Что характеризует только животное целенаправленно изменяет свою деятельность

Социальное и биологическое в человеке.

5. Понятие личности.

6. Социализация, образование, коммуникация. Их роль в становлении личности.

7. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Проблема смысла жизни.

4.Социальное и биологическое в человеке.

Человек, как и все другие живые существа — часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Отдельные этапы эволюции демонстрируют развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение — конечностей и всей его природной конституции.

Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.

Но вместе с этим он отличается от любого животного, и прежде всего следующими чертами:

1. производит свою собственную окружающую среду – культуру – материальную (жилище, одежду, орудия труда) и духовную, а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;

2. изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;

3. может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т. п.);

4. способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;

5. свою жизнедеятельность делает предметом осмысления, целенаправленно изменяет её, планирует, животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Человек как бы выходит за пределы своей биологической природы. Он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я? ”, “Для чего я живу? ”, “Что я должен делать? ” и др.

Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, культуре, которые социализируют человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфические социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего, чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Словарь определяет человекакак «живое сущест­во, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и поль­зоваться ими в процессе общественного труда».

Известны случаи, когда новорожденные дети похищались дикими живот­ными и те из них, кто оставался в живых, принимали повадки животных. Чтобы стать человеком разумным, ребенок должен воспитываться людьми и получить человеческое воспитание.

Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о буду­щем, мечтая и строя планы. Мышлениеэто высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непо­средственно восприняты человеком.

Человек должен удовлетворять не только свои материаль­ные, но и духовные потребности. Духовный (внутренний) мир человека формируется под влия­нием того общества, в котором живет человек. Средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе является, прежде всего, язык.

К тому же человек может отражать действительность не только с помощью языка и речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

В науке принят специальный термин «индивид»(от лат. нераздельный, неделимый), «один из» других людей. Термин «индивидуальность»характеризует человека как одного из многих, но учитывает его личные особенности, в том числе внешний облик, специфическую манеру поведения, характер и т.д.

Человек ценен для общества прежде всего своими социально значимыми каче­ствами, которые в своей совокупности характеризуют личность.Чтобы стать лич­ностью, надо обладать разумом, самосознанием, способностью отвечать за свои поступки и действия.

Природа человека биосоциальна.

Среди естествоиспытателей бытует мнение, что возможно целенаправленное изменение природы человека при помощи евгеники и генной инженерии.

Итак, новоевгеника («позитивная евгеника»). В отличие от старой евгеники, которая представляла проекты реконструкции генной структуры человека с целью улучшения породы человека, неоевгеника пытается говорить о, якобы, заботе о человеке, о будущем человечества.

Идеи евгеники скомпрометировали себя в прошлом (фашизм). Неоевгенические проекты создания «нового человека» порочны в социальном плане, поскольку берутся на вооружение расистской идеологией, теорией и практикой геноцида. Они извращенно понимают сущность человека и его место в мире, его роль как предпосылки и продукта истории, односторонне ориентируются на социобиологизм. Неоевгенические проекты ставят под сомнение основные ценности человеческого существования, такие как любовь, родительские чувства и т. п.

Это, однако, не означает, что в принципе невозможно и нежелательно всякое активное вмешательство в наследственность человека. Однако следует отличать научную возможность от реальной практики, которая требует конкретного определения социальных условий реализации той или иной идеи. Все эти исследования должны иметь социально-гуманистическую направленность и исходить из понимания сущности человека как неповторимой совокупности всех общественных отношений.

Таким образом, исходным методологическим принципом решения проблемы социального и биологического должно стать признание приоритетной роли социального в развитии человека, что же касается биологического, то оно должно рассматриваться как субстрат, естественная предпосылка бытия человека, но не как определяющая сторона этого бытия. Противоположная позиция есть биологизаторство, неизбежно ведущее к расизму и идее избранных наций.

То, что природа человека биосоциальна, вопросов не вызывает. Но проблемы, вытекающие из этого противоречивого единства, решить совсем не просто…

Источник

Отличительные особенности человека от животного? С точки обществознания

Человека от животного отличают следующие черты:

человек производит свою собственную окружающую среду (жилища, орудия труда предметы быта);

человек изменяет окружающий мир не только по потребностям, но и по законам нравственности и красоты;

человек может действовать не только по потребностям, но и по своей воле, фантазии и выбору;

человек способен действовать универсально, а не только применительно к конкретным обстоятельствам;

человек относится осмысленно к своей жизнедеятельности, целенаправленно изменяет и планирует свои действия.

Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу: она, являясь биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Человек выходит за пределы своей биологической природы, он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, он способен к самопожертвованию.

Читайте также:  Как открыть фирму по ремонту холодильников

Таким образом, человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как биологическому виду. Человеком же разумным он становится под воздействием общества. Он обучается языку, воспринимает общественные нормы поведения, усваивает общественно значимые ценности, регулирующие общественные отношения, выполняет определенные общественные функции.

Источник

Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий

Содержание:

Предмет: Социология
Тип работы: Доклад
Язык: Русский
Дата добавления: 12.03.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Споры о природе человека имеют давнюю историю. Вопрос о том, что такое человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, прост и сложен. Научная идея человека включает в себя характеристики его анатомии, физиологии и другие особенности, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими концепциями. В связи с этим, конечно, существуют различные философские представления о природе и сущности человека. Несогласие разных мнений говорит о том, что ответ на вопрос о том, что такое человек, не является простой проблемой.

Человек является высшей ступенью живых организмов на Земле, субъектом социально-исторической деятельности и культуры. Вопрос о природе и сущности человека является одной из глобальных проблем философской мысли.

Понятия: человек, личность, человек среди сложных, сложных. Невозможно дать исчерпывающую интерпретацию, которая не может быть уточнена или оспорена ни в одной детали. Однако эти понятия широко используются в различных областях знаний о человеке.

Необходимо расширять и углублять знания об основных подходах к сущности человека; уникальность каждого человека, о возможностях индивидуальной самореализации, единство биологического и социального в человеке, существенные черты человека, которые отличают его от других живых существ.

Человек

Философские дебаты о природе человека имеют давнюю историю. Изучая общество и общественные отношения, люди долго пытались постичь суть самого человека, раскрыть его основные черты и особенности. Меняя взгляды на сущность человеческого существования, можно проследить основные вехи развития человеческих знаний.

Согласно научным представлениям, организм человека относится к млекопитающим, а именно к гоминидам (гуманоидным существам). Человек, как и все другие живые существа, является частью природы и продуктом естественной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию человека разумного от высших приматов до современных людей. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, что наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его мозга, изменение конечностей и всей его естественной конституции.

Как и любое другое живое существо, человек является своего рода метаболической системой, которая существует благодаря метаболизму с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в определенных физико-химических, органических и других условиях окружающей среды. Как естественное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Человек, как животное, характеризуется инстинктами, жизненными (витальными) потребностями. Существуют также биологически запрограммированные протосоциальные (до-социальные) паттерны поведения человека как особого биологического вида.

Как и любой биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенным набором видовых характеристик, каждый из которых может варьироваться у разных представителей вида в довольно широких пределах. На такое изменение могут повлиять как естественные, так и социальные процессы. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.

Но наряду с этим он отличается от любого животного и, прежде всего, следующими особенностями:

  • производит свою среду обитания (жилье, одежда, инструменты), но животное не производит, использует только то, что доступно;
  • изменяет окружающий его мир не только по стандартам его утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, а также по законам нравственности и красоты, животное может изменять свой мир только в соответствии с потребности своего вида;
  • может действовать не только в соответствии с потребностями, но и в соответствии со свободой своей воли и воображения, действия животного руководствуются исключительно удовлетворением физических потребностей (голод, инстинкт деторождения, групповые, родовые инстинкты и т. д.);
  • способен действовать универсально, животное применимо только к конкретным обстоятельствам;
  • он делает свою жизнедеятельность объектом (осмысленно относится к ней, целенаправленно меняет планы), животное идентично своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Вышеуказанные различия между человеком и животным характеризуют его природу; это, будучи биологическим, не только в естественной жизни человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен на самопожертвование и ставить такие вопросы, как «Кто я? «Почему я живу? «,» Что мне делать? » и так далее.

Человек — это не только естественное, но и социальное существо, живущее в особом мире — в обществе, социализирующем человека. Он рожден с набором биологических признаков, присущих ему как определенному биологическому виду. Но человек становится рациональным под влиянием общества. Он изучает язык, воспринимает социальные нормы поведения, наделяет себя социально значимыми ценностями, которые регулируют общественные отношения, выполняет определенные социальные функции и играет конкретные социальные роли. Все его естественные пристрастия и чувства, включая слух, зрение, обоняние, становятся социально-культурными. Он оценивает мир по законам красоты, выработанным в этой социальной системе, действует по законам морали, сложившимся в этом обществе. Он развивает новые, не только природные, но и социальные, духовные и практические чувства. Это, прежде всего, чувства общительности, коллективности, морали, гражданственности, духовности. Вместе эти качества, как врожденные, так и приобретенные в обществе, характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Биологическая природа человека является основой, на которой происходит собственно формирование человеческих качеств.

Биологи и философы называют следующие анатомические, физиологические и психологические характеристики организма человека, которые формируют биологическую основу деятельности человека как социального существа:

  • прямая походка как анатомическая особенность, которая позволяет человеку более широко охватывать окружающую среду, освобождая передние конечности даже во время движения и позволяя использовать их для работы лучше, чем это могут сделать четвероногие;
  • цепкие руки с подвижными пальцами и противоположным большим пальцем, позволяющие выполнять сложные и деликатные функции;
  • взгляд, направленный вперед, а не в сторону, позволяющий видеть в трех измерениях и лучше ориентироваться в пространстве;
  • большой мозг и сложная нервная система, обеспечивающие высокое развитие психической жизни и интеллекта;
  • сложный механизм голосовых связок, строение гортани и губ, способствующее развитию речи, то есть произношение определенного количества дифференцированных звуков;
  • длительная зависимость детей от родителей и, следовательно, длительный период опеки со стороны взрослых, медленные темпы роста и биологическое созревание и, следовательно, длительный период образования и социализации;
  • пластичность врожденных импульсов и потребностей, отсутствие жестких механизмов инстинктов, таких как у других видов, способность адаптировать потребности к средствам их удовлетворения — все это способствует развитию сложных моделей поведения и адаптации к различные условия окружающей среды;
  • стабильность полового влечения, влияющая на формы семьи и ряд других социальных явлений.
Читайте также:  С чего начать оформление своего бизнеса

С развитием этих качеств человека некоторые его физические свойства ослабли: его чувства стали тусклыми, физическая сила уменьшилась, а защитные свойства его тела ослабли по отношению к неблагоприятным внешним факторам.

Если мы обратимся к другой стороне человека — его сознанию, то здесь отличия от животных будут еще более поразительными. В то время как поведение животного неразрывно связано с окружающей средой и руководствуется инстинктами, человеческая деятельность не является жестко закодированной, она всегда имеет место для свободного выбора. Гораздо меньшая зависимость этого человека от окружающей среды, чем у животных, позволила специализировать его органы чувств и расширить их функции, а также создала условия для развития самостоятельного мышления, чувства, выражения воли, появления памяти и фантазии. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием.

По мнению некоторых философов, индивидуальный дух возвышается над душой человека, что устанавливает связь не столько с внешним материальным миром, сколько с сущностью (идеями) вещей. Это еще больше поднимает человека над миром животных, а человека над природой.

Душа и тело человека, его духовные и физические стороны неразрывно связаны. Благодаря своей особой телесной и духовной организации человек становится человеком, способным к целенаправленным, планомерным действиям, творческим достижениям, среди которых создание человеческих форм общения стоит на первом месте. На этой основе развиваются речь и письмо, способность называть вещи и обобщать их свойства в понятиях, работать вместе не только для развития природных богатств, но и для создания новой социокультурной среды.

Будучи, конечно, естественным существом, живущим по законам естественного мира, человек может полноценно жить и развиваться только в обществе таких людей, как он. Важные факторы человеческой жизни, такие как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются в них интравитально, в процессе социализации, то есть ассимиляции индивидом социального и исторического опыт предыдущих поколений.

Таким образом, человек — это существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактное мышление, логическая память и т. д.), способное создавать и использовать инструменты в процессе общественного труда.

Индивидуальность и индивидуальность

Человек с момента своего рождения является индивидуумом, т. е. единым природным существом, носителем индивидуально-специфических черт.

Индивидуума обычно называют отдельным конкретным человеком, рассматриваемым как биосоциальное существо.

Как часто вы слышите о заметном человеке, который выделяется среди других: «Он человек!» Схожим по звучанию и происхождению с этим словом является понятие «индивидуум». В повседневной речи эти слова используются как эквивалентные. Однако наука различает их по смыслу.

Термин «индивидуум» характеризует человека как одного из людей. Этот термин также означает, насколько типичны признаки определенной общины для ее различных представителей (священник Амон Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Сельянинович).

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенностей. В то же время понятно, что особенности зависят от общества, от условий, в которых был сформирован тот или иной представитель человеческой расы.

Термин индивидуальность позволяет охарактеризовать различия между человеком и другими людьми, подразумевая не только внешность, но и совокупность социально значимых качеств. Каждый человек индивидуален, хотя степень этой идентичности может быть разной.

Яркими личностями были односторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните художника, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, художника, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и других. Их отличали оригинальность, оригинальность, яркая индивидуальность и индивидуальность.

Понятие «индивидуальность» в биологии обозначает специфические черты, присущие конкретному человеку, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств.

В психологии человек понимается как неотъемлемая характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

Философия рассматривает индивидуальность как уникальную идентичность феномена, как природного, так и социального. В этом смысле не только люди могут обладать индивидуальностью, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма).

Если индивид считается представителем сообщества, то индивидуальность — это особенность проявлений человека, подчеркивающая уникальность, универсальность и гармоничность, естественность и легкость его деятельности. Таким образом, в человеке типичное и уникальное воплощено в единстве. Итак, рассматривая разницу между терминами «индивидуум» и «индивидуальность», обратимся к примеру. 20 марта 1809 года в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный по имени Николай. Это был один из сыновей помещиков, рожденных в этот день, по имени Николай, то есть человек. Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и т. д.). Позже у него появились черты, связанные с взрослением, обучением и индивидуальным образом жизни: он начал читать рано, с 5 лет он писал стихи, усердно учился в гимназии и стал писателем, чьим трудом следовала Россия. В ней проявлялась яркая личность, то есть те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

Таким образом, индивидуальность — это уникальность, оригинальность, оригинальность качеств и свойств человека, которые отличают его от окружающих.

Из этих двух понятий «человек» и «индивидуум» необходимо различать понятие «личность».

Личность

Проблема личности является одной из главных проблем в системе наук, изучающих человека и общество, а также философию. Она пронизывает все остальные проблемы.

Человека называют человеком, являющимся субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Понятие личности неразрывно связано с социальными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидом (потому что тогда не с чем сравнивать его свойства) и тем более с личностью.

Философская энциклопедия определяет человека следующим образом: это человеческая личность как субъект отношений и сознательной деятельности.

Другое значение, личность — это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют человека как члена общества.

Оба определения подчеркивают отношения личности, личности и общества. Давайте попробуем выяснить эти связи. В науке проявляются два подхода к личности.

Первый рассматривает основные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает активным участником свободных действий, субъектом познания и изменения мира. В то же время признаются личностные качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди, безусловно, будут оценивать человека, сравнивая его с нормами, установленными в обществе. Человек с интеллектом постоянно оценивает себя. В то же время самооценка может варьироваться в зависимости от проявлений личности и социальных условий, в которых она действует.

Второе направление изучения личности рассматривается через набор функций или ролей. Человек, действующий в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах, зависящих не только от индивидуальных особенностей, но и от социальных условий. Итак, скажем, во время племенной системы семейные отношения требуют одного действия от старших членов, а другого — в современном обществе. Человек может одновременно выполнять действия, выполняя разные роли — рабочий, семьянин, спортсмен и т. д. Он выполняет действия, проявляет себя активно и осознанно. Он может быть квалифицированным работником, заботливым или безразличным членом семьи, упрямым или ленивым спортсменом и т. д. Для личности характерно проявление активности, в то время как безличное существование позволяет «плавать случайно».

Читайте также:  Как создать новую компьютерную фирму

Изучение личности через ролевые характеристики, безусловно, подразумевает отношения человека с социальными отношениями, зависимость от них. Понятно, что как набор ролей, так и их исполнение (так сказать, репертуар и ролевая картина) связаны с социальной структурой и индивидуальными качествами исполнителя. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется и изменяется. Он действует, любит, ненавидит, борется, жаждет не самой личности, а человека, у которого есть черты характера. Благодаря этому, по-особенному, только по-своему, организуя свою деятельность, отношения, индивид выступает как человек.

Когда люди говорят о личности, они в первую очередь имеют в виду ее социальную индивидуальность и оригинальность. Последнее формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Не каждый человек есть человек. Они рождаются как личность, становятся личностью в процессе социализации.

Социализация — это процесс воздействия общества и его структур на людей на протяжении всей их жизни, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизни в конкретном обществе, становятся индивидуумами.

Социализация начинается в детстве, продолжается в подростковом и довольно зрелом возрасте. От его успеха зависит, насколько человек, усвоив принятые в данной культуре ценности и нормы поведения, сможет реализовать себя в процессе общественной жизни.

Среда, окружающая человека, может влиять на развитие личности как целенаправленно (через организацию обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль здесь играет такой важный социальный институт, как семья.

Благодаря процессу социализации человек присоединяется к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус — это позиция в обществе, связанная с определенным набором прав и обязанностей. Система потребностей человека социализируется: социальные потребности добавляются к биологическим потребностям (в еде, дыхании, отдыхе и т. д.), таких как потребность в общении, уходе за другими людьми, получении высоких оценок от общества и т. д.

Процесс социализации проходит несколько этапов, которые социологи называют жизненными циклами: детство, отрочество, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны с изменением социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. Степень достижения результата различает начальную или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолжающуюся или зрелую социализацию, охватывающую зрелость и старость.

Формирование личности человека в процессе социализации происходит с помощью так называемых агентов и институтов социализации. Под агентами социализации понимаются конкретные люди, которые несут ответственность за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Есть агенты первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) И агенты вторичной социализации (чиновники университета, предприятия, телевизионщики и т. д.). Агенты первичной социализации образуют непосредственную среду человека и играют решающую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации — это социальные институты, которые влияют и направляют процесс социализации. Как и агенты, институты социализации также делятся на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации является семья, школа и среднее — средства массовой информации, армия и церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере общественных отношений.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:

  1. учить людей общепринятым культурным нормам и поведению в обществе;
  2. осуществлять социальный контроль над тем, насколько твердо, глубоко и правильно эти нормы и модели поведения усваиваются человеком.

Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме позитивных оценок) и наказание (в форме негативных оценок), также являются методами социализации.

В период вторичной социализации человек может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации. Десоциализация — это потеря или сознательный отказ от приобретенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализация — это противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переподготовки, возвращения человека к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации является негативным и достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, которые не могут быть восстановлены даже с помощью позитивной ресоциализации.

Для самого общества успешная социализация является залогом его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Таким образом, человек является субъектом сознательной деятельности, обладающим совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Вывод:

Таким образом, полисемия и сложность человеческого феномена отражаются в разнообразии понятий, используемых при его изучении.

Понятие «человек» используется для характеристики универсальных качеств и способностей, присущих всем людям. Эта концепция подчеркивает присутствие в мире такого особого исторически развивающегося сообщества, как человеческая раса.

В повседневной речи понятие «человек» отождествляется с понятием «личность». Однако между ними существуют глубокие семантические различия.

По своей сути человек — это биосоциальное существо (т. е. объединенное в одно), часть природы, но в то же время неразрывно связанная с обществом.

Он может полноценно жить и развиваться только в обществе таких людей, как он. Важные факторы человеческой жизни, такие как сознание, речь, не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются при их жизни, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом социально-исторического опыта предыдущего поколения.

Но человечество как таковое не существует само по себе. Конкретные люди живут и действуют. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «индивидуум». Индивид — это отдельный представитель человечества, конкретный носитель всех социальных и психологических особенностей человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в данном случае используется в значении конкретного человек.

Индивидуальность — это уникальная личность человека, совокупность его уникальных свойств.

Личность рассматривалась в:

  1. Философия — как уникальная оригинальность любого явления, в том числе природного и социального.
  2. Психология — как неотъемлемая характеристика определенного человека через его темперамент, характер, интересы и т. д.
  3. Биология — как специфические особенности, присущие конкретному человеку, организму благодаря сочетанию наследственных и приобретенных свойств.

Из этих двух понятий необходимо выделить понятие «личность».

Личность — это личность человека, обладающая сочетанием социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в повседневной жизни.

Личность — это результат развития человека и наиболее полное воплощение всех его качеств. Говоря о человеке, прежде всего, они подразумевают его социальную индивидуальность, и это формируется в процессе воспитания и деятельности, под влиянием конкретного общества и его культуры.

Не каждый человек есть человек. Они становятся личностью в процессе социализации. Признаки, которые отличают человека от человека, включают в себя положительные характеристики. При таком подходе не все люди признаются.

Все люди имеют общие черты, но в то же время каждый человек имеет только присущие ему черты. Если мы рассмотрим общие характеристики человека, связанные с социальной сферой его жизни, и сопоставим их с его индивидуальными характеристиками, то это будет особенность — человека. С этой точки зрения понятие личности применимо ко всем людям.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Оцените статью