- Как открыть продюсерский центр: как построить бизнес центр с нуля
- Кто такой музыкальный продюсер и где его найти?
- Чем занимается продюсер?
- Суть музыкального продюсирования
- Необходимость музыкального продюсирования
- Направления деятельности
- Описание профессии
- Музыкальный
- Театральный
- Телепродюсер
- Кинопродюсер
- Трудовой коллектив продюсерского центра
- Понимание продюсерского центра в России
- Виртуальные продюсерские центры
- Услуги продюсерского центра
- Руководство к действию
- Регистрация деятельности
- Поиск помещения
- Оборудование
- Подбор персонала
- Пиар и рекламная кампания
- Сколько можно заработать на продюсировании?
- Рекомендации по выбору продюсера
Как открыть продюсерский центр: как построить бизнес центр с нуля
Кто такой музыкальный продюсер и где его найти?
Музыкальный продюсер — это совершенно незаменимый человек в процессе успешного продвижения карьеры артиста. В его полномочия входит контроль над определением индивидуального стиля и разработкой уникального имиджа исполнителя, а также конструктивный отбор стихов и музыкальных аранжировок. Кроме этого, продюсер руководит общим процессом записи музакального материала, а также определяет общие тенденции развития конкретного проекта. Данный процесс в разговорной речи называется «раскручиванием публичного образа». Помимо контроля над написанием и записью песен, в обязанности продюсера также может входить съемка новых видеоклипов и организация концертов. Артист — это творческая личность, остро нуждающаяся в администрировании, однако эта зависимость взаимна потому, что продюсера без артиста тоже не бывает.
Существует множество способов поиска музыкального продюсера, это могут быть личные связи с активными деятелями шоу-бизнеса, интернет и различные средства массовой информации. Сегодня можно выделить четыре основных способа поиска продюсера:
В настоящее время профессиональным продвижением творческих проектов занимаются различные продюсерские центры (лейблы), для поиска которых можно воспользоваться рекомендациями знакомых или, попросту набрать необходимый запрос в любом поисковике. В данном случае интересы компании представляют несколько человек, заинтересованных в продвижении артиста.
2. Специализированные продюсеры-одиночки.
Чаще всего такие профессионалы сами ищут себе музыкантов, поэтому для того, чтобы привлечь их внимание, следует разместить свои объявления во всех доступных источниках массовой информации: печатных изданиях, радиовещании, интернете и телевидении.
3. Широко известные продюсеры.
К популярным продюсерам следует обращаться напрямую. Как правило, они всегда заинтересованы в новых идеях и неизбалованных большими деньгами талантливых музыкантах. Контактные данные таких продюсеров и ссылки на их сайты можно безо всяких проблем найти в интернете.
4. Участие в различных шоу.
Многие современные артисты успешно позиционируют свои возможности при помощи участия в различных проектах, таких как «Фактор, А», «Народный артист», «Фабрика Звезд» и «Новая волна». Такой способ донесения своего искусства до аудитории является очень эффективным, как правило, по-настоящему одаренные исполнители после первых же своих выступлений находят продюсеров. Российской публике хорошо известны такие талантливые победители и участники из телевизионного проекта «Фабрика Звезд», как Стас Пьеха, Полина Гагарина, Виктория Дайнеко, Дмитрий Колдун, группа «Корни» и многие другие.
Чем занимается продюсер?
Бытует ошибочное мнение, что профессия продюсера связана с огромными капиталовложениями в расходы известных музыкантов, актеров и артистов. На практике все гораздо сложнее и продюсерам редко удается заполучить контракт с уже состоявшейся знаменитостью, в подавляющем большинстве случаев задачей продюсера является раскрутка, пиар и финансовые вложения в начинающего артиста.
Кроме того, не во всех случаях продюсер использует собственные денежные средства для работы и вложений в деятельность восходящей звезды – нередко ему удается привлекать сторонних спонсоров и инвесторов, заключать с ними взаимовыгодные соглашения. Основная задача любого продюсера – контролирование процесса съемки фильма, записи клипа, съемки рекламного ролика и так далее, с тем чтобы результат оправдал ожидания и окупил потраченные средства, принес прибыль всем заинтересованным сторонам соглашения. Как правило, продюсер не работает в одиночку, у него есть собственная профессиональная команда, пиар-менеджеры, креативные агенты, ассистенты и так далее.
В ситуации с начинающим артистом продюсер выполняет одновременно ряд важных задач:
- выбор репертуара артиста, работа над его имиджем, стилем, отличительными особенностями и раскрытие таланта восходящей звезды;
- заключение контрактов, партнерских соглашений с инвесторами, медиакомпаниями, телеканалами, радиостанциями и так далее;
- административные и организационные вопросы;
- проведение гастролей, туров, закрытых выступлений;
- общение со средствами массовой информации, подготовка интервью и обращений;
- съемки рекламных роликов, заключение рекламных контрактов и соглашений, пиар-менеджмент и продвижение артиста.
Суть музыкального продюсирования
Музыкальное продюстрование представляет собой разработку оригинального стиля музыкального проекта и создание его сценического имиджа. Такая работа подразумевает формирование идейно-художественного направления и осуществление организационно-финансового контроля над деятельностью отдельного исполнителя или целого музыкального коллектива. Продюсер может участвовать как работе целого проекта, так и над его отдельными песнями, альбомами, клипами или концертными выступлениями. Для быстрого осуществления продвижения артиста он подбирает специальный технический коллектив, в состав которого входят:
- ассистенты;
- сценаристы;
- операторы;
- звукооператоры;
- режиссеры;
- звукорежиссеры;
- монтажеры;
- саунд-продюсеры.
Все крупные студии звукозаписи, как правило, располагают своими продюсерами. Несмотря на это, современные музыканты довольно часто приглашают посторонних специалистов, а в некоторых случаях даже прибегают к самостоятельному продюсированию собственного проекта. Однако следует иметь в виду, что продюсер — это отдельная профессия, требующая специального профильного образования и колоссального опыта. В ряды таких специалистов пробиться практически невозможно при наличии одного лишь только желания, это отдельная творческая каста профессионалов, в которой все друг друга знают. Успешный музыкальный продюсер объединяет в себе множество таких талантов, как: великолепный вкус, тонкая интуиция, умение ориентироваться в информации и коммуникабельность. Такой человек должен совмещать в себе дарования композитора, аранжировщика, организатора, бухгалтера и руководителя.
Необходимость музыкального продюсирования
Современная эстрада диктует жесткие условия продвижения карьеры артиста. Она требует от исполнителей не только полной самоотдачи, но также строгого соблюдения отдельных правил. Популярность артиста, помимо соответствующих вокальных способностей и внешних данных во многом зависит от его продюсера. Многие замечательные певцы, певицы и музыкальные коллективы так и остаются незамеченными в тени своих менее талантливых, но более «раскрученных» коллег.
Первостепенной задачей любого музыканта для достижения настоящего успеха является правильное преподнесение своего таланта. Стремительное развитие технических возможностей обработки звука, а также с обилие популярных музыкальных жанров и сценических образов требуют творческого созидания и методичной работы опытного продюсера над сценическим образом артиста.
Любой современный певец, певица или музыкальный коллектив может потратить целые годы на разработку уникального стиля и звука прежде, чем получить признание публики или хотя бы получить возможность профессиональной записи дебютного альбома. Несмотря на колоссальный труд, проделываемый талантливейшими артистами, они довольно редко самостоятельно достигают настоящего успеха. Профессиональное продюсирование удачного альбома является настоящим искусством, требующим специальных знаний и навыков. Без преувеличения можно утверждать то, что от продюсера зависит вся музыкальная карьера артиста.
Правильное сотрудничество с талантливым руководителем способно вдохновлять артистов на лучшие проявления их способностей. Именно поэтому очень важен факт взаимопонимания между артистом и его художественным руководителем. В то же самое время, неправильная организация такого сотрудничества способна полностью уничтожить проект и навсегда лишить артиста стремления к реализации творческого потенциала.
Направления деятельности
По своей сути, продюсерский центр — это многофункциональная организация, направление деятельности которой может меняться в зависимости как от тренда и спроса на рынке развлечений, так и от квалификации сотрудников этой организации.
Часто ошибочно продюсерами называют менеджеров, которые не создают, а распространяют или продают продукцию центра на гастролях и др. коммерческих мероприятиях.
Продюсерский центр может заниматься как созданием, так и менеджментом «звёзд эстрады » или производством медиапродукции. Некоторые продюсерские центры совмещают функции концертного или event- агентства. Однако, отличительной характеристикой продюсерского центра является преимущественно творческая деятельность продюсеров по подготовке артистов, а также ведение административной деятельности в сфере шоу-бизнеса.
Также многие продюсерские центр занимаются производством телепередач (например Московский стиль).
Многие продюсерские центры, совмещая деятельность по работе с артистами, являются и звукозаписывающими лейблами (лейбл звукозаписи).
Описание профессии
Кто такой продюсер и чем он занимается? В кинематографической сфере это специалист, который полностью организовывает процесс съемки. Он участвует в разработке идеи кинофильма, ищет финансы, технику. В его задачи также входят отбор и утверждение кандидатур режиссера, сценариста, других работников, которые будут задействованы в реализации проекта (консультантов, звукорежиссера, операторов, техперсонала), кастинг актеров. Кроме того, он должен заниматься рекламой и продвигать готовый продукт в прокате.
Эта профессия требует сильных лидерских качеств и способностей к коммерции гораздо больше, чем творческой составляющей. Вместе с тем некоторым удается совмещать продюсерскую и режиссерскую или даже актерскую работу. Правда, таких универсалов очень мало, и они – на вес золота. Самые яркие представители «на все руки мастеров» – Стивен Спилберг, Квентин Тарантино, Роберт Земекис, Никита Михалков, Федор Бондарчук.
Что делает продюсер, который занимается раскруткой певцов, актеров и прочих представителей мира искусства? В принципе, все то же самое, что и в кинематографе. Он решает технические и коммерческие вопросы, помогая своему подопечному продвигаться по творческому пути.
Рассмотрим, в чем заключается работа продюсера в зависимости от конкретного направления его деятельности.
Музыкальный
Главная задача такого продюсера – организация и раскрутка музыкальных проектов. Подготовительный этап работы сводится к подробному анализу рынка, созданию на его основе концепции и выбору наиболее подходящего формата. Специалист также продумывает стиль, в котором будет готовиться материал (к примеру, альбом), определяет оптимальное количество необходимых для работы над сотрудников, контролирует подготовку текстов, ищет исполнителей и так далее.
Следующий этап – финансовый. Реализация любого проекта без денег невозможна, а их еще предстоит найти. Как правило, инвестор соглашается спонсировать в обмен на оговоренный процент от прибыли. Поэтому крайне важно уметь договариваться, чтобы получить максимально выгодные условия.
Организационная часть работы предполагает выбор звукозаписывающей студии, наем звукоинженеров, контроль процесса записи. Кроме того, музыкальный продюсер раскручивает артиста, тщательно продумывает его имидж, руководит фотографами, имиджмейкерами, стилистами, визажистами и прочими работниками. В его обязанности входит обеспечение ротации песен на радиостанциях и подбор творческой команды для создания видеоклипов. Вдобавок он организовывает гастроли и концерты. Как видите, это очень ответственная и напряженная работа практически нон-стоп.
Театральный
Деятельность продюсера в театре предусматривает организацию постановок. Творческая часть его работы заключается в создании сюжета с нуля или выборе уже готовой пьесы для спектакля, а также определением общей концепции представления.
Кроме того, театральный продюсер занимается решением административно-хозяйственных задач. Прежде всего, ему необходимо искать финансовые средства для постановки. Для этого он обычно обращается за помощью к инвесторам или берет кредит в банке. Он также отслеживает расходование денег, чтобы избежать нецелевых трат. Если нужно помещение, находит его и договаривается об аренде. Продюсер самостоятельно назначает стоимость билетов, общее количество и расписание показов. В его же обязанности входит реклама и продвижение.
Как и музыкальный, театральный продюсер проводит кастинг. Он выбирает не только актеров, но и всех остальных членов команды: директора постановки, режиссера и других.
Телепродюсер
Продюсер телеканала несет ответственность за его бесперебойное функционирование в целом и, конечно же, за рейтинг. Задач у него очень много: начиная от создания идеи телевизионного шоу до найма работников. Огромный масштаб работы привел к тому, что телепродюсеров поделили на две категории. Одни занимаются творческой концепцией канала, финансовыми вопросами и заключают выгодные контракты с партнерами. Представителями второй, «реализаторской», группы руководит главный продюсер. В основном они отвечают за конкретные передачи.
Большинство телевизионных проектов снимают независимые телестудии. Они продают каналу уже готовый продукт. Каждой такой студией тоже руководит продюсер. Если она совсем небольшая, специалист совмещает функции управляющего и исполнителя.
Кинопродюсер
Работа продюсера кинофильма заключается в организации финансирования, производства и проката готового продукта. Если кратко, это тот человек, который создает все условия, чтобы кино появилось и массовый зритель смог его увидеть.
Сначала кинопродюсер подбирает сценарий. Затем он ищет деньги, привлекая частных спонсоров или пользуясь поддержкой государства. Следующий этап – решение кадровых вопросов. Он проводит кастинг на должности режиссера, директора, набирает актеров и техперсонал. В обязанности представителя этой профессии также входят организация съемочного процесса и монтажа, разработка стратегии продвижения кинопродукта, заключение договоров с дистрибьюторами на прокат.
Трудовой коллектив продюсерского центра
В продюсерском центре работают продюсеры (продюсер), менеджеры, концертные директора, тур-менеджеры, лейбл-менеджеры.
Понимание продюсерского центра в России
В странах бывшего СССР под продюсерскими центрами часто понимали организации, которые занимались привлечением спонсоров или инвестиций для работы с артистами или организации мероприятий.
Виртуальные продюсерские центры
С развитием глобальной сети интернет и появлением сервиса типа «Skype», стало возможным создавать виртуальные центры в сетевом варианте, такие, как Виртуальный продюсерский центр «Record» v 2.0. В таких условиях исполнители разных стран планеты могут быть в постоянном контакте «артист-продюсер», находясь в десятках тысяч километров друг от друга. Это спосбствует интеграции разных культур всего мира, и позволяет иметь творческие, партнёрские отношения между талантливыми исполнителями и продюсерами, которые реально никогда даже не встречались. Такие коммуникации чрезвычайно удобны и полезны, для создания уникальных произведений в разных областях искусств. Особенное развитие таких сетевых коммуникаций наблюдаестя в области современной музыки.
Услуги продюсерского центра
Ключевыми из них являются следующие:
- продюсирование – грамотная раскрутка будущих артистов. Иметь талант – это половина успеха, очень важно качественное продвижение. Наш продюсерский центр готов выполнить следующие действия: проведем серьезную работу над имиджем артиста, стилисты подберут соответствующий образ. При музыкальном продюсировании поможем поработать над репертуаром, дадим уроки вокала, актёрского мастерства и обеспечим запись музыкальных произведений в профессиональной студии. Помимо этого, осуществим раскрутку в СМИ, выведем Ваши песни в ротацию на радио;
- студия звукозаписи – для того чтобы Вы стали успешными, потребуется качественно, на профессиональном уровне записать синглы, хиты, альбомы. Для этого у нас есть хорошо оборудованная студия. Она оснащена современной, высокотехнологичной аппаратурой. В студии звукозаписи созданы все условия для записи музыкальных композиций, исполняемых в разных направлениях. У нас профессионально, качественно можно записать как треки электронной музыки, так и музыкальные шедевры, исполняемые вживую на музыкальных инструментах;
- PR-кампании – мы готовы приложить все свои силы, чтобы Ваш проект оказался успешным, востребованным. Для этого мы проанализируем всю ситуации на рынке, поставим конкретные цели, подберем способы для их достижения. Более того, мы все это реализуем на практике, и будем контролировать весь процесс. Ваше имя или же компания очень скоро станет у всех «на слуху».
Руководство к действию
В условиях стремительно развивающегося технического прогресса создание собственного продюсерского центра – это вполне реальная и перспективная бизнес-идея. Спрос на услуги, связанные с продюсированием чего бы то ни было, растет с каждым днем, а компаний, способных предложить клиенту оптимальный вариант по соотношению цены и качества, не так уж и много.
Отсюда следует, что добиться успеха на данном поприще можно, но при условии, что вы приложите к этому максимум усилий.
Итак, открыть продюсерский центр невозможно без приличного стартового капитала, поэтому для начала следует обзавестись им.
Сумма денежных средств зависит от предполагаемых масштабов деятельности. Нужно прикинуть все затраты, которые обычно включают:
- затраты на аренду или покупку помещения;
- покупку стройматериалов;
- затраты на строительные работы (например, строительство кабинок звукозаписи, монтаж звукоизоляции);
- покупку оборудования (звукозаписывающая аппаратура, инструменты, видео- и фотокамеры);
- затраты на рекламу;
- заработную плату сотрудникам;
- налоги.
Как видите, придется вложить немало времени и денежных средств.
Собрав необходимую сумму денег, решите вопрос с помещением. Можно разместить продюсерский центр у себя дома – это самый простой и дешевый вариант. Если такой возможности у вас нет, придется арендовать или купить помещение. Выбирая помещение, следует учитывать, что в нем должно быть достаточно места для размещения всех необходимых рабочих помещений и всей аппаратуры. Также желательно, чтобы помещение располагалось в центральной части города, куда без проблем смогут добраться ваши потенциальные клиенты.
Решив вопрос с помещением, нужно приступить к его обустройству: сделать ремонт (при необходимости), осуществить строительно-монтажные работы (монтаж звукозаписывающих кабинок-«аквариумов», монтаж звукоизоляции и т.п.). Можно неплохо сэкономить, если все вышеперечисленные работы выполнить своими силами. Однако если вы не уверены в своих строительных способностях, доверьте это профессионалам. Потратитесь больше, зато выиграете в качестве.
Регистрация деятельности
В подавляющем большинстве случаев следует отказаться от возможности государственной регистрации предпринимательской деятельности в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в пользу наиболее оптимального варианта – общества с ограниченной ответственностью либо акционерного общества открытого или закрытого типа. В таком случае возникают сложности с оформлением бухгалтерской и финансовой отчетности для налоговых органов, однако в глазах клиентов юридическое лицо выглядит более состоятельно и может претендовать на место в нише среднего и крупного бизнеса. Работать рекомендуется по упрощенной системе налогообложения, подразумевающей регулярную ежемесячную уплату налоговых отчислений в виде 6% от дохода или 15% от чистой прибыли на выбор бизнесмена.
Для регистрации юридического лица необходимо оформить стандартный пакет документации, оплатить государственную пошлину и встать на учет в местном налоговом органе.
Поиск помещения
Размеры офисного помещения и его местонахождение в случае с продюсерским центром играют второстепенную роль, уступая место солидности ремонта, дизайна интерьера, офисной мебели и используемой компьютерной техники. С некоторой долей вероятности дороговизна и солидность внутреннего убранства офиса продюсерского центра положительно влияют на возможность заключения выгодного контракта с начинающей звездой или деловым партнером, спонсором, инвестором.
Оборудование
В качестве оборудования для продюсерского центра используется качественная и презентабельная офисная мебель, компьютерная техника, расходные материалы. В отличие от других бизнес-проектов, продюсерский центр не подразумевает существенного увеличения статей первоначальных капиталовложений за счет необходимости покупки и установки дорогостоящего оборудования.
Подбор персонала
В продюсерский центр необходимо трудоустроить административный персонал, креативных менеджеров и маркетологов, пиар-менеджеров и рекламных специалистов. Эти сотрудники – основное рабочее звено компании и залог успеха ее деятельности. Кроме того, понадобится нанять технический персонал и охрану. В случае регистрации в качестве юридического лица предпочтение следует отдать формированию полноценного финансового отдела, поскольку требуется регулярная сдача сложной бухгалтерской отчетности в налоговый орган.
Кроме того, поскольку деятельность продюсера постоянно сопровождается необходимостью заключения договоров, контрактов и партнерских соглашений, важным этапом станет формирование юридического отдела с профессиональными специалистами, осуществляющими правовое сопровождение деятельности фирмы.
Пиар и рекламная кампания
Продюсерский центр, как никакой другой вид предпринимательской деятельности, нуждается в регулярном качественном маркетинге и рекламных мероприятиях. Эффективность проводимой маркетинговой политике позволяет компании сформировать первоначальную клиентскую базу, а также привлечь внимание партнеров, спонсоров и инвесторов. Помимо традиционных рекламных методов и приемов, следует озадачиться созданием собственного сайта-визитки компании.
Сколько можно заработать на продюсировании?
Точные суммы заработка не фиксированы и варьируются в зависимости от успеха деятельности продюсерского центра, количества и выгодности заключаемых контрактов, успешности продюсируемых артистов и исполнителей. Доход продюсерского центра может составлять от 20 до 500 тысяч долларов ежемесячно.
Рекомендации по выбору продюсера
1. Взаимный выбор.
В настоящее время выбор продюсера проще всего осуществим посредством обращения артиста в компанию звукозаписи. Чаще всего такие организации предлагают свои утвержденные схемы развития проекта. И это не удивительно потому, что команды специалистов таких компаний обладают доскональными знаниями и опытом в успешном продвижении артиста. Однако следует также учитывать тот факт, что очень важным моментом в успешном сотрудничестве артиста с продюсером является наличие общих взглядов и взаимная симпатия;
2. Правильное определение потребностей.
Перед осуществлением выбора продюсера каждый артист должен иметь четкое представление о том, чего именно он хочет получить от этих отношений:
- Первое, что необходимо определить артисту — это собственное представление о том, каким именно должен быть проект. В случае если собственного воображения оказывается недостаточно — следует полностью положиться на своего продюсера;
- Артист должен реально оценивать свои вокальные способности и принимать тот факт, что в случае недостаточного таланта необходимо техническое выравнивание вокала, что стоит достаточно дорого;
- Певцу необходимо справедливо оценивать свои сонграйтерские способности, необходимые для правильного подбора репертуара и поиска свободных авторов и композиторов песен;
3. Определение приоритетов и начало сотрудничества.
Перед выбором продюсера следует детально ознакомиться с его работами и реально оценить, совпадают ли его творческие представления с задачами и пожеланиями артиста. Для этой цели следует найти подробную контактную информацию о предполагаемом партнере. Большая часть продюсеров сегодня имеет свои сайты и рекорд-лейблы, чего оказывается вполне достаточно для определения творческой совместимости с будущим коллегой. Следует также иметь в виду, что продюсер должен сам заинтересоваться конкретным певцом, певицей или целым музыкальным коллективом. В противном случае о дальнейшем сотрудничестве не может быть и речи. На этом этапе очень важными моментами являются следующие действия:
- Запись демо-представления позволяет продюсеру ознакомиться с артистом;
- Подготовка списка вопросов к продюсеру, ответы на которые в обязательном порядке должны сложить общее представление продюсера об артисте и его перспективах. Взаимные ожидания должны изначально совпадать;
- Оценка предлагаемой студии и ее технических возможностей. Это место должно быть не только оснащено профессиональной техникой, но также быть достаточно комфортным для продолжительного времяпровождения;
- Определение стоимости услуг продюсера во многом зависит от его квалификации, а также от статуса карьеры артиста. Например, оплата услуг местного продюсера в раскручивании образа неизвестного музыканта может соответствовать почасовым расценкам студии плюс дополнительная оплата за продюсирование. Работа с известными продюсерами стоит достаточно дорого, особенно для молодых «нераскрученных» музыкантов. Точная стоимость такой работы определяется в сугубо индивидуальном порядке;
- Подписание договора о продюсировании является важным моментом будущего совместного творчества. В этом документе должны быть четко оговорены расценки услуг, сроки сотрудничества, пожелания и ожидания. Если продакшн-компания подписывает договор с артистом, это говорит о том, что она будет полностью ответственна за его развитие в рамках оговоренных условий. В таком случае также предусматриваются будущие интересы сторон от продажи записанных альбомов и возможных гастролей артиста. В данном случае очень важным моментом является согласование общего бюджета продвижения артиста. Любые договоренности между артистом и продюсером должны в обязательном порядке заключаться в письменной форме.
Следует обратить внимание неопытных артистов на тот момент, что для осуществления максимального контроля над своим творчеством и реальной экономии денег необходимо стремиться к со-продюсированию собственного проекта. Об этом достаточно легко можно договориться, будучи независимым музыкантом. Однако необходимо учитывать тот факт, что любая звукозаписывающая компания будет предъявлять высокие требования к опыту продюсера и его способности к принятию правильных решений. Это говорит о том, что, даже в со-продюсировании артиста с продюсером, решающим всегда остается мнение руководителя проекта.
Источник