Декларация оэср по международным инвестициям

«Стандарты ответственного ведения бизнеса ОЭСР»

Многие международные организации занимаются разработкой стандартов ответственного ведения бизнеса (далее – ОВБ). В разное время ОЭСР, ООН, МОТ, ИСО и другие организации создавали набор принципов, стандартов, которым должны были соответствовать компании при осуществлении своей деятельности. Одной из первых организаций, которая сформировала стандарты ОВБ, стала ОЭСР.

Стандарты ОВБ для компаний рассматриваются ОЭСР в качестве инструмента для улучшения инвестиционного климата в стране и, по своей сути, они представляют собой компиляцию всех наработок международных организаций и многосторонних секторальных инициатив бизнеса, направленных на соблюдение законодательства страны в области защиты прав человека и экологии, уплаты налогов, обеспечения надлежащих условий для трудящихся, поддержания условий справедливой конкуренции, борьбы с коррупцией, распространения достижений в науке и технике
и транспарентности ведения бизнеса. Для реализации таких стандартов ОЭСР рекомендует внедрять на предприятиях систему управления рисками от хозяйственной деятельности компании в вышеуказанных сферах.

В ОЭСР инициирована работа по ограничению доступа к государственным закупкам, экспортному кредитованию с государственной поддержкой для тех компаний, которые не внедрили стандарты ОВБ. ОЭСР рекомендует положения о соблюдении стандартов ОВБ включать в региональные торговые и инвестиционные соглашения. В 2018 году Лондонская биржа цветных металлов приняла правила, согласно которым компании без внедрения стандартов ОВБ не допускаются до торгов. Российские компании, не соблюдающие стандарты ОВБ, через свои зарубежные представительства могут стать объектом досудебного урегулирования споров в НКЦ любой из 47 стран, подписавшей Декларацию.

Многие страны устанавливают требование о соответствии компаний стандартам ОВБ в качестве обязательного при доступе к государственным закупкам; поддержке экспорта; управления госпредприятиями; и т.д., что делает стандарты барьером для сотрудничества с российскими компаниями. Во Франции, например, законодательно закреплено требование к компаниям соответствовать стандартам ОВБ.

Некоторые страны формируют план действий по имплементации стандартов ОВБ в работу компаний. В 2016 г. в США был принят первый национальный план по внедрению стандартов ответственного ведения бизнеса. В рамках плана предусматривается развитие международного сотрудничества (подписание совместных меморандумов со странами о приверженности стандартам ответственного ведения бизнеса, продвижение данной повестки в международных организациях и торговых соглашениях и др.), внесение изменений в национальное законодательство. Так, например, в соответствии с планом вводится запрет на ввоз товаров, которые были произведены с использованием принудительного труда.

Внедрение стандартов ОВБ становится необходимым элементом благоприятного международного инвестиционного климата. Кроме того, внедрение стандартов ОВБ в работу компаний необходимо для их встраивания в глобальные цепочки добавленной стоимости.

Система ОВБ с участием правительства наиболее полно реализована в Декларации ОЭСР по международным инвестициям и многонациональным предприятиям с секторальными руководствами для добывающей промышленности, с/х, текстиля и обуви. Почти аналогичная инициатива для бизнеса реализуется в ООН в соответствии с Глобальным договором (без участия правительств). В настоящее время реализуется более 10 узкосекторальных инициатив бизнеса по химии, углю и пр.

По итогам проведенных Минэкономразвития России на площадке РСПП консультаций с деловыми кругами можно сделать вывод о том, что работа по внедрению стандартов ОВБ, разработанных в рамках Глобального договора ООН, проводится экспортно-ориентированными компаниями, в первую очередь относящимися к добывающей отрасли промышленности. Бизнес, чья сфера деятельности сосредоточена на внутреннем рынке, относит такие стандарты к избыточным административным барьерам.

Читайте также:  Источники привлечения долгосрочных инвестиций

Внедрение стандартов ОВБ в деятельность российских компаний представляется необходимым условием для сохранения российского экспорта и включения российских производителей в глобальные цепочки добавленной стоимости. В этих целях Минэкономразвития России совместно с деловыми кругами продолжит работу, направленную на внедрение стандартов ОВБ в практику их деятельности.

Задача о подготовке российских компаний к новым требованиям международной торговли и повышении их международной конкурентоспособности за счет внедрения на предприятиях системы управления рисками включена в План работы по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с ОЭСР на 2019-2020 годы (утвержден протоколом заседания подкомиссии по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции 5 февраля 2019 г. № 1).

Источник

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий — OECD Guidelines for Multinational Enterprises

В Рекомендации ОЭСР для многонациональных предприятий являются рекомендации по ответственному ведению бизнеса на имя правительства в многонациональных предприятий , действующих в или из 49 присоединившихся стран. В Руководстве содержатся необязательные принципы и стандарты ответственного ведения бизнеса в глобальном контексте, которые соответствуют применимым законам и международно признанным стандартам.

Руководящие принципы не имеют обязательной юридической силы, но Инвестиционный комитет ОЭСР и его Рабочая группа по ответственному ведению бизнеса поощряют их внедрение среди приверженцев. Наиболее конкретным проявлением этой приверженности принципам, изложенным в Руководящих принципах, являются национальные контактные пункты (НКП), которые представляют собой офисы, которым поручено содействовать соблюдению Руководящих принципов многонациональными предприятиями. Каждая из 49 присоединившихся стран обязана создать национальный контактный пункт.

Наряду с другими задачами, национальные контактные пункты уполномочены поддерживать механизм рассмотрения жалоб, называемый «конкретными случаями» — в соответствии с этой процедурой предполагаемое несоблюдение одной или нескольких рекомендаций Руководства доводится до сведения национального контактного пункта, который затем несет ответственность за оказание помощи. стороны должны найти решение поднятых вопросов путем предоставления доступа к согласованным и несостязательным процедурам.

С момента изобретения процедуры посредничества в 2000 г. было рассмотрено 450 конкретных случаев, охватывающих такие области, как занятость и производственные отношения (около половины конкретных случаев), окружающая среда, права человека и раскрытие информации (база данных по конкретным случаям охватывает период с 2000 г. Период 2019 г.).

Первоначально Декларация и Руководящие принципы были приняты НП в 1976 году. Впоследствии Руководящие принципы были пересмотрены в 1979, 1982, 1984, 1991, 2000 и 2011 годах.

СОДЕРЖАНИЕ

Затронутые вопросы

Руководящие принципы касаются деловой этики по ряду вопросов, в том числе:

Кроме того, ОЭСР разработала более подробное руководство в ряде секторов, чтобы помочь предприятиям внедрить Руководящие принципы и заблаговременно выявлять риски неблагоприятных воздействий. Эти секторы включают добывающую промышленность, цепочки поставок полезных ископаемых, цепочки поставок сельскохозяйственной продукции, цепочки поставок одежды и финансовый сектор. Работа национальных контактных пунктов в поддержку этого развития называется «проактивной повесткой дня».

Поддерживающие учреждения

Национальные контактные пункты

Согласно решению Совета ОЭСР, каждая присоединившаяся страна должна создать национальный контактный пункт (НКП), орган, ответственный за продвижение Руководящих принципов на национальном уровне. Он обрабатывает все запросы и вопросы, связанные с Руководством в этой стране, включая расследование жалоб (называемых «конкретными случаями») на компанию, работающую в этой стране или имеющую штаб-квартиру в этой стране. Некоторые NCPS базируются в соответствующем правительственном департаменте; другие — независимые структуры, в состав которых входят правительственные чиновники, профсоюзы, союзы работодателей, а иногда и неправительственные организации.

Функционирование национальных контактных пунктов пересматривается каждый год, а результаты обобщаются в годовом отчете. Чтобы улучшить свое функционирование и согласованность между присоединившимися странами, национальные контактные пункты установили график коллегиальных проверок в 2016 году, который предусматривает 4-6 проверок ежегодно. Эти коллегиальные обзоры подробно рассматривают функционирование отдельных национальных контактных пунктов.

Читайте также:  Показатели уровня доходности инвестиций

Комитет по инвестициям ОЭСР

Инвестиционный комитет ОЭСР является основным органом, ответственным за надзор за функционированием Руководящих принципов и реализацией всех инвестиционных инструментов ОЭСР. Комитет состоит из высокопоставленных должностных лиц государств-членов из министерств финансов, экономики, торговли и промышленности, а также министерств иностранных дел и центральных банков. Все страны-члены ОЭСР являются членами Инвестиционного комитета. Аргентина и Бразилия являются наблюдателями, а 13 нечленов, подписавшихся под Декларацией, участвуют в работе Комитета по вопросам, связанным с Руководством. Рабочая группа по ответственному ведению бизнеса была создана в 2013 году в качестве вспомогательного органа Инвестиционного комитета для помощи в реализации Руководящих принципов и укреплении системы национальных контактных пунктов.

Источник

Центр ОЭСР «за» присоединение России к Декларации по многонациональным предприятиям и иностранным инвестициям

23 мая 2018 г. Центр Россия – ОЭСР принял участие во встрече в Минэкономразвития по вопросу присоединения России к Декларации ОЭСР по многонациональным предприятиям и иностранным инвестициям 1976 года.

На встрече обсуждался вопрос рисков и выгод для России от присоединения к Декларации. На встрече были представители Центрального Банка, ФАС, Минэкономразвития, Минэнерго, Минфина, Минтруда, Минтранса и др.

Антонина Левашенко, руководитель Центра Россия-ОЭСР, объяснила выгоды от присоединения к Декларации. Декларация включает в себя несколько частей, основными из которых являются — ответственное ведение бизнеса и национальный режим для иностранных инвестиций.

С 2010 г. ОЭСР по инициативе отдельных стран также разрабатывает отраслевые руководства по ответственному ведению бизнеса в сфере текстиля, сельского хозяйства, добывающего сектора, конфликтных минералов и для регулирования деятельности институциональных инвесторов.

Присоединение к Декларации позволит продвигать российскую позиция при формировании стандартов ответственного ведения бизнеса, отстаивать интересы наших компаний за рубежом, заходить на новые рынки, повысить конкурентоспособность российских товаров и услуг, снизить риски экспроприации активов российских компаний в третьих странах.

Стоянова Елена, заместитель директора Департамента многостороннего сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития, также объяснила ряд выгод, которые Россия может получить при присоединении к Декларации. Что касается позиций государственных органов, ряд органов высказался положительно о присоединении (ФАС, Банк России, Минэкономразвития), однако некоторые другие органы (Минфин, Минтруд, Минтранс) высказались против из-за определенных рисков. По мнению ФАС, Декларация является хорошим инструментом для организации деятельности компаний и включает часть вопросов, над которыми сейчас работает ФАС, например, в части конкурентного комплаенса. Банк России также поддержал присоединение к Декларации, однако следует согласовать часть вопросов с принципами общего финансового рынка в рамках ЕАЭС.

Минэнерго предостерегает о том, что дополнительные требования к деятельности компаний могут стать обременительными и затруднят развитие самих компаний в сфере энергетики.

Что касается позиции органов государственной власти, Минтранс обратил внимание на рекомендательный характер Декларации. Минтруд считает присоединение преждевременным и выделяет в качестве рисков размытое определение многонациональных корпораций, а также риски, связанные с нарушением обязательств в рамках ВТО. Однако Минтруд не учитывает тот факт, что государства, которые присоединились к Декларации, являются в том числе членами ВТО. Кроме того, Минтруд считает, что Россия итак участвует в более 70 конвенциях МОТ и присоединение к Декларации, которая уже содержит часть схожих с МОТ принципов, не принесет пользы.

Перед представителем Минфин был поставлен вопрос о стоимости присоединения к Декларации. Представитель высказался негативно о Декларации, рассказал о несоответствии деятельности национальных контактных центров (НКЦ) принципам альтернативных разрешений споров, рассказал про арбитраж и про обязательства России перед ФАТФ, однако так и не ответил на вопрос о стоимости присоединения.

Источник

Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий — OECD Guidelines for Multinational Enterprises

В Рекомендации ОЭСР для многонациональных предприятий являются рекомендации по ответственному ведению бизнеса на имя правительства в многонациональных предприятий , действующих в или из 49 присоединившихся стран. В Руководстве содержатся необязательные принципы и стандарты ответственного ведения бизнеса в глобальном контексте, которые соответствуют применимым законам и международно признанным стандартам.

Читайте также:  Do bitcoin generators work

Руководящие принципы не имеют обязательной юридической силы, но Инвестиционный комитет ОЭСР и его Рабочая группа по ответственному ведению бизнеса поощряют их внедрение среди приверженцев. Наиболее конкретным проявлением этой приверженности принципам, изложенным в Руководящих принципах, являются национальные контактные пункты (НКП), которые представляют собой офисы, которым поручено содействовать соблюдению Руководящих принципов многонациональными предприятиями. Каждая из 49 присоединившихся стран обязана создать национальный контактный пункт.

Наряду с другими задачами, национальные контактные пункты уполномочены поддерживать механизм рассмотрения жалоб, называемый «конкретными случаями» — в соответствии с этой процедурой предполагаемое несоблюдение одной или нескольких рекомендаций Руководства доводится до сведения национального контактного пункта, который затем несет ответственность за оказание помощи. стороны должны найти решение поднятых вопросов путем предоставления доступа к согласованным и несостязательным процедурам.

С момента изобретения процедуры посредничества в 2000 г. было рассмотрено 450 конкретных случаев, охватывающих такие области, как занятость и производственные отношения (около половины конкретных случаев), окружающая среда, права человека и раскрытие информации (база данных по конкретным случаям охватывает период с 2000 г. Период 2019 г.).

Первоначально Декларация и Руководящие принципы были приняты НП в 1976 году. Впоследствии Руководящие принципы были пересмотрены в 1979, 1982, 1984, 1991, 2000 и 2011 годах.

СОДЕРЖАНИЕ

Затронутые вопросы

Руководящие принципы касаются деловой этики по ряду вопросов, в том числе:

Кроме того, ОЭСР разработала более подробное руководство в ряде секторов, чтобы помочь предприятиям внедрить Руководящие принципы и заблаговременно выявлять риски неблагоприятных воздействий. Эти секторы включают добывающую промышленность, цепочки поставок полезных ископаемых, цепочки поставок сельскохозяйственной продукции, цепочки поставок одежды и финансовый сектор. Работа национальных контактных пунктов в поддержку этого развития называется «проактивной повесткой дня».

Поддерживающие учреждения

Национальные контактные пункты

Согласно решению Совета ОЭСР, каждая присоединившаяся страна должна создать национальный контактный пункт (НКП), орган, ответственный за продвижение Руководящих принципов на национальном уровне. Он обрабатывает все запросы и вопросы, связанные с Руководством в этой стране, включая расследование жалоб (называемых «конкретными случаями») на компанию, работающую в этой стране или имеющую штаб-квартиру в этой стране. Некоторые NCPS базируются в соответствующем правительственном департаменте; другие — независимые структуры, в состав которых входят правительственные чиновники, профсоюзы, союзы работодателей, а иногда и неправительственные организации.

Функционирование национальных контактных пунктов пересматривается каждый год, а результаты обобщаются в годовом отчете. Чтобы улучшить свое функционирование и согласованность между присоединившимися странами, национальные контактные пункты установили график коллегиальных проверок в 2016 году, который предусматривает 4-6 проверок ежегодно. Эти коллегиальные обзоры подробно рассматривают функционирование отдельных национальных контактных пунктов.

Комитет по инвестициям ОЭСР

Инвестиционный комитет ОЭСР является основным органом, ответственным за надзор за функционированием Руководящих принципов и реализацией всех инвестиционных инструментов ОЭСР. Комитет состоит из высокопоставленных должностных лиц государств-членов из министерств финансов, экономики, торговли и промышленности, а также министерств иностранных дел и центральных банков. Все страны-члены ОЭСР являются членами Инвестиционного комитета. Аргентина и Бразилия являются наблюдателями, а 13 нечленов, подписавшихся под Декларацией, участвуют в работе Комитета по вопросам, связанным с Руководством. Рабочая группа по ответственному ведению бизнеса была создана в 2013 году в качестве вспомогательного органа Инвестиционного комитета для помощи в реализации Руководящих принципов и укреплении системы национальных контактных пунктов.

Источник

Оцените статью