Бюджетные инвестиции 223 фз

Бюджетные инвестиции 223 фз

Главная страница Форум Гарант

Ситуация:
Организация (предположим, ГУП) в своей деятельности руководствуется 223-ФЗ.
Имеет утвержденное в соответствии со ст. 2 223-ФЗ Положение о закупке.
В Положении о закупке указано, что оно регулирует порядок закупок «за счет собственных средств» организации.
Необходимо произвести закупку (в обычных условиях подпадающую под одну из конкурентных процедур, предусмотренных Положением о закупке, или неконкурентных процедур – не важно), НО за счет средств, предоставленных частным (негосударственным) инвертором. Инвестор – сторонняя коммерческая, небюджетная организация.
Т.е. подписывается трехсторонний договор: заказчик – исполнитель (или подрядчик) – инвестор, который оплачивает все это дело за свой счет.

Можно ли считать средства, предоставленные инвестором под определенные цели, собственными средствами? Меняется ли ответ, если в соответствии с условиями трехстороннего договора денежные средства поступают от инвестора непосредственно на счет исполнителя, минуя заказчика?
Распространяется ли действие 223-ФЗ на закупки, производимые из средств частного инвестора и если да, то распространяется ли это в т.ч. и на ГУПы?
В случае, если ответ на вопрос 2 положительный, но в утвержденном заказчиком Положении о закупке указано иное, значит ли это, что при закупках из средств частного инвестора такой заказчик обязан применять 44-ФЗ?
В случае, если ответы на вышеприведенные вопросы отрицательные, методом исключения, можно ли утверждать, что при осуществлении закупок из средств частного инвестора ГУПы руководствуются исключительно гражданским законодательством и законодательством об инвестиционной деятельности, нормы 223-ФЗ и 44-ФЗ неприменимы?

Информация для размышления:
Пп. 1 п. 2 ст. 1 223-ФЗ:
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Не указано, из каких средств производится закупка. Следует предполагать, что если законом не указано иное, то из любых средств. Определения «закупки» в 223-ФЗ отсутствует. Насчет бюджетных средств иное указано в 44-ФЗ:

П.4 ст. 15 44-ФЗ:
4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 — 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

Пп. 4 п. 2 ст. 1 223-ФЗ:
4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное.

Читайте также:  Раскройте экономическую эффективность инвестиций

Из этих положений можно сделать вывод, что 223-ФЗ все-таки распространяется на закупки из средств, предоставленных иными лицами, но если трактовать буквально, то это может касаться только бюджетных учреждений.

П. 2 ст. 2 223-ФЗ:
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

П. 4 ст. 8 223-ФЗ:
4. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 — 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 — 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Ст. 6 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ:
бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;

П. 3 ст. 3 44-ФЗ:
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

Ст. 1 ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Источник

Энциклопедия решений. Применение Закона N 223-ФЗ при реализации инвестиционных проектов, подпадающих под критерии, установленные этим Законом

Применение Закона N 223-ФЗ при реализации инвестиционных проектов, подпадающих под критерии, установленные этим Законом

Особенности осуществления закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов (далее — особенности), установлены ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.

Как следует из ч. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, особенности распространяются как на заказчиков — юридических лиц, обязанных руководствоваться Законом N 223-ФЗ при осуществлении и других своих закупок, так и на иных юридических лиц, которые во всех остальных случаях данным Законом руководствоваться не обязаны (далее — иные юридические лица). Иные юридические лица заказчиками не являются и законом так не именуются даже в случае обязательности применения ими особенностей. К ним относятся, в том числе организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, на которые действие Закона N 223-ФЗ во всех иных случаях не распространяется при выполнении условий, установленных ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Читайте также:  Кейнсианская теория инвестиций это

Вместе с тем из ч. 5 ст. 1, ч.ч. 6 — 9 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ следует, что особенности применяются только к заключению договоров в отношении товаров, относящихся к категории «продукция машиностроения» в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ на основании п. 2 ч. 6 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, и необходимых для реализации соответствующих инвестиционных проектов. Все прочие закупки заказчики осуществляют в общем порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, а иные юридические лица — без учета норм Закона N 223-ФЗ.

Внимание

Положения ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ распространяются на реализуемые инвестиционные проекты, за исключением тех, в рамках которых на день вступления в силу указанных положений требования к продукции машиностроения, при закупке которой применяются особенности, установлены утвержденной заказчиком или иным юридическим лицом проектной документацией и (или) в отношении которой заключены договоры (ч. 11 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

Кроме того, особенности не применяются к закупкам:

— осуществляемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);

— при условии реализации инвестиционных проектов за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, или в соответствии с межгосударственными договорами и межправительственными договорами Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).

Обязательным условием применения особенностей при реализации инвестиционных проектов является осуществление инвестиционного проекта, соответствующего следующим признакам:

— его стоимость (объем финансирования) превышает величину (не менее 10 млрд. руб.), установленную Правительством РФ;

— он внесен в реестр в реестр инвестиционных проектов.

Для заказчиков, перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, достаточно этих условий. К таким заказчикам относятся:

— хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50% (далее — общества с госучастием).

Для прочих заказчиков и иных юридических лиц применение особенностей обязательно при соответствии инвестиционного контракта еще одному признаку:

— ему оказывается государственная поддержка, предусмотренная ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.

Отметим, что в реестр инвестиционных проектов (далее — реестр) согласно ч. 4 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ включаются инвестиционные проекты, отобранные в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов и ведения реестра таких инвестиционных проектов (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1516. Как следует из п.п. 1, 4 Правил, в реестр включаются именно инвестиционные проекты, при реализации которых необходимо применять особенности закупки, установленные ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, и только отвечающие другим вышеприведенным признакам. Иными словами, наличие в реестре инвестиционного проекта подразумевает обязательность применения осуществляющим его лицом особенностей .

Ведение реестра осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти — Минфином России (ч. 4 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ от 30.12.2015 N 1516).

Читайте также:  Что будет за обналичивание биткоинов

Определения инвестиционного проекта Закон N 223-ФЗ не содержит. Такое определение содержится в п. 2 Правил, согласно которому это комплекс мероприятий, содержащий обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиционных затрат и их последующего возмещения, за исключением капитальных вложений, направленных на реконструкцию и поддержание существующих производственных объектов в целях обеспечения безопасности их эксплуатации.*(1) Виды капитальных вложений, относимых для целей Правил к инвестиционным затратам, перечислены в п. 3 Правил.

Кроме того, пп. «а» п. 4 Правил отдельно определяют инвестиционные проекты, реализуемые в топливно-энергетическом комплексе (далее — ТЭК) — инвестиционные проекты, реализуемые в электроэнергетике, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также в сфере нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.

Размер стоимости (объема финансирования) инвестиционного проекта , делающий обязательным применение особенностей при закупке, установлен пп. «а» п. 4 Правил в разных размерах для разных категорий юридических лиц и для разных ситуаций, а именно:

— для инвестиционных проектов государственных компаний, государственных корпораций установлен единый порог — не менее 100 млрд. руб.;

— для инвестиционных проектов обществ с госучастием установлены два порога (Законом N 223-ФЗ этого не предусмотрено, но и не запрещено):

для инвестиционных проектов в ТЭК, реализуемых без государственной поддержки, — не менее 100 млрд. руб.;

для инвестиционных проектов в ТЭК, которым предоставлена государственная поддержка, а также инвестиционных проектов в иных секторах экономики — не менее 10 млрд. руб.;

— для инвестиционных проектов юридических лиц, не являющихся заказчиками по Закону N 223-ФЗ, — не менее 10 млрд. руб.

Следует заметить, что п. 4 Правил не установлено порога стоимости для инвестиционных проектов заказчиков, не указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.

Определение инвестиционного проекта, которому оказывается государственная поддержка , дано в ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ. Согласно ей таковым для целей Закона N 223-ФЗ признается инвестиционный проект, в рамках реализации которого обязательства заказчика или иного юридического лица:

— обеспечены государственной гарантией Российской Федерации (в том числе по кредитам, привлекаемым таким заказчиком, таким юридическим лицом, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, в целях проектного финансирования) и (или)

— финансовое обеспечение которого осуществляется полностью или частично (в объеме не менее чем 10% от стоимости инвестиционного проекта) за счет средств:

федерального бюджета, предоставляемых в виде бюджетных инвестиций или субсидий (п. 1 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);

Фонда национального благосостояния, размещаемых в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ (п. 2 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);

государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (п. 3 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).

Сами по себе особенности по существу сводятся к обязанности представления в координационный орган Правительства РФ перечней машиностроительной продукции, необходимых для реализации инвестиционных проектов, включенных в реестр, и соответствующих установленным законом критериям, и необходимости согласования с указанным органом эксплуатационных характеристик отдельных видов машиностроительной продукции или возможности их приобретения за пределами Российской Федерации (ч.ч. 6 — 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ). Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

*(1) Отметим, что такое определение явно выработано с учетом определения, данного в абзаце пятом ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» — единственном законе, в котором дается определение понятия «инвестиционный проект».

Источник

Оцените статью