Что такое маржа инвестиции

Что такое маржа и как ее рассчитать

Маржинальность помогает увидеть, насколько эффективно работает система продаж в компании. В статье разбираем разницу между маржинальностью, маржой и наценкой и показываем, как применять эти показатели не в учебнике по экономике, а в реальном бизнесе.

Говорим только о марже в бизнесе

Термин маржа применяется не только в бизнесе, но еще на фондовой бирже и в банковском деле. И везде это разное.

В торговле на бирже маржа — это заем при покупке актива, в банковском деле — один из показателей надежности банка. В этой статье мы будем говорить только о марже в бизнесе.

Что такое маржа и маржинальность

В обиходе маржу часто путают с маржинальностью и наценкой.

Маржа. Экономисты называют ее маржинальным доходом. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. Для простоты в статье маржой мы будем называть именно маржинальный доход. Он считается в рублях.

Маржа = Выручка − Переменные расходы

Выручка — сумма, на которую компания отгрузила клиенту товар или оказала услугу.

Если магазин за день продал только смартфон за 10 000 ₽, то дневная выручка и будет 10 000 ₽.

Переменные расходы — все расходы, которые напрямую связаны с выручкой. Они зависят от объема этой выручки: чем больше расходов, тем больше выручка.

Чаще всего к переменным расходам относят: закупочную цену, процент продавцу с выручки, стоимость упаковки, стоимость доставки. Но могут быть и другие варианты. Все зависит от структуры и особенностей бизнеса.

Цветочный магазин с доставкой. Продавцы в магазине работают на окладе. В переменные расходы нужно включить:

— себестоимость цветов;
— упаковку букета;
— стоимость доставки букета клиенту.

Аренду помещения магазина и зарплату продавца включать не нужно — они не зависят от объема продаж. Формула маржи в этом случае выглядит так:

Маржа = Стоимость букета − (Себестоимость букета + Упаковка букета + Доставка)

Теперь пример из другой сферы.

Бизнес оказывает консультационные услуги онлайн. Консультант получает оклад в месяц. Единственные переменные расходы здесь — комиссия платежной системы. Других нет. Тогда формула выглядит так:

Маржа = Стоимость консультации − Размер комиссии платежной системы в рублях

Самое сложное при расчете маржи — определить, какие именно расходы относятся к переменным и влияют на продажу, а значит, на объем выручки. Часто предприниматели для определения структуры расходов пользуются помощью финансовых консультантов.

Маржу считают в рублях. Давайте на примере.

В январе выручка компании — 100 000 ₽.
Переменные расходы — 53 000 ₽.
Маржа в январе: 100 000 − 53 000 = 47 000 ₽.

В феврале выручка выросла до 140 000 ₽.
Переменные расходы увеличились до 84 000 ₽.
Маржа в феврале: 140 000 − 84 000 = 56 000 ₽

Маржа за февраль больше маржи за январь на 9000 ₽.

Складывается впечатление, что компания в феврале отработала лучше, чем в январе: маржа больше. Но здесь кроется ловушка, потому что эти абсолютные цифры не показывают эффективности работы компании. Чтобы правильно сравнить два месяца, надо считать не маржу, а маржинальность.

Читайте также:  Простой срок окупаемости инвестиции payback period

Маржинальность. Это отношение маржи к выручке. Она показывает, насколько эффективно компания продает товар или услугу: какая доля маржи в 1 рубле выручки.

Маржинальность = Маржа / Выручка × 100%

Маржинальность считается в процентах, и ее тоже часто ошибочно называют маржой. Так делать не надо.

Теперь вернемся к компании, где высчитывали маржу в январе и феврале.

Чтобы сравнить январь и февраль по эффективности, посчитаем маржинальность для каждого месяца. Напомним, что маржа за январь получилась 47 000 ₽, а за февраль — 56 000 ₽.

Маржинальность за январь: 47 000 / 100 000 × 100% = 47%.
Маржинальность за февраль: 56 000 / 140 000 × 100% = 40%.

Мы видим: маржа больше на 9000 ₽ в феврале, но вот маржинальность выше в январе.

Если бы уровень эффективности в феврале остался на уровне января, то компания заработала бы больше: маржа бы составила не 56 000 ₽, а 65 800 ₽.

По абсолютным цифрам можно подумать, что компания работает хорошо. Это будет ошибкой. А вот маржинальность сразу показывает эффективность бизнеса в разные месяцы.

Иногда маржинальность может быть отрицательной.

ИП вяжет свитера и варежки. Поступил заказ на 10 000 ₽. ИП закупила пряжи на 9000 ₽. Во время вязания ошиблась в схеме, чего пришлось докупать пряжу еще на 3000 ₽.

Маржа: 10 000 − 9000 − 3000 = −2000 ₽.
Маржинальность: −2000 / 10 000 × 100% = −20%.

Получается, на данном заказе ИП потеряла 20% от выручки.

Еще иногда маржу и маржинальность путают с наценкой. Посмотрим, в чем тут различие.

Отличие маржинальности от наценки

Маржинальность показывает, сколько дохода компании приносит каждый рубль выручки. А наценка — это коэффициент надбавки. Он показывает, сколько маржинального дохода принес каждый рубль, вложенный в закупку товара.

Наценка % = Маржа / Переменные расходы × 100%

Маржинальность не может быть больше 100%, наценка может быть какой угодно.

Закупили товар на 100 ₽, продали на 1000 ₽.

Кажется, что маржа, маржинальность и наценка — это понятия из учебника по экономике. На самом деле их полезно применять в бизнесе.

Для чего нужен расчет маржинальности

Маржа, маржинальность и наценка важны при ведении бизнеса. Но маржинальность — самый наглядный показатель из трех. Ее лучше наблюдать в динамике и следить за ней не реже раза в месяц.

Показатель маржинальности, в отличие от маржи и наценки, помогает делать выводы об эффективности продажи услуг или товаров.

Маржинальность растет → бизнес хорошо развивается, система продаж налажена и работает эффективно.

Маржинальность в рамках запланированной → процессы работают в штатном порядке.

Маржинальность снижается от месяца к месяцу → тревожный сигнал для руководителя. Значит, нужно разбираться в процессах, выяснять, где бизнес теряет деньги.

Например, в структуру переменных расходов входят:

  • закупочная стоимость товара;
  • бонус менеджера по продажам;
  • стоимость доставки товара.

При негативной динамике маржинальности понятно, что нужно срочно разбираться, где сбой:

  • возможно, повысилась закупочная цена, а закупщик об этом не сообщил;
  • бонусы менеджера слишком высоки либо неверно выстроена система мотивации;
  • выросла цена доставки и нужно поискать другую компанию-грузоперевозчика.

Знать маржинальность важно и до старта бизнеса, когда вы только определяетесь, что будете продавать. Чтобы узнать среднюю маржинальность, можно почитать форумы и пообщаться с другими компаниями. Так как средняя маржинальность, скажем, в Москве может сильно отличаться от маржинальности в Махачкале.

Конечно, ориентироваться только на маржинальность на старте недостаточно — надо составить полную финмодель бизнеса.

Читайте также:  Как происходят торги с биткоинами

Маржинальность используют при подсчете точки безубыточности. Она помогает определить, сколько выручки нужно компании, чтобы покрыть все постоянные расходы и выйти в ноль. Важно учитывать уровень точки безубыточности, когда планируете продажи. Лучше, чтобы бизнес проходил точку безубыточности в 10—13-х числах месяца, плохо — если к 25-му числу и позже.

Компания определяет план продаж на февраль.

Средняя маржинальность для компании — 25%.
Постоянные расходы (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т. д.) — 280 000 ₽.

Определяем, какая сумма выручки в месяц позволит компании покрыть расходы и выйти в прибыль:

ТБУ = Постоянные расходы / Маржинальность × 100%

ТБУ для этой компании: 280 000 / 25% × 100% = 1 120 000 ₽.

То есть в месяц нужно продать товара не меньше чем на 1 120 000 ₽, только чтобы окупить постоянные расходы.

Как рассчитать и контролировать маржинальность

Теоретически маржинальность посчитать легко, достаточно двух математических операций и листка бумаги. На практике бизнес использует расчеты в Excel и Google Таблицах, шаблоны в «1С», «ПланФакт», «ФинТабло», «Финолог» и других сервисах. Чтобы учесть много разных переменных, проще занести все данные в программу, которая автоматически выведет результат.

Отчет о прибылях и убытках в сервисе «ФинТабло»

Маржинальность — часть ежеквартальных и годовых отчетов о прибылях и убытках. Они помогают следить за состоянием дел в бизнесе. Правда, нужно уметь правильно считывать данные, а не просто их собирать. О самом отчете мы расскажем в отдельной статье.

Пример отчета о прибылях и убытках

Маржинальность нужно смотреть в динамике: например, отслеживать ежемесячно. Изменение в динамике за год помогает увидеть динамику развития бизнеса. Если маржинальность становится ниже среднего уровня маржинальности и никто это не замечает, бизнес может уйти в минус.

Маржинальность и ее изменение сообщают собственнику и руководителю о развитии бизнеса: эффективно ли построены процессы либо, наоборот, в бизнесе нужно менять и принимать управленческие решения. Но не в общем, а именно в тех процессах, которые непосредственно влияют на продажу.

Источник

Что такое маржинальная торговля на бирже, её плюсы, минусы и риски

На бирже можно торговать не только на свои средства, но и на заемные. Что для этого нужно и как организована маржинальная торговля на фондовом рынке, расскажем далее.

Как работает маржинальная торговля?

Маржинальная торговля — это взаимодействие инвестора с брокером, при котором первый сможет купить активов больше, чем если бы использовал только свои финансы. Эти товарные отношения еще называют «торговля с плечом». Как она работает? Допустим, у вас есть деньги (начальный капитал), на которые можно купить акции в количестве 10 штук. Если брокер обеспечит плечо «два к одному» (средства в двойном размере от начальной суммы), вы сможете приобрести уже 20 акций. Если одобрено плечо «десять к одному» — 100 акций. Маржинальная торговля имеет следующие базовые принципы:

  • Торговля осуществляется всегда только чужими активами (акциями, сырьем, валютой).
  • Кредитные средства предоставляются под обеспечение (залог).
  • Обеспечение кредита может быть ликвидным активом.

Справка: Ликвидный актив — товар, который всегда можно быстро продать.

Итак, основной смысл работы маржинальной торговли: покупка какого-либо товара на сумму, большую, чем располагаешь, или вообще без расходования своих денег. Можно продать чужой актив и получить прибыль.

Справка: трейдер — продавец, который действует на бирже самостоятельно и стремится получить прибыль из самого процесса торговли.

Понятие маржи и ее виды

В экономике понятие «маржа» очень близко по значению с известным всем нам понятием «наценка» и также означает некую прибыль. Но есть одно весомое различие. Наценка — это процент, добавленный к начальной стоимости, а маржа показывает долю прибыли в общей выручке.

Читайте также:  Биткоины краны которые платят 2017

СПРАВКА. Маржа — это разница стоимости приобретения и стоимости продажи любого товара.

А на фондовой бирже под маржой понимают залог или блокируемую для сделки сумму средств на счету трейдера.

Различают начальную маржу, когда учитывается исходная сумма активов для доступа к залогу, и минимальную — общую стоимость активов, после которой брокер принудительно закроет позиции по ценам рынка. Показатели маржи рассчитываются и в денежном эквиваленте, и в процентах. Формула расчета выглядит так:

Цена товара * количество реализованного товара-затраты на товар * количество товара.

Как работает кредитное плечо?

Кредитное плечо — услуга брокера по представлению трейдеру денег или ценных бумаг в виде займа для совершения сделки. Депозит может быть выше начального капитала инвестора в 10, 20, 100 раз и более. Благодаря этой услуге у трейдеров появляется возможность заключения сделок, бывших недоступными с использованием только собственного капитала.

Кредитное плечо как раз и является ключевым моментом маржинальной торговли. Чтобы воспользоваться этой услугой, необходимо иметь на своем депозите залог в размере установленного брокером минимума. Деньги поступают на счет и сразу обращаются в сделку. Сделка считается убыточной и закрывается, когда средства трейдера уменьшаются до критических показателей, установленных брокером. На следующие сутки после переноса позиций сделки со счета инвестора списывается своп — разница процентов по кредиту и депозиту, своего рода плата за пользование кредитного плеча.

Размер кредитного плеча устанавливает брокер.

Что такое маржин колл?

Когда при убыточной сделке баланс трейдера резко снижается, брокер отправляет ему маржин колл — предупреждение о нехватке средств для открытия новых и обеспечения текущих позиций сделки. После этого брокер в любое время может закрыть некоторые позиции за счет активов инвестора. Это предотвращает падение стоимости ликвидного портфеля трейдера до критических отметок. Брокер имеет право закрывать позиции, пока стоимость ликвидного портфеля не станет выше начальной маржи. Чтобы не довести ситуацию до маржин колла, следует соблюдать следующие правила:

  • Следите за рынком постоянно. Это нужно для контроля баланса своих счетов и своевременного внесения средств.
  • Контролируйте позиции сделки. Лучше закрыть убыточную позицию во избежание потерь капитала.
  • Реагируйте на брокерские сообщения оперативно.

Плюсы маржинального кредитования

Российский фондовый рынок широко использует маржинальное кредитование. В этом есть значительные плюсы для инвесторов:

  • появляется возможность приобретения ценных бумаг под залог активов;
  • используются новые финансовые инструменты для увеличения доходности;
  • появляется шанс увеличить прибыль на росте и снижении рынка;
  • повышается общая эффективность торговли по сравнению с торговлей, основанной только на личном капитале.

Риски при маржинальной торговле

Наряду со значительными преимуществами, маржинальная торговля имеет крупный недостаток в виде риска для потенциальных инвесторов. Вероятность возникновения рискованной ситуации увеличивается пропорционально сумме кредитного плеча, взятого для совершения сделки. Учитывайте рыночные риски потери денег из-за ценовых колебаний, а также риски по кредитным ставкам, установленным брокером.

Отличительной чертой маржинальной торговли есть риск не просто потерять свои накопления, но и оказаться должным брокеру.

Инвестировать на различных биржах достаточно просто опытным игрокам, но у начинающих трейдеров, не имеющих крупных сумм, часто возникают трудности. При грамотном управлении капиталом и позициями маржинальная торговля предоставляет широкие возможности к преумножению личного капитала.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Оцените статью