- Документы для перевозки опасных грузов автотранспортом
- Какие нужны документы для перевозки опасных грузов ADR?
- Эта статья призвана ответить на вопрос.
- Какие документы потребуются для перевозки опасного груза автотранспортом?
- ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
- Основные документы для перевозки опасных грузов ADR можно условно разделить на четыре группы:
- РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
- К разрешительным документам относятся:
- Для получения лицензии необходимо:
- Причины отказа в выдаче лицензии:
- Разрешение на перевозку опасных грузов выдается:
- Чтобы получить специальное разрешение на перевозку опасных грузов автотранспортом необходимо:
- Разрешение может быть выдано:
- СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНОГО ГРУЗА
- К сопроводительным документам относятся:
- 1. Товарно-транспортная накладная
- ТТН содержит два раздела:
- 2. Путевой лист.
- 3. Паспорт безопасности груза (вещества или материала)
- Паспорт безопасности содержит следующие данные:
- 4. Сертификат.
- 5. Аварийная карточка
- ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНОГО ГРУЗА
- Водитель при осуществлении перевозки опасных грузов обязан иметь при себе следующие документы:
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
- Дополнительно при перевозке грузов, относящихся к категории опасных, могут потребоваться:
- ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
- Если осуществляется международная транспортировка опасных грузов, то в дополнении к указанному списку документов потребуются:
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТРАНСПОРТИРОВКУ БЕЗ ДОКУМЕНТОВ
- За отсутствие документов в соответствии со статьей 12 Кодекса об административных правонарушениях на водителя и юридическое лицо могут быть наложены следующие санкции:
- Перевозка опасных грузов без специфических документов, к которым относятся лицензии, разрешения, аварийной карточки, свидетельств о допуске водителя и автомобиля и так далее:
- Перевозка опасных грузов – всё, что необходимо знать о данной транспортировке
- Типы опасных грузов
- Правила перевозок опасных грузов
- Почему такие «жёсткие» требования?
- Маркировка
- Размеры шрифта
- Стандарты изображений
- Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение
- Получение ДОПОГ
- Маршрут перевозки
- Необходимые документы для перевозки опасных грузов
- Меры предосторожности
- Требования к судам при транспортировке опасных грузов
- Требования к таре при морской перевозке
- Ответственность за нарушение
Документы для перевозки опасных грузов автотранспортом
Какие нужны документы для перевозки опасных грузов ADR?
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом требует соблюдения всех существующих мер безопасности. Законодательными актами России предусмотрены специальные меры согласно правил ДОПОГ (дорожная перевозка опасных грузов) и ADR ( соглашение европейских государств о международных перевозках опасных грузов) . Перевозка опасных грузов осуществляется на основании договора, который предварительно должен быть заключен между грузоотправителем и транспортной компанией, ответственной за организацию перевозки опасного груза. Однако о дного договора на перевозку опасного груза недостаточно. Дополнительно необходимо подготовить ряд транспортно-сопроводительных документов. Читайте статью: правила перевозки опасных грузов автомобильным транспорто 2020 .
Эта статья призвана ответить на вопрос.
Какие документы потребуются для перевозки опасного груза автотранспортом?
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Основные документы для перевозки опасных грузов ADR можно условно разделить на четыре группы:
- Разрешительные документы для перевозки опасных грузов;
- Сопроводительные документы для перевозки опасного груза;
- Водительские документы для перевозки опасного груза;
- Дополнительные документы и инструкции для предотвращения последствий чрезвычайных ситуации.
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
К разрешительным документам относятся:
- Лицензия, получаемая транспортной компанией для предоставления услуг по перевозке опасных грузов;
- Разрешение на осуществление перевозки опасного груза по автодорогам. (бланк заявления)
Лицензия выдается транспортной компании после проведения полной проверки лицензирующим органом (Росавтодор, Ространснадзор, и Управление Госавтонадзора)
Для получения лицензии необходимо:
- Подать в соответствующий государственный орган письменное заявление (бланк заявления);
- Приложить к заявлению пакет требуемых документов;
- Оплатить государственную пошлину.
Причины отказа в выдаче лицензии:
- Несоответствие информации о фирме заявленной в сопутствующих документах;
- Невыполнение требований, предъявляемых к компании лицензирующим органом;
- Обнаружение ошибок в представленных документах;
- Предоставление фальшивых документов.
Разрешение на перевозку опасных грузов выдается:
- Собственником автодороги, если предполагается движение автотранспорта по частной проезжей части. Узнать о лицах, являющихся собственниками дорог можно в региональном подразделении автоинспекции;
- Администрацией города или иного населенного пункта при движении автомашины исключительно по территории определенного округа;
- Органами местного самоуправления при использовании для перевозки дорог одного муниципального образования;
- Подразделение Росавтодор, расположенного на территории регистрации компании – перевозчика, если движение предполагается по нескольким областям РФ.
Чтобы получить специальное разрешение на перевозку опасных грузов автотранспортом необходимо:
- Разработать и согласовать маршрут движения автомобиля с опасным грузом с сотрудниками районного отделения автоинспекции;
- Подать письменное заявление, к которому приложить документы на автомобиль;
- Предоставить для ознакомления оригинал лицензии и копию свидетельства о допуске автотранспортного средства к перевозке опасных грузов. Свидетельство выдается органами ГИБДД после осмотра транспортного средства;
- Предоставить документы на водителя, управляющего автомашиной;
- Оплатить государственную пошлину.
Разрешение может быть выдано:
- На определенную перевозку по заданному маршруту;
- На один год, в случае если перевозки одного и того же опасного вещества совершаются по одному маршруту регулярными рейсами. Например, доставка бензина с предприятия – изготовителя до АЗС.
За отсутствие лицензии или разрешения ответственность несут как водители, так и юридические лица.
СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНОГО ГРУЗА
К сопроводительным документам относятся:
1. Товарно-транспортная накладная
Товарно-транспортная накладная (ТТН — скачать бланк) предназначена для учёта движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) при их перемещении с участием транспортных средств и является основанием для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя. Как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком. Товарно транспортная накладная подразделяется на 2 части, автомобильный и транспортный раздел.
ТТН содержит два раздела:
- Транспортный раздел отводится для описания маршрута совершаемой перевозки с указанием расстояния, мест остановки, дозаправки, опасных участков дороги и так далее. Указываются отправитель и получатель груза, а так же приблизительное время доставки товаров;
- Товарный раздел подробно описывает перевозимый груз. Здесь указывается: наименование груза, класс опасности, номер груза по классификации ООН, код экстренных мер, габаритные размеры и вес и так далее.
2. Путевой лист.
Путевой лист для перевозки опасных грузов (скачать бланк) выдается транспортной организацией водителю и предназначен для учета рабочего времени и пробега автотранспортного средства. В путевом листе подробно указывается маршрут передвижения и коротко информация о перевозимом грузе. Путевой лист для перевозки опасных грузов — основной первичный документ учета работы водителя и пробега автомобиля для перевозки опасных грузов и заполняется с учетом особенностей этого вида перевозок. Выдача путевого листа для перевозки опасного груза осуществляется собственником грузового автомобиля. В путевой лист, как и при обычной грузоперевозки пишут маршрут перевозки, а в верхнем поле делают специальную отметку красным цветом «Опасный груз». В разделе «Особые отметки» указывают номер опасного вещества по списку ООН. Пример « UN 2796, КИСЛОТА СЕРНАЯ , 8, II, (E) ».
3. Паспорт безопасности груза (вещества или материала)
Паспорт безопасности оформляется отправителем груза и передается перевозчику. Например: паспорт безопасности кислота серная. Паспорт безопасности вещества включается в реестр Росстандарта, иначе он не действителен. Транзит опасных грузов необходимо выполнять уделяя особое внимание сопроводительным документам. Паспорт безопасности вещества (материала) — документ, содержащий информацию о товаре, перевозка которого проходит, как перевозка опасного груза. Грузоотправитель обязан предъявить «Паспорт безопасности вещества (материала)» автотранспортной компании перед принятием груза к перевозке.
Паспорт безопасности содержит следующие данные:
- Полное наименование перевозимого вещества (при перевозке особо опасных грузов помимо полного наименования указываются и его синонимы, чтобы предоставлялась более полная информация о грузе);
- Подробные сведения о компании — производителе и поставщике опасного груза;
- Состав вещества;
- Свойства перевозимого груза (физические и/или химические);
- Установленная токсичность;
- Степень возможного воздействия на окружающую среду;
- Виды опасности;
- Меры предосторожности, которые следует соблюдать при перевозке этого вещества. В том числе и меры, направленные на обеспечение пожарной безопасности;
- Правила транспортировки, погрузки-разгрузки и хранения вредных веществ;
- Меры, которые рекомендуется принять в качестве первой медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций.
4. Сертификат.
Сертификат безопасности на груз в упаковке подтверждающий безопасность перевозимого груза при определенных условиях. Документ является приложением к транспортной накладной и требуется при перевозке товаров в закрытой таре. Предъявляется грузоотправителем в том случае, если груз принимается к отправке в таре или упаковке.
5. Аварийная карточка
Аварийная карточка системы информации об опасности (СИО), это документ в котором подробно указана категория опасности перевозимых веществ и меры, которые требуется предпринимать в случае возникновения критической ситуации. Карточка оформляется отправителем груза на основании законодательных актов, принятых на территории РФ и иных стран. Аварийная карточка системы информации об опасности, это документ, который прилагается к путевому листу и заполняется по единой форме производителем перевозимого товара. Аварийная карточка СИО должна находиться на борту транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза или у представителя грузоотправителя (грузополучателя), в случае, если он сопровождает опасный груз.
ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНОГО ГРУЗА
Водитель при осуществлении перевозки опасных грузов обязан иметь при себе следующие документы:
- Водительское удостоверение с открытой категорией, к которой относится управляемое автотранспортное средство;
- Свидетельство о регистрации автомашины, выдаваемое автоинспекцией после постановки транспортного средства на учет;
- Документы на прицеп, если перевозка осуществляется автопоездом;
- Действующий талон технического осмотра или диагностическая карта;
- Полис ОСАГО ( обязательное страхование автогражданской ответственности) ;
- Документ, разрешающий право использования автотранспорта конкретным водителем, если он не является собственником автомашины. Таким документом может быть доверенность от собственника автомобиля или копия трудового договора;
- Медицинскую справку о состоянии здоровья и допуску к перевозке опасных грузов;
- Свидетельство о прохождении подготовки водителя к перевозке отдельных категорий грузов. Документ выдается на определенный срок после прохождения специального обучения и сдачи квалификационных экзаменов;
- Свидетельство о допуске автомашины к перевозке опасных грузов (образец свидельства о допуске ТС). Документ можно получить в региональном подразделении ГИБДД после прохождения полного технического осмотра автомобиля.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Дополнительно при перевозке грузов, относящихся к категории опасных, могут потребоваться:
- Список адресов и телефонов должностных лиц компании – перевозчика, отправителя и получателя груза, дежурных частей, расположенных по маршруту передвижения автопоезда;
- Письменная инструкция с указанием мер, которые требуется предпринять в случае возникновения опасных ситуаций. Документ оформляется в соответствии с требования ДОПОГ;
- Копия договора на перевозку опасного груза;
- Счет-фактура для сверки данных об отправителе и получателе груза;
- Иные документы, требующиеся при перевозке отдельных групп грузов. Например, для транспортировки радиоактивных веществ необходимо иметь карточку дозиметрического контроля и специальное свидетельство для водителя о прохождении обучения в области радиационной защиты.
Дополнительные документы, так же могут потребоваться при транспортировке взрывчатых или инфекционных веществ, а так же самореактивных материалов и некоторых органических соединений.
ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВТОПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
Если осуществляется международная транспортировка опасных грузов, то в дополнении к указанному списку документов потребуются:
- Удостоверение водителя международного образца. Если страна – получатель не является членом Венской конвенции или национальное удостоверение нового образца, которое полностью соответствует все требованиям стран, участниц вышеуказанного документа;
- Заграничный паспорт для водителя и при наличии сопровождающих;
- Зеленая карта, являющаяся полисом ОСАГО и действующая на территории других стран;
- Копия лицензии на возможность предоставления услуг в области международных автоперевозок. Документ требуется получить отдельно от российской лицензии. Для получения необходимо строгое соблюдение транспортной компанией всех правил, разработанных международными законодательными актами;
- Разрешение на перевозку, которое требуется получить в органах Ространснадзора;
- Документы, необходимые для прохождения таможни: декларация, квитанция об уплате пошлины и так далее.
Все документы, являющиеся обязательными для международной перевозки опасных грузов должны быть составлены на двух языках. Чаще всего используются русский и английский языки.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТРАНСПОРТИРОВКУ БЕЗ ДОКУМЕНТОВ
За отсутствие документов в соответствии со статьей 12 Кодекса об административных правонарушениях на водителя и юридическое лицо могут быть наложены следующие санкции:
- Управление автомашиной без регистрационных документов штраф 500 рублей;
- Отсутствие у водителя удостоверения или полиса ОСАГО штраф 500 рублей.
Перевозка опасных грузов без специфических документов, к которым относятся лицензии, разрешения, аварийной карточки, свидетельств о допуске водителя и автомобиля и так далее:
- Для водителя штраф 2 000 – 2 500 рублей. Возможно лишение права управления на 4 – 6 месяцев;
- Для лица, несущего ответственность за транспортировку опасного груза штраф 15 000 – 20 000 рублей;
- Для транспортной компании штраф 400 000 – 500 000 рублей.
Компании, специализирующиеся на перевозках опасных грузов, имеют все необходимые разрешительные документы. Если транспортировка доверяется не большой компанией, а частному предприятию (лицу), то перед заключением договора на перевозку рекомендуется проверить все основные документы.
Источник
Перевозка опасных грузов – всё, что необходимо знать о данной транспортировке
Опасные грузы – это те вещества, которые несут потенциальный вред для здоровья человека или природы, разрушают органические вещества при соприкосновении с ними. Перевозка опасных грузов жестко регламентируется законами, так как подобные ДТП приносят колоссальный вред окружающему миру.
Существуют различные опасные соединения, которые подразделяются по видам: ядовитые, радиоактивные, окисляющие и т.д. Каждый вид разбит на категории опасности, всего существуют 9 классов, разделяющиеся по уровню опасности.
Типы опасных грузов
В госстандарте прописаны следующие типы опасных грузов:
- Газы, которые были сжаты, сжижены или растворены;
- Соединения едкого или коррозионного типа;
- Взрывоопасные элементы;
- Радиоактивные вещества;
- Легко воспламеняемые жидкости;
- Вещества, обладающие ядовитым или инфекционным эффектом;
- Самовозгорающиеся соединения;
- Пероксиды.
Каждый тип опасных грузов имеет регламентированные нормы транспортировки и хранения веществ. Стандарты прописаны в ГОСТ и международном соглашении ДОПОГ. Требования не распространяются только на случаи, когда транспортировка происходит в пределах предприятия, которое и производит опасные соединения. Необходимо только соблюдение технологической схемы. Также перевозка органами безопасности не требует выполнения всех описанных положений.
Правила перевозок опасных грузов
Повышенные требования к безопасности предоставляются к ТС, которые перемещают опасные грузы (ОГ). Необходимо соблюдение множественных правил, которые являются основанием, чтобы получить ДОПОГ на перевозку ОГ. Транспорт должен соответствовать правилам:
- Опасные грузы обязаны транспортироваться только на ТС, которые специально для этого оборудованы. На каждый вид ОГ распространяются разные требования ГОСТ к емкостям и автомобилям. Этот пункт должен сопровождаться технической документацией;
- ТС, которые постоянно задействованы в перевозке ОГ, должны оборудоваться выпускной трубой, вынесенной в сторону перед радиатором. Если переоборудование недоступно по техническим причинам, то можно устанавливать трубу справа, только вне зоны топливного соединения. Необходимо, чтобы бак не соприкасался с источниками тепла или электричества. Допустима простая изоляция бака;
- Автомобили окрашивают в специальные цвета, а по бокам, изображения, свидетельствующие об опасности. Легковоспламеняющиеся соединения окрашивают в оранжевый цвет, самовозгорающиеся элементы должны транспортироваться в ТС, которые сверху имеют белый цвет, а снизу красный. Вещества газового типа или те, которые превращаются в газы при контакте с водой, ТС должны иметь синий цвет;
- Особые требования к электрической сети автомобиля также имеет место:
- Напряжение в пределах 24 Вт;
- Оболочка проводов выполняется на основании бесшовной технологии и не подвергаться воздействию внешних факторов;
- Требуется наличие исправных предохранителей;
- Электропроводка прочно закрепляется, защищается от механических воздействий, нагрева;
- Аккумулятор должен располагаться в вентилируемом отсеке. Дополнительно в электрическую цепь нужно добавить выключатель, который располагается возле аккумулятора, может иметь механический или дистанционный принцип работы;
- Лампы внутри кузова защищаются решеткой, наружные провода должны отсутствовать. Запрещено использование ламп, где используются цоколи с резьбой.
- Автомобили должны иметь заземление с помощью цепочки для поглощения статического напряжения;
- ТС типа фургон обязано обладать прочным, полностью закрытым корпусом, обладать отдельной вентиляцией. В качестве материалов обивки не используются материалы подверженные легкому воспламенению. При транспортировке ОГ в открытых кузовах, необходимо использовать брезент из огнеупорных материалов;
- Оборудование на цистернах важно защитить даже в случае опрокидывания. Все трубопроводы должны армироваться с помощью усилительных колец, колпаков или других элементов;
- При перевозке ОГ в автомобиле должен присутствовать весь набор вспомогательных инструментов;
- ТС оборудуются желтыми огнями, которые имеют автономный источник питания. Наносятся уведомления о перевозке ОГ по периметру ТС;
- Запрещено использование более 1 прицепа или полуприцепа.
Почему такие «жёсткие» требования?
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом требует повышенного уровня безопасности, поэтому увеличиваются и требования, выдвигаемые к нему. Нормы регулируются благодаря европейскому соглашению и национальному стандарту. Проверка соответствия нормам безопасности происходит в ГИБДД, где подтверждается или опровергается пригодность автомобиля для транспортировки.
Маркировка
Транспортным предприятиям необходимо обозначать автомобили, которые выполняют перевозки ОГ. Для обозначения ТС используются особые окрасы, знаки и надписи.
Перевозка едких соединений производится в цистернах, имеющих желтый окрас. На обеих сторонах нужно рисовать продольные полосы черного цвета. Внутри должно находиться сообщение «Едкий материал». Отдельным случаем является перевозка аммиака, необходимость окраски кузова отсутствует, но нанесение надписи «Огнеопасно. Аммиачная вода» остается обязательным. Перевозка метанола сопровождается уведомлением «Яд — метанол».
Условно можно разделить знак об опасности на 2 треугольника. Верхний содержит символ соответствующий классу вещества. Нижний элемент вмешает дополнительную информацию вроде особенности совместимости или номера ОГ, который проставляется по стандартам ООН.
Размеры шрифта
Высота шрифта на автомобиле должна составлять 15 см, чтобы видимость сообщения была достаточной для видимости с различного расстояния и положения. Надпись должна сопровождаться знаками нового образца. Они имеют вид квадрата, каждая сторона должна быть не менее 10 см в длину для транспортных пакетов, а перевозки контейнеров сопровождаются знаками не менее 25 см. Если возможность нанесения знака в необходимой форме отсутствует, доступно уменьшение размера до 5 см.
Стандарты изображений
Перевозка ОГ должна сопровождаться изображениями, находящимися внутри знака:
- При транспортировке взрывоопасных веществ указывается изображение бомбы темного цвета;
- Газ не относящийся к типу легко воспламеняемых символически характеризуется белым или черным газовым баллоном;
- Легко воспламеняемые газообразные и жидкие вещества отображаются черным или белым пламенем;
- Ядовитые соединения – череп, а под ним находится 2 скрещенные кости.
Если ТС содержит пламя в круге черного цвета, это свидетельствует о перевозке ОГ, а именно окислителей и органических пероксидов. Вещества инфекционного типа обозначаются тремя серповидными символами. Черный трилистник, который выполнен схематически, означает наличие радиоактивных веществ. Коррозионные и едкие вещества обозначаются в виде пробирки, из нее вытекают капли. В зависимости от типа вредности на знаке может вытекать жидкость на руку или лист металла.
Все указанные знаки наносятся на обеих продольных сторонах и сзади автомобиля. На цистерны наносятся отображения на торцы, если они имеют несколько отсеков, то каждый обозначается знаком.
Перевозка опасного груза подготовка водителя, сопровождение
Как правило, разрешение на перевозку опасных грузов автомобильным транспортом выдается ответственному за безопасность. Нечасто все ложится на плечи одному лишь водителю, необходимо сопровождение, особенно, если движется колонна автомобилей. Сопровождающий должен:
- Провести инструктаж водителей;
- Производит контроль за приемом и отгрузкой грузов, фиксирует все документально;
- Организует должный уровень безопасности автомобилей и персонала;
Каждый автомобиль задействованный в перевозке ОГ должен сопровождаться паспортом безопасности. Он оформляется в зависимости от вещества в автомобиле, обычно имеет 4 копии. На основании документа происходит погрузка и выгрузка веществ.
Водитель также должен пройти специальный курс обучения, где рассматриваются правила перевозки опасных грузов. Помимо специальных программ обучения, опыт водителя должен быть весомым. Курс обучения включает в себя:
- Характеристики опасных веществ;
- Специальные обозначения, маркировка, знаки, которые наносятся на тару и ТС;
- Первая медицинская помощь в случае ДТП и контакте с веществами;
- Базовые правила поведения с ОГ в экстренных ситуациях;
- Составление докладов и их передача об инцидентах в пути.
Получение ДОПОГ
Перед тем, как получить ДОПОГ, точнее поступить на обучение, у водителя должен быть стаж вождения более 3-х лет. Документ предоставляет возможность перевозить ОГ не только в пределах страны, но и в Европейский союз. Курсы ДОПОГ существенно отличаются в зависимости от веществ, которые будет перевозить водитель.
Водителю при транспортировке ОГ запрещается присутствие сторонних лиц. Также любые товары, предварительно не вписанные в накладную, запрещены. При возникновении сбоев в автомобиле нужно своевременно сообщить об этом в компанию и в ГИБДД с указанием места остановки. Сразу же вызвать специальный транспорт для техобеспечения безопасности. Необходимо выделить место вынужденной остановки используя красных мигающие огни или соответствующих знаков аварийной стоянки.
При перевозке автотранспортом ОГ запрещено:
- Не допускается выполнять обгон и опережение ТС имеющих скорость выше 30 км/ч;
- Следуя соглашению, ДОПОГ запрещается производить дозаправку на обычных АЗС;
- Резкий старт движения провоцирует нежелательные толчки для груза;
- Курение в салоне или рядом с автомобилем запрещено;
- ТС всегда должно находиться под наблюдением;
- В процессе движения с горы нельзя выключать двигатель и сцепление.
В случае ДТП на водителя ложится ответственность за быстрый вызов скорой помощи и первичной ликвидации последствий.
Маршрут перевозки
Предварительно следует получить разрешение на перевозку опасных грузов, а затем происходит согласование маршрута. Чаще всего транспортировка опасного груза требует передачу и сверку маршрута в ГИБДД. Получить ДОПОГ на перевозку опасных грузов необходимо, если:
- Транспортировка происходит колонной из 3-х и более автомобилей;
- Перевозка особо опасного груза;
- Передвижение по участкам ухудшенной проходимости или плохих атмосферных явлениях.
Органы управления стараются минимизировать пролегание маршрутов через города. Лучше использовать объездные трассы. В крайнем случае маршрут должен исключать места с большим скоплением людей.
Как получить разрешение на движение ТС с ОГ в ГИБДД? – Необходимо передать такие документы:
- Документ подтверждающий соблюдение требований к ТС;
- Предварительно сформированный маршрут. В инспекции могут внести правки;
- При перевозке особо опасных веществ необходимо дополнительное разрешение.
Составление маршрута необходимо при любых транспортировках ОГ, но уведомлять об этом в инспекцию не всегда есть необходимость. Важно придерживаться базовых правил формирования маршрута:
- Движение не должно пролегать через места общественного отдыха, природные заказчики. Запрещается движение вплоть к объектам культурной ценности;
- Запрещается ездить вблизи к крупным заводам, особенно тем, которые производят подобные опасные вещества;
- Маршрут должен содержать информацию о местах остановки, заправки, стоянки и т.д.
Необходимо иметь 3 копии маршрута, которые находятся у водителя (или сопровождающего), у компании и в архиве ГИБДД. Также возможна корректировка плана движения в силу каких-то обстоятельств. Информация об изменениях должна заноситься во все документы.
Необходимые документы для перевозки опасных грузов
Для международных дорожных перевозок разработаны базовые правила и перечень документов, которыми должен обладать экспедитор или сопровождающее лицо. Некоторые уже были рассмотрены ранее. В перечень необходимых документов входит:
- Маршрутный лист, один экземпляр должен находиться у экспедитора. В углу документа находится номер, выделенный красным шрифтом, характеризующий опасное вещество по классификации ООН;
- Лицензия ТС для перевозки ОГ;
- Аварийная карточка;
- Транспортно-товарная накладная на груз;
- Документ, свидетельствующий, что водитель может управлять ТС с ОГ;
- Информация для связи с компанией;
- Адрес получателя.
При транспортировке ОГ используется обозначение ОКВЭД 49.20.1. Код ОКВЭД указывает на то, что транспорт перевозит грузы, которые опасны для окружающей среды или человека. Получение разрешения на транспортировку возможно на один рейс для автомобиля или для колонны. Перевозчики, которые выполняют перевозки ОГ постоянно могут получать разрешения длительностью на полгода.
Множество правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, безусловно, вносят путаницу, но все пункты имеют свое обоснование, так как вещества несут повышенную опасность для окружающей среды.
Меры предосторожности
Перевозки в колонне требуют особенную осторожность, так следует соблюдать такие правила перевозок опасных грузов:
- Дистанция между всеми ТС, состоящими в колонне, должна быть более 50 м;
- Маршруты, которые содержат участки дороги с плохой проходимость, например горная местность, должны подвергаться особому контролю со стороны сопровождающего, а между ТС дистанция более 300 м;
- В условиях ограниченной видимости (когда обзор составляет менее 300 м) движение может быть остановлено. Подробная инструкция содержится в сопроводительной документации и зависит от типа груза и его классификации;
- В кабине должен находиться экспедитор;
- В колонне выбирается старший, который несет ответственность за соблюдение нормативов;
- Содержание особо опасных грузов накладывает ограничение на возможность останавливаться в пределах города;
- При отправлении груза необходимо проверить, чтобы каждое ТС колонны обладало запасом топлива более, чем на 500 км маршрута;
- В некоторых случаях необходимо сопровождение колонны со стороны ГИБДД, автомобиль движется спереди с включенными проблесковыми маячками.
Требования к судам при транспортировке опасных грузов
Перевозка ОГ морем регулируется другим документом – МОПОГ, он также имеет разделение по классам опасности веществ, выдвигает требования к кораблям и персоналу. Классификация по опасности соответствует стандартам дорожной перевозки.
Требования к судам несколько отличаются, так для выполнения транспортировки необходимо иметь запись в классифицированном свидетельстве регистра. Запись содержит информацию о доступных к перевозке классах веществ. При отсутствии необходимого оборудования на корабле, перевозка запрещается, но возможно дооборудование транспорта.
Судовая администрация перед внесением записи в реестр должна произвести оценку готовности корабля к перевозке и обозначить классы веществ. Затем необходимо подготовить судно к транспортировке. Подготовительная стадия включает:
- Необходимо зачистить, омыть и просушить грузовые помещения;
- Проверить состояние всех составляющих. Проверяется наличие и исправность средств тушения пожара и сигнализации, газоанализаторов освещения, система вентилирования и осушения;
- Проводится инструктаж всего экипажа об особенностях ОГ и его транспортировки, основных типах опасностей от груза, способах упаковки, обозначающих знаках. Также инструктаж включает в себя правила укладки, повышение предосторожности и первую помощь при отравлениях и других воздействиях вредных веществ. Дополнительно проводятся учения по локализации пожаров, аварийных деформаций грузов.
При всех проблемах перевозящих кораблей и целостности груза полную ответственность несет капитан.
Требования к таре при морской перевозке
Предотвращение получения тяжелых ожогов, отравлений и других последствий перевозки или ДТП главным образом зависит от прочности и герметичности тары. Каждый вид груза имеет свои требования к упаковке, которые описаны в МОПОГ. Важно, чтобы тара была способна выдержать обычное укачивание, связанное с морскими перевозками и стрессовые нагрузки при ДТП.
В МОПОГ оговариваются такие типы закупорки тары:
- Герметичное закупоривание – упаковка паронепроницаема, обычно используется при перевозке парообразных веществ;
- Эффективное закрытие – укупорка способна сдерживать проникновение жидкости в обоих направлениях;
- Надежное закупоривание – способна защитить от высыпания, рассыпания и других эффектов сухих веществ.
Материалы, которые применяются для упаковки грузов должны быть инертными по отношению к ОГ. Также внешнее покрытие не должно вступать в деструктивное отношение с внешней средой.
Каждое судно должно иметь на борту специальные грузовые планы. На них указывается место, где находится ОГ, разделенный по секторам, классификация груза, вид тары, количество занимаемых мест и масса ОГ. В зависимости от типа опасности груза необходимо проводить согласование с соответствующими службами, которые определят должный тип упаковки и другие параметры перевозки.
Содержимое судна должно плотно укладываться, чтобы усилить его устойчивость. Важным условием является наличие должного уровня вентиляции груза в общем или каждого отдельного элемента. Высота штабелирования определяется на основании прочности упаковки, она также заносится в грузовой план.
Ответственность за нарушение
Требования безопасности при перевозке личного состава имеют категорический характер и их несоблюдение несет ответственность. Так как грузы имеют опасный тип веществ, наносимый вред существенно превосходит уровень обычного рода ДТП, соответственно этому и уровень штрафов выше.
Несоблюдение описанных выше правил чревато штрафами:
- С водителя взыскивается от 1000 – 1500 руб;
- Ответственное лицо выплачивает 5000 – 10 000 руб;
- Перевозчик 150 000 – 250 000 руб.
Данные штрафы накладываются при несоблюдении технических условий перевозки.
Перевозка опасных грузов без разрешения, выданного в соответствующем месте, носит более сильное наказание. Ответственность наступает, если:
- Отсутствует свидетельство ДОПОГ на водителя;
- Нет свидетельства ДОПОГ на автомобиль;
- Отсутствие разрешения на передвижение с ОГ;
- Аварийной информационной карты нет в наличии;
- В машине нет необходимого аварийного инвентаря или он находится в неисправном состоянии;
- Несоблюдение условий перевозки опасного груза.
За такие нарушения накладываются штрафы в размере:
- Водитель от 2000 до 2500 руб;
- Ответственный от 15000 до 20000 руб;
- Юридическое лицо от 400 000 до 500 000 руб.
Штрафы существенно увеличены, так как несоответствие условий перевозки влечет за собой повышенный риск для окружающих людей и экологии.
Транспортирование опасных грузов довольно кропотливая задача и на это есть причины. Данный вопрос требует жесткий контроль и повышенные меры безопасности, что и регламентируется законом. Соблюдение норм безопасности помогает предотвратить ДТП и сохранить человеческие жизни и целостность экологии.
Источник