Бизнес план развала схождения

Открываем автосервис: с чего начать, как преуспеть.

Глава 10. Участок сход-развала.

Что такое сход-развал? Слова «развал» и «схождение» всегда упоминаются вместе, но по факту имеют различный смысл. Они обозначают операции по регулировке и настройке подвески автомобиля, суть которых состоит в установке правильных углов осей управляемых колес машины.

Если посмотреть спереди на автомобиль, на котором были выставлены углы развала, то колеса на передней оси будут отклонены наружу на угол до 2 градусов от вертикали. Если поставить колеса параллельно, то руль будет поворачивать значительно сложнее. Этот эффект хорошо заметен на машинах без усилителя руля. Углы развала для правого и левого колеса должны быть как можно ближе по значению, иначе автомобиль будет уводить в сторону при движении.

Схождение – это то же самое, только если смотреть сверху. Передние колеса автомобиля, который побывал на стенде сход-развала, будут смотреть передними кромками внутрь.

Это и называется сходимостью колес. Плюс к этому измеряется еще несколько параметров положения колеса и осей автомобиля.

На наших машинах регулировку делают в основном только на передней подвеске, для иномарок возможна также регулировка всех колес.

Зачем это надо? Во-первых, чтобы улучшить курсовую устойчивость авто, чтобы машину не уводило в сторону (отпустите руль на ровной дороге – и поймете, о чем я). Во-вторых, для более легкого управления машиной, увеличения маневренности, уменьшения склонности к заносам. И в-третьих, чтобы автомобиль «не жрал резину». Если углы установлены неправильно, то за месяц можно «убить» абсолютно новую резину, потому что из-за трения она будет сильно стираться в одном месте.

Периодичность. Обычно для наших машин интервал 10 000-15 000 км, для иномарок – до 30 000 км. Внеплановый сход-развал делают:

Если водитель «поймал» на дороге большую яму и замял колесный диск;

После ремонта ходовой части (например, замены наконечников рулевых тяг, рычагов подвески, сайлент-блоков);

При изменении клиренса машины (например, установки вставок, укороченных пружин);

Если машину стало уводить в сторону;

При сильном износе относительно новой резины;

Когда руль плохо возвращается в нужное положение при выходе из поворотов (когда вы после поворота не выкручиваете его обратно в исходное положение, а просто отпускаете, и он сам должен встать, как надо).

Для оказания этой услуги понадобятся:

1. Стенд сход-развала.

2. Подъемник или специально оборудованная яма.

3. Траверса (специальный домкрат).

4. Поворотные круги.

5. Подвижные задние платформы.

Измерение углов проводится с помощью специальных датчиков, которые крепятся на колеса автомобиля. Между датчиками и компьютером должна быть связь, технически это может быть реализовано по-разному. По способу передачи данных стенды делятся на кордовые, инфракрасные, радиоканальные и 3D-стенды.

В кордовых стендах между датчиками натянуты измерительные кордовые нити, а от датчиков до самого стенда проходят кабели. Из достоинств таких стендов можно отметить высокую помехоустойчивость и относительно низкую стоимость. Плюс к этому, центральная станция стенда может стоять где угодно по отношению к автомобилю. Это важно, если нет возможности установить станцию перед подъемником или ямой, тогда ее можно поставить сбоку. Из недостатков – относительно долгий процесс измерения и, как правило, отсутствие функции «компенсация биения методом прокатки», что увеличивает время регулировки. Также тросики корда и провода могут мешаться под ногами. Ну и, наконец, импортные кордовые стенды обычно микропроцессорные. Почему это не очень хорошо, будет рассказано ниже.

В инфракрасных стендах обмен данными идет, соответственно, по инфракрасному каналу.

Никаких кабелей и проводов;

Более высокая, чем у кордовых стендов, скорость работы;

У некоторых стендов есть опция «компенсация биения методом прокатки». Скорость прохождения автомобиля через операцию выравнивания колес будет такая же, как у 3D-стендов.

Помехоустойчивость ниже, чем у кордовых стендов. Бывают случаи, когда происходят сбои по неизвестным причинам. Если рядом батарея или солнечный луч попадает в датчик – приходится или ставить экран на батарею, или вешать штору от солнца на ворота. Если проводные стенды таких помех не боятся, то для инфракрасного надо учитывать этот фактор при планировке размещения;

Центральная станция должна стоять строго перед автомобилем.

Радиоканальные (Вluеtооth) стенды – это практически то же самое, что и инфракрасные, только обмен между датчиками идет по инфраканалу, а на центральную станцию передача данных – по радиоканалу. Это более современный и помехоустойчивый вариант, чем просто инфракрасный стенд. К тому же, на таких стендах центральную станцию можно ставить где угодно.

3D-стенды – это отдельный разговор. В этих стендах стоят специальные камеры, снимающие мишени, которые вешаются на колеса. На мишенях есть рисунки, которые камеры и снимают. Принцип измерения основывается на изменении размеров предметов при их наблюдении в перспективе и ракурсе. Зная форму, реальный и видимый размеры рисунка на мишени, можно рассчитать расстояние до него и угол, на который он повернут.

Читайте также:  План составления бизнес плана 7 класс обществознание

К недостаткам таких стендов можно отнести то, что они работают на ограниченном диапазоне высот подъемника, то есть существует минимальная и максимальная высота подъема. При выходе из этого диапазона мишени выпадают из поля зрения камер, и регулировка невозможна. Также 30-стендам требуется жесткое крепление и около 2 м свободного пространства перед подъемником. Ну и, конечно, цена.

А достоинств множество. 30-стендам не требуется ни аккумуляторов, ни проводов. Не имеют значения неровности пола или параллельность платформ подъемника относительно друг друга и пола. Они быстрые, точные, не требуют калибровки. Измеряют не только углы установки колес, но и дают полную информацию о геометрии кузова и подвески. Не нужно вывешивать колеса для компенсации биения дисков, достаточно прокатить автомобиль немного назад, а потом немного вперед. Короче, это элита среди стендов.

Также еще есть 2 очень дешевых стенда – оптические и лазерные. На них развал надо делать минут по 40, и при этом развальщик должен иметь большой опыт, так как фактически все делается вручную. Крайне не советую останавливаться на этом варианте. Если 3D-стенд – это Меrсеdеs, то эти два варианта – ржавая «копейка» 70-х годов выпуска.

Все стенды, кроме 3D, в свою очередь, делятся на шестидатчиковые (П-образный контур) и восьмидатчиковые (замкнутый контур). Разница в том, что восьмидатчиковые позволяют измерять не только угол установки колеса, но и просчитать и просмотреть размер «базы»: расстояние между центрами колес, смещение осей, т. е. увидеть деформацию ходовой части, кузова. Бывают случаи, когда клиент приезжает на станцию со словами: «Мне в другом сервисе два дня делали, ничего не сделали, все равно машину тянет в сторону»; автомобиль загоняют на стенд – колеса ровно стоят, а кузов кривой как бумеранг.

Еще нужно обратить внимание на основу центрального модуля. Это может быть полноценный персональный компьютер или микропроцессор, встроенный в ящик. Лучше брать с компьютером. С ним в комплекте идет программа и в случае сбоя ее достаточно просто переустановить и стенд оживает. На микропроцессорных стендах программа прописывается в микросхемах, и если она слетела, то своими силами вы ничего не сделаете. На ПК, обычно, намного легче производить обновление программного обеспечения (то же самое, что обновить программу на домашнем компьютере). На микропроцессорах обновлять ПО неудобно – надо покупать или менять плату расширения.

Есть сложность в том, что компьютерные стенды раз в год или в случае сбоя нужно калибровать, а делается это при помощи калибровочной рамы. В комплект поставки она обычно не входит, поэтому при покупке надо спросить, есть ли она у продавца, чтобы в случае чего быстро обслужить стенд.

Чем дороже стенд, тем проще на нем работать. Компьютерные стенды делают по принципу «на дурака». При работе на компьютерном стенде достаточно, чтобы механик понимал, что если он крутит рулевой наконечник в эту сторону, то наклон колеса идет вот в эту сторону.

Приведем алгоритм работы почти на любом компьютерном стенде:

1. Повесить захваты.

2. Навесить датчики.

3. В меню на экране выбрать модель машины.

4. Вывесить ось и сделать колесом один оборот либо прокатить автомобиль на 20 см.

5. Повернуть руль влево-вправо. Диагностика на этом закончена.

6. Выскакивает таблица, где стоят параметры углов, допуски (как оно должно быть) и фактические показатели автомобиля (как оно есть сейчас). Если показатели в норме, то изображение будет зеленого цвета, если нет – то красного.

7. Задача развальщика – загнать углы в нормы, т. е. крутить гайки до тех пор, пока красное не станет зеленым.

И все, вот он – весь основной процесс. Если развальщик работал на дешевом оптическом или лазерном стенде, то ему достаточного 1 дня, чтобы переучиться на компьютер.

По ценам. Стенд сход-развал на 2 колеса оптический «СКО-1М» (Беларусь) стоит 43 000 руб., лазерный «УЛК-2» (Россия) – 21 500 руб.

В ценовой группе до 400 000 руб. однозначно стоит брать «ТехноВектор» – это намного лучше дешевого импорта. Кордовый стенд сход-развала «ТехноВектор» «ТЧ216» (Россия) – 220 000 руб. Несколько слов о «ТехноВекторе» и его преимуществах. У него очень хорошие показатели надежности, по статистике даже лучше, чем у итальянских стендов. Приемлемая цена. Очень большая база данных – порядка 20 000 машин. Для сравнения: такие базы данных у европейских производителей стендов бывают только в люксовых версиях, а у дешевых микропроцессорных версий база обычно на 6–8 тысяч машин. В отличие от любого импортного стенда, в комплекте у «ТехноВектора» идет калибровочная линейка, которая отдельно стоит около 1000 евро. Все стенды «ТехноВектора» сделаны на базе персонального компьютера. Во многих недорогих итальянских стендах все завязано на микропроцессор, что создает некоторые неудобства. В добавок «ТехноВектор» имеет встроенную справочную систему, подсказывающую, «где какую гайку крутить». В иностранных стендах это доступно только в самых топовых версиях.

Читайте также:  Составить отчет или бизнес план

Если денег чуть больше, можно взять радиоканальный стенд марки Нuntеr, Ноfmаnn или Rаvаgliоli. Они стоят около 400 000 руб. Ну а если денег совсем много, то берите 3D. Стенды Нuntеr стоят порядка 600 000 руб. Судя по отзывам, Нuntеr надежнее. По крайней мере, светодиоды и камеры у них летят реже, чем у Jоhn Веаn. Стенды для ямы, подъемника, подвесной конструкции у них практически одинаковые, разница только в системе крепления.

Траверса нужна для вывешивания оси автомобиля, чтобы поворачивать колеса при диагностике, крутить нужные гайки и регулировать положение колеса.

Подъемник выбираем в зависимости от выбранного стенда. Для сход-развала обычно используют четырехстоечные подъемники, ножничные подъемники либо специальную яму. На многих подъемниках для сход-развала уже установлены передние поворотные круги, задние платформы и траверса. В этом случае их отдельно покупать не придется. Если брать отдельно, например, для ямы, поворотные круги обойдутся в 11 000 руб., платформы примерно столько же, траверса около 50 000.

Для точного измерения важно, чтобы подъемник был выставлен в строго горизонтальное положение. Отклонения будут создавать ошибки и влиять на результаты измерений. Причем добиться горизонтальности платформ в поднятом состоянии относительно пола и относительно друг друга – это задачка не из легких. Ножничный подъемник обеспечивает более точную горизонтальность, чем четырехстоечник. К тому же, можно взять ножничник с подъемником второго уровня, который позволяет вывесить обе оси автомобиля сразу. Хорошо сделанная яма тоже дает точный горизонт, особенно если учесть, что там платформы не поднимаются.

Для 3D-стендов лучше брать ножничный, а не четырехстоечный подъемник, иначе передние стойки подъемника могут помешать камерам стенда «видеть» мишени. Однако, если расстояние между стойками достаточно большое, то можно пользоваться четырехстоечником. Для 3D-стенда горизонтальность платформ неважна, так как с точки зрения стенда автомобиль «парит в воздухе». Можно воспользоваться ямой, но там надо будет дополнительно выкопать участок для размещения стенда спереди ямы.

Если стенд не имеет опции «компенсация биения методом прокатки», когда автомобиль нужно прокатывать вперед-назад, то нет необходимости брать подъемник с удлиненными трапами.

Также вам пригодится справочник с информацией производителя о параметрах углов элементов подвесок и колес, если этой информации не окажется в базе данных стенда. Тут все зависит от того, какие марки машин вы будете обслуживать.

Необходимая площадь зависит от выбранного вами стенда. Если, например, брать 3D-стенд и делать яму, то размеры поста будут следующие:

1 м от входа до ямы (в зависимости от планировки помещения);

2 м от края ямы до стойки с консолью;

0,5 м сама консоль стенда;

Получаем: длина – 9 м, ширина – минимум 4,5 м, площадь – 40,5 кв. м. Хотя я видел, например, такой вариант: четырехстоечный подъемник + оптический стенд «СКО-1М». Размеры были такие: длина подъемника + по метру спереди и сзади. Итого 6,5 м 4,5 м = 30 кв. м площади.

Источник

Участок «сход-развала» – прибыль круглый год

Оснащенность автосервиса – это показатель качества предоставляемых услуг. Как правило, клиент доверяет тому автосервису, где можно сделать полный цикл ремонтно-диагностических работ. В условиях высокой конкуренции наличие участка «сход-развала» является весомым аргументом в пользу автосервиса.

Каждому владельцу автосервиса известно, что чем шире спектр предоставляемых услуг, тем больше клиентов и соответственно выше прибыль сервиса. Некоторые услуги, например шиномонтаж, носят сезонный характер. С другой стороны, «сход-развал» – услуга автосервиса, не знающая сезонности. Любой ремонт ходовой части автомобиля подразумевает последующую регулировку углов установки колес. А процесс ремонта ходовой и вовсе круглогодичный. Вот и выходит, что наличие в сервисе поста «сход-развала» позволяет иметь дополнительный, круглогодичный приток клиентов.

При выборе оборудования для поста «сход-развала» первое, с чем сталкивается владелец автосервиса, – какой именно стенд купить? Как в автосервисе через квартал, или как у друга в соседнем городе? Дело в том, что производство оборудования для «сход-развала» не стоит на месте, и его технологии постоянно совершенствуются. И то, что было актуально 3–5 лет назад, в настоящий момент имеет более совершенную модификацию.

Читайте также:  Бизнес план разведения рыбы с расчетом

Тем не менее выделяются три основных типа стендов: кордовые (проводные), с технологией 3D (беспроводные) и инфракрасные (также беспроводные). Все они примерно равны по соотношению «цена – качество» и точности измерения. Однако…

Проводные: дешево и «сердито»

Кордовый стенд – это бюджетное решение для автосервиса. Поэтому и остается самым популярным. Он, конечно, менее удобен в работе, чем 3D или ИК-беспроводной. Но цена кордового стенда с лихвой компенсирует многие его недостатки и не­удобства. Кроме того, в современных кордовых стендах задействованы самые новые математические алгоритмы обработки результатов.

Среди кордовых стендов существуют различные варианты конфигурации. От самых доступных по цене – стендов на одну ось 4 × 2, до модификаций «замкнутый контур» 8 × 4, позволяющих качественно и быстро измерять «сход-развал». Среди кордовых стендов уже много лет не сдают позиций стенды серии КДС5К от российского производителя АМД. Их отличают высокая точность измерений, небольшая стоимость и быстрая окупаемость.

3D-технология

В крупных автоцентрах и сервисах с большим объемом автомобилей наибольшую популярность приобретают стенды регулировки «сход-развала» с 3D-измерением. Технология 3D обеспечивает высокую скорость получения результатов и точность измерения. В частности, отличные результаты и качество показывают 3D-стенды HUNTER. Несмотря на высокую «скорострельность», 3D-стенд не отменяет последующего ручного труда. Вот почему получается, что преимущество в скорости – понятие весьма относительное. Тем не менее в сознании клиентов автосервиса утвердилось стойкое мнение, что стенд 3D – верх совершенства. Об этом тоже полезно помнить, оснащая автосервис.

Оборудование 3D – недешевое. Чревато покупать 3D-стенд по малой цене или от сомнительного производителя. Такая покупка может обернуться низкой точностью получаемых результатов. Это в лучшем случае. А в худшем – из-за откровенной халтуры в результатах измерений стенд будет обречен на бездействие.

Поскольку в стендах с 3D-технологией высокая точность измерений гарантируется лишь в узком пространственном диапазоне (при выходе из которого точность измерения углов установки колес сильно снижается), то работа на таком оборудовании требует большей аккуратности от персонала.

Таким образом, стенд 3D на автосервисе – это «продвинутый гаджет», позволяющий привлечь дополнительных клиентов, в определенных пределах увеличивающий пропускную способность участка «сход-развала». Но! 3D-стенды – самые дорогие как при покупке, так и при дальнейшем их сервисном обслуживании.

Инфракрасные стенды

Инфракрасный (ИК) стенд беспроводной конструкции менее производителен, чем 3D, но и не такой дорогой. Однако для большинства автосервисов нет необходимости в «сверхпроизводительности»: гораздо важнее удобство, компактность и точность измерений.

Беспроводная конструкция стенда подразумевает обмен данными между из­ме­ри­тельными головками, установленными на колесах, и центральным процессором без применения проводов. Это существенный плюс: провода не рвутся, не цепляются, да и измерительные головки сохраннее – дольше живут. Поэтому беспроводной инфракрасный стенд, имея высокую точность измерения, получил самое широкое распространение в российских автосервисах.

При схожей конфигурации с 3D-стендами инфракрасный стенд в максимальной комплектации может стоить в 2 раза дешевле.

Взять хотя бы инфракрасный беспроводной стенд «сход-развала» компании Launch, модель X-631. Модель хоть и свежая, но уже довольно популярная. Судите сами: конфигурация «замкнутый контур» – 8 датчиков на 4 колеса, полностью русскоязычное меню, последняя версия базы данных автомобилей (с возможностью специалистам автосервиса самостоятельно добавлять в базу новые марки автомобилей), стойка на колесах, большой монитор, поворотные круги – всё необходимое уже в комплекте.

Сильная сторона стенда – предусмотренный наклон датчиков от 15 до 45° для измерений на автомобилях с низким свесом. Кроме того, компенсация биения диска может компенсироваться тремя методами. Опять же удобство мониторинга: на экран выводятся одновременно все параметры установки передних и задних колес для контроля геометрии кузова автомобиля.

Стоимость ИК-стенда не намного превышает цену проводных стендов и в 2 раза меньше аналогичного 3D-стенда. Модель X-631 – бестселлер среди инфракрасных стендов.

Стенд защищен сертификатами ISO, TUV, EC, подтверждающими его высокое качество (кстати, об уровне развития технологий в компании Launch говорит тот факт, что сейчас там активно идет разработка стенда развал-схождения с 3D-технологией).

Выбор оборудования для регулировки «сход-развала» – вопрос непростой. Нет абсолютно одинаковых автосервисов, каждый из них имеет свои особенности: по объемам работы, маркам автомобилей, численности и уровню подготовки персонала – да мало ли еще по каким критериям.

Крупный сервис или гаражный, в любом случае, наличие участка «сход-развала» – это дополнительный круглогодичный доход плюс увеличение потока клиентов.

Оснастить его помогут специалисты компании «Сильверлайн». Они готовы оказать помощь в выборе оборудования любого производителя. А помощь профессионалов в таком вопросе просто необходима..

Источник

Оцените статью