- Пандус: виды, характеристики, ответственность за отсутствие и ГОСТ
- Содержание статьи:
- Виды пандусов
- Стационарные
- Откидные
- Ролл-пандусы
- Мобильные варианты
- Требования при выборе и установке пандуса
- Ответственность за отсутствие пандусов
- Виды и типы пандусов
- Виды пандусов по типу конструкции
- Стационарные аппарели
- Откидные пандусы
- Съемные или портативные аппарели
- Виды съемных пандусов
- Конструкция пандусов
- Технические требования к пандусам для инвалидов
- Требования к площадке
- Ограждение
Пандус: виды, характеристики, ответственность за отсутствие и ГОСТ
Содержание статьи:
Пандус (переводится с французского языка как пологий скат), представляет собой сооружение, возводимое из металла, бетона, и призванное соединить разноуровневые плоскости для комфортного перемещения техники, пешеходов с колясками или людей с ограниченными возможностями, пользующимися специальными средствами передвижения.
Фото металлического пандуса
Сооружение иначе называется рампой, аппарелью и предназначено для удобного входа, въезда колясочников в общественные и жилые здания, подземные и надземные переходы, многоярусные автостоянки другие места.
Виды пандусов
Приспособления для безопасного перемещения людей с ограниченными способностями изготавливаются из высокопрочной стали. В зависимости от места монтажа подразделяются на:
По конструктивным особенностям и функциональности делятся на следующие типы:
- Откидные;
- Ролл-пандусы;
- Мобильные, куда входит телескопическая, переносная и рампа.
Стационарные
Капитальные постройки для средств передвижения инвалидов возводят чаще на входах в жилые или общественные здания, подземные переходы или виадуки. Стационарные в зависимости от места установки выполняют из монолитного бетона или металла. Металлические изделия состоят из двух горизонтальных полос, по бокам которых установлены ограждающие элементы, и поручней. Металлические полозья монтируются на ступени лестничных маршей.
Как выглядит стационарный пандус
Возведение железобетонных пологих конструкций с поручнями, предполагается еще на стадии создания проекта здания. Располагают пологие спуски на входе в жилые дома, магазины, аптеки, и другие общественные здания.
Откидные
Откидные металлоконструкции применяются в подъездах многоэтажных домов, где площадь лестничной клетки не рассчитана на возведение стационарного спуска. Сложенный откидной элемент не мешает прохождению жильцов по лестнице. Когда же требуется спустить или поднять средство для перемещения инвалидов или маленьких детей по лестничному маршу, аппарель опускается на ступени, после чего снова поднимается и крепится к стене или перилам на специальные петли.
Металлоконструкция, опираясь на каждую ступень лестничного марша, равномерно распределяет нагрузку от веса человека и средства передвижения. Выполняется из нержавеющей стали или прочного алюминия, оснащается ручкой и фиксатором. С помощью этих элементов полозья опускаются и крепятся к стенам или перилам. В поднятом состоянии толщина модели не превышает 4 см.
Как выглядит откидной пандус
Расстояние между полосами от 25 до 30 см. Длина полос в пределах 200 см, ширина 20 см. Полозья, соединенные между собой поперечными элементами и оснащаются бортиками с закругленными краями для предотвращения соскальзывания колес и риска получить травму ног человека, сопровождающего инвалида или управляющего детским транспортом.
Борта изделия не одинаковые по высоте. Если у внешнего ограждающего элемента высота 40 мм, то внутренний равняется 20 мм. Такие размеры подходят для транспорта инвалидов, детских трость-колясок, чемоданов, снабженные колесами малого диаметра. Внешний бортик нужен для безопасности движения, он не дает соскользнуть колесам малогабаритного транспорта.
У пандусов откидного типа следующие преимущества:
- Используются для передвижения малобильных граждан на специальных средствах;
- Устанавливаются в лестничных проемах – широких и узких;
- Малая масса и легкая установка;
- Антискользящее покрытие на полозьях исключается риск получения травмы.
Такие же откидные изделия, но специального типа используются для въезда колясочников в общественный городской транспорт.
Ролл-пандусы
Эти изделия появились не так давно. Представляют собой ленту, состоящую из нескольких секций, оснащенных для взаимного соединения гибким креплением. Материал – высокопрочный сплав алюминия, применяемый для строительства самолетов. Благодаря съемным секциям и гибкому крепежу роллопандус необходимых размеров собирается в нужном месте.
Как выглядит роллопандус
За счет использования гибкого крепления секций роллопандус собирается в рулон, который легко помещается в багажнике автомобиля или переносится вручную. Главное преимущество в том, что используется в местах, где нельзя возвести стационарное сооружение – в лестничных проемах одноэтажных и многоэтажных домов, на пересеченной местности.
Мобильные варианты
Мобильные пандусы, иначе называемые съемными, переносными или перекатными, состоят из двух отдельных металлических направляющих, обрамленных боковыми ограждающими элементами.
Направляющие устанавливают в необходимом месте для проезда инвалидного транспорта в нужное время. У подобного варианта один недостаток, который заключается в том, что нет поручней, без которых инвалид не сможет самостоятельно подняться по пологому спуску, потребуется помощь стороннего человека.
Другой тип представляет собой телескопическое изделие (складные), состоящее из двух полос с боковыми бортиками. Каждая изготавливается из двух или трех секций, которые вкладываются друг в друга. Телескопическое изделие за счет вкладышей-секций увеличивается по длине в два-три раза. С помощью специальных креплений телескопический механизм укладывается на лестничные марши, создавая комфортный проезд для маломобильных людей или детского транспорта. Изготавливается из легких и прочных сплавов металлов, способных выдерживать нагрузку до 400 кг, куда входит масса транспортного средства и вес человека. Оснащение телескопических устройств противоскользящим покрытием, исключает риск получения травмы человека. Подобное изобретение используют в местах скопления людей.
Рампы, относящиеся к мобильной группе устройств, производят в двух вариантах:
Бордюрный в форме треугольного валика с одной длинной пологой плоскостью, предназначен для преодоления выступов на пути коляски – порогов, тротуарных поребриков и прочих подобных преград. Производят бордюрный элемент из металла или плотной резины. Основное преимущество – возможность установки силами человека, который находится в коляске. Горизонтальная рампа изготавливается из цельного или перфорированного металлического листа. К недостатку бордюрных относится то, что их установка на пороги дверного проема, мешает закрыванию дверей.
Встречается, хотя и редко, модель, которая имеет встроенный обогреватель, обеспечивающий безопасное движение колясочников в зимнее время.
Требования при выборе и установке пандуса
При устройстве пологого спуска для колясок необходимо соблюдать требования, предъявляемые к подобным сооружениям, которые прописаны в – ГОСТах, СНиПах и СП. Угол наклона, за редким исключением не может превышать 8 градусов.
Обязательное условие – наличие горизонтальных опорных поверхностей предназначенных для маневрирования инвалидного транспорта. Их площадь должна превышать размеры коляски в плане. Конкретные размеры определяются в зависимости от ширины спусков и их функциональности – для поворота коляски или разворота на 90 или 180 градусов, горизонтальная часть должна быть размером 140х140см и 180х150 см, соответственно.
Аппарели, предназначенные для эксплуатации на открытом воздухе, оборудуются противоскользящим покрытием или изготавливаются из рифленой стали.
Минимальная ширина пандуса не менее 90 см, максимальная – 180 см. Длина пролета без устройства промежуточных горизонтальных элементов делается в пределах 9 м.
Пологие спуски в обязательном порядке оборудуются поручнями в соответствии с требованиями норм и правил:
- Поручни делаются из прочного и гладкого материала, устойчивого к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды;
- Размер ограждений круглой или овальной формы не может превышать в поперечнике 60 см;
- Выступающие края поручней закругляют, чтобы исключить риск получения травм.
Наименование | Значение, мм |
Максимальная длина пандуса для инвалидов | 36000 мм |
Ширина пандуса для детских колясок | до 1000 мм |
Ширина откидных пандусов в подезде | не менее 1850 мм |
Размер для разворота коляски | от 2200 мм |
Угол наклона пандуса | не более 18% |
Ответственность за отсутствие пандусов
Лица, отвечающие за установку пандуса, в случае его отсутствия привлекаются к административной ответственности согласно статье 9.13 КоАП РФ. На должностных лиц налагается штраф от 2000 до 3000 рублей, на юридическое лицо от 20 000 до 30 000 руб. Если пандус имеется, но выполнен с отклонениями от нормативных документов, для организации, занимавшейся его сооружением, предусмотрен штраф, составляющий 50 тысяч рублей.
Повышенную степень ответственности несут владельцы аптек. Частник или руководитель фармацевтического предприятия, не обеспечивший инвалидам доступ в аптеку, заплатит 4 — 5 тысяч рублей, само же предприятие может быть оштрафовано на 50 тысяч рублей. Штраф может быть заменен приостановкой деятельности аптек на 3 месяца, пока не будет сделан пандус.
Устройство аппарелей для малобильных людей регламентируется:
- Статьей 15 закона N 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ», принятого 24.11.1995 и дополненного в 2018 году. Действие поправок началось с 1 января 2019 года. Градостроительным кодексом Российской Федерации.
- Постановлением «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» принятым правительством РФ 09. 07.2016 г.
Требования и нормы устройства сооружений, предназначенных для комфортного доступа инвалидов-колясочников к жилым и общественным зданиям, прописаны в следующих документах:
- ГОСТ Р 51261-99;
- СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
- Правила проектирования и строительства 35-101-2001.
- Свод правил 59.13330.2012, последняя редакция СНиП 35-01-2001.
Однако, при строительстве пандусов СНиП имеет преимущества перед СП. Кроме федеральных законов в каждом регионе принимают свои постановления, не идущие вразрез с действующим законодательством.
Источник
Виды и типы пандусов
Пандус – это наклонная площадка, которая соединяет две поверхности разной высоты. Она предназначена для спуска-подъема инвалидных и детских колясок, а также другого малогабаритного колесного транспорта. Пандусы помогают маломобильным группам населения преодолевать лестничные пролеты, ступеньки, высокие пороги и другие барьеры, которых не замечает большинство людей. К маломобильным группам относятся не только инвалиды и родители с детскими колясками, это также пожилые люди, беременные женщины и те, кто страдает заболеваниями опорно-двигательного аппарата, ограничивающими возможности передвижения.
Пандусы устанавливают в жилых домах, общественных и производственных зданиях. Согласно букве закона они должны быть во всех общественных пространствах, чтобы обеспечить доступ маломобильных граждан к социально значимым объектам. Бывают исключения, когда установить пандус технически невозможно, и тогда вход должен быть оборудован кнопкой вызова или лифтом. Но в большинство случаев, если есть лестница, можно подобрать и подходящий вид пандуса.
Виды пандусов по типу конструкции
Стационарные аппарели
Стационарные пандусы рассчитаны на длительную эксплуатацию. Их устанавливают возле входов в жилые дома, а также в клиники, аптеки, школы, магазины и развлекательные центры. Современные строительные стандарты и нормы изначально предусматривают наличие стационарных пандусов, поэтому запроектировать больницу или торговый центр без пандуса можно только в нарушение СНиП.
Стационарные аппарели дублируют лестницу. Как правило, они представляют собой несколько наклонных поверхностей с поворотными площадками между ними. Вдоль пандуса обязательно устанавливают поручни. Высота и конструкция зависят от общей высоты подъема: важно выдержать безопасный для спуска и подъема угол наклона поверхности, поэтому вместе с высотой подъема возрастает и количество пролетов аппарели.
Откидные пандусы
Этот вариант аппарелей предусматривает откидной механизм. Как правило, такие конструкции монтируют там, где невозможно установить стационарный пандус. Для него может попросту не быть места: например, если речь идет о пролете между этажами жилых многоквартирных или частных домов. Благодаря подъемному механизму аппарель можно раскладывать (тогда она закрывает лестничный пролет), а затем складывать, освобождая лестницу.
Визуально откидной пандус напоминает платформу или рельсы. С одной стороны он надежно прикреплен к поручням или стене. Для крепления используют специальные замки или строительные петли. Вторая сторона пандуса остается свободной, поэтому конструкцию можно свободно поднимать и опускать по мере надобности. Когда нужно воспользоваться аппарелью, замок открывают, опускают платформу на марш. Затем ее вновь поднимают и фиксируют замком у стены.
Съемные или портативные аппарели
Это складные, мобильные конструкции, которые легко установить и демонтировать. Весит съемный пандус немного, в сложенном виде он компактный, поэтому портативные конструкции можно перевозить с места на место. Чтобы уменьшить вес, производители изготавливают мобильные пандусы из облегченных сплавов стали и алюминия. Существует несколько видов съемных аппарелей, которые конструктивно существенно отличаются друг от друга.
Виды съемных пандусов
Рампа – это пандус для преодоления порог. Он по определению не бывает высоким, поскольку не рассчитан на ступеньки. Рампы используют инвалиды и родители с маленькими детьми: она позволяет безболезненно преодолевать невысокие препятствия. Коляску не всегда можно перенести через бордюр или порог – тут и приходит на помощь этот вид съемных пандусов. Рампа легко устанавливается и демонтируется, ее делают из сочетания резины и металла.
Максимальная высота преграды, для которой подходит пандус-рампа, – 15 см. Конструкция обычно имеет форму клина, у нее фиксированная высота и ширина. Если препятствие похоже на выступ, рампу придется устанавливать с двух сторон.
Ролл – высокотехнологичная конструкция из большого количества поперечных секций, соединенных при помощи специальных креплений. Секции можно отсоединять и добавлять, регулируя размеры пандуса. Свое название эта категория аппарелей заслужила за то, что в сложенном состоянии выглядит как рулон. Их удобно возить в багажнике авто, а благодаря съемным секциям конструкция без труда подгоняется под разную высоту препятствий. Несмотря на компактность и небольшие размеры, у роллов много плюсов:
- повышенная грузоподъемность;
- высокая прочность;
- небольшой вес.
Эта категория раздвижных пандусов использует телескопический принцип увеличения длины. Благодаря этому в собранном виде конструкция кажется маленькой, ее удобно перевозить, но раздвигаясь, этот вид пандусов увеличивается больше, чем в два раза. Визуально телескопическая конструкция похожа на две параллельные аппарели.
Пандус обязательно предусматривает противоскользящие поверхности: это важное условие, поскольку без него есть риск соскальзывания колясочных колес. Также без противоскользящей поверхности существует вероятность, что спуск будет слишком быстрым и опасным для инвалидов.
Где пригодятся телескопические пандусы?
- В общественном транспорте.
- При преодолении парапетов.
- При подъеме по ступенькам.
Конструкция пандусов
Пандусы имеют один из двух типов конструкции: платформа или рельсы. Рельсы – это две параллельные секции. Как правило, их изготавливают из металла. Например, все преимущества роллов достигаются за счет авиационного алюминия – легкого, но сверхпрочного сплава. На металл наносят противоскользящее покрытие. Мобильные откидные аппарели чаще всего имеют конструкцию в виде рельсов.
Но стационарные пандусы в большинстве случаев представляют собой платформы: наклонные площадки шириной от 60 см до 2,5 м. Впрочем, портативные аппарели также могут представлять собой платформу: рампа обычно имеет именно такую конструкцию. Платформы производят либо из алюминия, либо из стали, а стационарные аппарели могут быть бетонными. Особо стоит выделить «книжки» – небольшие пандусы из двух секций, которые складываются наподобие чемодана или книги. Такие «книжки» удобно возить с собой.
Технические требования к пандусам для инвалидов
Поскольку пандусы предназначены для спуска и подъема маломобильных групп населения, к их конструкции строительные стандарты и нормы предъявляют строгие требования. Нарушение этих требований приводит к тому, что аппарелью становится невозможно пользоваться по назначению. Спуск или подъем по такому пандусу может быть потенциально опасным для инвалидов в колясках.
Одно из главных условий – угол наклона марша. Пандус может состоять из нескольких маршей, между которыми будут находиться поворотные площадки. Количество маршей и площадок зависит от высоты подъема или спуска и продиктовано в том числе необходимостью соблюсти безопасный уклон. Он составляет от 8 до 15%. Почему этот параметр измеряют в процентах? Проценты отражают соотношение суммарной длины горизонтальной плоскости и высоты, на которую нужно подняться.
В большинстве случаев максимальным допустимым углом наклона марша будет 8%, но если длина аппарели не превышает 20 см, можно увеличить угол еще на 2%. Если же угол станет больше при увеличении длины аппарели, подниматься и спускаться будет небезопасно. Другие важные технические требования:
- Высота подъема одного марша – не больше 800 мм.
- Горизонтальная длина спуска – 9 м.
- Ширина – от 150 до 200 см.
Требования к площадке
Каждая аппарель предусматривают входную и верхнюю площадки, а при необходимости – и промежуточные. Ширина площадки не может быть меньше 185 см, размер места для разворота – 220 см. Если двери открываются внутрь, глубина площадки – 140 см, а если наружу – 150 см. При установке открывающихся наружу дверей важно учитывать возможность маневрировать на площадке. Для соблюдения этого условия глубина может быть увеличена.
Если конструкцию монтируют на открытом воздухе, нужно исключить обледенение. Поэтому основной материал покрывают антискользящим слоем. Также эту задачу можно решить за счет навеса или подогрева. Ширина промежуточной площадки не может быть меньше ведущих к ней дорожек.
Ограждение
Любая сторона аппарели, которая не примыкает к стене, должна быть ограждена. Необходимы одинарные или парные поручни, перила. Их высота – 700 и 900 мм от пола аппарели. Перила должны образовать сплошную линию на одном расстоянии от поверхности. На конце нижнего марша они должны выступать на 30 см. Материал поручней тоже необходимо защитить от обледенения. Перила должны быть прочными, надежными, устойчивыми к боковым нагрузкам.
Важно помнить, что за перила люди будут держаться при подъеме и спуске. Движение на аппарели может быть как односторонним, так и двухсторонним. При двухстороннем направлении движения человек сможет взяться за поручень только с одной стороны, поэтому угол наклона пролета сокращается до 6%. Впрочем, можно установить дополнительный поручень посередине широкого пролета.
К тому же края аппарелей снабжают специальным бортиком до 5 см. Его задача – предотвратить соскальзывание колес. Поскольку аппарели принадлежат к конструкциям, которые создают безбарьерную среду для маломобильных групп населения, и от них часто зависит свобода передвижения граждан, производить и монтировать аппарели имеют право только компании, которые прошли официальную аккредитацию.
Источник