Что является главным регулятором объема инвестиций норма прибыли

Понятие и сущность объема инвестиций

Объем инвестиций – это сумма всех вложений, направленных на реализацию рассматриваемого инвестиционного проекта.

Данное базовое финансовое понятие, как правило, применяется экономической наукой для анализа инвестиционной ситуации на уровне государства или конкретной компании. Однако частные инвесторы также могут его использовать при планировании инвестиций.

Взаимосвязь объема вложений и прибыли

Финансисты давно установили интересную закономерность, связывающую объем инвестиций с прибылью инвестиционного проекта. Эта взаимосвязь носит прямо пропорциональный характер. То есть чем больше денежных средств инвестировано в проект, тем выше эффективность инвестиций и, следовательно, их прибыльность. При этом необходимо учитывать, что, с точки зрения математики, прибыль может рассчитываться не только со знаком плюс, но и являться минусовой.

Другими словами, если инвестор вкладывает деньги в успешный инвестиционный проект, то при увеличении объема инвестиций будет расти и его прибыль. Если проект для инвестирования был выбран неудачно, то при больших вложениях будут увеличиваться убытки.

Существует еще одна закономерность. Прединвестиционная стадия любого проекта инвестирования предполагает сбор и анализ определенной информации. В числе прочего инвестор обязательно рассматривает параметр потенциальной доходности или предполагаемой прибыли. Это является азбучной истиной успешного инвестирования. Чем выше показатель потенциальной прибыльности, тем быль инвестиций может привлечь рассматриваемый проект.

На уровне компании или предприятия

Во многом именно фактический объем инвестирования определяет устойчивость любого бизнеса. Данный показатель дает компании возможность развиваться. Обновлять устаревшие производственные фонды, вкладывать день в научные разработки, нанимать на работу более квалифицированных и перспективных сотрудников, открывать филиалы в других городах, вводить в ассортимент новые виды выпускаемой продукции и так далее.

Каждая компания стремится к наращиванию объема фактических инвестиций. Для успешного решения такой задачи следует активно работать как с собственными внутренними резервами, так и привлекать деньги со стороны из внешних источников.

Основным собственным источником, позволяющим нарастить объем инвестиций компании, в России является чистая прибыль. На Западе в этом качестве часто рассматривается возможность выпуска и выведение на фондовую биржу акций предприятия. Кроме них, объем вложений можно увеличивать за счет средств уставного капитала или амортизационных отчислений.

Потенциальные внешние источники, позволяющие увеличить объем реальных инвестиций, более разнообразны и многочисленны. К ним относятся кредиты, деньги, полученные по целевым государственным программам, спонсорская помощь, вложения иностранных инвесторов и так далее.

Необходимо понимать, что во всем нужен баланс. Каждая компания должна найти золотую середину между использованием собственных финансовых резервов и привлечением заемных средств.

На любом предприятии работа с инвестициями должна быть правильно выстроена и организована. Данным направлением должен курировать выбранный специалист. Когда объем вложений на предприятии достигнет серьезных значений, то можно подумать про организацию особого структурного подразделения, которое будет заниматься всеми инвестиционными вопросами.

На уровне государства

Для государства общий объем инвестиций имеет решающее значение. Без стабильных финансовых вложений невозможен рост национальной экономики.

Экономическая наука давно выделила факторы, от которых в конечном счете будет зависеть объем и динамика инвестиций в стране.

  1. Соотношение ожидаемой доходности инвестиций и размер ставок по банковским кредитам. Если процентные ставки будут равными или даже превысят потенциальную прибыльность вложений, то последние окажутся невыгодными. И наоборот. Если ожидаемая прибыльность инвестирования будет превышать ставки по кредитам банков, то можно ожидать увеличение объема инвестиций.
  2. Ожидаемый уровень инфляции в стране. Чем выше он будет, тем быстрее станут обесцениваться деньги, получаемые от инвестиционных активов.
  3. Существующая в стране налоговая система. Налоги и сборы являются для государства мощным инструментом, который позволяет регулировать многие финансовые параметры, в том числе и сумму привлекаемых инвестиций. Для этого достаточно ввести в стране или отдельных ее регионах благоприятный налоговый режим для инвесторов.
  4. Уровень научно-технического прогресса. Данный фактор часто позволяет инвесторам получать прибыль даже на фоне не слишком благоприятного инвестиционного климата в государстве. Но это возможно только при серьезных инновационных прорывах в какой-либо отрасли или сфере.

Государство, так же как и предприятие, заинтересовано в том, чтобы объем инвестиций в ее экономику постоянно рос. В этом многие финансисты видят залог постоянного успешного развития.

Источник

Регулирование нормы прибыли

2. регулирование нормы прибыли.

В США доминировавшей до недавнего времени практикй регулирования естественной монополии было ограничение нормы прибыли, осуществляемое на основе надбавки на издержки. Компаниям разрешалось получать чистый посленалоговый доход в определенных пределах. При такой системе все аспекты деятельности компаний — тарифы, инвестиции, прибыльность — подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных органов. Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Отсюда тариф должен устанавливаться по каждому виду продважи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним общих издержек на основе какого либо принципа, например, объемов производства, размеров продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока компания не обратиться требованием о его пересмотре, что обычно происходит в случае, если норма прибыли становится недостаточной. Причем, предприятия получают разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение. Процедура соглосования тарифа в отдельных штатах различна. Обычно компания подсчитывает понесенные текущие издержки, примененный капитал и цену капитала за согласованный период (обычно последние 12 месяцев), за которые имеются полные данные. Назначенный штатом Тарифный советповеряет собственные свидетельства с оценкой предложений компании. Стороны могут либо обсудить различия в позициях и прийти к “соглашению”, которое должно быть одобренно регулятором, либо передать дело на рассмотрение административного суда. Судебная тяжба, если до нее дойдет, имеет почти все черты судебной процедуры. Доклад судьи, подготовленный по результатам тяжбы, поступает в комисию (в Управление общественных коммунальных компаний), котораф принимает окнчательное решение. Компания, не согласная с принятым решением, может подать жалобу в аппеляционный суд, суд штата или даже в Верховный суд, если спор идет о применении Федерального законодательства. Однако чаще всего вместо этого она начинает работать над поготовкой документации, необходимой для представления в Тарифный совет нового прошения о пересмотре тарифа. Определенные в ходе квазисудебной процедуры тарифы действуют до тех пор, пока не будут пересмотрены на новом слушании.

Процедура определения тарифа состоит из трех этапов — выявления текущих издержек, инвестиций и задания нормы прибыли на инвестиции.

Определение текущих издержек не ограничивается чисто технической операцией. Большинство комисий штатов разработало единую систему счетоводства, обязательную для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствии покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг.

Оценка инвестиций — один из самых сложных аспектов в данной модели регулированияпредприятий общественного пользования. Каптальные вложения можно оценивать по разному — в ценах приобретения за вычетом амортизации; в ценах восстановления оборудования; наконец , в ценах восстановления услуг, а не оборудования, которое производит эти услуги. На практике регулирующими органами отдается предпочтение оценке капитала в ценах приобретения, поскольку определение его востановительной стоимости весьма затруднительно. Амортизация осуществляется на основе предписанных регулятором нормативов. Проблема оценки инвестиций этим не исчерпывается, встает вопрос о том, какая часть инвестиций была осуществлена оправданно, а потому может быть включенна в базу, на которую рассчитывается разрешенная норма прибыли, а какая нет. Средства, затраченные на излишнее, неэффективное возведенные сооружения и ненужное оборудование, полностью или частично исключабтся из базы расчета нормы прибыли. Правда, в течение длительного времени масштабы подобного неучета были относительно невелики. После энергетического шока 70-х годов регулирующие органы ужесточили требования к включению инвестиций в баз для расчета нормы прибыли. Стали активно практиковать отнесение издержек на будущие периоды; проверки целесообразностти вложений; отклонение инвестиций как ненужных; их переоценку поконкурентным ценам.

Читайте также:  От чего зависит базовая доходность по енвд

Активы включаются в нормативную базу, на которую может быть начисленна прибыль при условии;

во-первых, если сами активы были признаны ”используемыми и полезными”

во-вторых, если решение о их приобретении (создании) — в момент принятия и на базе имеющейся к тому времени информации — обоснованными.

Допустимая прибыль определяется на основе экспертных суждений. Ее нижней границей служит цена капитала, а верхней — доход на инвестиции с той же степеью риска в предприятиях конкурентных отраслей.Расчет величиныдопустимой нормы прибыли сопряжен с решением массы казалось бы чисто технических вопросов: что должно быть пинято за цену капитали — цена для данной конкретной компании или среднеотраслевая, ее прошлая или ожидаемая в будущем величина, как при расчете прибыли должныучитыватьсся налоги — фактически уплаченные или начисленные к уплате, и т.д.

Допустимая прибыль компании исчисляется на весь капитал независимо от того, используется он или нет, при условии эффективного применения трудовых ресурсов, методов производства и принципов ценообразования. Основной аргумент в пользу такой модели регулирования в том, что она позволяет защитить производителей, гарантируя оправданность расходов и инвестиций, а также справедливую оплату услуг. Впрочем, даже в этом, центральном для данной модели пункте ее действенность ставится под сомнение. По мнению критиков, модель поощряет режим затратного ценообразования — установление тарифа на базе фактических издержек позволяет перекладывать затраты на потребителей. Недостатки модели регулирования по принципу ”издержки плюс прибыль” состоят в нарушении стимулов к капиталовложениям, в поощрении (если компания функционирует на рынках с разной степенью конкурентности) переложения издержек с одного из них на другой, в недостаточности стимулов для расширения круга оказываемых услуг. При определенных условиях, а именно когда допустимая норма прибыли на капитал превышает цену капитала, здесь появляется стимул для сверхинвестирования. По оценкам ряда специалистов американская система регулирования имеет ряд недостатков.

1. тенденция к ужесточению регулирования, определяемая частыми, длительными и весьма активно освещаемыми в средствах массовой информации заседаниями Советов по коммунальным предприятиям.

2. дороговизнаквазисудебной системы регулирования как для компаний, так и для регулирующих органов.

3. низкая эффективность судебного рассмотрения сложных экономических вопросов; “уступчивость регулирующих органов из-за боязни, что запрет на повышение тарифов обернется отсечением компании от рынка капиталов. В результате регулирующие органы по большей части “идут на поводу” при определении нормы прибыли и тарифов.

Источник

Что является главным регулятором объема инвестиций норма прибыли

В итоге регулирование цен монополии основывается на норме прибыли, получаемой ею на капитал. Учреждение, регулирующее цену, определяет ее допустимый уровень таким образом, чтобы норма прибыли была в определенном смысле конкурентной или справедливой . В этом заключается регулирование нормой прибыли максимальная допустимая цена основывается на ожидаемой норме прибыли, которую получит фирма. [c.317]

Аналогичные статистические исследования не проводились в США до тех пор, пока в годы войны не стали наблюдаться огромные прибыли и рост концентрации промышленности и внимание не было обращено на важность эмпирических исследований, хотя более ранние эксперименты с регулированием нормы прибыли ставили вопрос о нормальной и законной прибыли. Среди наиболее хорошо известных недавних работ еле- [c.444]

Сложность согласования информации, которая должна использоваться при расчетах по норме прибыли, зачастую ведет к запаздыванию реакции регулирующего учреждения на изменение в издержках и в рыночных условиях, а также к длительным и дорогостоящим обсуждениям вопроса об установлении цены. Обычно выигрывают от этого адвокаты, бухгалтеры и экономисты-консультанты. В итоге происходит запаздывание с установлением и регулированием цены (на год и более). [c.317]

Не связанные с затратами факторы могут быть учтены при ценообразовании либо путем регулирования желаемой величины прибыли, либо путем целевого калькулирования себестоимости. В последнем случае целевая себестоимость единицы продукции рассчитывается как разница между ценой реализации, позволяющей захватить желаемую долю рынка, и требуемой удельной нормой прибыли. [c.377]

Доминировавшей до недавнего времени практикой регулирования цен естественных монополий было ограничение нормы прибыли. Компаниям разрешалось получать чистый посленалоговый доход в известных пределах. [c.345]

Однако, как представляется, правительство должно играть более активную роль в регулировании цен и тарифов естественных монополистов в отраслях, где они господствуют, норма прибыли быстро растет, а во всех других рентабельность предприятий снижается. В 1996 г. расходы по российской промышленности на один рубль произведенной продукции составил бы в среднем 90,6 коп., тогда как в 1995 г. этот уровень измерялся в 72 коп. При этом тепло и электроэнергия занимают в структуре цен промышленных товаров более 21%. [c.289]

По своей сути, воспроизводственный процесс может осуществляться сам по себе, без государственного регулирования. Производство не может остановиться уже в силу того, что одной из его частей является рабочая сила, воспроизводство которой не может осуществляться без доли вновь созданной стоимости. Говоря проще, для того, чтобы одеваться, есть, обучаться, содержать семью, рабочему надо получать заработную плату. Государство вмешивается в воспроизводственный процесс с целью изъятия части вновь созданной стоимости, именно тогда и возникают публичные финансы. Немного сложнее понять, что стимулирующая функция (скажем, у налогов, цены, кредита) также не является функцией категории денежное хозяйство и входящих в нее категории. Налог выполняет одну функцию— фискальную, т.е. образование денежных фондов государства. Других функции у налога нет. Используя систему налогов, государство ограничивает или поощряет ту или иную деятельность. Но это функция государства, а не самих налогов. Как только вводится налог на какую-то деятельность (скажем, поставку оборудования по импорту), понижается норма рентабельности этой деятельности, включается механизм выравнивания нормы прибыли. Соответственно, определяются границы развития той или иной производственной деятельности. Не налог регулирует развитие отрасли, а сам рынок, где баланс между спросом и предложением регулируется автоматически и нормой прибыли, и общим объемом рынка, и уровнем доходов потребителей, и многими другими факторами. Предположим невероятное, что завтра освободим от всех налогов производство обуви. На этот рынок хлынет капитал. Производство обуви скоро перестанет приносить доход — дешевую обувь некому будет покупать вследствие насыщения потребностей. Так есть ли стимулирующая функция у налогов Нет. Это у государства возникает необходимость регулирования, и тогда оно вводит механизм налоговых льгот, преференций, освобождений. Сам же налог, как экономическая категория, индифферентен к любой [c.9]

Читайте также:  Торговые терминалы тинькофф инвестиции

В условиях капитализма ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА оказывает прямое влияние на процессы воспроизводства в стране, норму прибыли и соответственно, темпы развития в отдельных отраслях, поскольку таможенные пошлины воздействуют на уровень внутренних цен. Она содействует нивелированию различий в национальных и международных условиях производства. В настоящее время основным договором, регулирующим таможенно-тарифную политику стран-участниц на многосторонней основе, является ГАТТ, которое содержит следующие положения осуществление внешнеторговой политики главным образом с помощью таможенных тарифов, регулярное проведение переговоров о снижении таможенных пошлин, согласование странами-участницами списка тарифных уступок, которые затем включаются в ГАТТ и т.д. Однако роль таможенно-тарифной политики в современных международных торговых отношениях при возрастании значения нетарифных мер регулирования падает. [c.219]

При проведении с 1992 г. экономических реформ былая монополия Центрального банка во многом была подорвана и большую свободу действий получили коммерческие банки. Если до 1992 г. Центральный банк мог строго контролировать движение кредитных средств в коммерческих банках, то затем этот контроль был утрачен. При отсутствии должной законодательной базы банковского дела и необходимого регулирования движения кредитно-денежных средств в стране возникли благоприятные условия для небывалого роста прибыльности банковского бизнеса. Кредитные учреждения установили поистине ростовщические ставки процента. Например, в декабре 1993 г. на биржевом рынке средние процентные ставки по кредитам достигли 240%. Это позволило банкам в ряде случаев довести норму прибыли до астрономических размеров (до 1000 и более процентов на собственный капитал). [c.331]

И наконец, при установлении цены необходимо учитывать регулирующую роль государства в области ценообразования, налогов с доходов и многое другое. Она проявляется в установлении различных дотаций с целью стимулирования выпуска нужной продукции или с целью обеспечения социальной защищенности населения, установления особой формы налогообложения и т.п. Но государственное регулирование цен по-прежнему должно оставаться важнейшим условием в установлении хозяйственных связей между государством и предприятием на основе размещения госзаказов. Дело в том, что эффективное функционирование госзаказа может быть только при условии учета общественно необходимых затрат, установления приблизительно равной напряженности в норме прибыли различных отраслей в условиях неодинаковой фондовооруженности. [c.124]

Ценовое регулирование деятельности энергокомпаний осуществляется на основе двух подходов регулирования тарифов и регулирования допустимой нормы прибыли. [c.110]

Например, в США традиционно все аспекты деятельности энергокомпаний — тарифы, инвестиции, рентабельность производства — подлежат детальному контролю со стороны органов регулирования. При этом тарифы должны устанавливаться по каждому виду продукции, что требует детальной оценки издержек, чистой прибыли и других параметров. Одобренный тариф обычно действует до тех пор, пока энергокомпания не обратится с просьбой о его пересмотре, что происходит в том случае, если норма прибыли становится недостаточной. Энергокомпании должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на снижение цен. [c.110]

Со второй половины 80-х годов в США получила развитие несколько иная практика регулирования энерготарифов, отличие которой состояло в отмене жестких ограничений на норму прибыли. При этом на согласованный и достаточно длительный срок в 4 — 5 лет устанавливалась формула расчета ежегодного тарифа, содержащая коэффициент дефлятора и так называемый параметр комплексного фактора производительности предприятий (аналог норматива эффективности производства). [c.111]

В 90-е годы в США на практике все чаще стали использовать смешанные методы регулирования, совмещающие одновременный контроль нормы прибыли и тарифов с учетом сравнительных результатов коммерческой деятельности однотипных компаний. Так, введенные с 1990 г. федеральные ограничения тарифов на электроэнергию стали дополняться лимитом на норму прибыли. Если прибыль не выходит за отведенные ей рамки, то она целиком остается у компании. При норме прибыли выше минимально допустимой, но в пределах установленного уровня компании принадлежит уже только часть прибыли (например, половина прибыли, полученной сверх 13 и до 15 %). [c.111]

Органам регулирования следует устанавливать повышенную норму прибыли на капитал, вложенный энергокомпанией в рационализацию энергопотребления (см. пример ниже). [c.248]

Факторы конкуренции, экономической ситуации и государственного регулирования были рассмотрены ранее. По поводу возможной реакции посредников можно сказать следующее. Назначаемые цены должны дать возможность торговым посредникам получить свою норму прибыли, способствовать их превращению в союзников организации-производителя, помочь посредникам эффективно сбывать товар. [c.338]

Во многих странах местные органы управления регулируют цены на продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам. Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли предприятий отраслей общественного пользования до 5—7% на основной капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы на подобную продукцию, куда, в частности, входят вода, электроэнергия и прочие, если норма прибыли компании превышает установленный уровень. Аналогичное положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным регионам. [c.264]

В условиях самостоятельных центров прибыли происходит предоставление полной производственной, сбытовой, исследовательской и маркетинговой самостоятельности отдельным подразделениям фирмы с целью более быстрого и адекватного реагирования на непредсказуемые изменения спроса и технологические нововведения. Регулирование подразделений центром осуществляется через финансовые показатели их деятельности (установление целевой нормы прибыли, нормативных объемов продаж и т. д.). Каждый центр прибыли является самоокупаемым и может быть как много продуктовым, так и многофункциональным. Общее стратегическое руководство (общая политика фирмы в экономической системе, ее экспансия на зарубежных рынках и основные способы вытеснения или сотрудничества с конкурентками) также остается за центральным управлением. Центральное управление предупреждает случаи конкуренции между подразделениями, излишнего дублирования исследовательских работ, способствует распространению внутри подразделений наиболее эффективных методов сбыта, производства, управления. Подразделения, обладая самостоятельным и свободным выходом на рынок, все-таки в меньшей степени оказываются подверженными рыночной стихии, чем отдельные фирмы, что в свою очередь укрепляет и положение всей фирмы в экономической системе. [c.13]

Еще одним мотивом вертикальной интеграции может быть стремление снизить давление государственного регулирования, в том числе уменьшить объем налоговых отчислений. Вертикальная интеграция также позволяет манипулировать объемом полученной прибыли, перераспределяя ее между подразделениями фирмы, что важно в том случае, когда государство вводит ограничения на норму прибыли некоторых продуктов или услуг компании. В рамках вертикально интегрированных компаний сумма уплаченных косвенных налогов (например, налога на добавленную стоимость) будет ниже, чем сумма, которая была бы уплачена самостоятельными компаниями. Вертикальная интеграция зачастую дает возможность обойти установление государством максимальной границы цен на продукцию. [c.132]

Читайте также:  Тинькофф инвестиции расчет собственных средств

Сохранение высокого уровня инфляции и даже ее ускорение при наступлении кризиса — отчасти следствие практики монополистического регулирования. Ухудшение условий накопления капитала в последние десятилетия усилило стремление предпринимателей компенсировать падение нормы прибыли повышением цен. Известную роль сыграло и удорожание топлива и сырья во время энергетического кризиса. Однако инфляционный процесс во многом объяснялся внутренней противоречивостью государственного антициклического регулирования при существовавшей в те годы неокейнсианской модели государственного вмешательства в экономику. [c.347]

Конкретные методы регулирования капиталистической экономики, предложенные Кейнсом, оказались несостоятельными. Выдвигая на первый план регулирование процента, он исходил из того, что поведение инвестора зависит якобы от соотношения между нормой прибыли и нормой процента с учетом так называемого предпочтения ликвидности , то есть желания иметь богатство в денежной, наиболее ликвидной форме. Несостоятельность такого регулирования заключается в отрыве нормы процента от нормы прибыли и в определении уровня процента количеством денег, находящихся в обращении, что означает смешение ссудного капитала с деньгами. [c.505]

Разбираться в формуле нормы прибыли — почему она имеет именно такой вид, понимать содержание средней прибыли и ее значение в регулировании рыночной стихии. [c.333]

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ — установление правительством максимально допустимого уровня, нормы прибыли монополий инструмент ценового регулирования. [c.330]

Такая модель инвестиционных решений позволяет государству через регулирование ставки процента влиять на инвестиционный процесс в стране. Так, при высокой ставке процента будут осуществляться только те инвестиционные проекты, которые обеспечивают самую высокую ожидаемую норму чистой прибыли. Значит уровень инвестиций будет небольшим. При снижении ставки процента предпринимателям выгодно занимать средства и инвестировать их в те проекты, ожидаемая норма прибыли от которых меньше. Соответственно, уровень инвестиций возрастает. [c.226]

ГРАНИЦЫ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ МАШИН, специфич. узкие пределы, в к-рых применение машин целесообразно для капитала. Эти пределы определяются разностью между стоимостью машины и стоимостью замещаемой ею рабочей силы. Для общества применение машин целесообразно, когда они облегчают труд, улучшают его условия, повышают производительность, снижают стоимость продукта. Использование машины оправдано, если количество труда, необходимое для произ-ва машины, меньше общего количества замещаемого ею труда. Однако при капитализме целесообразность применения машин определяется не экономией труда, а экономией капитала. Машина применяется, если её стоимость меньше стоимости рабочей силы, замещаемой ею. Затраты труда на произ-во машины сопоставляются при капитализме только с трудом, затраченным рабочим в необходимое время, а безвозмездно присвоенный капиталистом прибавочный труд не принимается во внимание. Тем самым границы применения машин оказываются специфически узкими. На Г. к. п. м. сказывается разделение рабочего дня на необходимое и прибавочное время различие в уровнях стоимости рабочей силы в разных странах, отраслях, в разные периоды времени отклонение цен машин и заработной платы от стоимости машин и рабочей силы. Г. к. п. м. сужает также стремление обеспечить среднюю норму прибыли цена произ-ва может не уменьшиться, а следовательно, товар не подешевеет для общества, даже если применение машин снизит стоимость товара. Использование машин оправдано, если увеличение затрат овеществлённого (прошлого) труда перекрывается уменьшением затрат живого труда. Однако для капитала повышение производительной силы труда происходит . лишь в том случае, если на оплачиваемой части живого труда сберегается больше, чем прибавится прошлого труда (М арке К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 288). Г. к. п. м. более узки, чем необходимо для развития производительных сил закон повышающейся производительной силы труда имеет не безусловное значение. Усиление эксплуатации, а не облегчение труда и улучшение его условий определяет Г. к. п. м., к-рые связаны также с противоречиями капиталистич. способа произ-ва. Получение избыточной прибавочной стоимости, противоречие между произ-вом и потреблением, увеличение резервной армии труда и т. д. оказывают противоречивое воздействие на развитие технич. прогресса — в одно и то же время и усиливая и сдерживая его. В эпоху империализма, с развитием государственно-монополистического капитализма, появляются новые факторы, влияющие на Г. к. п. м. Тенденция к застою, загниванию ставит новые ограничения развитию машинного произ-ва, технич. прогрессу. В то же время гос.-монополистич. регулирование способствует расширению границ применения машин. Гос. капиталовложения, льготы содействуют технич. прогрессу, снижая затраты частного капитала на введение новой техники. Вырванные у бурж. гос-ва уступки рабочим, в т. ч. повышение заработной платы делают рабочую силу дороже. Это толкает капиталистов к экономии затрат переменного капитала путём более широкого применения новых машин. Развитие совр. научно-тех-яич. революции, в частности автоматизации произ-ва, ведёт к сокращению затрат живого и ове- [c.356]

Экономически обоснованная норма прибыли на капитал — это ее минимальное значение, позволяющее компании привлекать внешние инвестиции. Ее введение потребует перехода на рыночные оценки стоимости основного капитала энергокомпаний. Для снижения возрастающих в этом случае ценовых нагрузок на потребителей надо разработать новые, более прозрачные стандарты на калькуляцию текущих издержек, а также метод внешнего нормативного контроля затрат по двум-трем ключевым параметрам (выход за их границы влечет за собой экономические санкции). Целесообразно ввести некоторый переходный период (например, год), в течение которого энергокомпании должны будут модернизировать учет издержек производства, и принять первоочередные меры к их оптимизации. Одновременно регулятору следует практиковать жесткий контроль за целевым использованием инвестиционных ресурсов энергокомпаний. Увеличение же периода регулирования стимулирует снижение издержек и дает возможность энергокомпании реализовывать получаемую экономию для наращивания своего инвестиционного потенциала (в этот период все нормативы, заложенные в тариф, остаются без изменения). [c.198]

Еще один рынок — чистая монополия. На таком рынке имеется всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае цены здесь складываются по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых различных целей. Государство способно установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение высоких доходов. А может быть и так, что цену завышают в целях всемерного сокращения потребления конкретных товаров. В случае регулируемой монополии государство обычно разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение такой нормы прибыли, которая дает организации возможность поддерживать производство, а при необходимости расширять его. Наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма самостоятельно устанавливает цены, какие в состоянии выдержать рынок. Тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль опасность введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть — благодаря невысоким ценам — на всю глубину рынка. [c.38]

Практическое регулирование естественных монополий дает значительный социально-экономический эффект. В первую очередь, это связано с ростом объемов выпуска (Qj > Q0) и снижением цен (Рг

Источник

Оцените статью