Урок по обществоведению в 8-м классе по теме: «Предпринимательство»
Ожидаемые учебные результаты:
знания
- Объяснять, кто такой предприниматель, что такое прибыль;
- Называть формы предпринимательства;
умения и навыки
- Разъяснять сущность предпринимательской деятельности;
- Моделировать поведение предпринимателя в данной экономической среде;
- Работать в группе, выступать публично;
отношения, ценности, внутренние установки
- Выражать свое отношение к современным предпринимателям;
- Содействовать формированию положительной мотивации к урокам обществознания через игру;
Основные используемые понятия:
- предпринимательство,
- прибыль,
- индивидуальное предпринимательство,
- партнерство,
- корпорация,
Основная деятельность на занятии:
Деловая игра по группам.
Ресурсы к занятию
- Расставить столы по группам, распределить учащихся по группам.
- Приготовить листы ватмана по числу групп и фломастеры.
- Приготовить жетоны для голосования.
- Результаты соцопроса населения поселка (микрорайона).
Ход урока (45 мин.)
1. Мотивация (5 мин.)
Изучение темы начинается с прочтения отрывка из произведения А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала “деловому человеку”.
Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопросы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:
— Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?
— Ничего не делаю. Я ими владею.
— А для чего тебе владеть звездами?
— Чтобы быть богатым.
— А для чего быть богатым?
— Чтобы покупать новые звезды, ели их кто-нибудь откроет.
“Он рассуждает почти как тот пьяница”, — подумал Маленький принц.
И стал спрашивать дальше:
— А как можно владеть звездами?
— Звезды чьи? – ворчливо спросил делец.
— Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.
— И этого довольно?
— Ну, конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.
— Вот это верно, — сказал Маленький принц. – И что же ты с ними делаешь?
— Распоряжаюсь ими, — ответил делец. – Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный.
Однако Маленькому принцу этого было мало.
— Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, — сказал он. – Если у меня есть цветок, я его могу сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь унести звезды!
— Нет, но я могу положить их в банк.
— А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.
По отрывку задайте вопросы.
Чем занимается “деловой человек”? (открывает новые звезды и владеет им).
Зачем он это делает? (он может ими распоряжается).
Как он распоряжается звездами? (считает их, пересчитывает, количество звезд записывает на бумажке и эту бумажку запирает в ящике на ключ).
Можно ли “делового человека” назвать предпринимателем?
Кто такой предприниматель?
Какие особенности поведения предпринимателя вам знакомы?
2. Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (1 мин.)
3. Новый материал (6 мин.)
Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль. Стремление к прибыли – основной мотив его деятельности.
Прибыль – обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из основных экономических категорий; представляет собой излишек от выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.
Совместно с учащимися разбираем схемы.
Что необходимо для того, что бы наладить собственный бизнес? (наличие средств, определение спроса, реклама, учет рисков).
Одной из главных целей предпринимательства является удовлетворение потребностей общества.
С вашей помощью был проведен социологический опроса жителей нашего поселка (микрорайона). В опросе приняло участие 40 человек.
№ п/п | Какие потребности в товарах и услугах не реализованы в вашем микрорайоне, поселке? | Кол-во человек | % |
1. |
9.
Автомойка, станция техобслуживания
Площадка для катания на скейтбордах,
Можно ли считать данный соцопрос объективной картиной?
Все ли категории жителей он учитывает?
Какие виды предпринимательства отражены в данном соцопросе? (сфера услуг).
Почему не отражена производственная сфера? (потребитель заинтересован в конечном продукте и не думает о производстве). Но вы можете открыть производственное предприятие.
4. Интерактивная часть (28 мин.)
4.1. Разъяснение задания (3 мин.)
Вы объединены в три группы. В группах вы должны будете подготовить, а потом перед другими группами презентовать свой вариант фирмы в нашем поселке (микрорайоне). При выполнении задания пользуйтесь памяткой для создания фирмы, а также помните, что основной целью предпринимательской деятельности является получение прибыли и удовлетворение потребностей общества.
Памятка для создания фирмы.
- Основная направленность деятельности (что будете производить?).
- Средства на открытие предприятия.
- Название предприятия.
- Место расположения вашего предприятия в поселке.
- Рекламная компания по продвижению своего товара (виды рекламы).
- Правовая форма предприятия (индивидуальное предпринимательство, партнерство, корпорация).
- Основной потребитель вашего товара (для кого производить?).
Свою презентацию оформите на ватмане.
4.2. Подготовка к проведению презентации (8 мин.)
Во время подготовки продолжайте консультировать ребят, если у них есть вопросы.
4.3. Демонстрация презентации (15 мин.)
Каждой группе дается 2-3 минуты, чтобы продемонстрировать свою презентацию. Представители других групп могут задавать по 2 вопроса.
Почему вы выбрали именно это предприятие?
Это сфера услуг или промышленное предприятие?
Почему не открыли производство чего-либо? (нет быстрой прибыли, не выгодно, информационное общество способствует производству услуг и т. д.)
Почему не открыли магазин розничной торговли? (Конкуренция)
4.4. Голосования по итогам презентации (2мин.)
Предварительно раздайте разноцветные жетоны для голосования по числу групп. Группа за себя не голосует. Подведите итоги голосования.
Почему данное предприятие набрало наибольшее количество голосов?
5. Подведение итогов (5 мин.)
Кто такой предприниматель?
Можно ли “делового человека” назвать предпринимателем?
Назовите основные цели предпринимательской деятельности.
Каков залог успешной предпринимательской деятельности?
Ваше отношение к современным предпринимателям.
Источник
ГДЗ Обществознание 8 класс учебник Боголюбов параграф 22
1. Чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования?
В первую очередь, предпринимательство является самостоятельной деятельностью, где все риски на плечах предпринимателя. Самостоятельность есть собственные воля и интересы человека, который начинает предпринимательскую деятельность.
Плюс, предпринимательство получает систематическую (регулярную) прибыль.
И кроме того, предприниматель — физ или юр лицо.
2. Какие функции в обществе выполняет предпринимательство?
Предпринимательство выполняет следующие функции:
1. Обеспечение всестороннего удовлетворения спроса.
2. Обеспечение самозанятости граждан.
3. Снижение безработицы.
4. Обеспечение реализации права на труд, прописанной в конституции.
5. Выявление и поддержка передовых тенденций в разных сферах экономики, в которых задействованы частные предприятия.
3. От чего зависит успех предпринимательской деятельности?
1. Получение теоретических знаний.
2. Первоначальный капитал
3.Правильный выбор форы хозяйствования
4. Изучение спроса населения
6. Распределение экономических ресурсов
7. Трудовые ресурсы.
8. Реклама товара
10. Наличие целеустремлённости, желания проявить себя, проверить свои способности, инициатива постоянного поиска
4. Назови цели фирмы.
Наиболее распространенные такие цели фирм, как максимизация:
1) прибыли. То есть величины превышения выручки от продаж товаров над затратами на их производство и сбыт.
2)Объёма продаж в течение определенного периода времени (например, года).
3)Темпов роста самой фирмы как таковой(например, величины ее производственных мощностей, числа занятых, количества филиалов и т.д.)
5. В чём преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства?
— общества с ограниченной ответственностью
— не полная ответственность, а ответственность пропорциональная вкладу
— выйти из общества с ограниченной ответственностью можно в любой момент
— кризис после ухода одного из участников
— все участники не управляют, управляет только директор
— закрытые акционерные общества
— доля вышедшего из общества может быть куплена участниками
— на акции имеют права только участники
— есть минимальный капитал
— индивидуальное предпринимательство без образования юридического лица
— учет, отчетность и количество документов легче и меньше
— нет бухгалтерского учета
— предприниматель один несет ответственность
— бизнес и его проблемы наследуются
— неудобная форма для инвестиций
— открытые акционерные общества
— неограниченное число участников
— акции распродаются дополнительно и могут принадлежать всем
— высокий минимальный капитал
— акции могут быть проданы одним участником без согласия других
6. Какова роль малых предприятий в экономике?
Малые предприятия они обеспечивают рабочие места, что позволяет уменьшить безработицу.
В классе и дома
1. Найди с помощью интернет-ресурсов, в материалах журналов и газет информацию о малых предприятиях. Сделай вывод о том, в каких сферах или отраслях экономики действует их значительное число.
Малые предприятия (численностью работников до 100 человек) действуют практически во всех сферах экономики. К ним относятся: торговля — рынки, магазины; сельское хозяйство — фермеры, а также перерабатывающие предприятия; сфера услуг — парикмахерские, юридические, бухгалтерские услуги; общественное питание (кафе, столовые, клубы; СТО, шиномонтаж и многое другое.
2. На что, по-твоему, может опираться мораль в бизнесе: на воспитание, религию, совесть, ответственность? Какие моральные качества предпринимателя ты считаешь наиболее важными? Объясни почему.
Мораль в бизнесе опирается на многие качества предпринимателя: воспитание (честно работать и зарабатывать), религию (влияет на сферу деятельности: узбекская, казахская кухня), совесть, ответственность (наиболее важные, поскольку как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться).
3*. «Фирма есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя». Обоснуй справедливость этого определения, данного английским учёным Р. Коузом.
Рональд Коуз посредством данного высказывания подразумевал то, что подобная система отношений, как фирма, начинает существовать только тогда, когда предприниматель несет ответственность принятия решений, от которых зависит развитие фирмы и отрасли. А развитие, безусловно, зависит от распределения ресурсов. Если ресурсы были распределены грамотно, то нет никаких сомнений в том, что фирма будет развиваться по пути успеха.
4*. Предприниматель Романов открыл собственную прачечную. За аренду помещения он платит 350 тыс. р. в год, за аренду оборудования — 670 тыс. р. в год. Расходы на сырьё и материалы составляют приблизительно 12 тыс. р. в год. Выручка предпринимателя — 1,5 млн р. в год. Если бы Романов был наёмным работником, то получал бы 230 тыс. р. в год.
Можно ли считать деятельность предпринимателя прибыльным (выгодным) занятием? Обоснуй свой ответ.
350000+670000+12000=1032000 (р) — Расходы Романова в год
1500000 -1032000=468000(р) — прибыль предпринимателя в год.
При это если бы работал наемным работником, то получал бы 230 тысяч в год, что почти в два раза меньше.
Сразу хочется сказать, что в бизнесе он получает больше.
Однако, сразу стоит поинтересоваться о рисках. В какой сфере работает предприниматель, какие претензии и иски ему могут предъявить неводольные чем-то клиенты, как он будет отбиваться от этих исков. Хочется сказать об ответственности, ведь у предпринимателей не бывает выходных они работают 24/7 всегда, даже ночью они за все отвечают, а отвечают, значит ходят в суд, платят адвокатам, сдают декларации — платят консалтинговым компаниям, держат бухгалтера и ему платят либо сами работают за бухгалтера.
Хочется узнать о монополистах на этом рынке. может завтра придет монополист гигантского масштаба и откроет свое качественное и недорогое заведение через дорогу от фирмы Романова.
Источник
Урок обществознания в 8 классе «Я предприниматель»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
На уроке рассматривается сущность предпринимательской деятельности и её роль в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obshchestvoznaniya_8_klass.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Я предприниматель»
Урок обществознания в 8 классе.
Урок разработан учителем обществознания МОУ «СОШ №3 п. Советский»
Цель: Рассмотреть сущность предпринимательской деятельности и её роль в современном обществе.
- Раскрыть содержание понятий: предпринимательство, предприниматель . Обеспечить активную позицию участников
- выяснить основные качества предпринимателя;
- обсудить проблемы, которые существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России;
- развитие творческих начал предпринимательства учащихся (в ходе игры).
Формы, используемые на уроке:
- Беседа.
- Самостоятельная работа в группах.
- Работа с понятийным аппаратом.
Ожидаемые учебные результаты :
— Объяснять, кто такой предприниматель, что такое предпринимательство;
— Называть формы предпринимательства;
— Разъяснять сущность предпринимательской деятельности;
-Моделировать поведение предпринимателя в данной экономической среде;
-Работать в группе, выступать публично;
-Выражать свое отношение к современным предпринимателям;
-Содействовать формированию финансовой грамотности;
Оборудование: учебник, презентация, схемы и карточки.
Форма урока: урок-игра.
- Определение темы урока (проблемная ситуация).
- Предпринимательство, что это такое?
- Личностные качества предпринимателя.
- Значение предпринимательской деятельности.
- Виды и Формы предпринимательства.
- Работа по группам (игра).
- Рефлексия. Домашнее задание.
1. Определение темы урока (проблемная ситуация).
Ребята на прошлых уроках мы изучали основы рыночной экономики его основные признаки и законы. Вспомните понятия: признаки рыночной экономики, рынок, законы рынка.
Сегодня мы с вами будем говорить о тех, кто не только хотел разбогатеть, но и сделать богатым государство. Посмотрите на слайд. Перед вами известные люди мира, России, района. Но что их объединяет?
— предприниматели Советского района.
Кто они и что их объединяет?
Может теперь вы сможете сформулировать и тему нашего урока?
Учитель: Тема нашего урока – «Я предприниматель».
Сегодня на уроке мы рассмотрим: кто такие предприниматели, что такое предпринимательская деятельность, какими качествами должен обладать человек, что бы заниматься предпринимательством, какие бывают формы предприятий и как относится современное государство к предпринимательству. Сегодня на мероприятии присутствуют родители, которые не один год занимаются этой деятельностью. Они нам Расскажут о всех преимуществах и трудностях предпринимательства (с которыми они столкнулись).
- 2. Предпринимательство — что это такое ?
Учитель: Еще совсем недавно обеспеченные люди, предприниматели ассоциировались у нас с красным пиджаком и золотой цепью толщиной в палец. Многие пожилые люди и сегодня критически относятся к тем, кто успешно развивает свою хозяйственную деятельность. Другие же, наоборот, всячески приветствуют появление подобных людей, отмечая их работоспособность, энергию, самостоятельность.
Но люди относятся к предпринимателям по-разному. Почему?
А как вы относитесь к ним?
Кто же из них прав? Кого бы вы поддержали в этом споре? Предпринимательство – это хорошо или плохо?
Именно об этих вопросах и пойдет речь на нашем уроке. Слова «предприниматель», у нас на слуху. Что же такое предпринимательская деятельность? Каковы их отличительные черты? Кто может заниматься бизнесом?
Попробуйте дать определение понятию «предпринимательская деятельность». (Выслушиваются версии ребят и подводятся итоги обсуждения).
Итак, предпринимательство – это важный признак рыночной экономики. Запишем в наши словари новое определение.
Предпринимательство – это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная, инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль.
Конституция РФ закрепляет право каждого на использование своего имущества и способностей для предпринимательской деятельности.
Замечательно заниматься предпринимательством, иметь собственный бизнес, стабильный доход. Но все ли люди хотят быть предпринимателями?
Хотите ли вы стать предпринимателем и иметь собственное дело?
Делаем вычисления и вывод о том, какой процент присутствующих хотел бы заниматься предпринимательством.
Кто же он такой – предприниматель?
Предприниматель — лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, частным бизнесом.
Гражданин Российской Федерации может быть предпринимателем, если он достиг возраста 18 лет и не признан судом полностью или
3. Какими качествами на ваш взгляд должен обладать предприниматель?
Заполните таблички, определив качества современного предпринимателя и те качества, которыми вы обладаете для занятия им.
Источник