Условия предоставления бюджетных ассигнований при государственном финансировании инвестиционных проектов
Необходимость осуществления бюджетных ассигнований объективно обусловлена наличием таких сфер деятельности и отраслей общественного производства, которые имеют общегосударственное значение, но являются недостаточно рентабельными, малопривлекательными, зачастую нереальными для частного инвестора из-за высокой капиталоемкости и материалоемкости, высокого уровня риска и в значительной степени отдаленного во времени зкономического эффекта либо отсутствия этого эффекта.
За счет бюджетных ассигнований финансируются в основном объекты социальной и производственной инфраструктуры, новые прогрессивные развивающиеся отрасли, определяющие научно-технический прогресс и способствующие структурным изменениям в экономике, и т.п. Такое участие государства в финансировании инвестиционной деятельности позволяет пропорционально и согласованно развивать экономику страны в раз-личных направлениях и аспектах (региональном, отраслевом, научно- техническом, социальном, воспроизводственном и т.д.) и на этой основе ре-шать различные задачи, которые стоят перед органами государственной власти различных уровней. Таким образом, бюджетные ассигнования яв-ляются действенным инструментом финансово-экономической и социаль-ной политики государства. Они выступают важным фактором развития общественного производства и социальной сферы, воздействуя на рыноч-ную конъюнктуру, обеспечивая экономический рост.
Такие факторы, как финансовая самостоятельность хозяйствующих субъектов, активность и результативность предпринимательской деятельности, возможности финансового рынка в условиях рыночной экономики, позволяют снижать долю бюджетного финансирования капитальных вложений, уменьшать нагрузку на бюджет того или иного уровня, и прежде всего на федеральный бюджет.
Особенности бюджетных ассигнований связаны с их публичным характером и сводятся к следующим:
1) возможность предоставления средств на условиях безвозвратности и безвозмездности (для финансирования объектов, включенных в феде-ральную целевую программу);
гласность разработки и исполнения программ бюджетных ассигнований;
адресный характер, строгая целевая направленность финансирования и жесткий финансовый контроль; при этом любое использование средств не по назначению расценивается как нарушение бюджетного законодательства;
преобладание социальных приоритетов и приоритетов объектов на-циональной экономики.
На безвозвратной основе осуществляется финансирование капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Правительством Российской Федерации утверждается перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд. При этом финансирование осуществляется как в полном объеме в соответствии со сметной стоимостью строительства, так и частично при максимальном привлечении собственных и заемных средств унитарными предприятиями федерального, регионального и муниципального уровня либо негосударственными коммерческими организациями.
Из федерального бюджета финансирование строек производится Ми-нистерством финансов РФ путем перечисления средств федеральным ор-ганам исполнительной власти, наделенным Правительством РФ правами государственных заказчиков, которые распределяют выделенные средства по отдельным стройкам — предприятиям-застройщикам.
Условия предоставления бюджетных ассигнований при государственном финансировании инвестиционных проектов предопределяют реализацию следующего алгоритма.
При оформлении финансирования капитальных вложений за счет бюджетных ассигнований — средств федерального бюджета на безвозвратной основе — предприятия-застройщики представляют в обслуживающие их банки и в соответствующие территориальные органы Федерального казначейства следующие документы:
титульные списки вновь начинаемых строек и объектов с распределением капитальных вложений по годам;
уточненные объемы капитальных вложений и строительно-монтаж-ных работ на соответствующий год по переходящим стройкам;
генеральные контракты (договоры подрядов) на строительство пред-приятий, объектов на весь период строительства с указанием формы рас-четов с подрядчиками за выполненные работы;
расчеты сметной стоимости строительства;
заключения государственной вневедомственной технико-экономической экспертизы и экологической экспертизы проектно-сметной документации по каждому инвестиционному проекту.
Федеральные органы власти, уполномоченные Правительством РФ государственными заказчиками, ежемесячно представляют в Министерство финансов РФ данные об использовании выделенных им средств.
Финансирование строительства за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов производится в соответствии с бюджетными распределениями региональными и местными финансовыми органами путем перечисления денежных средств на расчетные счета предприятиям и организациям-заказчикам. Предприятия и организации- заказчики представляют в соответствующие финансовые органы документацию, включающую титульные списки строящихся объектов, уточненные объемы капитальных вложений по переходящим (незавершенным) объектам, генеральные контракты, подряды на строительство, сводные сметы на строительство, заключения технико-экономической и экологической экспертиз проектно-сметной документации. Кроме этого, в ходе реализации инвестиционных проектов предприятиями и организациями-заказчиками в соответствующие финансовые органы ежемесячно представляется информация об использовании выделенных финансовых средств.
Источник
БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ, СФЕРА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Бюджетные ассигнования играют важную роль в финансировании капитальных вложений на всех этапах развития экономики нашей страны.
Посредством бюджетного финансирования капитальных вложений государство оказывает влияние на структурную перестройку экономики, обеспечивая повышение эффективности народнохо-зяйственного комплекса, ликвидацию диспропорций в развитии экономики отдельных отраслей и регионов, решение социальных и экологических проблем, сохранение единого экономического пространства.
В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» средства федерального бюджета предоставляются на финансирование:
¦ инвестиционных проектов, осуществляемых совместно с иностранными государствами, а также финансируемых за счет средств Федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
¦ строек и объектов технического перевооружения, включаемых в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд; порядок формирования этого перечня определяется Правительством РФ.
Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации выделяются на финансирование инвестиционных проектов на конкурсной основе. Предоставляются они либо на условиях возвратности, срочности, с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом о федеральном бюджете или законами о бюджетах субъектов Российской Федерации либо на условиях закрепления в государственной собственности части акций акционерного общества. Последние через определенный срок реализуются на рынке ценных бумаг, а вырученные средства направляются в соответствующий бюджет.
Бюджетные ассигнования субъектов Российской Федерации используются в следующих целях:
¦ на разработку, утверждение и осуществление межмуниципальных инвестиционных проектов и инвестиционных проектов на объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации;
¦ на предоставление на конкурсной основе государственных гарантий. Порядок выделения государственных гарантий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется соответствующими законами.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) ассигнования могут быть выделены в следующих формах:
*бюджетных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям;
*бюджетных ссуд другим уровням бюджетной системы Россииской Федерации;
*бюджетных кредитов юридическим лицам, в том числе в виде налоговых кредитов, отсрочек налогов и платежей и других обязательств.
Выдача бюджетных ассигнований на капитальные вложения осуществляется при соблюдении следующих принципов:
¦ целевой характер использования средств;
¦ получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат;
¦ предоставление средств по мере осуществления затрат с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
Важнейшей задачей развития Российской Федерации в современных условиях является обеспечение динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта.
А это требует больших инвестиций в обновление основного капитала и производственных мощностей на базе передового оборудования и современных технологий и методов управления производственными процессами. Опыт развитых стран свидетельствует, что основную часть инвестиций в обновление капитала предоставляет частный сектор — как национальный, так и иностранный.
Анализ структуры инвестиций в основной капитал показал, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно увеличить объем инвестиций:
¦ отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих своевременное обновление основных фондов, эффективное использование амортизационных отчислений;
¦ неразвитость финансовых рынков, не позволяющая увеличить финансирование инвестиционных проектов за счет привлеченных и заемных средств;
¦ низкий уровень корпоративного управления, не способствующий осуществлению инвестиций за счет собственных средств и привлечения средств путем выпуска акций и облигаций;
¦ отсутствие эффективных налоговых механизмов, стимулирующих осуществление инвестиций в основной капитал за счет собственных средств;
¦ слабое стимулирование привлечения долгосрочного кредита для осуществления инвестиций;
¦ недостаточно активное использование механизмов частно-государственного партнерства и необходимость повышения эффективности государственных инвестиций.
Государственное инвестирование в современных условиях должно решать следующие главные стратегические задачи:
¦ обеспечение динамичного развития социальной инфраструктуры;
¦ строительство и модернизацию стратегически важных для страны объектов инфраструктуры транспорта и связи, оборонно-промышленного комплекса;
¦ развитие науки и внедрение новейших достижений науки и техники в производство.
2. Структура бизнес плана характеристика основных его разделов
Структура бизнес-плана не канонизирована, тем не менее, в нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого данный документ составляется. Любой бизнес-план открывается введением, которое помогает сразу же определить целесообразность дальнейшего знакомства с ним. Во введении раскрывается роль избранного вида деятельности в настоящий момент, тенденции и перспективы его развития; приводятся ориентировочные сроки работы в данном направлении. Рассчитываются ожидаемая прибыльность и период окупаемости вложений. Приводятся гарантии их сохранности.
Бизнес план — документ на основании, которого, инвестор или кредитор составляют свое мнение о компании, а в дальнейшем принимают решения о предоставлении ей средств. При составлении бизнес-плана необходимо помнить и знать, кому он будет адресован, кредитору или инвестору, потому что из этих двух группах, дающих деньги, разные цели, а отсюда следует, что и разные оценки бизнес плана. Кредитор предоставляет заемные средства на неопределенный срок, и он хочет убедиться, что кредитуемая им сторона достаточно надежна, и он вовремя получит свои деньги и проценты.
В оценке предприятия ставят основные фонды: насыщенность техники и ее новизна. Большое внимание уделяется и человеческому фактору, т.е. какова мотивация их деятельности, каков их профессиональный уровень, из кого состоит команда менеджеров.
Из чего же состоит бизнес план?
1) в первом разделе подробно описывается цельпредпринимательской деятельности, главных и функциональных стратегиях, основных задачах.
2) потенциал организации, его развитие на предстоящий период и связанных с этим затратах, об имидже, традициях, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественных организаций.
3) о персонале, принципах его подбора, оценки, продвижения. О системе управления и путях ее развития, внедрения новых методов руководства, формах взаимоотношений с профсоюзной организацией.
4) о будущей производственной деятельности и необходимых ее условиях.Планируемых к внедрению технологий и оборудований, источников и способах обеспечения потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях, необходимых затратах, путях повышения производительности труда и эффективности производства, способах контроля, путях внедрения достижений НТР и обеспечения качества продукции.
5) о продукте или услуге:
о техническом уровне продукта, качественных параметрах, уникальных свойствах, недостатках и возможностях модификации, экологичности, безопасности, удобстве обслуживания в сопоставлении с имеющимися и разрабатываемыми аналогами;
жизненном цикле, времени, необходимом для их освоения и запуска в производство;
наличия у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками, о возможности использования отходов;
конкурентоспособности. Основных параметрах, по которым может вестись конкурентная борьба (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичности, эргономичность, безопасность, качество, унифицированность, упаковка, сервис и др.).
На основе всестороннего анализа этих моментов определяются характеристики, по которым можно превзойти соперников.
6) о стратегии и плане маркетинга.Раздел включает описание маркетинговой ситуации (величина рынка, его основные сегменты, группы потребителей, наиболее популярные виды продукции, насыщенность аналогами, тенденции развития, основные конкуренты).
7) себестоимость, цена, прибыльность производства, их критические величины, ниже которой деятельность фирмы является убыточной. Такой расчет делается исходя из предполагаемой величины продаж, уровня постоянных и переменных затрат.
8) Риски и способы их страхования.Возникают в процессе хозяйственной деятельности, могут быть связаны с уничтожением, порчей или хищением имущества; стихийными бедствиями и политическими конфликтами, препятствующими нормальному ходу работы; финансовыми и коммерческими неудачами. Во избежание рисков, вводятся меры по защите интересов физических и юридических лиц за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов, одним словом – страхование.
9) Финансовые стратегии. Осуществляются при внедрении нового вида деятельности. Здесь определяются источники формирования ресурсов выпуск акций, облигаций, банковские ссуды, накопленная прибыль, амортизационный фонд), требования к эффективности их использования, соотношению собственных и заемных средств, общей прибыльности и т.п., формулируются основы политики инвестирования собственных средств, формирования фондового портфеля и распределения прибыли.
10) Итоговый раздел. Обычно посвящается финансовому плану организации, который концентрированно в денежном выражении отражает все предыдущие разделы.
По сравнению со стратегическим планом, бизнес-план характеризуется следующими особенностями:
· открывает новое дело и обеспечивает получение необходимых ресурсов.
· Включает только одну цель, связанную с развитием определенного бизнеса, а не весь комплекс целей фирмы.
· Имеет четко очерченные временные рамки, не пролонгируется, не уточняется.
· Разрабатывается не профессиональными плановиками, а при личном участии предпринимателей.
Источник