Бюрократические барьеры для инвестиций

Как это работаетКак преодолевают бюрократические барьеры в разных странах

Находим показательные примеры победы над административными нелепостями

Бумажная волокита, многоступенчатый процесс согласования, бессмысленные законы — эти и другие бюрократические сложности способны оперативно задушить любой проект. Но, к счастью, истории известны случаи, когда со всем этим удавалось успешно справиться. В совместном проекте с порталом «Строим просто», созданном в помощь инвесторам и застройщикам Москвы, изучаем успешные мировые случаи борьбы с бюрократией.

Материал подготовлен при поддержке портала «Строим просто»

9 ШАГОВ ОТ ПРОЕКТА ДО ОБЪЕКТА

От градостроительного плана до эксплуатации за 99 дней

Получение градостроительного плана в Москомархитектуре

Получение технических условий к проектированию в Мосводоканале

Получение разрешения на строительство в Мосгосстройнадзоре

Получение ордера на производство земляных работ в ОАТИ

Контроль на местности

Проведение контрольно-геодезической съёмки Мосгоргеотрестом

Проведение выборочной проверки в ходе строительства ОАТИ

Подключение к системе водоснабжения и канализации в Мосводоканале

Закрытие ордера на производство земляных работ в ОАТИ

Получение разрешения на эксплуатацию здания в Мосгосстройнадзоре

Рассказать друзьям

Другие статьи по темам

© The Village. Новости Москвы, Санкт-Петербурга. Люди, места, события. Использование материалов The Village разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты в разделе Новости принадлежат их авторам.
Прогноз погоды предоставлен OpenWeatherMap

Мы используем cookie, чтобы собирать статистику и делать контент более интересным. Также cookie используются для отображения более релевантной рекламы. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах и изменить настройки вашего браузера.

Источник

Бюрократические препятствия

Даже если вы привыкли выполнять второстепенные задачи быстро, вам могут помешать правила, которые отнимают массу времени. Когда я работал в Массачусетсе, то должен был заполнять сложную форму, чтобы компания возмещала мне мелкие представительские расходы, связанные, например, с деловым обедом. Моя коллега не могла перемещать мебель из одного кабинета в другой самостоятельно. Она была обязана позвонить в Управление исправительных учреждений (Department of Corrections) и попросить прислать ей команду заключенных в оранжевых комбинезонах, которые передвигали мебель. Глупые правила придумывает не только правительство – некоторые корпоративные фильтры отсеивают любые письма, в которых встречаются безобидные слова[18].

Конечно, некоторые бюрократические изобретения полезны. Если вероятность серьезного ущерба относительно высока, стандартизированный набор процедур может существенно снизить риск. Например, служба безопасности на атомных электростанциях помогает специалистам по ядерной энергетике избежать взрыва реактора, а система контрольных проверок помогает пилотам самолета добраться из пункта А в пункт Б в целости и сохранности.

Но сейчас речь не об этом. Я говорю о правилах, которые вынуждают специалистов тратить много времени на низкоприоритетные задачи. О бюрократии, которая требует, чтобы сотрудники заполняли длинные формы или получали предварительное согласие на разных уровнях. По опыту могу сказать: в основе таких правил всегда лежит страх того, что сотрудники совершат много ошибок, если им предоставить даже минимальную свободу.

В качестве примера рассмотрим деятельность Министерства обороны США. В армии тоже часто требуется перемещать людей из одного отдела в другой или с одной должности на другую. Как сказал однажды министр обороны Роберт Гейтс: «Запрос на отправку в Афганистан команды дрессировщиков собак или любого другого подразделения должен пройти по крайней мере через пять генеральских штабов. Тогда его обработают, утвердят и выполнят»<18>. Вместо того чтобы планировать военные операции, офицеры вынуждены тратить время на утверждение запросов о смене дислокации. К счастью, министр Гейтс двигался в верном направлении – он хотел снизить бюрократию, уменьшить количество штабов <19>и обеспечить гибкость процедур.

Что можно сделать, когда ваши сотрудники сталкиваются с громоздкими и непонятными правилами? <20>Если положение позволяет вам изменить ситуацию, последуйте примеру Гейтса: рассмотрите правила вашей организации. Попытайтесь определить, какую роль играет каждое из них, какую цель преследует и насколько эффективно. А затем сравните преимущества, предоставляемые сотрудникам, с проблемами, которые оно для них создает.

Вы не можете решать этот вопрос только с руководством и сотрудниками службы внутреннего контроля – их представление может быть ложным. Чтобы лучше понять, как работает то или иное правило, поговорите с сотрудниками (или с клиентами!), которым приходится его соблюдать. Скорее всего, вы обнаружите, что большинство правил отнимает слишком много времени или предполагает чересчур строгий контроль.

Если же вы не можете изменить ситуацию, научитесь уживаться с правилами – или обходить их. Могу дать вам несколько советов.

• Узнайте цель правила – возможно, для него есть разумное основание. В этом случае продумайте наиболее эффективный способ его соблюдения; скорее всего, оно будет часто применяться в вашей работе, поэтому извлеките из него максимум пользы.

Читайте также:  Gtx 1060 3gb майнинг rvn

• Если правило устарело и неприменимо к вашей деятельности, придумайте, как его изящно обойти. Например, некоторые компании в целях экономии запрещают сотрудникам летать первым классом. Но запрет не должен распространяться на сотрудника, который, покупая билет экономкласса, получает бесплатное повышение качества обслуживания по программе лояльности[19].

• Если от правил отказаться нельзя – либо нецелесообразно, либо слишком рискованно с юридической точки зрения – можно попросить о послаблениях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Все препятствия преодолимы

Все препятствия преодолимы К счастью, на эти вопросы существуют простые ответы.Проектированием новых потоков создания ценности и перегруппировкой существующих активов займутся, как мы уже объясняли в предыдущей главе, предприниматели. Многие из них понесли большие

4 препятствия и 5 нот менеджмента

4 препятствия и 5 нот менеджмента Закончив с лирикой, вернемся к нашим «скучным» цифрам. Надеюсь, вы уже составили свои финансовые отчеты?«Составили, но только для чего мы все это делали?» – спросите вы. Всего лишь для того, чтобы получить достоверную картину вашей

Бюрократические и клановые организационные системы

Бюрократические и клановые организационные системы Традиции организации представляют собой мозаику функционально ориентированных верований, ценностей и ожиданий, которые разделяют все члены данной организации. В свою очередь, эти верования, ценности и ожидания

Внутренние препятствия

Внутренние препятствия Трудности и препятствия вам укажут на то, над чем в себе надо работать. Стать сильной, гибкой, решительной, знающей свои потребности может помешать ряд привычек:- Постоянное осуждение себя. Чувство вины за то, что вы не такая, какой нужно быть.

ПРЕПЯТСТВИЯ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА

ПРЕПЯТСТВИЯ СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА Менеджеры будут чинить препятствия тому, что, по убеждению отдела персонала, является прогрессивным, если не убедить их в том, что это принесет пользу и организации, и им самим при приемлемых расходах (деньги, их время и затраченные

ПРЕПЯТСТВИЯ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКОВ

ПРЕПЯТСТВИЯ СО СТОРОНЫ РАБОТНИКОВ Работники будут препятствовать «прогрессу» и нововведениям, если почувствуют, что они противоречат их собственным интересам. Вероятно, они, не без оснований, скептически относятся к торжественному заявлению: что хорошо для

ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ ЧР

ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ ЧР Препятствия, которые могут встретиться на пути стратегий ЧР при попытке реализовать свои инициативы, часто бывают связаны с непониманием стратегических потребностей данного предприятия, в результате чего данные инициативы

Внешние препятствия

Внешние препятствия Культура компании не приемлет такого подхода. Это ожидаемо: не будь такого рода проблемы, в компании давно бы уже практиковали коучинг. Философия коучинга составляет часть новой философии, которую наиболее просвещенные руководители вашей

Внутренние препятствия

Внутренние препятствия Ничего нового в этом нет, я уже много лет практикую это.Если таков ваш самоуверенный ответ, то ничего вы не практикуете!Боюсь, я не справлюсь.Без практики, конечно, не справитесь. Наименее рискованно начинать с самокоучинга. Опробуйте его также на

Этап 5. Преодолеть препятствия

Этап 5. Преодолеть препятствия Знаете, почему вы не можете заключить ту или иную сделку? И сколько в вашем распоряжении способов обойти препятствия, мешающие клиенту совершить покупку? Наиболее трудные преграды – такие, о которых вы не подозреваете. Потребности клиента и

Сломайте корпоративные препятствия

Сломайте корпоративные препятствия Пока что мы обсуждали личные препятствия, основанные на таких человеческих аспектах, как гордость и страх. Но давайте признаем, что ощутимые корпоративные преграды тоже могут затруднить ваш путь к делегированию.С чем из этого вы

Глава 3 Болезни и препятствия

Глава 3 Болезни и препятствия Истреблен будет народ мой за недостаток знания. Осия 4:6 Цель этой главы. 14 пунктов из главы 2 составляют теорию менеджмента и должны послужить делу преобразования западного стиля руководства. К сожалению, на пути к коренным изменениям стоят

Б. Препятствия

Б. Препятствия Помимо смертельных болезней есть еще целый ряд препятствий. Некоторые препятствия фактически кандидаты на первые места по смертоносности, однако большинство из них лечится легче, чем смертельные болезни. О некоторых мы уже рассказывали в главе 2.

Препятствия

Препятствия Для того чтобы преодолеть барьер, нужно ясно представлять, что именно встретилось вам на пути (рис. 6.2). Если перед вами стоит комплексная задача или граничные условия изначально не определены, вы можете и не знать всех потенциальных трудностей и проблем. В

3. Перечислите препятствия

3. Перечислите препятствия Подумайте, какие препятствия могут встать на пути вашей цели (то, что в рамке сверху листа). Запишите их в левую колонку (рис. 6.13), не нумеруя и в любой последовательности – порядок здесь не важен, просто перечисляйте их. Не бойтесь пропустить

Источник

Виды нестратегических барьеров входа фирм на рынок

Определение барьеров входа-выхода. Классификация отраслевых рынков по уровню (характеру)входных барьеров

Барьеры входа и выхода фирм на отраслевом рынке

Тот факт, что норма прибыли на одних отраслевых рынках устойчиво выше, нежели на других, натолкнул исследователей на мысль о наличии определённых экономических и иного характера препятствий для входа новых фирм. Эти препятствия, получившие наименование «входных барьеров»1, позволяют функционирующим на данных рынках фирмам получать более высокую прибыль, не опасаясь появления новых конкурентов. Термин «барьеры входа» был впервые введён Д. Бэйном в 1956 году.

Читайте также:  Как определить майнит компьютер или нет

Позднее было предложено определять эти барьеры исходя из ассиметрии в поведении действующих на отраслевых рынках и входящих на них фирм, а конкретнее – как издержки производства, которые должны нести входящие и не несут функционирующие (укоренившиеся) фирмы.

В настоящее время, с учётом того, что и уход фирм с отраслевого рынка предполагает осуществление неких затрат (связанных с состоянием ликвидности активов, потенциалом диверсификации или перепрофилирования производства, и т.д.), под барьерами «входа-выхода» следует понимать совокупность факторов (объективного и субъективного порядка), которые либо препятствуют входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют выходу с него укоренившейся фирме без существенных потерь.

Д. Бэйн предложил классифицировать отраслевые рынки с входами следующим образом:

1) лёгкие; 2) слабозатруднённые (предоставляемые); 3) сильно затруднённые (сдерживаемые); 4) блокированные.

Первый из перечисленных типов рынков характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной, высокой мобильностью факторов капиталов, свободой приобретения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной. На таких рынках отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении затрат (издержек производства).

На рынках второго типа отдельные функционирующие фирмы могут иметь ощутимые преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило, посредством минимального повышения цен в сравнении с издержками. Однако, с точки зрения долгосрочной перспективы этим фирмам выгоднее допускать вхождение на рынок новичков, нежели нести затраты по возведению входных барьеров.

В противоположность этому на рынках третьего типа укоренившиеся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков; здесь функционируют явно доминирующие фирмы (фирма).

Что касается рынков четвёртого типа, то на каждом из них обычно функционирует фирма-естественный монополист, число их участников, разумеется, стабильно.

И сам автор данной классификации, и другие исследователи пришли к выводу о том, что рынки первого и четвёртого типов «в чистом виде» встречаются крайне редко и существуют главным образом как теоретическая абстракция, в связи с чем главные объекты анализа отраслевой организации рынков – рынки со сдерживаемым и предоставляемым входами.

В этом анализе принято также различать два типа входных барьеров: стратегические, формируемые как следствие поведения фирм, и нестратегические (или структурные), выступающие для любых хозяйствующих субъектов как внешняя данность.

К числу нестратегических барьеров относят: административные (правительственные) барьеры, гражданские и социально-экономические барьеры.

Административные (правительственные) барьеры – это ограничения в виде законодательных актов на ведение определённых видов деятельности (их лицензирование и выдача разрешений на определённые виды бизнеса, распределение квот между фирмами, сертификация оборудования и продукции, установление норм экономического контроля, всевозможные регламенты ввоза и вывоза ресурсов и т.п.). преодоление таких барьеров требует от хозяйствующего субъекта временных и финансовых затрат.

Рассматриваемые барьеры способны быть важным рычагом регулирования экономики и приносить доход в казну государства. В конечном же счёте (в долгосрочной перспективе) они становятся фактором сдерживания экономической активности, в том числе в связи с заключённым в них коррупционным потенциалом (возможность разрешать или запрещать те или иные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов всегда сопровождается чиновничьими надеждами на соответствующую «благодарность»).

Высота административных барьеров может быть представлена в качестве функций двух переменных – вышеупомянутых временных и денежных затрат. Время, потраченное на установление бюрократической процедуры, логично рассматривать с точки зрения упущенной выгоды, затраты же денежных средств на преодоление административного барьера естественно квалифицировать в качестве обязательных платежей. Сравнение соответствующих функций по различным отраслевым рынкам даёт картину уровня рассматриваемых барьеров в экономике.

Разновидностью административных барьеров являются организационно-экономические барьеры, которые представляют собой законодательные акты, определяющие инвестиционную, таможенную, налоговую, экономическую политику в целом в той или иной отрасли.

Большинство видов административного контроля может быть заменено гражданским. Это обусловлено гражданско-правовым характером взаимоотношений рыночных субъектов. Гражданские объединения призваны обеспечить увязку интересов правительства (государства), фирм (бизнеса) и граждан. В настоящее время многие аспекты профессиональной деятельности регулируются и контролируются с помощью стандартов и правил, установленных гражданскими объединениями. Подобные правила и стандарты фиксируются в кодексах деловой этики, нарушение которых влечёт за собой применение определённых мер взыскания. Для проведения этой процедуры создаются контрольные и дисциплинарные органы.

В идеале предстоит не просто отметить действующий спектр административных барьеров, а сосредоточить усилия на передаче или делегировании соответствующих функций от чиновников дееспособным гражданским институтам. В противном случае вакуум, возникающий в результате отмены этих барьеров, как известно, заполняется деятельностью гражданских институтов криминального характера. Т.е. следует чётко осознавать, что там где нет административного или обоснованного гражданского регулирования отраслевых рынков, обязательно возникают неформальные входные барьеры криминального характера.

В национальных хозяйственных системах с развитыми товарными отношениями имеют место нестратегические барьеры социально-экономического характера. К их числу относят:

1) ёмкость отраслевого рынка. В этом случае рассматривают степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера;

Читайте также:  Инвестиции по объектам вложения средств классифицируется

2) состояние рыночной инфраструктуры, т.е. развитость сети транспортного и складского хозяйства, системы страхования и взаиморасчётов. Чем выше доля затрат на оплату этих институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера;

3) капитальные затраты (минимальный уровень первоначальных инвестиций). Известно, что величина первоначального капитала для вхождения на рынок для различных отраслей неодинакова; данный барьер выше в отраслях, производящих капиталоёмкую продукцию;

4) преимущества в уровне затрат. Считается, что средние издержки фирмы уже действующей на рынке будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на рынок, в связи с опытом работы на данном рынке (проведённые маркетинговые и научные исследования, сложившиеся производственные связи и т.п.). преимущества в уровне затрат объясняется «эффектом масштаба». Определить высоту этого входного барьера можно по формуле:

где АСВ – средние издержки фирм, желающих войти на рынок;

АСД – средние издержки фирм, действующих на рынке.

Часто также используют показатель, получивший название «индекс барьера»:

Q – объём выпуска продукции фирмы;

Ч – численность персонала фирмы.

Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.

В практике нашей страны входные барьеры принято классифицировать следующим образом:

1. Экономические и организационные ограничения:

· государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков;

· среднеотраслевая норма прибыли;

· сроки окупаемости капитальных вложений;

· наличие (отсутствие) эффективной поддержки малого предпринимательства.

2. Административные ограничения: наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней. К их числу относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории), чинимые препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и конторских помещений и т.п.

3. Неразвитость рыночной инфраструктуры:наличие (отсутствие) необходимых средств коммуникаций (транспорта, связи), служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг и т.п.

4. Влияние вертикального объединения действующих организаций на рынке: выявляется степень использования продавцами, объединёнными в вертикальные структуры, всех преимуществ внутрикорпоративных связей и воздействие этих отношений на конкурентов, не входящих в эти вертикальные структуры.

5. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов: анализируется ценовая и сбытовая стратегия ведущих продавцов, их политика в качестве держателей патентов, лицензий, торговых знаков и т.п.

6. Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок (например, неэффективно производство, рассчитанное на выпуск 100 штук грузовых автомобилей в год, экономически оправданным является выход на годовое производство, исчисляемое десятками тысяч машин), то входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, а следовательно, быть менее конкурентоспособными.

7. Барьеры, основанные на абсолютном превосходстве в уровне затрат. Эти барьеры возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок субъектов. Причинами различия в уровнях затрат могут быть: неравенство стартовых условий функционирования на рынке, прежде всего имущественное и ценовое; ограниченный доступ новых продавцов к дешёвым и более удобным сырьевым источникам, технологическое превосходство уже действующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов, доступная им более низкая процентная ставка на заёмный капитал и т.п.

8. Экологические ограничения. Выявляются факты запрещения службами экологической безопасности, природоохранными учреждениями и общественными организациями и движениями расширения масштабов деятельности на данном товарном рынке, строительства новых производственных и складских объектов, транспортных коммуникаций и т.п.

9. Ограничения по спросу. Высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьёзным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами.

10. Барьеры капитальных затрат или объёмы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на товарный рынок. Значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важнейших барьеров входа на рынок.

В мировой практике для определения уровня входных и выходных барьеров применяют следующие статистические показатели:

1) норма входа фирм на отраслевые рынки:

где МВ – число вошедших за год на рынок фирм;

МВ+Д – общее число действующих на рынке фирм на конец года;

2) норма проникновения новых фирм на действующий рынок:

,

где QВ – объём выпуска (продаж) вошедших на рынок фирм;

QВ+Д – общий объём выпуска продукции на рынке.

где МУ – число ушедших с рынка фирм за анализируемый период;

МД – общее число действующих на рынке фирм на конец анализируемого периода.

Между уровнями входных и выходных барьеров существует следующая зависимость – чем ниже барьеры, тем она значительнее.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Оцените статью