ЕГЭ. Обществознание. Тема: «Человек». Вариант 1
- Запишите слово, пропущенное в схеме.
- Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности | 2) результаты деятельности | 3) мотивы деятельности |
4) субъекты деятельности | 5) структура деятельности |
- 3.Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека.
1) биологические | 2) физиологические | 3) социальные |
4) органические | 5) естественные | 6) эстетические |
- Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
- Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) театральные декорацииБ) оркестр В) театральная труппа Г) музыкальные инструменты Д) осветительные приборы | 1) субъекты деятельности2) средства деятельности |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
- Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
- Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) На страницах социальных сетей в Интернете появилась кнопка «Мне нравится». (Б) С её помощью интернет-пользователи могут теперь выражать свои интересы. (В) Владельцы социальных сетей установили, что интересы людей эволюционируют вместе с развитием тех возможностей, которые предоставляет сеть. (Г) Это настораживает, поскольку создаются новые возможности для манипулирования сознанием. (Д) Сознание является совокупностью психических процессов человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
A | Б | В | Г | Д |
- Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом _____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная______(Б) человека. Это определённая форма связи с внешним миром____(В), социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные их классификации. Потребности, вызванные биологической природой человека, называются_____(Г). Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми, характеризуются как _____(Д). Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и смысла своего существования, относятся к________(Е). Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность | 2) деятельность | 3) причина |
4) социальный | 5) естественный | 6) подлинный |
7) социализация | 8) личность | 9) идеальный (духовный) |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
21.Укажите три признака природы человека, выделенные автором.
О, Человек, загадка из загадок, венец природы и ее проклятье! Ученые примерили, что 95 процентов наших генов одинаковы с обезьяньими. Даже не верится: Христос, Будда и рядом — гориллы. Грустно…
Природа человека: стадное животное, наделенное творческим разумом. Животное — значит, инстинкты. Разум — значит, учет обстоятельств, дальнего будущего, выбор целей. Но есть творчество — а значит, и переделка самого себя. Но насколько? Две тысячи лет науке психологии, а единого мнения нет как нет.
(…) Да, нашему предку выпал счастливый билет — творческий мозг. Да, речь и орудия расширили стаю, повысив выживаемость и управляемость. И тут же началась история идеологий.
Идеология — предмет изобретений, как и техника. Для этого нужно выделить из моря образов обобщенное понятие, обозначить его словами, натренировать повторениями и авторитетами, пока слово не станет чувством — убеждением. По ним потом оценивается мир и предписываются действия — «это — хорошо, это — плохо», «должно — можно — нельзя». Материалом для обобщений служат альтернативы и наблюдения над людьми. Такие, например: равны люди или нет? Если нет, то законна власть сильного, умного, богатого. Если равны — то демократия. Собственность: «мое» или «наше»? Личное или общее? Так же и труд: отдельный или коллективный. «Око за око» или непротивление злу? Свобода или покорность? Агрессивность или терпимость? Наконец, материя или Бог?
За набором слов стоят образы и чувства. Одни — активизируются, другие — тормозятся. Так идеологии поправляют «биологическую психологию» и конструируют отношения.
(…) Человек «рассчитан» эволюцией для жёсткой иерархической стаи, в которой прежде всего отрабатывается программа «для себя» — это уже голый эгоизм, а потом — «для рода» — это отвлечение для детенышей. И только в конце — «для вида», то есть для всей стаи, но так, чтобы в ней отобрать для размножения самых сильных. Иначе вид захиреет. Как видим, не захирел. Но отобрались не только умные, но и жестокие. А слабым всегда плохо.
Но: выпал этот счастливый билет — с мозгом! Неужели нельзя из разума ничего извлечь для счастья всех? Есть же какая-то воспитуемость в человеке… Или уже все безнадежно, и человечество погибнет от жадности, эгоизма и агрессивности?
(…) Компромисс между материальным и духовным. Пока пересиливает материальное. Однако по мере роста разумности общества возрастает дискомфорт от осознания этого факта, что внушает надежду.
- Какими словами иллюстрирует автор функцию общества, заключающуюся в оценке поведения человека и предписывании ему определенных действий? Назовите одно из обществоведческих понятий, соответствующих этим иллюстрациям.
- Автор называет три программы, которые «отрабатывает» человек. Можно ли утверждать, что в них проявляется исключительно биологическая природа человека? На основе изученного курса сформулируйте свой ответ, изложите его пояснение и приведите пример реализации человеком одной из названных автором программ.
- Автор оставляет без ответа вопрос о том, поможет ли разум человеку создать нечто для счастья всех или человечество погибнет от жадности, эгоизма и агрессивности. Приведите по два аргумента, подтверждающие возможность каждого из этих вариантов.
- Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребность»? Составьте два предложения, в одном дайте информацию о видах потребностей человека, а во втором проиллюстрируйте одну из потребностей примерами.
- Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.
- Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.
- Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Мировоззрение, его виды и формы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
- Выберитеодно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
Социальная психология: «Человек немыслим вне общества» (Л. Толстой)
Философия: ««Человек — нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В. М. Шукшин).
Социальная психология: «Независимость и свободомыслие — суть творчества» (Ф. Миттеран).
ИСТОЧНИКИ:
ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. 3.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Дальний Восток.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр.
МИОО: Диагностическая работа по обществознанию 08.04.2014
Источник
Реальные (официальные) задания и ответы ВПР 2020 по обществознанию 6 класс
Официальный вариант ВПР 2020. (всероссийская проверочная работа). Изучив и прорешав все типы заданий — успех гарантирован! Для ознакомления представлен один бесплатный вариант по обществознанию 6 класс
Скачать вариант ВПР 2020 по обществознанию 6 класс: Скачать
Решать вариант ВПР 2020 по обществознанию 6 класс: Онлайн
Некоторые задания из варианта
1. Одной из потребностей человека является познание окружающего мира.
1. Что является целью познания?
2. Составьте рассказ о своей познавательной деятельности, используя следующий план. 1) Какую роль в процессе познания играют органы чувств? Что происходит на стадии рационального (логического) познания?
2) Какие литературные, научно-популярные произведения вне школьной программы о живой природе Вы читали? Чем для Вас могут быть полезны научно-популярные телепередачи, фильмы о здоровье и физических возможностях человека?
2. Выберите верные суждения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В процессе жизни всех живых существ происходит осознание себя и своего места в мире.
2) Биологическую природу человека отражает потребность осознавать цель своих действий.
3) Человек раскрывает свою социальную природу, осуществляя определённую деятельность.
4) Все живые существа заботятся о своём потомстве.
5) Социальная сущность человека проявляется в его готовности отвечать за свои поступки.
3. В 2017 г. ВЦИОМ проводил опрос среди российских школьников. Им предлагали отметить в перечне понятий те, смысл которых они знают. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.
1. Какие понятия отметила наибольшая доля опрошенных? Предположите почему.
2. Как Вы думаете, много или мало опрошенных знают о том, что такое текущий счёт? Объясните свой ответ.
3. Какой ответ на вопрос дали бы Вы, если бы участвовали в опросе?
4. Социальный статус – это положение человека в обществе. Установите соответствие между примерами и видами социального статуса: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА
А) Марк – кандидат педагогических наук.
Б) Вера – бухгалтер на заводе.
В) Леонид по национальности чуваш.
Г) Роберт – мужчина 50 лет.
1) получен человеком от рождения/присвоен независимо от желания человека
2) приобретён/достигнут ценой собственных усилий человека
5. Известному отечественному учёному Д.С. Лихачёву принадлежит следующее высказывание: «Не упускайте случая находить интересное даже там, где вам кажется неинтересно. На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные».
2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.
3. Как Вы думаете, почему трудно общаться с внутренне скучными людьми?
6. Коммерческий банк финансировал съёмку цикла телепередач о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Взаимосвязь каких сфер общественной жизни иллюстрирует данный пример? Поясните свой ответ.
8. Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (из 5–7 предложений) сообщение о нашей стране, используя все приведённые ниже понятия: Российская Федерация, Конституция, столица, государственный флаг, государственный
герб, государственный гимн.
Официальные (реальные) варианты можно приобрести на нашем сайте:
Источник