- Как стать врачом в России и усложнить без того нелегкий путь
- Стоматология или Роспотребнадзор?
- Главная страсть в жизни
- Индивидуальная траектория обучения
- «Обучение в медицинском ВУЗе – по большей части послушничество»
- Кто такой врач и как получить профессию?
- История
- Описание профессии
- Специальности, вузы и предметы ЕГЭ
- Обязанности
- Кому подходит профессия
- Заработная плата
- Как строить карьеру
- Перспективы профессии
Как стать врачом в России и усложнить без того нелегкий путь
Per aspera ad astra – было написано на главном здании моей альма-матер. В начале пути я и не подозревала, насколько тернистым он окажется и как не скоро замаячат звезды. Мне было 17, сегодня мне – 32. И я оканчиваю медицинский университет во второй раз.
Стоматология или Роспотребнадзор?
После школы я поступала на два факультета: стоматологический и медико-профилактический. На первый – по зову сердца и наставлению папы, на второй, который готовит кадры для Роспотребнадзора, эпидемиологов и гигиенистов – для подстраховки. Любопытно, что педиатрию я тогда не рассматривала, а спустя 15 лет оканчиваю педиатрический факультет с полным удовлетворением от выбора.
Экзамены на медико-профилактический факультет я сдала отчего-то ощутимо лучше. Вроде те же химия, биология и сочинение, тот же университет, но все на балл выше, чем на стомате. Так моя судьба и решилась.
К концу первого курса мед-профа, программа которого совпадала практически целиком с лечебным факультетом, я почти забыла о мечте стать стоматологом – рядом замаячила большая медицина, и я вдруг почувствовала всю булгаковскую и чеховскую романтику.
Да и, признаться, в 18 лет вопросы профессионального самоопределения волновали не так уж сильно: я училась водить машину, первая любовь была в разгаре, мечталось о путешествиях. Я знала, что хочу быть врачом, и я училась в медицинском – этого было вполне достаточно для чувства базовой безопасности на том этапе.
На старших курсах я пару раз задумывалась о переводе на лечебный факультет, особенно после летних практик в хирургических отделениях и на скорой. Но поскольку вопрос о переводе каждый раз был сопряжен с оплатой как минимум года обучения – перевестись можно было только на платные места – меня это отрезвляло. Деньги, которые к тому времени я уже начала зарабатывать, предпочитала тратить на изучение английского и путешествия.
Так я и окончила факультет, на который поступала совсем не по призванию. Более того, после 6 курсов я окончила еще и интернатуру по общей гигиене, совершенно не планируя работать по специальности – проходила на бюджет по баллам.
Главная страсть в жизни
Надо сказать, что все 6 курсов я искренне получала удовольствие от процесса. Даже заявляла неоднократно после окончания, что с удовольствием бы поучилась еще раз (бойтесь своих желаний). Дело в том, что медицина – моя главная страсть в жизни, с детства. Но это совершенно не мешало мне вплоть до 27 лет не осознавать своего места в практической медицине. Где только я не работала за это время: от йога-терапевта до бизнес-тренера и стюардессы. Нереализованную детскую мечту о стоматологии я исполнила, устроившись ассистентом детского стоматолога. В один из приемов я вдруг очень ясно почувствовала, что хочу лечить детей.
Мне казалось, что это очень осознанное желание, но было страшно что-то предпринимать: в голове сидела мысль, что педиатрами хотят стать с детства, и путь становления должен быть последовательным. А тут я, 27-летняя, с багажом разнообразного профессионального опыта и дипломом врача невнятной специальности. Около полугода я провела, изучая жизнь и работу педиатра в России и продолжая работать с детьми. Тут начинается второй акт моего персонального спектакля про медицинское образование в России.
Индивидуальная траектория обучения
Оказалось, что система образования за время моего «антракта» успела немного поменяться. Базовое медицинское образование в России по-прежнему составляет 6 лет, а если вы стоматолог или фармацевт – на год меньше. Сегодня при успешной сдаче аккредитационных экзаменов вы можете сразу начинать работать врачом – участковым терапевтом или педиатром – в зависимости от факультета, который окончили. А раньше для этого требовалось окончить еще хотя бы год интернатуры. Чтобы стать узким специалистом – например кардиологом, акушером-гинекологом или нейрохирургом – необходимо окончить ординатуру, которая длится минимум 2 года.
По мнению чиновников, эти изменения решат вопрос с нехваткой врачей в амбулаторном звене. Государство позаботилось о том, чтобы максимальное количество выпускников шло работать на участок: в интернатуре учиться не нужно, а ординатура чаще всего платная или целевая, то есть максимально недоступная.
Поскольку я училась по программе, идентичной лечебному факультету, я думала, что переучиться на педиатра мне ничего не стоит. Тем более, что многие мои сокурсники без проблем переходили на педиатрический и лечебный факультеты после третьего, четвертого и даже пятого курсов, ликвидируя незначительную академическую разницу в программах обучения в течение года. Так же думали и члены приемной комиссии ВУЗа, в который я пришла со своим нестандартным запросом на переучивание. Но оказалось, что с 2013 года возможность переучиться за год с одной специальности на другую, которая существовала еще с советских времен, пропала. И вердикт был такой: хотите педиатрический диплом, поступайте на первый курс. Но как же так? Осваивать программу обучения, на 80% состоящую из дисциплин, уже имеющихся в дипломе – бессмысленно. И довольно несправедливо – ведь второе высшее в нашей стране априори платное.
Сказать, что было обидно – не сказать ничего. Были и слезы, и отрицание, и сопротивление, и даже поиск альтернатив – а не поехать ли мне на учебу за границу, раз уж все равно начинать сначала?
Но тогда у меня еще таилась надежда, что я сейчас быстренько перезачту те самые 80%, а остальные дисциплины сдам экстерном, пару лет – и буду лечить детишек. Приемная комиссия предполагала такой же сценарий, в современных реалиях это называется «индивидуальной траекторией обучения».
Упущу момент с подготовкой к вступительным экзаменам по биологии и химии в медицинский ВУЗ, когда тебе 27 лет, и ты уже врач. Сюр! Я даже к репетитору ходила.
Уже после поступления и начала учебы оказалось, что сократить длительность обучения, согласно букве закона, я могу лишь на год, то есть 5 лет придется отучиться. За первый год я сдала экзамены первых двух курсов, перевелась на третий, но дальше никаких поблажек, кроме перезачетов некоторых предметов, уже не было.
Завучи, к которым я приходила с просьбой о перезачете дисциплины из первого диплома, реагировали по-разному:
– Это вы просто не замужем, были б замужней – такой фигней, как второе образование, страдать не стали бы!
– Вам что, реально не лень вот это ВСЕ с самого начала?! Я бы ни за что!
– Какая у вас интересная история, конечно, я вам все перезачту!
– Ну, милая моя, 10 лет уж прошло, как вы свой первый диплом получили, все уж изменилось за эти годы, давайте заново вы нашу дисциплину освоите.
– Тройка по анатомии? Тройку перезачесть я, конечно, не могу…
– Да сдалась вам наша фармакология! Все равно в ординатуре препараты все актуальные учить будете, а основы вы и так знаете, давайте зачетку, перезачтем!
– Перезачет по офтальмологии хотите? А что такое миопия?
– Странно, что у вас четверка по патологической физиологии в первом дипломе, можете явно на пять, может, подготовитесь и пересдадите?
Позже я узнаю не одну историю, как люди переучивались за пару лет в региональных вузах, как-то эту букву закона обходя. Я же выбрала именитый петербургский – именно этим мне объясняли необходимость пройти все курсы – от первого до шестого.
|
Юлия осматривает пациента с подозрением на COVID-19. Фото: Артур Бергарт
«Обучение в медицинском ВУЗе – по большей части послушничество»
Но должна признаться: учиться в 30 лет, по второму разу, уже точно понимая, зачем тебе это и где ты это применишь, да еще и за деньги, которые ты сам заработал – совсем другое дело. Требования и к себе, и к преподаванию вырастают.
Когда я решила сдать анатомию экстерном, мой преподаватель, вчерашний ординатор, посоветовал идти на экзамен с наушником. Я тогда оскорбилась и сказала, что не за этим во второй раз в университет пришла. На той же кафедре анатомии завуч, например, пишет дополнительные вопросы на листочке и запрещает читать их вслух, ответить просит тоже письменно, чтобы исключить третьего участника на том конце провода.
Качество преподавания, как правило, тоже оставляет желать лучшего. Я вообще не уверена, что участковые врачи, к которым мы попадаем на практику, в курсе, что кто-то их считает менторами. Их, конечно, навыку наставничества никто не обучает, никто им за это не доплачивает, а они, что ожидаемо, студента воспринимают скорее как временную рабсилу, сносную замену отсутствующей медсестре (в штате поликлиник дыры, медсестры не идут работать на участок). Студент-медик платит приличные деньги за то, чтобы навостриться вклеивать анализы в карточку красиво и быстро. В ординатуре, увы, ситуация не сильно лучше – менторство там вырастает до написания историй болезни за своего куратора, записи пациентов на анализы и к узким специалистам.
Требовать качественного образования может только очень уверенный в себе студент, многие же просто ждут, чтобы эти 6 лет поскорее закончились. На курсе, где я училась йога-терапии, было много людей без медицинского образования. Когда они задумывались – не поучиться ли на врача, мой преподаватель, кардиолог в прошлом, их отечески наставлял: «Обучение в медицинском ВУЗе – это по большей части послушничество, подумайте, точно ли вам это надо».
В моем случае 6 лет послушничества превратились в 12. Я наполнила их смыслом и ценностью насколько смогла: работала в Гватемале земским врачом – была и хирургом, и терапевтом, вела беременных и диабетиков, регулярно зашивала разбитые мачете головы, даже зубы удаляла (пап, привет!), выучила для этого испанский; работала (и продолжаю работать) врачом выездной бригады – лечила ковид; дежурила в травмпункте и в приемном покое с детскими хирургами, готовилась к американскому врачебному экзамену. В общем, создавала по-настоящему индивидуальную траекторию обучения.
И вот, когда до получения второго врачебного диплома осталось 2 месяца, могу сказать, что даже я уже жду, чтобы это поскорее закончилось! Но я ни разу не пожалела, что решилась пройти этот путь еще раз, чтобы лечить детей, теперь я точно на своем месте. А вот что делать с ординатурой – открытый вопрос. Если бы я была готова стать онкологом и была чуть помладше – точно бы уже подала заявку в ВШО!
Фото на обложке: Юлия Жирнова
Источник
Кто такой врач и как получить профессию?
Врач – это одна из самых необходимых профессий. Ведь это специалисты, которые владеют знаниями и навыками, используя которые диагностируют, лечат и контролируют течение различных заболеваний.
Профессия врача – одна из самых древних и важных для человечества. За тысячи лет своего существования она претерпела значительные трансформации, и современные доктора не только лечат болезни, но и занимаются их профилактикой, порой для рядовых пациентов творя чудеса, которые и не снились знахарям шахов, лекарям фараонов и лейб-медикам императоров. Но, как и в доисторические времена, чтобы стать врачом, надо обладать недюжинным интеллектом и огромным желанием спасать людей.
История
Люди лечили друг друга с незапамятных времен, но как наука медицина стала формироваться в Древнем Риме и Древней Греции. Серьезный вклад в развитие врачебной мысли внесли Гиппократ, Гален и Везалий, которые утверждали, что болезнь – это не наказание за грехи, а сбой в работе организма, вызванный вполне земными, а не мистическими причинами.
Праотцом профессии врача безоговорочно признается великий древнегреческий медик Гиппократ. Именно он начал классифицировать заболевания, основываясь не только на их локализации, но и на причинах возникновения. Древнеримский доктор и философ Гален внес значительный вклад в развитие физиологии как науки и считается основоположником экспериментальной медицины. Бельгиец, а по большому счету гражданин средневековой Европы, Везалий вошел в историю медицины как отец современной анатомии.
В Средние века медицина пришла в упадок из-за сильного влияния церкви, которая считала любое научное изыскание греховным, запрещала применять обезболивающие средства и вскрывать трупы для изучения нормальной анатомии человеческого тела и патологических изменений органов. Одним из немногих ученых, которые в смутную эпоху Средневековья продолжали вносить вклад в развитие научного целительства, был Амбруаз Паре. Он проводил мелкие операции, изобрел несколько инструментов и считается основоположником современной хирургии.
Позже большим прорывом стало изобретение зубного врача У. Мортона – он нашел способ притуплять боль с помощью химических веществ. Немецкий физик В. Рентген открыл излучение, благодаря которому стала возможной диагностика состояния внутренних органов без нарушения целостности тканей. В конце 18 века англичанин Э. Дженнер разработал эффективную прививку от оспы, и это стало прорывом в борьбе с опасными инфекционными заболеваниями. Позднее Луи Пастер нашел вакцину от бешенства и сибирской язвы.
В 20 веке открытия посыпались одно за другим: в лабораторных условиях был выделен спасительный для диабетиков инсулин; найдены губительные для раковых клеток химиопрепараты; синтезированы гормональные средства, антибиотики; разработаны методики диализа при почечной недостаточности; отработаны операции по трансплантации органов. Есть все предпосылки полагать, что 21 век будет не менее богатым на новые открытия.
Описание профессии
Доктора давным-давно уже не средневековые универсалы-цирюльники, которые между бритьем бород удаляли зубы и вправляли вывихи. Дать в двух словах характеристику современной профессии врача крайне затруднительно хотя бы потому, что на сегодняшний день существует более 200 медицинских специализаций.
Несмотря на огромное разнообразие профилей, любая из специализаций врачей относятся к одному из четырех основных направлений:
- Терапевтическое. Эти врачи принимают пациентов в поликлиниках и лечат консервативными (нехирургическими) методами в стационарах больниц. Для этого проводят осмотр, опрашивают, собирают анамнез заболевания, направляют на анализы. После постановки диагноза назначают терапию, а при необходимости рекомендуют оперативное лечение.
- Хирургическое. Эти доктора проводят иссечение, удаление, восстановление, трансплантацию органов и тканей.
- Психологическое и психиатрическое. Специалисты занимаются коррекцией поведения и эмоционального фона.
- Патологоанатомическое. Медики проводят не только вскрытия для уточнения причины смерти, но и прижизненную диагностику на основании исследований биоматериалов, которые предоставляют для анализа все оперирующие клиницисты – хирурги, эндоскописты и другие врачи.
Многие врачебные специальности могут относиться и к терапевтической, и к хирургической группе, например, стоматолог: он может быть терапевтом и челюстно-лицевым хирургом.
Специальности, вузы и предметы ЕГЭ
Чтобы стать врачом, надо поступить в медицинский вуз, где предстоит грызть гранит науки в течение 6 лет. Еще минимум два года уйдет на обучение в ординатуре – это нужно, чтобы получить узкую специализацию.
Для поступления в медицинские вузы кроме обязательных русского языка и математики понадобятся еще результаты ЕГЭ по биологии и химии (ее иногда заменяют физикой – это зависит от приоритетов вуза).
Медицинские вузы есть во всех регионах России. В рейтинги по разным версиям традиционно входят несколько медуниверситетов*:
*Список не отражает позиций медицинских вузов в различных рейтингах – в него вошли постоянные участники международных и российских ренкингов.
В конце последнего курса выпускник получает диплом специалиста по одному из трех укрупненных направлений:
С 2017 года интернатуру заменила первичная аккредитация, которая включает в себя оценку практических навыков, тестирование, решение ситуационных задач. Успешно пройдя ее, выпускник медвуза сразу может поступать на работу в лечебных учреждениях первичного звена (амбулаториях, поликлиниках, здравпунктах, дневных стационарах) и заниматься медицинской практикой. Для получения более узкой специализации придется поступать в ординатуру.
В период всей трудовой деятельности врач должен каждые 5 лет проходить аккредитацию. Для этого недостаточно просто сдать тестирование – в промежутках между экзаменами от доктора требуется участие в конференциях и мастер-классах, прохождение курсов повышения квалификации. Этот процесс получил название непрерывного медицинского образования (НМО). Учет научно-профессиональной активности ведется начислением баллов. Если за 5 лет врач не наберет нужного их количества, то аккредитацию не пройдет и не получит допуска к дальнейшей работе.
Плюсы НМО для пациентов очевидны – врач не останавливается в профессиональном развитии. Минусы касаются в первую очередь докторов из глубинки – медики из отдаленных населенных пунктов далеко не всегда располагают временем и лишними средствами для поездок на конференции и семинары в крупные города.
В настоящее время на рынке труда особо востребованы врачи нескольких специальностей:
- терапевты – принимают пациентов в поликлинике или лечат их в стационаре;
- хирурги – занимаются инвазивными манипуляциями и операциями, а также тяжелыми травмами, переломами и т. д.;
- педиатры – лечат детей, в том числе новорожденных;
- акушеры и гинекологи – специализируются на женских болезнях, ведут беременных, принимают роды;
- психиатры – помогают при отклонениях в психической сфере;
- патологоанатомы – исследуют образцы тканей живых пациентов и устанавливают причину смерти;
- стоматологи – помогают пациентам при проблемах с зубами и деснами;
- врачи функциональной диагностики – занимаются обследованиями больных при помощи аппаратуры (УЗИ, МРТ, КТ, эндоскопия и т. д).
В последние годы активно развивается подготовка семейных врачей, которые обладают универсальными медицинскими знаниями и умениями по терапии, кардиологии, педиатрии, хирургии и гинекологии. Такой доктор не только проводит осмотр и назначает лечение, но и делает небольшие операции, может принимать роды. Разумеется, профессия семейного врача требует высокого уровня знаний и практических навыков.
Обязанности
Круг профессиональных обязанностей врача зависит от выбранной специальности, но и терапевты, и хирурги должны:
- Проводить осмотр и опрос больного.
- Устанавливать предварительный диагноз.
- Направлять пациента на необходимые лабораторные и инструментальные исследования.
- Ставить окончательный диагноз.
- Назначать лечение или передавать пациента узкому специалисту.
- Следить за ходом терапии или проводить оперативное лечение.
- Курировать больного все время его нахождения в стационаре или на амбулаторном лечении.
- Фиксировать все наблюдения в медкарте, выдавать больничные листы.
- При выписке давать рекомендации о дальнейшем лечении и по профилактике осложнений.
- Брать на учет пациента при наличии у него хронического заболевания или отслеживать его состояние, если он входит в группу риска.
Кому подходит профессия
Врач – это одна из немногих профессий, в которую надо идти исключительно по призванию. Кроме того, доктору никак не обойтись без таких личных качеств, как:
- острый ум и способность анализировать;
- хорошая память;
- умение быстро принимать решения и нести ответственность за их последствия;
- стрессоустойчивость;
- гуманность и сочувствие боли человека;
- тактичность;
- способность найти общий язык с пациентом и его близкими;
- терпение и выдержка.
Чтобы стать врачом и уважаемым специалистом, надо обладать альтруистическими наклонностями. Потребность в медицинской помощи не подчиняется строгому графику – часто придется жертвовать личным временем и планами. При этом есть у профессии врача такие существенные минусы, как:
- низкая оплата труда;
- постоянный груз ответственности за жизни других людей;
- затраты времени и сил, связанные с необходимостью постоянного обучения.
Заработная плата
Самые высокие зарплаты в России медики получают в Москве и области, в Магадане и на Крайнем Севере, самые маленькие – в Кабардино-Балкарии. Разброс, согласно данным Росстата, довольно большой – от 40 до 176 тыс. р. Однако эта статистика, мягко говоря, излишне оптимистична, потому что в маленьких городах или поселках врачи обычно получают 12–15 000 р. в месяц.
Оплата труда часто зависит от региона: там, где условия проживания суровые, врачи зарабатывают от 137 до 176 тыс. р. Менее 30 тыс. р. составляет доход докторов в Алтайском крае, Астраханской, Тульской, Воронежской областях, Чувашии. Немногим больше зарплата в Екатеринбурге и Краснодарском крае – 32 тыс. р.
В вакансиях на сайтах трудоустройства средняя ежемесячная заработная плата врача в зависимости от специализации составляет:
Специальность | Оклад в рублях |
---|---|
Косметолог | 90 000 |
Акушер-гинеколог | 90 000 |
Анестезиолог-реаниматолог | 66 000 |
Остеопат | 65 000 |
Нейрофизиолог | 62 000 |
Судовой врач | 60 000 |
Стоматолог | 50 000 |
Педиатр | 47 000 |
Педиатр | 46 000 |
Терапевт | 40 000 |
Врач функциональной диагностики | 35 000 |
Уролог | 30 000 |
Как строить карьеру
Продвижение в государственном учреждении может проходить по вертикальной или горизонтальной линии. В первом случае врач занимает административную должность, а во втором – получает более высокую квалификацию.
Карьеру можно выстроить и в науке, если есть интерес и способности к исследованиям. Знания, талант и опыт помогут простому преподавателю вуза или практикующему врачу стать не только завкафедрой или деканом факультета, но и медицинским светилом международного уровня.
Перспективы профессии
Мир шагнул в третье тысячелетие, но профессия врача была и остается перспективной и востребованной. Жизнь постоянно ставит перед человечеством новые задачи, а о том, чтобы у всех и каждого хватило здоровья решать их, предстоит позаботиться нынешним и будущим поколениям врачей.
Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия врач подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>
Источник