Что имеет служба занятости от своей деятельности

Понятие служб занятости. Государственные службы занятости в Российской Федерации и их деятельность

При формировании и развитии рыночной экономики политика любого государства в сфере занятости населения должна ставить перед собой цели оптимизации рынка труда, увеличения мобильности трудовых сил, способствовать появлению новых мест (занятости населения), создавать возможности для подготовки новых специалистов и переподготовки старых.

Государственное регулирование в сфере занятости граждан

Политика государства в области трудовой занятости включает в себя 2 ключевых направления:

  • помощь незанятому населению в трудоустройстве, оказание помощи в переподготовке специалистов и профессиональной переподготовке;
  • стимуляция формирования гибкого рынка труда.

Законодательство, а также иные нормативные акты Российской Федерации предусматривают следующие условия при трудоустройстве:

  • равные возможности в реализации права каждого гражданина на труд;
  • право свободно выбирать сферу занятости всем гражданами России независимо от пола, национальности, возраста, политических предпочтений, религиозной идентичности и социального положения.

В соответствии с законодательными актами государство обязано:

  • оказывать помощь в осуществлении предпринимательской и трудовой инициативы своих граждан;
  • способствовать развитию способностей у граждан к творчеству и производительному труду;
  • содействовать соблюдению добровольности трудовой деятельности;
  • способствовать свободе волеизъявления в вопросе выбора вида трудовой занятости;
  • предоставлять социальные гарантии в области трудовой занятости.

Государство призвано уделять также пристальное внимание тем слоям и группам населения, которые по ряду причин не в состоянии частично, или полностью соответствовать требованиям рынка. К таким группам можно отнести:

  • женщин, которые воспитывают детей дошкольного возраста;
  • молодёжь;
  • детей и другие группы.

Положения законов РФ о занятости населения

Согласно положениям закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также иными правовыми актами для вышеперечисленных групп населения предполагается:

  • формирование специализированных предприятий;
  • предоставление особых условий труда (сокращённый рабочий день, удалённая работа из домашнего офиса, сокращённая рабочая неделя);
  • создание новых мест трудовой занятости.

Кроме того, политика государства в сфере обеспечения занятости граждан предполагает децентрализацию промышленности, создание мест работы в сфере обслуживания, релокацию промышленности в малые города и сельские районы, создание небольших предприятий и иные меры.

В соответствии с законом «О занятости населения в Российской Федерации» термин занятость определяется как «деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)».

Социально значимым представляется законодательное признание воспитания детей (независимого от учебной деятельности), ведения домашнего хозяйства, общественной деятельности, полезных и необходимых сфер занятости (наряду с трудовой деятельностью на общественных производственных предприятиях).

Государственные службы занятости

Переход к рыночной экономике и рыночным взаимоотношениям и возникновение такого феномена как безработица повлияли на возникновение служб занятости.

Управление и организация государственных служб занятости осуществляется Федеральной службой Российской Федерации по труду и занятости.

Государственные службы занятости регионов и малых городов подчинены в своей деятельности не только вышестоящим органам служб занятости, но и определённым органам исполнительной власти. Финансирование данных служб осуществляет фонд занятости из собственных средств.

Кроме того, государственные службы занятости обязаны руководствоваться конвенциями и рекомендациями, которые разработаны и приняты созданной в 1919 г. Международной организацией труда (МОТ), а также соответствующими законами и нормативными актами Российской Федерации.

Читайте также:  Что нужно для своего бизнеса службы такси

Государственные центры занятости призваны стремиться к достижению следующих ключевых задач:

  • осуществление постоянного мониторинга актуального положения на рынке труда определенной местности, состоящего в поиске и распространении сведений о доступности и потребности в новых местах работы;
  • осуществление консультаций сотрудников в сфере трудоустройства и обучения новым профессиям;
  • проведение мероприятий профессиональной ориентации среди разных групп населения;
  • финансовая поддержка в период временного отсутствия занятости;
  • проведение консультаций с предпринимателями по вопросам трудовой занятости и использования рабочих кадров;
  • поддержка в осуществлении кадровой политики на предприятиях;
  • осуществление переподготовки рабочих кадров, освобождённых от участия в производственной деятельности;
  • социальное и психологическое консультирование клиентов.

Регулирование положения безработных в законах РФ

Закон о трудовой занятости граждан РФ определяет безработных как трудоспособных граждан, которые не трудоустроены, не имеют дохода и зарегистрированы в государственных центрах занятости для поиска доступной вакансии. Данные граждане, как правило, сразу могут приступать к работе.

Кроме того, указанный выше закон очерчивает ряд важных положений. А именно, готовность работать. Это предполагает, что обратившийся в центр занятости клиент для трудоустройства готов принять предложение о новой работе, специфика которой соответствует полученному образованию человека, стажу трудовой деятельности и навыкам. Немаловажным также является стремление человека пройти переобучение или освоить новую специальность.

Под «подходящей работой» закон определяет соответствующую профессиональным компетенциям работника занятость. При этом учитывается уровень профессиональных компетенций кандидата, наличие опыта, полученного на предыдущем месте трудовой занятости человека, состояние физического здоровья и наличие возможности беспрепятственно достичь предполагаемого места работы при помощи общественного транспорта. Кроме того, уровень оплаты на данной работе должен быть не ниже уровня средней заработной платы, которую получал клиент на последнем рабочем месте.

В число задач государственных служб занятости входит принятие решения о наделении того, или иного гражданина статусом безработного. Это необходимо осуществить в одинадцатидневный срок со дня, когда данный человек предъявил соответствующий перечень личных документов:

  • действующий паспорт;
  • трудовую книжку;
  • документ свидетельствующий о наличии профессиональной квалификации;
  • справку, или иной документ с предыдущего места трудовой занятости человека, содержащий сведения о средней заработной плате за последние два месяца.

Следующие категории граждан не могут быть квалифицированы государственными службами занятости в качестве безработных:

  • лица, возраст которых не достиг 16 лет;
  • граждане, получающие пенсионные выплаты (не входят лица, получающие пенсию по инвалидности III группы);
  • лица, которые отвергли два предложения о подходящей работе в течение 10 дней после подачи обращения в государственные службы занятости;
  • ищущие место работы в первый раз, или лица без профессиональной квалификации в тех случаях, если они дважды отказались от предложения оплачиваемого места работы (в том числе временной работы), или от предложения пройти обучение новой профессии.

Гражданам, которые потеряли рабочее место по причине структурных экономических трансформаций, смены профиля работы, или ликвидации производственного предприятия, согласно законодательству, предусмотрено сохранение не более чем на три месяца среднего дохода, которую получал человек будучи трудоустроенным, а также сохранение трудового стажа.

Социальная и психологическая деятельность служб занятости

Профориентационная работа государственных служб занятости РФ в настоящее время ставит своей целью помощь гражданам в поиске и получении подходящего места работы за оптимально короткое время. Помощь в подборе места работы заключается в предоставлении профессиональной информационной поддержки и психологическом консультировании (учитывая при этом личные интересы граждан и потребности рынка).

Психологическая консультация и поддержка осуществляется как индивидуально, так и в групповом формате. Во время консультаций с клиентом обсуждаются его конкретные жизненные условия, выявляются склонности человека к определённому роду деятельности и затем составляется план поиска рабочего места.

Читайте также:  Свой бизнес идеи птицеферма

При поиске вакансий по уже имеющейся специализации, а также в случае, когда необходимо осваивать смежную или новую профессию, осуществляется комплексная поддержка в групповом формате. Это позволяет участникам следующие преимущества:

  • найти новые информационные возможности для трудоустройства;
  • побороть личные комплексы, сложившиеся на фоне отрицательного опыта в поиске работы;
  • освоить новые способы для поиска рабочего места;
  • научиться умело представлять работодателю собственные профессиональные умения и навыки;
  • корректно составлять необходимые для трудоустройства документы.

В рамках информационной консультации клиент получает детальные сведения о наличии открытых вакансий, о предприятиях и компаниях с открытыми вакансиями и соответствующих им специальностях, а также информацию о местах, в которых имеется возможность для прохождения обучения новым специальностям, или переподготовке.

Задачами профессионального консультирования является:

  • изучение профессиональных интересов и предпочтений;
  • повышение трудовой мотивации;
  • выявление психофизических и психологических особенностей индивида;
  • предоставление советов и рекомендаций по предпочтительным для клиента сферам занятости и направлениям для получения профессионального обучения, или переобучения.

Консультант осуществляет помощь в выборе одного из направлений (не профессию) профессиональной деятельности, которая более всего соответствует желаниям и склонностям клиента. Все направления можно описать через формулу человек и то, с чем он будет взаимодействовать он во время своей трудовой деятельности:

  • человек с человеком;
  • человек с техникой;
  • человек с природой;
  • человек с художественным образом.

После этого совместно обсуждается перечень тех профессий, которые входят в определённое направление. В случае, когда консультируемому удалось подобрать новую специальность, по которой имеются в наличии открытые вакансии, специалисты отделений переобучения вместе с клиентом определяют учебное заведение для дальнейшего обучения новой специальности. Профессиональное консультирование может осуществляться в индивидуальном или групповом формате.

Личностная консультация осуществляется в том случае, когда психолог убеждён в том, что клиент имеет препятствия в принятии самостоятельного решения. Это могут быть как внутренние факторы, состоящие в особенностях характера консультируемого, так и внешние, о которых клиент умалчивает.

Целью профессионального отбора является выявление лиц, которые способны эффективно трудиться в качестве специалистов. Используя набор разнообразных тестов при помощи психофизиологического оборудования, или компьютера, а также используя бланковые психологические методики определяются личностные качества, возможности, способности безработного.

Данная информация соотносится с требованиями определённой профессии, соответствие которой должен подтвердить соискатель. Анализируя результаты в соответствии с набором критериев, специалисты позволяют сделать заключение о том, способен ли кандидат осуществлять успешную трудовую деятельность по данной профессии, или нет.

Источник

Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из п. 1 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения:

1) обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Читайте также:  Открой бизнес за наши деньги

2) оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

3) организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

4) осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;

5) давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Данный перечень обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим. Перечисленные обязанности корреспондируют в соответствующим правам граждан, а в ряде случаев и работодателей. Например, обязанности органов службы занятости оказывать содействие в поиске работы корреспондирует право гражданина требовать предоставления подходящей работы, а также право работодателей на подбор необходимых работников.

Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 30 ноября 2000 года N 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.

Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;

2) посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;

3) выступать в качестве учредителей учебных центров;

4) разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

5) давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;

6) давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.

Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со ст. 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Источник

Оцените статью