- Анализировать — это значит уметь обрабатывать полученную информацию
- Зачем анализировать свою деятельность
- Зачем анализировать свою деятельность
- 1. Повышается концентрация внимания.
- 2. Человек приучает себя к размеренному темпу жизни.
- 3. Человек учится отделять главное от второстепенного и со временем это делает на автомате.
- 4. Человек отмечает ошибки и замечает тенденции, которые их сопровождают.
- 5. Понимается не только количественный, но и качественный характер этой деятельности.
- Зачем анализировать собственные действия? Сорок мешков идей
- Формирование умения анализировать свои поступки и делать выводы у обучающихся СУВУ
- Пояснительная записка
- I. Что такое самоанализ. Самоанализ у подростков
- Самоанализ у подростков
- II. Самоанализ у девиантных подростков
- Формирование умения анализировать свои поступки и делать выводы
- Формирование умения анализировать свои поступки и делать выводы у обучающихся в СУВУ
- Итоговый анализ перед последней ПМПК
- Заключение
Анализировать — это значит уметь обрабатывать полученную информацию
Анализировать — это означает принимать решение, используя свои аналитические способности. Весь процесс принятия верного и обдуманного решения можно разделить на три шага. Во-первых, следует собрать как можно больше информации. Затем ее нужно тщательно проанализировать и на основе сделанных выводов принять окончательное решение.
Как умение анализировать помогает решать проблемы
Стоит отметить важность этапа сбора информации. И в этом деле лучше использовать собственный опыт, поскольку чужие советы вам не помогут, а скорее наоборот – будут мешать. Поэтому меньше слушайте тех, кто не заинтересован в решении вашего вопроса. Некоторым людям не нужно объяснять, что значит анализировать, это дано им от природы. Но если вы обделены этим умением, то нужно тренировать свою способность к анализу и развивать аналитическое мышление. Добиться результатов можно в любой области знания, но для этого придется приложить определенные усилия.
Как правильно анализировать – простые тренировки
Начинать тренироваться нужно с простых упражнений. К примеру, следует прочесть небольшой текст и постараться определить, какая часть в нем самая важная. Для этого вам нужно составить план основных событий, которые описаны в тексте.
Такое упражнение поможет вам научиться выделять из массы полученной информации самое главное. Этого будет вполне достаточно, чтобы добиться успеха практически в любой сфере деятельности. Только запомните, чрезмерное усердие в выполнении данного упражнения не принесет вам пользы. Большое количество ненужной вам информации никак не поможет вам научиться анализировать. Это только собьёт с толку.
Анализ в решении задач
Решение физических и математических задач также поможет вам научиться правильно анализировать полученную информацию. В точных науках, чтобы найти ответ, нужно для начала проанализировать приведенные условия. Только в этом случае вы поймете, как решать задачу. Поскольку анализировать — это не так просто, то стоит во время выполнения данного упражнения постараться структурировать в определенной последовательности этапы решения.
Практическое применение анализа
Чтобы обрабатывать полученную информацию, нужно обладать такой чертой характера, как усидчивость. Если предложенные упражнения не кажутся вам сложными, то можно попробовать применить анализ на практике. Обратите внимание, что испытывать свои силы лучше на тех ситуациях, которые вас лично не касаются. В ином случае вы не сможете субъективно анализировать, это будет решение, принятое под воздействием эмоционального возбуждения. То есть оно не будет стопроцентно правильным.
Максимально объективное отношение к ситуации поможет вам научиться контролировать свои эмоции, что пригодится вам для развития аналитического мышления. Рекомендуется начинать с обыденных жизненных ситуаций, которые вы легко можете объяснить. Например, постараться найти причины, по которым произошла та или иная ситуация, или же объяснить поведение людей. Постепенно повышая уровень сложности решаемых аналитических задач, вы научитесь находить правильный выход практически из любой ситуации.
Источник
Зачем анализировать свою деятельность
Зачем анализировать свою деятельность в тайм-менеджменте? Анализ деятельности нужен каждому человеку, который решил заниматься тайм-менеджментом. Почему? Причина этого кроется в том, что при анализе работы человек понимает, какие у него слабые стороны и на что нужно обратить внимание во время работы.
После этого будет значительно проще понимать свои личные промахи и работать над ними. Например, когда человек пишет статью, то нередко ему мешает десятикратное перечитывание того, что написано. Это существенно вредит эффективности.
Лучше сразу думать, что писать и впредь во время этого этапа не возвращаться к обдумыванию. Это можно сделать во время проверки статьи, но никак не во время ее создания.
Зачем анализировать свою деятельность
Анализ деятельности при тайм-менеджменте поможет также фиксировать время, которое отводится на работу, планировать его и даже улучшить концентрацию внимания.
Давайте рассмотрим причины, почему хорошо анализировать свою деятельность, более детально.
1. Повышается концентрация внимания.
Это обеспечивается за счет того, что человек понимает, что он работает на скорость. При этом он не засекает свое время непосредственно, поэтому качество не страдает. Тайм-менеджмент и концентрация внимания, когда человек просто делает отметку времени, и он сам заинтересован в том, чтобы результаты анализа были положительными.
Это положительно сказывается на самооценке такого человека. Ведь понимать то, что все делается хорошо, приятно, не так ли?
2. Человек приучает себя к размеренному темпу жизни.
О том, насколько вредна спешка для тайм-менеджмента, нужно будет поговорить более подробно. Размеренный темп жизни помогает человеку адекватно оценивать свои возможности на определенном этапе деятельности и понимать, что лучше делать в определенной ситуации.
Если человек, который обучается слепому методу печати, будет спешить, то ничего хорошего из этого не получится. Он будет промазывать по клавишам, что только будет вредить получившейся скорости.
Размеренный темп жизни помогает человеку думать перед тем, как делать, что позволяет сэкономить много времени и сил.
3. Человек учится отделять главное от второстепенного и со временем это делает на автомате.
Это помогает силе воли, которая, как известно, состоит из двух составляющих: теоретической и практической.
Теоретическая составляющая силы воли отвечает за понимание того, что определенное желание, которое есть у человека, в данный момент лучше не реализовывать. Оно будет только мешать продуктивной действительности.
Тайм-менеджмент и сила воли, так как дисциплинированность – основное требование продуктивной деятельности.
4. Человек отмечает ошибки и замечает тенденции, которые их сопровождают.
Это позволяет ему замечать то, что в обычной жизни он и не замечает. Например, при анализе деятельности очень хорошо считать количество раз, которые человек отвлекается.
Обычно итог является шоком для человека, так как он и не думал, что столько отвлекается. Вообще, наш мозг очень умный и в нем есть специальный механизм, который помогает поддерживать трудоспособность – флуктуации внимания.
Это незначительное падение уровня концентрации, направленное на обеспечение человеку мини-отдыха. Ведь концентрировать внимание в течение длительного времени очень тяжело.
5. Понимается не только количественный, но и качественный характер этой деятельности.
Человек часто делает те вещи, которые он даже не замечает. Если же анализировать качественный состав деятельности, то у человека перед взором становится видно, что конкретно он делал в течение дня.
Вообще, тайм-менеджмент и анализ дел можно назвать разновидностью планирования, вернее, одним из его этапов. Ведь человек невольно, когда ставит отметку начала определенного дела, планирует его закончить к определенному сроку.
Здесь мы можем говорить о единстве анализа и планирования как основного принципа тайм-менеджмента.
Зачем анализировать свою деятельность мы объяснили. А нужен ли вам тайм-менеджмент?
Источник
Зачем анализировать собственные действия? Сорок мешков идей
Когда мы начинаем задумываться над тем или иным собственным поступком? Когда что-то упустили, когда досадуем на собственные промахи или ошибки. Когда действие уже в прошлом, и ничего изменить нельзя. Можно только проанализировать и сделать выводы. Дабы не наступать снова на собственные грабли. Так бывает чаще всего.
Редко кто анализирует свои победы и достижения, поднимаясь на вершину успеха. Часто при получении каких-то наград судьбы мы просто начинаем ими упиваться, купаться в лучах славы, тешить собственное самолюбие и раздувать тщеславие. А ведь это тоже испытание. Испытание успехом. Хорошо бы и его проанализировать. Понять источник, сделать грамотные выводы.
Зачем? Затем, чтобы развиваться дальше. Любой анализ — это предпосылка развития. Одно то, что мы начинаем уходить от привычных схем, занимаясь анализом успешности, привносит в нашу жизнь элемент инновации. А это уже новый этап в жизни.
Очень скоро анализ перейдет в выводы и синтез идей. Откуда они появляются в нашей голове? Их ноги «растут» из прошлых удач и поражений, из рисков и опыта. Значит, мы эффективны и современны. Мы не останавливаемся на достигнутом, не позволяем себе почивать на лаврах. Выбираем оптимальные варианты. Другая сторона медали — мы перестаем рисковать. Эта перестраховка тоже лишает нас дальнейшего развития, и возникает недовольство собой. Мы отчетливо понимаем, что упускаем возможности, которые дала нам жизнь.
Дело даже не в финансовых доходах как результате любого благополучного предприятия. Деньги приходят как награда за труд. Но и сам процесс должен обязательно приносить удовольствие. (А если за это еще и деньги получаешь. ) Потому о финансах говорить пока не будем. Это само собой разумеющийся финал успешного воплощения идеи.
Итак, два варианта развития.
Первый — идем проторенной дорогой, по стандартной схеме. Несомненно, на этом пути у нас накоплен богатый опыт. Даже если произойдут какие-то внезапности, мы всегда выйдем из ситуации с победой. Мы знаем, как из нее выйти. Мы сотни раз повторяли эти действия. И ситуация знакома, и анализ проведен.
Второй — намного интересней и увлекательней. Он для ищущих и авантюрных натур. Анализ будет проводиться и до, и после. И от этого развитие по второму пути имеет еще и творческое начало. Идти по второму пути — отказаться от накатанной дороги, порвать рамки стандартов и условностей и увидеть новые возможности для развития. Этот путь труднее, чем первый, привычный. Этот путь влечёт за собой многие риски, поэтому страх перед новым и неизвестным часто блокирует желание достичь чего-то большего.
Именно в этот момент, при анализе развития по второму пути, и стоит подумать о новых возможностях. Просто представить себе все возможные варианты исхода дела при благоприятном развитии ситуации. Новые рынки, новые сферы деятельности, новое имя, новая…
Нужно ли «подстилать соломку», рассматривая еще и негативные исходы? Предупрежден — вооружен. Даже если исход дела будет не так великолепен, как мы настроились, мы все равно заработаем массу положительного, а самое главное — веру в себя, в свои силы, наработаем бесценный опыт, который теперь никто и никогда не сможет у нас отнять. Однако позитивный настрой и твердая уверенность в победе — половина успеха. Негатив может сыграть злую шутку.
Потому и при анализе уже совершенных действий, и при просмотре какой-то новой креативной идеи всегда важно не потерять этого позитивного настроя и извлечь только положительный опыт даже из полного разгрома. Дабы не впасть в уныние, хорошо бы понять, что неудачи — это временное явление, зависящее только от наших неудачных действий и перестать клясть в собственных проигрышах всех вокруг, кроме себя. Все начинается с нас самих — и удачи, и победы, и успехи, и достижения, и проигрыши, и поражения.
Именно поэтому так важно убрать весь негатив из себя и взять на себя полную ответственность за любые свои действия. Провести анализ ситуации или собственного положения. Удалить шелуху обид и страхов и начать, наконец, генерировать сорок мешков идей. Самых фантастических. И только наших!
Как это сделать? Методов сотни. Все начинается с осознания, желания и анализа. Тогда и учителя в нашу жизнь приходят, и ситуации моделируются по нашему желанию, и оказываемся мы в нужном месте в нужное время.
Мудро и глубоко когда-то изрек Гёте: «Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует». Смелее! Сорок мешков идей у каждого из нас есть в запасе. Сейчас самое время провести их ревизию..
Источник
Формирование умения анализировать свои поступки и делать выводы у обучающихся СУВУ
Классы: 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11
Пояснительная записка
Жизненный путь человека – это процесс формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения. Вместе с тем, фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой – целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся для человека тем мотивационным центром, который определяет его деятельность, поведение его отношение к другим людям. Всю свою жизнь люди только и делают, что постоянно что-то сравнивают и анализируют. Выбирая между вкусной или полезной пищей, тщательно взвешивают все «за» и «против». Выбирая между отдыхом на теплом море или огромным плазменным телевизором, тоже стараются сравнить и взвесить все «плюсы» и «минусы». Везде ведется тщательный анализ происходящего.
Но мало кто задумывался, что все способности к тщательному анализу ситуации берут свое начало из глубокого детства.
В этой работе мне бы очень хотелось донести о том, насколько важно привить детям умение сравнивать и анализировать. В работе с обучающимися в СУВУ, педагоги должны учитывать, пробелы и упущения в воспитании таких детей. В таких случаях необходимо помочь подростку правильно оценить ситуацию и сделать верные выводы. Содержание психокоррекционных мероприятий, состоит в том, чтобы подросток осознал истинный смысл своих действий, смог увидеть себя со стороны, только при этом условии возможна адекватная регуляция своего поведения, что невозможно без рассмотрения структуры мотива. Самоанализ дает возможность отметить свой личностный рост и возможные недостатки, что стимулирует обучающегося добиваться целей в различных сферах деятельности. Развитие творческих, интеллектуальных, спортивных способностей осуществляется с помощью создания условий для мотива к самоанализу, личностному росту, реализации собственной «Я-концепции» («Я могу», «Я хочу» и т.д.).
Цель: Содействовать формированию у обучающихся СУВУ умения анализировать свои поступки,положительные и отрицательные черты характера, прогнозировать последствия своих действий, делать выводы.
Задачи:
- помочь обучающемуся понять, почему так важно уметь отвечать за свои поступки, оценивать их,
- способствовать развитию у обучающегося чувства ответственности,
- способствовать развитию мышления, внимания, речи, воображения,
- воспитывать толерантное отношение к себе и окружающему, навыки самосознания и самовоспитания.
I. Что такое самоанализ. Самоанализ у подростков
Самоанализ – это то, что обнаруживается с помощью самонаблюдения, подвергается анализу, в ходе которого какая-либо черта личности или поведенческая характеристика разделяется на составляющие её части, устанавливаются причинно-следственные связи, человек размышляет о себе, о данном конкретном качестве или поступке.
Однако осознание отдельных компонентов мотива не обеспечивает еще понимание его как основание поступка или действия. Для этого человеку надо проанализировать осознаваемое и привести к общему знаменателю. Отсутствие необходимости углубляться в такой анализ при кажущейся индивиду очевидности ситуации, подмена в сознании человека одной причины его поведения другой, наконец, отсутствие желания постичь истину своего поступка может привести к тому, что на поверхности сознания окажется не действительно актуальная и решающая, а более благовидная причина, оправдывающая поступок человека.
Самоанализ у подростков
Процесс формирования отношения подростка к себе как к личности протекает в два этапа, которые соответствуют младшему и старшему периодам подросткового возраста. В период первого этапа подросток начинает осознавать свое отличие от сверстников и то, что он теперь принадлежит взрослому миру. На этом этапе проявляется значительная зависимость от группы сверстников. Второй этап характеризуется снижением зависимости от группы, повышенным вниманием к внутреннему миру других людей, самоанализу. На этом этапе подросток осознает свою индивидуальность.
В области мотивации в поведении проявляются два противоположных направления. С одной стороны подросток хочет быть индивидуальным и стремится к эмансипации во всех жизненных сферах., а с другой хочет найти свою группу, чтобы стать «одним из», почувствовать себя частью общества, мира, но при этом сохранить свою индивидуальность.
В подростковом возрасте «Я-образ» теряет целостность и становится неустойчивым. Постепенный отказ от копирования поведения окружающих требует от подростка развития методов самопознания и самоанализа, которые у него пока что недостаточно сформированы. Это создает противоречие между потребностью в самопознании и неспособностью нормально реализовать её. В связи с этим снижается уровень адекватности и устойчивости самооценки.
II. Самоанализ у девиантных подростков
Формирование умения анализировать свои поступки и делать выводы
Современный этап жизни российского общества, связанный с кардинальной перестройкой всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.), создает новые возможности для личностного становления растущего человека. В сложном положении оказываются дети, чьи родители тяжело переживают жизненную дезорганизацию. Особенно уязвимы в этом отношении дети, переживающие так называемые нормативные кризисы или критические периоды, связанные с переходом от одного возрастного этапа к другому. В полной мере это относится к такой социальной группе, как подростки. Они, как известно, переживают кризис взросления, и, если клубок психологических переживаний, связанных с этим состоянием, усугубляется житейскими критическими ситуациями, складываются деструктивные условия, препятствующие личностному росту человека. Подростки плохо осознают значимость собственной жизни. К тому же, они переживают кризис самооценки, когда рушатся былые представления о себе и формируются новые. В этой связи поиск интегративных механизмов созидания личности выступает как огромная общезначимая проблема.
Резкая смена социальных норм и жизненных ценностей приводит людей к ожесточению в повседневной жизни, к неуклонному росту агрессивных проявлений, особенно среди подростков. Проявляясь в правонарушениях, которые влекут за собой уголовную ответственность (убийство, изнасилование, разбой, ограбление и т.д.) деструктивное поведение представляет собой действия субъекта, направленные на разрушение, причинение вреда имуществу или жизни других людей и себя, сопровождающиеся жестокостью и агрессией. Важно подчеркнуть, что данное поведение подростков обусловлено не только негативными факторами социальной среды, но и индивидуальными особенностями личности несовершеннолетних, определяющими специфику реагирования на разные жизненные ситуации. В ходе принятия решений действий или поступков подростки в равной степени ориентируются как на внешние обстоятельства, так и на внутренние факторы, стараясь возможно полно проникнуть в основания своих поступков и действий.
Становление смысла жизни в подростковом возрасте обусловлено в значительной мере развитием процессов личностного самоанализа. Очевидно, что задача психолога — создавать условия для формирования у ребенка потребности в самоанализе, выявлять и изучать факторы, стимулирующие мотивацию самосознания и самопонимания. Однако человек не станет заниматься самоанализом без соответствующей мотивации. Поэтому умение мотивировать, побудить человека к самоанализу есть важный показатель профессионального мастерства практикующего психолога.
Задача данной работы состоит в том, чтобы пробудить у девиантного подростка интерес к собственному внутреннему миру, к личностному самоанализу, способствующему осознанию себя, своего положения в окружающем мире, в человеческом обществе.
Формирование умения анализировать свои поступки и делать выводы у обучающихся в СУВУ
Началом работы становится формулировка обучающимся, с помощью психолога, важных в жизни каждого человека понятий, таких как: «личность», «сознание», «самосознание», «деятельность», «самооценка», «успех», «неуспех», «достоинство», «нравственность», «мораль» и т.п. При этом происходит переосмысление пережитого ранее, уже накопленного опыта деятельности, а также опыта общения и взаимодействия с окружающими. Путем переосмысления прошлого опыта на новом уровне (с помощью получаемых знаний) создается актуальное рефлексивное поле для осознания своих личных задач и дальнейших действий для эффективного саморазвития и психологического самообразования.
Работа с обучающимся во время пребывания в СУВУ:
- В начале адаптационного процесса обучающемуся предлагается заполнить первичную анкету, которая предоставляет нам общие сведения о характере, вкусах, планах и увлечениях подростка. Психолог предлагает вспомнить все самые яркие удачи, охарактеризовать самые лучшие качества подростка, вспомнить самые главные его недостатки, вспомнить и записать все его интересы (см. приложение №1).
- Основная работа, на протяжении всего реабилитационного процесса, ведется следующим образом: анализ поведения и поступков за прошедший период, прогноз последствий за свои поступки, умение делать выводы и находить возможные пути исправления ситуации.
Перед каждой ПМПК (раз в пол года) психолог проводит итоговое занятие с воспитанником за прошедший период. Где подводится итог всей деятельности подростка, по всем службам (включая спортивное направление) за последние пол года. Все это проговаривается подростком и психологом и прописывается на бумаге. Видя все свои недоработки, подросток легко может поставить себе цели на следующий период (см. приложение № 2).
После заполнения анкеты психолог предлагает подростку оформить свою работу в графическом варианте (цветовые фигуры успеха). Это позволяет еще раз увидеть обучающемуся наглядно, те недочеты, которые необходимо исправить. А выбранный цвет для каждого рисунка, позволяет психологу отметить ту область, которая наиболее интересна подростку или наоборот (см. приложение №3).
Количество таких работ зависит от срока пребывания обучающегося в училище. Приступая к работе следующего анализа, психолог каждый раз обращает внимание обучающегося на предыдущую его работу. Подростку необходимо дать ответ на вопросы: смог ли он исправить прежние ошибки? Были ли выполнены поставленные задачи?
Итоговый анализ перед последней ПМПК
Подводя обучающегося к отчислению, психолог вместе с подростком анализирует и сравнивает поведение подростка в момент поступления и на данный момент, его интересы, личностные приоритеты и т.д.
Обучающийся вновь заполняет анкету, в последний раз. Здесь мы можем наглядно увидеть все успехи и неудачи за весь реабилитационный период и узнать планы подростка на будущее.
С разрешения обучающегося все анкеты и цветовые фигуры можно предъявлять как дополнительный материал к характеристике ПМПК.
После каждой ПМПК психолог вместе с обучающимся проводят сравнительный анализ результатов реабилитации.
Заключение
Многие взрослые забывают, что молодым быть трудно, гораздо сложнее, чем взрослым. Ведь взгляды взрослых в большей степени уже сформировались, им есть на что опираться в своих поступках, им уже не свойственно бросаться в крайности в поисках себя и своих идеалов. Подросток же труден для других потому, что ему трудно с самим собой. Он неуверенно и с опасениями ищет свои цели и ориентиры в жизни. Взрослые предпочитают толкать «несмышленыша» по накатанной дороге, к так называемому светлому будущему, зачастую не интересуясь возможностями, интересами, потребностями, способностями своего ребенка. Это еще больше разводит взрослых и подростков, создает напряженную эмоциональную обстановку и усиливает желание последних непременно отстоять собственные ценности.
Работая в данном направлении, я отметила интерес у обучающихся к анализу собственных поступков. Особенно, когда приходится сравнивать результат прошлый и настоящий. Маленькие победы вызывают улыбку и блеск в глазах подростка. Каждый раз, заполняя последние строки анкеты, обучающийся как бут- то подписывается под своими словами, за которые нужно будет ответить и не подвести педагога. Огромный интерес вызывают работы ребят у других педагогов училища. С разрешения подростка на ПМПК я показываю эти анкеты малому педагогическому коллективу. Это помогает не только обучающемуся, но и педагогу понять и увидеть, как оценивает свои поступки подросток и планы его на перспективу.
Не зная, что могло стать причиной определенных поступков или действий человека, невозможно судить о них. Помните: нельзя делать необоснованные выводы. Умение видеть разницу между тем, что произошло, и выводом о том, что произошло, позволяет понять причины поведения.
Источник