ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС: теория и практика
международный ежемесячный научный журнал
Постникова А.А. Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – №1. – С. 87-91.
Государственно-частное партнерство как механизм привлечения инвестиций
А.А. Постникова , ведущий менеджер отдела продаж
ЗАО « Евросиб СПБ ТС»
(Россия, г . Новосибирск)
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы инвестиционного механизма ГЧП. Показано, что ГЧП в общем случае представляет собой особый способ объединения ресурсов бизнеса и г о сударства . П ри этом достигается наибольшая эффективность достижения общественных и н тересов с точки зрения рационального использования имеющихся ресурсов, при этом созд а ется отдельный объект, имеющий общественную значимость в силу использования для удовлетвор е ния интересов общества, а также коммерческое значение для инвесторов. Выделены специфич е ские особенности оценки эффективности проектов ГЧП, связанные с инвестиционным механи з мом данных проектов. Выделены особенности инвестиционного механизма ГЧП, связанные с привлечением инвестиций в экономику региона. Сделан вывод об общих закономерностях инв е стиционного механизма ГЧП с точки зрения частных инвесторов .
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный механизм, комме р ческая эффективность, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность р е гиона, реализация проектов, частный инвестор, публичный инвестор .
Значимость ГЧП как одного из важнейших инвестиционных механизмов определяется потребностью государства в осуществлении множества направлений деятельности при о г раниченном объеме имеющихся ресурсов. Ряд направлений может быть реализован с бол ь шей эффективностью при условии привлеч е ния частного бизнеса. При этом дост и гается дополнительный эффект с точки зрения объ е динения ресурсов государства и бизнеса, когда каждый из участников на и лучшим образом использует имеющиеся у него ресурсы, вкл ю чая опыт управления пр о ектами. В результате формируется не только механизм достижения общественно значимых интересов при наиб о лее эффективном использовании ресурсов, имеющихся в ра с поряжении государства, но и специфический механизм привлечения инв е стиций.
В общем случае ГЧП представляет собой особый способ объединения ресурсов бизн е са и государства, при котором достигается на и большая эффективность достижения общес т венных интересов с точки зрения рационал ь ного использования имеющихся р е сурсов, при этом создается отдельный об ъ ект, имеющий общественную значимость в силу использов а ния для удовлетворения и н тересов общества, а также коммерческое зн а чение для инвесторов. Поэтому механизм ГЧП может быть отнесен к инвестиционным механизмам. В ходе реал и зации проекта ГЧП создается определенный объект, который обладает теми же параметр а ми, что и любой другой объект инвестиций. Он характериз у ется способностью приносить прибыль инвестору, но при этом данная пр и быль не гара н тирована, поэтому инвестиции сопряжены с риском. Создаваемый объект х а рактеризуется определенным периодом ок у паемости, причем для проектов ГЧП данная окупаемость определяется не только комме р ческими сроками возврата инвестиций, но и сп е цифическими сроками владения объектом. Объект инвестиций в рамках ГЧП характер и зуется определенной доходностью, вследс т вие чего для частного инвестора существует во з можность сопоставления параметров его д о ходности с параметрами доходности др у гих объектов. При этом по проектам ГЧП инв е стор может оценить реальную доходность вложений.
Инвестиционные характеристики прое к тов ГЧП представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Инвестиционные характеристики проектов ГЧП
Представленный на рисунке 1 инвестиц и онный механизм оценки эффективности пр о ектов ГЧП позволяет сделать вывод о форм и ровании отдельных оценок проектов ГЧП для публичного инвестора и отдельной оце н ки для частного инвестора. При этом данные оценки дифференцированы. В частности, для публи ч ного инвестора речь не может идти о текущей стоимости бизнеса, как следствие, используе т ся приведенная оценка денежных потоков для бюджета, которая строится, как и NPV , с уч е том дисконтированных дене ж ных потоков, но позволяет оценить сто и мость проекта ГЧП для бюджета.
Специфика инвестиционного механизма ГЧП для публичного партнера проявляется и в оценке рисков. Для частного инвестора это, в любом случае, ставка дисконта, причем оц е нивать данную ставку частный инвестор м о жет с учетом выбора наиболее обоснова н ного для него способа. В то же время, для публи ч ного инвестора это, по существу, бе з рисковая ставка. Согласно п. 25.1 Методики оценки экономической эффективности пр о ектов ГЧП, данная ставка рассчитывается аналогично WACC , но, в общем виде, стоимость «капит а ла» оценивается по безриск о вой ставки для бюджета того уровня, из которого ведется ф и нансирование проекта ГЧП [ 1 ] .
В целом, с подобным подходом можно с о гласиться, поскольку безрисковая ставка уч и тывает неспецифические риски, как сле д ствие, принимаемый риск характерен именно для публичного партнера, что соответствует пп . 5 ст. 4 Закона «О ГЧП» [ 2 ] .
В плане окупаемости проекта действуют, преимущественно, публичные начала, п о скольку, в силу пп . 4 п. 2 ст. 6 Закона «О ГЧП», на период реализации проекта ГЧП, к о торый, в любом случае, должен совпадать с горизонтом данного проекта, собственность с обременением относится на частного инвест о ра. В силу пп . 4 п. 3 ст. 6 Закона «О ГЧП», по завершении проекта объект передается пу б личному инвестору [ 2 ] . Иначе говоря, срок окупаемости совпадает со сроком ре а лизации проекта, получение поступлений от продажи объекта (реверсии) частным инвестором н е возможно, но и затрат по его свертыванию ч а стная сторона не несет. Данные отличия, в р е зультате, не предполагают и с пользования в оценках эффективности проектов ГЧП показ а теля MIRR (модифицир о ванной внутренней доходности), а само предположение о совп а дении ликвидации проекта и завершения дог о вора без дополнительных затрат и поступл е ний у частного и н вестора носит публичный характер. Тем не менее, поскольку данное п о ложение реализуется, хотя и с участием пу б личного инвест о ра, оно может быть отнесено на специфику инвестиционного механизма ГЧП.
Доходность проекта для публичного инв е стора также специфична, поскольку частный инвестор оценивает ее по PI , в то время как для публичного инвестора проект ГЧП являе т ся затратным, поэтому принимается k VFM как показатель сопоставления затрат по альтерн а тивным вариантам реализации проекта, позв о ляющий на практике реализовать п о ложения о сравнительном преимуществе по альтернати в ным способам удовлетворения общественных интересов за счет проекта.
При этом реальная доходность для частн о го инвестора выражается IRR , но для пу б личного инвестора проект ГЧП является, по существу, затратным, а не доходным, треб у ется, с учетом сравнительных преимуществ, реализовать его с наименьшими затратами. Поэтому реальная эффективность проекта должна, вероятно, оцениваться через RPV с учетом п. 26.1 Мет о дики оценки проектов ГЧП [ 1 ] . По существу, это такой же показатель реальной эффекти в ности проекта, без учета альтернатив проекта, как и показатель внутренней доходности для частного инв е стора.
Следовательно, инвестиционный мех а низм оценки проектов ГЧП учитывает экономич е скую специфику реализации проектов для к а ждого из их участников. При этом ко н кретные методы оценки проектов отвечают экономич е скому механизму проектов ГЧП в целом, п о скольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публичного инв е стора это затратный механизм, призванный удовлетворить общественные интересы с на и меньшими затратами публи ч ной стороны.
Поскольку инвестиционный механизм ГЧП охватывает не только затратное участие пу б личного инвестора в реализации проекта, но и доходный проект для частного инвест о ра, он также является механизмом привлечения и н вестиций в конкретный регион. При этом да н ный механизм позволяет с достаточной э ф фективностью учитывать специфику эконом и ки региона. Данное положение ре а лизовано с учетом п. 1 ст. 2 Закона «О ГЧП», которым к элементам регулирования ГЧП отнесено также региональное законодател ь ство о ГЧП [ 2 ] . С учетом данных положений, можно говорить об инвестиционном механизме ГЧП с точки зр е ния привлечения инвестиций в экономику р е гиона, который позволяет наиболее эффекти в но выстраивать взаимодействие власти и би з неса с учетом конкретных ресурсов, которыми располагает регионы для удовлетворения о б щественных интересов, а также общей инв е стиционной привлекательности региона. П о этому, учитывая общую инвестиционную с о ставляющую в формирования инвестиционн о го механизма ГЧП, на региональном уровне данный механизм как способ привлечения и н вестиций может быть представлен в виде р и сунка 2.
Рис . 2. Инвестиционный механизм ГЧП как форма привлечения инвестиций в
Из рисунка 2 видно, что инвестиционный механизм ГЧП реализуется во взаимодейс т вии с общими механизмами привлечения инвест и ций в региональную экономику, хотя проекты ГЧП и отличаются спецификой, в частности, отраслевой. Тем не менее, наравне с другими проектами, реализация проектов ГЧП позвол я ет повышать инвестиционную привлекател ь ность региона. В результате эффективность реализации проектов ГЧП зависит не только от инвестиционного законодательства реги о на, которым регулирую т ся проекты ГЧП, но и от инвестиционного климата в регионе.
Одновременно реализация проектов ГЧП сама по себе формирует более высокую инв е стиционную привлекательность реги о нальной экономики. Поскольку инвестиционный мех а низм ГЧП является специфическим и орие н тирован на привлечение инв е стиций только в отдельных направлениях, в плане формиров а ния инвестиционного законодательства на р е гиональном уровне должны учитывать ресу р сы, которые могут быть вовлечены регионал ь ными властями в реал и зацию проектов ГЧП, кроме того, требуется формирование инфр а структуры ГЧП, которая отвечала бы интер е сам инвесторов. Ин а че говоря, с точки зрения привлечения инв е стиций в экономику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой э ф фективности пр о ектов ГЧП, также является специфическим, хотя и формируется с учетом общих правил управления инвестициями на уровне частн о го инвестора.
Следовательно, механизм ГЧП выступает специфическим инвестиционным механи з мом, ориентированным на наиболее эффе к тивное использование ресурсов государства для удо в летворения общественных интересов на осн о ве объединения данных ресурсов с ресурсами частного инвестора и предполагающим ос о бый механизм реализации прое к та, связанный с созданием объекта, ориентированного на конкретные общественные интересы. Инв е стиционный механизм оценки проектов ГЧП учитывает экономическую специфику реал и зации проектов для каждого из их участников. Конкретные методы оценки проектов отвеч а ют экономическому мех а низму проектов ГЧП в целом, поскольку для частного инвестора проект ГЧП является доходным, а для публи ч ного инвестора это затратный механизм, пр и званный удовлетворить общественные интер е сы с наименьшими затратами публичной ст о роны. Инвестиционный механизм ГЧП реал и зуется во взаимодействии с общими механи з мами привлечения инвестиций в регионал ь ную экономику, хотя проекты ГЧП и отлич а ются сп е цификой, в частности, отраслевой. С точки зрения привлечения инвестиций в эк о номику региона механизм ГЧП, как и в случае с оценкой эффективности проектов ГЧП, та к же является специфическим, хотя и формир у ется с учетом общих правил управления инв е стициями на уровне частного инвестора.
1. Приказ Минэкономразвития России от 30.11.2015 N 894 «Об утверждении Методики оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества «//КонсультантПлюс.
2 . Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) « О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // СЗ РФ. – 20.07.2015. – N 29 (часть I) . – с т. 4350.
PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP AS A MECHANISM OF ATTRACTING
A.A. Postnikova , leading sales manager
CJSC « Eurosib SPb – TS »
Abstract. The article is devoted to the questions of PPP’s investment mechanism. It is proofed that the PPP in general is the special way to unite the state and private resources. Within the above me n tioned mechanism the highest effectiveness of public interests’ satisfaction is achieved. It presumes the co n struction of a particular object having a public importance due to its implementation in pubic i n terests’ satisfaction as well as the commercial effectiveness. In the article specifics of the appreciation of co m mercial effectiveness regarding to the projects of PPP were stipulated. Also were demonstrated the sp e cifically points of the PPP’s mechanism connected with attracting investments to a regional economy. The main conclusion is that for private investors rules of PPP’s mechanism are general.
Key words: private-public partnership, investment mechanism, commercial effectiveness, investment climate, region investment attractiveness, project establishment, private investor, public inve s tor.
Источник
Государственно-частное партнерство как способ привлечения инвестиций в муниципалитет
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 19.03.2017 2017-03-19
Статья просмотрена: 1068 раз
Библиографическое описание:
Зиненко, Г. В. Государственно-частное партнерство как способ привлечения инвестиций в муниципалитет / Г. В. Зиненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40751/ (дата обращения: 11.06.2021).
В последнее время набирает популярность такое явление, как государственно-частное партнерство. Большая часть таких отношений реализуется на муниципальном уровне. Одной из причин возникновения таких отношений является дефицит бюджета в государственной организации. В большинстве случаев государственное предприятие получает средства за счет частного инвестора, который в свою очередь преследует свои интересы. Например, при строительстве какого-либо объекта, частный инвестор получает возможность участвовать в управлении этим самым объектом не только на этапах строительства, но и при дальнейшей эксплуатации.
Причин возникновения партнерства с частным инвестором может быть великое множество. Наиболее популярной предпосылкой к созданию таких отношений, является неспособность рационально управлять хозяйственными объектами [2]. Государственно-частное партнерство яркий пример ситуации, когда явление получило широкий размах, а только потом обзавелось правовым сопровождением.
Также причиной возникновения партнерства является повышение популярности товаров и услуг, предлагаемых государственными организациями, а также повышения их качества [2]. Согласно законодательству, взаимоотношения партнеров необходимо оформить юридически. Документ включает в себя пункты, освещающие финансовые риски и затраты, роли сторон, обязательства между ними, а также полномочия и обязанности каждой из сторон. Виды организации партнерства между инвестором и государством в основном зависят от сферы деятельности последнего.
За время существования государственно-частного партнерство устоялось несколько видов взаимодействия. В зависимости от рода деятельности, партнерство может принимать одну из пяти наиболее распространённых моделей [3].
Ситуация, при которой происходит определенное разграничение полномочий между участниками, а право управлять строго закреплено за органом власти, называется моделью оператора. В таком случае частный партнер является только инвестором без возможности влиять на процесс [3].
Договорная модель представляет собой противоположную ситуацию. Как правило, в таком случае стороны договариваются о том, как будет происходить управление и контроль объектом партнерства и регистрируют свои полномочия в юридическом порядке. Чаще всего такую модель используют для снижения издержек и получения максимально рационального использования [3].
Следующим видом взаимоотношений является модель концессии. Сроки в таких моделях представляют длительный промежуток времени, а обязательным условием такой модели является сохранение права собственности у государства [3].
Также выделяется модель кооперации. К данной модели прибегают, когда невозможно выделить определенные услуги, начислить налог или вычесть амортизацию [3].
И наконец, последняя модель, которая называется лизинг. Представляет собой взаимоотношения частных организаций и государства на предмет недвижимости и техники. Чаще всего, при такой модели, государство представлено муниципальным органом власти [3].
Строгого определения формы заключения контрактов о партнерства в законодательстве нет. В связи с этим взаимоотношения могут регулироваться договором аренды, государственным контрактом, созданием государственно-частной организации, различными соглашениями или лизингом [1].
Главным отличием партнерства от контракта в том, что инвестор находится в равноправных отношениях с представителем власти, а не следует перечню требований и действий, являющихся обязательными для контракта. Имущество обоих партнеров защищается в равной степени, и уровень риска сведен к минимуму. Однако при использовании модели оператора существует угроза для частного бизнеса. В связи с тем, что инвестор не имеет полномочий управлять объектом, в случае разногласий он может остаться ни с чем. Наибольшее влияние данный фактор оказывает на долгосрочные отношения, превышающие десяток лет.
Для сведения рисков к минимуму, для частного партнера предусмотрена система регулирования конфликтов. В случаях, когда инвестор по вине государства несет убытки, он имеет право потребовать взыскания, и если комиссия даст положительный результат, государство обязано возместить ущерб в полном объеме. Для партнерств, тарифы услуг которых строго регламентированы, органы контроля руководствуются объемами инвестиций, прописанных в документе с учетом их сроков [4]. Обязательным условием партнерства является право партнера распоряжаться своим доходам и инвестициями без ограничений. При наличии факторов, которые могут негативно повлиять на положение инвестора, публичный партнер обязан принять меры для получения инвестором прибыли согласно соглашению [4]. Также партнеры могут на стадии формирования соглашения добавить пункты, регламентирующие гарантии [4].
Государственно-частное партнерство наиболее развито в странах Европы: в Германии, Франции и Великобритании. Законодательство о партнерстве имеет существенные отличия. То, что у нас регламентируется отдельным законом о государственном и частном партнерстве, у них представлено нормами гражданского права. В отдельных случаях издаются законодательные акты.
В РФ явление государственно-частного партнерство пришло на четверть века позже, чем в страны Европы, поэтому закономерно правовое регулирование во многом позаимствовано у ближайших соседей. Основная часть нормативно правовых актов была принята без изменений, и только небольшой процент был адаптирован под Российские реалии, с учетом специфики законодательства. Вид организации партнерства частных инвесторов и государства в РФ больше всего напоминает на систему, построенную в Великобритании.
В данный момент основными трудности развития государственно-частного партнерства являются кризисное положение в стране и санкции, наложенные на Россию, не позволяющие привлекать иностранных инвесторов. Также существует проблема не совершенности законодательства. Присутствует коррупция, которая негативно влияет на уровень конкуренции и не позволяет развивать партнерство между государством и инвесторами. Но, несмотря на сложные условия, отрасль развивается, но очень медленными темпами. Изменить эту ситуацию возможно, увеличив заинтересованность инвесторами посредством льгот и предоставлением дополнительных гарантий. Государственно-частное партнерство в России в начальной стадии роста, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что со временем популярность данного направления будет только повышаться, так как это интересно для бизнесменов и муниципальных организаций.
В Красноярском крае сотрудничество частных инвесторов популярно во многих сферах. Этот вопрос активно поднимается на заседаниях Законодательного Собрания края. Предпосылкой к созданию партнёрства с частным инвестором является отсутствие денег в бюджете на различные проекты, которые жизненно необходимы. Такими являются ремонт дорог, лечебные учреждения, школы, детские сады. Важным вопросом является содержание этих объектов, а не их строительство. Для привлечения частных инвесторов необходимо обозначить условия для сотрудничества. Чаще всего, это снижение налоговых льгот.
В Красноярском крае имеется положительный опыт государственно-частного партнерства. На станции Саянская был построен детский сад на 290 мест. Строительство состоялось благодаря созданию партнерства между местной администрацией и Красноярской железной дорогой.
В настоящее время в Красноярске активно обсуждается проект, связанный с видео фиксацией. Всего лишь за 6 месяцев существования проекта, у семи частных инвесторов появилось желание вложить денежные средства суммой от 500 миллионов рублей.
Учитывая вышесказанное можно сделать два вывода. Государственно-частное партнерство можно рассматривать как инструмент привлечения инвестиций в муниципальные компании. Это позволит получить дополнительные средства для реализации необходимых проектов. Большим преимуществом таких инвестиций является их долгосрочная перспектива.
Помимо инвестиций государственно-частное партнерство поможет стимулировать экономику Края. Ранее проблема заключалась в отсутствии сформированной институциональной и правовой базы, как на федеральном, так и на краевом уровне. Принятие федерального закона, комплексно регулирующего формы государственно-частного партнерства в Российской Федерации позволило решить проблему и положительно сказалось на развитии государственно-частного партнерства во всех муниципальных образованиях.
- Алпатов, А. Д. Государственно-частное партнерство. Механизмы реализации. − Москва: Альпина Паблишер, 2012.− 200 с.
- Мартусевич Р. А. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. − Москва: Фонд «Институт экономики города», 2012.− 240 с.
- Ямщиков А. С., Руйга И. Р. Механизмы реализации Государственно-частного партнерства в социальной сфере региона. − Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016.− 206 с.
- Игнатюк Н. А. Государственно-частное партнерство. − Москва: Юстицинформ, 2012. — 490 с.
Источник