- Иностранные инвестиции: либеральные поправки
- Либерализация капиталовложения
- Содержание
- Определения
- Мультипликатор инвестиций
- Классификация инвестиций
- Государство как инвестор
- Инвестиция или спекуляция
- Привлечение инвестиций
- Плюсы и минусы привлечения инвестиций
- Риск и прибыль
- Инвестиционный климат
- Инвестиционный проект
- Инвестиционный пай
- Инвестиционный меморандум
- Дивестиции
Иностранные инвестиции: либеральные поправки
Законодательство об иностранных инвестициях в стратегические общества развивалось и совершенствовалось в течение последних пяти лет. Постепенно удалось создать механизм, характеризующийся достаточным уровнем понятности и прозрачности. В то же время на практике все еще возникают вопросы, требующие решения на законодательном уровне.
Последние значительные изменения в Федеральный закон от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее – Закон № 57-ФЗ) были приняты в конце 2011 г. и направлены на либерализацию и упрощение контроля.
Понимая важность дальнейшего совершенствования законодательной базы для ее соответствия сегодняшним реалиям, ФАС России по поручению Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ был разработан законопроект о внесении изменений в Закон № 57-ФЗ, который в настоящее время принят ГД РФ в первом чтении, а его дальнейшее рассмотрение назначено на апрель 2014 г.. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на уточнение сферы действия закона и совершенствование процедур контроля за осуществлением иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества.
Целью предлагаемых изменений прежде всего является дальнейшее упрощение механизма контроля, устранение излишних административных барьеров для иностранных инвесторов и создание благоприятного инвестиционного климата. Ко второму чтению данного законопроекта ФАС России подготовила ряд дополнительных предложений, которые пока не утверждены Правительством. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте ведомства .
Кроме того, необходимо отметить, что в Государственной Думе в первом чтении рассматривается законопроект, внесенный депутатами еще в 2010 г. Он предлагает, в частности, расширить перечень стратегических видов деятельности и включить в него деятельность по оказанию социально значимых услуг в сети «Интернет» (поиск информации, почтовый сервис, создание и размещение сайтов и т.д., если такие услуги оказываются в установленном объеме и преимущественно по запросам с территории РФ).
Кроме того, предлагается признавать стратегическими все общества, осуществляющие радио- и телевещание, убрав действующее территориальное ограничение, и все общества, осуществляющие деятельность редакции и (или) издателя периодического печатного издания, убрав пороговое значение по объему тиража. При этом законопроектом предусмотрено установление особенностей для процедуры контроля в отношении хозяйственных обществ, осуществляющих деятельность в сфере СМИ. Учитывая, что данный законопроект рассматривается уже достаточно долгое время и пока не принят в первом чтении, подробно останавливаться на предлагаемых изменениях мы не будем.
Между тем разработанный ФАС России законопроект может быть принят в ближайшее время, поэтому отметим наиболее значимые с нашей точки зрения поправки.
Случаи неприменения Закона № 57-ФЗ
В первую очередь можно выделить блок изменений, которые касаются норм, определяющих случаи и условия неприменения ограничений, установленных в отношении иностранных инвестиций, в стратегические хозяйственные общества.
Так, в действующей редакции закона предусмотрено исключение, согласно которому, если до совершения сделки, подлежащей контролю, иностранный инвестор или группа лиц уже контролируют стратегическое общество, т.е. прямо или косвенно распоряжаются более чем 50% общего количества голосов в стратегическом хозяйственном обществе, приобретение таким иностранным инвестором или группой лиц дополнительных акций (долей) не требует согласования.
При этом в правоприменительной практике указывается, что в данном случае такой иностранный инвестор уже получал разрешение Правительственной комиссии на приобретение контроля в отношении стратегического хозяйственного общества, поэтому второй раз обращаться за согласованием не требуется.
Законопроектом предлагается внести изменения, согласно которым сделка будет подпадать под исключение, только если сам иностранный инвестор, намеревающийся ее совершить, уже распоряжается более чем 50% в уставном капитале стратегического хозяйственного общества, либо если иностранный инвестор находится под контролем лица, осуществляющего одновременно контроль над стратегическим хозяйственным обществом, т.е. если сделка осуществляется между материнской и дочерней компаниями. Случай, когда группа иностранного инвестора уже имеет контроль над стратегическим обществом, предлагается исключить.
Аналогичное исключение рекомендуется ввести для стратегических обществ, являющихся недропользователями. Законопроектом для таких обществ условия, исключающие контроль, сформулированы несколько жестче, чем для остальных стратегических обществ. Так, предлагается исключить из-под контроля сделки, направленные на приобретение иностранным инвестором права прямо или косвенно распоряжаться акциями (долями) в уставном капитале стратегического хозяйственного общества, осуществляющего пользование участком недр федерального значения, если этот иностранный инвестор уже владеет более чем 75% процентами акций данного общества.
Кроме того, проект исправляет ряд неточностей и недоработок, которые усложняют практическое применение положений Закона № 57-ФЗ. В частности, предлагается внести исправления в исключение из-под действия Закона № 57-ФЗ сделок по приобретению контроля над стратегическими хозяйственными обществами организациями, находящимися под контролем РФ или граждан РФ . В действующей редакции Закона № 57-ФЗ предусмотрено, что под исключение подпадают сделки между организациями, находящимися под контролем РФ или граждан РФ. Буквальное прочтение данной нормы позволяет сделать вывод о том, что для применения исключения обе стороны сделки, а не только приобретатель, должны контролироваться РФ или российскими гражданами. При этом очевидно, что для целей контроля за осуществлением иностранных инвестиций продавец акций (долей) и контролирующие его лица решающего значения не имеют. Законопроектом предлагается более четко сформулировать данную норму, чтобы из нее однозначно следовало, что контроля РФ или гражданина РФ над иностранным инвестором достаточно для применения исключения. Кроме того, изменениями предусмотрено нераспространение норм Закона № 57-ФЗ на отношения, связанные с совершением сделок инвесторами, находящимися под контролем субъектов Российской Федерации, а не только РФ.
Также предлагаются поправки, которые направлены на исключение неоднозначного толкования действующей редакции нормы о нераспространении Закона № 57-ФЗ на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций в стратегические хозяйственные общества, являющиеся недропользователями, когда Российская Федерация имеет право контролировать такое общество, распоряжаясь более чем 50% общего количества голосов . Изменения уточняют, что для применения исключения после совершения сделки право контроля Российской Федерации в отношении стратегического общества должно сохраняться. Указанное дополнение не изменит сложившуюся практику правоприменения , но упростит понимание и толкование норм Закона № 57-ФЗ.
Перечень стратегических видов деятельности
Изменения, направленные на ослабление контроля, планируется внести также в перечень видов деятельности, которые признаются стратегическими . Законопроектом предусмотрена поправка о том, что стратегической признается не любая деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, а только подлежащая лицензированию, кроме того, предлагается исключить из-под контроля случаи ее осуществления хозяйственными обществами, основная деятельность которых связана с производством продуктов питания.
Эксперты давно указывали на тот факт, что предприятия пищевой промышленности, например, по производству сыров, кисломолочных продуктов, соков, хлебобулочных изделий, пива и т.д., без достаточных оснований подпадают под действие Закона № 57-ФЗ из-за наличия у них лицензии на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний. Принятие изменений будет долгожданной мерой по либерализации подхода к таким предприятиям, и потому такая инициатива является однозначно положительной.
Процедурные изменения
Стоит отметить также ряд изменений в процедуру получения согласования Правительственной комиссии.
Законопроектом предусматривается возможность продления срока действия решения Правительственной комиссии о предварительном согласовании сделки на основании соответствующего обращения заявителя с обоснованием необходимости продления срока и указанием необходимого дополнительного срока. Продление срока действия решения о предварительном согласовании сделки либо отказ в таком продлении принимается Правительственной комиссией. В настоящее время, если иностранный инвестор не успевает совершить сделку в тот срок, который установлен в решении Правительственной комиссии на основании предложения заявителя, ему потребуется заново готовить пакет документов и обращаться за согласованием.
Кроме того,изменения устанавливают обязанность иностранных инвесторов или группы лиц предоставлять информацию о совершении сделок, решение о предварительном согласовании которых принято Правительственной комиссией.
В настоящее время такая обязанность предусмотрена подзаконным актом. Так, в соответствии с п. 22 Постановления Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 838 иностранные инвесторы, по ходатайству которых принято решение о предварительном согласовании определенной сделки, информируют уполномоченный орган о ее реализации. При этом уведомление подается в соответствии со ст. 14 Закона № 57-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 27 октября 2008 г. № 795. Очень важно закрепить данную обязанность именно на уровне закона, так как для иностранных инвесторов далеко не всегда очевидна необходимость уведомлять о сделке, в отношении которой было получено предварительное согласие. Абсолютно противоположный подход действует для согласования сделок в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Ко второму чтению ФАС России включила также в перечень документов и информации, предоставляемых с заявлением о предварительном согласовании сделки (установления контроля), помимо документов и сведений, перечисленных в ст. 8 Закона, сведения о конечных выгодоприобретателях. Введение этого требования приведет к усилению контроля за иностранными инвесторами и повышению прозрачности сделок и рынка в целом. При этом необходимо четко определить термин «конечный выгодоприобретатель», так как он отсутствует в антимонопольном законодательстве и вызывает на практике большое количество вопросов.
Кроме того, в качестве поправки ко второму чтению ФАС России предлагает внести изменения в ст. 5 Закона 57-ФЗ, устанавливающую признаки нахождения стратегического хозяйственного общества под контролем иностранного инвестора, и дополнить её случаем, когда акционерами (участниками) такого хозяйственного общества являются иностранные государства, доля которых в совокупности позволяет контролировать его. Также ст. 12 Закона 57-ФЗ дополняется пунктом, устанавливающим перечень обязательств, которые могут быть наложены соглашением на иностранного инвестора, предусматривающий обязанность иностранного инвестора по переработке на территории РФ водных биологических ресурсов.
Таким образом, анализ предлагаемых поправок позволяет говорить о дальнейшем совершенствовании законодательства об осуществлении иностранных инвестиций в стратегические общества, а также в целом о либерализация регулирования в данной области.
Источник
Либерализация капиталовложения
Инвести́ции (англ. Investment ) — размещение капитала с целью получения прибыли [1] [2] . Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции (инвестированный капитал) возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.
Содержание
Определения
Инвести́ции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [3] . К. Р. Макконнелл и С. Л. Брю в своей книге Экономикс определили инвестиции как затраты на изготовление и накопление средств производства, а также увеличение материальных запасов [4] .
Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [3] .
С позиции монетарной теории денег, средства можно направить на потребление или сбережение. Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки для кризисов. Инвестирование же вовлекает сбережения в оборот. Оно может происходить напрямую или косвенно (размещение временно свободных средств на депозит в банк, который уже сам инвестирует).
Мультипликатор инвестиций
Инвестиции в национальную экономику приводят к суммарному росту ВВП на величину, значительно превышающую сумму инвестиций. Кейнс считал, что сумма первоначальных инвестиций даст соответствующий рост ВВП. Но получившие эти деньги люди направят часть на потребление (что сформирует дополнительный рост ВВП), а часть пойдёт на сбережения (не будут обменены на товары, платёжеспособный спрос уменьшится на эту сумму). Направленные на потребления средства в дальнейшем вновь разделятся на новое потребление (делающее новый вклад в ВВП, пусть и на всё меньшую сумму) и новое накопление. Иллюстрирует это следующая схема. Пусть инвестиция создаёт дополнительный спрос, формирующий 100 рабочих мест. Получившие работу люди часть своего дохода направят на потребление, что обеспечит работой 80 рабочих. Эти работники, в свою очередь, направят часть дохода на потребление, что даст 64 рабочих места. И так далее до тех пор, пока первоначальная инвестиция не будет полностью поглощена сбережением. Следовательно, разовая инвестиция формирует суммарный ВВП за множество периодов как сумму убывающей геометрической прогрессии S → b 1 1 1 − q <\displaystyle S\to b_<1><\frac <1><1-q>>> , где b 1 <\displaystyle b_<1>>
равно начальной инвестиции, q <\displaystyle q>
— предельной склонности к потреблению, 1 − q <\displaystyle 1-q>
— предельной склонности к сбережению. Коэффициент 1 1 − q <\displaystyle <\frac <1><1-q>>>
и есть мультипликатор Кейнса, который показывает возможный суммарный эффект на ВВП от инвестиций при заданной предельной склонности к сбережению.
Акселератор — это отношение прироста инвестиций к вызвавшему его относительному приросту дохода, потребительского спроса и готовой продукции. Акселератор отражает отношение прироста продукции только к индуцированным инвестициям, то есть к новому капиталу. [5]
Классификация инвестиций
Существуют разные классификации инвестиций.
По объекту инвестирования выделяют
Реальные инвестиции (прямая покупка реального капитала в различных формах):
- в форме материальных активов (основных фондов, земли), оплата строительства или реконструкции;
- капитальный ремонт основных фондов;
- вложения в нематериальные активы: патенты, лицензии, права пользования, авторские права, товарные знаки, ноу-хау и т. д.;
- вложения в человеческий капитал (воспитание, образование, наука);
- приобретение готового бизнеса.
Финансовые инвестиции (косвенная покупка капитала через финансовые активы):
Спекулятивные инвестиции (покупка активов исключительно ради возможного изменения цены):
- валюты;
- драгоценные и редкоземельные металлы (в виде обезличенных металлических счетов);
- ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты институтов совместного инвестирования и т. п.).
По основным целям инвестирования
- Прямые инвестиции.
- Портфельные инвестиции.
- Реальные инвестиции.
- Нефинансовые инвестиции.
- Интеллектуальные инвестиции (связаны с обучением специалистов, проведением курсов и многим другим).
По срокам вложения
- краткосрочные (до одного года);
- среднесрочные (1-3 года);
- долгосрочные (свыше 3-5 лет).
По форме собственности на инвестиционные ресурсы
- частные;
- государственные;
- иностранные;
- смешанные.
По способу воспроизводства [6]
- валовые инвестиции — общий объём вкладываемых средств в новое строительство, приобретение средств и предметов труда, прирост товарно-материальных запасов и интеллектуальных ценностей;
- реновационные инвестиции (инвестиции обновления) — инвестиции в простое воспроизводство основных средств и амортизируемых нематериальных активов (обычно в размере амортизационных отчислений).
- чистые инвестиции — сумма валовых инвестиций за вычетом амортизационных отчислений.
По факторам, определяющим объём спроса на инвестиции:
— автономные, то есть те инвестиции, которые не вызваны ростом совокупного спроса (то есть национального дохода), а являются следствием нововведений, научно-технического прогресса;
— индуцированные, то есть вызванные ростом совокупного спроса (национального дохода). [7]
Государство как инвестор
Многие известные экономисты осуждают практику государственных инвестиций в связи с угрозой неэффективного размещения средств. Наиболее последовательны в этом направлении представители Австрийской экономической школы, например, книги Людвига фон Мизеса «Социализм», «Бюрократия».
Инвестиция или спекуляция
Грань между инвестицией и спекуляцией размыта. Обычно критерием разграничения указывают фактор времени. Если операция длится более года — это инвестиция, и экономический эффект она даст через значительный срок после вложения. Если до года — это спекуляция. Например, «Современный экономический словарь» указывает: [8]
Инвестиции — «долгосрочные вложения» государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты.
В то же время, когда говорят о биржевой торговле, то говорят о привлечении, например, «портфельных инвесторов», которые чутко следят за ситуацией на рынке и могут с него уйти, не обращая внимания на длительность сделок.
По характеру заключаемых договоров, производимых действий, целям, юридическим последствиям биржевые инвестиции и спекуляции не отличаются.
Бенджамин Грэм предлагал инвестицией считать операцию, основанную на тщательном анализе фактов, перспектив, безопасности вложенных средств и достаточном доходе. Всё остальное признавалось спекуляцией. [9]
Часто разграничение проводят по критерию организации нового бизнеса (реальная инвестиция, средства тратятся на покупку оборудования, сырья, обучение персонала) или участия в уже существующем бизнесе (спекуляция, средства тратятся на покупку корпоративных прав, ценных бумаг).
Иногда критерием разделения служит цель операции. Спекуляцией считают операцию, у которой целью является разница в цене (акции, пая, товара). Сделка может длиться долго, но доход формируется только один раз при продаже или погашении актива. Инвестицией считают операцию, целью которой является доход в форме процентов (дивидендов), начисляемых на приобретённый актив. Начисления носят систематический характер и время обращения купленного актива не ограничивается.
Привлечение инвестиций
Считается, что для привлечения инвестиций предприятие должно:
- Иметь хорошо отработанный и перспективный план деятельности на будущее. Инвесторы хотят знать, что их вклады принесут в дальнейшем прибыль.
- Иметь хорошую репутацию в обществе. Инвестируя в теневое предприятие, инвесторы рискуют остаться без прибыли, поэтому выбирают только те предприятия, которые вызывают доверие.
- Вести открытую, то есть прозрачную деятельность. Для этого необходимы бухгалтерская отчётность и работа со СМИ.
- Многое зависит от внутренней политики, проводимой в той стране, в которой находится предприятие. Для вкладов инвесторы выбирают наиболее стабильные страны.
Однако на практике эти условия необходимы для портфельных инвесторов. Инвестиции вполне могут привлекаться и без этих условий, но при уверенности инвестора в соблюдении своих прав на распоряжение капиталом и прибылью. Такую уверенность могут гарантировать не только законы и прозрачность учёта, но и личные связи, например, в правительстве или парламенте, получение права непосредственного контроля за ситуацией на предприятии через контрольный пакет акций и назначение подконтрольного директора или личное непосредственное руководство. Существенным фактором привлечения инвестиций является соотношение прибыли и риска. Часть инвесторов выбирают меньший риск, соглашаясь на меньшую прибыль (и наоборот). Сырьевым компаниям вообще выбирать не приходится: идут туда, где есть ресурс.
Кроме того, для привлечения инвестиций иногда создаются особые условия. Примером создания таких особых условий являются особые экономические зоны (ОЭЗ). Например, в России созданы и действуют в настоящее время ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Тольятти» и другие.
Совокупность условий для инвестора иногда называют «инвестиционным климатом».
Плюсы и минусы привлечения инвестиций
На начальном этапе внешние инвестиции дают компаниям два основных преимущества:
- капитал, позволяющий перейти на следующий этап развития;
- улучшают качество управления, в частности за счёт укрепления дисциплины и корректировки стратегии [10] .
Риск и прибыль
Инвестиции характеризуются, среди прочего, двумя взаимосвязанными параметрами: риском и прибыльностью (доходностью). Как правило, чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть их ожидаемая доходность. Для описания соотношения между риском и прибылью часто используется модель CAPM.
Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Величина общего интегрального риска складывается из семи видов риска: законодательного, политического, социального, экономического, финансового, криминального, экологического. При этом среднероссийский риск принимается за единицу, а реальные показатели регионов могут отклоняться.
Инвестиционный климат
Большое влияние на величину инвестиций оказывают условия ведения бизнеса в той или иной стране (их называют также инвестиционным климатом). Важнейшими показателями благоприятного инвестиционного климата являются гарантии соблюдения права собственности, предсказуемость и стабильность условий ведения бизнеса [11] .
Инвестиционный проект
Инвестиционный проект — экономический или социальный проект, основывающийся на инвестициях; обоснование экономической целесообразности, объёма и сроков осуществления прямых инвестиций в определённый объект, включающее проектно-сметную документацию, разработанную в соответствии с действующими стандартами. Иногда для удобства выделяют понятие бизнес-плана для обозначения обоснования, при этом сам проект называют «Инвестиционный проект».
Инвестиционные проекты делятся на: производственные, научно-технические, коммерческие, финансовые, экономические, социально-экономические. В коммерческой практике принято выделять: инвестиции в финансовые активы; инвестиции в денежные активы; инвестиции в нематериальные активы.
Инвестиционный пай
Инвестиционный пай — (в соответствии с Федеральным законом N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г.) именная ценная бумага, удостоверяющая долю её владельца в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, право требовать от управляющей компании надлежащего доверительного управления паевым инвестиционным фондом, право на получение денежной компенсации при прекращении договора доверительного управления паевым инвестиционным фондом со всеми владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда (прекращении паевого инвестиционного фонда).
Инвестиционный пай открытого паевого инвестиционного фонда удостоверяет также право владельца этого пая требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот паевой инвестиционный фонд, в любой рабочий день.
Инвестиционный пай закрытого паевого инвестиционного фонда удостоверяет также право владельца этого пая требовать от управляющей компании погашения инвестиционного пая и выплаты в связи с этим денежной компенсации, соразмерной приходящейся на него доле в праве общей собственности на имущество, составляющее этот паевой инвестиционный фонд, в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 г., право участвовать в общем собрании владельцев инвестиционных паев и, если правилами доверительного управления этим паевым инвестиционным фондом предусмотрена выплата дохода от доверительного управления имуществом, составляющим этот паевой инвестиционный фонд, право на получение такого дохода.
Инвестиционный меморандум
Инвестиционный меморандум (англ. offering memorandum ) — документ для внешнего пользования, который должен продемонстрировать потенциальным инвесторам и кредиторам инвестиционную привлекательность проекта, предоставляет возможность проанализировать самые вероятные инвестиционные риски. Акцент в инвестиционном меморандуме делается на описании бизнес-идеи, бизнес-модели и компании, которая её реализует. В том числе, на основании этого документа инвестор принимает решение о своей заинтересованности и необходимости дальнейшего, более подробного изучения возможности инвестиций в бизнес или проект.
Дивестиции
Дивестиции (англ. divestment, divestiture ) — изъятие капиталовложений, продажа части активов или всей компании. Дивестиции — это противоположность инвестициям. Термин чаще всего используется для ситуации, когда компания продает своё подразделение. Обычно такая продажа предпринимается, чтобы сфокусировать ресурсы на более перспективном для компании направлении. Иногда разделение компании предпринимается в силу антимонопольных ограничений. Иногда продажа активов связана с этическими соображениями. Так Генеральный Синод Церкви Англии одобрил предложение о дивестиции (изъятии капиталовложений) из компаний, получающих прибыль от «незаконной оккупации» палестинских земель Израилем. [12]
Источник