Что такое спик инвестиции

Специальный инвестиционный контракт: нововведения 2018 года

Партнер IPT Group

специально для ГАРАНТ.РУ

В период кризисных ситуаций в экономике государство готово поддерживать инвестора – производителя. Наиболее существенна эта поддержка, когда речь идет о крупных проектах, рассчитанных на очень длительный период времени и имеющих значительную социальную составляющую – рабочие места, поддержание региональных социальных проектов, развитие инфраструктуры, дополнительные поступления в бюджеты всех уровней в виде налогов, сборов и т.п.

Особого внимания заслуживает такой механизм стимулирования предпринимательской деятельности, как специальные инвестиционные контракты (далее – СПИК) для отдельных отраслей промышленности, по которым субъекту предпринимательской могут быть предоставлены льготы и преференции.

Государство и бизнес: трудности перевода

Возможность заключения СПИК существует с 2015 года. О механизме заключения такого контракта говорится в Федеральном законе от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», а правила заключения СПИК закреплены в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2015 г. № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности». Вместе с тем, практика показала, что инвесторы, особенно иностранные, не в полном объеме используют предоставляемые государством возможности для развития бизнес-проектов на территории Российской Федерации, сталкиваются с непониманием законодательных требований к проекту, опасаются «бюрократических проволочек», ответственности в случае невыполнения принятых на себя обязательств и т.д.

Опыт взаимодействия государства и бизнеса в этом направлении позволил усовершенствовать механизм заключения СПИК и устранить пробелы. С 18 июня 2018 года вступит в силу измененная редакция Правил заключения СПИК (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2017 г. № 1564 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся специального инвестиционного контракта»), которая теперь будет детально регламентировать процедуру рассмотрения заявлений инвесторов о заключении контракта, согласования его условий, изменения и расторжения. В новой редакции Правил достаточно четко закреплены требования к документам инвестора для заключения СПИК, к перечню документов, содержанию бизнес-плана и финансовой модели, уточнены полномочия межведомственной комиссии, уполномоченной на рассмотрение заявлений инвесторов и принятие соответствующих решений по ним. Типовая форма контракта скорректирована с учетом сложившейся практики заключения СПИК.

Но самое важное – то, что теперь инвестору предоставлена возможность заключать СПИК на «новый этап инвестиционного проекта», а также предусматривать участие в проекте «привлеченных лиц». Это, несомненно, окажет положительное влияние на функционирование механизма СПИК.

Новые требования к СПИК

Предъявляемые требования к «новому этапу инвестиционного проекта» в целом идентичны требованиям, предъявляемым для инвестиционного контракта. Но предусмотрены и дополнительные условия, которые обязательно должны выполняться одновременно:

  • реализация нового этапа инвестиционного проекта началась в том календарном году, в котором инвестор подал заявление о заключении СПИК, либо реализация нового этапа инвестиционного проекта будет осуществляться в период действия СПИК;
  • в отношении нового этапа составлен бизнес-план, предусматривающий дополнительные (по сравнению с предусмотренными изначально) инвестиции в объеме не менее 750 млн руб. (без учета НДС);
  • а общий объем инвестиций, осуществляемых на новом этапе, составляет не менее 50% объема инвестиций, необходимых для реализации инвестиционного проекта в целом.

Что касается требований к инвестору, то им признается лицо, которое на день принятия государством положительного решения о заключении СПИК отвечает определенным требованиям: российское или иностранное юридическое лицо (место регистрации – территория не включенная в перечень офшорных зон) или ИП, которые не находятся в процессе реорганизации и ликвидации и не имеют ограничений на осуществление хозяйственной деятельности в связи с административным приостановлением деятельности, не имеет признаков банкротства, не имеет неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кто такие «привлеченные лица»?

Привлеченные лица обязуются непосредственно осуществлять производство промышленной продукции в соответствии с инвестиционным проектом (промышленные предприятия) либо выполнять функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции, финансового центра или иным образом участвовать в реализации инвестиционного проекта. То есть работы по проекту может выполнять не только инвестор самостоятельно, но и привлекать для участия в проекте иных лиц. Однако такое условия обговаривается на стадии заключения контракта и информация о них обязательно должна содержаться в контракте.

Читайте также:  Порекомендовать тинькофф инвестиции другу

Этапы заключения контракта

Условно весь процесс можно разделить на три этапа. На первом этапе инвестору необходимо подготовить все документы по проекту, включая:

  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • документы, позволяющие подтвердить размер привлекаемых инвестиций;
  • сведения о характеристиках промышленной продукции;
  • план-график реализации инвестиционного проекта;
  • сведения о количестве создаваемых рабочих мест, о минимальном объеме налогов, сборов, страховых взносов, таможенных пошлин, которые будут уплачены инвестором и т.д.

Это кропотливый процесс, требующий больших временных и трудовых затрат. Например, бизнес-план проекта должен быть актуализированным не ранее чем за три месяца до дня предоставления инвестором в уполномоченный орган документов. Финансовая модель должна содержать как исходные данные (допущения), промежуточные прогнозные расчеты, так и прогнозную финансовую отчетность, включая: прогнозный баланс, прогноз финансовых результатов, движения денежных средств и т.д.

В целом, изменения, внесенные в Правила заключения СПИК, теперь более детально прописывают требования к документам инвестора для заключения СПИК, особенно – к содержанию бизнес-плана и финансовой модели, скорректирована типовая форма СПИК с учетом сложившейся практики заключения таких контрактов.

Что касается второго и третьего этапов: заключать СПИК от имени Российской Федерации будет Минпроторг России (или Минэнерго России или Минсельхоз России) по согласованию с Минфином России и иными федеральными органами исполнительной власти, компетентными в части предоставления мер стимулирования. Также наряду с Российской Федерацией стороной СПИК может выступать субъект Российской Федерации и муниципальное образование.

При этом важно помнить, что до заключения самого контракта предусмотрена процедура предварительного рассмотрения документов, представленных инвестором по проекту и заявления о заключении СПИК, уполномоченным органом, который в течение 30 рабочих дней рассматривает документы и если они соответствуют требованиям – направляет в Межведомственную комиссию по специальным инвестиционным контрактам (далее – Комиссия) с приложением проекта решения комиссии о возможности либо невозможности заключения СПИК на предложенных инвестором условиях и проекта СПИК.

Как добиться согласования СПИКа

Как правило, если проект проходит этап предварительного согласования положительно, то и итоговое решение Комиссии будет положительным. Комиссия, сформированная из представителей Минпромторга России, Минфина России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, Аппарата Правительства Российской Федерации, а также экспертов промышленных, кредитных, общественных и научных организаций, в срок не позднее 60 рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов принимает решение о возможности (невозможности) заключения контракта, возможности (невозможности) изменения условий контракта, о целесообразности (нецелесообразности) расторжения контракта.

Здесь следует сказать, что распоряжением Правительства Российской Федерации в 2014 году создан Фонд развития промышленности, который с одной стороны, выполняет функции инвест-консультанта, консолидирующего всю информацию о программах поддержки промышленности и разъясняющего предприятиям условия и порядок участия в них, а с другой – становится координатором взаимодействия промышленного бизнеса с институтами развития, региональными властями, организациями инфраструктуры на всех стадиях реализации: от поиска площадки до запуска производства. Таким образом, Фонд оказывает комплексную поддержку промышленным инвестпроектам, что тоже значительно способствует упрощению процедуры взаимодействия государства и инвестора.

Что делать, если инвестор передумал?

Условиями контракта будут предусмотрены последствия его расторжения. Необходимо отметить, что государство дополнительно стимулирует инвесторов к качественному и ответственному исполнению заключенного контракта путем введения имущественной ответственности. Иначе говоря, в случае расторжения контракта, вызванного нарушением своих обязанностей в рамках СПИК, инвестор обязан возместить ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам и муниципальным образованиям, а также компенсировать в полном объеме неуплаченные суммы налогов, образовавшиеся в связи с применением налоговых льгот, а также пени на них.

Источник

Аналитика Публикации

Специальные инвестиционные контракты в Российской Федерации

СПИК: понятие, регулирование, стороны

К настоящему времени Российской Федерацией в лице Минпромторга России заключено только 12 таких контрактов, причем семь из них – с дочерними компаниями транснациональных или иностранных холдингов. Еще столько же заявок крупных бизнес-групп на заключение СПИК находится на рассмотрении, а желающих попробовать использовать данный инструмент для реализации своих программ развития значительно больше. Что же такое СПИК?

СПИК – это инструмент промышленной политики РФ, представляющий собой соглашение между частной стороной (инвестором и, при необходимости, промышленным предприятием) и публичной стороной (Российский Федерацией и/или ее регионом, а также в отдельных случаях и муниципалитетом), в котором фиксируются:

1) обязательства частной стороны в определенный срок создать на территории РФ, континентальном шельфе РФ или в особой экономической зоне РФ новое производство промышленной продукции, модернизировать уже существующее ее производство либо освоить производство такой продукции, которое еще не имеет аналогов в России (далее – целевая продукция);

Читайте также:  Текущая доходность облигации зависит от курсовой стоимости облигации

2) обязательства публичной стороны гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий в отношении целевой продукции, а также предоставить частной стороне специальные меры стимулирования и государственной поддержки, предусмотренные законодательством для участников СПИК.

На данный момент Правительством РФ утверждена форма типового контракта лишь по некоторым отраслям промышленности – для машиностроения (в том числе автомобилестроения), станкоинструментальной, металлургической, химической, фармацевтической, биотехнологической, медицинской, легкой, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей, электронной, авиационной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, а также промышленности средств связи (Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности»; далее – Постановление Правительства РФ № 708). Соответственно, к другим отраслям промышленности рассматриваемый инвестиционный механизм не применим до тех пор, пока не утверждена новая или расширенная типовая форма СПИК для иных отраслей. Вместе с тем в ближайшем будущем ожидается серьезное расширение перечня отраслей промышленности, в которых можно будет полноценно использовать СПИК в инвестиционных целях.

Помимо упомянутого выше Постановления Правительства РФ № 708, основное правовое регулирование СПИК в Российской Федерации осуществляется посредством:

– Федерального закона от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации»;

– Налогового кодекса РФ;

– Земельного кодекса РФ;

– Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2288 «Об утверждении формы заявления о заключении специального инвестиционного контракта»,

– приказа Минпромторга России от 07.08.2015 № 2289 «Об утверждении Порядка мониторинга и контроля за исполнением инвесторами обязательств по заключенным с ними специальным инвестиционным контрактам и форм отчетов, представляемых инвесторами».

Кроме того, принято множество специализированных общих и отраслевых нормативных правовых актов на уровне Правительства РФ и Минпромторга России, регламентирующих виды мер стимулирования и государственной поддержки в отношении частной стороны СПИК, а также основания и порядок их получения.

К СПИК применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности, если иное не установлено Федеральным законом от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в Российской Федерации» и не противоречит существу такого контракта. Кроме того, при структурировании и формировании условий СПИК стороны активно используют правовой инструментарий, предусмотренный Гражданским кодексом Российской Федерации.

Инвесторами по СПИК могут быть российские либо иностранные юридические лица или индивидуальные предприниматели, не находящиеся в процессе банкротства и не имеющие просроченной задолженности по обязательным платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Участником СПИК может быть и третье лицо, которое инвестор привлек для фактической реализации инвестиционного проекта (промышленное предприятие). Причем таких привлеченных лиц может быть несколько. Российские власти планируют расширить состав частной стороны: опционально включить в число участников СПИК кредитные организации, субъекты естественных монополий, корпорации (институты) развития и др.

Срок, на который заключается СПИК, рассчитывается как срок выхода инвестиционного проекта на операционную прибыль, увеличенный на пять лет. Но максимальный срок СПИК сейчас не может превышать 10 лет. Вместе с тем по поручению Президента РФ подготовлены изменения в действующее регулирование, предполагающие увеличение данного срока не менее чем до 20 лет.

Преимущества СПИК для частной стороны

Меры стимулирования и государственной поддержки инвестор может выбрать самостоятельно (в том числе совместно с промышленным предприятием) при подаче заявления о заключении СПИК. Решение о предоставлении частной стороне выбранных ею мер поддержки принимается специально созданной Правительством РФ Межведомственной комиссией по оценке возможности заключения СПИК (далее – Межведомственная комиссия) с учетом:

– предварительного заключения Минпромторга России;

– задач и/или целевых показателей и индикаторов государственных долгосрочных и среднесрочных программ РФ в отраслях промышленности, в рамках которых реализуются инвестиционные проекты.

В настоящее время законодательство РФ предусматривает следующие гарантии, льготы и/или преференции для участников СПИК (соответствующий список постоянно расширяется, в том числе для отдельных отраслей промышленности):

– стабильность налоговых условий на срок действия СПИК (гарантия неповышения величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора и/или промышленного предприятия по сравнению с величиной совокупной налоговой нагрузки на их доходы в момент заключения СПИК);

– стабильность регуляторных условий (гарантии стабильности режима запретов, ограничений в отношении выполнения СПИК и обязательных требований в отношении жизненного цикла целевой продукции, то есть стадий изыскания, проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

Читайте также:  Как торговать по сигналам бинанс

– предоставление в отношении целевой продукции исключительной возможности реализовывать на территории РФ отдельные виды товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых Правительством РФ установлен жесткий запрет на их допуск в Россию;

– льготы по уплате налогов (на федеральном уровне – по налогу на прибыль, на региональном – как по налогу на прибыль, так и в отношении налога на имущество и транспортного налога, на муниципальном – по земельному налогу при наличии соответствующей нормативной базы);

– упрощенное получение публичных земельных участков в пользование для реализации инвестиционных проектов без проведения торгов;

– упрощенное приобретение статуса российского производителя в отношении целевой продукции;

– возможность приобретения в специальном порядке статуса единственного поставщика для государственных нужд (при принятии на себя обязательства по СПИК осуществить инвестиции на сумму более 3 млрд руб.);

– упрощенное приобретение статуса крупнейшего производителя промышленной продукции в целях льготного порядка администрирования и уплаты некоторых публичных платежей (в настоящее время актуально только в отношении утилизационного сбора для производителей специальной техники);

– отраслевые субсидии (например, на компенсацию части затрат на использование энергоресурсов при производстве целевой продукции, на содержание рабочих мест, на транспортировку этой продукции, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности, а также части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении такой продукции).

В части такой преференции, как отраслевые субсидии, следует отметить, что сейчас на федеральном уровне активно обсуждается необходимость предоставления в ближайшее время частной стороне СПИК субсидий, направленных на стимулирование экспорта российской продукции за рубеж.

Кроме того, целевая продукция, произведенная в рамках СПИК, может быть дополнительно интересна для ее приобретателей тем, что на нее распространяется ускоренная амортизация.

Следует отметить, что по СПИК частная сторона не получает от государства (его регионов, муниципалитетов) в собственность какое-либо имущество либо бюджетные инвестиции. В свою очередь, и публичная сторона также не получает по СПИК какое-либо имущество, в том числе интеллектуальную собственность и денежные средства.

Как правило, указание в СПИК на применение соответствующих льгот и преференций означает особый (приоритетный) порядок их получения частной стороной в силу статуса участника СПИК как такового. Однако сам СПИК не является источником мер стимулирования и государственной поддержки. Такие меры должны быть на момент заключения СПИК предусмотрены законодательством.

Ключевые обязательства инвестора по СПИК

Минимальный объем инвестиций по СПИК в создание или модернизацию либо освоение производства целевой продукции составляет не менее 750 млн руб. (без учета НДС). При этом следует учитывать, что согласно действующему правовому регулированию суммы инвестиций, вложенный в реализацию проекта до заключения СПИК пока не учитываются. Контракт может предусматривать поэтапное инвестирование. Активно обсуждается деловыми кругами возможность уменьшения «входного порога» для заключения СПИК. Вместе с тем Минфин России, напротив, предлагает увеличить этот порог до 1 млрд руб., не учитывая при этом в их составе заемные средства и средства, полученные от реализации инвестиционного проекта по СПИК.

Частная сторона СПИК должна взять на себя обязательства по достижению в конкретные сроки определенных целевых параметров инвестиционного проекта, на что обращают внимание Минпромторг России и Межведомственная комиссия при рассмотрении заявления инвестора.

Такими параметрами являются:

– перечень мероприятий инвестиционного проекта (например, приобретение земельного участка, подготовка проектной и рабочей документации для строительства, шефмонтаж необходимого оборудования, осуществление строительства/монтажа и др.);

– объем инвестиций в проект (согласно практике заключения СПИК необходимо указать их объем не только за весь срок действия СПИК, но и по годам);

– объем (в денежном выражении) произведенной и реализованной целевой продукции (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);

– объем налогов (федеральных, региональных, местных), планируемых к уплате по окончании срока СПИК;

– доля стоимости используемых материалов и компонентов (оборудования) иностранного происхождения в цене целевой продукции, выпускаемой к окончанию срока СПИК;

– количество рабочих мест, создаваемых в ходе реализации инвестиционного проекта (ежегодно на конец календарного года и к окончанию срока СПИК);

– объем экспорта (этот параметр не предусмотрен нормативно-правовыми актами, однако на практике ему придается весьма большое значение со стороны как Минпромторга России, так и Межведомственной комиссии);

– иные дополнительные нормативно не предусмотренные обязательства инвестора, которые он готов на себя принять и которые могут быть интересы публичной стороне СПИК (например, создание инновационных центров, центров по подготовке высококвалифицированных специалистов и др.).

Источник

Оцените статью