Человек целенаправленно изменяет свою деятельность

Человек целенаправленно изменяет свою деятельность

Отражение действительности в сознании как бы переходит в деятельность, завершается в ней. В этом проявляется единство сознания и деятельности.

Деятельность – это способ существования человека. Но не все действия, процессы в человеке относятся к деятельности. Человек дышит, ест и т. п. – здесь он ничем не отличается от действий животных. Простуженный человек кашляет, во сне человек храпит и т. п. – эти действия не относятся к философской категории деятельности. Человеческая деятельность отличается своим целенаправленным характером. Деятельность человека, с одной стороны, подчиняется естественным законам, а с другой – определенным целям, которые человек сам себе устанавливает.

Действию человека предшествует целеполагание – формирование образа того, что может осуществиться в результате действия. Прежде чем что-нибудь делать, человек представляет, каков будет результат деятельности, представляет себе определенную последовательность действий, которая может привести к реализации цели.

Целенаправленная деятельность отличается от инстинктивной. Последняя осуществляется без предварительного представления о цели, плана (метода, способа) действий, идет по генетически сложившейся программе на основе неосознанного отражения. Именно таковы действия животных. В этой связи Маркс писал: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем построить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально»[10]. Животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек своей деятельностью преобразует ее, создает «вторую природу», искусственную среду.

Именно целенаправленность отличает деятельность человека от процессов, происходящих в природе. Целенаправленность и отражение взаимосвязаны. В основе целенаправленной деятельности лежит отражение действительности, ее законов; знание их дает возможность достижения цели. Вместе с тем, само отражение стимулируется целенаправленной деятельностью. Интересен тот факт, что эмоциональная активация является необходимой (хотя и недостаточной) для продуктивной отражательной деятельности. Вспомним известный тезис о том, что без человеческих эмоций не может быть искания истины.

Структура деятельности может быть представлена следующим образом.

• Субъект деятельности: отдельный индивид, социальная группа.

• Цель – модель того, что может быть в результате деятельности.

• Способ (метод) деятельности.

• Акты деятельности – отдельные действия.

• Средства деятельности – совокупность материальных (или идеальных) орудий деятельности.

• Результат (продукт) деятельности.

Достижение цели предполагает волю, которая ориентирует на достижение цели, преодоление возникающих препятствий. Здесь нужно отметить, что в общем случае нет полного совпадения целей и результатов действий. Деятельность обычно приводит к двум результатам: прямым, которые соответствуют сознательно поставленной цели, и побочным, которые заранее не предвидели и даже не осознавали. Побочные результаты иногда могут быть не только неожиданными, но и нежелательными.

Деятельность может быть репродуктивной, воспроизводящей уже известное, существующее, и творческой, создающей новое, социально значимое. В сознании могут формироваться образы, в известном смысле опережающие действительность. На основе отражения возможностей, тенденций действительности человек обладает способностью предвидения и соответствующей организации своей деятельности.

В целом активность сознания характеризуется целенаправленностью, воображением, генерированием новых идей, управлением деятельностью.

Деятельность людей весьма разнообразна. Сегодня нет единой, общепризнанной классификации видов деятельности. Если подойти к вычленению и классификации ее видов с точки зрения развития отдельного человека, то можно исходить из следующих соображений.

Первый вид деятельности, ведущий в раннем детском возрасте, – игровая деятельность. Она имеет большое значение, в играх дети познают действительность, осваивают нормы поведения, развивают физические и умственные способности. Игровая деятельность сопровождает человека всю его жизнь, являясь важным элементом проведения досуга.

Второй вид деятельности – учебная деятельность. В учебе приобретаются знания, умения, навыки для всей будущей жизни. Человек готовится для самостоятельной жизни. Учеба не кончается в юношеском возрасте; человек учится всю жизнь.

Третья, главная форма деятельности – трудовая деятельность. Она направлена на создание продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей. Труд здесь понимается в широком смысле слова, включая в себя как физический, так и умственный труд.

Основная форма трудовой деятельности – производство материальных благ. Цели, которые люди ставят перед собой в процессе производства, определяются материальными потребностями. Достичь цели, которые человек ставит перед собой, нельзя, оставаясь в сфере разума. От того, что человек поставил ту или иную цель, само собою ничего не делается. Чтобы внести изменения в действительность, достичь цели, нужно воздействовать на окружающий мир материальными средствами, практически.

Читайте также:  Идеи бизнеса по разведенью рыбы

Практика – это чувственная, предметная, материальная деятельность людей, посредством которой они целенаправленно преобразуют окружающий природный и социальный мир. Практика – это не всякое движение, действие, усилие, а сознательная деятельность с представлением о цели, условиях, средствах, направленных на объект практики. В практике – синтез предметной деятельности с творческой природой сознания.

Практика включает в себя три основные вида деятельности: материально-производственную, научно-экспериментальную и общественно-политическую. Первая направлена на природную среду, последняя – на социальную среду, а научно-экспериментальная деятельность ориентирована как на природную, так и на социальную среду.

Практический процесс включает в себя три составляющих: целеполагание, материально-физиологическую и орудийную деятельность. Цель – предпосылка материально-практического акта деятельности. Переход от цели к объективному результату начинается с приведения в действие тех или иных органов тела (прежде всего мускулатуры) и завершается использованием материальных орудийных средств.

По мере технического прогресса происходят изменения как в физиологическом, так и в орудийном моменте практики. Все более важным становится состояние нервной системы, и в то же время развивается орудийная обеспеченность практики. В известном смысле человек – продукт своей собственной трудовой практической деятельности. Изменяя мир, человек изменяет себя как в материальном, так и в духовном отношении.

Источник

Целенаправленное развитие личности: что можно менять в себе

Человек проявляется в жизни чертами своего характера. Многие его действия и поступки зависят от того, каков его характер. Чтобы понять, от чего зависит характер личности, нужно определить саму структуру психики, что же в ней действует.

Предлагаемый ниже перечень отражает основные элементы психики, формирующие характер. Данный перечень из пяти элементов показывает целостность действия психики.

  • А. Потенциал — это совокупность жизненных импульсов, являющихся истинными желаниями конкретного человека в единицу времени. Потенциал проявляется темпераментом и склонностями человека и имеет научное название — сущность.
  • Б. Комплексы являются стереотипами эмоциональных реакций, появившихся в результате пережитых в прошлом стрессов. Комплексные стереотипы осознаются в виде искаженных эмоций: страх, сомнения, вина, обида, ревность, злоба, зависть, претензии и пр.
  • В. Привычки составляют набор привычных реакций восприятия и действия, выработанных в результате воспитания, адаптации, самовнушения и тренировки. Привычки находятся в бессознательной зоне и действуют автоматически. Однако они могут вырабатываться в результате сознательных установок через многократные повторения. Привычки имеют полярность, т.е. могут быть позитивными или негативными по отношению к функциональности и личностному росту человека.
  • Г. Мировоззрение является системой взглядов конкретного человека на внешний и внутренний мир. Мировоззрение состоит из принципов, которых придерживается субъект при восприятии и действии. Оно использует память, логические навыки, но проявляется через привычки. Мировоззрение появляется в период формирования сознания, в возрасте 1-2 лет, развивается в детстве, а затем перестраивается и закрепляется в юношеском возрасте. Мировоззрение находится в зоне сознания и поэтому может быть проанализировано и сознательно изменено в зрелом возрасте.
  • Д. Эго определяется как оперативный центр приема и реагирования на постоянно поступающую информацию в виде эмоциональных мыслей и образов.

Представленная структура психики показывает, что характер является результатом действующего набора привычек, которые формируются через мировоззрение. Привычки пропускают импульсы сущности, придавая им определенную форму, а также компенсируют или усиливают искажение комплекса, формируя состояние здоровья или патологию.

Вывод . Характер личности является устойчивым результатом реагирования мировоззрения и привычек в ответ на импульсы и искажения. Предложенная схема позволяет понять, что изменение характера возможно через замену привычек и принципов мировоззрения. Для изменения характера необходимо использовать мировоззрение и осуществлять внедрение амбивалентных (противоположных) привычек через контролируемое повторяющееся действие.

Человек может контролировать и менять свое мировоззрение, для того чтобы создать наиболее функциональный набор привычек. Характер можно изменить, меняя привычки через сознательный контроль. Главная цель изменения характера заключается в оптимизации психических процессов для точного восприятия внутренних и внешних импульсов и эффективного мыследействия.

Как оценить и изменить характер

Для того чтобы подняться на вершину, нужно иметь все необходимое для восхождения. Человеку, имеющему мужество идти вперед или вверх, нужны две вещи. Нужен рюкзак (мировоззрение, знания), в котором есть все необходимые для дороги предметы: одежда, карты, снасти. Характер (набор привычек) можно образно представить как ледоруб , способный вырубить ступени и удержаться в трудном месте. Сделать свой характер жизнестойким — значит создать такой инструмент, который не подведет в трудный момент и не будет мешать в легкое время.

Читайте также:  Открытие пекарни бизнес идея

Характер является целостностью черт личности, а каждая его черта зависит от конкретного набора привычек. Целостность характера — это весь список черт, которые действуют в конкретном человеке, проявляясь во всех процессах его восприятия, мышления и действия. Формируя характер, способный все время идти вперед и достигать положительного результата, важно понять, что недостаточно менять черту характера, нужно менять целостность.

Как определить целостность характера? Для этого можно оценить наиболее полный список характерных черт в их полярном соответствии. Примером такого списка может быть перечень, приведенный в табл. 1.

Таблица 1. Шкала оценки характерологического профиля

Примечание. Знаками «+» показан вариант характерологического профиля преуспевающей личности, а знаками «—» представлен вариант профиля личности с негативным мировоззрением.

Оценка характера производится с учетом крайностей, оценивается процент (например, если уверенный в себе на 90%, значит неуверенный на 10%). Оценка может производиться самостоятельно, но для объективности желателен внешний контроль.

На основании оценки черт можно вывести характерологический профиль. Профиль, максимально приближающийся к позитиву, является наиболее благоприятным для самореализации. Оценивая свой профиль, человек может увидеть собственный дефицит и принять решение по изменению тех или иных черт.

Важно понять, что каждая перечисленная черта характера не есть данность от природы, а является результатом целостного проявления сознательной и бессознательной частей психики . Чтобы изменить свой характер, нужно сменить действующие привычки. А для смены привычек важно знать, от каких мировоззренческих принципов они зависят. Понимание целостности своего мировоззрения и его дефицита — это первый шаг для смены нефункциональных привычек на функциональные.

Для улучшения характера нужно:

  • определить, какой дефицит позитивных черт существует и до какого уровня его необходимо поднять к определенному сроку;
  • путем сознательного контроля внедрить новые привычки до выработки полного автоматизма.

Чтобы изменить конкретную черту характера, необходимо изучить мировоззренческие принципы, от которых она зависит, а после этого внедрить привычки, обеспечивающие проведение этих принципов в жизнь.

Объективная оценка целостности мировоззрения является гарантией правильного понимания того, какие привычки необходимо изменить. Поэтому важно перечислить и объяснить мировоззренческие принципы преуспевающей личности.

Принципы целостного позитивного мировоззрения

Целостное позитивное мировоззрение может быть представлено пятнадцатью принципами.

  1. Позитивная установка . Это принцип извлечения выгоды из любого отрицательного явления и чувства. Он является положительным вектором развития.
  2. Жизнеутверждающая уверенность . Принцип развития уверенности человека в том, что можно достигнуть лучшего в любой ситуации. Этот принцип наполняет личность жизненной силой, нейтрализует все виды страхов и переводит беспокойство в энергию жизни.
  3. Определенность цели . Является принципом конкретизации всех намеченных целей согласно главной цели саморазвития. Задает требования к отдаленным и ближайшим целям, позволяя целенаправленно выстраивать любое действие.
  4. Самостоятельность, самоконтроль . Опора на самого себя, понимание того, что в любой ситуации нужно менять и контролировать прежде всего самого себя. Принцип является контргайкой для неотступного движения вперед и позволяет регламентировать установки, действия и результаты.
  5. Ясное мышление . Служит и базируется основой понимания того, как действует реальность в настоящий момент, на выявлении фактов и определении их по важности и срочности. Требует развития личных навыков логики и интуиции.
  6. Здоровье ума и тела . Принцип основан на психотелесном единстве, на понимании того, что психика первична по отношению к телу. Основой здоровья является правильное самосознание, способное создавать гармонию души и тела, необходимую для здорового образа жизни.
  7. Правильное распределение энергии и средств . Принцип позволяет эффективно развивать и контролировать все виды собственной энергии, связи, деньги, возможности. Создает условия для формирования личного капитала ума и средств.
  8. Концентрация внимания . Принцип, позволяющий экономично проводить в жизнь действия, связанные с реализацией жизненных целей. Способность оптимально собрать воедино все имеющиеся ресурсы для достижения нужного результата.
  9. Инициатива и лидерство . Проявление собственной активности для формирования нужной среды. Прежде всего связан с инициативой создания команды для достижения целей.
  10. Воображение . Принцип развития собственных творческих способностей для представления образа лучшего будущего. Использование собственного воображения для подготовки новых действий, направленных на необходимые результаты.
  11. Энтузиазм . Принцип формирования единства и силы собственного духа для достижения качества деятельности. Способность вдохновить себя и своих сотрудников на эффективные действия.
  12. Сотрудничество . Развитие функциональных связей с единомышленниками для достижения общих целей. Основан на понимании достижения лучшего только при наличии взаимной выгоды.
  13. Уроки из неудач . Принцип извлечения выгоды из любого поражения и негативного последствия. Определяется как позитивный опыт собственных ошибок.
  14. Делать больше и лучше . Принцип, позволяющий продуктивно действовать для накопления необходимого опыта без внешней оценки. Основан на благотворительном действии, которое осознается и приносит пользу другим людям.
  15. Золотое правило . Отношение к другому с позиции того, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Гармонизирует отношения с людьми и развивает истинный гуманизм личности.
Читайте также:  Идеи бизнеса идея малого бизнеса бизнес с нуля

Для развития жизнестойкого характера прежде всего необходимо освоение первых пяти принципов этого списка. Эффективная самоорганизация в основном зависит от принципов с 6 по 10. Последние пять принципов нужны для гармонизации отношений в обществе и развития человеческих качеств по отношению к другим людям.

Максимальная эффективность применения представленных принципов достигается лишь при качественном их использовании всех сразу. Способность лучшим образом применять все принципы одновременно и является целостным эффективным мировоззрением . Такое мировоззрение позволяет осуществлять жизнедеятельность оптимальным образом и в пределе способствует отработке безошибочного стиля жизни и достижению мудрости. Но на этапе целенаправленного развития основная цель использования мировоззрения заключается в развитии целостного жизнеутверждающего характера.

На основании этого перечня из 15 пунктов можно выбрать приоритеты и составить план последовательного изучения принципов мировоззрения и выработки полезных привычек.

Начиная внутреннюю работу по совершенствованию собственного характера, необходимо определить собственный дефицит и выявить приоритеты внедрения новых привычек, при этом обязательна последовательность. На протяжении определенного времени, чаще трех недель, желательно отрабатывать один мировоззренческий принцип.

Определив, какую привычку нужно заменить, необходимо выбрать новую привычку и способ замены . Например, если человек привык быть неуверенным, нужна новая привычка уверенности в себе. С этой целью может быть применена самомотивация, т.е. сознательное убеждение себя с автоматическим повторением определенной позитивной формулы.

При внедрении новой привычки требуется волевой контроль, т.е. твердое решение и обязательное выполнение установки на самовнушение, аутотренинг. Осваивая новую привычку, важно углубить знания о тех принципах мировоззрения, которые способствуют выработке черты характера. Понимание принципов позволяет лучше закрепить новую привычку. Результатом внедрения новой привычки является автоматическое действие.

Крайне важно, чтобы самомотивация была подкреплена действиями во всех сферах жизни человека (личной, семейной, деловой, творческой). При этом действия в малом равносильны действию в больших делах, ведь это всего лишь привычка. Научившись действовать в малом и воображении, человек будет способен к большим свершениям.

Последовательная работа с новыми привычками позволяет поменять всю целостность характера. Работа над развитием собственного характера является постоянным процессом и зависит как от качественных изменений личности, так и от новых задач, которые человек ставит перед собой. Регулярный контроль целостности характера и постановка новых целей вносят коррективу в эту работу.

Мастерство дела проявляется в гармоничном развитии всех сторон собственной личности. Человек и дело становятся единым целым. Само дело заставляет личность совершенствовать гармонию своих человеческих качеств. Достижение полной самореализации в любимом деле проявляется в виде следующих признаков самоактуализации.

  1. Реалистичность . Умение видеть и точно использовать факты.
  2. Принятие . Способность принимать мир и людей такими, какие они есть.
  3. Естественность . Простота реакций и поступков.
  4. Служение . Деятельность на благо людей и цивилизации.
  5. Отстраненность . Неприятие нездоровых явлений и влияний.
  6. Автономность . Умение быть самодостаточным в развитии себя и дела.
  7. Свежий взгляд . Способность видеть новизну в явлениях.
  8. Идентификация с человечеством . Осознание себя частью цивилизации.
  9. Способность к сближению . Братская любовь и умение ладить с людьми.
  10. Демократичность . Отношение к любому человеку с позиции равноправия.
  11. Целенаправленность . Осуществление действий согласно жизненным целям.
  12. Философский юмор . Способность извлекать из шутки пользу для жизни.
  13. Творчество . Умение использовать свое воображение для благих целей.
  14. Сопротивление массовой культуре . Умение пользоваться массовой культурой и не зависеть от нее.

Самоактуализация проявляется лучшими личностными качествами в деле, но не является полной гармонией жизни. Самоактуализация готовит человека к мудрости. Переход на «плато мудрости» происходит, когда человек, достигший мастерства в любимом деле, гармонизирует свою жизнь во всех остальных сферах.

Источник

Оцените статью