- Налоговая служба разъяснила порядок вычета НДС при получении бюджетной инвестиции
- Бюджет против инвестиций: как отмена вычета НДС ухудшила экономику крупных проектов
- «Лазейки» для получателей бюджетных денег
- Много ли теряет рынок
- Угроза для будущих инвестиций
- О расчетах с бюджетом по НДС при получении бюджетных инвестиций на приобретение работ по строительству и реконструкции объектов ОС
- О вычете НДС
Налоговая служба разъяснила порядок вычета НДС при получении бюджетной инвестиции
ponsulak / Depositphotos.com |
Налогоплательщик в 2019 году получил от АО денежные средства в качестве взноса в уставный капитал. Акционерное общество в свою очередь денежные средства получило в виде бюджетных инвестиций из регионального бюджета в связи с продажей акций в собственность государства по договору купли-продажи. Полученные средства налогоплательщик намерен направить на оплату услуг контрагентов и выплату зарплаты. При этом возникает вопрос о правомерности применении налогового вычета по НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет вышеуказанных средств.
Налоговым законодательством установлено, что вычету не подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию России, если приобретены они были за счет субсидий или бюджетных инвестиций (п. 3.1 ст. 170 Налогового кодекса). Такое правило применяется, если субсидии или инвестиции, полученные налогоплательщиком из бюджета привели к возникновению права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юрлица.
При этом ФНС России обращает внимание на следующий порядок учета НДС, предусмотренный с 1 января 2019 года (п. 2.1 ст. 170, подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, п. 7 ст. 9, п. 8 ст. 9 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 424-ФЗ). Согласно новым правилам суммы НДС по товарам (а также работам, услугам, основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам), приобретенным за счет бюджетных инвестиций, полученных с 2019 года подлежат вычету (не восстанавливаются). Единственное условие – в документах о предоставлении субсидий или инвестиций должно быть предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на приобретение вышеуказанных товаров без включения в состав таких затрат предъявленных сумм НДС или сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (письмо ФНС России от 15 октября 2019 г. № СД-4-3/21197@).
А значит, вопрос о предоставлении налогоплательщику вычета по НДС необходимо решать с учетом того, компенсирует или не компенсирует сумма предоставляемой субсидии и (или) бюджетной инвестиции суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), или сумм налога, уплаченных при ввозе товаров на территорию России, и какими документами это подтверждается. Такая позиция налогового органа согласована с Минфином России.
Источник
Бюджет против инвестиций: как отмена вычета НДС ухудшила экономику крупных проектов
Изменения в Налоговом кодексе были ориентированы в основном на получателей господдержки в сельском хозяйстве и промышленности, но по факту они изменили и экономику крупных концессий. Много ли выиграл бюджет? По нашим расчетам, в случае с сельским хозяйством государству не придётся возмещать до 38 млрд рублей в год, а эффект от отмены вычета для концессий вдвое меньше— до 16–19 млрд рублей по заключённым 2016–2017 годах соглашениям. Причём эти выплаты растянуты на более долгий срок.
Отмена налогового вычета сильнее всего влияет на запущенные за последние несколько лет региональные транспортные проекты с высоким капитальным грантом – чаще всего автодорожные.
Получатели средств из региональных бюджетов находились в более выгодном положении с 2011 года — они могли возмещать НДС, в отличие от тех, кто получал деньги из федерального бюджета.
«Лазейки» для получателей бюджетных денег
До 2018 года получатели бюджетных денег могли возместить НДС, если деньги выделяли на увеличение уставного капитала компании. Так обычно использовали бюджетные инвестиции, а не субсидии. Налоговые органы и суды в подобной ситуации считали, что на дальнейшую покупку товаров и услуг компания тратит уже свои деньги.
Кроме того, если включение НДС в федеральные субсидии и бюджетные инвестиции прямо не оговаривалось, то суд в вопросе возмещения налога мог встать на сторону компании-налогоплательщика. Так, например, происходило, если в соглашении среди целей, на которые можно тратить полученные деньги, отсутствовала строка об уплате налогов.
В течение 2017 года государство последовательно отменило подобные возможности – фактически унифицировав способы выдачи федеральных и бюджетных субсидий. Сначала с 1 июля 2017 года запретили возмещать НДС с региональных субсидий, а с 1 января 2018 года подобное ограничение заработало и для бюджетных инвестиций любого уровня. Причем, с начала 2018 года перестало иметь значение, включен ли уже налог в получаемые средства и идет ли он на увеличение уставного капитала – НДС надо было возмещать в любом случае.
Какие проекты пострадали
По нашим расчетам, лидер по доле возможных потерь — проект по строительству автодороги «обход Хабаровска» (12,2% от стоимости проекта), за ним следуют мост через Чусовую в Перми (11,9%) и строительство Восточного выезда из Уфы (11%).
При заключении концессионного соглашения по строительству и эксплуатации «обхода Хабаровска» планировалось, что капитальный грант для этого концессионного проекта составит порядка 30 млрд рублей, где, как ожидалось, 11,2 млрд рублей на строительство обхода предоставит Хабаровский край, 18,8 млрд рублей — федеральный бюджет (но через концедента — регион). Поправки привели к тому, что хабаровская концессия, по нашим расчётам, может недосчитаться 4,6 млрд рублей.
С аналогичными проблемами может столкнуться новый мост в Новосибирске, строительство которого предусматривает капитальный грант в размере 26,2 млрд рублей. Экономика этого проекта после отмены налогового вычета может «просесть» на 4 млрд рублей (9,8%).
Чуть меньше изменения коснулись проектов с небольшими капгрантами. А проекты в социальной сфере или коммунальной отрасли вообще не затронуло изменение порядка возмещения, так как чаще всего выплаты от государства на этапе строительства там не заложены.
Много ли теряет рынок
Стала ли отмена возмещения НДС с бюджетных вложений угрозой для рынка? В целом, не стала: в этом году наиболее заметные последствия может почувствовать лишь проект «обход Хабаровска», который получает 5 млрд рублей капитального гранта и должен заплатить с них 760 млн рублей НДС. Но негативный эффект будет усиливаться по мере прихода бюджетных денег в проекты.
По нашей оценке, потери по запущенным в 2016-2017 годах концессиям могут составлять до 16-19 млрд рублей или порядка 8-9% от их общей стоимости. Если проект не страховал режим особых обстоятельств, то средства на покрытие потерь проекта придется искать концессионеру, а если страховал — концеденту, то есть региональным властям. Впрочем, дефолты вряд ли возможны: в наиболее сложных случаях, скорее всего, проекты поддержит федеральный центр.
Угроза для будущих инвестиций
Изменения коснулись и проектов «на столе» — концессий, готовящихся к подписанию или подписанных в 2018 году. Для них вступившие в силу поправки в Налоговый кодекс уже формально не были ухудшением налоговых обстоятельств. Это вызвало согласование новых финансовых условий и соответственно затянуло срок запуска проектов.
Удорожание заключенных в 2018 году и планирующихся к запуску в тот же период проектов могло составить 7–8%, или суммарно в пределах 8–10 млрд рублей (на срок строительства объектов). Дело в том, что накануне и в период выборов власти чаще склонны готовить и заключать концессии, не требующие от них высоких капитальных грантов — например, в социальной сфере и ЖКХ.
Законопроект, который может вернуть возмещение НДС с бюджетных субсидий для концессий, внесли в Госдуму в апреле. Сейчас он ждёт заключения от правительства. Если поправки примут в течение этого года, в силу они вступят лишь со следующего, но будут действовать для всех соглашений, заключенных в 2018-м. Более того, если законопроект примут в нынешнем виде — от ситуации выиграют федеральные концессии. Им разрешат возмещать НДС, хотя последние шесть лет этого не происходило.
Несмотря на то что удар по рынку государственно-частного партнерства и инвестиций в инфраструктуру оказался не слишком сильным, уверенность инвесторов в том, что правила игры для долгосрочных проектов не поменяются, снова пошатнулась. Репутационный урон, вероятно, в очередной раз усилит две основные проблемы рынка: удлинит сроки запуска проектов и заставит инвесторов быть еще осторожнее при выборе проектов.
Источник
О расчетах с бюджетом по НДС при получении бюджетных инвестиций на приобретение работ по строительству и реконструкции объектов ОС
Автор: Зайцева С. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Комментарий к Письму Минфина России от 26.04.2018 № 03-07-11/28474.
В комментируемом письме рассмотрена следующая ситуация.
Налогоплательщик (АО) ведет строительство и реконструкцию объектов, в том числе реставрационные работы, подрядным способом. Инвестирует работы департамент городского имущества. Бюджетные инвестиции являются взносом в уставный капитал АО при его увеличении (платой за акции дополнительного выпуска, переданные в собственность города).
Налогоплательщику (АО) потребовалось уточнение:
применяются ли требования п. 2.1 ст. 170 НК РФ, если бюджетные инвестиции предоставлены ему в IV квартале 2017 года, а выполнение работ подрядчиками будет осуществлено в 2018 году;
можно ли включить НДС в первоначальную стоимость объекта ОС в целях исчисления налога на прибыль организаций?
Четкого ответа (как, к сожалению, это часто бывает) Минфин не дал. Так что будем разбираться вместе.
О вычете НДС
Начнем с вычетов НДС и для полноты картины число возможных ситуаций увеличим.
Итак, норма п. 2.1 ст. 170 НК РФ начала действовать 01.01.2018. Субъекты естественных монополий норму п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ применяют с 01.01.2019 (п. 5.1 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ). В соответствии с ней (абз. 1) суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ по приобретениям (товарам, работам, услугам, объектам ОС и НМА, имущественным правам) за счет бюджетных средств (субсидий и/или бюджетных инвестиций), вычету не подлежат.Это правилоприменяется также при проведении капитального строительства и (или) приобретении недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, с последующим увеличением уставного фонда ГУП (МУП) или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц (абз. 2).
До введения в ст. 170 НК РФ обозначенного пункта (2.1), а также корректив в пп. 6 п. 3 (упоминаний о бюджетных инвестициях до 01.01.2018 здесь не было) налогоплательщик вправе заявить к вычету «подрядный» НДС по работам, принятым к учету в 2017 году, при наличии первичных документов и счетов-фактур, выставленных подрядными организациями (п. 1 и 5 ст. 172 НК РФ). Во всяком случае, такой подход не противоречит позиции ФНС (см., например, письма от 13.06.2017 № СД-4-3/11120@, от 30.07.2014 № ГД-4-3/14870@) и Минфина (письма от 23.05.2013 № 03-07-11/18427, от 12.01.2012 № 03-07-11/05)
Но налогоплательщика интересовал иной случай: он обозначил, что бюджетные инвестиции предоставлены ему в IV квартале 2017 года, а работы будут приняты в 2018 году.
К сведению: подход финансового ведомства к схожей ситуации изложен в Письме от 20.07.2017 № 03-07-11/46139. Здесь Минфин подчеркнул, что если заранее известно, что товары (работы, услуги), приобретаемые с 01.07.2017 (начало действия очередных правок в гл. 21 НК РФ, касающихся субсидий. С 01.07.2017 на основании пп. 6 п. 6 ст. 170 НК РФ обязанность восстанавливать суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком, распространяется на случаи получения из бюджетов всех уровней (и субъектов РФ, и местных бюджетов) субсидий на возмещение затрат (включая НДС), связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате НДС по товарам, ввозимым в РФ) на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, будут оплачены за счет бюджетных средств, то НДС к вычету не принимается.
Заявить вычет НДС, предъявленного подрядчиками по работам, принятым в 2018 году, налогоплательщик не вправе, и основанием тому является п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Кстати, с начала текущего года специалисты финансового ведомства акцентировали внимание на действии этой нормы уже не раз (см. письма от 25.04.2018 № 03-07-11/28036, от 19.04.2018 № 03-07-10/26407, № 03-07-10/26413).
Обратите внимание: положения п. 2.1 ст. 170 НК РФ в полной мере распространяются на дочерние общества юридического лица, являющегося прямым получателем бюджетных средств, если такие средства внесены им в уставный капитал «дочек». Например, в Письме от 19.04.2018 № 03-07-10/26420 подчеркнуто:поскольку дочерние общества юридического лица, в уставный (складочный) капитал которых внесены средства, ранее предоставленные юридическому лицу в виде бюджетных инвестиций, капитальные вложения в объекты капитального строительства, находящиеся в их собственности, и (или) приобретение объектов недвижимого имущества осуществляют за счет бюджетных средств, суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным за счет данных средств, к вычету у данного дочернего общества не принимаются.
В этом же письме акцент сделан и на том, что субъекты естественных монополий в 2018 году нормы п. 2.1 и пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ неприменяют. А вот на их «дочек» (застройщиков, не имеющих указанного статуса) это положение не распространяется.
И наконец, третья ситуация (именно на ней Минфин счел нужным остановиться в комментируемом письме): если организация в 2018 году получает бюджетные инвестиции из бюджетов бюджетной системы РФ на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных до 2018 года работ по строительству и реконструкции объектов ОС, суммы НДС по таким работам, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению. При этом суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (абз. 6 пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Итог рассуждений (по возможным ситуациям) представим в таблице ниже.
Год, когда получены бюджетные инвестиции
Год, когда приняты к учету работы
Правила для исчисления НДС
Источник