Как заработать на компании-пустышке: рассказываем, что такое SPAC
В июне стало известно, что инвестор-миллиардер Билл Экман подал в регулирующие органы США заявку об IPO SPAC (a special purpose acquisition company) — компании, созданной специально для слияния с другой частной компанией, которая желает выйти на биржу, минуя процедуру IPO. У SPAC нет ни активов, ни истории деятельности, ни бизнес-плана — это фактически пустышки.
Как сообщил Reuters, в ходе IPO Экман собирается привлечь $4 млрд — абсолютный рекорд для SPAC. Прежний в начале 2020 года установила Churchill Capital, принадлежащая экс-руководителю CitiGroup Майклу Кляйну — тогда удалось собрать $1,1 млрд.
SPAC Экмана получит название Pershing Square Tontine Holdings и тикер PSTH. Ее бумаги будут торговаться на Нью-Йоркской фондовой бирже. С какой именно компанией она собирается слиться — пока неизвестно.
SPAC — инструмент далеко не новый, но при этом малоизвестный и все более широко распространяющийся. А его поверхностное описание способно отторгнуть большинство консервативных инвесторов, боящихся мошенников. Рассказываем все, что нужно знать инвестору о таких компаниях.
SPAC — что это вообще такое?
Сама по себе идея SPAC с первого взгляда выглядит сомнительной — однако такие компании существуют уже несколько десятилетий. Сейчас это официально признанная сфера, для которой прописаны строгие правила и ограничения. С каждым годом ее популярность растет: к примеру, если в 2014 году SPAC привлекли $1,8 млрд инвестиций, то в 2019-м их объем вырос до $13,6 млрд. А в 2020-м SPAC уже собрали $12,4 млрд.
SPAC проводит первичное размещение, привлекая средства инвесторов вслепую — по сути, с этого начинается история компании. Их IPO называются blank-check («пустые чеки») — покупая такие акции, инвесторы де-факто приобретают воздух. Однако в перспективе это может окупиться, если руководители SPAC договорятся о слиянии с хорошей частной компанией.
По правилам Комиссии по ценным бумагам (SEC), акции SPAC размещаются по фиксированной цене в $10. Менеджмент (их называют спонсорами SPAC) собирает деньги инвесторов и заемные средства, чтобы инвестировать в приобретение частной компании без больших долгов. Срок — два года с момента IPO (реже — 18 месяцев). По истечении дедлайна SPAC ликвидируется, а деньги возвращаются инвесторам. Сливаться со связанными со спонсорами компаниями запрещено.
SPAC обязана потратить не менее 80% собранных средств на один актив. Любая сделка должна быть сперва одобрена акционерами. Частные компании, сливающиеся со SPAC, могут конвертировать свои бумаги в акции SPAC в пропорции 1:1. После этого тикер SPAC меняется на тикер новой публичной компании.
Вложения в SPAC доступны только квалифицированным инвесторам. Все собранные средства на IPO помещаются на эскроу-счет — это служит гарантией, что они пойдут на приобретение бизнеса, а не на личные цели руководителей SPAC.
Обычно спонсорами SPAC выступают известные финансисты — руководителям-ноунеймам трудно договориться о сделке и, как следствие, привлечь средства инвесторов.
Зачем SPAC нужен спонсорам и частным компаниям?
Менеджмент SPAC — потенциально главные бенефициары SPAC в случае успешного слияния. По условиям сделки со SPAC сливающаяся с ней компания обязана провести допэмиссию акций (обычно 20%), которые полностью достаются спонсорам.
Главный риск для учредителей — потеря собственных средств в случае неудачного слияния или же провала сделки. В случае ликвидации SPAC его спонсоры несут все операционные издержки. Затраты на создание технической компании могут исчисляться десятками миллионов долларов.
Кроме того, SPAC считается сферой, где нет права на ошибку: если спонсорам не удалось за два года найти бизнес для слияния, то они зарабатывают плохую репутацию. Скорее всего, для второй попытки они просто не найдут инвесторов.
Для частного бизнеса SPAC — это возможность прийти на биржу «через черный ход», минуя процедуру листинга и экономя средства и время. Компании не нужно платить инвестбанкирам и регуляторам за листинг, маркетинг и прочее, поскольку за все это уже заплатили спонсоры SPAC.
Зачем SPAC нужен инвесторам?
В случае успешного слияния инвестор в SPAC имеет шанс вложиться в перспективный бизнес, которого еще нет на бирже. При этом он получает ликвидные активы, которые может продать сразу после истечения ограничительного периода, и не платит комиссии, как было бы в случае вложений через фонд прямых инвестиций. Эскроу-счет гарантирует возврат средств в случае провала.
Также инвесторы в пакете с акциями обычно получают варранты — бумаги, позволяющие купить еще акций по заранее определенной цене. Никто не запрещает избавиться от акций, но сохранить ни к чему не обязывающие варранты — это хеджирует риски и создает вариативность стратегий.
Но есть и подводные камни. Инвестор не знает, во что вкладывается, — даже если спонсоры SPAC сообщают о договоренности о сделке с той или иной компанией, это ничего не значит. Оформить сделку можно только после IPO — гарантий ее осуществления у инвесторов нет.
Значительная часть SPAC попросту не находит бизнес для слияния и распускается. Для инвестора это далеко не худший вариант, ведь тогда он ничего не теряет — вложенные средства попросту вернутся. Гораздо хуже другой вариант: слияние, в результате которого бумаги преобразованных SPAC теряют в цене. В большинстве случаев происходит именно так: по данным WSJ, акции более половины SPAC, ставших публичными в 2015–2016 годах, сейчас торгуются ниже стоимости IPO.
Одна из причин этого — возможное желание спонсоров любой ценой реализовать имеющийся капитал и заработать, в результате чего они могут переплачивать за относительно недорогие компании. Чаще всего это случается со сделками, заключенными в самом конце двухлетнего периода. А рынок после слияния оценивает приобретенный бизнес адекватно, и бумаги новой компании стремительно дешевеют.
Какие компании стали публичными благодаря SPAC?
За последний год слились с SPAC и вышли на биржу сразу несколько частных компаний. Среди них есть по-настоящему громкие имена — например, космический туроператор Ричарда Брэнсона Virgin Galactic, компания вышла на рынок в конце октября 2019 года. В этом ей помог венчурный инвестор Чамат Палихапития и его SPAC Social Capital Hedosophia Holdings, купивший 49% бумаг Virgin Galactic за $800 млн.
В феврале 2020-го котировки Virgin Galactic выросли на 255% с момента старта торгов, однако затем упали — тем не менее ее бумаги все еще оцениваются значительно выше $10 (одна акция Virgin Galactic 13 июля стоила $19,51).
Другая такая компания — на хайпе прямо сейчас: это производитель электрогрузовиков Nikola, который появился на бирже 4 июня после сделки со SPAC VectoIQ. Всего через четыре дня ее бумаги прибавили в цене более 100%, а Nikola обогнала по капитализации Ford Motor и Fiat Chrysler Automobiles. При этом компания пока даже не запустила производство машин.
Вскоре путем Nikola может пойти еще один производитель электрокаров — Fisker. 13 июля компания объявила о слиянии со Spartan Energy Acquisition Corp — еще одной SPAC, финансируемой частной акционерной компанией Apollo Global Management Inc.
Ожидается, что сделка принесет Fisker $ 1 млрд и позволит начать производство первого электрокара компании Fisker Ocean к концу 2022 года. А акции Spartan на премаркете 13 июля уже выросли более чем на 20%.
Стоит ли связываться со SPAC?
Инвестировать в SPAC можно — это не настолько рискованный инструмент, каким кажется на первый взгляд. Гораздо больше рисков несут его спонсоры. Однако инвестор должен однозначно верить в способность спонсоров (лучше, чтобы они были с именем) найти бизнес для слияния. Еще лучше — если у компании уже есть определенная цель.
Если же сделка сорвалась, или же менеджмент предлагает сомнительную компанию для слияния, или же просто двухлетний период подходит к концу — разумнее забрать вложенное в SPAC, чтобы не понести потери. Чем ближе к концу дедлайна — тем выше вероятность плохой сделки. И разумеется, инвестиции в SPAC должны быть лишь частью диверсифицированной стратегии.
Больше новостей и интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Термин, обозначающий вероятность быстрой продажи активов по рыночной или близкой к рыночной цене. Подробнее Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Краткое обозначение акций компании, валюты или товара на бирже. Чаще всего состоит из букв, использованных в названии компании. Реже — из цифр (на азиатских биржах). В тикерах облигаций указаны базовые характеристики ценной бумаги — обычно цифрами. Тикеры валют состоят из трех букв. Первые две обозначают страну, а третья — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Инвестиции — это вложение денежных средств для получения дохода или сохранения капитала. Различают финансовые инвестиции (покупка ценных бумаг) и реальные (инвестиции в промышленность, строительство и так далее). В широком смысле инвестиции делятся на множество подвидов: частные или государственные, спекулятивные или венчурные и прочие. Подробнее
Источник
Осторожно, SPAC. Продукт для венчурных инвестиций от «Тинькофф». Разбор Банки.ру
«Тинькофф Инвестиции» запустили продукт для инвестиций в модные фонды SPAC. Разбираемся, что внутри.
Что такое SPAC
Представьте себе публичную компанию, у которой единственный актив — деньги инвесторов. Это компания-«оболочка», или SPAC (Special-purpose acquisition company — специализированная компания по слияниям и поглощениям). Инвесторы покупают акции SPAC по фиксированной цене с расчетом на то, что акции вырастут, когда «оболочка» сольется с каким-нибудь быстрорастущим непубличным бизнесом. Если в течение двух лет слияния не происходит, инвесторам возвращают деньги, SPAC распускают.
До 2014 года непубличные компании в основном выходили на биржу непосредственно, через традиционные IPO. Но их доля в общем количестве новых размещений снижалась. С 2020 года большинство компаний в США выбирают выход на биржу через SPAC.
«В 2020 году SPAC привлекли больше средств, чем за всю предыдущую историю, — 73 миллиарда долларов — и опередили по этому показателю IPO, притом что объем IPO в прошлом году также был рекордным», — приводит цифры председатель правления ITI Capital Мария Панкова.
«В отличие от SPAC в классическом IPO очень маленькая аллокация», — обозначает разницу Александр Цукерман, начальник отдела интернет-трейдинга на международных рынках «БКС Мир инвестиций», имея в виду низкий процент удовлетворения заявки на покупку акций со стороны желающих поучаствовать в размещении. А еще возможен «локап» — временный запрет на продажу акций.
Многие SPAC-компании торгуются значительно дороже (до 70%) их стоимости к сумме денег на счетах уже сразу после выхода на биржу. Инвесторы рассчитывают, что премия окупится при сделке (хотя не факт, что она состоится). При этом 20% акций такого фонда забирают по номинальной стоимости спонсоры (то есть первичные инвесторы, сформировавшие фонд под покупку других компаний, привлекавшие капитал до поисков целевой компании для приобретения и переговоров с ней). Это их вознаграждение за поиск потенциального объекта для поглощения.
«Не думаю, что SPAC удастся полностью заменить IPO. Да, для компаний, желающих стать публичными, пойти по пути SPAC проще, быстрее и дешевле. Но для инвесторов это фактически кот в мешке. IPO оценить крайне трудно — оценить SPAC попросту невозможно», — делится мнением основатель консалтинговой компании «Богатство» Владимир Верещак. И обозначает важный минус — слабое регулирование SPAC. Именно оно позволяет становиться публичными «не очень качественным» компаниям вплоть до мошенников.
Его коллега из ITI Capital напоминает про ажиотаж вокруг SPAC-компании Nikola, производителя электро- и водородных грузовых автомобилей. Ни один грузовик не произведен, и нет объективной информации о такой возможности в принципе, но акции Nikola после выхода на биржу через SPAC выросли в 8 раз. «Капитализация компании в моменте превышала 30 миллиардов долларов — дороже, чем Ford! Потом цены упали втрое, но и после коррекции компания без выручки, технологии и скандального увольнения CEO стоит 10 миллиардов долларов», — приводит пример Мария Панкова.
Тем не менее в условиях денежного изобилия на фондовых рынках идея SPAC нашла своих приверженцев. «Тинькофф Инвестиции» объявили, что уже на этой неделе дадут своим клиентам-«квалам» возможность инвестировать в SPAC на американском рынке. Предложение брокера ориентировано на премиальных клиентов с агрессивным риск-профилем.
На российском рынке это первое подобное предложение. В нем уже ограничен риск инвестора. Последний вносит менее 30% базовой цены акции и на 100% участвует в росте котировок торгуемого фонда с возможностью заработать до 200%, утверждают в «Тинькофф Инвестициях».
Под тикером RBAC
Основой для инструмента «Тинькофф» является SPAC RedBall Acquisition Corp., основанный в июне 2020 года и зарегистрированный на Каймановых Островах. В августе 2020-го он провел IPO, собрав около 575 млн долларов, торгуется на площадке NYSE под тикером RBAC.
Самые доходные акции за прошлый год
Название компании | Изменения за год | Покупка |
---|---|---|