Бюджет инвестиций или центр инвестиций

Бюджет инвестиционный: понятие, структура, финансирование и затраты

Все проекты, которые реализует коммерческое предприятие, делятся на текущие и инвестиционные. Оба вида обладают принципиальными отличиями. На текущих проектах компания зарабатывает прибыль. Инвестиционная деятельность направлена на развитие новых проектов и позволяет извлекать прибыль исключительно в долгосрочной перспективе. При условии, что проект окажется успешным и позволит не только компенсировать первоначальные затраты, но и станет источником дополнительной прибыли.

Понятие

Каждая компания, которая занимается коммерческой деятельностью, может развивать новые проекты, которые требуют инвестиций. Чтобы осуществлять контроль за движение денежных средств, направленных на развитие нового проекта, создают отдельный бюджет. Он носит название инвестиционный. Давайте узнаем подробнее, что скрывается за этим экономическим термином.

Инвестиционный бюджет содержит информацию о распределении финансовых ресурсов по установленным периодам, которые выделяет руководство или сторонние инвесторы для реализации проекта. Согласитесь, не стоит детально объяснять, для чего нужен контроль денежных средств. Просто представьте, что будет, если пренебречь данной информацией.

Инвестиционный бюджет включает в себя график оплаты первоначальных затрат, которые требуются для организации нового бизнеса. Этот документ детально показывает распределение капиталовложений, а также некоторые другие расходы. Это лицензирование, стартовая реклама, сертификация, оформление прочих разрешительных документов и т.д. Независимо от сферы деятельности компании данных расходов не избежать.

Особенности

Инвестиционный бюджет выделяют в отдельную категорию. Это позволяет эффективно развивать новые проекты. Только представьте, что в компании нет разделения на текущую и инвестиционную часть бюджета. Это крайне неудобно, так как приводит к постоянной путанице, не позволяя четко понимать объем денежных средств, направленных на развитие проекта.

Практика доказывает, что инвестиционные проекты требуют отдельных бюджетов и не менее пристального внимания, чем текущая деятельность предприятия. Если из общих затрат не выделять денежные средства на новые проекты, будет крайне сложно их не только контролировать, но и планировать.

Нужно также понимать, что инвестиционные затраты могут возрастать, но при этом их невероятно сложно отслеживать в общем бюджете. Это связано с тем, что подобные траты не отражаются напрямую в категории текущих расходов. Также они не оказывают влияние на текущую прибыль. Если оценивать инвестиционные затраты по факту совершения, вносить корректировки будет крайне сложно. Это недопустимое расточительство для предприятия. Вот почему финансово-инвестиционный бюджет выделяют в отдельную категорию. Это вполне оправдано с позиции экономии и планирования средств.

Затраты

Инвестиционный бюджет непременно должен включать в себя все затраты, которые осуществляются в целях развития проекта. Однако в данном случае любые расходы совершаются с целью приобрести финансовый или физический капитал, который в дальнейшем будет приносить прибыль. То есть, как правило, любые затраты в инвестиционной деятельности – это не пустое расходование средств, а вложения.

Например, в случае с открытием классического бизнеса, затраты непременно будут состоять из всех видов издержек, которые требуются для организации деятельности. Это может быть аренда помещения, закупка товаров, найм персонала и т. д.

Как вы понимаете, бюджет инвестиционных затрат должен содержать все виды издержек, которые потребуются для запуска проекта. Однако в долгосрочной перспективе они будут приносить предпринимателю прибыль.

Поступление денежных средств

Нужно понимать, что инвестиционная деятельность – это не всегда затраты. Например, продажа активов может приносить прибыль. Вот почему бюджет инвестиционного проекта должен включать в себя не только затраты, но и доходы. Источником прибыли могут быть проценты от долгосрочных финансовых вложений, включая участие в капитале сторонних фирм. Также к этой категории относят возврат финансовых вложений и т. д.

Структура

Бюджет инвестиционных расходов в форме капитальных вложений обладает относительно простой структурой и состоит из двух частей. О чем конкретно идет речь? Это бюджет расходов и бюджет финансирования. Это две основные категории, которую в сочетании формируют затраты предприятия на развитие нового проекта.

Финансирование

Средства бюджета на инвестиционный проект не возникают сами по себе. Предприятию, как правило, приходится разыскивать источники, которые позволят развивать новый проект.

Давайте о них поговорим подробнее.

Прежде всего, вы должны знать, что все источники финансирования разделяют на две крупные категории. Собственные средства и заемные.

К собственным средствам относятся следующие виды.

  • Нераспределенная прибыль.
  • Амортизационные отчисления.
  • Финансирование со стороны акционеров. Это может быть эмиссионный доход, а также взносы учредителей.

К заемным средствам относится большее количество потенциальных источников финансирования. Давайте их перечислим.

К коммерческим источникам относятся следующие.

  • Банковские кредиты.
  • Займы физических и юридических лиц.
  • Лизинг.
Читайте также:  Комиссия биржи бинанс за сделку

Также заемные средства могут быть государственными. К ним относятся:

  • Субсидия.
  • Отсрочка налоговых платежей.
  • Планирование.

Бюджет инвестиционного финансирования требует тщательного планирования. Без этого невозможно эффективное управление средствами, которые направлены на развитие проекта.

Инвестиционные бюджеты проектов развития составляют временные рабочие группы, которые создаются не только для планирования, но и для последующей реализации. В обязательном порядке среди прочих специалистов привлекают экономиста по инвестициям. Если компания развивает несколько проектов, в ней может трудиться сразу несколько таких экономистов.

Общие инвестиции планирует экономист по бюджетированию ПЭО. За основу принимается бюджет закупок на офисную мебель, а также технические устройства. То есть в данном случае речь идет об инвестициях в закупку мебели и офисной техники, которые не списываются как расходы, а превращаются в некоторую часть активов компании.

Формирование

Бюджеты формируются в несколько этапов. Это довольно непростой процесс, который не осуществляется быстро.

  • Прежде всего, составляют бюджеты отдельных проектов. Это важно, чтобы обеспечить эффективное управление средствами.
  • Далее осуществляют обобщение в рамках долгосрочного инвестиционного бюджета.
  • Проекты планируют по времени.
  • Осуществляют детализацию каждого проекта в рамках текущего отчетного периода.

Согласование и корректировка

Это важный этап во всем процессе. Данные действия осуществляют руководители финансовой дирекции, а также исполнительный директор и руководитель временной группы, которая осуществляла разработку.

На этапе согласования принимают предварительные решения относительно того, какие проекты будут включены в итоговые бюджеты, а какие будут отложены на более поздний период или реализованы более медленными темпами, чем планировалось изначально. Это связано с тем, что финансирование проектов, как правило, ограничено, соответственно, предприятие не имеет возможности реализовать все сразу.

Предварительное утверждение

Данная процедура проводится на уровне генерального и исполнительного директоров. Также участие принимают руководители финансовой дирекции. Если на предприятии присутствует должность директора по развитию, он также принимает участие на этапе согласования и утверждения бюджета инвестиций.

К периоду начала предварительного утверждения рекомендуется спланировать текущую деятельность предприятия. Это позволяет наиболее конкретно оценить объем финансирования, который может быть направлен на инвестиции. Кроме того, важно знать, какую часть проекта удастся финансировать собственными средствами, а также в каком размере предстоит привлекать заемный капитал. Только тщательные расчеты позволяют осуществлять эффективную деятельность.

Это основная информация, которая непосредственно касается инвестиционных бюджетов. Нужно понимать, что у каждой компании могут быть различные типа инвестиционных проектов. Например, типовые и уникальные. Некоторые компании применяют собственные критерии, производя классификацию проектов. Например, проект развития реализуется хотя бы однажды в течение года, он считается типовым.

Даже если предприятие осуществляет всего один проект, нужно собрать о нем как можно больше информации, четко осознавая цели запуска и планируемые результаты, а также составить инвестиционный бюджет. Ведь без финансирования ни один проект не удастся реализовать. Более того, многое зависит от объема денежных средств, которые способно выделить предприятие. Это непосредственно влияет на скорость реализации инвестиционного проекта. Чем большее финансирование выделяет компания, тем с большей скоростью удается реализовать утвержденный проект.

Источник

Центры финансовой ответственности

Формирование финансовой структуры предприятия, а именно выделение центров финансовой ответственности (ЦФО), — первый шаг на пути к созданию системы бюджетирования. Каждое подразделение компании вносит свой вклад в конечный финансовый результат компании (в виде привлечения дохода или осуществления расходов) и должно нести ответственность за свои действия: осуществлять планировать, отчитываться по результатам. Именно на делегировании ответственности и построен процесс бюджетирования.

Преимущества перехода к управлению по ЦФО очевидны. Разделяя ответственность между подразделениями, мы определяем, кто и за что на предприятии реально отвечает, получаем возможность оценить результаты и оперативно скоординировать действия подразделений, создать грамотную систему мотивации сотрудников для выполнения поставленных задач. Внимание руководителя подразделения концентрируется на показателях работы вверенного ему центра, повышается оперативность и обоснованность принятия управленческих решений. У высшего руководства, наоборот, высвобождается время для выполнения стратегических задач.

Центры бывают разные

Если исходить из понимания бюджетирования как технологии управления, а бюджетов — как инструмента управления, предприятие в таком случае будет являться объектом управления.

Коммерческое предприятие как объект управления в самом простом варианте можно рассматривать как совокупность текущей деятельности (создание и реализация продукции, работ или услуг) и инвестиционной. Текущей деятельности присущи расходы (закупка сырья либо готовой продукции, производство, затраты на реализацию) и доходы (выручка) от реализации продукции, работ или услуг. Разница между текущими доходами и расходами определяется как прибыль (или убыток) от текущей деятельности.

Ответственность за доходы в коммерческой компании, как правило, возлагается на сбытовое подразделение (отдел сбыла или торговый дом). Расходы несут все подразделения, но в большей мере отдел снабжения (закупок), производственные подразделения, склады. Прибыль же в большинстве случаев определяется для всего предприятия, а решения по ее использованию принимает руководство компании.

Читайте также:  Kdj индикатор binance как пользоваться

Таким образом, деятельность предприятия как объекта управления можно разложить на отдельные процессы: закупки, производство, сбыт, инвестиции. Соответственно, структурные подразделения, управляющие данными процессами, можно рассматривать как центры ответственности за их реализацию.

Исходя из вышеперечисленных функций, определим четыре основных (1) типа центра ответственности:

  • центр доходов;
  • центр затрат;
  • центр прибыли;
  • центр инвестиций.

На практике выделяют гораздо больше типов центров ответственности (например, центры маржинального дохода, ответственные за маржинальную прибыль, или венчур-центры, ответственные за инновационную деятельность компании).

Рассмотрим основные типы ЦФО более подробно

Центр доходов — структурное подразделение, ответственное за сбытовую деятельность компании. Ее эффективность определяется максимизацией доходов компании в рамках выделенных для этих целей ресурсов. Может возникнуть вопрос, а не является ли подразделение, ответственное за сбыт, центром затрат на реализацию продукции (рекламные акции, заработная плата менеджеров по продажам и т. д.)? Безусловно, можно определить сбытовое подразделение и как центр затрат, но, учитывая незначительную их долю в сравнении с суммой доходов (являющихся доходами всего предприятия) будем именовать его все же как центр доходов. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают Бюджет продаж и Смета сбытовых расходов (назначение, структура данных документов и порядок работы с ними будут рассмотрены в следующих публикациях).

Центр затрат — структурное подразделение, ответственное за выполнение определенного объема работ (производственного задания) в рамках выделенных на эти цели ресурсов. К данному типу ЦФО относится, как правило, большинство подразделений компании. В первую очередь производственные (цеха основного и вспомогательного производств, сервисные подразделения). При этом у центра затрат могут быть и доходы (например, выручка от реализации транспортным подразделением услуг на сторону), но если величина их незначительна, а оказание данных услуг не является основным бизнесом компании, ЦФО определяется как центр затрат. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают Бюджет производства (производственная программа) и Бюджет затрат (или Смета затрат). Как разновидность центров затрат могут выделяться центры закупок и центры управленческих расходов.

  • Центр закупок — это разновидность центра затрат, он несет ответственность за своевременное и в полном объеме снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами в рамках выделенных на эти цели лимитов. К таким центрам ответственности относятся, например, отделы снабжения. Инструментами бюджетного управления для данного типа ЦФО выступают Бюджет закупок (может включать в себя расходы на транспортировку) и Смета затрат.
  • Центр управленческих расходов — это разновидность центра затрат, он отвечает за качественное исполнение функций управления. К данному типу относится аппарат управления компании, в большинстве случаев без разделения его на структурные составляющие (управления, отделы). Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает Смета управленческих расходов.

Центр прибыли — структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за финансовый результат от текущей деятельности. В большинстве случаев ответственность за текущую прибыль (или убыток) несет руководство компании. В отдельных случаях в составе компании могут выделяться центры прибыли, ответственные за финансовый результат по какому-либо виду деятельности. В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО (не считая Бюджетов продаж, закупок, затрат) выступает Бюджет доходов и расходов (БДР).

Центр инвестиций — структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за эффективность инвестиционной деятельности. Традиционным заблуждением является определение в качестве центра инвестиций подразделения, занимающегося планированием и контролем инвестиционной деятельности (например, инвестиционного управления). Дело в том, что окончательные решения инвестиционного характера принимает руководство компании и несет за них всю полноту ответственности. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает Бюджет инвестиций, а также Прогнозный баланс (или Бюджет по балансовому листу). В масштабах всего предприятия, как правило, центр инвестиций совпадает с центром прибыли и, в таком случае, центр ответственности определяют как центр прибыли и инвестиций.

Таким образом, тип ЦФО определяет права и ответственность структурного подразделения за назначенные для него финансовые показатели, являющиеся составной частью финансового результата компании в целом.

Совокупность взаимоувязанных и соподчиненных центров ответственности, представляет собой финансовую структуру компании, которая основана на организационно-функциональной структуре, но не всегда с ней совпадает. Несколько подразделений компании могут быть определены как один ЦФО (например, службы аппарата управления могут быть определены как центр затрат во главе с руководителем компании), в то же время, несколько ЦФО могут быть выделены в рамках одного структурного подразделения (например, в рамках торгового дома могут быть выделены отдельно центр доходов оптовой торговли и центр доходов внешнеэкономической деятельности). При выделении центра финансовой ответственности необходимо учитывать возможность четкого определения перечня продукции, работ или услуг, предоставляемых внешним клиентам либо внутренним структурным подразделениям. Для центра финансовой ответственности характерна финансовая самостоятельность, то есть его руководитель должен иметь возможность определять и управлять финансовым результатом ЦФО. Деятельность центра ответственности планируется и контролируется через систему ключевых показателей.

Читайте также:  Торговля валютой тинькофф инвестиции

«Ключевое» отступление

Целью данной статьи не является полноценное описание системы ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО, поэтому мы лишь кратко определим их.

Ключевыми показателями для центра доходов являются объемы продаж, денежных поступлений, состояние дебиторской задолженности, объемы затрат, связанных с реализацией продукции, на собственное содержание и др.

Ключевыми показателями центра затрат являются объемы выполняемой работы (производственные задания), качественные показатели по выпуску продукции, величина и структура затрат на выпуск продукции и ее себестоимость, показатели эффективности использования средств производства и трудовых ресурсов и др.

Деятельность центра прибыли оценивается по всем вышеперечисленным показателям, а также по показателям финансовой и экономической эффективности текущей деятельности: рентабельность, структура оборотного капитала, доходность активов и пр.

Показатели центра прибыли и инвестиций дополнительно к указанным включают показатели эффективности инвестиционной деятельности (период окупаемости, ROI) и финансового состояния предприятия в целом (такие, как коэффициенты финансовой независимости и устойчивости и др.).

Система ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО служит основой для построения бюджетной модели. Часть из них могут прямо включаться в бюджетные формы (например, задание по выручке), часть не относится прямо к бюджетным показателям (например, рентабельность). При использовании бюджетирования сверху вниз показатели эффективности служат также основой для формирования бюджетных заданий. В любом случае при определении ключевых показателей эффективности нужно учитывать, что они должны иметь численное значение, носить однозначный характер и содержаться в системах учета.

Возвращаясь к теме центров финансовой ответственности, определим основные этапы формирования финансовой структуры.

Вначале необходимо определить центр инвестиций, то есть подразделение, ответственное за эффективность использования полученной в рамках текущей деятельности прибыли. На практике, в большинстве случаев, центром инвестиций назначается само предприятие в целом, так как только его руководство определяет инвестиционную политику, структуру и величину основных средств и контролирует финансовое состояние компании в целом. Ответственность за деятельность предприятия включает в себя и контроль текущей деятельности, поэтому чаще всего данный центр определяется как центр прибыли и инвестиций.

В состав центра прибыли и инвестиций входят выделенные центры доходов и центры затрат. При наличии структурных подразделений, ответственных за финансовый результат по отдельным видам бизнеса (например, производственные предприятия, входящие в холдинг, имеющие обособленные рынки сбыта, собственных поставщиков, самостоятельно определяющие политику ценообразования, но не принимающие решения по инвестированию полученной в результате текущей деятельности прибыли), в одном ряду с центрами доходов и центрами затрат формируют центры прибыли. Центры прибыли могут быть сформированы не только на базе обособленного структурного подразделения, но и в составе нескольких структурных единиц различных подразделений компании, находящихся в рамках одной технологической или продуктовой цепи. Далее в составе такого центра прибыли выделяются свои, подчиненные ему центры дохода и центры затрат. Последующее выделение центров зависит от сложности организационной структуры и необходимости делегирования полномочий (например, в составе центра затрат могут быть выделены нижестоящие по структуре центры затрат). Пример подобной структуры представлен на рис. 1.


Рис. 1 Сложноподчиненная структура ЦФО

Таким образом, выстраивается иерархия центров финансовой ответственности, определяющая финансовую структуру компании. Сформированный набор центров ответственности и их иерархия закрепляется внутренним регламентным документом — «Положением о финансовой структуре компании», который включает в себя описание типов ЦФО, их состав и иерархию, полномочия руководителей, порядок исчисления (планирования и учета) финансовых результатов деятельности на основе применения системы ключевых показателей. Этот документ разрабатывается финансовым директором (либо подразделением, подотчетным ему) и утверждается генеральным директором (президентом) компании. Руководители структурных подразделений наделяются правом вносить предложения по изменениям и дополнениям в данный документ.

Подводя итоги, можно отметить, что мы рассмотрели только одну из нескольких составляющих технологии бюджетного управления — управление по центрам финансовой ответственности. Другими важными составляющими являются: система ключевых показателей эффективности деятельности ЦФО, бюджетная модель (состав и взаимосвязь показателей бюджетных форм), бюджетный регламент, методика план-фактного и факторного анализа исполнения бюджетов и другие. О них мы детально расскажем в следующих номерах журнала.

Источник

Оцените статью