Бюджетная эффективность инвестиционного проекта
Важной информацией, отражающей влияние результатов выполнения инвестиционного проекта на расходы и доходы какого-либо бюджета (местного, федерального, регионального), является бюджетная эффективность. Необходимость расчета бюджетных показателей возникает в том случае, если дело финансирует государство. Бюджетная эффективность рассчитывается для:
- консолидированного бюджета;
- разноуровневых бюджетов;
- бюджета, включающего внебюджетные фонды и консолидированный бюджет.
Бюджетная эффективность инвестиционного проекта рассчитывается исходя из бюджетных расходов и доходов. Расходы бюджета:
- средства, которые выделяются из бюджета для прямого финансирования инвестиционного проекта;
- заемные средства, полученные в банковских организациях и подлежащие компенсированию за счет бюджета;
- бюджетные ассигнования на ценовые надбавки рынка за энергоносители и топливо;
- выдача денежных пособий для лиц, которые остались без работы из-за выполнения проекта;
- региональные, государственные гарантии инвестиционных рисков отечественным и иностранным участникам;
- выплаты по ценным бумагам, являющихся государственными;
- денежные средства, которые выделяются из бюджета в целях ликвидации отрицательных последствий, возникших от претворения в жизнь инвестиционного проекта.
К доходам бюджета относятся:
- платежи в виде ренты, направляемые в бюджет с иностранных и российских предприятий, налоговые поступления;
- поступления в бюджет акцизов и таможенных пошлин, имеющие отношение к ресурсам, которые создаются в соответствии с инвестиционным проектом;
- эмиссионный доход, получаемый от выпуска в обращение ценных бумаг под претворение в жизнь проекта;
- подоходный налог, поступающий в бюджет с зарплаты иностранных и российских работников, трудящихся над проектом и др.
Показатели бюджетной эффективности инвестиционного проекта.
Основной бюджетный показатель – чистый дисконтированный доход бюджета. Он рассчитывается по следующей формуле:
(Д – денежные средства, являющиеся доходами бюджета и полученные от реализации проекта;
Р – денежные средства, являющиеся расходами бюджета, потраченные на реализацию дела;
k – норма дисконта;
n – порядковый номер периода).
Рациональность государственного участия оценивается не только по чистому дисконтированному доходу бюджета. В этих целях также могут применяться другие показатели (например, индекс доходности бюджета и др.).
Источник
Бюджетная окупаемость проекта это
Когда вы начинаете бизнес или новый проект в рамках уже действующего бизнеса, вам крайне важно понимать одну вещь: когда ваш проект окупится.
В тот момент, когда ваш проект окупался, вы докажете себе и всему миру, что он стоил того, чтобы вкладывать в него деньги. Более того, вы докажете себе, что вы предприниматель!
Стартовые вложения уже вернулись и теперь можно со спокойной душой получать прибыль!
Прежде, чем начинать расчет окупаемости проекта
Прежде, чем приступать к расчету окупаемости проекта зададимся вопросом: в чем измеряется окупаемость?
Вопрос, конечно, глупый. Понятно, что не в метрах и не децибелах.
Окупаемость проекта ВСЕГДА измеряется во времени: дни, месяцы, квартала, годы.
Для проектов со стартовыми вложениями до 1 млн. рублей окупаемость имеет смысл измерять в месяцах. Для более крупных проектов – в годах.
Проведя сотни тренингов с начинающими предпринимателями, я понял одну простую вещь: все сложные формулы и расчеты в реальной жизни не работают. И тем более они не работают в малом бизнесе.
Поэтому постараюсь отбросить сложную экономическую терминологию и объяснить предельно понятным языком.
Перейти к калькулятору расчета окупаемости проекта
«Ингредиенты» для расчета окупаемости проекта
Окупаемость проекта – это интегральный показатель. Это означает, что для того, чтобы его рассчитать, необходимо знать ряд других показателей – это суммы доходов, расходов, прибыли, стартовых вложений.
Доходы – это те деньги, которые вы получаете (или планируете получить) от ваших клиентов после запуска проекта. Эти деньги клиенты будут вам платить за проданные товары или оказанные услуги.
Сумму доходов за период посчитать очень просто: необходимо сложить все поступления на расчетный счет в банке, а также приход денежных средств в кассу.
Расходы – это, наоборот, те деньги, которые вы оплачиваете вашим поставщикам товаров и услуг. К ним относятся расходы на сырье, материалы, выполненные работы, арендные платежи. Также налоги, заработная плата, страховые взносы – все это относится к понятию расходов
Сумму расходов также можно посчитать, сложив за период все деньги, выплаченные с расчетного счета или наличкой через кассу.
Прибыль = доходы – расходы
Вот так просто. Следовательно, чтобы рассчитать прибыль за месяц, необходимо:
- сложить весь приход денежных средств – доходы;
- сложить весь расход денежных средств – расходы;
- посчитать разницу между первым и вторым
Если же мы говорим о проекте, то имеем в виду будущие доходы, расходы и прибыль. Планировать желательно помесячно.
Перейти к калькулятору расчета окупаемости проекта
Чем отличаются расходы от стартовых вложений при расчете окупаемости проекта?
Помимо понятий доходов, расходов и прибыли в расчете окупаемости проекта фигурирует еще один показатель – сумма стартовых вложений или сумма инвестиций.
Стартовые вложения – это сумма денег, которую необходимо вложить, чтобы начать зарабатывать и получать доходы от проекта.
Что обычно требуется для старта проекта:
- купить оборудование;
- отремонтировать помещение;
- купить мебель и оргтехнику;
- купить начальный запас товара в достаточном ассортименте;
- пройти государственную регистрацию;
- получить лицензию;
- получить разрешение на вид деятельности от надзорных органов
Все это необходимо сделать, чтобы запустить бизнес и начать зарабатывать деньги. Подчеркну – эти вложения необходимо сделать еще до того, как вы начнете зарабатывать деньги от проекта.
Сложности всегда начинаются тогда, когда становится необходимо разделить расходы и стартовые вложения.
Простой пример: арендные платежи за помещение (аренда или стартовые вложения?)
Вы арендовали помещение и теперь там необходимо сделать ремонт. До того, как вы запустите бизнес и начнете продавать, пройдет около двух месяцев. Куда отнести арендные платежи за первые два месяца: к стартовым вложениям или к расходам?
Есть одно простое правило: все расходы относятся к стартовым вложениям до того момента, как вы запустили проект и начали получать с него доходы.
Старт бизнеса и получение первых доходов – это своеобразный водораздел.
Все что было до этого – стартовые вложения. Все, что после – расходы.
Поэтому в нашем примере – арендные платежи за первые два месяца необходимо отнести к стартовым вложениям. Арендовать помещение было необходимо, чтобы через два месяца начать зарабатывать доходы.
После того, как первые доходы получены – арендные платежи становятся расходами. Вы их платите ежемесячно.
Итак, необходимо запомнить простое правило: все расходы, которые вы будете оплачивать до получения первых доходов от проекта необходимо отнести к стартовым вложениям. Все расходы после этого момента – можно отнести к текущим расходам.
Перейти к калькулятору расчета окупаемости проекта
Формула расчета окупаемости проекта
Для расчета окупаемости необходимо сопоставить всю прибыль, полученную с начала проекта с суммой стартовых вложений.
В тот момент, когда сумма накопленной с начала реализации проекта прибыли превысит сумму стартовых вложений – наступит окупаемость проекта.
Окупаемость проекта 6 месяцев означает, что прибыль, полученная за 6 месяцев больше, чем сумма стартовых вложений. Но прибыль, полученная за 5 месяцев, еще не превышает ее.
Для расчета окупаемости можно:
Вариант 1. Рассчитывать прибыль помесячно, а затем накопительно за каждый месяц, сопоставляя сумму накопленной прибыли с суммой стартовых вложений.
Вариант 2. Рассчитать среднемесячную прибыль за период. Тогда срок окупаемости проекта можно вычислить через формулу:
Окупаемость проекта, мес.= Сумма стартовых вложений / Сумма среднемесячной прибыли |
Пример расчета окупаемости проекта
Для примера возьмем простую жизненную ситуацию: вы хотите купить квартиру и сдавать ее в аренду. В принципе – это тоже бизнес-проект. Цель этого проекта — заработать деньги.
1) Оцениваем стартовые вложения
Стартовые вложения в данном случае = стоимость квартиры + стоимость ремонта + стоимость мебели = 5 000 000 рублей
2) Оцениваем среднемесячную прибыль
Доходы = сумма ежемесячной арендной платы = 50 000 рублей в месяц
Расходы = сумма коммунальных платежей + сумма текущего ремонта квартиры (из расчета в среднем на месяц) = 10 000 рублей
Среднемесячная прибыль = доходы – расходы = 40 000 рублей в месяц
3) Рассчитываем окупаемость проекта
Окупаемость проекта, мес.= 5 000 000 / 40 000 = 125 мес. = 12 лет и 5 мес. |
Вот такой долгоокупаемый проект. Поэтому с целью заработать деньги никто недвижимость не приобретает. Недвижимость служит скорей для целей сохранения денег.
Перейти к калькулятору расчета окупаемости проекта
Как рассчитать окупаемость вашего проекта?
Перейдем к самому важному вопросу – как рассчитать окупаемость вашего проекта. Для того, чтобы решить эту задачу, можно использовать несколько способов:
Способ 1. Взять лист бумаги и рассчитать. Этот способ самый быстрый и самый простой. Он подходит для очень простых проектов типа того, который мы с вами только что рассчитали (проект покупки квартиры).
Способ 2. Рассчитать все в excel. Этот способ более длительный и менее простой. Этот способ подходит для тех, кто умеет пользоваться excel прописывать формулы, настраивать таблицы. Раньше я часто пользовался именно этим способом.
Способ 3. Воспользоваться калькулятором окупаемости проекта на сайте. Значительно проще, чем настраивать формулы в excel. В нем можно рассчитывать проекты практически любой сложности. Теперь я пользуюсь только этим способом.
Источник
Методика оценки бюджетной эффективности проекта
Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его реализации. Обычно из поля зрения упускается вопрос общественной пользы выполняемых инвестиций, независимо от того, участвует государство в содействии проекту или нет. Понимание и расчет бюджетной эффективности инвестиционного проекта тесно связаны с понятиями его коммерческой и общественной эффективности.
Содержание общественных и бюджетных эффектов в проекте
Так бывает, что некоторые инвестиционные проекты не являются коммерчески выгодными для бизнеса. То есть они не могут дать частным инвесторам привычной для них прибыльности. При этом проекты общественно полезны и, следовательно, эффективны, только они имеют особую форму полезности. Что же тогда может послужить экономическим обоснованием для государственной поддержки такого рода проектов, если у частных инвесторов нет достаточной заинтересованности в финансировании?
Для государства важно найти «точки опоры» для обоснования своего выгодного с позиции общественной значимости участия в поддержке инвестиционного проекта. Под ними мы понимаем факторы, включающие некие перераспределительные и косвенные эффекты. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, принимая решение участвовать в дополнении и корректировке денежных потоков. Учитывать также следует внешние общественные потери и выгоды от проекта.
Последние названные эффекты, как правило, не принимаются в расчет в условиях рыночного регулирования, но имеют существенное влияние. К отрицательным эффектам, в частности, относится ухудшение экологической безопасности и состояния природы, а к положительным – результаты совместных образовательных проектов. Косвенные эффекты возникают за пределами инвестиционного проекта, хотя и учитываются в рыночном взаимодействии. В качестве таких обстоятельств выступают различные искажения коммерческих оценок общественной стоимости ресурсов и производимых продуктов. Государство не всегда реализует взвешенную политику в сфере экспортных пошлин и субсидий, что влечет ряд искажений.
Оценка общественной эффективности проектной реализации существенное значение придает и перераспределительным эффектам. Их следует исключать из издержек или выгод проекта, в зависимости от направленности. К ним относятся:
- налоги, пошлины, сборы;
- социальные отчисления от заработной платы;
- дотации;
- гарантии;
- субсидии, субвенции, трансферы;
- налоговые льготы в разнообразных формах;
- доходы от лицензирования и других разрешительных мероприятий;
- доходы от конкурсов и тендеров, проводимых государственными органами в рамках законодательно разрешенных видов деятельности.
Общественно значимые проекты должны быть в центре внимания государства, а те их них, которые соответствуют стратегии развития государственных институтов, подлежат оценке на предмет бюджетной эффективности. Данная оценка опирается на ключевой показатель – NPV расходуемого бюджета. Наличие оттоков и поступлений бюджетных средств в учитываемых формах позволяет определить IRR и PI бюджета.
Показатели бюджетной эффективности
Для начала следует определиться, с каким уровнем бюджетной активности участия в инвестиционном проекте мы имеем дело. Оценка зависит от уровня государственного или муниципального бюджета, привлекаемого к участию. Кроме того, бюджетная эффективность распространяется на расчеты консолидированного бюджета субъектов, разноуровневых бюджетов и бюджета, учитывающего внебюджетные фонды. К примеру, оценка производится на уровне регионального правительства социально значимого проекта. Рассмотрению подвергаются следующие бюджетные эффекты:
- с участием субъекта Федерации в финансировании проекта;
- без участия субъекта Федерации;
- бюджетный эффект средств, направляемых на компенсацию части купонного дохода по облигациям, эмитируемым компанией для привлечения инвестиций;
- бюджетный эффект от непосредственного участия в проекте (в уставном капитале учреждаемого общества, например).
Методические различия, вне зависимости от уровня бюджета и вида участия, как правило, незначительные. Однако есть некоторые сложности с вычленением данных о потоках денежных средств из бюджетных расчетов. За основу рассматриваемой методики взят реальный пример рекомендаций по расчету бюджетной эффективности с использованием средств города Москвы (Распоряжение ПМ за № 838-РП от 29.04.2004 года). В методике избраны две формы расхода бюджета: бюджетные кредиты и бюджетные субсидии. Акцентно рассматриваются инвестиции, связанные с использованием инструментов фондового рынка (облигационные займы). Для расчета чистого дисконтированного дохода бюджета рассматривается формула притоков денежных средств.
В настоящем примере представлена локальная оценка поступлений в бюджет от инвестиционного проекта. В общей практике состав бюджетных притоков денежных средств может быть несколько шире. Далее представлен список возможных притоков для расчета эффективности.
Оттоки бюджетных средств в связи с проектными расходами также имеют типовой перечень, который включает следующие выбытия денег по направлениям.
Вполне естественно, что списки притоков и оттоков средств из бюджета являются примерными. Оценка эффективности конкретного проекта потребует их уточнения. Надо помнить, что от структуры этих списков будет зависеть и состав показателей бюджетной оценки. Например, предоставление государственных инвестиционных гарантий повлечет использование индекса гарантийной доходности (отношение NPV бюджета к гарантийным объемам). Вернемся к методическому примеру Московского правительства. В завершение приводятся основные формулы методики.
Что-то странное происходит, но спустя более 30 лет с момента начала Перестройки я до сих пор не верю, что в России состоятелен обыкновенный капитализм. Спрашивается, почему? Потому что семьдесят лет одного тренда развития не могут бесследно пройти не только для нашей страны, но и для всего мира. Достаточно вспомнить «скандинавскую модель социальной направленности рыночной экономики». Она признана успешной репликой с ряда концепций устройства производственных и общественных отношений в СССР.
Именно поэтому, на мой взгляд, перспективна идея государственно-частного партнерства в различных формах, и не только в той, что прописана в законе № 224-ФЗ от 13.07.2015 г. Нужно искать механизмы, и, может быть, пора перестать брать у Запада собственные забытые методики, а начать вновь разрабатывать собственные, российские, уникальные. Не зря же у нас в ВУЗах столько лет выпускали миллионы экономистов и юристов. Главное состоит в том, чтобы создать государственную стратегию, всенародно принять ее, выделить общественные акценты и воплотить партнерские отношения между бизнесом и государством к взаимной выгоде общества и предпринимательской инициативы.
Источник