Бюджетные инвестиции 223 фз
Главная страница | Форум Гарант |
Ситуация:
Организация (предположим, ГУП) в своей деятельности руководствуется 223-ФЗ.
Имеет утвержденное в соответствии со ст. 2 223-ФЗ Положение о закупке.
В Положении о закупке указано, что оно регулирует порядок закупок «за счет собственных средств» организации.
Необходимо произвести закупку (в обычных условиях подпадающую под одну из конкурентных процедур, предусмотренных Положением о закупке, или неконкурентных процедур – не важно), НО за счет средств, предоставленных частным (негосударственным) инвертором. Инвестор – сторонняя коммерческая, небюджетная организация.
Т.е. подписывается трехсторонний договор: заказчик – исполнитель (или подрядчик) – инвестор, который оплачивает все это дело за свой счет.
Можно ли считать средства, предоставленные инвестором под определенные цели, собственными средствами? Меняется ли ответ, если в соответствии с условиями трехстороннего договора денежные средства поступают от инвестора непосредственно на счет исполнителя, минуя заказчика?
Распространяется ли действие 223-ФЗ на закупки, производимые из средств частного инвестора и если да, то распространяется ли это в т.ч. и на ГУПы?
В случае, если ответ на вопрос 2 положительный, но в утвержденном заказчиком Положении о закупке указано иное, значит ли это, что при закупках из средств частного инвестора такой заказчик обязан применять 44-ФЗ?
В случае, если ответы на вышеприведенные вопросы отрицательные, методом исключения, можно ли утверждать, что при осуществлении закупок из средств частного инвестора ГУПы руководствуются исключительно гражданским законодательством и законодательством об инвестиционной деятельности, нормы 223-ФЗ и 44-ФЗ неприменимы?
Информация для размышления:
Пп. 1 п. 2 ст. 1 223-ФЗ:
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
Не указано, из каких средств производится закупка. Следует предполагать, что если законом не указано иное, то из любых средств. Определения «закупки» в 223-ФЗ отсутствует. Насчет бюджетных средств иное указано в 44-ФЗ:
П.4 ст. 15 44-ФЗ:
4. При предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 — 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
Пп. 4 п. 2 ст. 1 223-ФЗ:
4) бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении им закупок:
а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное.
Из этих положений можно сделать вывод, что 223-ФЗ все-таки распространяется на закупки из средств, предоставленных иными лицами, но если трактовать буквально, то это может касаться только бюджетных учреждений.
П. 2 ст. 2 223-ФЗ:
2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
П. 4 ст. 8 223-ФЗ:
4. В случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 — 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 — 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Ст. 6 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ:
бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
бюджетные инвестиции — бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества;
П. 3 ст. 3 44-ФЗ:
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее — закупка) — совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Ст. 1 ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»
инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Источник
Энциклопедия решений. Применение Закона N 223-ФЗ при реализации инвестиционных проектов, подпадающих под критерии, установленные этим Законом
Применение Закона N 223-ФЗ при реализации инвестиционных проектов, подпадающих под критерии, установленные этим Законом
Особенности осуществления закупок за счет средств, предусмотренных на реализацию инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов (далее — особенности), установлены ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.
Как следует из ч. 5 ст. 1, ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, особенности распространяются как на заказчиков — юридических лиц, обязанных руководствоваться Законом N 223-ФЗ при осуществлении и других своих закупок, так и на иных юридических лиц, которые во всех остальных случаях данным Законом руководствоваться не обязаны (далее — иные юридические лица). Иные юридические лица заказчиками не являются и законом так не именуются даже в случае обязательности применения ими особенностей. К ним относятся, в том числе организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, на которые действие Закона N 223-ФЗ во всех иных случаях не распространяется при выполнении условий, установленных ч. 2.1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
Вместе с тем из ч. 5 ст. 1, ч.ч. 6 — 9 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ следует, что особенности применяются только к заключению договоров в отношении товаров, относящихся к категории «продукция машиностроения» в соответствии с критериями, утвержденными Правительством РФ на основании п. 2 ч. 6 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, и необходимых для реализации соответствующих инвестиционных проектов. Все прочие закупки заказчики осуществляют в общем порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ, а иные юридические лица — без учета норм Закона N 223-ФЗ.
Внимание
Положения ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ распространяются на реализуемые инвестиционные проекты, за исключением тех, в рамках которых на день вступления в силу указанных положений требования к продукции машиностроения, при закупке которой применяются особенности, установлены утвержденной заказчиком или иным юридическим лицом проектной документацией и (или) в отношении которой заключены договоры (ч. 11 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).
Кроме того, особенности не применяются к закупкам:
— осуществляемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
— при условии реализации инвестиционных проектов за пределами территории Российской Федерации и иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, или в соответствии с межгосударственными договорами и межправительственными договорами Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).
Обязательным условием применения особенностей при реализации инвестиционных проектов является осуществление инвестиционного проекта, соответствующего следующим признакам:
— его стоимость (объем финансирования) превышает величину (не менее 10 млрд. руб.), установленную Правительством РФ;
— он внесен в реестр в реестр инвестиционных проектов.
Для заказчиков, перечисленных в п. 1 ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, достаточно этих условий. К таким заказчикам относятся:
— хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает 50% (далее — общества с госучастием).
Для прочих заказчиков и иных юридических лиц применение особенностей обязательно при соответствии инвестиционного контракта еще одному признаку:
— ему оказывается государственная поддержка, предусмотренная ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.
Отметим, что в реестр инвестиционных проектов (далее — реестр) согласно ч. 4 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ включаются инвестиционные проекты, отобранные в порядке, установленном Правительством РФ. В настоящее время действуют Правила отбора инвестиционных проектов для включения в реестр инвестиционных проектов и ведения реестра таких инвестиционных проектов (далее — Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 N 1516. Как следует из п.п. 1, 4 Правил, в реестр включаются именно инвестиционные проекты, при реализации которых необходимо применять особенности закупки, установленные ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, и только отвечающие другим вышеприведенным признакам. Иными словами, наличие в реестре инвестиционного проекта подразумевает обязательность применения осуществляющим его лицом особенностей .
Ведение реестра осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти — Минфином России (ч. 4 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ от 30.12.2015 N 1516).
Определения инвестиционного проекта Закон N 223-ФЗ не содержит. Такое определение содержится в п. 2 Правил, согласно которому это комплекс мероприятий, содержащий обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиционных затрат и их последующего возмещения, за исключением капитальных вложений, направленных на реконструкцию и поддержание существующих производственных объектов в целях обеспечения безопасности их эксплуатации.*(1) Виды капитальных вложений, относимых для целей Правил к инвестиционным затратам, перечислены в п. 3 Правил.
Кроме того, пп. «а» п. 4 Правил отдельно определяют инвестиционные проекты, реализуемые в топливно-энергетическом комплексе (далее — ТЭК) — инвестиционные проекты, реализуемые в электроэнергетике, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также в сфере нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.
Размер стоимости (объема финансирования) инвестиционного проекта , делающий обязательным применение особенностей при закупке, установлен пп. «а» п. 4 Правил в разных размерах для разных категорий юридических лиц и для разных ситуаций, а именно:
— для инвестиционных проектов государственных компаний, государственных корпораций установлен единый порог — не менее 100 млрд. руб.;
— для инвестиционных проектов обществ с госучастием установлены два порога (Законом N 223-ФЗ этого не предусмотрено, но и не запрещено):
для инвестиционных проектов в ТЭК, реализуемых без государственной поддержки, — не менее 100 млрд. руб.;
для инвестиционных проектов в ТЭК, которым предоставлена государственная поддержка, а также инвестиционных проектов в иных секторах экономики — не менее 10 млрд. руб.;
— для инвестиционных проектов юридических лиц, не являющихся заказчиками по Закону N 223-ФЗ, — не менее 10 млрд. руб.
Следует заметить, что п. 4 Правил не установлено порога стоимости для инвестиционных проектов заказчиков, не указанных в п. 1 ч. 1 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ.
Определение инвестиционного проекта, которому оказывается государственная поддержка , дано в ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ. Согласно ей таковым для целей Закона N 223-ФЗ признается инвестиционный проект, в рамках реализации которого обязательства заказчика или иного юридического лица:
— обеспечены государственной гарантией Российской Федерации (в том числе по кредитам, привлекаемым таким заказчиком, таким юридическим лицом, отобранными в порядке, установленном Правительством РФ, в целях проектного финансирования) и (или)
— финансовое обеспечение которого осуществляется полностью или частично (в объеме не менее чем 10% от стоимости инвестиционного проекта) за счет средств:
федерального бюджета, предоставляемых в виде бюджетных инвестиций или субсидий (п. 1 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
Фонда национального благосостояния, размещаемых в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ (п. 2 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (п. 3 ч. 3 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ).
Сами по себе особенности по существу сводятся к обязанности представления в координационный орган Правительства РФ перечней машиностроительной продукции, необходимых для реализации инвестиционных проектов, включенных в реестр, и соответствующих установленным законом критериям, и необходимости согласования с указанным органом эксплуатационных характеристик отдельных видов машиностроительной продукции или возможности их приобретения за пределами Российской Федерации (ч.ч. 6 — 12 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ). Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.
*(1) Отметим, что такое определение явно выработано с учетом определения, данного в абзаце пятом ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» — единственном законе, в котором дается определение понятия «инвестиционный проект».
Источник