- Цена токена Ethereum Swarm за сутки выросла на 800%
- Шесть проверенных временем решений для децентрализованного хранения
- Filecoin
- Siacoin
- Arweave
- Storj
- Swarm
- DeNet
- Выводы
- Основы сервиса Swarm и первый публичный альфа-релиз
- Принципы работы Swarm
- Документы и хэш в Swarm
- Манифесты и URL
- Сервис Имен Эфириума
- Дорожная карта Swarm
Цена токена Ethereum Swarm за сутки выросла на 800%
19 мая криптовалютная биржа BHEX (бывшая HBTC) запустила торговлю бессрочным фьючерсом BZZ/USDT. В первые сутки стоимость контракта выросла от $30 до $240 на пике.
BZZ — ERC-20 токен децентрализованного хранилища данных Ethereum Swarm. С помощью Swarm пользователи могут обмениваться сообщениями и файлами, а также хостить приложения и сайты в децентрализованной сети. Проект работает по принципу BitTorrent:
- Swarm разбивает файл на части и распределяет его между узлами;
- протокол Swarm создает манифест с адресами узлов, которые хранят части файла;
- пользователь запрашивает манифест, загружает файл из сети Swarm и оплачивает услуги узлов в токене BZZ.
В отличие от Filecoin и IPFS Swarm масштабируется благодаря встроенному L2-решению для платежей. Узлы ведут локальные «чековые книжки» — записи об обмене данными с пользователями сети. Когда объем передачи данных превышает лимит, узел запрашивает у пользователя чек за услуги. Должник отправляет чек в приватном L2-канале. Узел обменивает собранные чеки на BZZ и записывает «обналичивание» в транзакцию на блокчейн Ethereum.
На момент публикации разработчики тестируют Swarm v0.6.0 и готовятся к эирдропу 1 млн BZZ. Команда проекта планирует запустить мейннет в конце второго квартала 2021 года. Тем временем криптовалютные биржи запускают фьючерсы на цену BZZ.
Напомним, суточный доход от майнинга Ethereum достиг $100 млн.
Подписывайтесь на новости ForkLog в Telegram: ForkLog Feed — вся лента новостей, ForkLog — самые важные новости, инфографика и мнения.
Источник
Шесть проверенных временем решений для децентрализованного хранения
Децентрализованное хранение — одно из самых очевидных применений технологии блокчейн. Всем известны недостатки современных популярных сервисов хранения от известных компаний. Это высокая стоимость, потенциальная возможность отключения, угроза цензуры или несанкционированного доступа. Децентрализованные технологии с использованием блокчейна призваны решить все эти недостатки, поскольку они устраняют единую точку отказа, не требуют доверия и обеспечивают целостность.
Но они пока не получили широкого распространения, поскольку их окружает ряд мифов, которые либо устарели, либо связаны с популярными заблуждениями относительно самой технологии блокчейн, то есть просто не соответствуют действительности.
И самый главный миф, который давно пора развеять, заключается в том, что это новая, непроверенная, не протестированная технология. А проекты, которые занимаются практической реализации de-storage — это такие зародыши будущих децентрализованных хранилищ…
Так вот. Это не так! Такие проекты, как Filecoin, Siacoin, Arwave, Storj, Burst и Ethereum Swarm появились не вчера. Да, они годами позиционировали свои наработки, как альфа-, бета- и прочие MVP продукты. Но в среде разработчиков программ с открытым исходным кодом так принято. На самом деле на момент написания этой статьи, многим из этих проектов исполнилось по 5-6 лет, а их сети уже по сто раз и проверены, и протестированы, и в основном уже выведены на рынок. Поэтому давайте углубимся в каждый, чтобы посмотреть, каких успехов они достигли.
Filecoin
Уж этот-то проект никак нельзя назвать «новым и непроверенным», поскольку он периодически развивается с 2014 года. Некоторые даже считают его устаревшим, поскольку технологически его система хранения опирается на IPFS, которая, в свою очередь, берет начало в торрентах.
Как и все остальные проекты в данном обзоре, Filecoin (FIL) эксплуатирует идею о том, что теоретически должен существовать некий более доступный и более эффективный способ хранения данных, чем тот, который предлагают традиционные платформы Web 2.0.
Разработчики Filecoin позиционируют его как торговую площадку хранилищ, которая управляется сообществом и децентрализована. Это означает, что отдельные клиенты и майнеры хранилищ конкурируют за транзакции на основе цены, репутации, надежности, возможности извлечения и задержки. А блокчейн Filecoin гарантирует, что файлы хранятся безопасно, а все транзакции и целостность данных поддаются проверке.
Предполагалось, что рынок хранилищ Filecoin будет использовать преимущества малоиспользуемых мировых ресурсов хранения. То есть, идея Filecoin изначально состояла в том, чтобы люди в любой точке мира могли предложить свое неиспользуемое пространство для хранения кому-либо. Это создало бы экономику совместного использования, которая направлена на разблокирование неисчислимых объемов хранилища и экономию от масштаба при ценообразовании на решениях для хранения данных.
«Хранилище в сети Filecoin отделяет пространство на жестком диске от многих обычно связанных дополнительных услуг, предоставляемых другими поставщиками облачных хранилищ. Протокол позволяет покупателям и продавцам напрямую торговать пространством для хранения. В результате клиенты и майнеры могут свободно обсуждать цены и возможности. Filecoin предоставляет безопасную сеть и токен, которые клиенты и майнеры могут использовать для заключения контрактов на хранение в одноранговой сети», — так описывают свою систему разработчики Filecoin.
Однако на деле все вышло совсем не так, как было изначально задумано. На момент написания этого материала, предоставлять ресурсы обычного компьютера сети Filecoin экономически нецелесообразно, поскольку сеть поддерживают в основном майнеры со специализированным оборудованием. Фактически Filecoin пошел по пути биткоина и заработать в этой сети майнер может лишь обладая высокой пропускной способностью и огромным количеством терабайт пространства. Правда кроме этого токен FIL также используется для стекинга и доходного фарминга, но это мало похоже на майнинг и опять же, дает преимущества лишь достаточно крупным держателям. Таким образом, можно сказать, что Filecoin ушел от своей первоначальной идеи участия розничных пользователей.
Siacoin
Siacoin (SC) также можно считать ровестником Filecoin, поскольку базирующаяся в Бостоне компания Nebulous, Inc. была основана в 2014 году и запустила платформу хранения Sia в 2015 году.
Также как и Filecoin, Sia использует сочетание ранее существовавших технологий с функционалом блокчейна. В частности, технология избыточного сегментирования файлов для распределения в децентрализованном хранилище использует технологию Рида-Соломона. Это алгоритм коррекции ошибок, который ранее широко использовался на компакт-дисках и DVD. Это кодирование, которое также никак не назовешь «новым и непроверенным» позволяет Sia разделять файлы с избыточностью, при этом любые 10 из 30 сегментов могут полностью восстановить файлы пользователя.
У Sia весьма амбициозное позиционирование. Команда считает, что находится в прямой конкуренции с крупными поставщиками облачных хранилищ, такими как Amazon, Google и Microsoft. Сообщается, что благодаря своей децентрализованной природе Sia может предложить конкурентоспособные тарифы для хранения. И это действительно так. Но если сравнить ту скорость, с которой упомянутые выше компании развивают пользовательские решения, то Sia по сравнению с ними просто топчется на месте. Обновив недавно кошелек образца 2018 года я просто не увидел отличий — он выглядел так же и работал так же плохо, сходу заставив мой компьютер перейти на повышенные обороты.
Возможно дело в том, что в блокчейне Siacoin используется не самый экологичный алгоритм майнинга Proof-of-Work. Вознаграждение за майнинг начиналось с 300 000 SC и уменьшалось на 1 SC с каждым добытым блоком, пока в июле 2020 года не достигло 30 000 SC. Теперь вознаграждение за блок навсегда останется в размере 30 000 SC.
При этом команда разработчиков Sia намайнила 100 блоков (около 30 миллионов SC), прежде чем публично опубликовать алгоритм майнинга. Сообщается, что команда платформы и инвесторы владеют менее 0,1% от общего предложения Siacoin.
На участие в сети в качестве майнера существует своего рода плата за вход. Хосты должны предоставлять залог, чтобы участвовать в работе сети. По словам разработчиков Sia, это снижает любые стимулы для злоумышленников. Однако они не учли тот факт, что к большинству других систем хранения с использованием блокчейна можно просто подключить свое пространство и начать зарабатывать.
Arweave
Arweave (AR) несколько моложе своих предшественников и, по сообщениям разработчиков, намного шустрее. Альфа-версия Arweave была выпущена в ноябре 2017 года, после чего разработчики анонсировали запуск основной сети на 2018 год.
Также, как и в упомянутых выше проектах, пользователи могут либо сдавать в аренду свободное место на жестком диске и получать за это вознаграждение, либо арендовать пространство за собственные токены сети AR.
При этом пропускная способность Arweave составляет 5000 транзакций в секунду, что позволяет проекту достичь лучшей масштабируемости и развернуть целую платежную систему.
В первой половине 2020 года разработчики зафиксировали рост количества ежедневных транзакций с 147 000 до 1 750 000, а уже в марте Arweave смог привлечь почти $9 млн инвестиций от таких венчурных гигантов, как Andreessen Horowitz, Union Square Ventures и Coinbase Ventures. Средства были направлены на запуск Arweave 2.0.
Таким образом, в минувшем году компания наделала много шума, ворвавшись в первую сотню по капитализации. Однако на момент написания материала она вернулась во вторую и занимала #111 место.
Существенным недостатком Arweave видится сложность использования, поскольку Arweave в основном предназначена для разработчиков. Это по сути набор инструментов — библиотек, интерфейсов и утилит командной строки, включая майнер.
Для конечного пользователя есть только кошелек в виде браузерного плагина. Кроме того, несколько приложений создано сторонними разработчиками. Для начала работы с ними нужно создать и скачать кошелек в виде JSON файла. На сайте заявлена небольшая раздача токенов новым пользователям с подтверждением в твиттере — она не сработала.
Storj
STORJ – это еще одна децентрализованная платформа для облачного хранения данных, базирующаяся на блокчейне Ethereum и считающая себя конкурентом классических облачных сервисов типа Google Drive, Microsoft Azure, Amazon S3(AWS).
Сообщается, что любой человек может предоставить дисковое пространство для участия в децентрализованной облачной сети хранения и передачи данных под названием Tardigrade.
Облачное хранилище Tardigrade шифрует и разбивает на части файлы, чтобы затем распределить их по глобальной сети высокопроизводительных узлов хранения. При этом скачать и дешифровать их сможет исключительно владелец загруженного контента.
Чтобы стать частью оператором узла хранения и передачи, нужно иметь 500 GB свободного дискового пространства и высокую пропускную способность канала связи.
Swarm
Ethereum Swarm — это децентрализованная система хранения и связи для суверенного цифрового общества.
Swarm позиционируется, как система одноранговых сетевых узлов, которые создают децентрализованное хранилище и службу связи. Система является экономически самодостаточной благодаря встроенным механизмам стимулирования, которые реализуются посредством смарт-контрактов на блокчейне Ethereum. Избыточность делает систему устойчивой к проблемам с подключением, оттоку узлов или целевым DDOS-атакам и обеспечивает обслуживание с нулевым временем простоя.
Swarm пока самый молодой проект в этом обзоре. Но у него есть уже MVP, запущенный более года назад. С тех пор команда последовательно развивает его, и в ноябре 2020 года запустила Swarm Live, который предваряет выпуск Swarm 1.0.
Тем не менее, Swarm представляет собой инструментарий, ориентированный на разработчиков.
«Выпуск Swarm MVP позволяет разработчикам DApp создать промежуточную среду, в которой данные приложения могут сохраняться посредством локального закрепления, пока не будет запущен Swarm 1.0», — говорится в объявлении о выпуске Swarm Live.
DeNet
Сеть DeNet (DNET) основана в июле 2017 года с идеей использования свободных мощностей ПК для децентрализованного хранилища. Через три месяца компания выпустила MVP. Уже в 2018 году основным вектором стал рынок B2B в хранении данных, проведено большое количество пилотных внедрений и тестов в крупных компаниях России и мира: ГК Таиф; ASG GROUP; ICL; Министерство Цифровизации и Информатизации РТ; ИТ ПАРК Казань.
DeNet представляет собой распределенный и быстрый файловый сервис, который, по словам разработчиков, использует запатентованную технологию и отличается от других скоростью работы.
В то время, как Filecoin, Sia и другие сети основаны на существующих технологиях, в DeNet было решено отказаться от использования в своем ПО исходного кода IPFS и каких-либо других наработок, поскольку скорость их работы оставляет желать лучшего.
На сайте представлены не только корпоративные, но и пользовательские решения. В частности, можно протестировать веб-интерфейс децентрализованного хранилища или базовый функционал платформы хостинга на его основе. Для исследования возможностей майнинга можно скачать программу для Mac, которая предоставляет сети пользовательское пространство.
В отличие от остальных проектов децентрализованного хранения DeNet постоянно расширяет спектр предложений на основе своего инструментария. Это то, чего нет у разработчиков открытого программного обеспечения.
Выводы
Зачастую разработчики считают, что им достаточно создать протокол, MVP и библиотеку разработчика, а весь остальной мир создателей программного обеспечения, начнет разрабатывать свои приложения на их основе.
Типичный пример тому — Arweave и Swarm. Обычному пользователю даже на сайте трудно сориентироваться, не говоря уже о том, чтобы начать использовать это ПО.
В этом смысле у таких проектов, как Sia, Storj и DeNet есть определенное преимущество. Но из них лишь DeNet предлагает действительно быструю сеть децентрализованного хранения и развитые инструменты как для пользователя, так и для разработчика. А кроме того, компания NeDet недавно выпустила решение для безопасности.
Решение от DeNet тщательно протестированы и активно используются в пяти крупных ИТ-компаниях Казани, включая государственные.
При этом компания не замыкает разработку и развитие решений на основе сети DeNet исключительно на себя.
Для формирования экосистемы проектов был запущен второй токен DFILE, который предназначен для создания системы экономических стимулов, включая прямую поддержку разработчиков, функции стекинга и доходного фарминга.
Источник
Основы сервиса Swarm и первый публичный альфа-релиз
15 декабря в тестовой сети Эфириума Ropsten размещена альфа-версия платформы Swarm – службы распределенного хранения файлов. Основная цель Swarm – обеспечение децентрализованного и неограниченного хранилища публичных записей Эфириума, в частности, библиотек кода Dapps, их данных, а также данных блокчейна.
Согласно первоначальной дорожной карте создателей Эфириума, децентрализованная сеть будущего – Web 3.0 будет состоять из трех компонентов:
- Децентрализованный виртуальный компьютер: Эфириум
- Облачная децентрализованная система хранения информации: Swarm
- Коммуникации в децентрализованной сети: Whisper
Начало публичного тестирования Swarm знаменует начало нового этапа развития сети. Структура Swarm предполагает глубокую интеграцию с сетью и блокчейном Эфириума на уровне мультипротокола devp2p, и будет отвечать за службу доменных имен (Эфириум предполагает присвоение публичным адресам доменных имен, подобно тому, как это принято в WWW), сервисные платежи и подтверждение доступности контента. Следует, однако отметить, что в альфа-версии PoC 0.2, развернутой на тестовой сети, система сервисных платежей пока отключена – она будет доступна, начиная с PoC 0.4: это означает, что любой пользователь сможет держать контент Swarm на своем компьютере и получать за это вознаграждение.
Среди других систем распределенного хранения Swarm выделяется двумя особенностями. Такие службы, как Bittorrent, Zeronet, IPFS, дают возможность регистрации и общего доступа к контенту, который пользователи держат на своих серверах, однако Swarm сам является провайдером и обеспечивает хостинг в качестве децентрализованного сервиса облачного хранения. На практике это означает возможность «загрузить и исчезнуть»: пользователь загружает контент в Swarm и может получить его обратно в любое время, и все это без обращений к жесткому диску. Swarm – это хранилище и служба доставки, после того, как он достигнет рабочей функциональности, диапазон использования будет расширен: от интерактивных веб-приложений реального времени, до гарантированного хранения редко используемого контента.
Его вторая особенность: система мотивации. Преимущество децентрализованного консенсуса вычислений и состояний в том, что он задает программируемые наборы правил для сообществ, сетей и децентрализованных сервисов, а эти правила, в свою очередь, решают проблемы координации, вводя системы прозрачных и самоподдерживающихся стимулов. Такие мотивационные системы формируют поведение индивидуальных участников, каждый из которых преследует собственные рациональные интересы, а вместе они определяют поведение системы, которое оказывается значительно более выгодным для каждого из участников, чем при отсутствии координации.
По мнению авторов Эфириума, блокчейн в сочетании с P2P технологиями дает возможность создания полностью децентрализованного интернета. Идея трех отдельных протоколов ( SHH для Whisper, BZZ для Swarm и ETH для блокчейна) была представлена в мае 2014 года Гэвином Вудом и Виталиком Бутериным, которые опубликовали свое видение экосистемы Эфириума, как интернет будущего – Web 3.0. Можно сказать, что смарт-контракты мотивирующих алгоритмов представляют собой коллективный разум, или разум улья Swarm (Swarm – рой).
Принципы работы Swarm
Swarm представляет собой сеть, сервис и протокол (набор правил). Сеть Swarm состоит из узлов, исполняющих протокол BZZ, который для коммуникации между узлами использует уровень devp2p/rlpx Эфириума. Протокол BZZ определяет способы взаимодействия. На базовом уровне Swarm – распределенное хранилище фрагментов данных с контент-адресами. Фрагменты данных – это произвольные блоки данных с фиксированным максимальным размером (сейчас 4 кб). Контент-адрес означает, что адрес любого фрагмента детерминированно вычисляется из его контента. Упрощенная схема адресации: фрагмент считается входом, и возвращает 32-байтный ключ в качестве выхода. Получаемый хэш необратим, стоек к коллизиям, а распределение равномерно (примерная схема биткойна, так же работает и PoW).
хэш фрагмента является адресом, по которому клиенты могут извлечь фрагмент (прообраз этого хэша). Необратимая и стойкая к коллизиям адресация обеспечивает и защиту целостности данных: независимо от контекста, если клиент знает адрес, он может по его хэшу определить, был ли фрагмент поврежден или изменен. Ресурсы (диск, память, полоса пропускания, CPU) узлов , из которых состоит Swarm служат для хранения фрагментов. Но как определяется, кто будет хранить фрагмент? Узлы имеют адреса (хэш адреса их аккаунта BZZ), которые хранятся там же, где и сами фрагменты.
Это адресное пространство называется оверлей-сеть (overlay-network). Когда фрагмент загружается в сеть, протокол определяет, что он будет храниться на узлах, находящихся максимально близко к адресу фрагмента (согласно заранее определенной функции измерения расстояния в адресном пространстве оверлея). Процесс, в ходе которого фрагменты привязываются к своим адресам, называется синхронизацией и является частью протокола. Когда узлу нужно получить контент, он отправляет в Swarm запрос с адресом контента, а сеть отправляет запрос дальше, пока данные не будут найдены (или до таймаута запроса). В этом отношении Swarm похож на традиционную таблицу распределенных хэшей, но с двумя важными (и не до конца исследованными) особенностями.
Swarm использует набор соединений TCP/IP, в которых каждый узел имеет набор (квази-) перманентных пиров. Все коммуникации между узлами транслируются от узла к узлу, перемещаясь по активным соединениям между пирами. Узлы активно управляют соединениями пиров, чтобы поддерживать набор соединений, который обеспечит синхронизацию и извлечение контента с помощью маршрутизации, основанной на ключах. Таким образом, и хранение фрагментов, и запросы на выдачу контента всегда могут быть эффективно направлены с помощью соединений между пирами к узлам, находящимся ближе всего к адресам контента.
В сочетании с мотивационной системой Swarm, собственный рациональный интерес узла диктует оппортунистическое поведение кэширования: узел кэширует все транслируемые фрагменты локально, так чтобы он смог обслужить их, как только придет запрос. Вследствие этого поведения, популярный контент избыточно копируется в сети, уменьшая задержки при выдаче – авторы называют этот процесс «автомасштабирование сети». Более того, такая стратегия кэширования защищает оригинальных хранителей контента от потенциальных DoS атак. Swarm мотивирует узлы кэшировать весь контент, который проходит через них, до тех пор, пока остается свободное пространство. Установлено, что кэширование фрагментов со средней частотой использования всегда является оптимальной стратегией, даже если ради этого приходится удалять старые фрагменты.
Лучшим предсказателем спроса на фрагмент является частота запросов на него в прошлом. Поэтому, рациональное поведение требует удаления фрагментов, которые давно не запрашивались. Так, контент, который теряет актуальность, или никогда не запрашивался, будет перемещен в корзину и удален, если он не защищен «страховкой». Это приводит к тому, что узлы полностью задействуют свои ресурсы для эффективного обслуживания пользователей. Такое органичное автомасштабирование делает Swarm максимально эластичным облаком.
Документы и хэш в Swarm
Следующий вопрос: откуда берутся фрагменты?
Фрагментатор Swarm находится на уровне API. Фрагментатор получает любой исходник, например, текстовый или видеофайл, и делит его на фрагменты фиксированного размера. Это фрагменты данных, их другое название – листовые фрагменты (leaf chunks). Они хэшируются и синхронизируются с пирами. Затем хэши фрагментов данных сами упаковываются во фрагменты (промежуточные фрагменты) и процесс повторяется. Сейчас в один фрагмент входят 128 хэшей.
В результате, данные оказываются представлены деревом Меркла, а корневой хэш дерева служит адресом, по которому пользователь извлекает загруженный файл. При получении файла, пользователь берет корневой хэш и получает его прообраз, и если он оказывается промежуточным фрагментом, то он интерпретируется как последовательность хэшей – адресов фрагментов на низшем уровне. Так процесс достигает уровня данных и выдается оригинальный контент. Дерево Меркла фрагментов обеспечивает защиту целостности содержимого даже на «тяжелых» видеофайлах.
Манифесты и URL
На вершине дерева Меркла фрагментов Swarm размещает ключевой третий слой контента: файлы манифестов – json массивы записей. Такая запись определяет путь, тип контента и хэш, указывающий на контент. Манифесты позволяют создавать виртуальные сайты, хостинг которых обеспечивает Swarm, и он же обеспечивает адресацию этих сайтов, основанную на URL. Записи манифеста могут указывать на другие манифесты, так что они могут быть рекурсивно встроены один в другой, а это позволяет кодировать манифест в виде сжатого дерева (compact trie), эффективно масштабируя огромные массивы данных (например, Википедия или Youtube). Манифест также можно представить как карту сайта, или таблицу маршрутизатора, которая сопоставляет строки URL и контент. Поскольку каждый шаг процедуры представляет собой структуру Меркла или адрес контента, манифест обеспечивают защиту целостности данных для всего сайта.
Манифесты можно читать с помощью протокольной схемы bzzr url. Пример – приложение Swarm Explorer, аналогичный стандартному браузеру сети.
Такая хэш-адресация является неизменяемой, это значит, что невозможно переписать или изменить контент документа, размещенного по фиксированному адресу. Невозможно также удалить опубликованный контент и по этой причине пользователям рекомендуется делиться информацией в Swarm с осторожностью. Однако можно изменить сайт, создав новый манифест, с новыми записями, удалив старые. Это операция стоит дешево, поскольку она не требует перемещения контента. Вот пример фотоальбома, размещенного на Swarm, а его исходный код здесь.
Если же нужно постоянно обновлять содержимое сайта, то необходимо использовать изменяемые адреса, основанные на службе имен. Здесь встречаются блокчейн, Сервис Имен Эфириума и доменные имена. Более продвинутый (и сложный) способ отслеживать изменения, это использование контроля версии, например git, или mango – git, использующий Swarm или IPFS в фоновом режиме.
Сервис Имен Эфириума
Чтобы вносить изменения или обновлять данные, нужна система доменных имен. Для сервиса доменных имен необходим блокчейн и соответствующий механизм. Для преобразования доменных имен в хэши Swarm использует Ethereum Name Service (ENS). Для приобретения доменов и управления ими используются специальные инструменты. Здесь важнейшим звеном является ENS, поскольку это мост между блокчейном и Swarm.
Дорожная карта Swarm
Вслед за Swarm 0.2, опубликованным 15 декабря, последует более амбициозная версия 0.3 с полностью переписанным сетевым уровнем и новым протоколом синхронизации. Будут добавлены каналы приватно коммуникации и дополнительное маскирование файлов. В расширенные спецификации манифестов будет включена поддержка заголовков http и метаданные.
С версией 0.4 будет реализована экономическая модель, в которой пользователи будут получать оплату за использование своих ресурсов. Добавятся функции повышенной приватности и новые свойства: страховка данных и разрешение споров.
Источник