- В Челябинской области прорабатывается возможность направления бюджетных инвестиций для реализации инвестпроектов в 2021 году
- Капитальные вложения: какие инвестиционные проекты развиваются в регионе?
- «Это задача глав и министров». Текслер поручил удвоить инвестиции в Челябинской области
- Эксперт — о суровой действительности инвестиционного прорыва по-челябински
- Что за «КГЧП» такое
- Статистика с плюсом
- Государственный подряд — это не ГЧП
- Суровые цифры
- И в заключение
В Челябинской области прорабатывается возможность направления бюджетных инвестиций для реализации инвестпроектов в 2021 году
В конце октября 2020 года принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1704, утверждающее Правила направления бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
Такой проект должен быть реализован созданным для этих целей отдельным юридическим лицом, реализован в определенной сфере деятельности и введен в эксплуатацию после 1 января 2021 года. Также Минэкономразвития России предоставили первичные требования отбора инвестиционных проектов.
В настоящее время Минэкономразвития области собирает информацию о таких проектах, чтобы запланировать расходы на бюджетные инвестиции в 2021-2023 годах.
Бюджетные инвестиции также могут быть направлены в форме субсидии юридическим лицам, которая будет равна фактически произведенным затратам компании на создание объектов инфраструктуры, например, водопровода, электрических сетей, дорог. Таким образом возместить можно до 100% расходов.
Информация о новых инвестиционных проектах, претендующих на направление бюджетных инвестиций будет направлена в Правительство РФ. Специально созданная комиссия проведет окончательный отбор таких проектов.
Источник
Капитальные вложения: какие инвестиционные проекты развиваются в регионе?
Инвестиции в основной капитал Челябинской области за 9 месяцев 2020 года составили около 220 млрд руб. Это на 5% больше, чем к соответствующему периоду 2019 года в сопоставимых ценах.
Региональные лидеры инвестиций
Большой спектр работы в рамках развития регионального инвестклимата приходится сегодня на «Территорию Бизнеса», работающую с 2017 года совместно с Министерством эконмического развития Челябинской области и органами исполнительной власти. До 2019 года инвестициями в регионе преимущественно занималось Агентство инвестиционного развития Челябинской области — АИР. Это была самостоятельная структура и отдельное юридическое лицо. В 2019 году губернатором было принято решение включить АИР в структуру Фонда развития предпринимательства Челябинской области — Территорию Бизнеса. Были внесены соответствующие изменения в устав организации, а в рамках Фонда для работы с инвесторами был создан Департамент сопровождения проектов. Таким образом, Челябинская область стала пилотным регионом по интеграции специальных организаций поддержки бизнеса в единую структуру.
В 2019 году объем инвестиций в основной капитал в Челябинской области в текущих ценах составил 299 млрд рублей. Благодаря этим средствам было запущено в работу 260 новых объектов, в том числе 131 промышленный, 74 — из сферы соцкультбыта (торговли, бытовых услуг и другого), 24 — малый бизнес. В числе крупных объектов, о которых много писали и говорили, — аглофабрика №5 (ПАО «ММК»); кислородная станция (ПАО «Челябинский цинковый завод») и тепличный комплекс в Усть-Катаве (ООО «Агропарк Урал»).
Готовы к запуску
Сегодня в завершающей стадии находится целый ряд инвестиционных проектов региона. В том числе реализуемых предприятиями ООО «Завод СпецАгрегат», ООО «Ресурс», АО «ВторКом».
Инвестиционный проект ООО «Завод СпецАгрегат» касается расширения объемов производства спецтехники. Новое производство позволит увеличить поставки такого оборудования, как аэродромный подвижной агрегат, фрезерный снегоочиститель, всесезонная комбинированная дорожная машина.
Выпускаемая спецтехника позволит обновить автопарк дорожно-эксплуатационной техники и коммунально-жилищных хозяйств. Объем инвестиций в проект составляет 217 млн рублей, будет создано 89 рабочих мест.
Мы получаем поддержку от регионального правительства не первый год. Специалисты нас консультируют, помогают решать административные вопросы, оформлять документы и во многом другом. Эта поддержка очень ощутима и ценна», — комментирует Евгений Субачев, директор ООО «Завод СпецАгрегат».
ООО «Ресурс» (торговая марка «Увелка») завершает пусконаладочные работы в рамках строительства производственно-логистического комплекса. Планируется, что после запуска нового комплекса доля «Увелки» на российском рынке круп, хлопьев и каш вырастет до 20%, а треть продукции будет экспортироваться. В целом объем инвестиций в проект составит 3,4 млрд руб.
Экономический блок правительства Челябинской области помог нам провести консалтинг заявки на получение земельного участка, консультировал по подготовке бизнес-плана и финансовой модели предприятия. Также при их содействии проходили встречи с участием вице-губернатора Челябинской области Егора Викторовича Ковальчука, в рамках которых мы обсуждали актуальные вопросы: текущую стадию строительства, существующие проблемы и пути их решения. Очень радует, что бизнес в Челябинской области может получить такую поддержку», — говорит директор ООО «Ресурс» Владимир Зяблин.
АО «Втор-Ком» производит нетканый геотекстиль, гидроизоляционное полотно теплонит, объемные наполнители для мягкой мебели и матрасов, утеплители для швейной промышленности, ватин, термовойлок, геовойлок и другие виды технического текстиля. Чтобы увеличить объемы производства еще на 50%, нужно было построить новое производственное здание, приобрести высокотехнологическое оборудование. Стоимость инвестпроекта составила 423 млн рублей. В его рамках будет создано 70 рабочих мест.
Пройти этот путь нам помогли специалисты «Территории Бизнеса». Они нас консультировали, помогали в подготовке документов, организовывали встречи, в рамках которых обсуждался текущий статус проекта и дальнейшее его развитие. Поэтому, когда мы решились запустить второй инвестпроект, мы сразу позвонили в Центр», — прокомментировал Михаил Рузбин, генеральный директор АО «Втор-ком».
Второй инвестпроект компании касается строительства комплекса по сбору, обработке, обезвреживанию, утилизации и захоронению отходов III-V класса опасности. На сегодняшний день для строительства комплекса выбран земельный участок, расположенный в Копейске. Стадия освоения объекта — проведение комплексных инженерных изысканий и разработка проектной документации.
Во что еще инвестируют производители?
В ближайшие годы на территории региона будет запущен еще ряд интересных инвестпроектов с поддержкой «Территории Бизнеса».
В Магнитогорске реализуется проект «Притяжение», инициированный Председателем совета директоров ПАО «ММК» Виктором Рашниковым. «Притяжение» — беспрецедентный для России по масштабам проект, который ориентирован на создание единого пространства, где будут расположены современные спортивные, музейные, образовательные и культурные, развлекательные и рекреационные объекты. Объем внебюджетных инвестиций — около 25 млрд рублей, площадь размещения — 400 га. Уже в 2022-2023 годах в парке будут запущены искусственное озеро, детский крытый парк развлечений, фитнес-центр с 50-метровым бассейном, пешеходный бульвар, обустроена первая очередь парка. В 2024 году в эксплуатацию будут запущены фристайл-арена и четырехзвездочный отель одной из международных гостиничных сетей, ввод одного из крупнейших в Российской Федерации музейно-образовательного комплекса — доминанты проекта — запланирован на 2025 год. Специалисты «Территории Бизнеса» консультируют предприятие по существующим мерам поддержки.
В инвестпроекты Магнитогорска готовы вкладываться не только промышленники. Например, руководство агрохолдинга «Ситно» вложит 598 млн рублей в создание птицефабрики, которая будет выдавать до 6,8 тысячи тонн мяса птицы в год.
В начальной стадии сейчас строительство под Миассом термального курорта — комплекса бизнес-класса «Крутой берег». Объем инвестиций составит более 600 млн рублей, предприятие получит займ на льготных условиях в размере 250 млн рублей из Фонда развития моногородов.
«Экотайм» — это ещё одна знаковая компания-инвестор. Первый социально значимый проект инвестора — это современный спорткомплекс «Экотайм» площадью 4000 кВ.м уже успешно запустили год назад. Ежедневно его посещают порядка 250 человек, взрослых и детей. Игровой зал «Экотайм» включён в Реестр объектов спорта РФ и стал отличной площадкой для проведения турниров федерального уровня. Объем инвестиций уже составил 200 млн рублей.
В настоящий момент в Миассе создана рабочая группа и активно обсуждается инициатива строительства плавательного бассейна олимпийского класса и расширении спортивной направленности комплекса «ЭкоТайм».
Развитие спортивного кластера «ЭкоТайм» в центре города в районе набережной реки Миасс требует дальнейшее благоустройство и придания эстетического вида общественной территории. Поэтому «ЭкоТайм» инициирует на условиях концессионного соглашения с Миасским городским округом проект по благоустройству набережной реки Миасс и созданию пешеходной зоны вблизи спорткомплекса.
Еще два важных долгожданных для жителей города проекта, предложенных инвестором — это реконструкция общественной территории городского парка, а также строительство Центра семейного досуга с аквапарком. Предполагаемый объем инвестиций — 250 млн рублей. В настоящее время эти инвестпроекты находятся на стадии экспертизы.
Приводят деньги в регион
Сегодня прорабатываются детали проекта по строительству логистического центра для компании «Wildberries» стоимостью 2,5 млрд рублей. Он сможет обеспечить рабочими местами 2500 человек. Потенциально этот проект должен стать в Миассе крупным технопарком. То есть всё, что продаётся на этой площадке, будет производиться здесь.
Специалисты инвестиционного блока «Территории Бизнеса» связались с компанией «Wildberries» и представили возможности региона. «Челябинская область активно вела с нами переговоры, — прокомментировала Татьяна Бакальчук, генеральный директор компании «Wildberries». — И, конечно, такая целеустремлённость повлияла на наше решение, так как это говорит об искренней заинтересованности региона в реализации нашего проекта, о желании находить компромиссы в достижении цели, которая обеим сторонам принесет выгоду».
Это далеко не полный перечень проектов, планируемых к реализации на территории Южного Урала в ближайшие годы. Помимо поддержки местных компаний, правительство региона работает на привлечение сторонних инвесторов в регион.
Своевременная поддержка
В 2020 году Челябинская область заняла седьмое место среди субъектов Российской Федерации по количеству видов принятых мер поддержки бизнеса, пострадавшего от пандемии. Этот рэнкинг подготовило Национальное рейтинговое агентство (НРА). Челябинская область в период коронавируса оперативно подключилась к реализации всех федеральных мер поддержки экономики, одновременно разрабатывая и внедряя дополнительные региональные. По оценке аналитиков, решения местных властей снизили уровень падения экономики.
Губернатор Алексей Текслер при утверждении плана устойчивого развития экономики региона принял ряд ключевых решений по снижению фискальной, административной и финансовой нагрузки на малый и средний бизнес из пострадавших отраслей, инвесторов и СОНКО (социально-ориентированные некоммерческие организации).
Были приняты законы в части развития инвестиционной деятельности. В том числе расширен перечень сфер деятельности, в которых могут реализовываться приоритетные инвестиционные проекты с льготными налоговыми ставками на имущество и прибыль. Льготная ставка по налогу на имущество снижена с 1,1% до 0. Для признания инвестпроекта приоритетным утверждено снижение требования по объему капитальных вложений в два раза.
Также организациям в 2020 году дано право применять пониженную ставку налога на прибыль и имущество по приоритетному инвестпроекту, независимо от выполнения финансово—экономических показателей, установленных в инвестиционном соглашении на 2020 год.
Меры поддержки также были направлены на создание работающих инвестплощадок, снижение административных барьеров, введение льготных налоговых режимов, применение механизмов государственно-частного партнерства.
Оценка федеральных экспертов
Департамент сопровождения проектов «Территории Бизнеса» помогает инвесторам подобрать земельный участок, присоединиться к объектам инфраструктуры, а также привлекает другие подразделения МФЦ для развития проекта — по направлениям инжиниринга, экспорта или привлечения заемного финансирования.
Источник
«Это задача глав и министров». Текслер поручил удвоить инвестиции в Челябинской области
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер поставил задачу подчиненным удвоить объем инвестиций в регионе. Об этом он заявил в ходе отчета перед Законодательным собранием о работе в 2019 году. По словам главы региона, область по объему инвестиций поднялась с 20-го на 16 место в стране.
«В 2019 году объем инвестиций составил 300 млрд рублей, но, если мы хотим сделать рывок, нам нужно его удвоить, — заявил Текслер. — В привлечении инвестиций должны участвовать все органы власти, нельзя ориентироваться только на освоение бюджета, надо помогать инвесторам выходить на новые проекты. Экономический блок должен быть координатором, а включиться в работу должны отраслевые министры и главы территорий. Я дал поручение активизировать инвестсовет, я готов сократить дистанцию от инвестора до губернатора. Инвестсоветы должны проходить несколько раз в месяц».
Инвестсовет у Текслера показал: отчеты минэконома по ГЧП отличаются от реальности
Отметим, более чем за год, что Алексей Текслер руководит областью, инвестиционные советы проводились дважды. Это связывали с перезагрузкой экономического блока правительства и реформой инфраструктуры поддержки бизнеса. Областной АИР постепенно ликвидируют, передавая функции фонду поддержки предпринимательства, часть функций ушла в возрожденное министерство промышленности.
Также в Челябинской области приняли ряд законов, облегчающих получение земли в рамках инвестпроектов и дающих право на налоговый вычет за инвестиции.
Источник
Эксперт — о суровой действительности инвестиционного прорыва по-челябински
Последнее заседание регионального инвестиционного совета при губернаторе Челябинской области Алексее Текслере предполагалось, как обычно, шаблонным. Но вопросы из зала, в обход протокола, возникли уже после первых же докладов, а комментарии в Сети так просто вызвали широкое обсуждение независимо от территориальной и должностной принадлежности авторов.
Итак, новый министр экономического развития Челябинской области Наталья Лугачева в своем выступлении назвала Южный Урал одним из лидеров в России по разработке и внедрению методик государственно-частного партнерства. Были названы цифры: 147 проектов ГЧП, из которых 96 — это концессионные проекты. В качестве примера потенциальных инвесторов названы были конкретные компании. Цель регионального правительства — улучшить позиции по привлечению инвесторов в этот формат отношений бизнеса с властью.
И, казалось бы, все отлично, но те, кто работают на местах, не выдержали и озвучили совсем иную картину, которая разнится с приведенной статистикой: «чиновники в муниципалитетах ничему не обучены, коммунальные проекты не реализуются из-за того, что инженерные сети в большинстве своем бесхозные, а крупный инвестпроект к ГЧП, который из года в год ставят в пример, на самом деле давно заглох и не реализуется».
Что за «КГЧП» такое
Давайте разберемся все же, что на самом деле происходило на ниве ГЧП в Челябинской области. Для начала немного теории, чтобы было понятно, о чем идет речь. Потому что, как выяснилось, не все профильные чиновники владеют верной терминологией.
Сегодня для многих, к сожалению, аббревиатура «ГЧП» ассоциируется с путчем 91-го года и «ГКЧП», а само понятие, скорее, — с благотворительностью в пользу бедных и желательно из патриотических мотивов. Но это совсем не так, ГЧП объединяет под собой несколько видов договоров, похожих на долгосрочный многозадачный подряд, за который также платят и на котором совершенно честно зарабатывают как государство, так и частный партнер.
Инвестсовет у Текслера показал: отчеты минэконома по ГЧП отличаются от реальности
Самый популярным видом у нас в стране является концессия, с 2005 года по настоящее время в среднем уже заключено более 3 тыс. концессионных соглашений.
ГЧП в общем понимании — это привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. Контракт ГЧП может быть разных видов — все зависит от условий и возможностей государства в отношении рассматриваемых отношений сторон. Сферы, в которых может быть обновлена инфраструктура, — от транспорта и ЖКХ до всевозможных социальных объектов и даже объекты сферы IT.
Виды контрактов ГЧП:
- концессионное соглашение (Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»);
- соглашение о ГЧП (Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
Виды квази-контрактов ГЧП:
- контракт жизненного цикла (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Постановление правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла»);
- долгосрочная аренда с инвестиционными обязательствами (Гражданский кодекс РФ в четырех частях);
- инвестиционное соглашение (ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»);
- специальный инвестиционный контракт (СПИК) (ФЗ от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»).
Еще раз обращаем внимание — ГЧП это инструмент, который используют, исходя из задач и возможностей.
Статистика с плюсом
Думаем, теперь понятно, что когда мы считаем ГЧП-контракты, качественнее и понятнее считать именно ГЧП-соглашения (224-ФЗ) плюс концессионные соглашения (115-ФЗ).
Или, если у вас в регионе в этом плане все более разнообразно, с обязательной расшифровкой использовать формулу: соглашения о ГЧП (224-ФЗ) + концессионные соглашения (115-ФЗ) + КЖЦ, СПИК, инвестиционный контракт (за редким исключением) = статистика.
Хотя, опять же, надо обратить внимание, что мы ведем разговор о вложениях в государственную инфраструктуру. Где не идет речь о том, что инвестор на своем участке построил свой детский сад и начал продавать в нем места соседям. Речь идет о том, что инвестор взял в аренду государственную землю, построил детский сад, оформил его в собственность государства (или временно оформил в свою собственность), взял себе на баланс, чтобы долгие годы сад эксплуатировать, а по завершении контракта все вернуть обратно государству.
То есть, когда государство не справляется со своей социальной задачей и просит помочь на коммерческих началах частника, но временно.
Причем выкуп инфраструктуры в конце контракта тоже возможен, но обращаю внимание, что все это время имущество эксплуатируется именно в общественных интересах (в том числе), а когда через много лет износ достигает предела, можно и продать через опять же законные торги.
Государственный подряд — это не ГЧП
Поэтому часто именно из-за желания «докрутить цифры» для «нужной отчетности перед центром» к ГЧП относят:
- 223-ФЗ (ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);
- 44-ФЗ (ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- энергосервисный договор (ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
- аренду («Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ).
То есть все, что отдаленно напоминает «присутствие» частных денег. Но ГЧП — это все же инвестирование, когда вы рискуете и используете свои компетенции для получения прибыли.
ГЧП этим и отличается от классического подряда. По широте, долготе, объему вложений и достижению прибыли, а не просто указанной в техническом задании задачи.
Если сравнивать с государственным подрядом, то, например, концессионное соглашение предоставляет концеденту (государству), на наш взгляд, ряд значительных преимуществ по сравнению с использованием государственного контракта. Выделим основные:
- возможность выполнения комплекса работ по созданию (проектирование, реконструкция, модернизация, строительство) и последующей эксплуатации объекта соглашения на основании одного соглашения,
- гибкое перераспределение рисков, связанных с созданием и последующей эксплуатацией,
- расширенная ответственность концессионера (частный инвестор) в части исполнения своих обязательств,
- последнее, но самое важное — возможность гибкого структурирования платежного механизма через рассрочку оплаты работ (на годы).
Суровые цифры
Но вернемся к статистике Челябинской области, из-за которой, в том числе, возникли вопросы. Скажу честно, я не поленилась и лично посчитала соглашения в новой (обновленной) базе данных, представленной Национальным центром ГЧП. И, исходя из понимания, что мы смотрим действующие соглашения Челябинской области в период с 2005 по 2020 год, у меня получилось следующее:
- 122 концессионных соглашения — в общей массе речь идет о реконструкции муниципального имущества сферы ЖКХ, срок таких соглашений в основном около 5 лет, за редким исключением 15 лет.
- 1 ГЧП соглашение — «Строительство гаражных боксов в п. Тимирязевский Чебаркульского района Челябинской области» на 5 млн рублей на 3 года. Соглашение очень сомнительное, на мой взгляд, но тем не менее.
- 3 СПИК — прокомментировать не смогу, можем просто порадоваться, что такие примеры есть.
Если посмотреть на желание региона остановиться на сфере ЖКХ более глобально, то пока новости неутешительные.
Например, в феврале был опять отменен конкурс, согласно которому городские системы водоснабжения и водоотведения Челябинска собирались передать на 25 лет в концессию частному инвестору. Торги объявили еще три года назад, победитель конкурса должен был за свой счет создать и реконструировать объекты водоснабжения и водоотведения. Планировалось, что инвестор займется модернизацией очистных сооружений водопровода, строительством сооружений обеззараживания воды, насосных станций и магистральных водоводов, внедрением автоматической системы управления техпроцессами, дистанционного мониторинга и так далее. Причины отказа от конкурсной процедуры не уточняются. Претенденты были крупные, действующие компании-операторы, но, увы, похоже городские власти решили иначе.
Если говорить о «потенциальных инвесторах», то, например, упомянутый «Ростелеком», да, без сомнения в качестве потенциального инвестора данную компанию можно рассматривать, но пока мы нашли только один контракт жизненного цикла (44-ФЗ) «Комплексная услуга по созданию, развитию и обеспечению функционирования РАСЦО Челябинской области» на 152 млн рублей сроком 6 лет. Заключен контракт был в 2015 году.
Что касается общего инвестиционного климата в Челябинской области, тут действительно не все просто.
Из моего личного опыта: в регион зайти несложно, сложнее удержать инвестора после месячных хождений по кругу, неопределенности условий (в том числе относительно финансовых возможностей бюджета), текучки ответственных кадров.
Не буду останавливаться на самой процедуре — вот тут подробно писала об этом два года назад, как раз по итогам работы по одному из проектов.
И в заключение
Что хотелось бы пожелать? Вовлеченности ответственных служб. Пока, на мой взгляд, регион держится за счет отдельных неравнодушных специалистов, кто на грани фола пытается выстроить хоть какую-то последовательность.
Вся необходимая информация по работе с ГЧП давно есть не только в печатных изданиях, но и в сети в свободном доступе: аналитика, практика, учебные курсы, экспертная помощь.
Но пока превалирует подход: лучше ничего не делать, за это у нас не увольняют, чем что-то начать делать, чтобы потом нести ответственность и «портить» статистику.
В любом случае ГЧПисты, в том числе и в моем лице, не сдаются. Ведь если получается в других регионах, значит, надежда есть. Пусть и суровая, челябинская.
Публикации рубрики «Мнение» выражают точку зрения их авторов.
Источник