Виды ПИИ: горизонтальные, вертикальные и экспортные платформы
ПИИ можно разделить на три категории в зависимости от роли партнерских компаний и дочерних производств в реализации глобальной стратегии: горизонтальные ПИИ, вертикальные ПИИ, а также экспортные платформы. Горизонтальные ПИИ характерные для компаний, которые производят примерно одни и те же продукты как в стране происхождения и так и в принимающей стране, более того процесс производства построен примерно одинаковым образом: подобные операции и технологии. Данный вид ПИИ является наиболее характерным для производственного сектора, поскольку они горизонтально переносят часть основного производства в принимающую страну. Целью горизонтальных ПИИ, как правило, является укрепление глобальной конкурентной позиции (позиций на рынках) фирмы. Горизонтальные ПИИ чаще всего возникают между промышленно развитыми странами, когда фирма из одной промышленно развитой страны покупает фирму или устоявшееся производство в другой промышленно развитой стране. Например, Ford Motor Company купил Jaguar, британского производителя автомобилей, а также Volvo, шведского автопроизводителя. Toyota Motor Sales USA, является полностью дочерней компанией Toyota Motor Corporation Japan.Причины данных слияний могут быть следующими [12]:
1. Путем создания завода за рубежом, фирма может избежать каких-либо тарифов или нетарифных экспортных барьеров из родной страны в стране назначения, так как фирма может просто производить и продавать продукцию на местном рынке непосредственно;
2. При наличии иностранной дочерней компании за рубежом, фирма улучшает доступ к местному рынку, поскольку локальные фирмы всегда будут иметь лучшие условия и более полную информацию о рынке.
3. При наличии нескольких производственных мощностей за рубежом, фирма может создавать альянсы между производственными подразделениями внутри самой фирмы, тем самым создавая прочную основу для обмена опытом и технической экспертизой. Это также позволяет избежать возможного дублирования продуктов. С другой стороны, чем ближе продавец находится к своему потребителю, тем проще ему своевременно контролировать изменение спроса и менять продукт, повышая его качество.
Вертикальные ПИИ характеризуется разделением стадий производства географически. В этом случае, фирма может наладить часть производственного процесса в развивающихся странах, преследуя основную цель — более дешевые производственные ресурсы и издержки на рабочую силу. Фирмы, стран с развитой экономикой используют свои технологические и управленческие возможности для производства товаров в развивающихся странах для мирового рынка. Например, Chrysler, Volkswagen, Peugeot, General Motors, Honda, Suzuki имеют филиалы и заводы в Китае, и пользуются преимуществами более низких издержек производства и строят лучший рынок сбыта для своей продукции.
Среди других вероятных причин такого рода ПИИ [14]:
1. Международная корпорация релоцирует производство в развивающиеся страны, по причине того, что данный продукт здесь не представлен или рынок предлагает более выгодные условия для бизнеса. Если транспортные расходы, транзакционные издержки и тарифы на ввоз продукта высоки или даже непомерно высоки, то международная корпорация в стране-источнике продукта не сможет экспортировать продукт из родной страны на локальный рынок в принимающей стране. Кроме того, такие компании могут покупать менее крупные местные компании для получения доступа к информации на рынке в принимающей стране для того, чтобы лучше продавать свою продукцию там.
2. Априори существующие ресурсы и являющиеся в то же время неперемещаемыми, такие как низкая стоимость рабочей силы , а также сырье, стоимость которого растет в связке с удаленностью от производственного центра,- это те преимущества, которыми можно воспользоваться с наибольшей выгодой, если создать завод по месту нахождения указанного ресурса. Таким образом, увеличивается конкурентоспособность компании в целом, поскольку они имеют возможность снизить затраты вхождения на рынок принимающей стран при грамотном использовании ресурсов в данных экономико-географических условиях.
3. Более того, доступ к достижениям в области связи, обработки данных, обслуживания клиентов, центров обработки вызовов, развитие глобальных сетей дистрибуции продукции позволяют компаниям работать с гораздо большей эффективностью. Географическая специализация позволяет использовать ценовые преимущества в разных странах для различных продуктов. Компания может свести к минимуму затраты на производство за счет использования международной разницы в ценовом факторе.
Последний типом ПИИ являются экспортные-платформы, которые возникают в случае, если компания использует множество страна в качестве экспортной базы. Фирма может произвести часть продукта или выстроить весь производственный процесс в стране пребывания и затем экспортировать свою продукцию на рынки третьих стран, которые могли бы являться региональными или международными рынками [1]. Экспорт-платформы ПИИ могут быть либо как горизонтального так и вертикального типа лишь с той разницей, что аффилированная компания производит продукцию и затем напрямую экспортирует ее в третья страну — горизонтальные ПИИ, либо для дальнейшей обработки — вертикальные ПИИ. Например, Toyota Япония сделала Таиланд базовой страна для производства грузовиков для таких рынков сбыта как Ближний Восток и Австралия.
Правительства принимающих стран, как правило, очень обеспокоенны всеми процессами, которыми прямо или косвенно влияют на процессы экспорта в данной стране, поскольку в дальнейшем это отражается на общем инвестиционном климате и имидже страны в целом. Общая практика показывает, что правительства той или иной страны зачастую готовы раскрыть чуть больше информации, желая убедить инвесторов, которые имеют сомнения о том, насколько «безопасны» такие инвестиции. Кроме того, правительства принимающих стран относительно оперативны, в решении вопросов и споров касательно фирм, работающих в зоне экспорта.
Принимающие правительства часто предлагают стимулы и средства для повышения привлекательности инвестиционного климата. Налоговые льготы и налоговые стимулы, предлагаемые правительством принимающей страны, направлены на привлечение большего потока ПИИ. Зоны экспортной переработки и зона свободной торговли — это два основных драйвера, улучшающих инвестиционный климат принимающей стороны. В данных областях, товары могут быть отгружены, обработаны, изготовлены или перенастроены реэкспортированы без вмешательства таможни. Только тогда, когда товары импортированы конечным потребителям в стране, они становятся предметом таможенных сборов.
Зоны свободной торговли, как правило, организованы в районах с большим количеством географических преимуществ для торговли, таких как крупные морские порты, международные аэропорты, и национальные границы. В этих зонах, компании пользуются льготами — освобождение от тарифов и нетарифных барьеров, освобождение от большинства нормативных актов, а также освобождение от некоторых или всех налогов на прибыль корпораций. Другие факторы, такие как низкий транспортные расходы, политическая стабильность, денежные переменные, агломерации, и развитое производство также важны, чтобы заманить компании в зоны экспортной переработки и зоны свободной торговли.
Источник
Что такое вертикальные инвестиции
92 Основного НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Международная инвестиционная деятельность — это совокупность практических действий субъектов с вложения инвестиций за границу и иностранных инвестиций. Она перераспределяет в пространстве и времени ресурсы между отдельными субъектами и объектами разных стран. Голо овним субъектом инвестиционной деятельности, который принимает решение о вложении средств, — есть инвестор. Его иностранная деятельность обусловлена ??развитием хозяйственных связей между странами мира, и зависит как от объективных экономических законов, так и от политико-экономической цели деятельности национальных государств в мировом политическом и хозяйственном просторорі.
На состояние международной инвестиционной деятельности выливают как глобально-экономические факторы (состояние развития мировой экономики; международных рынков, прежде всего, финансового; стабильность мировой валютной си истема, уровень транснационализации и региональной интеграции, развитие международной инвестиционной инфраструктуры), так и другие факторы, которые находятся в плоскости стран, откуда направляются и куда зала ляются инвестиции, в том числе
→ політико-економічні — політична стабільність, міра втручання уряду в економіку, ставлення до зарубіжних та іноземних інвестицій, дотримання дво- і багатосторонніх угод та ін.;
→ ресурсно-економічні — наявність природних ресурсів, демографічна ситуація, географічне розташування;
→ загальноекономічні — темпи економічного зростання, співвідношення споживання та заощаджень, ставка відсотку за кредитами, норма прибутку, рівень і динаміка інфляції, конвертованість валюти, ст тан платежного баланса тощ.
Осуществляется международная инвестиционная деятельность в двух направлениях: вывоз капитала и привлечения иностранных инвестиций
Вывоз капитала обусловлено такими факторами, как: избыток капиталов в стране (низкие нормы прибыли или отсутствие соответствующей экономической структуры для применения капиталов), потребность в новых рынках с сбыта, сырья формирование определенного уровня конкурентоспособной экономики; международное разделение труда, поиск стабильных условий применения капитале.
. Необходимость привлечения иностранных инвестиций возникает при: ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов; низкой инвестиционной активности собственных инвесторов; необходимости обеспечения вместе с инвестициями новой техники и технологии, желание ств ворит конкурентоспособную экономику и освоить мировые рынки: потребности в модернизации социальной инфраструктуры обществ.
зависимости от вида и формы иностранных инвестиций основные направления международной инвестиционной деятельности можно представить с помощью схемы (рис. 91)
Рис 91. Направления международной инвестиционной деятельности
Главной целью частных иностранных инвестиций является экспорт инвестиционного капитала за границу в денежной или товарной форме с целью получения прибыли или расширения экономического влияния
Мстою государственных иностранных инвестиций является создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого развития экономики страны, куда вкладываются инвестиции
распространенным направлением международной инвестиционной деятельности с прямые инвестиции или вложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие контроль инвестора или его участие в управлении предприятием. Пр рямимы инвестициями являются как первоначальные вложения, так и реинвестиции, кроме того, к ним относятся все внутрикорпоративные переводы капитала в форме кредитов и займов между прямым инвестором и филиалами, в чирнимы и ассоциированными компаниями.
По одобренным. МВФ и другими международными организациями определению, прямые иностранные инвестиции — это вложения капитала за национальными границами с целью расширения производства товаров и оказания услуг шл поляком организации производства и приобретение товаров для импорта в свою страну или вывоза в третьи страны. До характерных форм прямых иностранных инвестиций относятся осуществления управленческого контроля и нвестора и акционерная форма функционирования предприятийа.
Итак, стержневой признаком прямых иностранных инвестиций является приобретение долгосрочного экономического интереса, когда инвестор получает сохраняет контроль над объектом вложения капитала
Различают вертикальные и горизонтальные прямые иностранные инвестиции
. Вертикальные прямые инвестиции — это прямые инвестиции в сферы и отрасли, принадлежащих к разным стадиям производства отдельного продукта
. Горизонтальные прямые инвестиции — это прямые инвестиции за границу, но в пределах одной области
Основной формой прямых иностранных инвестиций являются совместные предприятия или предприятия с иностранными инвестициями — это предприятия (организации) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии но законодательству Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого, при его наличии, составляет не менее 10%. Предприятие приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями со дня зарахува ния иностранной инвестиции на его баланс [1].
Масштабы прямых инвестиций и темпы их вложения зависят от объемов капиталов стран доноров и изменений в экономике, юрисдикции, внутреннего хозяйственного механизма стран, принимающих иностранный ка ал. Создание необходимых условий для благоприятного климата для привлечения прямого, реального капитала — это комплексная проблема, которая содержит экономическую, социальную, политическую и техническую составляющие. Мировой к своему ид доказывает, что условия иностранным инвесторам создаются с помощью экономических и социальных мер, юридических норм, является составной инвестиционного законодательства государства, принимающего капитал; междуна дних договоров: инвестиционных договоров между иностранным инвестором и государством, принимающим: страховых полюсов при страховании инвестиций в национальных и международных страховых организацияях.
Исходя из этих условий, прямые инвестиции могут осуществляться в следующих формах:
1. Приобретение неконтрольных пакетов акций в фирмах стран-реципиентов осуществляется через прямую покупку акций на местном фондовом рынке. Этот способ инвестирования широко применяется в процессе приватиза зации предприятий, а также при обмене акций на долги предприятий как государственной, так и частной формы собственноститі.
2. Лицензионных соглашения с фирмами стран-реципиентов дают инвестору возможность выхода на рынок с минимальным риском. Транснациональная компания передает права на производство определенного продукта или услуги или на использование запатентованного процесса, технологии, товарного знака или другой интеллектуальной собственности местной фирме, которая будет отвечать за производство и маркетинг на местном рынке. Иностранный инвестор может покупать акции местной фирмы, с которой заключено лицензионное соглашенийоду.
3 стратегических альянсы и совместные предприятия дают инвесторам большее присутствие на местном рынке с меньшим риском, чем прямая покупка местной фирмы или создание собственного дочернего предприятия. С. Создание альянсов крупными корпорациями открывает возможности для мелких компаний, ищут источники финансирования для роста. Продукция таких компаний занимает узкие ниши, поэтому они могут обеспечить более высокий доход по сравнению с крупными конкурентами, которые чаще не так оперативно реагируют на появление новых рынков и продуктетів.
4 преимущественно большинство стратегических альянсов приобретает форму совместных предприятий, создаваемых для достижения целей, обусловленных членами-учредителями (компаниями, решили образовать альянс)
5. Приобретение контрольных пакетов акций в фирмах стран-реципиентов иностранными инвесторами приносит большие выгоды местным фирмам, стимулирует экономику страны в целом и ускоряет ее интеграцию в мировую в экономику, потому что это требует от инвесторов больших обязательств и длительного времени для получения прибыли. Контрольные пакеты акций могут быть получены путем прямой покупки акций, приватизации, о бмину акций на долги и другими методамми.
Создание собственных дочерних предприятий в фирмах стран-реципиентов применяется на рынках, которые имеют наибольший потенциал для получения прибыли. Эта форма инвестиций имеет наибольший риск и крупнейшие и обязательства со стороны иностранного инвестораа.
Таким образом, прямые иностранные инвестиции несут риск иностранным инвесторам, так как последние лишены возможности быстрого выхода на рынок, кроме того они приносят больше выгод стране-реципиенте, поэтому включающие большие суммы средств, связанных с большими обязательствами и длительным временем осуществления инвестиции.
Международное движение предпринимательского капитала, в частности, прямые иностранные инвестиции, стали базой для формирования всемирного филиалов и международного производства транснациональных компаний (ТНК)
Источник