Рампа световая театральная
Рампа световая
Рампа световая или театральная рампа – система осветительных приборов рассеянного света, установленная на планшете по переднему краю авансцены и предназначенная для создания нижнего фронтального освещения сцены и актеров.
Рампа, как правило, встраивается в одну линию вдоль авансцены и скрыта от зрителя низким барьером. Световой поток театральной рампы позволяет снизить контраст теней, возникающих при освещении лиц актеров приборами верхнего и диагонального освещения сцены. Рампа световая позволяет не только получить характерный светотеневой рисунок, но и улучшает зрительное восприятие сцены и образов. Полнофункционально реализовать освещение сцены на некоторых театральных и концертных площадках без данного типа световых приборов попросту невозможно.
По конструкции рампа световая подразделяется на три основных вида: выносная, врезная стационарная, врезная подъемно-опускная.
Выносная световая рампа
Выносная световая рампа – группа или система приборов, которая периодически, по мере необходимости, выносится и выставляется по переднему краю авансцены. Достоинства данного типа рамп: мобильность, отсутствие необходимости модернизации, изменения или доработки конструкций авансцены. Недостатки: видимость со стороны зрительного зала осветительных приборов, наличие лючков для подключения светового оборудования, отсутствие оперативности приведения системы в рабочее состояние.
Врезная стационарная световая рампа
Врезная стационарная световая рампа представляет собой нишу по переднему краю авансцены, которая, как правило, частично или полностью утоплена в планшет сцены. Конструкция врезной рампы, как правило, имеет возможность перекрытия ниши щитами, что позволяет полностью использовать рабочую зону авансцены в случае необходимости (соответственно приборы рампы закрытые щитами будут находиться в нерабочем положении). Достоинства указанной конструкции: световое оборудование рампы полностью скрыто из зоны видимости со стороны зрителей, отсутствует необходимость в переподключении оборудования. Недостатки: увеличение стоимости конструкций авансцены, необходимость перемещения тяжелых щитов в случае перекрытия ниши и наличия помещения для их хранения.
Врезная подъемно-опускная световая рампа
Врезная подъемно-опускная световая рампа представляет собой конструкцию имеющую возможность скрытия (трансформации) в планшет авансцены. В нерабочем положении световые приборы рампы автоматически отключают питание, что обеспечивает необходимый уровень безопасности при эксплуатации оборудования. Привод трансформации рампы может быть как ручным, так и механизированным. Достоинства данного типа рамп: оперативность приведения оборудования в рабочее состояние, возможность скрытия рампы в нерабочем положении, возможность использования всей площади авансцены в нерабочем (скрытом) положении рампы. Недостатки: увеличение стоимости конструкций авансцены и рампы, отсутствие инвариантности использования (конструкция рампы, как правило, адаптирована под один тип приборов), механизм привода рампы должен иметь свободный доступ для обслуживания, что влечет за собой необходимость организации дополнительных рабочих зон в пространстве авансцены.
В соответствии с техническим заданием заказчика изготовим врезные подъемно-опускные театральные рампы. Для проработки конструкции рампы необходимо дополнительно предоставить габаритные и присоединительные размеры устанавливаемых световых приборов. Возможно изготовление как двухрядных рамп (под два узких прибора), так и однорядных. Для уменьшения высоты откидной крышки рампы рекомендуется к применению двухстворчатая конструкция.
Источник
Рампа
Рампа — театральное осветительное устройство, предназначенное для нижнего фронтального освещения сцены и актёров.
Когда-то рампа была едва ли не главным источником света на сцене. Поэтому в переносном смысле словом рампа часто обозначают театр в целом, сцену вообще: «Увидеть свет рампы».
Рампа, как правило, является многоцветной системой, в ней используются асимметричные приборы рассеянного света и прожекторы. Все светильники, составляющие рампу, выстраиваются в одну линию вдоль авансцены. Чтобы рампа не мешала зрителям смотреть спектакль, её высота над уровнем авансцены не должна превышать 20-40 см. Часто рампа бывает переносной или подъёмно-опускной.
Свет от рампы призван смягчать контрастные тени, возникающие при верхнем освещении. Но работать с рампой нужно достаточно осторожно, так как свет, направленный снизу вверх, непривычен для наших глаз и может создавать странное, мистическое настроение у зрителей.
Макс Келлер советует соблюдать два простых правила:
- 1) Направлять свет от рампы под углом 45° и на небольшое расстояние, 2) Следить, чтобы свет от рампы не падал на задник сцены.
В Самарском Театре Оперы и Балета специалистами «Системы» установлена полностью автоматизированная встроенная в планшет рампа. Рампа состоит из девяти автономных секций, каждая из которых может подниматься и опускаться по сигналу с пульта помрежа. Между секциями проложены резиновые вкладки — они перекрывают световые зазоры между люками рампы. В закрытом положении рампа сливается с планшетом, причем при опускании рампы световое оборудование автоматически отключается.
Источник
РАМПА СЦЕНИЧЕСКАЯ
РАМПА СЦЕНИЧЕСКАЯ низкий барьер вдоль просцениума, закрывающий со стороны зрительного зала аппаратуру, предназначенную для освещения сценического действия снизу
(Болгарский язык; Български) — осветителна рампа (на сцена)
(Чешский язык; Čeština) — jevištní rampa
(Немецкий язык; Deutsch) — Bühnenrampe
(Венгерский язык; Magyar) — rivalda
(Монгольский язык) — тайзны тавцан
(Польский язык; Polska) — rampa sceniczna
(Румынский язык; Român) — rampă a scenei
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — pozorišna rampa
(Испанский язык; Español) — candilejas
(Английский язык; English) — footlights
(Французский язык; Français) — rampe de scène
Смотреть что такое «РАМПА СЦЕНИЧЕСКАЯ» в других словарях:
рампа сценическая — Низкий барьер вдоль просцениума, закрывающий со стороны зрительного зала аппаратуру, предназначенную для освещения сценического действия снизу [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики элементы… … Справочник технического переводчика
Театр и Лермонтов — ТЕАТР и Лермонтов. Театр. жизнь в России 20 30 х гг. 19 в. была весьма интенсивной. Любовь к театру укоренилась и в родственном окружении Л. Рассказы о театре и театр. впечатления вошли в его жизнь с детских лет. Предки поэта Арсеньевы и,… … Лермонтовская энциклопедия
ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера
Самарский муниципальный театр драмы «Камерная сцена» — основан в 1993 году режиссёром Софьей Рубиной, котора … Википедия
Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия
Глаголин, Борис Сергеевич — Борис Глаголин 1906 год Имя при рождении: Б … Википедия
Борис Глаголин — Б. С. Глаголин. 1906 Борис Сергеевич Глаголин (23 января 1879, Саратов 13 декабря 1948, Голливуд, Калифорния, США) русский, американский драматург, режиссёр реформатор и артист новатор, один из первых кинематографистов России, теоретик театра.… … Википедия
Борис Сергеевич Глаголин — Б. С. Глаголин. 1906 Борис Сергеевич Глаголин (23 января 1879, Саратов 13 декабря 1948, Голливуд, Калифорния, США) русский, американский драматург, режиссёр реформатор и артист новатор, один из первых кинематографистов России, теоретик театра.… … Википедия
Глаголин — Глаголин, Борис Сергеевич Б. С. Глаголин. 1906 Борис Сергеевич Глаголин (23 января 1879, Саратов 13 декабря 1948, Голливуд, Калифорния, США) русский, американский драматург, режиссёр и артист новатор, один из первых… … Википедия
Гусев (Глаголин), Борис Сергеевич — Б. С. Глаголин. 1906 Борис Сергеевич Глаголин (23 января 1879, Саратов 13 декабря 1948, Голливуд, Калифорния, США) русский, американский драматург, режиссёр реформатор и артист новатор, один из первых кинематографистов России, теоретик театра.… … Википедия
Источник
Театральная шпаргалка. Часть 2
Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.
Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.
Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.
Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.
Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.
Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.
Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.
Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.
А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.
Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.
Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.
Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.
Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.
Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.
Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.
Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.
Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
На сцене располагаются декорации спектакля.
Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.
Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.
Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.
Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.
Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.
В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.
В сценографию (декорационное оснащение спектакля) входят реквизит – предметы сценической обстановки, которыми актеры пользуются или манипулируют по ходу действия пьесы, и бутафория – специально изготовленные предметы (скульптуры, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях вместо настоящих вещей. Предметы бутафории отличаются дешевизной, прочностью, подчеркнутой выразительностью внешней формы. При этом бутафоры обычно отказываются от воспроизведения не видимых зрителю деталей.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.
В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.
Определения представленных терминов взяты с сайтов:
Источник