Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Дефицит — инвестиция
Дефицит инвестиций остро ощущают и российские нефтяные компании. Более того, в инвестициях остро нуждается вся российская экономика, а необходимых инвестиционных ресурсов в стране нет. [1]
К сожалению, дефицит инвестиций не позволил выполнить в полном объеме все намечавшиеся в период до 1997 г. энергосберегающие мероприятия. [2]
В современных условиях дефицита инвестиций в ТЭК строительство новых трубопроводных систем ограничено. [3]
Основной причиной низкой конкурентной способности 85 — 90 % продукции черной металлургии России является дефицит инвестиций , необходимых для реновации оборудования, тем более, что в отрасли накоплен емкий задел в виде технологий высокого и опережающего мирового уровня, тогда как ситуация в топлив-но-сырьевом комплексе более благоприятная, ибо разведаны значительные ресурсы железорудного сырья, а также запасы коксующихся углей промышленных категорий. [4]
На отечественных НПЗ очень высокая степень износа основных фондов, превышающая 80 %, что обусловлено их неудовлетворительной возрастной структурой и дефицитом инвестиций , направляемых в эту сферу. [5]
Наиболее вероятной, хотя и нежелательной, мы считаем реализацию сценария 1, который наступит вследствие активной политики либерализации европейского газового рынка и возникшего вследствие этого дефицита инвестиций в газовую отрасль России. [6]
Если ИД 1, вложение инвестиций в проект эффективно. Индекс доходности используется для ранжирования проектов по уровню эффективности, когда налицо жесткий дефицит инвестиций . В первую очередь инвестиции вкладываются в проекты с большим индексом доходности. [8]
В России по самым оптимистичным оценкам ВНП на душу населения составляет не более 4 тыс. долл. Если мы хотим иметь высокоразвитую экономику, нам надо безусловно развивать малый бизнес, тем более, что в условиях дефицита инвестиций подъем экономики эффективнее осуществлять именно за счет развития малого бизнеса. [9]
Несмотря на множество проведенных на разных уровнях совещаний и на неоднократные указания Президента Республики Башкортостан ( РБ), длительные переговоры о финансово — организационном объединении предприятий и организаций нефтехимического комплекса ( НХК) республики не привели до сих пор к желаемому для республики результату. Разобщенность предприятий и отраслей, объективно, несомненно, входящих в НХК РБ, но подчиненных частично ТНК Башнефть, а другая часть — ОАО Башнефтехим, заметно понижает конкурентоспособность экономики Башкортостана на российском и зарубежном рынках сырья ( нефти) и товарных продуктов нефтепереработки и нефтехимии, обостряет кризис неплатежей и дефицит инвестиций , а в конечном итоге ведет к нарастанию глубоких социально-экономических проблем в республике. Расчлененность нефтехимиков на две разные команды со своими локальными и узкогрупповыми интересами, организационный отрыв обеих команд от основной финансовой базы ( а последней со второго полугодия 1997 года стал государственный Башкредитбанк), наряду с общероссийскими и зарубежными вопросами и объективными региональными трудностями ( среди последних наиболее острая — ухудшение качества и удорожание качества башкирских нефтей вместе с падением объемов их добычи), стали, по нашему мнению, главными причинами нарастающего кризиса экономики Башкортостана. Объем экспортных поставок республики, а в структуре экспорта подавляющую долю составляют продукты НХК РБ, упал за прошлый год на 11 процентов. [10]
Принято считать, что доля сбережений в расходуемой части доходов характеризует уровень экономического развития общества и его населения. Чем больше в количественном отношении сбережения, тем продуктивнее работает рыночная экономика. Однако это утверждение справедливо до определенного момента, а именно до тех пор, пока реальная экономика не испытывает дефицита инвестиций . [11]
Но эта незначительная сумма была существенно урезана в силу низкого объема налоговых поступлений, растущих обязательств перед бюджетной и социальной сферами, перед внешними кредиторами. Если обратить внимание на 1998 г., то государственная инвестиционная программа была профинансирована только на 32 % от уровня, утвержденного лимитами бюджетных обязательств, или в размере 4 1 млрд руб. Удельный вес инвестиций, финансируемый из федерального бюджета, упал вдвое. Величина ежегодного дефицита инвестиций в России составляет, по оценкам экспертов, не менее 42 — 45 млрд долл. [12]
Источник
ДЕФИЦИТ ИНВЕСТИЦИЙ
ТЕНЕВОЙ СЕКТОР
Особой зоной в переходной экономике можно считать теневой сектор, в котором предпочитают работать многие мелкие и средние предприниматели. Особенность их положения заключается в том, что легализации бизнеса препятствуют высокие издержки (связанные в основном с налогами).
Однако, оставаясь в тени, фирма попадает в ту область экономики, где своего максимума достигают трансакционные затраты. Государство практически полностью самоустраняется от своих функций «арбитра» и «полицейского». Соответственно никто не гарантирует теневым предпринимателям их прав на собственность. Права фирмы по контрактам также ничем не обеспечиваются. Субъекты должны сами решать данные проблемы и нести соответствующие издержки, что приводит к повышенному уровню «трения». В данных условиях инвестиции становятся крайне рискованными и невыгодными. Возникают сложности с кредитованием. Кроме того, такой бизнес очень трудно продать: новые хозяева фирмы не могут быть уверенными в легитимности прав на приобретаемые активы. Как следствие — фирмы сохраняют минимальные размеры, несмотря на потенциальные выгоды, которые несет в себе экономия от масштаба.
Понятие трансакционных издержек позволяет объяснить, почему в «переходных» странах при низкой капиталовооруженности труда мало инвестиций. С позиции неоклассического анализа это определенный парадокс. Действительно, если вспомнить об оптимальных пропорциях постоянных и переменных ресурсов, то можно заключить, что эффективность капитальных вложений в этих государствах должна быть просто колоссальной. Ведь у большей части фирм существует острый дефицит современной техники. Фирма, которая первой устранит его у себя, на первый взгляд должна буквально озолотиться.
Соответственно капитал должен перемешаться из развитых стран в сторону развивающихся. Фактически же наблюдается обратная ситуация. Разгадка парадокса в том, что инвестиции в развивающийся рынок блокируются высокими трансакционными издержками: потенциальную выгоду мгновенно съедают всевозможные непроизводительные расходы (взятки, проволочки, агентские издержки, охрана имущества фирмы и т.д.). Кроме того, инвестиции в переходной экономике сопровождаются высочайшими рисками, которые вызваны в первую очередь ожиданием неопределенных трансакционных затрат на ex post стадии проекта. Действительно, если посмотреть на развивающийся рынок глазами потенциального инвестора, то становятся очевидными следующие типичные проблемы.
Изменения законодательства. В переходной экономике законы меняются постоянно. Соответственно существует повышенный риск пересмотра правил игры в невыгодную для собственника сторону.
Нечеткость правового поля. Обычно в развивающихся странах законодательство строится таким образом, что очень многое остается на усмотрение чиновника (правят не законы, а люди). Это существенно увеличивает неопределенность и повышает риски любых инвестиций.
Слабый правоприменительный механизм. Если для экономики установлены некие правила, то необходимо предусмотреть также и механизм их обеспечения (принуждения). В странах с переходной экономикой законы часто просто декларируются, но не гарантируются. Чтобы практически обеспечить соблюдение своих прав, необходимо понести определенные расходы (например, дать взятка чиновнику за ускоренное решение вопроса, который он и так обязан быстро решать).
Риск незаконных посягательств. Данная возможность является следствием предыдущей проблемы. Опасность незаконного посягательства исходит не только со стороны конкурирующих субъектов но и со стороны чиновников (проявление коррупции) и государства (в форме национализации).
Непрозрачность отчетности. Выше уже говорилось об агентских издержках. Они возникают с разделением функций собственника фирмы и ее руководителя. Инвестор, не принимающий непосредственного участия в работе фирмы, должен иметь возможность контролировать действия своих агентов (менеджмента). В развить — странах появление новых современных методов бухгалтерского учета и аудита снизило высокие прежде издержки получения информации и осуществления контроля за коммерческими операциями. Фирн мы стали прозрачными для своих собственников. В условиях молодого рынка данная проблема пока сохраняется.
Перечисленные факторы заставляют субъектов переключаться на менее капиталоемкие и не столь длительные проекты. Тем самым они лишаются возможности извлекать выгоды из крупных долгосрочных инвестиций в производительный капитал, с которыми связаны столь впечатляющие успехи современной рыночной экономики. Таким образом, высокие трансакционные издержки и отсутствие долгосрочных инвестиций приводят к многочисленным негативным, последствиям.
4. БИЗНЕС-ПРОБЛЕМА:УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСАКЦИОННЫМИ ИЗДЕРЖКАМИ ФИРМЫ
Во всем мире на протяжении многих десятилетий внимание общества приковано к техническому прогрессу и революционному росту производительности труда на базе новых технологий. Что касается практически ориентированных менеджеров, то их в последние годы больше интересует другая проблема — борьба с трансакционными затратами, которые имеют тенденцию к устойчивому росту и способны свести на нет любые выгоды от технических нововведений. Минимизация трансакционных издержек — одна из основных задач в иерархии целей современного менеджера. Как сказал один из высших руководителей известной американской компьютерной фирмы: «Мы в свое время готовились управлять в условиях, когда „прямые» производственные и трансакционные расходы соотносились как 1 : 1 или 1 : 2. Сейчас на многих из управляемых нами предприятий издержки, связанные с трансакциями, превышают производственные в 10 и более раз. Мы и представить себе не могли, что такое вообще бывает!»
Поэтому задача, которую мы ставим перед собой в данном параграфе, сводится к ответу на следующий вопрос: как в современных условиях наиболее эффективным образом контролировать трансакционные расходы фирмы?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Закон привлечения. Как решить проблему нехватки инвестиций в России
Как привлечь инвестиции в Россию для развития экономики? В последнее время этот вопрос находится в центре экономической дискуссии. Действительно, те 20% ВВП, которые были вложены в основной капитал по итогам 2016 года — это маловато. Китай, например, привлек инвестиции в 47% от ВВП. Это, разумеется, перебор, прямой путь к надуванию финансовых пузырей и к экономическим неприятностям в будущем. Нам бы 25-27% — этого хватило бы для устойчивого роста производства и доходов населения.
Историческая статистика показывает, что в лучший период своего развития, то есть в 60-70-е годы прошлого века, западные страны инвестировали в основной капитал примерно такую долю своего ВВП. Благодаря этому они создали идеальную модель развитого, с одной стороны — капиталистического, с другой стороны — социального государства, которая с тех пор сияет путеводной звездой для всех народов, ищущих счастья и процветания. В том числе и для нас. То есть, действительно, на первый взгляд России нужны инвестиции — внутренние и внешние.
Однако, что такое инвестиции с социальной точки зрения? В их основе лежит обещание, гарантия вернуть вложенные в проект средства с прибылью. Если такая гарантия присутствует, общество готово вкладывать в проекты различные ресурсы, которые опять же по своей социальной природе не более, чем свободное время людей. Инвестиции и стоящая за ними новая стоимость как бы возникают из воздуха, если есть надежная гарантия успеха начинания. Собственно, именно поэтому ключевая тема в банковском кредитовании — это не механика финансовых операций, не движение средств, а оценка риска, андеррайтинг, расчет вероятности возврата средств заемщиком.
Традиционно подразумевается, что расчет рисков и оценка эффективности проектов представляют собой неотъемлемую часть инвестиционных операций, однако это не совсем так. Их можно разделить, причем именно положительная оценка андеррайтеров в части потенциальной эффективности проекта влечет за собой появление на свет новой стоимости, отражением которой и являются инвестиции. Именно правильная, профессиональная оценка рисков позволяет снизить до минимума стоимость финансирования.
То есть по факту России нужны не инвестиции как таковые, а мастерство в оценке рисков проектов развития. А это уже, согласитесь, совсем другая тема. На самом деле стране для устойчивого развития требуются грамотные и опытные специалисты по потребительскому поведению, прогнозированию спроса на разных сегментах рынка как внутри страны, так и за рубежом. Нужна каста независимых экспертов-профессионалов, пользующихся доверием экономического блока правительства и бизнеса.
Это даст возможность увереннее реализовывать крупные инвестиционные проекты — скоростные железные дороги, платные автомагистрали, порты, заводы для производства удобрений, агропроекты и т.п. Если есть гарантия возврата денег, выпустить под проект ценные бумаги не более чем дело техники. Новая стоимость в экономике возникнет «из воздуха», как бы сама собой.
У нас, в отличие от старых развитых экономик, сообщество профессиональных оценщиков рисков, которые пользовались бы всеобщим доверием, пока не сложилось. Будут ли эффективными вложения в скоростные железные магистрали? В аэропорты и платные дороги? А Бог их знает. На неопределенность рисков накладывается боязнь ошибки, нежелание отвечать за неудачу проекта, а вероятность провала воспринимается в условиях неопределенности как весьма большая. Также имеет место страх быть обвиненными в коррупции с плачевными последствиями для карьеры.
Поэтому и правительству, и бизнесу приходится покупать экспертизу эффективности за границей, часто упакованную в оболочку внешнего финансирования. Давайте позаботимся о формировании рынка профессиональной и качественной инвестиционной экспертизы, который сделает менее рискованными вложения в развитие. Российские специалисты по этому профилю уже существуют, но для государства и бизнеса пока нет пророков в своем отечестве. Как только пул экспертов по оценке рисков будет сформирован, экономическое развитие ускорится, а внутреннее кредитование будет вытеснять внешние заимствования. Вот это и будет наш ответ на санкции, отрезающие российский бизнес от внешних финансовых рынков.
Говорят, что приток капитала в страну сдерживают плохие институты и негодный инвестиционный климат. Есть ощущение, что в этих речах много лукавства. Во-первых, очень часто выразители такой позиции или близки к власти, или в недавнем прошлом в эту власть входили. И тут непонятно, что мешало им улучшить работу государственного аппарата? И как так получилось, что они осознали потребность в институтах сразу после отставки?
Во-вторых, есть масса стран с серьезными политическими рисками, например, тот же Китай или монархии Персидского залива, которые не страдают от недостатка внутренних и внешних инвестиций. В-третьих, по данным опросов, проводимых Росстатом среди предпринимателей, на первых местах среди ограничителей развития бизнеса в России — узость спроса и высокая стоимость кредитов, а бюрократическое давление —в конце списка. То есть, действительно, институты неплохо было бы улучшить, но не они тормозят экономику.
Большой вопрос, который возникает в этой связи, — это реальный, ответственный спрос на инвестиции в нашей стране. Понятно, что он есть, но какой? Есть, конечно, большое желание получить «вертолетные» деньги, раздаваемые правительством и Центральным банком просто так, с отдачей «потом». Потребность в возвратных вложениях с положительной реальной ставкой тоже присутствует, но насколько она велика? Тут надо вспомнить, что по данным опросов предпринимателей главная причина сдерживания роста — это узость рынков. А недостаток спроса дешевыми кредитами не лечится. Нужно, чтобы россияне захотели больше тратить и научились больше зарабатывать. А на это требуется время, и пока платежеспособный спрос такой, как сейчас — избыточные инвестиции будут злом. Профессиональные андеррайтеры прямо так и скажут.
Источник