- Урок обществознания в 6 классе «Человек славен добрыми делами» УМК Л. Н. Боголюбова план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Человек славен добрыми делами» урок обществознания 6 класс план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 6 классе «Человек славен добрыми делами» УМК Л. Н. Боголюбова
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Урок открытия новых знаний с применением ИКТ. Воспитывает чувство необходимости совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям. УМК Л. Н. Боголюбов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 22.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Человек славен добрыми делами»
Цель : Развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела, воспитывать культуру общения.
Задачи урока : подвести к пониманию значения добра в жизни каждого человека, важности золотого правила морали в жизни человека; продолжить формировать умения анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника, воспитывать стремление к проявлению заботы о своих близких, умения общаться.
Оборудование : учебник Боголюбова, рабочие листы, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», экран, компьютер, мультимедиа.
Тип урока : урок открытия новых знаний
1. Организационный момент
-Добрый день, ребята! Я надеюсь, что вы пришли ко мне с хорошим настроением и у нас с вами получится все задуманное!
Вы готовы поработать?
Вы готовы отвечать?
Вы готовы, если нужно
Что-то вспомнить и узнать?
Ну, а главное, готовы
Вы сегодня рассуждать?
— Спасибо за ответы и за готовность сотрудничать со мной.
2.Определение темы и целей урока .
Ну, а чтобы узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, надо восстановить пословицы, из которых потерялись слова:
Жизнь дана на …дела.
Мир не без …людей.
Истинное … всегда просто.
… слово человеку – что дождь в засуху.
— О чем же мы сегодня будем говорить? ( О добре )
3. Актуализация знаний
— Что такое добро? ( Все хорошее, полезное, что помогает жить )
— Какого человека называют добрым?
Тема нашего урока: Человек славен добрыми делами.
Сегодня мы совершим путешествие по дороге Добра.
Итак, в добрый путь.
4. Знакомство с новым материалом.
-У вас на столах лежат рабочие листы, в которых мы будем выполнять задания.
1 . Работа со схемой в парах .
— Добро всегда ассоциировалось с добрыми словами
— В русском языке много добрых слов и выражений. Например, встречая гостей мы говорим — …., Провожая гостей -…, Утром — …, Вечером- ….
— Какие еще добрые слова вы знаете, запишите.
— Сказанное слово, словно семя, попадает в сердце человека. От добрых слов мы чувствуем, как в нашем сердце растёт тепло и благодарность, любовь и надежда, милосердие и сострадание.
То есть добрыми могут быть не только слова, но и чувства.
Давайте познакомимся с одной сказкой о Принце. Стр.192
2. Групповая работа с текстом учебника.
— Почему Принц плакал, ведь его же называли счастливым? ( Почувствовал угрызения совести)
« Принц заплакал потому, что ему наконец – то открылась правда. Раньше, при жизни, он наслаждался привычными дворцовыми развлечениями и был вполне счастлив, но счастье оказалось иллюзорным. Он ничего не знал о подлинной жизни своего королевства, скорби и нищете народа.
— Почему Принц решил помогать людям? ( Потому что у него появилось чувство сострадания к судьбам несчастных жителей его города.
Картина которая открылась ему сверху, когда он уже стал статуей, потрясла его, пронзила его сердце: в нем родилось сострадание, а вместе с ним и искренне желание помочь людям. Может быть, именно теперь он стал по – настоящему счастливым.
— Какое чувство испытывала ласточка? ( Чувство сострадания испытала и Ласточка. Она преисполнилась жалости, увидев, что Принц плачет, и, поняв причину его страданий, стала искренне помогать ему ).
— Чем жертвовала Ласточка, решившись помогать Принцу? ( Своей жизнью )
— Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима? ( Сделав доброе дело она ощутила тепло).
— О каких же добрых чувствах говорится в этой сказке? ( Сочувствие, сострадание)
— Запишите эти слова во вторую часть схемы.
3. Рубрика «Картинная галерея».
В рубрике дана репродукция картины Рембрандта (1606—1669) «Возвращение блудного сына».
Сюжет взят из Нового Завета. В Евангелии от Луки (глава 15, стих 11) изложена «Притча о
блудном сыне», (кратко рассказываю притчу).
— Человек, стоящий на коленях перед стариком, это и есть блудный сын, слово
«блудный» здесь означает «заблудший, сбившийся с пути».
— Рассмотреть репродукцию картины и постараться ответить на вопросы:
— Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает отец?
— Какие чувства, кроме радости встречи, испытывает его сын?
Учитель: — Безусловно, сын испытывает радость встречи. Но вместе с тем его мучают угрызения
совести, стыд. Он раскаивается, он сожалеет о том, что сделал, просит простить его, готов
исправиться, загладить свою вину и т. д.
— Отец жалеет сына, его сердце полно сострадания, он готов забыть его поступок и простить.
— Можно сделать вывод: все это и есть добрые чувства, и они открывают путь к добрым поступкам.
— Какими чувствами мы дополним свою схему? ( любовь, радость, угрызения совести)
А как вы думаете, добрые слова и добрые мысли, во что могут превратиться? ( в добрые поступки )
4. Работа со слайдами презентации
5. Выборочная работа
Какие добрые дела вы могли бы совершить сами? Запишите в третью часть схемы.А кому сложно выполнить задание, вы воспользуйтесь моей подсказкой и выберите дело, которое вам по душе.
сделать уборку в доме;
навести порядок в школьном дворе;
накормить бездомную собаку;
подготовить концерт для пожилых людей и инвалидов;
отнести вещи в организацию по социальной защите населения;
помочь детям сиротам и инвалидам;
сделать кормушки птицам зимой;
сделать скворечники весной;
помочь пожилому человеку нести сумку
6 Проверка заполнения схемы.
— Вот видите, ребята, как бывает в жизни. Если каждый из вас будет совершать хотя бы маленькое доброе дело, то эти капельки добра сольются и превратятся в ручеёк, ручеёк в реку, реки — в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
А как вы думаете: легко ли быть добрым человеком и делать добрые дела?
Добро и зло творить
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
О чем говорят стихи ?Добрым человеком быть нелегко. Надо учиться им быть.
— Еще раз посмотрите на схему и попробуйте сформулировать правила доброго человека
-Давайте жить и следовать нашим правилам доброты и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому, что доброта украшает человека.
-У меня в руках символическое «Сердечко». В нём стрелы обид от плохих поступков и слов. Вынем их и увидим, что раны заживают, но шрамы остаются на всю жизнь. Хочется вылечить такие сердечки добрыми словами, делами. А вот на этих здоровых сердечках напишите самые добрые слова и подарите тому, кому пожелаете. Пусть ваша доброта поселится в других сердцах.
(Звучит песня Шуры «Твори добро»
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Как бы жизнь ни летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Источник
«Человек славен добрыми делами» урок обществознания 6 класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме
Разработка урока обществознания в 6 классе по учебнику Л.Н.Боголюбова «Человек славен добрыми делами» с презентацией и приложениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_slaven_dobrymi_delami.rar | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
«ЧЕЛОВЕК СЛАВЕН ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ»
Тип урока Ознакомление с новым материалом
1. Что такое добро. Кого называют добрым.
2. Доброе – значит хорошее.
3. Главное правило доброго человека
Создание условий для формирования представлений учащихся о том, что добро и зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное
Личностно значимая проблема
Достаётся не дёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог? (Л. Татьяничева)
Методы и формы обучения
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная
Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор , бумажные макеты человечка клей, ножницы, цветную бумагу, маркеры.
Планируемые образовательные результаты
Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравственность»
и «безнравственность».
Получат возможность
научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение,
суждения
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных
целей с учётом конечного результата; составляют план и после-
довательность действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные
способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций
и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества
с партнёром
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе,
но и в решении проблемных
заданий всей группой; выражают положительное отношение
к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения
Формы
организации
совзаимодействия
на уроке
I. Мотивация
к учебной деятельности
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка
учащихся
к усвоению
изучаемого
материала
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Уточняет
тематические рамки.
Организует формулировку
темы и постановку цели
урока учащимися
Слушают
и обсуждают
тему урока. Обсуждают цели урока
и пытаются
самостоятельно их формулировать
II. Актуализация знаний
Организует беседу
по вопросам:
– Назовите слова-ассоциации к слову «добро».
– Какие поступки вы бы
назвали добрыми?
– А что такое зло?
– Назовите поступки или
качества человека, которые вы характеризуете как зло?
– Как вы понимаете народные пословицы: «От добра добра не ищут»; «Кто добро творит, тому Бог отплатит»; «Худо тому, кто добра не делает никому»; «Час в добре побудешь – все горе забудешь»; «Кто живет в добре, тот ходит в серебре»; «Много желать – добра
не видать»; «За худом пойдешь – добра не найдешь»; «В ком добра нет, в том
и правды мало»; «Бедного обижать – себе добра не желать»; «Доброе имя дороже
богатства»
Называют слова-ассоциации, аргументировано отвечают
на вопросы,
рассуждают, высказывают собственное мнение
1. Презентация «Человек славен добрыми делами».
2. Прочтение
и анализ сказки (см. Приложение 1) .
3. Индиви-
дуальная
работа.
4. Работа с текстом учебника. Рубрика «Жил на свете человек», с. 194, «Путешествие
в прошлое»,
с. 197.
комментарии новой информации.
2. Организует работу
по прочтению и обсуждению сказки:
– Как вы охарактеризуете поступок Цветка?
– А какие качества вы
увидели в Бабочке?
– Какая мораль в этой
сказке?
3. Организует работу по написанию мини-размышления «Добрым называют человека, который…»,
прочтение размышлений
по желанию учащихся.
4. Формулирует задания, организует работу учащихся по изучению нового
материала.
Знакомятся
с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают полученную информацию.
2. Читают текст сказки, обсуждают ее, высказывают свою
точку зрения, отвечают
на вопросы.
3. Пишут размышления
на заданную тему, по желанию зачитывают их, принимают участие
в обсуждении.
4. Выполняют задания, отвечают на вопросы учебника
IV. Первичное осмысление
и закрепление
Творческое
задание
«Очеловечить человека»
(см. Прило-
жение 2
Делит учащихся на группы, объясняет смысл задания, создает творческую
атмосферу
Выполняют
задания, готовят презентацию, представляют своего «очеловеченного» человечка
V. Итоги урока. Рефлексия
Обобщение
полученных
на уроке
сведений
Проводит беседу
по вопросам:
– Что сходного в образе
человечка получилось
у каждой группы?
– Случайны эти сходства
и различия или нет?
– Удалось ли придумать
идеального человечка?
– В чем вы видите идеальные черты?
1. Отвечают
на вопросы.
2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
VI. Домашнее задание
2.Подготовь рассказ о добром человеке, которого ты встретил в жизни
Конкретизирует домашнее задание
Записывают
домашнее
задание
Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далёкой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка бала доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.
Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошёл мальчик и захотел его сорвать.
Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и стал дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:
– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.
Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у неё ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушёл, а Бабочка ещё долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек».
Творческое задание «Очеловечить человечка»
Класс учащихся делится на несколько групп и получает набор: контур человека из плотной бумаги, клей, ножницы, цветную бумагу, маркеры.
Каждая группа должна не только дать имя и одеть человечка, но и наделить его определенными человеческими качествами, а затем подготовить презентацию своего человечка.
Источник