили официальные данные Федеральной службы статистики РФ и региональных статистических органов, справочные и аналитические материалы Министерства экономики РСО-Алания, Комитета внешних связей РСО-Алания, Дирекцией инвестиционных проектов, данные предприятий промышленного комплекса РСО-Алания, материалы специальных периодических изданий, а также данные из глобальной сети Интернет
Методология исследования. Научная методология исследования основывается на системном подходе В диссертационной работе применены общенаучные методы и приемы анализа и синтеза, дедукции и индукции, инвестиционного анализа, экспертных оценок и др.
Структура работы Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами исследования Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложений и списка используемой литературы
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
! В современной отечественной экономической литературе проблема повышения инвестиционной активности в России рассматривается преимущественно с двух позиций во-первых, как необходимость обновления производственного аппарата вследствие высокой степени его физического и морального износа и, во-вторых, как основа структурной перестройки и перехода к устойчивому развитию промышленного сектора российской экономики, что во многом позволит ускорить преобразования в регионах
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
«^■»Инвестиции в основной капитал, всего
«»^»Инвестиции в основной капитал по отраслям, производящим
‘•^»Инвестиции в основной капитал по отраслям, оказывающим услуги
Рис 1 Индексы физического объема инвестиций в основной капитал
Важнейшую роль в развитии экономики любой страны играют отрасли промышленного комплекса, определяя ее политическое место в мире и социальную стабильность Экономическая ситуация в России в результате происходившего в 1990-е годы спада производства, образования хронического бюджетного дефицита острого платежного кризиса в значительной мере предопределили постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, так необходимых для
1 Рассчитано по данным Федеральной службы государственной статистики
развития промышленности Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 1990-е годы, явилось резкое сокращение инвестиций в реальный сектор экономики (рис 1)
2 В условиях современной России потребность в притоке новых инвестиций обусловлена необходимостью решения как текущих задач, связанных с поддержанием экономического роста, так и носящих чрезвычайный характер, возникающих, в частности, из-за неотвратимой необходимости ликвидации угрозы возникновения острого кризиса, связанного с массовым выходом из строя российского парка машин и оборудования, давно отслуживших эксплуатационный срок, но продолжающих работу практически в аварийном режиме (в среднем износ основных производственных фондов в промышленности составил в 2004 г — 50,6%)’
Средний возраст производственного оборудования в промышленности составлявщий в 1990 г менее 11 лет, достиг в 2004 г 21,2 лет, те увеличился почти вдвое (табл 1) Сейчас преобладает оборудование, выпущенное 11-20 и более лет назад, тогда как в 1990 преобладало оборудование в «возрасте» от 5 до 10 лет Иными словами, наиболее активная часть основных фондов — машины и оборудование — все более устаревает, а производственный аппарат существенно теряет свою конкурентоспособность, что во многом определяет и низкую конкурентоспособность промышленных предприятий
Возрастная структура производственного оборудования в промышленности(%)
1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004
Все оборудование 100 100 100 100 100 100 100
из него в возрасте до 5 лет 29 10 5 6 6,7 7,8 8,6
6-10 лет 28 30 И 8 5,8 4,9 5,1
11-15 лет 17 22 26 23 20,0 16,4 12,3
16-20 лет 11 15 21 22 22,6 22,7 22,5
более 20 лет 15 23 38 41,5 44,9 48,2 51,5
Средний возраст, лет 11 14 19 19 20,1 20,7 21,2
3 В условиях отсутствия системы централизованного планирования и административно-командного управления развитие российской промышленности, исключая ряд отраслей и производств, имеющих значение в первую очередь, для реализации государством его функций, характеризуется процессом регионализации В данном случае имеется в виду не только региональный промышленный комплекс на уровне субъекта федерации, но объективно складывающиеся комплексы нескольких граничащих и экономически тесно взаимосвязанных регионов, т е уровень федеральных округов.
‘ Федеральная служба государственной статистики 2005 г ! По данным Федеральной службы государственной статистики
Региональная политика формируется с одной стороны требованиями и ограничениями, включающими социально-экономическое развитие региона, региональный бюджет, региональную конкуренцию, экологию, техническую и технологическую базу, человеческие ресурсы, финансовые ограничения, а с другой — формируется с учетом инвестиционной политики региона, которая является и источником формирования и основным направлением региональной поддержки реализации промышленной политики. Помимо этого, инвестиционная политика через коррекцию промышленной политики влияет на разработку кадровой, экспортной, социальной, бюджетной и других видов политики
В общем случае промышленная политика может содержать несколько структурных составляющих (инвестиционную, экспортно-импортную, денежно-кредитную и другие виды политики), позволяющих целенаправленно воздействовать на достижение ее целей
Структурно-инвестиционная политика не является чисто рыночным инструментом и потому должна осуществляться регионом как рыночными, так и административными методами При этом наиболее значимой в ходе формирования и реализации промышленной политики представляется инвестиционная политика, при определении направлений которой необходимо учитывать следующие критерии обеспечение платежеспособного спроса и его роста на продукцию инвестируемого промышленного производства; минимизацию капиталоемкости инвестиционных проектов, минимально возможные инвестиционные и производственные циклы проектов, максимально возможную прибыль на вложенный капитал, максимальную величину технологической цепочки спроса в результате осуществления инвестиционного проекта.
Исходя из сказанного, можно предположить, что определяющим элементом промышленной политики региона является его инвестиционная политика (рис 2)
Инвестиции являются главным инструментом реализации стратегии развития предприятия Инвестиционная же стратегия промышленного предприятия представляет собой деятельность по обоснованию и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение его экономического и производственного потенциала В свою очередь, для реализации инвестиционной политики хозяйствующими субъектами разрабатывается инвестиционная программа, представляющая собой совокупность реальных инвестиционных проектов, сгруппированных по отраслевым, региональным и привлекательным для инвестиций признакам
4. Социально-экономическое положение Республики Северная Осетия-Алания отражает специфические условия, сложившиеся на данный момент на Северном Кавказе, поскольку продолжительность и направленность тенденций, сформировавших эти условия, были схожими во всех его регионах
Глубокий промышленный спад па Северном Кавказе нельзя, на наш взгляд, объяснить исключительно воздействием политических факторов, хотя, безусловно, присутствие этих факторов весьма ощутимо, особенно на приграничных территориях с Чечней и Ингушетией Однако, если брать в целом, применительно ко всему Северному Кавказу, глубочайший спад в социально-
экономическом и промышленном развитии его регионов вызван серьезными стратегическими просчетами не политического свойства
Рис 2 Формирование инвестиционной политики региона
Одним из важнейших факторов спада является сложившаяся в прошлые годы структура промышленности, изначально ориентированная преимущественно на добычу сырья и производство промежуточного продукта
Нерациональность структуры выражалась также и в том, что наибольшее развитие получили отрасли, работающие преимущественно на привозном сырье, топливе, металле, комплектующих и формирующих товарные ресурсы за счет этого ввоза из других регионов К тому же эти отрасли ориен тировались на вывоз готовой продукции из региона. Развитие производственных мощностей, работающих на внутренний потребительский рынок, значительно отставало.
Во времена плановой экономики большинство предприятий РСО-Алания являлись звеньями единого оборонного комплекса Союза и поэтому на заводах производились лишь детали — составляющие более крупных систем национальной обороны В период нарушения былых схем и наработанных связей между различными уровнями технологической цепи, происходили изменения, которые сделали невозможным дальнейшее производство продукции незавершенного
цикла Экономическая конъюнктура потребовала наличие конечного продукта, что подразумевало принятие активных мер по поиску новых технологий, рынков сбыта, партнеров.
Состояние базовых отраслей регионов определило и состояние бюджетной обеспеченности Доля поступлений из федерального бюджета в доходах республик колеблется в пределах от 45 до 80% В целом социально-экономическое положение Северного Кавказа весьма неустойчивое, более всего оно неблагополучно в национальных республиках
Среди республик Северного Кавказа Северная Осетия — Алания традиционно является «промышленным гигантом» В отличие от соседей основу ее экономики еще с советских времен составляет промышленность Северная Осетия-Алания — республика с развитой промышленностью и многоотраслевым сельским хозяйством (табл 2)
Основные отрасли промышленности региона и производимая продукция
Отрасль Основные виды продукции
Цветная металлургия свинец, цинк, серная кислота, медный купорос, карбиды вольфрамовые, твердые и тяжелые сплавы
Химическая промышленность пленки полимерные, резинотехническая продукция, материалы литьевые, фоторезисгоры пленочные и жидкие, бу-тилацетат, лакокрасочные материалы, растворители, изделия из пластмасс
Машиностроение и металлообработка резисторы, спецтехоборудование, электронно-оптические преобразователи для приборов ночного видения, продукция для оборонной промышленности, плиты газовые бытовые
Промышленность строительных материалов доломит, щебень, гравий, песок
Пищевая промышленность водка, спирт этиловый, крахмал маисовый, патока, глюкоза, декстрин, масло кукурузное
Республику Северная Осетия-Алания отличают компактность территории, развитость промышленной и сырьевой базы, наличие профессиональных кадров. Однако приток инвестиций в экономику региона определяется не только этими, но другими общеэкономическими, а также политическими факторами Близость Северной Осетии к нестабильным регионам Кавказа снижает этот показатель Для компенсации повышенных рисков и повышения уровня инвестиционной привлекательности должна идти целенаправленная работа по улучшению существующего инвестиционного климата Однако при отсутствии программы, которая могла бы четко отразить механизм реализации намеченных целей, невозможна слаженная работа всех властных структур, а привлечение инвестиций в должных объемах невозможно и нецелесообразно
5 Объем имеющихся внешних инвестиций недостаточен для обеспечения требуемой динамики развития экономики, а их недостаток, на наш взгляд, может быть восполнен за счет притока средств из-за рубежа В настоящее время привлечение иностранного капитала во всем мире признается одной из предпосылок эффективного хозяйствования Формы привлекаемого капитала различны, но для России в настоящее время наиболее актуальны прямые иностранные инвестиции (ПИИ), предпочтительность которых в том, что они придают российскому бизнесу новые конкурентные преимущества, в числе которых
• получение новых технологий
• обеспечение передового менеджмента
• выход на новые страновые рынки и включение в систему мировых кооперационных связей
По итогам 2005 г накопленный иностранный капитал в экономике России составил 111,8 млрд долл США, что на 36,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. В 2005 г. в Россию поступило 53,7 млрд долл иностранных инвестиций, что на 32,4% больше, чем в 2004 году Тем не менее, ПИИ в видовой структуре иностранных инвестиций занимают 44,5% (2004 — 44,1%),в то время как прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.)- 53,8% (на конец 2004 г — 54,0%)
Распределение иностранных инвестиций по отраслям экономики не отвечает потребностям страны в ее модернизации В сферу материального производства поступает лишь около половины годового притока иностранного капитала, при этом на долю добывающих отраслей (прежде всего ТЭК) и металлургического комплекса приходится около 70% зарубежных инвестиций в промышленности (табл 3)
Динамика отраслевой структуры иностранных инвестиций в промышленности России (в %)
2000 2001 2002 2003 2004
Промышленность, всего 100 100 100 100 100
в том числе топливная 13,3 18,1 26,5 43,1 43,5
черная и цветная металлургия 22,9 28,5 33,7 28,4 25,0
машиностроение и металлообработка 10,0 12,4 6,7 6,3 6,2
химическая и нефтехимическая 5,1 4,8 4,6 4,1 5,1
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 5,3 4,3 4,3 4,8 4,8
пищевая 37,8 27,5 16,5 9,4 4,6
промышленность строительных материалов 1,4 1,2 1,2 1,0 1,5
1 По данным Федеральной службы государственной статистики
Из этого можно сделать вывод о направленности ПИИ в промышленности на экспортно-ориентированные отрасли (нефтехимия, горнодобывающая промышленноегь, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности) Это отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении груда, где страна выступает как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос
При этом, иностранный капитал, не оказывая значительного воздейсшия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль «катализатора роста» лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос По мнению автора, направленность мер по стимулированию инвестиций в промышленное производство должна быть следующей
• стимулирование более высокой степени переработки экспортируемого сырья на российской территории;
• содействие включению российских предприятий, их отдельных подразделений в международные кооперационные цепочки на достаточно высоких уровнях технологического передела,
• формирование благоприятных условий размещения иностранными компаниями на российской территории отдельных обрабатывающих производств
6, В настоящее время в России отсутствует единый правовой режим для российских и иностранных инвестиций, причем, в одних случаях определенные преимущества возникают у иностранных, в других — у российских инвесторов Таким образом, необходимо, с одной стороны, обеспечить предоставление иностранным инвесторам национального режима, с другой — устранить существующие элементы дискриминации российских инвесторов.
Иностранные инвесторы сталкиваются с объективно большими барьерами, нежели российские, так как не имеют доступа к неформальной инфраструктуре обеспечения хозяйственной деятельности (роль которой в России весьма высока), испытывают трудности в адекватном восприятии российского регулирования в условиях его низкой прозрачности, несут существенные издержки на поиск и перевод необходимой информации
Наиболее значимым барьером для инвестиций в Россию является непрозрачность режима инвестирования и ведения хозяйственной деятельности, являющаяся комплексным фактором, определяемым ситуацией в следующих сферах 1) правовое регулирование, 2) исполнение норм регулирования, 3) стандарты бух1 алтерского учета и требования к раскрытию информации на уровне хозяйствующих субъектов, 4) государственная промышленная политика, ее приоритеты и принципы, 5) раскрытие информации на уровне государственных органов власти, 6) коррупция
7 Россия вышла на мировой рынок предпринимательского капитала лишь в период рыночного реформирования национальной экономики, т е довольно поздно К началу 1990-х годов в стране были накоплены весьма незначительные объемы иностранных инвестиций. В основном это были вложения в мое-
ковские представительства западных корпораций и немногочисленные совместные предприятия1 Переход к рыночной системе хозяйствования, сопровождавшийся либерализацией внешнеэкономической деятельности, позволил регионам самостоятельно выходить на мировые товарные и финансовые рынки и привлекать зарубежные инвестиции для модернизации своей экономики2 Однако реально воспользоваться этим по ряду причин сумели лишь некоторые субъекты РФ, что и явилось причиной асимметрии в распределении иностранного капитала по территории страны (рис. 3)
IИ 2002 В 2003 [32004 В 2005 |
На рис ЦФО — Центральный федеральный округ, СЗФО — Северо-Западный ФО, ЮФО -Южный ФО, ПФО — Приволжский ФО, УФО — Уральский ФО, СФО — Сибирский ФО, ДФО -Дальневосточный ФО
Рис 3 Динамика иностранных инвестиций в экономику федеральных округов России в 2002-2005 г г (млн долл.)3
В мире существует немало стран, где распределение инвестиций между регионами особой рочи не играет, важно лишь общее наращивание капитала в национальной экономике. Однако во всех подобных случаях речь идет о небольших, компактных государствах В крупных же государствах, тем более, федеративных, а также характеризующихся существенными природными и социально-экономическими различиями между отдельными территориями, эта проблема не может быть оставлена без внимания.
8 Важнейшим необходимым условием реализации жизнеспособной и эффективной стратегии развития промышленного комплекса региона является реализация его инвестиционного потенциала, что во многом определяется ин-
‘ Первые постановления о создании совместных с иностранными партнерами предприятий были приняты в СССР в 1987 г
2 Согласно Федеральному закону от 9 июля 1999 г № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные акты, регулирующие иностранные инвестиции. по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению с РФ
1 На основе данных Федеральной службы государственной статистики Российский статистический ежегодник
вестиционным климатом региона, формируемым под воздействием политических, экономических, юридических, социальных и других факторов (рис 4), определяющих условия инвестиционной деятельности в регионе и предопределяющих степень риска инвестиций
Рис 4 Факторы, формирующие инвестиционный климат региона
9 В диссертации предложены основы разработки инвестиционной политики промышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания, в частности в рамках инвестиционной политики предлагается-
• осуществление мониторинга инвестиционной деятельности и систематизация информации о соискателях инвестиций и инвесторах,
• создание эффективных механизмов мобилизации и концентрации финансовых ресурсов для реализации инвестиционных программ промышленных предприятий республики,
• разработка нормативно — правовых и законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность республики,
• развитие инвестиционной инфраструктуры промышленного комплекса республики, необходимой для повышения инвестиционной активности самих промышленных предприятий, так и потенциальных инвесторов
• формирование положительного инвестиционного имиджа республики в России и за ее пределами
В рамках данной разработки предложен механизм формирования благоприятного инвестиционного климата и привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в промышленный комплекс региона, включающий в себя реализацию следующих мероприятий
• разработка региональной стратегии привлечения инвестиций в рамках разработки и реализации региональной промышленной политики,
• целевой маркетинг инвесторов,
• создание регионального инвестиционного фонда,
• создание и функционирование профессиональной координирующей структуры в области инвестиционной поли гики
На региональном уровне наибольшие возможности открываются для совместного долевого участия и финансирования инвестиционно-инновационных проектов на уровне промышленных предприятий с привлечением средств 1) федерального бюджета и внебюджетных фондов, 2) бюджета и фондов субъектов Федерации (в бюджетной системе 1990-х годов основные факторы дефицита действовали на федеральном, а основные резервы экономии — на региональном уровне), 3) фирм, банков и других негосударственных институтов, 4) иностранных инвесторов, 5) населения.
В Республике Северная Осетия-Алания координирующим органом инвестиционной политики является Государственное учреждение «Дирекция инвестиционных проектов», подотчетное Министерству экономики РСО-А
Дирекция инвестиционных проектов выполняет роль системного координатора, т е занимается доведением инновационной идеи до коммерческого инвестиционного продукта с привлечением партнеров (рис. 5)
В то же время, по мнению автора, установленный для Дирекции круг задач неоправданно ограничен, что не всегда делает ее деятельность плодотворной В диссертации предложена некоторая трансформация этого органа, в частности, наделение его функциями координатора производственных связей промышленных предприятий региона
Законодательные и исполнительные органы власти РФ
Дирекция инвестиционных проектов
Российские и зарубежные фирмы
НИИ, Высшие учебные заведения, научные центры
Рис 5 Принцип работы Дирекции инвестиционных проектов
Одним из перспективных направлений реализации инвестиционной политики в промышленности является создание региональных инвестиционных фондов поддержки промышленного производства, что позволит аккумулировать значительные финансовые средства российских и зарубежных инвесторов для прямых инвестиций в наиболее перспективные промышленные существующие предприятия региона и в проекты создания новых производств Деятельность Фонда состоит в инвестировании финансовых средств в развитие производства товаров (услуг) с целью роста рыночной стоимости предприятий, увеличения объема реализации товаров, расширения налогооблагаемой базы, создания новых рабочих мест, и обеспечения соответствующего дохода инвесторам после реализации инвестиционного проекта.
III. ВКЛАД АВТОРА В ПРОВЕДЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Теоретические положения, выводы и методологические рекомендации, содержащиеся в диссертации, являются результатом исследования автора. Личный вклад автора в получении научных результатов заключается в следующем • постановка проблемы и обоснование цели исследования, выбор объекта исследования, определение совокупности взаимосвязанных задач исследования и их решение,
• анализ состояния, динамики и тенденций развития промышленного производства и его инвестиционного обеспечения в РФ и РСО-Алания,
• в исследовании места и роли ПИИ в промышленном развитии стран и регионов,
• определение роли и места инвестиционной политики в развитии промышленности региона в рамках формирования и реализации региональной промышленной политики,
• выявление основных стимулов и препятствий для зарубежных инвесторов, определение их сравнительной значимости для развития промышленности регионов,
• разработка рекомендаций по формированию и оптимизации региональной административной структуры, регулирующей работу с иностранными инвесторами в рамках инвестиционных проектов, реализуемых промышленными предприятиями
• сформулированы концептуальные основы инвестиционной политики развития регионального промышленного комплекса
IV. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
• развит терминологический аппарат инвестиционной деятельности, в частности, уточнено содержание ряда понятий, таких как «инвестиционный потенциал», «инвестиционный потенциал регионального промышленного комплекса» и др;
• на основе обобщения и систематизации зарубежного опыта определены основные цели и пути привлечения инвестиций, в т ч иностранных, в промышленность регионов;
• обоснована возможность и необходимость обеспечения методов организации и управления инвестиционным процессом при использовании прямых иностранных инвестиций в качестве источника финансирования.
• представлена комплексная оценка состояния инвестиционной деятельности в РСО-А (полнота использования имеющихся инвестиционных ресурсов, эффективность инвестиций, гарантий прав и интересов инвесторов, финансовые и социально-экономические результаты инвестиционной деятельности, состояние законодательной базы инвестиционной деятельности, в частности, использование системы льгот и стимулов для инвесторов).
• определены факторы и условия, формирующие основу системы мер активной инвестиционной политики как составляющей региональной промышленной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций
• разработаны концептуальные основы формирования и реализации инвестиционной политики регионального промышленного комплекса
Практическая значимость работы обусловлена тем, что предложенные подходы, предложения и рекомендации могут быть использованы в ходе дальнейших исследований проблем инвестиционного обеспечения развития промышленного производства Отдельные разработки и конкретные рекомендации будут способствовать обоснованию формирования и реализации инвестиционного потенциала промышленности региона, снижению рисков и улучшению инвестиционного климага
Материалы работы могут быть использованы различными институтами и органами власти, регулирующими инвестиционные процессы, при разработке мер и программ, а также при подготовке законодательных и нормативных актов, позволяющих улучшить инвестиционный климат
Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов «Экономика предприятия», «Инвестиционный менеджмент», «Производственный менеджмент» и др
Апробация работы. Отдельные теоретические и практические положения диссертационного исследования использовались в деятельности ГУ «Дирекция инвестиционных проектов», Министерства экономики Республики Северная Осетия-Алания, а также при проведении занятий по дисциплинам «Экономика предприятия» и «Инвестиционный менеджмент» в Санкт-Петербургском Государственном университете экономики и финансов
Основные выводы и рекомендации нашли свое отражение в научных публикациях, общим объемом 1,8 п л
1 Санакоева Д К Дифференцированный подход к привлечению иностранных инвестиций в регионы // Экономика и управление Сб науч трудов Ч 3/ Под рсд д-ра экон наук, проф А Е Карлика — СПбГУЭФ, 2006 — 0,4 п.л
2 Санакоева Д К Региональная политика инвестиционной поддержки промышленной деятельности// Экономика и управление. Сб науч трудов 4 3/ Под ред д-ра экон наук, проф А Е Карлика — СПбГУЭФ, 2006 -0,1 п л
3 Санакоева Д К. Инвестиционная активность в регионе (на примере Республики Северная Осетия-Алания) // Экономика и управление Сб науч трудов 4 4/ Под ред д-ра экон наук, проф А Е. Карлика -СПбГУЭФ, 2003.- 0,4 п л
4 Санакоева Д К Региональная инвестиционная политика и анализ нормативно-правового обеспечения инвестиционной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания // Экономика и управление. Сб науч. трудов 4 4/ Под ред д-ра экой наук, проф А Е Карлика -СПбГУЭФ, 2004 — 0,5 п л
5. Санакоева Д.К. Проблемы привлечения инвестиций в республики Северного Кавказа // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 2006, № 4. — 0,4 п.л.
САНАКОЕВА ДАНИЭЛА КОНСТАНТИНОВНА АВТОРЕФЕРАТ
Лицензия ЛР № 020412 от 12 02 97
Подписано в печать 25 04 07 Формат 60×84 1/16 Бум офсетная Печ л 1 25 Бум л 0,6 РТП изд-ва СПбГУЭФ Тираж 70 экз Заказ 321
Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул ,д 21
Источник