Каков он путь получения зеленого тарифа?
Зеленый тариф является стимулом для развертывания производства электроэнергии из возобновляемых источников. Применяя зеленый тариф (ЗТ), государство покупает у производителей электроэнергию, выработанную из возобновляемых источников (ВИЭ) по более высокой цене, чем энергию, полученную при переработке невозобновляемых минеральных энергоносителей.
Впервые стимулирующий тариф на энергию из ВИЭ был введен в США в 1978 году . Это было реакцией на энергетический кризис с пиком в 1972 году из-за нефтяного эмбарго арабских стран в ответ на поддержку Западом Израиля. В дальнейшем применение льгот, получивших название «зеленый тариф» (ЗТ), стало двигателем развития альтернативной энергетики и снижения давления на окружающую среду. Сейчас ЗТ применяют более 60 стран мира.
В Европе лидером в применении ЗТ и получении эффекта является Германия . Принятый в 1990 году закон утвердил поставки энергии из возобновляемых источников по фиксированной цене, но значительно превышающей стоимость энергии, выработанной из невозобновляемых минеральных топлив. Цена поставки гелио- и ветро- электроэнергии на 90% превосходила розничную стоимость традиционной, а электричество, полученное из биомассы, стоило дороже в пределах от 65 до 80%. Эти меры позволили к 1999 году нарастить установленную мощность только ветровой энергетики на 4400 МВТ, что составляло треть все мировой энергетики этого спектра.
В Украине на законодательном уровне ЗТ был закреплен в 2009 году , в настоящее время он распространен на 189 генерирующих объектов, принадлежащих 107 субъектам хоздеятельности различных форм собственности.
Как сообщил глава Госэнергоэффективности Сергей Савчук, Украина намерена привлечь до 15 млрд евро для изменения структуры потребления электроэнергии. Сейчас доля потребления энергии из возобновляемых источников (ВИЭ) составляет 3,8 %, а к 2020 году страна планирует выйти на показатель в 11% . Это даст экономию в 9 млрд куб/м природного газа из существующего общего объема потребления в 50 млрд куб/м. Реализация этих намерений расширяет возможности вовлечения аграриев в производство альтернативной электроэнергии.
БИЗНЕС сосредоточился на рассмотрении пути, который необходимо пройти агропредприятию, относящемуся к сектору малого и среднего бизнеса (МСБ), к получению стимулирующего зеленого тарифа (ЗТ).
Глава Госэнергоэффективности Сергей Савчук (это он в ноябре сообщил о финансвом потенциале развития альтернативной энергетики) акцентировал внимание на новой схеме распределения инвестиций в этой сфере. Государство отказалось от аккумулирующего фонда, откуда бы средства распределяли по проектам. Инвесторы и производители сами найдут друг друга, а государство должно им в этом помочь. Причем государство будет заострять внимание инвесторов не только на гелио-, гидро- и ветровой энергии, но и на производстве энергии из биотоплива.
Итак, ЗТ (узаконен в Украине в 2009 году с действием до 2030 года) – это цена закупки энергии из ВИЭ. Привлекательность ЗТ для производителей альтернативной энергии — в его дороговизне по сравнению с ценой за энергию из невосполнимых источников.
В Украине величина ЗТ является произведением розничного тарифа для второго класса потребителей (напряжение до 35 кВ) на повышающий коэффициент . Его устанавливают для каждого вида ВИЭ отдельно. Сейчас базовым тарифом является сумма 123,35 копеек/кВт/ч. Базовый тариф ежемесячно в зависимости от официального курса гривны корректирует НКРЭ.
Последняя корректировка от 6 августа 2014 года дала такой ЗТ на один киловатт-час (без НДС):
- для солнечных электростанций наземных (56 объектов, 42 предприятия): 731,95 и 533,71 коп./кВт-ч;
- для солнечных электростанций фасадных и на крышах (три объекта) мощностью более 100 Квт: 701,45 и 548,96 коп./кВт-ч;
- для солнечных электростанций фасадных и на крышах (15 объектов, 8 предприятий) мощностью до 100 Квт: 670,95 и 564,21 коп./кВт-ч;
- для ветровых электростанций (12 объектов, 9 предприятий) — 177,9 и 101,66 коп./кВт-ч;
- для вырабатывающих станций на биомассе и биогазе (10 объектов, 8 предприятий) — 194,85 коп./кВт-ч;
- для мико-, мини- и малых ГЭС (96 объектов, 43 предприятия) 304,98; 243,98 и 182,99 коп./кВт-ч.
Кроме тарифного преимущества, производители ВИЭ освобождены от уплаты налога на прибыль до 2020 года , уплаты НДС и от ввозной пошлины на оборудования и комплектующие для строительства энегоустановок.
Из чего производить энергию – солнца, воды, ветра, биотоплива? Привлекательность трех первых источников зависит от природных особенностей региона. Так как у нас в фокусе МСБ аграрного сектора, то для него – это биотопливо.
Для агро-МСБ наиболее выгодно использование биогазовой когенерационной установки одновременного производство тепла и электричества . Тепло и часть электричества потребляются хозяйством, избыток электричества продается. Дополнительный бонус: фракции переработанного энергосырья — их используют как удобрения. Заметим, что комбинированная обработка в одной установке и биосырья, и иного топлива не дает права на получение ЗТ.
Пройдем путь малого агропредприятия от идеи до получения зеленого тарифа.
Шаг первый — разработка технико-экономического обоснования (ТЭО). При выборе оборудования необходимо учесть предусмотренную законодательством «украинскую составляющую» в 15% — такую долю должны иметь комплектующие отечественного производства для оборудования.
Шаг второй — оформление прав на землю и регистрация юридического лица. Если участок уже во владении, необходимо изменить его первоначальное целевое назначение на использование под электроустановку. Если участка нет, его арендуют с изменением целевого назначения. Также необходима регистрация юрлица с указанием деятельности — продажа электроэнергии. Это оптимизирует расчет доходов от проданной энергии и облегчит получение налоговых льгот. Если получение нового юрлица не проводится, то устав предприятия дополняют пунктом о деятельности по производству и продаже электроэнергии из ВИЭ.
Шаг третий — разработка проектной документации. Проводится с привлечением лицензированных проектировщиков. Этот этап позволит оценить экономическую целесообразность и прибыльность проекта.
Шаг четвертый — заключение договора на присоединение установки к существующим электросетям. Согласование проекта договора происходит в Укрэнерго. С ним же заключают договор, если мощность установки превосходит 100 МВт, а если ниже — то в облэнерго. На этом этапе происходит выбор оборудования и оформление прав его собственности или аренды.
Шаг пятый — подключение к сетям. Это процесс проводят облэнерго. Финансирование обоюдное: госпредприятия и производителя. Госдоля в 50% идет за счет средств, заложенных в тарифы на передачу электроэнергии. Еще 50% стоимости подключения оплачивает производитель ВИЭ. Эти средства ему возвращаются государством в течение 10 лет.
Шаг шестой — получение сертификата Госинспекции архитектурно-стоительного контроля (ГАСК) и лицензии НКРЭ. Сертификат ГАСК является разрешением ввести объект в эксплуатацию. Лицензия НКРЭ позволяет заявителя производить электроэнергию. В случае аграрного предприятия МСБ, речь идет о получении от НКРЭ лицензии когенерации — производства тепла и электричества.
Шаг седьмой — в НКРЭ подается заявка, а в ответ на нее приходит список (доступен на сайте НКРЭ) необходимых к проверке и утверждению документов. Стоимость первой процедуры: 18,72 грн за один МВт установленной мощности и 21,77 грн за Гкал/час установленной мощности. В дальнейшем лицензию оплачивают ежемесячно. Получение лицензии НКРЭ позволяет обратиться за присвоением зеленого тарифа.
Шаг восьмой — утверждение ЗТ. Его производит НКРЭ на основе заявления и пакета документов, описывающих объект и подтверждающих обладание сертификатом ГАСК и лицензией НКРЭ. Также необходимо подать документ о соблюдении норм украинской составляющей комплектующих. Срок утверждения — до 45 календарных дней с даты получения документов от заявителя. Утверждение тарифа производится бесплатно.
Шаг девятый — Оформление членства в организации Оптовый рынок электроэнергии (ОРЭ). Для производства, покупки или продажи электроэнергию в Украине любой субъект хоздеятельности обязан получить статус члена ОРЭ и заключить договора купли-продажи электроэнергии с его участниками. Пакет для вступления в ОРЭ включает все подтверждения права производства электроэнергии и отсутствие фискальной задолженности.
Шаг десятый – заключение договора на продажу энергии по ЗТ. Этот договор заключается между производителем и уполномоченным госпредприятием Энергорынок, выступающим госрегулятором расчетов за поставки электроэнергии на оптовый рынок. В ответ на заявление, Энергорынок предоставляет список необходимых документов. Их рассмотрение и утверждение занимает по закону от 20 до 30 дней с момента подачи заявителем. Подписанный договор требует согласования и регистрации в местном облэнерго.
Как видим, процедура многошаговая и могла бы быть проще. Но практика показывает, что путь открыт всем, даже производителям-единоличникам. Так, в апреле 2013 года был выдан зеленый тариф фермеру из Кировоградской области (фермерское хозяйство «Омельяненко» Новоукраинского района Кировоградской области). В хозяйстве построили и эксплуатируют солнечную электростанцию.
Это хозяйство отличается источником ВИЭ от нашей фокусной группы аграриев — потенциальных производителей биогазовых когенерационных установок. Но в данном случае важнее то, что весь путь сумел пройти фермер, а не крупная фирма. Летом 2014 года были выданы еще несколько ЗТ предприятиям МСБ. Интенсивность пока не велика, но получение ЗТ единичным малым хозяйством является неофициальным, но важным сигналом для инвесторов. До недавнего времени в этом направлении Украина имела нулевой показатель, теперь положено начало «тарифного озеленения» и для фермеров.
Источник
Как выгодно продавать электроэнергию государству используя зеленый тариф?
Во многих развитых странах мира действует специальная правительственная программа «зеленый тариф», стимулирующая развитие микрогенерации электроэнергии из возобновляемых источников. В чем заключается смысл этой программы, как подключиться к ней и насколько выгодно осуществлять продажу излишков солнечного или ветрового электричества? Найти ответы на эти и другие тематические вопросы можно в нашей публикации.
Что такое зеленый тариф и принят ли он?
В анонсе статьи мы упоминали, упоминали, что зеленый тариф, по сути, является стимулирующей программой, направленной на развитие малой альтернативной энергетики. Стимулятором в данном случае выступает специальный тариф, по которому государство выкупает излишки энергии.
Принцип работы зеленого тарифа
Учитывая высокую стоимость генераторов альтернативной энергии и сопутствующего оборудования, включая согласующие устройства для подключения к общей электрической сети, зеленый тариф должен быть выше действующих расценок, чтобы имелась возможность окупить затраты, после чего получать чистую прибыль.
Основная задача зеленого тарифа.
В далекой перспективе, внедрения зеленого тарифа должно снизить расход невозобновляемых источников энергии (нефть, уголь, природный газ) путем стимулирования развития альтернативной энергетики и привлечения инвестиций в эту сферу. Теоретически, концепция вполне разумна, но малопривлекательна ввиду больших стартовых вложений, все-таки стоимость оборудования (солнечных панелей, аккумуляторных батарей, преобразователей энергии и т.д.) довольно высока.
И вот здесь мы подходим к основной идее данного проекта – снижение стартовых издержек путем введения специального (повышенного) тарифа, по которому у частных производителей электроэнергии государство покупает электричество (точнее его излишки). Теоретически, концепция вполне разумна, теперь посмотрим на ее реализацию.
В России
Как уже упоминалось выше, на сегодняшний день Правительством России еще не был утвержден закон о принятии зеленого тарифа. Планируется, что он будет запущен во второй половине 2018 года. На текущий момент имеются утвержденные Правила, согласно которым владельцы минигенераторов, установленных в частных домохозяйствах, могут продавать излишки электроэнергии государству, если они добыты из возобновляемых источников. Осталось дождаться публикации Постановлений, в которых будет указано, на каких условиях предоставляется льготный тариф.
Из опубликованных пунктов Плана мероприятий по внедрению микрогенерации, можно предположить, что для получения зеленого тарифа должны быть выполнены следующие требования:
- Максимальная мощность станции (источника энергии) ограничена 15-ю киловаттами.
- Альтернативный источник должны располагаться только в частном доме, если он установлен в многоквартирном жилом комплексе, то тариф не распространяется на такое устройство. То есть, установка солнечных батарей должна производиться только на крыше частного дома.
- Предприятия Энергосбыта не могут отказаться от выкупа излишков электрической энергии, вырабатываемой солнечной батареей или другими видами минигенераторов.
- При установке размера зеленого тарифа принимается во внимание средняя стоимость электричества от альтернативных источников на региональном рынке электроэнергии.
- Владельцы солнечных электростанций и ветряков при получении прибыли по зеленому тарифу освобождаются от уплаты подоходного налога.
Следует принять во внимание, что перечисленные выше условия могут быть пересмотрены на момент принятия Постановления Правительства о развитии альтернативной энергетике. Изменений также может коснуться условий, на которых будет производиться подключение объектов малой генерации к государственной сети энергоснабжения и их ввод в эксплуатацию. В этом случае, с большой долей вероятности, будут пересмотрены правила регистрации электросчетчиков.
В Украине
Украина подписала договор Энергетической хартии почти десять лет назад, что на законодательном уровне «привязало» зеленый тариф к евро. После девальвации местной валюты из-за нестабильного экономического положения, в виду последних событий, Национальная Комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) была вынуждена произвести перерасчет (в данном случае понижение) тарифов в 2016 году (Закон Украины №5129). Помимо этого мощность малых установок, производящих электричество планируется уменьшить с 30 до 15 кВт.
Тарифная сетка по зеленому тарифу в Украине, после принятия Закона №5129
В нашей статье мы будем еще неоднократно обращаться к опыту Украины по внедрению зеленого тарифа, особенно в вопросах окупаемости оборудования и получении прибыли.
В Европе и США
США можно считать родоначальником «зеленой энергетики», именно в этой стране в 1978 году на законодательном уровне был впервые введен механизм привлечения инвестиций в развитие технологий альтернативной энергетики. Такое решение было принято в связи энергетическим кризисом, выйти из которого удалось при помощи повышения выработки электроэнергии от возобновляемых источников благодаря введению зеленого тарифа и грамотной программе энергосбережения.
Несмотря на то, что Европа считается лидером по внедрению альтернативной энергетики, программа привлечения инвестиций к развитию «зеленых технологий» появилась здесь на 13 лет позже, чем в США. Первой европейской страной, поддержавшей идею развития зеленой энергетики, стала Германия (в 1991 году). Через год к программе присоединилась Швейцария, и еще через год – Италия.
Сейчас различные государственные программы стимулирования развития малой энергетики от возобновляемых источников действуют более чем 45-и странах по всему миру. В приведенной ниже таблице отображается зависимость увеличения мощностей генерации «зеленой» электроэнергии после введения программ государственной поддержки.
Влияние зеленого тарифа на развитие альтернативной энергетики
Как получить зеленый тариф?
Поскольку в России еще не принята программа государственной поддержки для развития технологий использования альтернативных (возобновляемых) источников, то механизм получения зеленого тарифа еще не до конца понятен. Вполне вероятно, он не будет сильно отличаться от украинского варианта, где чтобы подключить тариф физлицу необходимо действовать по алгоритму, представленному на рисунке.
Порядок действий для получения зеленого тарифа частному лицу в Украине
Обозначения к рисунку о порядке оформления зеленого тарифа:
- Произвести закупку оборудования для солнечной или ветровой электростанции.
- Установить купленное оборудование на объекте.
- Подготовить пакет необходимых документов, после чего передать его на рассмотрение в Облэнерго. Помимо документов, подтверждающих право собственности на участок, обязательно прилагается технический проект мини электростанции, включая копии техпаспортов на все оборудование к нему. Это довольно сложный этап, и судя по отзывам соискателей, самостоятельно решить все вопросы с бюрократической машиной, мало кому удавалось.
- Открыть расчетный счет в любом банке.
- Установить специальные двунаправленные счетчики, предварительно согласовав этот процесс с Облэнерго.
Двунаправленные счетчики для зеленого тарифа
- Подписание договора и акта приема-передачи с представителями Облэнерго.
После выполнения всех выше перечисленных пунктов можно осуществлять продажу электроэнергии государству.
Как продавать электроэнергию государству?
На данный момент, пока Правительство не приняла соответствующего постановления сложно сказать, как будет организована в России поддержка развития альтернативной энергетики. Насколько известно, рассматривается два варианта:
- Система взаиморасчетов, в данном случае владелец мини электрогенератора в случае необходимости может потреблять электроэнергии из общей сети. Например, в период слабой солнечной активности мощность электростанции (на солнечных панелях) будет существенно уменьшаться, соответственно, выработки электричества будет недостаточно для собственных нужд. Если по итогам отчетного периода, сгенерированной энергии меньше, чем потребленной, то разница оплачивается по общепринятому (обычному) тарифу. При излишках электрической энергии разница зачисляется на следующий расчетный период или выплачивается в виде денежной компенсации (в зависимости от условий договора).
- Производители электроэнергии продают ее излишки государству по стоимости превышающей цены на местном энергетическом рынке. Вполне вероятно, что будет действовать ограничение на мощность солнечного и ветрового генератора (планируется 15,0 кВт). Продажа электроэнергии напрямую потребителям не предусмотрена, поскольку для этого необходимо иметь статус энергокомпании, а это накладывает совсем другие требования.
Какой из двух вариантов будет выбран, пока неизвестно.
Выгодно ли продавать электричество государству?
Поскольку у нас зеленый тариф пока не введен, обратимся к опыту соседей. Для этого мы произведем расчеты, которые покажут, насколько рентабельны такие инвестиции.
Возьмем типовую солнечную мини электростанцию на 10 кВт. Оборудование с установкой «под ключ» обойдется примерно в $12000. При тарифной сетке 0,18 евро за киловатт, с учетом расходов под собственные нужды (200 кВт), годовой доход будет порядка $1650 (для количества солнечных дней, соответствующих средней полосе), соответственно, срок окупаемости составит порядка 7,5 лет. После этого продажа электроэнергии по специальным тарифам будет приносить чистую прибыль.
Положительные и отрицательные стороны.
Введение зеленого тарифа будет, безусловно, выгодно для тех, кто владеет небольшими генерирующими установками, работающими от энергии солнца или силы ветра. В данном случае преимущества отразятся в виде дополнительной прибыли в семейный бюджет. Помимо этого внедрение зеленых технологий положительно влияет экологическую обстановку.
Что касается отрицательной стороны медали – это увеличение расходной статьи бюджета государства. Помимо этого следует учитывать, что солнечная энергетика, а также другие виды возобновляемых энергоносителей, оказались дорогим удовольствием. Сейчас Германия вынуждена покупать электроэнергию по зеленым тарифам, заключенным при стоимости киловатта 0,5 евро. При этом нынешняя стоимость (причем даже не минимальная) солнечной электрической энергии около 0,12 евро. Как видите, покупка «зеленой» электроэнергии может стать серьезным бременем для бюджета страны.
Источник