- Пошаговая инструкция: как разработать личный инвестиционный план
- Как разработать инвестиционный план
- 1 часть
- Выберите вариант инвестиций, подходящий по возрасту
- Определите текущее финансовое положение
- Установите личный порог риска
- Часть 2
- Установите цели
- Выберете временные рамки для целей
- Определите ликвидность
- Часть 3
- Изучите варианты
- Создайте стратегию инвестиций
- Убедитесь, что план соответствует порогу риска
- Посоветуйтесь с финансовым консультантом
- Часть 4
- Оцените прогресс
- Инвестиционный план: пример составления
- Общее понятие
- Функции, задачи и цели
- Составление бизнес-плана
- Содержание инвестплана
- Первый раздел
- Второй раздел
- Третий раздел
- Четвертый раздел
- Пятый раздел
Пошаговая инструкция: как разработать личный инвестиционный план
Как разработать инвестиционный план
Создать работающий инвестиционный план – это не просто открыть сберегательный счёт и купить пару случайных акций. Вначале необходимо понять личное текущее финансовое положение и то, каким вы хотите его сделать за счёт инвестиций в будущем. После этого нужно обозначить цели и выбрать подходящие решения.
Начинать работу над персональной стратегией вложения денег никогда не поздно. Шансы на её полную реализацию есть у каждого.
1 часть
Выберите вариант инвестиций, подходящий по возрасту
Возраст оказывает влияние на инвестиционную стратегию. Чем вы моложе, тем более оправдан риск. У вас есть больше времени, чтобы восстановиться от неудач при рыночных спадах, кризисах и ошибках.
Когда инвестору 20 лет, он может выделить большую часть денег для агрессивных инвестиций. Таких, которые ориентированы на рост и компании с маленькой капитализацией.
Если инвестор близок к выходу на пенсию, он формирует портфель из менее агрессивных вариантов и рассматривает компании со стабильным доходом и предприятия с большой капитализацией.
Определите текущее финансовое положение
Будьте в курсе того, каким именно доходом вы располагаете. Определите сколько можете выделить средств для инвестирования. Посмотрите на бюджет, вычтите ежемесячные расходы и установите сумму, которая доступна для вложений. Обязательно создайте чрезвычайный фонд (запас денег, который покрывает 3-6 месяцев расходов).
Установите личный порог риска
Порог риска – это правило, которое определяет сколько риска готов взять на себя инвестор. Даже будучи молодым, человек может быть не готов много рисковать. Он будет выбирать инвестиции, которые соответствуют его «точке кипения».
Акции более волатильны, чем облигации, сберегательные и накопительные банковские счета.
Риск и размер потенциальной выгоды взаимно влияют друг на друга. Чем больше риск, тем больше возможная прибыль. Инвесторы получают лучшие результаты за правильные, но «опасные» решения. Важно разумно оценить фундаментальные показали компании, прежде чем покупать её акции.
О том, как правильно выбрать акции мы писали здесь .
Часть 2
Установите цели
Идея постановки цели состоит в том, чтобы удерживать активы и управлять ими в долгосрочной стратегии, имея чёткое понимание, зачем это именно вам. Независимо от стремления, любому инвестору понадобится диверсифицированный портфель. Что вы хотите делать с деньгами, которые получите благодаря инвестированию? Уйти пораньше на пенсию? Купить хороший дом? Трейлер для путешествий? Дайте ответ на этот вопрос.
Если цель агрессивна, надо чаще пополнять и наращивать капитал, а не обращаться к рискованным вариантам. Так, скорее всего, вы достигнете нужного результата, а не потеряете средства на одном из неудачных решений.
Выберете временные рамки для целей
В какие сроки вы хотите достичь своих финансовых целей? Этот вопрос поможет с выбором типа инвестиций.
• Если вы заинтересованы в получении хорошей и быстрой отдачи вложений, а также готовы рискнуть, то выбирайте агрессивные варианты. Но не забывайте, что они связаны с возможностью не только много заработать, но и много потерять.
• Если хотите достигать целей постепенно и стабильно, выбирайте безопасные инвестиции, которые дают небольшую, но почти всегда гарантированную прибыль. Банковские вклады, облигации федерального займа и акции крупных компаний с дивидендной доходностью.
Определите ликвидность
Под ликвидным понимается актив, который можно легко продать по цене, близкой к рыночной. Это говорит о том, что у инвестора есть возможность быстро получить деньги на руки, если появится необходимость.
• Акции, облигации и инвестиции в ETF высоколиквидны. Их можно быстро продать.
• Недвижимость и банковские вклады с фиксированным сроком менее ликвидны. Конвертация их в наличные деньги занимает время.
Часть 3
Изучите варианты
Есть много подходов для того, чтобы создать план. Изучите все варианты, чтобы выбрать тот, который больше отвечает личным целям, доходам и толерантности к риску.
Исследуйте финансовые возможности с долгосрочными и краткосрочными горизонтами. Акции, облигации, ПИФы, ETF, банковские вклады, валюта, драгоценные металлы, недвижимость. Понимание особенностей этих инструментов необходимо для стратегии каждого инвестора.
Помните, что портфель должен быть диверсифицированным. Отказываться от акций или облигаций нельзя, но и полностью закупаться только одним видом актива тоже.
Если вы не справляетесь с высоким риском, то составьте портфель из 15% высокодоходных, но рисковых активов (акций) и из 85% стабильных, но менее доходных вариантов (облигаций, вкладов).
Создайте стратегию инвестиций
Решите, как вы хотите диверсифицироваться (распределять вложение денег). Нельзя «хранить все яйца в одной корзине», согласно американской пословице, предостерегающей от излишнего риска. Например, каждый месяц вы можете отправлять 30% своего инвестиционного капитала в акции, 30% — в облигации, а остальные 40% — на сберегательный счёт. Отрегулируйте эти пропорции в соответствии с целями и готовностью к риску.
Убедитесь, что план соответствует порогу риска
Если каждый месяц отдавать 90% дохода на акции, можно потерять очень много денег в случае обвала фондового рынка. Такая тактика не является разумной и обычно не вписывается в порог риска инвесторов, но убедитесь, что это действительно так и для вас.
Посоветуйтесь с финансовым консультантом
Если вы не знаете, как сделать инвестиционный план в соответствии с целями и риском, обратитесь к квалифицированному финансовому консультанту.
Часть 4
Оцените прогресс
Отслеживайте инвестиции раз в квартал или полгода, чтобы понимать, что они соответствуют ожиданиям и приближают к цели. Если это не так, сделайте переоценку портфеля и распределите инвестиции в другой пропорции.
Возможна ситуация, когда вы не вкладываете достаточно денег от каждой зарплаты в инвестиции. С другой стороны, может оказаться, что вы опережаете планы и переводите слишком много денег в активы. И тот и другой вариант по-своему опасны, поэтому балансируйте около золотой середины.
Источник
Инвестиционный план: пример составления
Первым и, наверное, самым важным этапом любого инвестиционного проекта является этап проведения предварительных исследований рынка, формирования основной идеи, обоснование целесообразности его реализации. А грамотно составленный на этом этапе инвестиционный план пример или, точнее, модель «поведения» инвестиций в будущем, отраженная на бумаге.
Общее понятие
Но все же, какое определение инвестиционного плана все-таки принято использовать в финансовой практике? Вот несколько вариантов.
Инвестплан – это документ, в котором отражена вся информация, необходимая для реализации конкретного инвестиционного проекта. Данная информация должна полностью отвечать на вопросы: «Целесообразно ли вкладывать средства в проект?» и «Окупятся ли затраты и в какой срок?».
План инвестиционный также может называться бизнес-планом. Определение может быть следующим – четкое, понятное описание бизнеса, финансирование которого планируется.
Функции, задачи и цели
Таким образом, из вышеописанных определений общего понятия бизнес-плана можно выделить его основные функции:
- инструмент, позволяющий инвестору оценить результаты бизнеса за определенный период;
- используется как концепция ведения бизнеса;
- инструмент привлечения финансирования.
В свою очередь, подробный план инвестиционного проекта позволяет решить следующие задачи:
- определить направления, рынки и цели деятельности;
- оценить доходы и расходы, связанные с проектом;
- разработать мероприятия и способы достижения инвестиционных целей;
- выбрать лиц, которые будут ответственны за реализацию.
- рассчитать и оценить возможные риски в финансовом и экономическом аспекте.
Составление бизнес-плана
Порядок и методика составления инвестиционного плана предполагают определенную его структуру. Перед тем, как перейти к рассмотрению основных пунктов содержания, выделим несколько применяемых на практике методик его составления. Основные представлены на фото ниже.
Друг от друга эти методики отличаются лишь разделами содержания, которые могут быть обязательными в одной и носить необязательный характер в другой.
Содержание инвестплана
Наряду с указанными выше методиками в РФ существуют также и методические рекомендации по составлению бизнес-плана. Они составлены Министерством экономразвития и торговли РФ и носят больше рекомендационный, нежели обязательный характер.
В связи с тем, что разделы плана, которые предусмотрены в методичке Министерства, почти полностью совпадают с разделами, применяемыми в мировой финансовой практике (методика UNIDO), рассмотрим их на примере последней.
Разделы, или содержание, состоит из:
- Вводная часть, или иначе краткое резюме.
- Маркетинговый план.
- Производственный план.
- Организация процесса реализации проекта.
- Финансовый план.
Поподробнее о каждом пункте.
Первый раздел
Резюме – это все общие сведения об инвестиционном проекте или бизнесе, который планируется финансировать. Приведем пример, какие данные и информация указывается в этом разделе.
- описание целей проекта;
- общий обзор финансового рынка и отрасли, в которую планируются вложения;
- описание продукции/услуг/работа, которые будут выпускаться;
- описание новизны;
- описание конкурентной среды и сравнительный анализ проекта с предложениями конкурентов и т. п.
Второй раздел
План маркетинга инвестиционного проекта предполагает оценку рынков сбыта и определение вектора движения маркетинговой стратегии.
Что должно содержаться в нем:
- четкая оценка спроса и предложения на рынке;
- оценка факторов, которые могут оказать влияние в ходе реализации проекта, например, конкуренция;
- прогнозы объемов производства/реализации в зависимости от сферы бизнеса;
- методы и способы реализации, рекламы и продвижения продукции;
- определение стратегии ценообразования.
Маркетинговый план инвестиционного проекта можно с уверенностью назвать важной частью общего бизнес-плана. Именно он позволяет ответить на вопрос: «Что лучше выпускать: новое, дешевое, качественное или вообще не стоит выходить на этот рынок?».
Третий раздел
Само название раздела говорит само за себя.
А именно: производственные план включает в себя:
- описание самого процесса производства;
- описание технологического процесса;
- какие мощности необходимы (площади, оборудование и т. д.);
- контроль качества продукции и способы его осуществления;
- оценка затрат на сырье, материалы, оборудование и т. д.;
- кадровая политика: необходимое количество сотрудников, уровень заработных плат, уровень квалификации и образования персонала.
Четвертый раздел
Организационный план, или иначе план управления, частично затрагивает третий раздел в части кадрового вопроса. Но в четвертом разделе он рассматривается более широко и уже под другим углом.
Этот раздел объединяет в себе:
- описание всех участников бизнес-проекта (сотрудники занимающие руководящие должности, партнеры, совет директоров);
- описание организационно-правовой структуры предприятия/компании/фирмы;
- трудовые ресурсы
- распределение обязанностей между сотрудниками и наделение полномочиями руководителей разных уровней;
- утверждение мотивационной политики в т. ч. уровня заработных плат персонала.
Пятый раздел
По сути, последний раздел подытоживает всю информацию, которая была указана во всех предыдущих. Именно финансовый раздел зачастую является ключевым для инвестора в принятии им окончательного решения.
Объяснение тому очень простое: финансовый раздел показывает инвестору всю указанную выше информацию в стоимостном выражении или проще говоря в денежном.
- прогнозный баланс доходов и расходов;
- баланс активов и пассивов;
- данные о плановых денежных потоках (поступления и выплаты);
- расчет рентабельности, прибыльности и окупаемости;
- анализ рисков;
- обоснование способов и методов, которые позволяют минимизировать риски;
- представление операционного и финансового бюджета фирмы/предприятия/компании.
Также следует отметить, что при утверждении бизнес-плана нельзя забывать и о том, что разработка календарного плана реализации инвестиционного проекта также является важной составляющей.
План-график реализации проекта составляется на весь период и предусматривает разбивку на «шаги». Как пример, для среднесрочного проекта сроком 3 года при построении графика реализации выбирается «шаг» в 1 месяц.
Источник